Научная статья на тему 'Развитие учебной самостоятельности студентов технических вузов как основы формирования общекультурных компетенций посредством дисциплины "Физическая культура и спорт"'

Развитие учебной самостоятельности студентов технических вузов как основы формирования общекультурных компетенций посредством дисциплины "Физическая культура и спорт" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / COMPETENCE / COMPETENCY / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / INDEPENDENCE OF PERSONALITY / LEARNING INDEPENDENCE / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / DIDACTIC TOOLS / LOGIC PUZZLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробченко Андрей Иванович, Голубчикова Марина Геннадьевна

В статье рассмотрена проблема формирования общекультурных компетенций студентов технических вузов на дисциплине «Физическая культура и спорт». Отражено понятие «учебная самостоятельность», как основа развития компетенций. Представлены авторские подходы к разработке дидактических средств для развития учебной самостоятельности студентов в процессе изучения теоретической части дисциплины «Физическая культура и спорт». Обучающимся предлагается осваивать информацию из учебных текстов, подобранных в соответствии с содержанием дисциплины, через специальную систему заданий для самостоятельной работы. Особое значение придается логическим задачам и творческим заданиям. Среди логических задач, используемых в преподавании теоретической части дисциплины «Физическая культура и спорт» можно выделить такие, как задачи на соответствие, сравнение, сопоставление, классификацию и последовательность. В качестве творческих заданий студентам предлагается написать мини-сочинение или эссе, проанализировать конкретную ситуацию и разработать собственный образовательный продукт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробченко Андрей Иванович, Голубчикова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of educational independence of students of technical universities as the basis for the formation of general cultural competences by means of the discipline "Physical culture and sport"

The article considers the problem of formation of General cultural competence of technical universities students on the discipline "Physical culture and sport". We reflected the concept of "educational autonomy" as the basis for the development of competencies. Presents the author's approaches to the development of didactic tools for the development of educational independence of students in learning the theoretical part of the discipline "Physical culture and sport". Students are encouraged to master information from academic texts, selected in accordance with the content of the discipline, through a special system of tasks for independent work. Particular importance is attached to logical tasks and creative tasks. Among the logical tasks used in teaching the theoretical part of the discipline "Physical culture and sports" can be identified such tasks as matching, comparing, matching, classification and sequence. As creative tasks, students are encouraged to write a mini-essay or an essay, to analyse the specific situation and to develop their own educational product.

Текст научной работы на тему «Развитие учебной самостоятельности студентов технических вузов как основы формирования общекультурных компетенций посредством дисциплины "Физическая культура и спорт"»

УДК 378.147

Коробченко Андрей Иванович

кандидат исторических наук, доцент Иркутский государственный университет путей сообщений

Голубчикова Марина Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент Иркутский государственный университет [email protected], [email protected]

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

В статье рассмотрена проблема формирования общекультурных компетенций студентов технических вузов на дисциплине «Физическая культура и спорт». Отражено понятие «учебная самостоятельность», как основа развития компетенций. Представлены авторские подходы к разработке дидактических средств для развития учебной самостоятельности студентов в процессе изучения теоретической части дисциплины «Физическая культура и спорт». Обучающимся предлагается осваивать информацию из учебных текстов, подобранных в соответствии с содержанием дисциплины, через специальную систему заданий для самостоятельной работы. Особое значение придается логическим задачам и творческим заданиям. Среди логических задач, используемых в преподавании теоретической части дисциплины «Физическая культура и спорт» можно выделить такие, как задачи на соответствие, сравнение, сопоставление, классификацию и последовательность. В качестве творческих заданий студентам предлагается написать мини-сочинение или эссе, проанализировать конкретную ситуацию и разработать собственный образовательный продукт.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, общекультурные компетенции, самостоятельность личности, учебная самостоятельность, физическая культура и спорт, дидактические средства, логические задачи.

Самостоятельность личности, ее формирование и развитие - понятия, ставшие, пожалуй, классикой педагогики, однако, не утратившие свою актуальность и по сегодняшний день. В свете развития идеи непрерывного образования именно самостоятельность становится качеством, обеспечивающим успешность человека на всех этапах образовательной и профессиональной траектории. В связи с чем, нам представляется своевременным и необходимым обратиться к понятию «учебная самостоятельность» с позиции новых подходов.

Традиционно в педагогической науке и практике, как прошлого, так и современного образования, проблема учебной самостоятельности рассматривается применительно к ученикам и школьному образовательному процессу. Развитие самостоятельности школьников освещалось в трудах русских и советских педагогов и психологов. Понятие «учебная самостоятельность» и ее развитие применительно к студентам освещено слабо. Значимость обращения к этой проблеме усиливается в свете компетентностно-деятельностного подхода и его реализации в образовательном процессе вуза, в том числе и благодаря Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), введение которых вызвано переменами в обществе и системе образования [1].

Как отмечают многие современные авторы, анализ опыта преподавателей вузов позволяет говорить о недостаточности внимания к вопросу развития самостоятельности личности обучающихся, а это качество является основой для приобретения профессиональных компетенций.

Г.М. Парникова в своей диссертации показывает, что «самостоятельность человека развивается в процессе его адаптации к природным и социальным условиям. Особенно она ценна в тех экстремальных условиях, когда необходимо принимать самостоятельные решения, не ожидая помощи извне. Присвоенные и проверенные в собственном опыте знания снимают у человека состояние тревожности, неуверенности, беспокойства не только в учебном процессе, но и в отношениях с окружающими людьми и предметами, явлениями природы» [4].

Мы понимаем под учебной самостоятельностью качество личности, которое проявляется в готовности и способности обучающегося к самостоятельному решению задач, поставленных как преподавателем, так и самим студентом, используя при этом наиболее эффективные способы работы, а также в выраженной мотивации студентов участвовать в учебно-профессиональной деятельности, осуществляемой на занятии и вне его.

В современных условиях происходит смена парадигм, «становится возможным усиление куль-турообразующей роли образования, появляется новый идеал студента - «человека культуры», обладающего общекультурными компетенциями» [3]. Именно общекультурные компетенции «определяют активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизируют внутренний мир, отношения с социумом и самим собой. Общекультурные компетенции, в отличие от других, имеют постоянный характер. Так, если профессиональные компетенции могут быть недолговечными, то общекультурные человек

© Коробченко А.И., Голубчикова М.Г., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

79

проносит через всю жизнь, при этом они помогают специалисту в приобретении новых компетенций, которые в свою очередь позволяют ему развиваться и достигать новых высот в своем профессиональном становлении» [3]. Данные компетенции формируются через различные дисциплины, изучаемые студентами.

«Физическая культура и спорт» является обязательной дисциплиной, входящей во все основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) высшего образования. В ряду других дисциплин базовой части учебных планов «Физическая культура и спорт» направлена на формирование общекультурных компетенций студентов, в том числе и технических вузов.

Многие авторы рассматривают понятие «общекультурные компетенции», «общекультурная компетентность» с разных позиций, как интегра-тивное качество личности [2; 3; 8]. Так, например, Л. С. Троянская определяет общекультурную компетентность как «интегративную способность личности обучающегося, обусловленную опытом освоения культурного пространства, уровнем об-ученности, воспитанности и развития, ориентацию на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера» [8]. Данное определение связывает характеристики компетентности и личностные качества, а именно «способность обучающихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем» [8]. Таким образом, общекультурные компетенции опираются на самостоятельность личности, необходимую, как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности. ФГОСы закрепили понятие «общекультурные компетенции», как составляющие общей компетентности личности.

В перечне общекультурных компетенций, входящих в ОПОП по техническим специальностям и профилям обозначены, в частности, такие, которые реализуются через дисциплину «Физическая культура и спорт». Приведем некоторые примеры формулировок компетенций из ФГОС по техническим специальностям (ОК-8) и направлениям (ОК-11).

«ОК-8 - способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [5].

«ОК-11 - владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [6].

Данные формулировки требуют дополнительных уточнений при описании образовательных

результатов, конкретизации необходимых для овладения студентами умений. Поскольку в таком изложении остается множество вопросов не только у обучающихся, но и у самих преподавателей. Особенно усложняет работу преподавателей много-аспектность формулировок компетенций. Поэтому требуется их детализация и распределение по этапам формирования.

В данной работе мы основной акцент делаем на роли и значении теоретической части дисциплины «Физическая культура и спорт», которая стала обязательным элементом, наряду с практическими занятиями. Именно на материале теоретической части имеется возможность для формирования учебной самостоятельности студентов, как основы дальнейшего развития их общекультурных компетенций в данной дисциплине.

Для перехода от реального к желаемому результату необходимо скорректировать требования к результатам высшего образования. Определение этих требований связано с выбором планируемого результата, который, с точки зрения Г.Х. Нигматзяно-вой, «может заключаться в следующих вариантах:

- либо в поверхностной информированности о большом числе первоисточников культуры, либо в глубоком знании небольшого их числа;

- в способности ориентироваться в источниках информации, отбирать их для решения познавательных задач по определенным критериям;

- в способности объяснять явления действительности, по крайней мере, те, с которыми люди встречаются в повседневной жизни, с позиций науки; при этом речь идет не только о научном понимании таких явлений, но и о способности объяснять их другим людям;

- в способности ориентироваться в актуальных проблемах, связанных со здоровым образом жизни (в сути проблем, причинах их возникновения, мнениях о путях решения); приводить примеры проблем, которые стали предметом общественного обсуждения, и определять свой взгляд на предлагаемые пути решения этих проблем;

- в способности ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, что предполагает умение различать факты, суждения, оценки, устанавливать их связь с определенной системой ценностей, определять собственное аксиологическое поле» [3].

При этом, любой из перечисленных компонентов общекультурных компетенций может рассматриваться как самостоятельная цель образования, реализуемая в процессе изучения всех учебных дисциплин и в процессе внеаудиторной деятельности

Безусловно, достаточно трудно реализовать данные задачи на такой прикладной дисциплине, как «Физическая культура и спорт» ввиду специфики ее содержания и организации. Поэтому требуются особым образом построенные учебно-ме-

80

Вестник КГУ ^ 2017

тодические материалы, позволяющие организовать самостоятельную деятельность студентов, в дополнение к лекционному курсу. Данные учебно-методические материалы дополняются учебным пособием с разработанными новыми для данной дисциплины дидактическими средствами, позволяющими студентам не только осваивать теоретический материал, но и развивать учебную самостоятельность и овладевать общекультурными компетенциями.

Мы предлагаем нашим студентам осваивать информацию из учебных текстов, подобранных в соответствии с содержанием дисциплины через специальную систему заданий для самостоятельной работы, направленных на систематизацию и закрепление знаний по теоретическим вопросам дисциплины «Физическая культура и спорт». Система заданий включает ответы на контрольные вопросы, составление и заполнение таблиц на основе анализа учебных текстов, решение логических задач на сравнение, сопоставление, классификацию и последовательность, выполнение творческих заданий в форме написания эссе, мини-сочинений на основе анализа конкретных ситуаций.

Так, логические задачи, включают следующие варианты.

Логические задачи на соответствие. Студентам предлагается проанализировать текст и установить соответствие между компонентами физической культуры и их содержанием. Или на основе анализа предложенного текста установить соответствие между мерой творческого самовыражения личности в физической культуре и характером её проявления.

Логические задачи на группировку. Студенты должны, например, объединить предлагаемые физические упражнения в группы по различным признакам: стандартные, нестандартные, циклические, ациклические. Или объединить в группы показатели самоконтроля: объективные и субъективные.

Логические задачи на выбор правильных вариантов. Например, студентам необходимо закончить предложение о благоприятном воздействии различных факторов на утомленных учебным трудом студентов, выбрав один или несколько правильных вариантов из предложенных.

Логические задачи на сравнение. Например, предлагаем студентам сравнить характеристики спортивных и подвижных игр. Результаты сравнения занести в таблицу.

Логические задачи на последовательность. Предлагаем распределить спортивные звания в порядке возрастания (от низших к высшим).

Среди творческих заданий возможны следующие варианты:

- написать мини-сочинение на тему «Чем опасно умственное утомление и как с ним бороться?»;

- написать эссе (размышление) на тему «Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться»;

- составить памятку для студента «Как организовать свою деятельность в период сессии, чтобы сохранить здоровье и заработать стипендию?»;

- предложить варианты специальной физической подготовки для Вашей будущей профессии;

- составить недельный тренировочный план для самостоятельных занятий по бегу в аэробном режиме;

- составить собственный дневник самоконтроля состояния организма при самостоятельных тренировках;

- придумать комплекс упражнений для физкультурной минутки, которую можно провести во время лекции и т. д.

Наш опыт показывает, что данные дидактические средства помогают студентам освоить теоретический курс по дисциплине «Физическая культура и спорт» на основе развития учебной самостоятельности, заложить основу для формирования общекультурных компетенций будущих выпускников технических вузов, что в перспективе поможет освоить практические умения и навыки по организации здорового образа жизни, укреплению здоровья, повышению жизненных сил организма, необходимые в будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Коломиец О.М. Организация учебно-профессиональной деятельности студента в преподавании на основе компетентностно-деятельностного подхода // Педагогический журнал. - 2016. - № 5. -С. 47-58.

2. Медяник Г.А., Гнатюк Н.В. Формирование общекультурных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования // Акмеоло-гия. - 2015. - № 4 (56). - С. 262-265.

3. Нигматзянова Г.Х. Структура и содержание общекультурных компетенций студента // Гуманитарные научные исследования: Электронный научно-практический журнал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ШрУ/Иитап^паика. ги/2014/02/5851 (дата обращения: 2.10.2107).

4. Парникова Г.М. Формирование учебной самостоятельности будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/formirovanie-uchebnoi-samostoyatelnosti-budushchikh-ekonomistov-v-protsesse-obucheniya-inost#ixzz4lYd5Hhcd (дата обращения: 10.05.2017)

5. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 219 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 23.05.02 Транспортные средства специального назна-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

81

чения (уровень специалитета)». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvospec/230502.pdf (дата обращения: 25.04.2017).

6. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 219 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/090302. pdf. (дата обращения: 25.04.2017).

7. Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Ижевск, 2004. - 23 с.

8. Фахрутдинова Р.А., Нигматзянова Г.Х. Экспериментальное исследование процесса формирования общекультурных компетенций студентов - будущих филологов // Современная педагогика. - 2014. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedagogika.snauka. ru/2014/03/2176 (дата обращения: 01.10.2017).

References

1. Kolomiec O.M. Organizaciya uchebno-professional'noj deyatel'nosti studenta v prepodavanii na osnove kompetentnostno-deyatel'nostnogo podhoda // Pedagogicheskij zhurnal. - 2016. - № 5. -S. 47-58.

2. Medyanik G.A., Gnatyuk N.V. Formirovanie obshchekul'turnyh kompetencij u bakalavrov psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya // Akmeologiya. - 2015. - №4 (56). - S. 262-265.

3. Nigmatzyanova G.H. Struktura i soderzhanie obshchekul'turnyh kompetencij studenta // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya: EHlektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. [EHlektronnyj

resurs]. - Rezhim dostupa: http://human.snauka. ru/2014/02/5851 (data obrashcheniya: 2.10.2107).

4. Parnikova G.M. Formirovanie uchebnoj samostoyatel'nosti budushchih ehkonomistov v processe obucheniya inostrannomu yazyku: dis. ... kand. ped. nauk. - YAkutsk, 2009. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/ content/formirovanie-uchebnoi-samostoyatelnosti-budushchikh-ekonomistov-v-protsesse-obucheniya-inost#ixzz4lYd5Hhcd (data obrashcheniya: 10.05.2017).

5. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.03.2015 № 219 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 23.05.02 Transportnye sredstva special'nogo naznacheniya. [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvospec/230502.pdf (data obrashcheniya: 25.04.2017).

6. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.03.2015 № 219 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 09.03.02 Informacionnye sistemy i tekhnologii (uroven' bakalavriata)». [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/090302.pdf. (data obrashcheniya: 25.04.2017).

7. Troyanskaya S.L. Razvitie obshchekul'turnoj kompetentnosti studentov sredstvami muzejnoj pedagogiki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Izhevsk, 2004. - 23 s.

8. Fahrutdinova R.A., Nigmatzyanova G.H. EHksperimental'noe issledovanie processa formirovaniya obshchekul'turnyh kompetencij studentov - budushchih filologov // Sovremennaya pedagogika. - 2014. - № 3. [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://pedagogika.snauka. ru/2014/03/2176 (data obrashcheniya: 01.10.2017).

82

Вестник КГУ 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.