УДК 378.14
организация научно-практических конференций как инновационное направление профессиональной подготовки магистрантов
А.А. Тарасенко, кандидат педагогических наук, профессор, первый проректор - проректор по учебной работе,
А.В. Плешкань, кандидат биологических наук, профессор, руководитель лаборатории научно-методических проблем подготовки спортивного резерва,
С.В. Фомиченко, кандидат биологических наук, профессор, заведующий магистратурой, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].
В настоящее время развитие инновационных технологий в механизме профессиональной подготовки кадров в области физической культуры и спорта является необходимым условием выполнения государственной стратегии развития спортивной отрасли и обеспечения конкурентоспособности высшего спортивного образования. Особенно это касается реализации программ магистратуры. В статье рассматривается эффективность такой формы обучения магистрантов направлений подготовки 49.04.01 «Физическая культура» и 49.04.03 «Спорт», как организация и проведение научно-практических конференций. В исследовании раскрыты и проанализированы нормативные аспекты указанной формы подготовки магистрантов (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО) по направлениям подготовки 49.04.01 «Физическая культура» и 49.04.03 «Спорт»), обоснована необходимость применения с позиции теоретического и практического ее изучения. Основная цель реализации программ магистратуры - подготовка квалифицированных конкурентоспособных выпускников с углубленными знаниями современных инновационных технологий, готовых к образовательной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности, психолого-педагогическому сопровождению общего, специального и дополнительного образова-
ния в области физической культуры и спорта.
В статье представлены результаты анкетирования магистрантов по вопросу путей совершенствования их обучения с учетом научно-исследовательской и научно-методической составляющей их профессиональной деятельности. Большинство респондентов (78 %) выразили желание изучать специальный курс «Мировые тенденции научно-исследовательской деятельности по разработке и применению инновационных технологий в области физической культуры и спорта». Предложена программа проведения научно-практической конференции магистрантов направлений 49.04.01 «Физическая культура» и 49.04.03 «Спорт» на тему «Современные методы научных исследований в сфере физической культуры и спорта».
Ключевые слова: инновационные технологии обучения, профессиональная подготовка магистрантов, научно-исследовательская деятельность, информационно-образовательная среда, конкурентоспособность выпускников.
Для цитирования: Тарасенко А.А., Плешкань А.В., Фомиченко С.В. Организация научно-практических конференций как инновационное направление профессиональной подготовки магистрантов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 3. - С. 45-50.
For citation: Tarasenko A., Pleshkan A., Fomichenko
S. Organization of scientific and practical conferences as an innovative direction of professional preparation of master's degree students. Fizicheskaja kul'tura, sport -nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 2, pp. 45-50 (in Russian).
Введение. В современных условиях развития общества, научно-технического прогресса, магистратура призвана дать не только фундаментальные знания в области соответствующих наук, но и сформировать прикладные профессиональные навыки, получение которых способствует повышению конкурентоспособности ее выпускников на рынке труда и в профессиональной сфере [2, 13].
Основополагающими видами обучения в профессиональном становлении магистранта как научного работника, способного самостоятельно проводить исследования с использованием современных средств и методов и внедрять их результаты в практику, являются не только создание информационно-образовательной среды теоретического плана на основе собственных научных данных, подготовки магистерской диссертации, но и умение организовывать и проводить форумы научного стандарта - апробации, конференции, симпозиумы, конгрессы [3, 5, 7].
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска новых форм обучения магистрантов в условиях развития информационно-образовательной среды спортивного вуза. В перечне универсальных (УК - 1, 3, 4, 5) и общепрофессиональных (ОПК - 8, 9, 10) компетенций ФГОС ВО по направлениям подготовки 49.04.01 «Физическая культура» и 49.04.03 «Спорт» четко определено и «красной нитью» прослеживается требование к профессиональной подготовленности выпускника магистратуры «проводить научные исследования, применяя современные аппаратно-программные комплексы (далее - АПК) с учетом российского и зарубежного опыта, для изучения педагогической и социальной сферы в своей деятельности; обобщать результаты научно-исследовательской работы, проводить научно-методическое сопровождение подготовки спортсменов различной квалификации и видов спорта» [1, 4, 10, 11]. В результате анализа нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, немногочисленных научно-методических статей по теме исследования установлено, что в образовательном процессе магистрантов используются, в основном, традиционные методы обучения - чтение лекций, проведение научных семинаров, организация самостоятельной подготовки - написание и защита рефератов, докладов, презентаций.
В связи с запросами на подготовку магистрантов как конкурентоспособных специалистов, научных сотрудников нами была апробирована и предложена такая форма активного обучения, как организация и проведение научно-практических конференций с предоставлением научных работ, мотивирующая их на
исследовательскую деятельность, разработку научно-методических проектов, освоение инновационных методик АПК с использованием результатов экспериментальных данных, полученных на практических занятиях, в виде научных устных и стендовых докладов.
Цель исследования - изучение и внедрение в учебный процесс магистратуры одного из наиболее значимых методов обучения - подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, являющихся катализатором получения научных и практических навыков.
Методы исследования: анализ ФГОС ВО по направлениям подготовки 49.04.01 «Физическая культура» и 49.04.03 «Спорт», литературы по изучаемой тематике, анкетирование.
Исследование выполнялось поэтапно.
На подготовительном этапе был разработан тематический план учебной дисциплины «Методология научных исследований», состоящий из трех разделов:
1 раздел - «Теоретико-методологические аспекты научных исследований» включал изучение основ методологии: критерии научности, объекты науки, их характерные черты, функции, методологические основы научного познания: понятие, классификация уровни, основные принципы и средства научного познания.
2 раздел - «Методология и методы науки» раскрывает вопросы конверсии инновационных технологий в педагогическую и научно- исследовательскую деятельность (80 % всего материала были запланированы как практические занятия в лабораториях научно-исследовательского института (далее - НИИ) университета). Предусматривалось изучение инновационных методик компьютерной диагностики, приобретение практических навыков работы на АПК: «Квантум - ПРО», «РОФЭС», «ПСО-ТЕСТ», «БОСС-Пульс», определение компонентов массы тела на электронных весах «Тани-та». Практические занятия явились основой для освоения инновационных техник психого-педагогического, и медико-биологического направления. Магистранты применяли свои теоретические знания, осваивая техники и методики проведения экспериментальной работы. Полученные результаты обследований анализировались и в дальнейшем использовались для подготовки докладов на научно-практической конференции, написания статей и магистерской диссертации.
3 раздел тематического плана дисциплины -«Методологические основы научной деятельности» включал изучение вопросов организационно- методических основ научного исследования, виды и характеристику научных работ, основы работы над магистерской диссертацией.
В этот же период проводилось анкетирование магистрантов с целью изучения их мнения по направлениям совершенствования учебного процесса в магистратуре. Анкета (интерпретированная по П.Б. Бондареву) содержала 5 вопросов:
1. Какова основная цель изучения дисциплины «Методология научных исследований»?
2. Какие профессиональные и личные качества обучающихся должны формироваться в магистратуре?
3. Считаете ли Вы, что обучение в магистратуре способствует развитию интеллектуальных способностей?
4. Какие новые направления или дисциплины Вы бы включили в программу магистратуры?
5. Какие современные технологии обучения Вы можете предложить?
На данном этапе были подготовлены учебно-методические материалы с описанием современных методов и методик обследования на основе инновационных технологий.
На втором этапе работы анализировались результаты анкетирования магистрантов. Были распределены темы для самостоятельной работы и подготовки информационных сообщений, научных докладов, презентаций на семинарских и практических занятиях на базе лабораторий НИИ Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, для участия в научно-практической конференции (2 заключительных занятия). На семинарских и методических занятиях осуществлялся отбор лучших научно-экспериментальных и исследовательских работ и презентаций на секционные заседания. С учетом пожеланий магистрантов проходило назначение членов организационного комитета по проведению конференции - председателя, секретаря, ответственного за техническое оснащение. В обязанности председателя и секретаря конференции входила подготовка ее программы на основе апробации и отбора научных докладов. Регулярно проводились заседания членов организационного комитета для детальной подготовки информационного материала, программы конференции, пригласительных билетов, технических средств.
Заключительный этап носил творчески-результативный характер. Магистранты наряду с подготовкой научных докладов выполняли все виды работ по организации конференции.
Результаты исследования.
Большинство магистрантов (78% респондентов) определили цель изучения дисциплины «Методология научных исследований» как формирование навыков методологически грамотного осмысления конкретно-научных проблем в области физической культуры и спорта с видением их в мировоззренческом контексте развития спортивной отрасли, спортивной науки и общества в целом.
Обучение в магистратуре позволяет магистрантам сформировать профессиональные и личностные качества, позволяющие творчески мыслить (36% респондентов), развивать интеллектуальные способности (25% респондентов), коммуникативные качества (21% респондентов), «строить» деловые отношения с вышестоящими организациями (18% респондентов).
Магистранты хотели бы подробно ознакомиться с вопросами информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности (38%), процедурой
защиты результатов интеллектуальной собственности (27% респондентов), зарубежным опытом реализации патентных прав и деятельностью Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) (35% респондентов); дополнительно включить в программу магистратуры курс по изучению и анализу мировых тенденций научных исследований, разработке и применению инновационных технологий в спортивной практике (81% респондентов).
На завершающем этапе подготовки к проведению конференции на практических занятиях магистранты защищали свои научно-экспериментальные работы, проводили апробацию научных сообщений участников, делегированных на научно-практическую конференцию.
В работе мы предлагаем следующую программу проведения заключительного занятия методом «Научно-методическая конференция» на тему «Современные методы научных исследований в сфере физической культуры и спорта».
Цель конференции - обсуждение основных направлений применения научных методов в профессиональной деятельности.
Задачи конференции:
1. Закрепить знания по основам организации и планирования применения методов научных исследований в сфере физической культуры и спорта.
2. Выявить наиболее значимые научные методы для «своей» профессиональной деятельности с учетом его вида.
В таблице представлены предлагаемые направления научно-практической конференции магистрантов.
Следует отметить активность, самостоятельность, ответственность и желание магистрантов принять участие в организации конференции не только в качестве докладчика, но и в качестве организатора, председателя, секретаря и члена жюри.
Заключение.
Анализируя вышеизложенное, следует отметить, что предлагаемая нами форма обучения в магистратуре - организация и проведение научно-практических конференций - является важнейшим этапом в формировании магистранта как научного сотрудника, способного к поисковому креативно-творческому мышлению. Изучение дисциплины «Методология научных исследований» дало возможность магистрантам не только получить современные теоретические знания, но и освоить не менее важные составляющие профессиональной деятельности специалиста научного профиля «новой формации»:
- проведение групповых коллективных экспериментальных обследований на основе современных аппаратно-программных комплексов;
- подготовка и обработка сравнительного материала, анализ полученного экспериментального материала;
- руководство оргкомитетом по формированию тем, направлений и разделов работы конференции;
Таблица
Предлагаемые направления научно-практической конференции магистрантов
Направления Содержание
Современные методы исследования - за и против За и против: - хакинг- биохакеры; - инновационные технологии в спортивной практике; - роботометоды, их применение в спортивной отрасли; - логические диаграммы (развитие умственных способностей); - научно-методическое сопровождение подготовки спортсменов в детско-юношеском спорте и спорте высших достижений.
Образовательные технологии и их применение в профессиональной деятельности - информационные техники в спортивной практике; - современные инновационно-педагогические технологии; - психологические образовательные технологии; - инновационные медико-биологические, здоровье-сберегающие (оздоровительные) технологии.
Теоретико-методологические аспекты российской и зарубежной науки на современном этапе - генезис науки и методологии; - роль российских ученых в становлении спортивной науки в аспекте научно-технического прогресса; - российская спортивная наука в современных условиях; - вклад ученых КГУФКСТ в развитие современной спортивной науки и становление специалиста новой формации.
Краткая характеристика АПК и современных биотехнологий в физкультурно-спортивной практике - эргогенные; - реабилитационные; - генетические; - искусственный интеллект; - восстановительные.
- оформление, дизайн на конкурсной основе основной документации для полноценной, целенаправленной деятельности организаторов, секретариата (программы конференции, пригласительного билета, информационного бюллетеня, стендовых докладов), протоколов для работы членов жюри;
- подготовка наградного материала: грамот, дипломов, сертификатов, памятных сувениров;
- умение обобщать, анализировать, принимать участие в обсуждении научных докладов, отвечать на вопросы различной сложности, комментировать, оценивать значимость научной работы, отстаивать свою точку зрения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абанина И.Н. Особенности мотивации научно-исследовательской деятельности молодежи / И.Н. Абанина // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. - 2010. - №1. -С. 101-107.
2. Воеводина С.С. Формирование конкурентоспособности выпускников спортивного вуза / С.С. Воеводина, Е.В. Мирзоева, П.Г. Галата / Спорт - дорога к миру между народами: материалы III Международной научно-практической конференции. Под ред. Х.Ф. Нассралах. - 2017. - С. 67-72.
3. Господарюк Ю.П. Интенсификация совместной
научно-исследовательской деятельности студенческих научно-творческих коллективов / Ю.П. Госпо-дарик, В.С. Кагерманьян, В.Ф. Хотеенков // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности. - М., 1991.
4. Губа В.П., Маринич В.В. Теория и методика современных спортивных исследований. - М.: Спорт, 2016. -232 с.
5. Гусаков Б. Подготовка магистрантов к научной работе // Наука и инновации. - 2012. - № 9. - С. 45-49.
6. Закревская Н.Г. Образование в магистратуре, как фактор подготовки научных кадров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №11. -С. 28-32.
7. Горелов Н.А. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов. - М.: Изд. Юриат, 2015. - 290 с.
8. Ибрянова О.В. Подготовка студентов педвуза к научно-исследовательской деятельности в условии многоуровневой системы высшего образования: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2010. - 185 с.
9. Новиков А.М. Методология научного исследования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Либроком, 2010. -280 с.
10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.04.03 «Спорт»: приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19 сентября, 2017 г. № 947.
11. Об утверждении федерального государственно-
го образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 «Физическая культура»: приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19 сентября, 2017 г. № 944.
12. Ревко-Линардато П.С. Методы научных исследований: учеб. пособие / П.С. Ревко-Линардато. - Таганрог: изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - 55 с.
13. Тарасенко А.А. Реформа высшей школы: конкурентные преимущества бакалавра и магистра физической культуры / А.А. Тарасенко, С.В. Фомиченко, С.С. Воеводина // Теория и практика физической культуры. -2012. - № 7. - С. 3-7.
14. Терехова Е.В. Научный семинар в магистратуре
по направлению подготовка «Юриспруденция»: проблемно-ориентированный подход: вопросы экономики и права, 2016. - № 9. - 12-17 с.
15. Федорович Е.Н. Подготовка магистрантов направления «Художественное образование» к самостоятельной научно-исследовательской деятельности // Педагогическое образование в России. - 2012. - №2. - С. 4
16. Фискалов В.Д. Научно-исследовательская работа магистранта: учебно-методическое пособие / В.Д. Фискалов, А.А. Кудинов, М.А. Вершинин. - Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2010. - 205 с.
organization of scientific and practical conferences as an innovative direction of professional preparation of master's degree students
A. Tarasenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, First Vice-Rector - Vice-Rector for Academic Affairs,
A. Pleshkan, Candidate of Biological Sciences, Professor, Head of the Laboratory of Scientific and Methodological Problems of Training of a Sports Reserve,
S. Fomichenko, Candidate of Biological Sciences, Assistant Professor, Head of the Magistracy. Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: [email protected].
Currently, the development of innovative technologies in the mechanism of professional preparation of personnel in the field of physical education and sports is a prerequisite for the implementation of the state strategy for the development of sports industry and ensuring the competitiveness of higher sports education. It especially concerns the implementation of Master's programs. The article examines the effectiveness of such form of preparation for Master's Degree students of the educational directions 49.04.01 Physical Education and 49.04.03 Sports as the organization and holding of scientific and practical conferences. The regulatory aspects of this form of preparation of Master's Degree students (the orders of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on the approval of the Federal State Educational Standards for Higher Education (hereinafter - FSES HE) of the educational directions 49.04.01 Physical Education and 49.04.03 Sports) have been revealed and analyzed in the research, the need for its application from the standpoint of theoretical and practical study of it has been proved.
The main goal of Master's programs is preparation of qualified competitive graduates with deepen knowledge of modern innovative technologies, who will be ready for
educational, scientific, methodological and organizational and managerial activities, psychological and pedagogical support of general, special and additional education in the field of physical education and sports.
The article presents the results of the survey of Master's Degree students related to the ways of improvement of their education with the consideration for the research and scientific and methodological component of their professional activities. The majority of the respondents (78%) expressed a desire to study a special course «World trends in scientific and research activity for the development and implementation of innovative technologies in the field of physical education and sports».
The program of the scientific and practical conference for Master's Degree students of directions 49.04.01 Physical Education and 49.04.03 Sports on a theme «Modern methods of scientific researches in the field of physical education and sports» has been offered.
Keywords: innovative training technologies, professional preparation of Master's degree students, scientific and research activities, informational and educational environment, competitiveness of graduates.
References:
1. Abanina I.N. Features of motivation of scientific research activity of youth. Vestnik Moskovskoj gosudarstvennoj akademii delovogo administrirovaniya. Seriya: Filosofskie, social'nye i estestvennye nauki [Bulletin of the Moscow State Academy of Business Administration. Series: Philosophical, social and natural sciences], 2010, no 1, pp. 101-107. (in Russian).
2. Voevodina S.S., Mirzoeva E.V., Galata P.G. Formation of competitiveness of graduates of sports high school. Sport - doroga k miru mezhdu narodami: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod red. H.F. Nassralah [In the collection; Sport is the road to peace between nations: the materials of the III International Scientific and Practical Conference. Ed. H.F. Nass-rallah]. 2017, pp. 67-72. (in Russian).
3. Gospodarik Yu.P., Kagermanyan V.S., Khotenekov V.F. Intensification of joint research activities of student scientific and creative groups. Razvitie tvorcheskoj ak-tivnosti studentov v uchebnoj, nauchno-issledovatel'skoj i social'no-politicheskoj deyatel'nosti [Development of creative activity of students in educational, research and social political activity]. M., 1991. (in Russian).
4. Guba V.P., Marinich V.V. Teoriya i metodika sovremen-nyh sportivnyh issledovanij[Theory and methods of modern sports research]. Moscow, Sport, 2016, 232 p. (in Russian).
5. Gusakov B. Preparation of undergraduates for scientific work. Nauka i innovacii [Science and innovations]. 2012, no 9, pp. 45-49. (in Russian).
6. Zakrevskaya N.G. Education in the magistracy as a factor in the training of scientific personnel. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Uchenye zapiski universite-ta im. P.F. Lesgaft]. 2008, No. 11, pp. 28-32. (in Russian).
7. Gorelov N.A., Kruglov D.V. Metodologiya nauchnyh issle-dovanij [Methodology of scientific research]. Moscow, Izd. Yuriyat, 2015, 290 p. (in Russian).
8. Ibryanova O.V. Preparation of students of a teacher training university for scientific research activity in a condition of a multilevel system of higher education. Candidate's thesis. Barnaul, 2010, 185 p. (in Russian).
9. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya [Methodology of scientific research]. Moscow, Librocom, 2010, 280 p. (in Russian).
10. On the approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of training. 49.04.03 Sport: the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 19, 2017, No. 947. (in Russian).
11. On the approval of the federal state educational standard of higher education in the field of preparation. 04/04/01 Physical Culture: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 19, 2017, No. 944. (in Russian).
12. Revko-Linardato P.S. Metody nauchnyh issledovanij [Methods of Scientific Research]. Taganrog: publishing house of TIT SFedU, 2012, 55 p. (in Russian).
13. Tarasenko A.A., Fomichenko S.V., Voevodina S.S. Higher School Reform: Competitive Advantages of the Bachelor and Master of Physical Education. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2012, no. 7, pp. 3-7. (in Russian).
14. Terekhova E.V. Nauchnyj seminar v magistrature po napravleniyu podgotovka «Yurisprudenciya»: problemno-orientirovannyjpodhod: voprosy ekonomikiiprava [Scientific seminar in the magistracy in the direction of preparation "Jurisprudence": problem-oriented approach: Issues of economics and law]. 2016, no. 9, pp. 12-17. (in Russian).
15. Fedorovich E.N. Preparation of undergraduates for the direction "Art Education" for independent research activities. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii [Pedagogical Education in Russia]. 2012, no. 2, pp. 4. (in Russian).
16. Fiskalov V.D., Kudinov A.A., Vershinin M.A. Nauchno-issledovatel'skaya rabota magistranta [Scientific work of the undergraduate]. Volgograd, FGOUVPO "VGAFK", 2010, 205 p. (in Russian).
Поступила / Received 07.06.2018 Принята в печать / Accepted 13.09.2018