Научная статья на тему 'Совершенствование компетентностной модели бакалавра по направлению "Специальное (дефектологическое) образование"'

Совершенствование компетентностной модели бакалавра по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / БАКАЛАВРИАТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / DEFECTOLOGY EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCIES / EDUCATIONAL MODULE / BACHELOR / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмазова Анна Алексеевна, Костенкова Юлия Александровна, Яхнина Елена Захаровна

В статье представлена точка зрения авторов на проблему модернизации подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Описана и обоснована система общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алмазова Анна Алексеевна, Костенкова Юлия Александровна, Яхнина Елена Захаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the competence model of Bachelor in the specialty ''Defectology Education''

The article presents the authors' point of view on the problem of modernization of Bachelors training in the specialty “Defectology Education”. It gives description and substantiates the system of common cultural, general professional and professional competencies

Текст научной работы на тему «Совершенствование компетентностной модели бакалавра по направлению "Специальное (дефектологическое) образование"»

А. А. Алмазова, Ю. А. Костенкова, Е. З. Яхнина

(Москва)

Совершенствование компетентностной модели

БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ»

В статье представлена точка зрения авторов на проблему модернизации подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Описана и обоснована система общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций

Институциональные изменения в системе образования, связанные прежде всего с принятием Закона «Об образовании в Российской федерации», актуализируют проблему совершенствования подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое] образование». Значимость решения этой проблемы возрастает в связи с тем, что в последние десятилетия отмечается увеличение числа детей с ОВЗ, которым для наиболее полноценного развития, социальной адаптации и интеграции в обществе требуется квалифицированная психолого-педагогическая помощь.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ был составлен план мероприятий по осуществлению изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки [1]. Это предполагает совершенствование структуры сети государственных образовательных организаций высшего образования, а также структуры и содержания образовательных программ (в частности, разделение бакалавриата на академический и прикладной], повышение результативности деятельности образовательных организаций высшего образования с учетом их специализации, создание инструментов оценки качества и образовательной политики в сфере высшего образования, развитие его кадрового потенциала. В распоряжении Правительства подчеркивается, что важной тенденцией развития системы высшего образования станет постепенное увеличение численности обучающихся по программам прикладного бакалавриата.

В связи с этим на дефектологическом факультете МПГУ была проведена аналитиче-

ская работа, направленная на повышение качества подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое] образование» с учетом актуальных запросов общества, современных достижений науки и практики.

При разработке новых подходов, направленных на дальнейшее развитие системы подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое] образование», учитывались основные положения теоретически обоснованной и проверенной в многолетней практике системы профильной подготовки дефектологов [2]:

- обеспечение профессиональной подготовки на основе принципов гуманизации образования, ориентации на развитие всех сторон личности бакалавра, обеспечения условий для удовлетворения потребностей в самореализации личности, в самообразовании, в проявлении и раскрытии творческих способностей;

- реализация компетентностной модели подготовки выпускника при системно-модульном проектировании циклов дисциплин;

- обеспечение фундаментальной подготовки при формировании компетенций на основе теоретико-методологических и научнометодических достижений современной системы научных знаний, практики образовательно-коррекционной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья;

- соответствие содержания профильной подготовки бакалавров основным видам профессиональной деятельности выпускника;

- определение содержания профессиональной подготовки с учетом реализации ос-

новных принципов гуманистической педагогики и психологии, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов в системе образовательно-коррекционной работы с лицами с ОВЗ;

- раскрытие закономерностей и особенностей образования и социализации лиц с ОВЗ на основе историко-культурологического подхода и анализа современных тенденций в развитии отечественного и зарубежного специального образования, смежных наук;

- разработка содержания и определение результатов подготовки бакалавров с учетом социального заказа, запросов работодателей при тесном взаимодействии с научно-исследовательскими и образовательными организациями.

Ключевым компонентом современных образовательных стандартов является перечень компетенций, которые рассматриваются как ориентиры для определения содержания образования, выбора образовательных технологий, прогнозирования результатов обучения и т.д. [3]

Компетентностная модель бакалавра специального (дефектологического] образования имеет трехчленную структуру, включающую общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. В связи с реализацией институциональных изменений при подготовке выпускников оказалось необходимым в определенной мере изменить порядок компетенций по сравнению с ФГОС ВПО, а также уточнить ряд формулировок.

Общекультурные компетенции - формируемые качества, способности, свойства личности выпускника, которые определяют его как современного образованного человека и гражданина.

Формируемые в образовательном процессе средствами конкретных дисциплин общекультурные компетенции взаимосвязаны, развиваются в единстве как некие глобальные установки, определяющие требования к личности выпускника бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое] образование», степень их сформирован-ности подвергается контрольной оценке. Этот выпускник должен быть личностью, имеющей гражданскую и мировоззренческую позицию, принимающей гуманитарные ценности, ориентирующейся в современном информационном пространстве, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию, об-

ладающей коммуникативной культурой. В соответствии с этим определены следующие общекультурные компетенции выпускника (ОК).

1. Способность использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-1).

Формулируя данную компетенцию, мы исходили из представлений о высшем гуманитарном образовании как образовании фундаментальном, которое должно обеспечивать широкий научный кругозор выпускников, их включенность в мировой многоаспектный информационный процесс.

2. Способность свободно и грамотно владеть русским языком как государственным языком Российской Федерации в устной и письменной формах, совершенствовать свою речевую культуру (ОК- 2).

Выпускник университета обязан владеть государственным языком своей страны. Значимость развития данной компетенции повышается с учетом подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» к решению задач профессиональной деятельности, связанной в первую очередь с обучением детей с ОВЗ языку как базовым условием формирования их полноценной личности, социальной адаптации и интеграции в обществе. Таким образом, эта компетенция является универсальной, сочетая в себе личностные, общекультурные и профессиональные составляющие.

Учитывая включение российских вузов в мировое образовательное сообщество, отметим, что подобное требование не является избыточным и для иностранцев, получающих специальное (дефектологическое) образование в России. Ориентируясь на тенденции открытого образования, мы предполагаем, что уровень сформированности их языковой компетенции должен соответствовать статусу высшего образования и оцениваться не ниже уровня С1 в соответствии с системой уровней владения иностранным языком, используемой в Европейском Союзе (Common European Framework of Reference, CEFR) [4].

3. Способность анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию (ОК-3).

Знание истории, понимание основных тенденций и закономерностей исторического процесса, осознание социальных проблем и проблем гражданского общества традиционно являются составными частями фундаментального гуманитарного образования, способствующими развитию у выпускников гражданской и социальной активности.

4. Способность использовать базовые экономические и правовые знания в профессиональной и социальной сферах (ОК-4).

В современном обществе значимость владения выпускниками данной компетенцией весьма высока, что обусловлено востребованностью в реализации гражданами правовых и экономических знаний в профессиональной деятельности и социальной сфере. Это явилось основанием для корректировки общекультурной компетенции, сформулированной во ФГОС ВПО как «готовность использовать правовые документы в профессиональной деятельности» [5], которая является достаточно узкой для жизни в современном обществе. Не вызывает сомнения, что выпускник вуза должен ориентироваться в правовом поле в целом, быть экономически грамотным человеком.

5. Способность к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5].

Современный образованный человек неизбежно оказывается включенным в глобальные информационные процессы, что делает необходимым знание иностранного языка.

В ФГОС ВПО эта «коммуникативная» или «языковая» компетенция формулируется как «способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовность к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии» [5].

Подчеркнем, что значимость и уровень владения русским и иностранным языком для выпускников российского вуза неравнозначны, принципиально неверным является уравнивание «в правах» и целях изучения русского и иностранного языков. Ни в плане определения государственных приоритетов, ни в рамках конкретных задач обучения языку русскому и иностранным языкам, ни с учетом задач будущей профессиональной дея-

тельности в программах для бакалавриата не может и не должно быть такого совпадения. В связи с этим предлагаем разделить требования к владению русским и иностранным языками и обозначить их как самостоятельные компетенции - ОК-2 и ОК-5.

6. Способность к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах при соблюдении этических и социальных норм (ОК-6).

Эта компетенция, являясь социально значимой, особенно актуальна и необходима для выпускников дефектологического факультета, которые должны быть готовы к эффективному и рациональному общению в различных жизненных ситуациях с разными категориями людей, в том числе относимых к неблагополучным. Такой профессионал должен обладать высокой культурой поведения и речевой коммуникации, умением выстроить их целесообразную стратегию с учетом ситуации общения, особенностей речевых партнеров и др.

7. Способность к самообразованию и соци-ально-профессиональноймобильности (ОК-7).

Несмотря на то, что на первый взгляд данная компетенция тесно связана со всеми другими, так как к ней могут быть отнесены и широкий кругозор, и готовность к совершенствованию речевой культуры, и владение иностранным языком, она является самостоятельной и крайне необходимой. Современные мировые тенденции открытого и непрерывного образования базируются на принципах академической и профессиональной мобильности и развиваются с учетом изменений на рынке труда. Освоить такие программы способны люди, готовые к совершенствованию личностных и профессиональных качеств, расширению профессиональных умений и освоению смежных сфер деятельности, интеграции в науке, а в определенных ситуациях и смене профессии.

8. Готовность укреплять собственное здоровье, поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8].

Одной из основных гуманитарных ценностей является здоровье человека, являющееся залогом его активности и долголетия. Современные социальные тенденции определяют отношение к здоровью как к составной части жизненной (в том числе профессио-

нальной) успешности. В то же время, работая с разными категориями людей, в первую очередь с лицами с ОВЗ, выпускник-дефектолог должен являться образцом правильного отношения к собственному здоровью, осуществляя пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся и их семей.

9. Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

К актуальным общекультурным компетенциям относится готовность оказать помощь себе и окружающим, применяя практические навыки, способность и умение действовать в чрезвычайных ситуациях. Это крайне важная компетенция для выпускников педагогических университетов, от действий которых может зависеть жизнь и здоровье детей.

Следующая группа компетенций - общепрофессиональные (ОПК). Они служат фундаментом широкого профессионального кругозора, гибкой ориентации выпускника на рынке труда и в сфере дополнительного и послевузовского образования. Совокупность ОПК образует модель бакалавра по направлению «Специальное (дефектологическое] образование», построенную с учетом общепедагогических и дефектологических подходов и охватывающую как прикладной, так и академический бакалавриат.

1. Готовность сознавать социальную значимость своей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1].

Это универсальная профессиональная компетенция, принципиально значимая для специалистов, взаимодействующих с разными категориями людей, включая детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей, других заинтересованных лиц.

2. Готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2].

Общая правовая грамотность, заявленная в ОК, должна быть конкретизирована через знание и применение конкретных правовых документов и актов, регламентирующих деятельность выпускника бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое] образование» в различных сферах - образования, здравоохранения, социальной защиты.

3. Готовность к осуществлению психоло-го-педагогического сопровождения процесса образования, социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ОПК-3).

Данная компетенция позволит бакалаврам осуществлять образовательно-коррекционную работу в различных организационных формах в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. Успешность этой деятельности зависит от организации и обеспечения поддержки и содружества педагогов и специалистов разных профилей.

4. Способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей обучающихся (ОПК-4).

Данная компетенция обеспечивает реализацию основных принципов обучения и воспитания детей с ОВЗ (реализацию дифференцированного подхода, индивидуализацию обучения, коррекционную направленность образовательного процесса].

5. Способность использовать в профессиональной деятельности современные асси-стивные и образовательные средства, компьютерные и информационные технологии (ОПК-5].

Широкое применение современных асси-стивных и образовательных средств, включая специальное программное обеспечение, использование классических и внедрение новых технологий обеспечивает успешность профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции соотносятся с конкретными видами и задачами профессиональной деятельности выпускника. В системе профессиональных компетенций проявляется отличие академического бакалавриата от прикладного.

В ФГОС выделены следующие виды профессиональной деятельности бакалавра: коррекционно-педагогическая, диагностико-кон-сультативная, исследовательская, культурнопросветительская. Эти виды деятельности направлены на решение ряда задач, что требует обладания соответствующими компетенциями.

Практическая направленность подготовки студентов в рамках прикладного бакалавриата определяется формированием у них профессионально-прикладных компетенций (ППК). Соотношение задач профессиональной деятельности и соответствующих компетенций, формируемых у выпускников при-

кладного бакалавриата, представлено в таблице, с. 108.

Часть задач профессиональной деятельности и компетенций, способствующих их решению, отличаются для прикладного и академического бакалавриата.

Так, выпускник академического бакалавриата должен быть готов к решению более широкого круга задач диагностико-консуль-тативной деятельности. Это требует овладения дополнительной компетенцией, а именно готовностью осуществлять отбор оценочных средств и проводить мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы лицами с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей.

У выпускника академического и прикладного бакалавриата не совпадают и компетенции, связанные с реализацией образовательно-коррекционных программ и использованием методического и технического обеспечения: выбор образовательно-коррекционных программ, ассистивных технологий, методического и технического обеспечения образовательного процесса лиц с ОВЗ осуществляют выпускники академического бакалавриата, а их реализацию выпускники как прикладного, так и академического.

Профессиональные компетенции выпускников разнятся и при решении задач исследовательской деятельности. У выпускников прикладного бакалавриата исследовательская деятельность связана прежде всего с решением задач методического характера, способствующих повышению качества образовательно-коррекционного процесса, использованием новых ассистивных технологий и др. Выпускники академического бакалавриата решают более сложные задачи, связанные, в том числе, с проектированием содержания образовательно-коррекционной работы, ее методического сопровождения и др. Это расширяет их профессиональные компетенции по сравнению с прикладным бакалавриатом за счет способности не только к решению, но и к постановке исследовательских задач в профессиональной деятельности. Кроме этого выпускники академического бакалавриата должны также уметь использовать основы математической обработки информации при работе с исследовательскими материалами.

Таким образом, выпускник прикладного бакалавриата нацелен на решение сугубо

практических задач, что отражается в системе профессионально-прикладных компетенций. Выпускник академического бакалавриата обладает более широкими профессиональными компетенциями, позволяющими ему разрабатывать и реализовывать, в том числе, стратегические компоненты профессиональной деятельности.

Формирование компетенций обеспечивается средствами дисциплин учебного плана, который в свою очередь структурируется в соответствии с системно-модульным подходом. Взаимосвязь компетенций и учебных модулей, необходимость оптимизации учебного процесса, в том числе в экономическом плане, актуализировали задачу уточнения структуры учебного плана, пересмотра содержания ряда учебных дисциплин.

С точки зрения уточнения последовательности дисциплин в учебном плане, считаем целесообразным в течение первых трех семестров обеспечение фундаментальной общекультурной и общепрофессиональной подготовки бакалавра на основе изучения таких дисциплин, как «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физкультура», «Детская литература и фольклор», «Культура речи дефектолога» (в расширенном объеме, включая технику речи], «Специальная педагогика» и «Специальная Психология» (в большом объеме, позволяющем раскрыть основы работы с лицами с ОВЗ], дисциплины лингвистического и медико-биологического модулей и ряда других [6].

Такой подход способствует обеспечению качественной фундаментальной подготовки, направленной на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника. Это обеспечивает его широкую ориентированность в общедефектологическом пространстве, готовность к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности и разную степень выраженности нарушений развития, в том числе и множественные нарушения, потенциальную мобильность при переподготовке к работе с разными категориями лиц с ОВЗ, а также способствует осознанному выбору студентами модулей профильной подготовки и глубокому и целенаправленному их освоению при более масштабном видении проблем общего и специального образования, инклюзивного, дистанционного и других форм обучения, комплексного медико-психолого-педагогического

Таблица

Соотношение задач профессиональной деятельности и профессионально-прикладных компетенций выпускника прикладного бакалавриата

Задачи профессиональной деятельности Профессионально-прикладные компетенции

в области коррекционно-педагогической деятельности:

- коррекция нарушений развития в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ОВЗ; - образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ОВЗ в образовательных организациях, а также в организациях здравоохранения и социальной защиты; - планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педаго-гической диагностики лиц с ОВЗ; - способность к реализации образовательно-коррекционных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов (ППК-1); - готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ППК-2); - готовность к планированию образовательнокоррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ (ППК-3); - способность к организации, анализу и совершенствованию собственной образовательно-коррекционной деятельности (ППК-4);

в области диагностико-консультативной деятельности:

- психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития, образовательных возможностей, потребностей и достижений лиц с ОВЗ; - консультирование лиц с ОВЗ, членов их семей и представителей заинтересованного окружения по вопросам образования, развития, семейного воспитания и социальной адаптации - способность к проведению психолого-педагоги-ческого обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогическо-го обследования на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ППК-5); - готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ППК-6);

в области исследовательской деятельности:

- сбор, анализ, систематизация и обобщение сведений научно-методической литературы и эмпирических данных для решения задач профессиональной деятельности; - презентация результатов исследовательской деятельности; - способность к определению актуальных проблем методического характера (ППК-7); - готовность к реализации педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических, дефектологических знаний, использованию современных методов психолого-педагогического исследования, к анализу полученных результатов и формулированию выводов (ППК-8); - способность представлять результаты учебноисследовательской деятельности (ППК-9);

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры лиц с ОВЗ; - реализация просветительских программ, способствующих формированию в обществе толерантного отношения к лицам с ОВЗ. - способность проводить работу по духовно-нравственному развитию и эстетическому воспитанию лиц с ОВЗ, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры (ППК-10); - способность к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ОВЗ (ППК-11).

сопровождения лиц с ОВЗ и в конечном счете повышает их профессиональную востребованность.

Ряд дисциплин общекультурной и общепрофессиональной направленности целесообразно включать в подготовку бакалавров в VII - VIII семестрах, обеспечивая синтез профессиональных знаний, освоение смежных областей реализации профессиональных компетенций.

Так, освоение дисциплин «Экономика образования», «Правоведение с основанием семейного права и права инвалидов», «Деонтология» предполагает весьма глубокое понимание принципов функционирования системы образования в целом, а также системы образовательно-коррекционной работы, оно достигается, в том числе, в процессе широкой педагогической практики, начинающейся с четвертого семестра. Кроме этого в содержание дисциплин, связанных с учетом актуального состояния экономического и правового поля, могут оперативно вноситься определенные изменения, показывающие, что именно необходимо учитывать выпускнику, приступающему к профессиональной деятельности. Преподавание дисциплины «Основы математической обработки информации и прикладная информатика» считаем целесообразным на 4 курсе, что связано с подготовкой выпускной квалификационной работы.

Подчеркнем, что качественному формированию общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавра способствует создание межфакультетского и межкафед-рального банка модулей ряда дисциплин, более широкое внедрение «поточных» лекций для студентов разных отделений факультета, а также разных факультетов. Предполагается, что эти лекции будут читать ведущие специалисты, разработавшие рабочую программу данного модуля и имеющие высокие профессиональные достижения именно по тем проблемам, которые в нем представлены. Такой подход не только способствует повышению качества образовательного процесса, но и целесообразен экономически.

В четвертом-восьмом семестрах осуществляется профильная подготовка бакалавра при приоритетном включении в образовательный процесс практико-ориентированных технологий, позволяющих решать задачи всех видов профессиональной деятельности, а также при увеличении количества часов на педагогическую практику, более значительном для прикладного бакалавриата.

Предлагаемые в статье подходы позволяют реализовать современные тенденции в высшем образовании и способствуют повышению качества подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое] образование».

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») „Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"» // Гарант : информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191846/ (дата обращения 20.12.2013)

2. Алмазова А. А., Костенкова Ю. А. Проектирование примерных образовательных программ бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2011. - № 3. - С. 20-25.

3 Яхнина Е. З. Новые подходы к формированию компетенций студентов в области педагогических технологий развития устной речи у лиц с нарушениями слуха // Преподаватель XXI век. -2013. - №1. - С. 144-154.

4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы ; перевод выполнен на кафедре стилистики английского языка МГЛУ под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. - М.: Изд-во МГЛУ, 2003. - 248 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 специальное (дефектологическое) образование : утвержден Приказом Минобрнауки России от 18 января 2010 г. № 49 // Российское образование : федеральный портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/ prm49-1.pdf (дата обращения 20.12.2013)

6. Сборник рабочих программ учебных дисциплин по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование».

- М.: МПГУ, «Прометей», 2013. - Ч. !-УП.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.