УДК 378.147
Коробченко Андрей Иванович
кандидат исторических наук, доцент Иркутский государственный университет путей сообщений
Голубчикова Марина Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент Иркутский государственный университет korobchenko-1968@mail.ru, mg2@bk.ru
РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»
В статье рассмотрена проблема формирования общекультурных компетенций студентов технических вузов на дисциплине «Физическая культура и спорт». Отражено понятие «учебная самостоятельность», как основа развития компетенций. Представлены авторские подходы к разработке дидактических средств для развития учебной самостоятельности студентов в процессе изучения теоретической части дисциплины «Физическая культура и спорт». Обучающимся предлагается осваивать информацию из учебных текстов, подобранных в соответствии с содержанием дисциплины, через специальную систему заданий для самостоятельной работы. Особое значение придается логическим задачам и творческим заданиям. Среди логических задач, используемых в преподавании теоретической части дисциплины «Физическая культура и спорт» можно выделить такие, как задачи на соответствие, сравнение, сопоставление, классификацию и последовательность. В качестве творческих заданий студентам предлагается написать мини-сочинение или эссе, проанализировать конкретную ситуацию и разработать собственный образовательный продукт.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, общекультурные компетенции, самостоятельность личности, учебная самостоятельность, физическая культура и спорт, дидактические средства, логические задачи.
Самостоятельность личности, ее формирование и развитие - понятия, ставшие, пожалуй, классикой педагогики, однако, не утратившие свою актуальность и по сегодняшний день. В свете развития идеи непрерывного образования именно самостоятельность становится качеством, обеспечивающим успешность человека на всех этапах образовательной и профессиональной траектории. В связи с чем, нам представляется своевременным и необходимым обратиться к понятию «учебная самостоятельность» с позиции новых подходов.
Традиционно в педагогической науке и практике, как прошлого, так и современного образования, проблема учебной самостоятельности рассматривается применительно к ученикам и школьному образовательному процессу. Развитие самостоятельности школьников освещалось в трудах русских и советских педагогов и психологов. Понятие «учебная самостоятельность» и ее развитие применительно к студентам освещено слабо. Значимость обращения к этой проблеме усиливается в свете компетентностно-деятельностного подхода и его реализации в образовательном процессе вуза, в том числе и благодаря Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), введение которых вызвано переменами в обществе и системе образования [1].
Как отмечают многие современные авторы, анализ опыта преподавателей вузов позволяет говорить о недостаточности внимания к вопросу развития самостоятельности личности обучающихся, а это качество является основой для приобретения профессиональных компетенций.
Г.М. Парникова в своей диссертации показывает, что «самостоятельность человека развивается в процессе его адаптации к природным и социальным условиям. Особенно она ценна в тех экстремальных условиях, когда необходимо принимать самостоятельные решения, не ожидая помощи извне. Присвоенные и проверенные в собственном опыте знания снимают у человека состояние тревожности, неуверенности, беспокойства не только в учебном процессе, но и в отношениях с окружающими людьми и предметами, явлениями природы» [4].
Мы понимаем под учебной самостоятельностью качество личности, которое проявляется в готовности и способности обучающегося к самостоятельному решению задач, поставленных как преподавателем, так и самим студентом, используя при этом наиболее эффективные способы работы, а также в выраженной мотивации студентов участвовать в учебно-профессиональной деятельности, осуществляемой на занятии и вне его.
В современных условиях происходит смена парадигм, «становится возможным усиление куль-турообразующей роли образования, появляется новый идеал студента - «человека культуры», обладающего общекультурными компетенциями» [3]. Именно общекультурные компетенции «определяют активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизируют внутренний мир, отношения с социумом и самим собой. Общекультурные компетенции, в отличие от других, имеют постоянный характер. Так, если профессиональные компетенции могут быть недолговечными, то общекультурные человек
© Коробченко А.И., Голубчикова М.Г., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5
79
проносит через всю жизнь, при этом они помогают специалисту в приобретении новых компетенций, которые в свою очередь позволяют ему развиваться и достигать новых высот в своем профессиональном становлении» [3]. Данные компетенции формируются через различные дисциплины, изучаемые студентами.
«Физическая культура и спорт» является обязательной дисциплиной, входящей во все основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) высшего образования. В ряду других дисциплин базовой части учебных планов «Физическая культура и спорт» направлена на формирование общекультурных компетенций студентов, в том числе и технических вузов.
Многие авторы рассматривают понятие «общекультурные компетенции», «общекультурная компетентность» с разных позиций, как интегра-тивное качество личности [2; 3; 8]. Так, например, Л. С. Троянская определяет общекультурную компетентность как «интегративную способность личности обучающегося, обусловленную опытом освоения культурного пространства, уровнем об-ученности, воспитанности и развития, ориентацию на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера» [8]. Данное определение связывает характеристики компетентности и личностные качества, а именно «способность обучающихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем» [8]. Таким образом, общекультурные компетенции опираются на самостоятельность личности, необходимую, как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности. ФГОСы закрепили понятие «общекультурные компетенции», как составляющие общей компетентности личности.
В перечне общекультурных компетенций, входящих в ОПОП по техническим специальностям и профилям обозначены, в частности, такие, которые реализуются через дисциплину «Физическая культура и спорт». Приведем некоторые примеры формулировок компетенций из ФГОС по техническим специальностям (ОК-8) и направлениям (ОК-11).
«ОК-8 - способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [5].
«ОК-11 - владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [6].
Данные формулировки требуют дополнительных уточнений при описании образовательных
результатов, конкретизации необходимых для овладения студентами умений. Поскольку в таком изложении остается множество вопросов не только у обучающихся, но и у самих преподавателей. Особенно усложняет работу преподавателей много-аспектность формулировок компетенций. Поэтому требуется их детализация и распределение по этапам формирования.
В данной работе мы основной акцент делаем на роли и значении теоретической части дисциплины «Физическая культура и спорт», которая стала обязательным элементом, наряду с практическими занятиями. Именно на материале теоретической части имеется возможность для формирования учебной самостоятельности студентов, как основы дальнейшего развития их общекультурных компетенций в данной дисциплине.
Для перехода от реального к желаемому результату необходимо скорректировать требования к результатам высшего образования. Определение этих требований связано с выбором планируемого результата, который, с точки зрения Г.Х. Нигматзяно-вой, «может заключаться в следующих вариантах:
- либо в поверхностной информированности о большом числе первоисточников культуры, либо в глубоком знании небольшого их числа;
- в способности ориентироваться в источниках информации, отбирать их для решения познавательных задач по определенным критериям;
- в способности объяснять явления действительности, по крайней мере, те, с которыми люди встречаются в повседневной жизни, с позиций науки; при этом речь идет не только о научном понимании таких явлений, но и о способности объяснять их другим людям;
- в способности ориентироваться в актуальных проблемах, связанных со здоровым образом жизни (в сути проблем, причинах их возникновения, мнениях о путях решения); приводить примеры проблем, которые стали предметом общественного обсуждения, и определять свой взгляд на предлагаемые пути решения этих проблем;
- в способности ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, что предполагает умение различать факты, суждения, оценки, устанавливать их связь с определенной системой ценностей, определять собственное аксиологическое поле» [3].
При этом, любой из перечисленных компонентов общекультурных компетенций может рассматриваться как самостоятельная цель образования, реализуемая в процессе изучения всех учебных дисциплин и в процессе внеаудиторной деятельности
Безусловно, достаточно трудно реализовать данные задачи на такой прикладной дисциплине, как «Физическая культура и спорт» ввиду специфики ее содержания и организации. Поэтому требуются особым образом построенные учебно-ме-
80
Вестник КГУ ^ 2017
тодические материалы, позволяющие организовать самостоятельную деятельность студентов, в дополнение к лекционному курсу. Данные учебно-методические материалы дополняются учебным пособием с разработанными новыми для данной дисциплины дидактическими средствами, позволяющими студентам не только осваивать теоретический материал, но и развивать учебную самостоятельность и овладевать общекультурными компетенциями.
Мы предлагаем нашим студентам осваивать информацию из учебных текстов, подобранных в соответствии с содержанием дисциплины через специальную систему заданий для самостоятельной работы, направленных на систематизацию и закрепление знаний по теоретическим вопросам дисциплины «Физическая культура и спорт». Система заданий включает ответы на контрольные вопросы, составление и заполнение таблиц на основе анализа учебных текстов, решение логических задач на сравнение, сопоставление, классификацию и последовательность, выполнение творческих заданий в форме написания эссе, мини-сочинений на основе анализа конкретных ситуаций.
Так, логические задачи, включают следующие варианты.
Логические задачи на соответствие. Студентам предлагается проанализировать текст и установить соответствие между компонентами физической культуры и их содержанием. Или на основе анализа предложенного текста установить соответствие между мерой творческого самовыражения личности в физической культуре и характером её проявления.
Логические задачи на группировку. Студенты должны, например, объединить предлагаемые физические упражнения в группы по различным признакам: стандартные, нестандартные, циклические, ациклические. Или объединить в группы показатели самоконтроля: объективные и субъективные.
Логические задачи на выбор правильных вариантов. Например, студентам необходимо закончить предложение о благоприятном воздействии различных факторов на утомленных учебным трудом студентов, выбрав один или несколько правильных вариантов из предложенных.
Логические задачи на сравнение. Например, предлагаем студентам сравнить характеристики спортивных и подвижных игр. Результаты сравнения занести в таблицу.
Логические задачи на последовательность. Предлагаем распределить спортивные звания в порядке возрастания (от низших к высшим).
Среди творческих заданий возможны следующие варианты:
- написать мини-сочинение на тему «Чем опасно умственное утомление и как с ним бороться?»;
- написать эссе (размышление) на тему «Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться»;
- составить памятку для студента «Как организовать свою деятельность в период сессии, чтобы сохранить здоровье и заработать стипендию?»;
- предложить варианты специальной физической подготовки для Вашей будущей профессии;
- составить недельный тренировочный план для самостоятельных занятий по бегу в аэробном режиме;
- составить собственный дневник самоконтроля состояния организма при самостоятельных тренировках;
- придумать комплекс упражнений для физкультурной минутки, которую можно провести во время лекции и т. д.
Наш опыт показывает, что данные дидактические средства помогают студентам освоить теоретический курс по дисциплине «Физическая культура и спорт» на основе развития учебной самостоятельности, заложить основу для формирования общекультурных компетенций будущих выпускников технических вузов, что в перспективе поможет освоить практические умения и навыки по организации здорового образа жизни, укреплению здоровья, повышению жизненных сил организма, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Коломиец О.М. Организация учебно-профессиональной деятельности студента в преподавании на основе компетентностно-деятельностного подхода // Педагогический журнал. - 2016. - № 5. -С. 47-58.
2. Медяник Г.А., Гнатюк Н.В. Формирование общекультурных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования // Акмеоло-гия. - 2015. - № 4 (56). - С. 262-265.
3. Нигматзянова Г.Х. Структура и содержание общекультурных компетенций студента // Гуманитарные научные исследования: Электронный научно-практический журнал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ШрУ/Иитап^паика. ги/2014/02/5851 (дата обращения: 2.10.2107).
4. Парникова Г.М. Формирование учебной самостоятельности будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/formirovanie-uchebnoi-samostoyatelnosti-budushchikh-ekonomistov-v-protsesse-obucheniya-inost#ixzz4lYd5Hhcd (дата обращения: 10.05.2017)
5. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 219 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 23.05.02 Транспортные средства специального назна-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5
81
чения (уровень специалитета)». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvospec/230502.pdf (дата обращения: 25.04.2017).
6. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 219 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/090302. pdf. (дата обращения: 25.04.2017).
7. Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Ижевск, 2004. - 23 с.
8. Фахрутдинова Р.А., Нигматзянова Г.Х. Экспериментальное исследование процесса формирования общекультурных компетенций студентов - будущих филологов // Современная педагогика. - 2014. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedagogika.snauka. ru/2014/03/2176 (дата обращения: 01.10.2017).
References
1. Kolomiec O.M. Organizaciya uchebno-professional'noj deyatel'nosti studenta v prepodavanii na osnove kompetentnostno-deyatel'nostnogo podhoda // Pedagogicheskij zhurnal. - 2016. - № 5. -S. 47-58.
2. Medyanik G.A., Gnatyuk N.V. Formirovanie obshchekul'turnyh kompetencij u bakalavrov psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya // Akmeologiya. - 2015. - №4 (56). - S. 262-265.
3. Nigmatzyanova G.H. Struktura i soderzhanie obshchekul'turnyh kompetencij studenta // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya: EHlektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. [EHlektronnyj
resurs]. - Rezhim dostupa: http://human.snauka. ru/2014/02/5851 (data obrashcheniya: 2.10.2107).
4. Parnikova G.M. Formirovanie uchebnoj samostoyatel'nosti budushchih ehkonomistov v processe obucheniya inostrannomu yazyku: dis. ... kand. ped. nauk. - YAkutsk, 2009. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/ content/formirovanie-uchebnoi-samostoyatelnosti-budushchikh-ekonomistov-v-protsesse-obucheniya-inost#ixzz4lYd5Hhcd (data obrashcheniya: 10.05.2017).
5. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.03.2015 № 219 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 23.05.02 Transportnye sredstva special'nogo naznacheniya. [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvospec/230502.pdf (data obrashcheniya: 25.04.2017).
6. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.03.2015 № 219 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 09.03.02 Informacionnye sistemy i tekhnologii (uroven' bakalavriata)». [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/090302.pdf. (data obrashcheniya: 25.04.2017).
7. Troyanskaya S.L. Razvitie obshchekul'turnoj kompetentnosti studentov sredstvami muzejnoj pedagogiki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Izhevsk, 2004. - 23 s.
8. Fahrutdinova R.A., Nigmatzyanova G.H. EHksperimental'noe issledovanie processa formirovaniya obshchekul'turnyh kompetencij studentov - budushchih filologov // Sovremennaya pedagogika. - 2014. - № 3. [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://pedagogika.snauka. ru/2014/03/2176 (data obrashcheniya: 01.10.2017).
82
Вестник КГУ 2017