УДК 378.14
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» У БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 05.03.06 «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»
А.А. Клименко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар, А.А. Русанов, доцент кафедры физического воспитания,
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар, Н.В. Славинский, кандидат юридических наук, доцент кафедры физического воспитания, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар, И.Н. Калинина, доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии и спортивной медицины, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: [email protected].
В статье представлен анализ программы дисциплины «Физическая культура и спорт» для бакалавров по направлению подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование», разработанной на кафедре физического воспитания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». Согласно представленной программе, целью освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» является формирование физической культуры личности обучающихся, а также использование полученных знаний и умений в процессе подготовки и осуществления будущей профессиональной деятельности. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются, наряду с другими, и образование, просвещение, и здоровье населения, демографические процессы, и программы устойчивого развития на всех уровнях.
Рабочая программа дисциплины содержит все основные разделы согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Реализуемая на 1-м курсе в 1-м семестре вышеуказанная дисциплина не только является базовой для освоения других дисциплин, но и предусматривает после-
дующее освоение компетенции ОК-8 на элективных курсах. Представленные средства оценочного фонда позволяют в полной мере оценить приобретенные в процессе освоения дисциплины знания, умения и навыки. Рабочая программа, включающая лекционный курс, физическое самосовершенствование, выполнение практических и творческих заданий, а также написание реферата, позволяет студенту, а в дальнейшем выпускнику не только поддерживать уровень своего здоровья на должном уровне, но и использовать полученные знания в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: компетенции, физическая культура, бакалавры, экология и природопользование, рабочая программа дисциплины.
Для цитирования: Клименко А.А., Русанов А.А., Славинский Н.В., Калинина И.Н. Формирование компетенции в рамках освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» у бакалавров по направлению подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование» // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 2. - С. 122-127.
For citation: Klimenko A., Rusanov A., Slavinsky N., Kalinina I. Formation of the competence during mastering of the discipline «Physical education and sports» by bachelors of the educational direction 05.03.06 «Ecology
and environmental management». Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice.], 2018, no 2, pp. 122-127 (in Russian).
Введение. В настоящее время наблюдается заметный рост интереса ученых и практиков к проблематике, связанной с разработкой, утверждением и реализацией образовательных программ высшего образования. Введение ФГОС третьего поколения предусматривает целый ряд системных изменений в работе вуза с образовательными программами высшего профессионального образования [1, 2]. Образовательная программа становится ключевым документом любой образовательной организации, направленным на решение стратегических задач, на удовлетворение перспективных образовательных потребностей, реализацию социального образовательного заказа [1, с. 198]. Учитывая запросы современного работодателя, обучение в вузе должно, кроме знаний, давать возможность выпускнику получить навыки и умения различного характера, позволяющие ему быстро и грамотно справляться с различными жизненными ситуациями и вопросами делового характера. Исходя из этого, в системе профессионального образования сформировались тенденции объединения квалификационных и компетентностью требований, которые и характеризуют выпускника как специалиста.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования базовыми критериями, определяющими оценку качества обучения, являются компетенции, которые студент приобретает во время обучения в вузе. Исходя из общепринятых в педагогике мнений, компетенцией является область вопросов, в которой человек осведомлен, т.е. обладает определенными знаниями, умениями и опытом. Компетенции делятся на две основные группы: общекультурные и профессиональные [3, 4, 5]. При освоении общекультурных компетенций (ОК), необходимых для освоения большинства профессий, решаются профессиональные задачи, которые позволяют выпускнику быть востребованным на рынке труда. Профессиональные компетенции (ПК), которые приобретены в процессе обучения, позволяют действовать на основе полученных знаний, умений и опыта в специфической профессиональной области. ФГОС по направлению подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование (уровень бакалавриата)» (зарегистрирован в Минюсте России 26.08.2016 № 43432) предусматривает также и общепрофессиональные компетенции (ОПК), которые определяют состав задач и полномочий многих профессий и включают познавательные, ценностно-ориентационные, коммуникативные и др.
Результаты исследования. Основной целью ком-петентностного подхода к обучению является превращение студента в грамотного и компетентного специалиста, который владеет профессиональными компетенциями, позволяющими ему выполнять опре-
деленный вид профессиональной деятельности (основную функцию) [5].
В качестве объекта изучения нами была проанализирована рабочая программа дисциплины «Физическая культура и спорт», разработанная на кафедре «физического воспитания» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» для академического бакалавриата по направлению подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование», профиля подготовки «Экология и природопользование». Целью освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» является формирование физической культуры (ФК) личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Согласно образовательному стандарту, объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших вышеуказанную программу бакалавриата, являются образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях.
В рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» реализуется компетенция ОК-8, которая предусматривает использование методов и средств ФК для обеспечения своей полноценной социальной и профессиональной деятельности, что полностью соответствует будущей профессиональной деятельности выпускников.
Дисциплина преподается на первом курсе в первом семестре согласно учебному плану вуза по вышеуказанному направлению подготовки. Именно на этом этапе, в начале обучения решаются задачи освоения дисциплины, касающиеся формирования у студентов устойчивой положительной мотивации к учебным занятиям, участию в разнообразных внутривузовских и региональных соревнованиях и научно-практических конференциях в области вопросов здорового образа жизни и физической культуры; развития у студентов знаний по истории физической культуры. В процессе реализации компетенций у студентов формируются практические умения и навыки занятиями различными видами спорта, готовность применять полученные знания для достижения высокого уровня физического здоровья и поддержания его на этом уровне в процессе обучения в вузе, а также для дальнейшей профессиональной деятельности. Кроме того, студенты и выпускники получают возможность развития индивидуально-психологических и социально-психологических свойств личности, необходимых для успешной учебной и профессиональной деятельности.
Согласно рабочей программе в рамках освоения компетенций студенты должны приобрести определенные знания в области основ ФК и ЗОЖ, о способах оценки, самооценки и мониторинга физического развития и физической подготовленности, правилах
планирования и проведения индивидуальных и групповых занятий для различных категорий населения. Кроме того, при реализации компетенций студенты приобретают умения по использованию различных средств ФК и спорта для повышения и поддержания определенного уровня работоспособности, умения индивидуального выбора физических упражнений, самостоятельных занятий и видов спорта с учетом индивидуальных особенностей организма, способностью применять методики самостоятельных занятий и осуществлять самоконтроль за состоянием организма. Выпускник, согласно этой компетенции, в различной степени владеет методами физического воспитания и укрепления здоровья для достижения уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Объем дисциплины составляет 72 часа, 2 зачетные единицы. Лекционная часть дисциплины занимает 18 часов. Для студентов академического бакалавриата по направлению подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование», профиль подготовки «Экология и природопользование» лекционная часть дисциплины представлена 18 часами аудиторных занятий, в которых рассмотрены все основные вопросы теории и методики физической культуры, в соответствии с профилем подготовки. Основными вопросами лекций являются знания, планируемые при реализации компетенций, которые касаются в основном вопросов подготовки студентов в плане физического самосовершенствования, социально-биологических основ ФК, развития основных физических качеств, основ ЗОЖ, способности подобрать средства и методы ФК, оздоровительной ФК и вида спорта в качестве самостоятельных занятий, необходимых для достижения хорошей физической формы и реализации своей профессиональной деятельности.
Рабочей программой дисциплины предусмотрена и самостоятельная работа студентов, которая составляет 53 часа. Большая часть самостоятельной работы уделяется вопросам прикладного характера, так, например, в разделе «Физическая подготовка в профессиональной деятельности бакалавра» особая роль уделяется вопросам изучения: производственной физической культуры, профессионально-прикладной физической подготовки, роли будущих специалистов по внедрению физической культуры в профессиональном коллективе, повышению уровня здоровья населения, санитарно-просветительской работе о ЗОЖ с позиции улучшения демографических показателей нашей страны.
Необходимо отметить, что в лекционных занятиях для студентов, обучающихся именно по этому направлению и профилю подготовки, сделан акцент на понятии организма человека как биологической системы, понятии о гомеостазе, гиподинамии и гипоксии, резистентности, понятии о здоровом образе жизни и его компонентах, средствах и методах физической культуры, позволяющих повысить уровень здоровья челове-
ка, адаптации организма студентов к обучению в вузе средствами физической культуры и др.
В качестве типовых контрольных заданий, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих последовательность формирования выбранной в учебном плане компетенции, в процессе освоения ОПОП в рабочей программе имеются темы рефератов, позволяющих оценить знания и умения в области физической культуры и спорта по избранному профилю образования. Основными вопросами, которые должны быть раскрыты в реферате, являются: значимость физической подготовки в профессиональной деятельности эколога, роль двигательной активности в сохранении здоровья человека, последствия гиподинамии, роль физических упражнений в режиме труда и отдыха, занятия физическими упражнениями в период беременности, роль рационального питания, значимость физической культуры для повышения иммунитета и другие.
Кроме того, согласно новым требованиям ФГОС высшего образования в рабочей программе дисциплины «Физическая культура и спорт» используется кейс-метод, который подразумевает технику обучения на основе описания реальных проблемных ситуаций. При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией. В этом случае обучающийся приобретает умения и навыки, позволяющие ему решать проблемы общего и профессионального характера, применять полученные предметные знания на практике, вести переговоры различного уровня в рамках своей профессиональной деятельности, быть ответственным за принятые решения. В качестве примера приведем кейс 1 - «Болезнь и снижение адаптивности организма к изменениям внешней среды». На первом этапе кейс-задания обучающийся должен выбрать из предложенного списка внешние причины болезни (механические или химические факторы повреждения; действие высоких и низких температур; воздействие лучевой энергии или электрического тока на организм; воздействие биологических факторов внешней среды; болезнетворное воздействие на организм давления, шума, вибрации и др.). На этом этапе студент показывает свой уровень знания основ, полученных в определенном модуле. Следующий этап кейс-задания - «охарактеризуйте внутренние причины болезни», подразумевает умение студента соотнести причину заболевания с определенными особенностями организма. К предложенным вариантам ответа относятся: конституциональные особенности человека, определенный вид спорта, реактивность организма, наследственность, наличие определенной предрасположенности к возникновению заболеваний. На третьем этапе кейс-задания студент должен, основываясь на собственных знаниях в этой области, определить снижение или устранение перечисленных причин болезни с помощью физических упражнений, устранения производственных фак-
торов, повышения уровня санитарно-гигиенической грамотности населения и т.д.
Для оценки практических навыков и умений, согласно рабочей программе дисциплины студент должен выполнить практическое задание, индивидуальное творческое задание по согласованию со своим научным руководителем.
Практическое задание подразумевает, например, определение уровня физического развития на основе антропометрических измерений, типа конституции; оценку физического развития с использованием расчетных методик, методов стандартов, корреляции, пер-центилей, различных индексов. Практическое задание позволяет обучающемуся использовать полученные в ходе изучения других дисциплин знания, навыки и умения в области физической культуры, что существенно дополняет профессиональные качества будущих специалистов.
В процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» обучающиеся ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» обязаны выполнить и индивидуальное задание, касающееся знаний, умений и навыков в рамках компетенции. Для выполнения индивидуального задания студент совместно с научным руководителем обсуждают тему, объект и предмет. Далее студент изучает научно-методическую литературу по теме исследования, консультируясь с педагогом-предметником. Следующий этап индивидуального задания подразумевает представление результатов исследования в виде научных статей, презентаций, докладов на конференциях различного уровня. Темами индивидуальных заданий, как правило, являются практические задания, касающиеся составления индивидуального комплекса физических упражнений для различных категорий населения, для утренней гимнастики, восстановительных упражнений по видам спорта, комплексов упражнений для производственной гимнастики, составление плана оценки эффективности занятий и восстановительных мероприятий и др. Выполнение индивидуальных занятий определяет область интересов студента в определенном виде физической культуры и спорта и подразумевает в дальнейшем выбор элективного курса по данной дисциплине, что обуславливает преемственность и последовательность обучения в реализации компетенции.
В качестве промежуточного контроля для определения уровня знаний студентов используется и тестовый контроль, который в свою очередь также является персонифицированным для каждого направления подготовки и включает типовые задания.
Пример типового тестового задания для студентов академического бакалавриата по направлению подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование», профиль подготовки «Экология и природопользование».
Дайте полное определение понятия «здоровье»:
- это состояние, при котором органы человеческого тела не имеют структурных изменений, системы
функционируют в пределах нормативных значений, при этом в некоторых случаях могут работать со значительным превышением нормы;
- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов;
- это присутствие у человека здорового «духа», хорошего настроения, уверенности в своем будущем, настрой на преодоление трудностей и сложных жизненных ситуаций.
В дальнейшем, определив для себя элективный курс, студенты со 2-го по 12-й семестр продолжают свое физическое совершенствование в выбранном направлении.
Элективные курсы в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» реализуются по 12 направлениям: аэробика, баскетбол, волейбол, бокс, гиревой спорт, настольный теннис, плавание, борьба и самбо, футбол, общая физическая подготовка, специальные медицинские группы. Выбор элективного курса осуществляется студентом самостоятельно, но как правило, как мы уже отметили выше, он совпадает с тем направлением, которое определил при выполнении индивидуального задания.
Заключение. Таким образом, в представленной программе дисциплины «Физическая культура и спорт», разработанной на кафедре физического воспитания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» для академического бакалавриата по направлению подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование», профиль подготовки «Экология и природопользование», содержатся все основные разделы согласно требованиям ФГОС высшего образования. Реализуемая на 1-м курсе в 1-м семестре вышеуказанная дисциплина не только является базовой для освоения других дисциплин, но и предусматривает последующее освоение компетенции ОК-8 «Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» на элективных курсах. Построенная вышеуказанным образом рабочая программа, включающая лекционный курс, физическое самосовершенствование, выполнение практических и творческих заданий, а также написание реферата, позволяет студенту, а в дальнейшем выпускнику не только поддерживать уровень своего здоровья на должном уровне, но и использовать полученные знания в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Барылкина Л.П. Образовательная программа - ключевой документ в управлении образовательной организацией // Глобальный научный потенциал. - Тамбов, 2013. - № 10 (31). - С. 198-200.
2. Песоцкий Ю.С. Кто должен управлять образовательной программой ВУЗа? (Постановка проблемы) / Ю.С. Песоцкий, Н.В. Баранова // Современные проблемы
науки и образования. - 2016. - № 5; URL: http://www. science-education. ru/ru/article/view?id=25154 (дата обращения: 13.02.2018).
3. Васильев В.Н. Концептуальная модель для извлечения результатов обучения из избыточного содержания образования / В.Н. Васильев, Л.С. Лисицына, А.А. Шехонин // Науч.-техн. вестн. СПбГУ ИТМО. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. - Вып. 4 (68). - С. 104-108.
4. Лисицына Л.С. Разработка рабочих программ дисциплин (модулей) в составе основных образовательных
программ, реализующих ФГОС ВПО: Методическое пособие / Л.С. Лисицына, А.В. Лямин, А.А. Шехонин. -СПб.: СПбГУ ИТМО, 2011. - 63 с.
5. Серебряная Ф.К. Внедрение компетентностного подхода в процессе обучения студентов по специальности «Фармация» согласно ФГОС ВПО / Ф.К. Серебряная, Л.И. Щербакова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11878 (дата обращения: 13.02.2018).
FORMATION OF THE COMPETENCE DURING MASTERING OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS» BY BACHELORS OF THE EDUCATIONAL DIRECTION 05.03.06 «ECOLOGY AND ENVIRONMENTAL MANAGEMENT»
A. Klimenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Physical Education Department,
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, A. Rusanov, Associate Professor of the Physical Education Department, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar,
N. Slavinsky, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Physical Education Department, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar,
I. Kalinina, Doctor of Biological Sciences, Professor of the Anatomy and Sports Medicine Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str. 161, e-mail: [email protected].
The article analyzes the program of the discipline «Physical Education and Sports» for bachelors of the educational direction 05.03.06 «Ecology and Nature Management», developed at the Physical Education Department of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina.
According to the presented program, the goal of the mastering of the discipline «Physical Education and Sports» for bachelors of the educational direction -05.03.06 «Ecology and Nature Management» is the formation of students' physical education, as well as the use of the acquired knowledge and skills in the educational process and implementation of future professional activity.
Along with others, the subjects of professional activity of graduates who mastered the bachelor's program are education, public health and enlightenment, demographic processes, programs of sustainable development at all levels.
The working program of the discipline contains all the
main sections according to the requirements of the Federal State Educational Standard for Higher Education. The above mentioned discipline which is implemented in the 1st course of the 1st semester is not only the basis for the mastering of other disciplines, but it provides the subsequent mastering of the OK-8 competence during the elective courses.
The presented tools of the evaluation fund make it possible to fully assess expertise, knowledge and skills acquired in the mastering process of the discipline.
The working program, which includes the lecture course, physical self-improvement, the performance of practical and creative tasks, as well as the writing of an abstract, allows the students, and then the graduates not only to maintain their level of health at the proper level, but also to use the acquired knowledge in future professional work.
Keywords: competences, physical education, bachelors, ecology and environmental management, working program of a discipline.
References:
1. Barilkin L.P. Educational program - a key document in the management of the educational organization. Global'nyj nauchnyj potencial [Global scientific potential], Tambov, 2013, 10 (31), pp. 198-200. (in Russian).
2. Pesotsky Yu.S., Baranova N.B. Who should manage the educational program of the University? (Statement of the problem). Global'nyj nauchnyj potencial [Modern problems of science and education], 2016, no 5. Available at: URL: http://www.science-education.ru/ru/ar-ticle/view?id=25154 (Accessed: 13.02.2018). (in Russian).
3. Vasiliev V.N., Lisitsyn L.S., Shekhonin A.A. A conceptual model for extracting learning outcomes from the excessive content of education. Nauch.-tekhn. vestn. SPbGU ITMO [Nauch.- tech. westn. ITMO], SPb., SPbSU ITMO, 2010, Issue. 4 (68), pp. 104-108. (in Russian).
4. Lisitsyna L.S., Lyamin A.V., Shekhonin A.A. Razrabotka rabochih programm disciplin (modulej) v sostave os-
novnyh obrazovatel'nyh programm, realizuyushchih FGOS VPO [The Development of work programs of subjects (modules) as part of the basic educational programs implementing the FSES HPE], SPb., SPbSU ITMO, 2011, 63 p. (in Russian).
5. Serebryanaya F.K., Shcherbakova L.I. Introduction of the competence approach in the process of teaching students in the specialty "pharmacy" according to the GEF VPO. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no 1. Available at: URL: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=11878 (Accessed: 13.02.2018). (in Russian).
Поступила / Received 15.04.2018 Принята в печать / Accepted 18.05.2018