Научная статья на тему 'Применение элементов кроссфита на занятиях по физической культуре в вузе'

Применение элементов кроссфита на занятиях по физической культуре в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура в вузе / кроссфит / ВФСК «Готов к труду и обороне» / подготовительная группа здоровья / physical culture at a higher education establishment / crossfit / All-Russian physical culture sports complex (APSC) “Ready for labor and defense” / preparatory health group

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Капралова Алкександра Михайловна, Анисимова Александра Юрьевна, Мошкина Наталья Анатольевна, Максимова Светлана Геннадьевна

Одним из способов решения проблемы совершенствования учебных занятий по физическому воспитанию специалисты считают внедрение в учебный процесс новых форм работы, вызывающих интерес студенческой молодежи. К таким формам относится система кроссфит, получившая в последние годы широкое распространение во всем мире, поскольку является одним из рациональных подходов, который способствует более эффективному физическому воспитанию студентов, укреплению их здоровья на занятиях по физической культуре. Материалы. Обоснование эффективности использования в основной части учебного занятия элементов кроссфита с целью улучшения физической подготовленности студенческой молодежи. Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, методы математической статистики. Результаты. Ввиду того, что учебные занятия ограничены по продолжительности, учебная программа по физической культуре включает в себя множество обязательных элементов, большинство преподавателей сталкивается с самой распространенной проблемой – нехваткой оборудования, в полной мере внедрить систему кроссфит не представляется возможным. Однако использование элементов данной системы в основной части учебного занятия делают его более привлекательным для студентов, мотивирует к посещению занятий по физической культуре, решает задачи оздоровления и улучшения физической подготовленности молодежи. Заключение. Данные, полученные в результате внедрения методик кроссфита в основную часть учебного занятия, доказывают, что их использование положительно влияет на повышение уровня физической подготовленности студентов и что систему кроссфит необходимо применять на занятиях с юношами подготовительной группы здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Капралова Алкександра Михайловна, Анисимова Александра Юрьевна, Мошкина Наталья Анатольевна, Максимова Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using crossfit elements at physical culture lessons at a higher education establishment

Specialists consider that the new forms of work introduction into educational process is one of the ways to solve the problem of physical upbringing lessons improvement, as they cause students’ interest increase. Such forms include crossfit system, which became popular all over the world in recent years, as it is one of the rational approaches, providing more effective physical upbringing of students, health improvement during physical culture lessons. Materials. The effectiveness foundation of crossfit elements use during the main part of the lesson in order to improve physical fitness of students. Research methods. Information sources analysis and summarizing, testing, methods of mathematical statistics. Results. As educational lessons are limited in time, physical culture educational program includes many compulsory elements. Many teachers face the most wide-spread problem lack of equipment, which prevents crossfit system introduction. However, using the elements of this system during the main part of the lesson makes it more attractive for students, motivates them to attend physical culture lessons, solves the problems of health improvement and physical fitness level increase among young people. Conclusion. The results, received during crossfit methodologies introduction into the main part of the lesson, prove that the methodologies use has a positive influence on the level of physical fitness increase among students and that it is necessary to use crossfit system during the lessons with the boys from the preparatory health group.

Текст научной работы на тему «Применение элементов кроссфита на занятиях по физической культуре в вузе»

УДК 796.093.613 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-105-116

Применение элементов кроссфита на занятиях по физической культуре

в вузе

Капралова А.М., Анисимова А.Ю. *, Мошкина НА., Максимова С.Г.

Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова

г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0002-1204-038X, alex-izhevsk@mail.ru ORCID: 0000-0002-5899-91, ffkis@istu.ru* ORCID: 0000-0002-2380-8227, ffkis-mna@mail.ru ORCID: 0000-0001-6484-290X, smaksmova@mail.ru

Аннотация: Одним из способов решения проблемы совершенствования учебных занятий по физическому воспитанию специалисты считают внедрение в учебный процесс новых форм работы, вызывающих интерес студенческой молодежи. К таким формам относится система кроссфит, получившая в последние годы широкое распространение во всем мире, поскольку является одним из рациональных подходов, который способствует более эффективному физическому воспитанию студентов, укреплению их здоровья на занятиях по физической культуре. Материалы. Обоснование эффективности использования в основной части учебного занятия элементов кроссфита с целью улучшения физической подготовленности студенческой молодежи. Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, методы математической статистики. Результаты. Ввиду того, что учебные занятия ограничены по продолжительности, учебная программа по физической культуре включает в себя множество обязательных элементов, большинство преподавателей сталкивается с самой распространенной проблемой - нехваткой оборудования, в полной мере внедрить систему кроссфит не представляется возможным. Однако использование элементов данной системы в основной части учебного занятия делают его более привлекательным для студентов, мотивирует к посещению занятий по физической культуре, решает задачи оздоровления и улучшения физической подготовленности молодежи. Заключение. Данные, полученные в результате внедрения методик кроссфита в основную часть учебного занятия, доказывают, что их использование положительно влияет на повышение уровня физической подготовленности студентов и что систему кроссфит необходимо применять на занятиях с юношами подготовительной группы здоровья.

Ключевые слова: физическая культура в вузе, кроссфит, ВФСК «Готов к труду и обороне», подготовительная группа здоровья.

Для цитирования: Капралова А.М., Анисимова А.Ю.*, Мошкина Н.А., Максимова С.Г. Применение элементов кроссфита на занятиях по физической культуре в вузе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(1): 105-116. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-105-116.

Using crossfit elements at physical culture lessons at a higher education

establishment

Aleksandra M. Kapralova, Aleksandra Yu. Anisimova*, Natalya A. Moshkina, Svetlana G.

Maksimova M.T. Kalashnikov State Technical University, Izhevsk

Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0002-1204-038X, alex-izhevsk@mail.ru ORCID: 0000-0002-5899-91, ffkis@istu.ru* ORCID: 0000-0002-2380-8227, ffkis-mna@mail.ru ORCID: 0000-0001-6484-290X, smaksmova@mail.ru

Abstract: Specialists consider that the new forms of work introduction into educational process is one of the ways to solve the problem of physical upbringing lessons improvement, as they cause

students' interest increase. Such forms include crossfit system, which became popular all over the world in recent years, as it is one of the rational approaches, providing more effective physical upbringing of students, health improvement during physical culture lessons. Materials. The effectiveness foundation of crossfit elements use during the main part of the lesson in order to improve physical fitness of students. Research methods. Information sources analysis and summarizing, testing, methods of mathematical statistics. Results. As educational lessons are limited in time, physical culture educational program includes many compulsory elements. Many teachers face the most wide-spread problem - lack of equipment, which prevents crossfit system introduction. However, using the elements of this system during the main part of the lesson makes it more attractive for students, motivates them to attend physical culture lessons, solves the problems of health improvement and physical fitness level increase among young people. Conclusion. The results, received during crossfit methodologies introduction into the main part of the lesson, prove that the methodologies use has a positive influence on the level of physical fitness increase among students and that it is necessary to use crossfit system during the lessons with the boys from the preparatory health group.

Keywords: physical culture at a higher education establishment, crossfit, All-Russian physical culture sports complex (APSC) "Ready for labor and defense", preparatory health group.

For citation: Aleksandra M. Kapralova, Aleksandra Yu. Anisimova*, Natalya A. Moshkina, Svetlana G. Maksimova. Using crossfit elements at physical culture lessons at a higher education establishment. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(1): 105-116. DOI: 10.14526/2070-4798-202217-1-105-116.

Актуальность

Физическое воспитание в высших учебных заведениях, как отмечают в своих работах [6], играет большую роль в формировании нравственных и волевых качеств, является одним из методов внедрения спорта в жизнь студентов, снятия умственного напряжения, вызванного большой информационной нагрузкой, повышения интеллектуальной продуктивности; способом получения оптимальной физической нагрузки; активным отдыхом, необходимым студентам[6]. Несмотря на то, что занятия физической культурой способствуют формированию двигательных и прикладных навыков, способствующих лучшей адаптации студентов к нагрузкам в выбранной профессии [7], а потенциал здоровья подрастающего поколения оказывает огромное влияние на развитие страны, ее политическую, экономическую стабильность и благополучие [3], заинтересованность студентов в занятиях физической культурой в рамках вузовского образования падает, в том числе в связи с отсутствием должной психофизической нагрузки и комфортных условий для проведения занятий [5], использованием устаревших форм проведения занятий, однообразных упражнений [7].

Анисимова А.Ю. в своей работе на основании анкетирования выявила, чтотолько 51,7% опрошенных юношей и 45,3% девушек посещали бы учебные занятия по физической культуре, если бы они не были обязательными; у 20,7% юношей и 18,6% девушек присутствует интерес и желание участвовать в физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в вузе; 28,5% юношей и 24,7% девушек хотели бы заниматься в спортивных секциях и участвовать в соревнованиях[2].

Данные анкетирования и результаты исследований, проведенных различными специалистами в области физической культуры и спорта, указывают на наличие противоречия между необходимостью улучшения состояния здоровья, физической подготовленности российской молодежи и отсутствием заинтересованности, формирования стойкого интереса к занятиям по физической культуре и спорту в вузе.

Цель исследования. Совершенствование методики проведения занятий со студентами на занятиях по физическому воспитанию с использованием элементов кроссфита с целью улучшения физической подготовленности студенческой молодежи.

Задача исследования - обоснование эффективности использования в основной части учебного занятия элементов кроссфита с целью улучшения физической подготовленности студенческой молодежи.

В 2019 году на базе ИжГТУ имени М.Т. Калашникова проводилось исследование уровня физической подготовленности юношей подготовительной группы здоровья специализации «Общая физическая подготовка», поступивших на 1-й курс с помощью педагогических тестов, отражающих уровень развития силовой выносливости, координационных способностей, быстроты, выносливости, скоростно-силовых способностей.

Полученные данные сопоставлялись с требованиями ВФСК «Готов к труду и обороне» на золотой, серебряный, бронзовый знак (таблицы 1, 2). Испытание на определение выносливости у юношей VI ступени возраста 18-24 лет - 3000 метров, было заменено педагогическим тестом - 1000 метров, поскольку он является наиболее выполнимым для юношей подготовительной группы здоровья.

Таблица 1

Выполнение требований норм ВФСК ГТО студентов 1-го курса подготовительной группы здоровья специализации «Общая физическая подготовка», отнесенных к экспериментальной группе

Показатели 1-й семестр

Золото Серебро Бронза Не выполнено

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, количество раз без учета времени 5% 10% 10% 75%

Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, количество раз 5% 0 10% 85%

Челночный бег Зх10 м, сек. 0 0 0 100%

Бег на 100 м, сек. 0 30% 25% 45%

Прыжок в длину с места, см 0 30% 25% 35%

Таблица 2

Выполнение требований норм ВФСК ГТО студентов 1-го курса подготовительной группы здоровья специализации «Общая физическая подготовка», отнесенных к экспериментальной группе

Показатели 1-й семестр

Золото Серебро Бронза Не выполнено

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, количество раз без учета времени 20% 45% 5% 30%

Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, количество раз 10% 10% 10% 70%

Челночный бег 3х10 м, сек. 0 30% 15% 55%

Бег на 100 м, сек. 0 10% 35% 55%

Прыжок в длину с места, см 15% 35% 25% 25%

Данные, представленные в таблицах 1, 2, показывают, что в обеих группах высок процент невыполнения требований норм ГТО, особенно у юношей, отнесенных к экспериментальной группе. Не выполняют требования золотого знака в испытаниях «челночный бег Зх10 м», «бег на 100 м»

120% 100% 80% 50% 40% 20% 0%

ЗШ

tP1' «t1' Л jSi1 о А

01е Я /Vjгч* fl)

/А//

11 семестр Золото

11 семестр Серебро

1 семестр Бронза

1 сеглестр Не выполнено

ip" ^ 4-' л«

/М/

11 семестр Золото

11 семестр Cc ребро

1 семестр Бронза

I семестр Не вы полнено

да

W

Рис. 1. Рис. 2

Выполнение требований норм ВФСК ГТО студентов 1-го курса подготовительной группы здоровья

специализации «Общая физическая подготовка»

В связи с этим в 2020 году в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова началось внедрение системы кроссфит как основной части учебного занятия на специализации «Общая физическая подготовка».

Исследование проводилось в 20202021 учебном году. В нем приняли участие 40 студентов 2 курса (экспериментальная группа - 20 чел., контрольная - 20 чел.). В экспериментальной группе занятия проводились по утвержденной программе дисциплины «Физическая культура» специализации «Общая физическая подготовка» с включением в основную часть учебного занятия элементов кроссфита. В контрольной группе занятия проводились по утвержденной программе вуза. Для определения эффективности используемой формы проведения занятия использовались контрольные испытания, рекомендуемые Амазян Д.Г., Николаевым Е.В., Козловым И.В., Богдановым Р.А. [1].

Методика проведения занятий по физической культуре для юношей подготовительной группы здоровья с применением кроссфита в основной части

Учебное занятие по дисциплине «Физическая культура» с применением кроссфита на специализации «Общая физическая подготовка» состояло из следующих

частей:

1. Разминка, во время которой в том числе осуществлялось обучение студентов различным упражнениям, работа с инвентарем (скакалка, набивной мяч, степ-платформа, бодибар, гантели и т.д.).

2. Основная часть, в которой применялись методы кроссфит-тренировки: круговой, интервальный, с обязательным включением работы с инвентарем, используемым в разминке.

3. Заключительная часть, включающая в себя упражнения на развитие гибкости.

Важной особенностью проведения учебных занятий, помимо применения системы кроссфит в основной части, являлось использование музыкального сопровождения вместо традиционного таймера. Музыкальные композиции включались не полностью, а лишь определенными, сгруппированными отрезками. Темп и ритм музыки выбирался в зависимости от поставленных задач занятия.

Примерный план учебного занятия, направленного на развитие скоростно-силовых качеств:

1. Подготовительная часть: разминка, включающая общеразвивающие упражнения с использованием гимнастических палок.

2. Основная часть:

2.1. Совершенствование техники

упражнения «Становая тяга» и «Жим от груди стоя» с применением гимнастических палок.

1.2. Выполнение комплекса упражнений, включающего:

- становую тягу бодибара 8 кг - 15 повторений;

- жим бодибара 8 кг от груди из положения стоя - 15 повторений;

- армейская пружина - 8 повторений.

Каждое упражнение выполняется в

течение минуты, оставшееся время уделяется отдыху, 5-7 подходов.

3. Заключительная часть: упражнения для развития гибкости.

Примерный план учебного занятия, направленного на развитие выносливости:

1. Подготовительная часть: разминка, включающая общеразвивающие упражнения с использованием скакалок.

2. Основная часть:

2.1. Совершенствование техники упражнения «Прыжок на скакалке на двух ногах» различными способами, «Двойной прыжок двумя ногами».

1.3. Выполнение комплекса упражнений, включающего:

- сгибание и разгибание рук со скакалкой вверх-вниз, широкий хват (скакалка натянута);

- прыжки на скакалке на двух ногах;

- тяга скакалки к животу, обратный хват;

- двойные прыжки на скакалке;

- упражнение «Уголок», скакалка над головой, широкий хват (скакалка натянута), скручивая туловище, опустить руки вниз, скакалкой коснуться пола, вернуться в исходное положение, выполнить то же в другую сторону;

- прыжки на двух ногах, касание пола правой и левой ногой (чередование).

Каждое упражнение выполняется в течение сорока секунд, десять секунд уделяется отдыху, 5-7 подходов, отдых между подходами -одна минута.

3. Заключительная часть: упражнения для развития гибкости.

Материалы и методы

Анализ литературных источников, педагогическое тестирование: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз, без учета времени), сгибание и разгибание рук в висе на перекладине (показатель силовой выносливости); челночныйбег 10 метровпо3 раза (показатель координационных способностей); бег на 100 метров (показатель быстроты); бег 1000 метров (показатель выносливости); прыжок в длину с места (показатель скоростно-силовых способностей).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Показатели уровня физической подготовленности юношей подготовительной группы здоровья специализации «Общая физическая подготовка» до исследования (средние значения)

Группы Показатели

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, количество раз без учета времени Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, количество раз Челночный бег 3х10 м, сек. Бег на 100 м, сек. Бег на 1000 м, мин. Прыжок в длину с места, см

Экспериментальная группа 27 6 9 14,7 4,8 218

Контрольная группа 38 7 8,1 14,5 5,о2 225

В таблице 3 представлены результаты педагогического тестирования юношей подготовительной группы здоровья экспериментальной и контрольной групп. Показатели уровня физической подготовленности студентов контрольной группы превосходили показатели студентов экспериментальной группы до проведения исследования и включения в основную часть учебного занятия элементов системы кроссфит.

Таблица 4

Показатели уровня физической подготовленности юношей подготовительной группы здоровья специализации «Общая физическая подготовка» после исследования (средние значения)

Группы П оказатели

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, количество раз без учета времени Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, количество раз Челночный бег 3x10 м, сек. Бег на 100 м, сек. Бег на 1000 м, мин. Прыжок в длину с места, см

Экспериментальная группа 29 8 8,6 14,5 4,4 223

Контрольная группа 39 8 8 14,3 4,6 230

В таблице 4 представлены результаты педагогического тестирования студентов экспериментальной и контрольной групп после проведения исследования и включения в основную часть учебного занятия элементов системы кроссфит, из которых видно, что показатели уровня физической подготовленности юношей экспериментальной и контрольной групп возросли. Результаты студентов контрольной группы в таких показателях, как сгибание и разгибание рук в упоре лежа, челночный бег 3x10 м, бег на 100 м и прыжок в длину также оказались выше, чем у студентов экспериментальной группы; показатель «Сгибание и разгибание рук в висе

на перекладине» сравнялся; в беге на 1000 м показатели студентов экспериментальной группы выше по отношению к таковым контрольной группы, однако в процентном соотношении прирост показателей физической подготовленности: сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, челночный бег 3х10 м у студентов экспериментальной группы больше - 33%, 7% и 5%, соответственно, по отношению к тем же показателям юношей контрольной группы - 14%, 3% и 1% соответственно. Одинаковый прирост наблюдается в беге на 100 м, беге на 1000 м, прыжке в длину с места - 2%, 9% и 2% соответственно (таблица 5, рисунок 3).

Таблица 5

Прирост показателей уровня физической подготовленности юношей подготовительной группы здоровья специализации «Общая физическая подготовка», %

Группы Показатели

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, количество раз без учета времени Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, количество раз Челночный бег 3x10 м, сек. Бег на 100 м, сек. Бег на 1000 м, мин. Прыжок в длину с места, см

Экспериментальная группа 7% 33% 5% 2% 9% 2%

Контрольная группа 3% 14% 1% 2% 9% 2%

Рис. 3. Прирост показателей уровня физической подготовленности юношей подготовительной группы здоровья специализации «Общая физическая подготовка», %

Полученные данные были сопоставлены с требованиями ВФСК «Готов к труду и обороне» (рис. 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13).

Рис. 4

Рис. 7

Рис. 10

Рис. 13

В этом направлении также отмечается рост числа студентов, выполнивших нормы золотого, серебряного и бронзового знака. Исключение составило испытание челночный без 3x10 м. В обеих группах наблюдается рост показателей, однако в экспериментальной группе не произошло выполнение требований даже бронзового знака. Хотя важно учесть, что изначально показатели юношей экспериментальной группы уступали данным педагогических тестов контрольной группы, но, естественно, они указывают и на необходимость дальнейшего совершенствования методики проведения учебных занятий с целью улучшения координационных способностей студентов.

Полученные данные говорят об эффективности применения системы кроссфит в основной части учебного занятия. Равный прирост в беге на 100 м, 1000 м и прыжке в длину с места у студентов экспериментальной и контрольной групп объясняется тем, что использовать кроссфит на учебных занятиях в полном объеме не представляется возможным по причинам, описанным выше.

Заключение Результаты проведенного исследования показали, что на современном этапе развития российского общества перед преподавателями дисциплины «Физическая культура» стоит непростая задача: мотивировать студенческую молодежь посещать учебные занятия, повысить уровень физической подготовленности, добиться выполнения студентами требований норм золотого, серебряного и бронзового знака Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Все это происходит в условиях нехватки оборудования, сниженного интереса студентов к дисциплине «Физическая культура», при этом высокого интереса к новым формам физической активности, к которым относится кроссфит.

Данные, полученные в результате внедрения методик кроссфита в основную часть учебного занятия, доказывают, что их использование положительно влияет на повышение уровня физической подготовленности студентов и что систему

кроссфит необходимо применять на занятиях с юношами подготовительной группы здоровья.

Список литературы

1. Амазян Д.Г., Козлов Е.В., Николаев Е.В., Козлов И.В., Богданов Р.А. Исследование совершенствования совокупности тренировочных упражнений к сдаче норм ГТО с использованием кроссфита. Актуальные вопросы профессионального образования. 2018; 3(12): 48-51.

2. Анисимова А.Ю. Определение и оценка степени включенности студентов в физкультурно-спортивную деятельность. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 1(14): 120-126. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-1-120-126

3. Иванов В.Д., Салькова Н.А. Фитнес-программы в системе занятий по физической культуре в вузе. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019; 2(4):

49-59.

4. Николаев Е.В., Манжела М.В., Долгов

A.А., Амазян Д.Г. Применение элементов кроссфита на занятиях по физической культуре. Актуальные вопросы профессионального образования. 2018; 4(13): 31-34.

5. ОльховскаяД.Б. Кроссфитвфизическом воспитании студентов. Современные научные исследования и разработки. 2018; 10(27): 10931095.

6. Хайруллина Д.Д., Черникова В.О., Мусина Л.Ю., Исламгулов Р.Р., Уйманова И.П. Кроссфит как способ повышения эффективности физической подготовки студентов. Культура физическая и здоровье. 2017; 4(64): 53-55.

7. Юдашкина Е.Е., Шутова Т.Н., Зайцев

B.А., Буянова Т.В. Подходы повышения мотивации студентов к элективной дисциплине «Атлетическая гимнастика». Известия тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020; 4: 40-46.

Статья поступила в редакцию: 13.02.2022

Капралова Алкександра Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 626069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 76, e-mail: alex-izhevsk@mail.ru

Анисимова Александра Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 76, e-mail: ffkis@mail.ru

Мошкина Наталья Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 76, e-mail:ffkis-mna@mail.ru

Максимова Светлана Геннадьевна — старший преподаватель, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 76, e-mail: smaksmova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.