УДК 378.22
ИЗ ОПЫТА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
© 2017
Колодезникова Сардаана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта института физической культуры и спорта Тарасов Ариан Егорович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта института физической культуры и спорта Гоголев Николай Ефимович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта института физической культуры и спорта
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, улица Кулаковского, 48, e-mail: [email protected])
Аннотация. Магистерская диссертация должна отражать уровень фундаментальной и специальной подготовки в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования различных направлений магистерской подготовки, с требованиями вуза, изложенными, в Положении об итоговой государственной аттестации выпускников; а также умения применять приобретенные знания в научной, практической и педагогической деятельности. Согласно «Порядка проведения государственной итоговой аттестации Северо-Восточного федерального университета», магистерская диссертация должна демонстрировать актуальность, новизну, научную ценность и практическую значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности. В статье на основе обзора трудов ведущих специалистов обосновывается значимость магистерской диссертации в научно-исследовательской работе магистранта; рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением процесса подготовки магистерской диссертации, дается характеристика основных этапов ее написания, а также особенности методического сопровождения данного процесса. Авторы по результатам научного руководства работ магистрантов делятся рекомендациями по координации их деятельности. Представлены примерные образцы составления плана магистерской диссертации и плана-графика научно-исследовательской работы.
Ключевые слова: магистерская диссертация, магистрант, научно-исследовательская работа, исследование.
FROM THE EXPERIENCE OF THE METHODICAL SUPPORT OF TRAINING
MASTER DISSERTATION
© 2017
Kolodeznikova Sardaana Ivanovna, candidate of pedagogical sciences Institute of physical culture and sport Tarasov Arian Egorovich, candidate of pedagogical sciences Institute of physical culture and sport Gogolev Nikolay Efimovich, candidate of pedagogical sciences Institute of physical culture and sport North-Eastern federal university of a name ofM.K. Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, st. Kulakovskogo, 48, e-mail: [email protected])
Abstract. The master's thesis should reflect the level of fundamental and special training in accordance with the requirements of the federal state educational standards for higher education in various areas of master's training, with the requirements of the university, set forth in the Regulation on the final state certification of graduates. As well as the ability to apply the acquired knowledge in scientific, practical and pedagogical activities. According to the "Order of the state final certification of the North-Eastern Federal University", the master's thesis must demonstrate relevance, novelty, scientific value and practical significance. The totality of the results obtained in this work should indicate that the author has the initial skills of scientific work in the chosen field of professional activity. In the article, based on a review of the works of leading experts, the significance of the master's thesis in the research work of the undergraduate. Issues related to the provision of the preparation of the master's thesis. The characteristics of the main stages of its writing, as well as the features of methodological support of this process are given. The authors, based on the results of the scientific management of the master's work, share recommendations on the coordination of their activities. Approximate samples of drawing up a master's dissertation plan and a schedule of research work are presented.
Keywords: Master's thesis, undergraduate, research work, research.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Физическая культура», в структуру программы магистратуры включена государственная итоговая аттестация выпускников, являющаяся самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, - с привлечением одного или двух научных консультантов). В Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова документом, регламентирующим Итоговую государственную аттестацию (далее - ИГА), является «Порядок проведения ГИА по БСМ СВФУ (СМК - П -2.5 - 216 - 16. Версия 2.0)», утвержденный 30.03.2016, в которой говорится: «Магистерская диссертация должна демонстрировать актуальность, новизну, научную ценность и практическую значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности» [5].
Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Басов Н.Ф., Смирнова Е.Е. отмечают, что «Магистерская диссертация является одной из ведущих форм организации научно-исследовательской деятельности в магистратуре. В ходе ее выполнения обеспечивается соблюдение основного принципа организации системы образовательного процесса на данном этапе подготовки специалиста в вузе - принципа комплексности, предполагающего последовательность и всесторонность усвоения и использования методов и техники выполнения научных исследований и реализации их результатов, преемственность научно-исследовательской работы по курсам обучения, логичность усложнения методов, видов и форм научного творчества, к участию в которых привлекаются магистранты» [1].
Безусловно, она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема должна быть актуальной, как подчеркивает Райзберг Б.А., данный вид работы магистра призван раскрыть научный потенциал диссертанта, показать его способности в организации и проведении самостоятельного исследования, использовании современных методов и подходов
при решении проблем в исследуемой области, выявлении результатов проведенного исследования, их аргументации и разработке обоснованных рекомендаций и предложений [4].
Важно знать также, что согласно Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. №1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», само содержание диссертации не обязательно должно быть новым, при этом новизна должна заключаться либо в установлении подходов к исследованию темы, либо в методах решения поднятой проблемы, либо в анализе источников используемой информации [3]. Отсутствие четко выраженной новизны исследования принципиально отличает магистерскую диссертацию от кандидатской диссертации. Отличие от выпускной квалификационной работы бакалавра прослеживается в более глубоком теоретическом и практическом изучении исследуемой проблемы.
Целью магистерской диссертации студентов, обучающихся по направлению «Физическая культура» является выявление у них компетенций по научно-исследовательской деятельности: способность использовать традиционные и современные научные концепции, подходы и направления исследований в сфере физической культуры; способность разрабатывать и реализовывать проекты (программы и методологию) научных исследований в сфере физической культуры, с учётом текущего состояния и тенденций развития отрасли на основе междисциплинарных подходов; способность выявлять и анализировать актуальные научные и практические проблемы физкультурно-спортивной деятельности; способность выполнять научные исследования, с использованием современных информационных технологий и применять их результаты для повышения эффективности педагогической, тренерской, рекреационной, культурно-просветительской и организационно - управленческой деятельности в сфере физической культуры [6].
Формирование целей статьи (постановка задания). На основе анализа работ ведущих специалистов поделиться опытом сопровождении диссертационного исследования магистрантов, в 2016-2017 учебном году кафедра спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова выпускает первых магистров, получивших образование по профилю «Спортивно-оздоровительный туризм» вышеуказанного направления.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Обучение магистрантов методологии и организации научно-исследовательской работы происходит на всех этапах выполнения диссертации. Теоретические знания получают при изучении базовых дисциплин, как «История и философия науки», «Методология научного исследования»; практические навыки - во время прохождения всех видов практик, особенно в рамках научно-исследовательской работы (рассредоточенной в течение семестра), учебную нагрузку за эти часы, как правило, получает научный руководитель.
Структурно процесс работы над магистерской диссертацией выглядит традиционно:
руется и утверждается на выпускающей кафедре.
Особо нужно подчеркнуть важность и целесообразность составления подробного плана работы над диссертацией. Предлагаем модифицированный вариант плана диссертации [2].
Таблица 1 - Примерный план магистерской диссертации
Типовой план Содержание
Постановка проблемы Введение
Обзор литерал ры и современно го еостоянияисследуемойобпастннауки 1. Аналитическим обзор, цели н калачи исследования 1 1.Обзор и анализтеоретичеекихиееледсваний 1.2. Обзор и аналнзметодов и моделей исследования 13. Постановка цели и задач исследования
Методын ннструметпарнйрешення пос^авленной калачи (методика техника зкспернмента пли теоретического расчета обработкирезупьтатовит.п.) 2. Теоретическое и экспериментальное иссл ел оеание 2.1. Методын средства зкспернменталвныхнсследованнй 2.2. Исследования изменения показателей
Резупьтатынсследованнй, проведенных конструкторскнеииные решения на отдельных зтапахвыполненияраооты 3. Исследование влияния различных факторовпутем анализа статистических данных 3 1. Методика сбора информации 3 2 Методика обработкиданггьгх 3 3.Примеры обработкнзкепериментальных данных 3.4. Методика вьгработшгрекомендашй
Анализ полученных результатов 4 Анализ полученныхрезультатов 4.1 Анализрезупьтатовпроведенныхиееледовэний 4 2 Расчет затратна проведениепредлагаеыыхыероприятий
Заключение (выводы) Основные выводы и результаты
Научному руководителю в обязательном порядке нужно составить план-график предоставления разделов, глав исследования, который должен быть отражен в индивидуальном плане-графике НИР магистранта. Например, в течение 1 семестра магистрант должен будет представить работу в сроки:
Таблица 2 - План-график работы над диссертацией
Этапы Сент Окт Нояб. Дек.
1. Ознакомление с основной тематикой диссертационных исследований. Быбор темы исследования.Разработка примерного плана-содержания магистерскойдиссертации совместно с научным руководителем
2.Изучение трудовученых по проблеменееледоватшя(можно указатьколнчествотрудов).Изучение трудоврегноналвных авторов, выполненных на выпускающей кафедре.
3.Изучение основных подходовк обоснованиюатлуалвностнтемы диссертационного исследования на основе изучения диссертационныхрэсотпо про||млю подготовки.
4. Обработка результатов комплексной оценки объекта исследования, анализиинтерпретация результатов.
з.Представлениерезупьтатов анализа объектаисследованияввиде закопченных научно-нсследователвскнхразрабегок (по выбору магистранта).
б. Представление результатов анализа объекта исследования в виде раздела диссертационного исследования
Особого внимания со стороны руководителя требует координация работы магистранта над эмпирической частью исследования. Понятно, что именно на данном этапе магистрант имеет дело с новыми, доселе неизвестными показателями, индикаторами, к формированию которых он приходит опытным путем, их интерпретация и составляет экспериментальную часть исследования.
Например, в процессе работы над диссертацией по теме «Разработка государственной программы по социальному туризму в Республике Саха (Якутия)» магистрантом, кроме анализа статистических данныхо целевой группы по множественным критериям (состояние здоровья, социальное положение и т. п.), был проведен swot-анализ рынка:
Таблица 3 - Количественная оценка элементов анализа
Сильные стороны Слабые стороны Сумма
1 2 3 4 5 1 2 3 4
Возможности 1 0 0 133 17 0 0 0 0 0 303
2 10.5 4.4. 0 4.2 0 5.5 0 6 0 7.6
3 0 0 15.3 7.5 0 1.2 0 5 2 5.1 113
4 0 0 5.4 16 0 0 0 0 0 21.4
Угрозы 1 0 2.2 112 4.2 1 7.7 14 12 3 -23.1
2 4.5 1.2 3 9.3 1 7.7 14 12 1.6 -9.3
3 9.9 0 0 0 0 6 0 0 2.4 1.2 6.9
4 0 0 0 1.7 0 14 5.1 0 19 -36.4
Сумма 24 .в 5.3 53.2 60.4 2 6 -36.1 -33.1 -37.6 -34.9 3.2
Рисунок 1 - Последовательность работы над магистерской диссертацией
Тематику диссертации магистрант разрабатывает с научным руководителем, окончательная тема формули-
На основе этих данных были сформулированы соответствующие выводы и рекомендации, корректирована сама программа.
Резюмируя, нужно отметить, что работа над магистерской диссертацией требует от соисполнителя четкого видения целостной картины исследуемой проблемы, последовательности в решении поставленных задач, результативности, в которой должны содержать элементы новизны. Работа над магистерской диссертацией
позволяет студенту проявить свой научный потенциал в полном объеме, продемонстрировать сформированность компетенций, требуемый государственным образовательным стандартом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Басов Н.Ф., Смирнова Е.Е. Методическое сопровождение подготовки магистерской диссертации по социальной работе // Вестник КГУ им. Н.А Некрасова. 2012. Т.8. С 160-163.
2. Макарова И. В., Хабибуллин Р. Г., Мухаметдинов Э.М., Шубенкова К.А. Подготовка магистерской диссертации: научные и методологические аспекты: учебное пособие / Набережные Челны: Набережночелнинский институт КФУ, 2016. - 134 с.
3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. №2 1367) [электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2014/03/12/obr-dok.html. Дата обра-щения:10.05.2017. Загл. с экрана.
4. Райзберг Б.А. Написание и защита диссертации: Практическое руководство. - М.: Маросейка, 2011. - 142 с.
5. СМК - П - 2.5 - 216 - 16. Версия 2.0 Порядок проведения ГИА по БСМ [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.s-vfu.ru/upload/iblock/a7b/a7b499d8cf 28fa06b3266fc312fc8fab.pdf. Дата обращения:12.05.2017. Загл. с экрана.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 234) [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. susu.ru/sites/default/files/.../92053a32-1a18-46ee-bebd-db1bd153bc9e.rtf. Дата обращения: 12.05.2017. Загл. с экрана.
Статья поступила в редакцию 02.05.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.