Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФУТБОЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ КРОССФИТА'

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФУТБОЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ КРОССФИТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОССФИТ / СТУДЕНТЫ-ФУТБОЛИСТЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтых С. А., Матвеева И. С., Хахо З. Х.

Рассмотрена актуальная проблема по выявлению фитнес-технологий, способствующих повышению уровня физической работоспособности и физической подготовленности студентов-футболистов на занятиях по физической культуре. Кроссфит - это система подготовки, направленная на улучшение физического состояния занимающихся. С использованием средств системы кроссфита разработана и экспериментально обоснована методика занятий, состоящая из трех этапов. Каждый этап содержит перечень физических упражнений, которые выполняются круговым методом с характерной для него нагрузкой. Выявлено, что экспериментальная группа, занимающаяся по разработанной методике, превосходит контрольную по всем тестам, за исключением теста, определяющего гибкость. Для развития гибкости необходимы целенаправленные отдельные занятия. Несмотря на это, результаты исследования свидетельствуют о возможностях практического применения разработанной методики занятий кроссфитом в процессе физического воспитания студентов-футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтых С. А., Матвеева И. С., Хахо З. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF IMPROVING PHYSICAL FITNESS OFFOOTBALL PLAYERS - STUDENTS BY MEANS OF CROSSFIT

In this article, the authors have considered the actual problem of revealing the fitness technologies, which helps to increase the level of physical efficiency and physical fitness of students-football players during the classes of physical training. Crossfit is a system of training aimed to improve the physical condition of students. Crossfit system means are used to develop and experimentally prove the methodology of the lessons, which consists from three phases. Each stage contains a list of physical exercises, which are performed in a circular method with the characteristic load. It is revealed that the experimental group engaged in the developed method surpasses the control group in all tests, except the test which determining the flexibility. Targeted individual sessions are necessary to develop flexibility. Despite this, the results of the study indicate the possibility of practical application of the developed methodology of crossfit in the process of physical education of football students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФУТБОЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ КРОССФИТА»

Полученные данные подтверждают выводы научных исследований о том, что физическое воспитание является одним из средств формирования воли студентов, что совершенствование физических способностей выявляет и развивает волевые качества.

ВЫВОДЫ

В результате исследования анализа полученных данных мы пришли к следующим выводам:

- оценка трудностей, с которыми сталкиваются студенты в процессе учебных занятий по физической культуре и спорту, показывают, что наиболее существенными являются трудности, связанные с преодолением изначально низкого уровня физической подготовленности студентов. Волевые качества воспитываются и закрепляются в процессе учебных занятий физической культуре, при преодолении возникающих трудностей в ходе учебного процесса, а также при выполнении физических упражнений, и сдаче контрольных нормативов;

- правильная организация учебного процесса, а также позитивно активное отношение к нему студента с четкой поставленной перед ним целью, является главной предпосылкой развития в нем волевых качеств;

- установлено, что основными волевыми качествами как юношей, так и девушек являются целеустремленность, настойчивость, выносливость и самообладание, а также инициативность и самостоятельность;

- выявлен факт, что высокий уровень волевых качеств имеют 8,5% юношей и 5,8% девушек, 25,4% юношей. Средний уровень развития у студентов и 18,4% девушек, а низкий уровень развития у 16,1% юношей и 25,8% девушек.

Это свидетельствует о том, что занятия по совершенствованию физической подготовки посредством физических упражнений являются эффективным средством развития волевых качеств, что, несомненно, скажется на дальнейшей успешной социализации студентов - будущих специалистов в выбранной профессии и современном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осипов Д.А. Совершенствование мотивационной сферы и памяти как структурных компонентов афферентного синтеза двигательных навыков боксера / Д.А. Осипов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - № 13 (3). - С. 57-65.

2. Болотин А.Э. Структура и содержание образовательной технологии управления здоровым образом жизни студентов / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Журнал физического воспитания и спорта.- 2015.- Ч. 3, - С. 362-364.

REFERENCES

1. Osipov D.A. (2018). "Improvement of the motivational sphere and memory as structural components of the afferent synthesis of the boxer's motor skills", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports, No. 13 (3), pp. 57-65.

2. Bolotin, A.E. and Bakayev, V.V. (2015), "Structure and content of the educational technology of managing students' healthy lifestyle", Journal of Physical Education and Sport, No.3, pp. 362-364.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.03.2022

УДК 896.323

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФУТБОЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ КРОССФИТА

Саида Адамовна Евтых, кандидат педагогических наук, доцент, Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный

университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар; Заур Хамедович Хахо, преподаватель, Кубанский государственный политехнический университет, г. Краснодар

Аннотация

Рассмотрена актуальная проблема по выявлению фитнес-технологий, способствующих повышению уровня физической работоспособности и физической подготовленности студентов-футболистов на занятиях по физической культуре. Кроссфит - это система подготовки, направленная на улучшение физического состояния занимающихся. С использованием средств системы крос-сфита разработана и экспериментально обоснована методика занятий, состоящая из трех этапов. Каждый этап содержит перечень физических упражнений, которые выполняются круговым методом с характерной для него нагрузкой. Выявлено, что экспериментальная группа, занимающаяся по разработанной методике, превосходит контрольную по всем тестам, за исключением теста, определяющего гибкость. Для развития гибкости необходимы целенаправленные отдельные занятия. Несмотря на это, результаты исследования свидетельствуют о возможностях практического применения разработанной методики занятий кроссфитом в процессе физического воспитания студентов-футболистов.

Ключевые слова: кроссфит, студенты-футболисты, функциональная подготовленность, физическая работоспособность, физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p112-116

METHODOLOGY OF IMPROVING PHYSICAL FITNESS OF FOOTBALL PLAYERS - STUDENTS BY MEANS OF CROSSFIT

Saida Adamovna Evtykh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Inga Ser-geevna Matveeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, the Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin, Krasnodar; Zaur Hamedovich Khakho, the teacher, Kuban State Polytechnic University, Krasnodar

Abstract

In this article, the authors have considered the actual problem of revealing the fitness technologies, which helps to increase the level of physical efficiency and physical fitness of students-football players during the classes of physical training. Crossfit is a system of training aimed to improve the physical condition of students. Crossfit system means are used to develop and experimentally prove the methodology of the lessons, which consists from three phases. Each stage contains a list of physical exercises, which are performed in a circular method with the characteristic load. It is revealed that the experimental group engaged in the developed method surpasses the control group in all tests, except the test which determining the flexibility. Targeted individual sessions are necessary to develop flexibility. Despite this, the results of the study indicate the possibility of practical application of the developed methodology of crossfit in the process of physical education of football students.

Keywords: cross-fit, football students, functional fitness, physical efficiency, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

Футбол - игровой вид спорта, предъявляющий высокие требования к уровню физической и функциональной подготовленности занимающихся. В этой связи в системе подготовки футболистов целенаправленное внимание уделяется развитию сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем [4]. Ежегодно перед специалистами в области физической культуры и спорта, тренирующих студентов-футболистов различных вузов, встает вопрос о поиске новых средств и методов, способствующих повышению их физической работоспособности. И несмотря на существующую потребность, они продолжают применять традиционные средства подготовки, оставляя без внимания современные фитнес программы, доказавшие свою эффективность в воспитании физических качеств и улучшении деятельности систем организма.

Одной из таких программ является кроссфит (CrossFit) - система физических упражнений, включающая в себя элементы тяжелой атлетики, пауэрлифтинга,

гимнастики, гиревого спорта, легкой атлетики. Эффективность применения средств кроссфита доказаны и включены в систему подготовки гребцов-слаломистов, дзюдоистов, ударных видов единоборств [1, 2, 3]. Анализ литературы показал, что исследований, посвященных футболу, отсутствуют. Именно поэтому целью настоящего исследования является разработка и экспериментальное обоснование методики занятий кроссфитом, направленной на повышение уровня физической работоспособности и физической подготовленности студентов-футболистов.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на кафедрах физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина и Кубанского государственного политехнического университета. В нем приняли участие 19 студентов - футболистов 1 курса института строительства и транспортной инфраструктуры (КубГТУ) - контрольная группа и 19 студентов - футболистов 1 курса факультета энергетики (КубГАУ) - экспериментальная группа. Физическая подготовка проводилась на занятиях по физической культуре в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре. Игровые виды спорта». Для контрольной группы она включала традиционные средства и методику, для экспериментальной группы состояла из разработанной методики с применением средств кроссфита.

Методика занятий кроссфитом строилась по принципу круговой тренировки и включала в себя три этапа. Каждое занятие состояло из подготовительной части (разминка - pre-stretching), основной части (средства кроссфита), заключительной части - (post-stretching).

1 этап - втягивающий (1-2 месяца; 12 занятий). На данном этапе применялись базовые упражнения кроссфита с весом собственного тела: приседания с различной постановкой стоп, выпады во фронтальной и сагиттальной плоскости, вариации позы планки (с выпрямленными руками, на предплечьях, боковая планка), сгибание разгибание рук в упоре, прыжки на скакалке, скручивания для мышц живота, прыжки Jumping Jack, гиперэкстензия, различные комбинации зашагиваний на степ-платформу. В комплексе основной части занятия 8 упражнений (8 станций) и 3 круга. Каждое упражнение выполняется 1 минуту. Отдых между упражнениями (станциями) 30 секунд, между кругами 1 минута 30 секунд. При этом продолжительность подготовительной части составляет 10 минут, основной - 40 минут, заключительной - 10 минут.

2 этап - основной (3-4 месяц; 12 занятий). Здесь применялись те же упражнения кроссфита, но уже с использованием отягощений: штанга, медбол, гантели, утяжелители для ног. Дополнительно включались более сложные упражнения: бёрпи, прыжки с двойным вращением скакалки, бег на месте с высоким подниманием бедра, становая тяга, упражнение «Альпинист», сгибание разгибание с узкой постановкой рук. В комплексе 8 упражнений (8 станций) и 3 круга. Каждое упражнение выполняется 45 секунд. Отдых между упражнениями 30 секунд, между кругами 2 минуты. При этом продолжительность подготовительной части составляет 10 минут, основной части - 35 минут, заключительной части - 15 минут.

3 этап - тренировочный (5-6 месяц; 12 занятий). К предыдущим упражнениям добавляются: приседание на одной ноге, сгибание разгибание на одной руке, боковая планка на предплечье, запрыгивание на лавку, степ или ящик, бег на месте с использованием резинового жгута. В комплексе 8 упражнений (8 станций) и 3 круга. Каждое упражнение выполняется 30 секунд. Отдых между упражнениями 20 секунд, между кругами 3 минуты 30 секунд. При этом продолжительность подготовительной части составляет 15 минут, основной части - 30 минут, заключительной части - 15 минут.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для оценки функциональной подготовленности и выявления уровня общей физической работоспособности организма применялся Гарвардский степ-тест. Уровень физи-

ческой подготовленности определялся с помощью следующих тестов: 12-ти минутный бег Купера (выносливость), бег 100 м (быстрота), поднимание туловища из положения лежа на спине (скоростно-силовые качества), наклон вперед из положения стоя (гибкость), «Фламинго» (координация).

На начало исследования достоверных различий между контрольной и экспериментальной группой не выявлено (таблица). Уже в конце педагогического эксперимента достоверные различия выявлены практически по всем представленным тестам, за исключением теста, определяющего гибкость - «Наклон вперед из положения стоя (см)». Это обусловлено тем, что с целью воспитания гибкости необходимы более целенаправленные и продолжительные занятия. В представленной методике стретчинг применялся исключительно в начале занятия pre-stretching (динамический стретчинг с целью повышения эластичности мышц, связок и улучшения подвижности суставов) и в конце занятия post-stretching (статический стретчинг с целью предотвращения мышечных болей, увеличения обменных процессов в мышцах, удаление молочной кислоты).

Таблица - Достоверность различий в показателях физической работоспособности и физической подготовленности студентов-футболистов в течение педагогического эксперимента

Название теста До эксперимента Р После эксперимента Р

КГ (n=19) ЭГ (n=19) КГ (n=19) ЭГ (n=19)

х±m х±m х±m х±m

Гарвардский степ-тест (ИГСТ) 70,3±1,28 74,1± 1,67 >0,05 73,5±1,96 80,9±1,57 <0,01

12-ти минутный бег Купера (м) 2744,7±41,8 2822,6±42,7 >0,05 2775,2±52,7 3030,5±56,0 <0,01

Бег 100 (м) 14,4±0,13 14,5±0,12 >0,05 14,2±0,13 13,8±0,10 <0,05

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин.) 43,5±1,12 44,7±1,09 >0,05 44,2±1,15 48,9±1,15 <0,01

Наклон вперед из положения стоя (см) 4,21±0,61 5,05±0,55 >0,05 4,78±0,64 5,21±0,56 >0,05

«Фламинго» (кол-во попыток) 6,21±0,41 6,47±0,45 >0,05 5,89±0,48 4,15±0,41 <0,01

ВЫВОД

Экспериментальная группа студентов-футболистов, которая занималась по разработанной методике на занятиях по физической культуре, показала результаты превосходящие показатели студентов-футболистов контрольной группы, занимающейся на традиционной основе. Исходя из этого, следует сделать вывод о том, что разработанная методика занятий кроссфитом, направленная на повышение уровня физической работоспособности и физической подготовленности является эффективной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коваль А.Н. Применение средств кроссфита в подготовке гребцов-слаломистов / А.Н. Коваль // Роль экспериментальной и инновационной деятельности в развитии системы подготовки спортивного резерва : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск, 2019. - С. 155-160.

2. Эффективность физической подготовки юных дзюдоистов на основе применения традиционных средств и кроссфита / Л.С. Кузнецова, Ж. Божиг, М.С. Раков, Е.Ж. Божиг // Теория и методика физической культуры. - 2020. - № 1 (59). - С. 121-127.

3. Михайлов А.С. Методика повышения функциональной подготовленности спортсменов ударных видов единоборств средствами кроссфита / А.С. Михайлов, М.О. Маркин, Д.В. Семенцов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 3 (181). - С. 320-323.

4. Шаргаве А.Ш. Физическая подготовка футболистов с использованием средств основной гимнастики / А.Ш. Шаргаве // Наука и снорт: современные тенденции. - 2018. - № 3 (20). - С. 151157.

REFERENCES

1. Koval, A.N. (2019), "Application of crossfit means in preparation of rowers-slalomists", The role of experimental and innovative activities in the development of the sports reserve training system, ma-

terials of the All-Russian scientific and practical conference, Omsk, pp. 155-160.

2. Kuznetsova, L.S., Bozhig, J., Rakov, M.S. and Bozhig, E.J. (2020), "Effectiveness of physical training of young judokas based on the application of traditional means and crossfit", Theory and Methodology of Physical Education, No. 1 (59). pp. 121-127.

3. Mikhaylov, A.S., Markin M.O. and Sementsov D.V. (2020), "Technique of increase of functional preparedness of sportsmen of impact kinds of single combats by means", Uchenye zapiski University named after P.F. Lesgafta, No. 3 (181). pp. 320-323.

4. Shargave, A.Sh.(2018), "Physical training of football players using means of basic gymnastics", Science and sport: modern tendencies, No. 3 (20), pp. 151-157.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.03.2022

УДК 796.8.012.21

ВЛИЯНИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ СПОСОБНОСТИ ТОЧНОСТИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ВИДАМИ ЕДИНОБОРСТВ

Александр Васильевич Еганов, доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск; Виктор Степанович Быков, доктор педагогических наук, профессор, Тюменский государственный университет, Институт физической культуры Тюменского государственного университета; Игорь

Алексеевич Струихин, старший преподаватель, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского Федерального университета, г. Екатеринбург

Аннотация

Введение. Спортивные виды единоборств является сложно-координированными видом спорта. К одному из параметров координационных способностей относят двигательную точность, способствующей при выполнении технического действия, координации движений различных частей тела между собой. Цель исследования: изучить влияние координационной способности точности на выполнение технических действий руками в положении борьбы стоя. Методика и организация исследования. В первичном исследовании принимали участие спортсмены, занимающихся дзюдо, самбо, каратэ, киокусинкай и др. в количестве 122 человека, в возрасте 21,3 лет, со стажем занятий 8,6 лет. Параметры двигательно-координационных способностей определялись специальным тестом самооценки по десятибалльной шкале. Результаты. Координационная способность точность выполнения технических действий занимающихся спортивными видами единоборств имеет свою структуру внутри подгрупп правшей, левшей и амбидекстров. Корреляционный анализ выявил, что правши и левши внутри подгруппы зависимости со спортивным мастерством не имеют. В подгруппе амбидекстров со спортивным мастерством выявлена достоверная положительная зависимость. Выводы. В динамической ситуации поединка, занимающихся спортивными видами единоборств при выполнении бросков, выполняемых преимущественно руками, координационная способность точность оказывает влияние на следующие параметры: приспособление к выполнению технического действия, стабильность биомеханических характеристик технического действия, своевременность, правильность, ориентация в пространстве при выполнении технического действия и интегральный показатель координационной способности. Это свидетельствует о том, что влияние координационной способности точности на выполнение технических действий занимающихся спортивными видами единоборств очевидно выражено. Следовательно, для бросков в положении стоя, выполняемых преимущественно руками, следует развивать двигательную координационную способность точность.

Ключевые слова: спортивные единоборства, моторная точность, координация, пространственные характеристики, технические действия, правша, левша, амбидекстр, спортивный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.