А. А. Алмазова, Ю. А. Костенкова, Е. З. Яхнина
(Москва)
Совершенствование компетентностной модели
БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ»
В статье представлена точка зрения авторов на проблему модернизации подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Описана и обоснована система общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций
Институциональные изменения в системе образования, связанные прежде всего с принятием Закона «Об образовании в Российской федерации», актуализируют проблему совершенствования подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое] образование». Значимость решения этой проблемы возрастает в связи с тем, что в последние десятилетия отмечается увеличение числа детей с ОВЗ, которым для наиболее полноценного развития, социальной адаптации и интеграции в обществе требуется квалифицированная психолого-педагогическая помощь.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ был составлен план мероприятий по осуществлению изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки [1]. Это предполагает совершенствование структуры сети государственных образовательных организаций высшего образования, а также структуры и содержания образовательных программ (в частности, разделение бакалавриата на академический и прикладной], повышение результативности деятельности образовательных организаций высшего образования с учетом их специализации, создание инструментов оценки качества и образовательной политики в сфере высшего образования, развитие его кадрового потенциала. В распоряжении Правительства подчеркивается, что важной тенденцией развития системы высшего образования станет постепенное увеличение численности обучающихся по программам прикладного бакалавриата.
В связи с этим на дефектологическом факультете МПГУ была проведена аналитиче-
ская работа, направленная на повышение качества подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое] образование» с учетом актуальных запросов общества, современных достижений науки и практики.
При разработке новых подходов, направленных на дальнейшее развитие системы подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое] образование», учитывались основные положения теоретически обоснованной и проверенной в многолетней практике системы профильной подготовки дефектологов [2]:
- обеспечение профессиональной подготовки на основе принципов гуманизации образования, ориентации на развитие всех сторон личности бакалавра, обеспечения условий для удовлетворения потребностей в самореализации личности, в самообразовании, в проявлении и раскрытии творческих способностей;
- реализация компетентностной модели подготовки выпускника при системно-модульном проектировании циклов дисциплин;
- обеспечение фундаментальной подготовки при формировании компетенций на основе теоретико-методологических и научнометодических достижений современной системы научных знаний, практики образовательно-коррекционной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- соответствие содержания профильной подготовки бакалавров основным видам профессиональной деятельности выпускника;
- определение содержания профессиональной подготовки с учетом реализации ос-
новных принципов гуманистической педагогики и психологии, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов в системе образовательно-коррекционной работы с лицами с ОВЗ;
- раскрытие закономерностей и особенностей образования и социализации лиц с ОВЗ на основе историко-культурологического подхода и анализа современных тенденций в развитии отечественного и зарубежного специального образования, смежных наук;
- разработка содержания и определение результатов подготовки бакалавров с учетом социального заказа, запросов работодателей при тесном взаимодействии с научно-исследовательскими и образовательными организациями.
Ключевым компонентом современных образовательных стандартов является перечень компетенций, которые рассматриваются как ориентиры для определения содержания образования, выбора образовательных технологий, прогнозирования результатов обучения и т.д. [3]
Компетентностная модель бакалавра специального (дефектологического] образования имеет трехчленную структуру, включающую общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. В связи с реализацией институциональных изменений при подготовке выпускников оказалось необходимым в определенной мере изменить порядок компетенций по сравнению с ФГОС ВПО, а также уточнить ряд формулировок.
Общекультурные компетенции - формируемые качества, способности, свойства личности выпускника, которые определяют его как современного образованного человека и гражданина.
Формируемые в образовательном процессе средствами конкретных дисциплин общекультурные компетенции взаимосвязаны, развиваются в единстве как некие глобальные установки, определяющие требования к личности выпускника бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое] образование», степень их сформирован-ности подвергается контрольной оценке. Этот выпускник должен быть личностью, имеющей гражданскую и мировоззренческую позицию, принимающей гуманитарные ценности, ориентирующейся в современном информационном пространстве, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию, об-
ладающей коммуникативной культурой. В соответствии с этим определены следующие общекультурные компетенции выпускника (ОК).
1. Способность использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-1).
Формулируя данную компетенцию, мы исходили из представлений о высшем гуманитарном образовании как образовании фундаментальном, которое должно обеспечивать широкий научный кругозор выпускников, их включенность в мировой многоаспектный информационный процесс.
2. Способность свободно и грамотно владеть русским языком как государственным языком Российской Федерации в устной и письменной формах, совершенствовать свою речевую культуру (ОК- 2).
Выпускник университета обязан владеть государственным языком своей страны. Значимость развития данной компетенции повышается с учетом подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» к решению задач профессиональной деятельности, связанной в первую очередь с обучением детей с ОВЗ языку как базовым условием формирования их полноценной личности, социальной адаптации и интеграции в обществе. Таким образом, эта компетенция является универсальной, сочетая в себе личностные, общекультурные и профессиональные составляющие.
Учитывая включение российских вузов в мировое образовательное сообщество, отметим, что подобное требование не является избыточным и для иностранцев, получающих специальное (дефектологическое) образование в России. Ориентируясь на тенденции открытого образования, мы предполагаем, что уровень сформированности их языковой компетенции должен соответствовать статусу высшего образования и оцениваться не ниже уровня С1 в соответствии с системой уровней владения иностранным языком, используемой в Европейском Союзе (Common European Framework of Reference, CEFR) [4].
3. Способность анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию (ОК-3).
Знание истории, понимание основных тенденций и закономерностей исторического процесса, осознание социальных проблем и проблем гражданского общества традиционно являются составными частями фундаментального гуманитарного образования, способствующими развитию у выпускников гражданской и социальной активности.
4. Способность использовать базовые экономические и правовые знания в профессиональной и социальной сферах (ОК-4).
В современном обществе значимость владения выпускниками данной компетенцией весьма высока, что обусловлено востребованностью в реализации гражданами правовых и экономических знаний в профессиональной деятельности и социальной сфере. Это явилось основанием для корректировки общекультурной компетенции, сформулированной во ФГОС ВПО как «готовность использовать правовые документы в профессиональной деятельности» [5], которая является достаточно узкой для жизни в современном обществе. Не вызывает сомнения, что выпускник вуза должен ориентироваться в правовом поле в целом, быть экономически грамотным человеком.
5. Способность к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5].
Современный образованный человек неизбежно оказывается включенным в глобальные информационные процессы, что делает необходимым знание иностранного языка.
В ФГОС ВПО эта «коммуникативная» или «языковая» компетенция формулируется как «способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовность к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии» [5].
Подчеркнем, что значимость и уровень владения русским и иностранным языком для выпускников российского вуза неравнозначны, принципиально неверным является уравнивание «в правах» и целях изучения русского и иностранного языков. Ни в плане определения государственных приоритетов, ни в рамках конкретных задач обучения языку русскому и иностранным языкам, ни с учетом задач будущей профессиональной дея-
тельности в программах для бакалавриата не может и не должно быть такого совпадения. В связи с этим предлагаем разделить требования к владению русским и иностранным языками и обозначить их как самостоятельные компетенции - ОК-2 и ОК-5.
6. Способность к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах при соблюдении этических и социальных норм (ОК-6).
Эта компетенция, являясь социально значимой, особенно актуальна и необходима для выпускников дефектологического факультета, которые должны быть готовы к эффективному и рациональному общению в различных жизненных ситуациях с разными категориями людей, в том числе относимых к неблагополучным. Такой профессионал должен обладать высокой культурой поведения и речевой коммуникации, умением выстроить их целесообразную стратегию с учетом ситуации общения, особенностей речевых партнеров и др.
7. Способность к самообразованию и соци-ально-профессиональноймобильности (ОК-7).
Несмотря на то, что на первый взгляд данная компетенция тесно связана со всеми другими, так как к ней могут быть отнесены и широкий кругозор, и готовность к совершенствованию речевой культуры, и владение иностранным языком, она является самостоятельной и крайне необходимой. Современные мировые тенденции открытого и непрерывного образования базируются на принципах академической и профессиональной мобильности и развиваются с учетом изменений на рынке труда. Освоить такие программы способны люди, готовые к совершенствованию личностных и профессиональных качеств, расширению профессиональных умений и освоению смежных сфер деятельности, интеграции в науке, а в определенных ситуациях и смене профессии.
8. Готовность укреплять собственное здоровье, поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8].
Одной из основных гуманитарных ценностей является здоровье человека, являющееся залогом его активности и долголетия. Современные социальные тенденции определяют отношение к здоровью как к составной части жизненной (в том числе профессио-
нальной) успешности. В то же время, работая с разными категориями людей, в первую очередь с лицами с ОВЗ, выпускник-дефектолог должен являться образцом правильного отношения к собственному здоровью, осуществляя пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся и их семей.
9. Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
К актуальным общекультурным компетенциям относится готовность оказать помощь себе и окружающим, применяя практические навыки, способность и умение действовать в чрезвычайных ситуациях. Это крайне важная компетенция для выпускников педагогических университетов, от действий которых может зависеть жизнь и здоровье детей.
Следующая группа компетенций - общепрофессиональные (ОПК). Они служат фундаментом широкого профессионального кругозора, гибкой ориентации выпускника на рынке труда и в сфере дополнительного и послевузовского образования. Совокупность ОПК образует модель бакалавра по направлению «Специальное (дефектологическое] образование», построенную с учетом общепедагогических и дефектологических подходов и охватывающую как прикладной, так и академический бакалавриат.
1. Готовность сознавать социальную значимость своей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1].
Это универсальная профессиональная компетенция, принципиально значимая для специалистов, взаимодействующих с разными категориями людей, включая детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей, других заинтересованных лиц.
2. Готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2].
Общая правовая грамотность, заявленная в ОК, должна быть конкретизирована через знание и применение конкретных правовых документов и актов, регламентирующих деятельность выпускника бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое] образование» в различных сферах - образования, здравоохранения, социальной защиты.
3. Готовность к осуществлению психоло-го-педагогического сопровождения процесса образования, социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ОПК-3).
Данная компетенция позволит бакалаврам осуществлять образовательно-коррекционную работу в различных организационных формах в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. Успешность этой деятельности зависит от организации и обеспечения поддержки и содружества педагогов и специалистов разных профилей.
4. Способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей обучающихся (ОПК-4).
Данная компетенция обеспечивает реализацию основных принципов обучения и воспитания детей с ОВЗ (реализацию дифференцированного подхода, индивидуализацию обучения, коррекционную направленность образовательного процесса].
5. Способность использовать в профессиональной деятельности современные асси-стивные и образовательные средства, компьютерные и информационные технологии (ОПК-5].
Широкое применение современных асси-стивных и образовательных средств, включая специальное программное обеспечение, использование классических и внедрение новых технологий обеспечивает успешность профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции соотносятся с конкретными видами и задачами профессиональной деятельности выпускника. В системе профессиональных компетенций проявляется отличие академического бакалавриата от прикладного.
В ФГОС выделены следующие виды профессиональной деятельности бакалавра: коррекционно-педагогическая, диагностико-кон-сультативная, исследовательская, культурнопросветительская. Эти виды деятельности направлены на решение ряда задач, что требует обладания соответствующими компетенциями.
Практическая направленность подготовки студентов в рамках прикладного бакалавриата определяется формированием у них профессионально-прикладных компетенций (ППК). Соотношение задач профессиональной деятельности и соответствующих компетенций, формируемых у выпускников при-
кладного бакалавриата, представлено в таблице, с. 108.
Часть задач профессиональной деятельности и компетенций, способствующих их решению, отличаются для прикладного и академического бакалавриата.
Так, выпускник академического бакалавриата должен быть готов к решению более широкого круга задач диагностико-консуль-тативной деятельности. Это требует овладения дополнительной компетенцией, а именно готовностью осуществлять отбор оценочных средств и проводить мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы лицами с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей.
У выпускника академического и прикладного бакалавриата не совпадают и компетенции, связанные с реализацией образовательно-коррекционных программ и использованием методического и технического обеспечения: выбор образовательно-коррекционных программ, ассистивных технологий, методического и технического обеспечения образовательного процесса лиц с ОВЗ осуществляют выпускники академического бакалавриата, а их реализацию выпускники как прикладного, так и академического.
Профессиональные компетенции выпускников разнятся и при решении задач исследовательской деятельности. У выпускников прикладного бакалавриата исследовательская деятельность связана прежде всего с решением задач методического характера, способствующих повышению качества образовательно-коррекционного процесса, использованием новых ассистивных технологий и др. Выпускники академического бакалавриата решают более сложные задачи, связанные, в том числе, с проектированием содержания образовательно-коррекционной работы, ее методического сопровождения и др. Это расширяет их профессиональные компетенции по сравнению с прикладным бакалавриатом за счет способности не только к решению, но и к постановке исследовательских задач в профессиональной деятельности. Кроме этого выпускники академического бакалавриата должны также уметь использовать основы математической обработки информации при работе с исследовательскими материалами.
Таким образом, выпускник прикладного бакалавриата нацелен на решение сугубо
практических задач, что отражается в системе профессионально-прикладных компетенций. Выпускник академического бакалавриата обладает более широкими профессиональными компетенциями, позволяющими ему разрабатывать и реализовывать, в том числе, стратегические компоненты профессиональной деятельности.
Формирование компетенций обеспечивается средствами дисциплин учебного плана, который в свою очередь структурируется в соответствии с системно-модульным подходом. Взаимосвязь компетенций и учебных модулей, необходимость оптимизации учебного процесса, в том числе в экономическом плане, актуализировали задачу уточнения структуры учебного плана, пересмотра содержания ряда учебных дисциплин.
С точки зрения уточнения последовательности дисциплин в учебном плане, считаем целесообразным в течение первых трех семестров обеспечение фундаментальной общекультурной и общепрофессиональной подготовки бакалавра на основе изучения таких дисциплин, как «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физкультура», «Детская литература и фольклор», «Культура речи дефектолога» (в расширенном объеме, включая технику речи], «Специальная педагогика» и «Специальная Психология» (в большом объеме, позволяющем раскрыть основы работы с лицами с ОВЗ], дисциплины лингвистического и медико-биологического модулей и ряда других [6].
Такой подход способствует обеспечению качественной фундаментальной подготовки, направленной на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника. Это обеспечивает его широкую ориентированность в общедефектологическом пространстве, готовность к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности и разную степень выраженности нарушений развития, в том числе и множественные нарушения, потенциальную мобильность при переподготовке к работе с разными категориями лиц с ОВЗ, а также способствует осознанному выбору студентами модулей профильной подготовки и глубокому и целенаправленному их освоению при более масштабном видении проблем общего и специального образования, инклюзивного, дистанционного и других форм обучения, комплексного медико-психолого-педагогического
Таблица
Соотношение задач профессиональной деятельности и профессионально-прикладных компетенций выпускника прикладного бакалавриата
Задачи профессиональной деятельности Профессионально-прикладные компетенции
в области коррекционно-педагогической деятельности:
- коррекция нарушений развития в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ОВЗ; - образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ОВЗ в образовательных организациях, а также в организациях здравоохранения и социальной защиты; - планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педаго-гической диагностики лиц с ОВЗ; - способность к реализации образовательно-коррекционных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов (ППК-1); - готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ППК-2); - готовность к планированию образовательнокоррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ (ППК-3); - способность к организации, анализу и совершенствованию собственной образовательно-коррекционной деятельности (ППК-4);
в области диагностико-консультативной деятельности:
- психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития, образовательных возможностей, потребностей и достижений лиц с ОВЗ; - консультирование лиц с ОВЗ, членов их семей и представителей заинтересованного окружения по вопросам образования, развития, семейного воспитания и социальной адаптации - способность к проведению психолого-педагоги-ческого обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогическо-го обследования на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ППК-5); - готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ППК-6);
в области исследовательской деятельности:
- сбор, анализ, систематизация и обобщение сведений научно-методической литературы и эмпирических данных для решения задач профессиональной деятельности; - презентация результатов исследовательской деятельности; - способность к определению актуальных проблем методического характера (ППК-7); - готовность к реализации педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических, дефектологических знаний, использованию современных методов психолого-педагогического исследования, к анализу полученных результатов и формулированию выводов (ППК-8); - способность представлять результаты учебноисследовательской деятельности (ППК-9);
в области культурно-просветительской деятельности:
- формирование общей культуры лиц с ОВЗ; - реализация просветительских программ, способствующих формированию в обществе толерантного отношения к лицам с ОВЗ. - способность проводить работу по духовно-нравственному развитию и эстетическому воспитанию лиц с ОВЗ, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры (ППК-10); - способность к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ОВЗ (ППК-11).
сопровождения лиц с ОВЗ и в конечном счете повышает их профессиональную востребованность.
Ряд дисциплин общекультурной и общепрофессиональной направленности целесообразно включать в подготовку бакалавров в VII - VIII семестрах, обеспечивая синтез профессиональных знаний, освоение смежных областей реализации профессиональных компетенций.
Так, освоение дисциплин «Экономика образования», «Правоведение с основанием семейного права и права инвалидов», «Деонтология» предполагает весьма глубокое понимание принципов функционирования системы образования в целом, а также системы образовательно-коррекционной работы, оно достигается, в том числе, в процессе широкой педагогической практики, начинающейся с четвертого семестра. Кроме этого в содержание дисциплин, связанных с учетом актуального состояния экономического и правового поля, могут оперативно вноситься определенные изменения, показывающие, что именно необходимо учитывать выпускнику, приступающему к профессиональной деятельности. Преподавание дисциплины «Основы математической обработки информации и прикладная информатика» считаем целесообразным на 4 курсе, что связано с подготовкой выпускной квалификационной работы.
Подчеркнем, что качественному формированию общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавра способствует создание межфакультетского и межкафед-рального банка модулей ряда дисциплин, более широкое внедрение «поточных» лекций для студентов разных отделений факультета, а также разных факультетов. Предполагается, что эти лекции будут читать ведущие специалисты, разработавшие рабочую программу данного модуля и имеющие высокие профессиональные достижения именно по тем проблемам, которые в нем представлены. Такой подход не только способствует повышению качества образовательного процесса, но и целесообразен экономически.
В четвертом-восьмом семестрах осуществляется профильная подготовка бакалавра при приоритетном включении в образовательный процесс практико-ориентированных технологий, позволяющих решать задачи всех видов профессиональной деятельности, а также при увеличении количества часов на педагогическую практику, более значительном для прикладного бакалавриата.
Предлагаемые в статье подходы позволяют реализовать современные тенденции в высшем образовании и способствуют повышению качества подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое] образование».
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») „Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"» // Гарант : информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191846/ (дата обращения 20.12.2013)
2. Алмазова А. А., Костенкова Ю. А. Проектирование примерных образовательных программ бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2011. - № 3. - С. 20-25.
3 Яхнина Е. З. Новые подходы к формированию компетенций студентов в области педагогических технологий развития устной речи у лиц с нарушениями слуха // Преподаватель XXI век. -2013. - №1. - С. 144-154.
4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы ; перевод выполнен на кафедре стилистики английского языка МГЛУ под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. - М.: Изд-во МГЛУ, 2003. - 248 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 специальное (дефектологическое) образование : утвержден Приказом Минобрнауки России от 18 января 2010 г. № 49 // Российское образование : федеральный портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/ prm49-1.pdf (дата обращения 20.12.2013)
6. Сборник рабочих программ учебных дисциплин по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование».
- М.: МПГУ, «Прометей», 2013. - Ч. !-УП.
--------^-----------