Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ КРОССФИТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ КРОССФИТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / КРОССФИТ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сохов Анзор Баширович, Тлеужев Мухамед Каральбиевич, Татарканов Аслан Каральбиевич

Статья посвящена вопросам совершенствования методики преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» посредством внедрения новых форм обучения студентов. Занятия по физиче -ской культуре и спорту включены в обязательный раздел учебных планов обучения студентов вузов России по всем направлениям подготовки. Данная дисциплина является одной из важнейших, так как направлена на повышение физических способностей и улучшение здоровья обучающихся. Разнообразие средств физического воспитания и спорта позволяет применять их с целью повышения физической подготовленности студентов, формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, улучшения работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сохов Анзор Баширович, Тлеужев Мухамед Каральбиевич, Татарканов Аслан Каральбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE ELEMENTS OF THE CROSSFIT METHODOLOGY IN THE CLASSROOM FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to the issues of improving the methodology of teaching the discipline «Physical culture and sport» through the introduction of new forms in teaching students. Classes in physical culture and sports are included in the mandatory section of the curricula for students of Russian universities in all areas of training. The discipline «Physical culture and sport» is one of the most important, as it is aimed at improving the physical abilities and improving the health of students. A variety of means of physical education and sports allows them to be used to improve the physical fitness of students, the formation of motor skills and abilities, the development of physical qualities, and the improvement of working capacity.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ КРОССФИТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_5_98 УДК 378

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ КРОССФИТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

В ВУЗЕ

Сохов Анзор Баширович,

старший преподаватель кафедры физического воспитания, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]

Тлеужев Мухамед Каральбиевич,

старший преподаватель кафедры физического воспитания, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]

Татарканов Аслан Каральбиевич,

старший преподаватель кафедры физического воспитания, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]

Статья посвящена вопросам совершенствования методики преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» посредством внедрения новых форм обучения студентов. Занятия по физиче -ской культуре и спорту включены в обязательный раздел учебных планов обучения студентов вузов России по всем направлениям подготовки. Данная дисциплина является одной из важнейших, так как направлена на повышение физических способностей и улучшение здоровья обучающихся. Разнообразие средств физического воспитания и спорта позволяет применять их с целью повышения физической подготовленности студентов, формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, улучшения работоспособности.

Ключевые слова: физическая культура; спорт; кроссфит; здоровье.

UDC 378

APPLICATION OF THE ELEMENTS OF THE CROSSFIT METHODOLOGY IN THE CLASSROOM FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY

Sokhov Anzor Bashirovich,

Senior Lecturer, Department of Physical Education, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov, Nalchik, Russia, e-mail: s-anzor@ mail.ru

Tleuzhev Mukhamed Karalbievich,

Senior Lecturer, Department of Physical Education, Kabardino-Balkaria State Agrarian University named after V. M. Kokov, Nalchik, Russia, e-mail: Muhamedtleuzhev@yandex. ru

Tatarkanov Asian Karalbievich,

Senior Lecturer, Department of Physical Education, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov, Nalchik, Russia, e-mail: a.tatarkanov@ yandex.ru

Педагогические исследования

The article is devoted to the issues of improving the methodology of teaching the discipline «Physical culture and sport» through the introduction of new forms in teaching students. Classes in physical culture and sports are included in the mandatory section of the curricula for students of Russian universities in all areas of training. The discipline «Physical culture and sport» is one of the most important, as it is aimed at improving the physical abilities and improving the health of students. A variety of means of physical education and sports allows them to be used to improve the physical fitness of students, the formation of motor skills and abilities, the development of physical qualities, and the improvement of working capacity.

Keywords: physical culture; sport; crossfit; health.

Физическое воспитание в высших учебных заведениях играет большую роль в формировании нравственных и волевых качеств, является одним из методов внедрения спорта в жизнь студентов, снятия умственного напряжения, вызванного большой информационной нагрузкой, повышения интеллектуальной продуктивности; способом получения оптимальной физической нагрузки; активным отдыхом, необходимым студентам. Несмотря на то, что занятия физической культурой способствуют формированию двигательных и прикладных навыков, способствующих луч -шей адаптации студентов к нагрузкам в выбранной профессии, а потенциал здоровья подрастающего поколения оказывает огромное влияние на развитие страны, ее политическую, экономическую стабильность и благополучие, заинтересованность студентов в занятиях физической культурой в рамках вузовского образования падает, в том числе в связи с отсутствием должной психофизической нагрузки и комфортных условий для проведения занятий, использованием устаревших форм проведения занятий, однообразных упражнений.

Цель настоящей работы состоит в совершенствовании методики преподавания дисциплины физической культуры и спорта с применением элементов методики кроссфи-та с целью повышения спортивной заинтересованности студентов и улучшения из физической подготовки.

Задача исследования состоит в обосновании эффективности использования в основной части учебного занятия элементов кроссфита с целью улучшения физической подготовленности обучающихся вуза.

Кроссфит-тренировки отличаются высокой интенсивностью, постоянной сменой упражнений и включают в себя элементы:

- тяжелой и легкой атлетики,

- бодибилдинга,

- пауэрлифтинга,

- фитнеса,

- классической гимнастики,

- гиревого спорта.

Цель кроссфит-тренировок состоит в развитии физических качеств, улучшения работоспособности сердца, сосудов, дыхательной системы, умения организма быстро адаптироваться к смене нагрузок.

Типичная кроссфит-тренировка может комбинировать такие виды спортивной деятельности, как спринтерские забеги, занятия, имитирующие греблю (на специальных тренажерах), лазание по канату, работу с гантелями, штангами, гирями, гимнастические упражнения на кольцах, перекатывание огромных покрышек.

Никаких ограничений в плане нагрузок для тренеров и спортсменов нет, в связи с чем некоторые специалисты отрицательно высказываются о данной дисциплине. В частности, распространено мнение, что кросс-фит вреден для сердца и имеет повышенную опасность травм. Людям без подготовки заниматься данной дисциплиной не рекомендуется.

В настоящее время кроссфит практикуются и как соревновательный вид спорта. Сообщество приверженцев данного направления растет, локальные соревнования по кроссфиту, а также состязания в режиме онлайн проводятся практически по всему миру. Кроссфит в России также имеет достаточное количество поклонников: залы, в которых практикуются программа интенсивного физического развития, открыты практически во всех крупных городах страны [1].

В 2021 г. на базе Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета началось внедрение элементов методики кроссфита как основной части занятий по физической культуре и спорту. Исследование проводилось среди юношей первого курса; были созданы две группы: экспериментальная и контрольная - по 20 человек. В экспериментальной группе проводились занятия с применением элементов методики

кроссфита, а в контрольной - по утвержденной программе вуза.

Занятие по физической культуре и спорту с применением элементов методики кроссфита состояло из следующих частей:

1. Разминка, во время которой обучающиеся применяли различный инвентарь (скакалка, набивной мяч, степ-платформа, гантели и т. д.).

2. Основная часть, состоящая из элементов методики кроссфит-тренировок: круговой, интервальный, с обязательным включением работы с инвентарем, используемым в разминке.

3. Заключительная часть, включающая в себя упражнения на развитие гибкости.

Кроссфит можно описать как программу тренировок, состоящую из постоянно варьирующихся функциональных упражнений высокой интенсивности. Цель методики формулируется как физическое развитие человека по таким направлениям, как выносливость, сила, гибкость, скорость, координация, точность, а также улучшение работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, быстрота адаптации к смене нагрузок и др. Программа тренировки по кроссфит-методике подходит для любого вида спорта (для людей различного уровня подготовки) [2].

В программе комбинируются такие виды деятельности, как бег (спринтерские забеги), гребля (на специальных тренажерах), прыжки (со скакалкой или на препятствия), лазание по канату, работа со свободными весами (гантели, гири, штанга, сэндбэг), упражнения на кольцах и многие другие. Типичный тренировочный день в аффилированном зале включает в себя разминку, изучение и отработку новых движений, WOD, работу над ошибками. Причем работа над ошибками проводится как индивидуально, так и коллективно, так как кроссфит пропагандирует работу в слаженном коллективе. Результаты WOD записываются на доске для общего ознакомления, чтобы поддерживать соревновательную атмосферу в коллективе и мотивировать атлетов к улучшению своих результатов.

По программе кроссфита работают тысячи сертифицированных залов по всему миру. Также многие пожарные службы, силовые структуры, органы правопорядка

включают кроссфит в программу подготовки личного состава (в частности, в США и Канаде). Кроссфит входит в программу подготовки Вооруженных Сил Канады, а также Королевского Лейб-Гвардейского Полка Дании. Однако не стоит думать, что программы рассчитаны лишь на людей с высоким уровнем подготовки: кроссфит рекомендуется всем, кто хочет быть в хорошей физической форме. Есть программа CrossFit Kids, разработанная специально для детей. По сути, для тренировок совершенно не обязательно ходить в зал, большую часть комплексов можно выполнять на улице и даже дома [3].

У кроссфита очень много последователей и почитателей, но немало и противников. Критики указывают на чрезмерность нагрузок для всего организма в целом, на непоследовательность и нелогичность упражнений, составляющих комплекс тренировок [4]. Важно отметить, что, действительно, кросс-фит может быть жестким тренингом, поэтому, прежде чем приступить к тренировкам, нужно знать и понимать, какие проблемы со здоровьем есть у человека. Подходить к занятиям необходимо постепенно, впрочем как и в любом виде спорта. Противопоказаны с нуля комплексы в высоком темпе и с тяжелы -ми весами.

Настоящие фанаты кроссфита могут тренироваться до 12 раз в неделю. Утренние занятия обычно включают силовые тренировки, вечером практикуются различные функциональные нагрузки - бег, плавание, езда на велосипеде.

Система кроссфита доступна во многих вариантах, но классическая методика практикуются только в сети сертифицированных тренажерных залов. Компания тренирует инструкторов и выдает лицензии спортивным залам, желающим стать частью всемирной сети CrossFit Inc. Филиалы могут разрабатывать свои собственные методики тренировок и устанавливать цены.

Занятия состоят из общей разминки, развивающего блока и 10-15 минут высокоинтенсивного тренинга. Сетевые фитнес залы, где практикуется кроссфит, обычно разрабатывают «тренировку дня», которая охватывает конкретную (каждый день разную) область физической подготовки или целевую группу мышц [5]. Для повышения мотивации участ-

Педагогические исследования

ников применяются элементы соревнований, типа подсчета баллов и достижения различных уровней.

Основные правила тренинга:

- максимум интенсивности на каждой тренировке;

- чем чаще вы тренируетесь, тем лучше;

- минимум отдыха между упражнениями (а лучше его полное отсутствие);

- изменение направления нагрузок на каждом занятии.

Истинные приверженцы этого фитнес-дви-жения, помимо тренинга в зале, практикуют кроссфит дома, используя отжимания, подтягивания, прыжки, упражнения на выносливость, спринтерский бег. Кроссфит - это еще и обширное сетевое комьюнити: ежедневно в Интернете спортсмены и тренеры выкладывают новые тренировочные программы, статьи и видео по технике упражнений, материалы о правильном питании для достижения лучших результатов.

Польза кроссфита состоит, в первую очередь, во всестороннем физическом развитии. Ясно, что программа подойдет только абсолютно здоровым людям с определенным уровнем физической подготовки. В любом случае, предварительная консультация с врачом или экспертом по кроссфиту обязательна [6].

Перечислим основные плюсы этого популярного спортивного направления.

- Развитие силы воли: бросать занятия на полпути, не закончив тренировку, - против правил кроссфита. Начатый круг упражнений (комплекс) нужно обязательно закончить, а желательно еще и побить вчерашний рекорд. Умение перебороть себя, сделать невозможное - обязательное качество для настоящего спортсмена.

- Преображение тела. Высокая интенсивность занятий позволяет без труда сбросить лишний вес. За одну тренировку сжигается примерно тысяча калорий. Если при этом еще и правильно питаться, результаты не заставят себя долго ждать.

- Максимум эффекта за короткое время.

- Возможность занятий как в группе, так и индивидуально.

- Развитие выносливости и силы. У приверженцев кроссфита рельефная и твердая мускулатура, четкая прорисовка вен и выраженная мускульная сила.

- Никаких ограничений по возрасту. Заниматься кроссфитом можно и после 50, главное, чтобы позволяло здоровье. Спортсменов такого возраста вполне свободно допускают до соревнований.

Противники нового направления в силовом спорте считают, что далеко не всем стоит заниматься по столь интенсивной и насыщенной программе. Главный вред кроссфита - это экстремальные нагрузки, которые новичок получает практически на первом занятии.

При этом внятного руководства для начинающих как такового нет. Некоторые эксперты считают, что интенсивность тренинга опасна не только для неофитов, но и для опытных спортсменов. Экстремальные тренировки -всегда повышенная травматичность и риск сердечно-сосудистых осложнений. Поскольку при выполнении упражнений атлеты ориентируются не на технику, а на скорость и большой вес, вероятность нанесения повреждений многократно увеличивается.

Проведенное исследование среди студен -тов на базе нашего вуза показало рост числа студентов, выполнивших нормы золотого, серебряного и бронзового знака, что говорит об эффективности применения системы кросс-фит в основной части учебного занятия.

Результаты исследования показали, что на современном этапе развития российского общества перед преподавателями дисциплины «Физическая культура и спорт» стоит непростая задача: мотивировать студенческую молодежь посещать учебные занятия, повысить уровень физической подготовленности, добиться выполнения студентами требований норм золотого, серебряного и бронзового знака Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Все это происходит в условиях нехватки оборудования, сниженного интереса студентов к дисциплине «Физическая культура и спорт», при этом высокого интереса к новым формам физической активности, к которым относится кроссфит.

Данные, полученные в результате внедрения элементов методики кроссфита в основную часть учебного занятия, доказывают, что их использование положительно влияет на повышение уровня физической подготовленности студентов и что систему кроссфит необходимо применять на занятиях с юношами подготовительной группы здоровья.

Список литературы_

1. Ольховская Д. Б. Кроссфит в физическом воспитании студентов // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 10(27). С. 1093-1095.

2. Анисимова А. Ю. Определение и оценка степени включенности студентов в физкультурно-спортивную деятельность // Педагогико-психологические и медикобиологические проблемы физической культуры и спорта. 2019. № 1(14). С. 120-126.

3. Сбитнева А. Целесообразное использование кроссфита для всестороннего развития физической подготовки студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №10-1.

4. Капралова А. М., Анисимова А. Ю., Мошкина Н. А., Максимова С. Г Применение элементов кроссфита на занятиях по физической культуре в вузе // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022. № 1.

5. Юдашкина Е. Е., Шутова Т. Н., Зайцев В. А. Подходы повышения мотивации студентов к элективной дисци -плине «Атлетическая гимнастика». Известия тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 4. С. 40-46.

6. Постольник Ю. А., Мальцев Д. В., Голова Е. В. Кроссфит как способ эффективности повышения физической подготовленности студенток вуза // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. № 4.

References_

1. Olkhovskaya D. B. Crossfit in physical education of students. Modern scientific research and development. 2018. No. 10(27). Pp. 1093-1095.

2. Anisimova A. Yu. Determination and assessment of the degree of involvement of students in physical culture and sports activities. Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. 2019. No. 1(14). Pp. 120-126.

3. Sbitneva A. Expedient use of crossfit for comprehensive development of physical training of students. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2018. № 10-1.

4. Kapralova A.M., Anisimova A. Yu., Moshkina N. A., Maksimova S. G. The use of crossfit elements in physical culture classes at the university. Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. 2022. № 1.

5. Yudashkina E. E., Shutova T. N., Zaitsev V. A. Approaches to increasing students' motivation for the elective discipline «Athletic gymnastics». Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sport. 2020. No. 4. Pp. 40-46.

6. Postolnik Yu. A., Maltsev D. V., Golova E. V. Crossfit as a way to increase the effectiveness of physical fitness of university students. Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. 2020. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.