Научная статья на тему 'Функциональное многоборье (кроссфит) в подготовке к выполнению норм ГТО студентов'

Функциональное многоборье (кроссфит) в подготовке к выполнению норм ГТО студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
353
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КРОССФИТ / ГТО / СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / PHYSICAL CULTURE / CROSSFIT / GTO (PROJECT "READY FOR LABOR AND DEFENSE") / MEANS OF INCREASE OF PHYSICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ростеванов Александр Георгиевич, Копылова Нина Евгеньевна

В исследовании разработано содержание физического воспитания, которое отличается подготовкой к выполнению норм ГТО и внедрением кроссфита (2016-2018 гг.). В результате улучшилось качество выполнения норм ГТО, так у юношей динамика «золотого знака» в беге на 3 км в ЭГ возросла на 20-62,4%, в КГ 17-32,5%. В подъеме туловища из исходного положения лежа на спине у девушек динамика «золотого знака» в ЭГ 0-59%, в КГ 0-42%. В 2018 году «бронзовые» результаты значительно сократились и увеличились «золотые», студенты ЭГ превосходят студентов КГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ростеванов Александр Георгиевич, Копылова Нина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional all-around (crossfit) in preparation for the implementation of RLD students

The study developed the contents of the physical education, which is characterized by preparation for the implementation of GTO (project "Ready for labor and defense") and the introduction of crossfit (2016-2018). As a result, the quality of GTO standards implementation has improved, so the dynamics of "gold" in the run for 3 km in EG 20-62,4%, in KG 17-32,5%. In the rise of the body from the initial position lying on the back of the girl’s dynamics of "gold" in the EG 0-59%, in KG 0-42%. In 2018, the "bronze" results have significantly decreased and increased" gold", EG students surpass the students of the KG in all exercises.

Текст научной работы на тему «Функциональное многоборье (кроссфит) в подготовке к выполнению норм ГТО студентов»

качестве переводных нормативов для зачисления в группы на этап спортивного совершенствования. В качестве переводных нормативов при этом следует придерживаться значений показателей скоростно-силовых возможностей мышц плечевого пояса, находящихся в диапазоне «выше среднего».

ВЫВОДЫ

1. В ходе проведенных исследований разработаны этапные нормативы скоростно-силовых возможностей мышц плечевого пояса юных биатлонистов этапа начальной подготовки и тренировочного этапа.

2. Разработанные нормативы скоростно-силовых возможностей мышц плечевого пояса юных биатлонистов могут являться ориентирами для выполнения основных программных требований Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта биатлон на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе.

3. Разработанные нормативы скоростно-силовых возможностей мышц плечевого пояса юных биатлонистов этапа начальной подготовки и тренировочного этапа позволяют повысить объективность индивидуальной оценки подготовленности юных спортсменов, правильно определить направленность тренировочного процесса и вовремя внести коррективы в тренировочный процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гибадуллин, И.Г. Структура физической подготовленности и система комплексного контроля в многолетней подготовке биатлонистов : монография / И.Г. Гибадуллин ; Ижевский гос. технич. ун-т. - Ижевск : [б.и.], 2009. - 108 с.

2. Никитушкин, В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов : монография / В.Г. Ники-тушкин. - М. : Физкультура и спорт, 2010. - 240 с.

3. Никитушкин, В.Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов : монография / В.Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2013. - 208 с.

4. Спортивная метрология : учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. В.М. Зациорского. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.

REFERENCES

1. Gibadullin, I.G. (2009), Structure of physical readiness and the system of complex control in long-term training of biathlonists: monograph, Izhevsk.

2. Nikitushkin, V.G. (2010), Long-term training of young athletes: monograph, Physical culture and sport, Moscow.

3. Nikitushkin, V.G. (2013), Complex control in training of young athletes: monograph, Physical culture and sport, Moscow.

4. Ed. Zatsiorsky V.M. (1982), Sports metrology: the textbook for institutes of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: niideu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.01.2019

УДК 796.015.5

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МНОГОБОРЬЕ (КРОССФИТ) В ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ГТО СТУДЕНТОВ

Александр Георгиевич Ростеванов, старший преподаватель, Нина Евгеньевна Копылова, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

В исследовании разработано содержание физического воспитания, которое отличается подготовкой к выполнению норм ГТО и внедрением кроссфита (2016-2018 гг.). В результате

улучшилось качество выполнения норм ГТО, так у юношей динамика «золотого знака» в беге на 3 км в ЭГ возросла на 20-62,4%, в КГ - 17-32,5%. В подъеме туловища из исходного положения лежа на спине у девушек динамика «золотого знака» в ЭГ 0-59%, в КГ 0-42%. В 2018 году «бронзовые» результаты значительно сократились и увеличились «золотые», студенты ЭГ превосходят студентов КГ.

Ключевые слова: физическая культура, кроссфит, ГТО, средства повышения физической подготовки.

FUNCTIONAL ALL-AROUND (CROSSFIT) IN PREPARATION FOR THE IMPLEMENTATION OF RLD STUDENTS

Alexander Georgievich Rostevanov, the senior teacher, Nina Evgenievna Kopylova, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Annotation

The study developed the contents of the physical education, which is characterized by preparation for the implementation of GTO (project "Ready for labor and defense") and the introduction of crossfit (2016-2018). As a result, the quality of GTO standards implementation has improved, so the dynamics of "gold" in the run for 3 km in EG 20-62,4%, in KG 17-32,5%. In the rise of the body from the initial position lying on the back of the girl's dynamics of "gold" in the EG 0-59%, in KG 0-42%. In 2018, the "bronze" results have significantly decreased and increased" gold", EG students surpass the students of the KG in all exercises.

Keywords: physical culture, crossfit, GTO (project "Ready for labor and defense"), means of increase of physical preparation.

На сегодняшний день актуальны инновационные подходы физкультурного образования, фитнеса, а также пути подготовки к нормам ГТО и повышения ОФП студентов [2, 4, 6], к ним следует отнести кроссфит, ориентированный на здоровый образ жизни, правильное питание, отличающийся привлекательной соревновательной программой и разнообразными упражнениями для коррекции телосложения [2]. Станции кроссфита могут быть силовыми (тренажеры), гимнастическими (снаряды), аэробными (бег, плавание, прыжки), смешанными, с варьированием набора упражнений.

Кроссфит применяется и в школьном возрасте, так в исследовании В.А. Бухарина изучается кроссфит для юношей 10-11-х классов (внеурочная форма), отличающаяся варьируемыми программами, функциональностью движений, адаптацией методики кросс-фита для юношеского возраста. В подготовительной части выполняются ОРУ, разновидности прыжков на платформу, «берпи», упражнения силовой и аэробной направленности; в основной части выполняется нагрузка «WOD» и в завершении стретчинг [1]. Для оценки эффективности предлагаются упражнения: 1) «берпи», которое выполняется 2-4 мин (кол-во); 2) круговая тренировка, состоящая из трех упражнений, выполняемых в течение 6-8 мин, так первое упражнение «подбрасывание медбола» 3-5 кг на высоту 2-3 м - 10 раз, второе упражнение - становая тяга 10-40 кг - 10 раз; третье - прыжки на скакалке 30 раз (сек); 3) упражнение «планка» (сек) [1].

Значительная часть программ кроссфита рекомендуется для занимающихся высокого уровня физической подготовленности с количеством повторений упражнений до 500100 раз и нескольких упражнениях, что является проблемным моментом во внедрении кроссфита в систему физического воспитания студентов, учитывая прогрессирующие тенденции ухудшения состояния здоровья и физической подготовленности, поэтому необходима адаптация тренировочных программ для урочной формы [1, 2, 4, 5, 6].

В данном аспекте представляет интерес исследование М.И. Шепелевой, которая предложила упрощенную модель: по 30 минут кроссфита на физкультурных занятиях 2 раза в неделю. В завершении эксперимента студенты ЭГ превосходили студентов КГ в силовых способностях, однако в разновидностях бега не выявлено значительных улучшений [4].

Система кроссфита получила развитие не только для студентов, школьников, но и даже для дошкольников. Так в исследовании А.И. Ревенько констатируется эффективность адаптированной методики кроссфита для дошкольников, которая решает вопросы подготовки к сдаче I ступени комплекса ГТО. Программы кроссфита для детей классифицируются: для детей 4-6 лет, «CrossFit Kids» 7-10 лет и «CrossFit Teens» 10-14 лет [3].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами разработано содержание физического воспитания, которое отличается подготовкой к выполнению норм ГТО и внедрением кроссфита (2016-2018 гг.). На 1 курсе экономического университета имени Г.В. Плеханова внедрены: атлетическая гимнастика, кроссфит, общая физическая подготовка, плавание. Основные задачи: обучение базовым упражнениям атлетической гимнастики [5], адаптация к высокоинтенсивному тренингу от 5 до 15 минут, повышение общей выносливости, подготовка к выполнению норм ГТО. На втором курсе реализованы: единоборства, кроссфит, аэробика, общая физическая подготовка, аквафитнес. Задачи второго года обучения: повышение физической подготовленности, выполнение высокоинтенсивного комплекса кроссфит 15-25 минут, совершенствование общей выносливости средствами кросса (2, 3 км), приобщение к соревновательным формам кроссфита и выполнения ГТО [2,5].

Нами разработаны тематические планы занятий для юношей и девушек, в таблицах 1, 2 продемонстрирован пример плана первого семестра занятий.

Таблица 1 - Тематический план занятий кроссфитом для юношей

Учебный материал (1-2 модуль, сент.-декабрь) Номер недели

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Основы знаний + + + + + + + + + + + + + + + + ++ + + +

ОРУ на месте и в движении, упраж. с собственным весом и с гантелями, штангой, гимнастические упражнения + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ОФП: бег 100 м, челночный бег 4x10 м, бег 2-3 км (ГТО) - + + К + + + К + + К +

-сгибания и разгибания рук в упоре на брусьях, тренажер «гравитрон» - + + + + + + + +

-подтягивания на перекладине (ГТО) - + + + + + + + + +

-сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, упражнение «планк» - + + + + + + +

-выпрыгивания из приседа за 30 с - + + + + + +

-разновидности ходьбы и бега, упраж. на перекладине и брусьях + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Кроссфит - жим штанги лёжа - Р Р - С - - С - - Р С - - Р - - - Р -

-«берпи» и его разновидности - Р - Р С - - С Р Р С Р К С С

-кардио тренажеры, функциональный тренинг, упражнения с канатами + + Р + + С + + + + + + + С + С + + С +

-базовые упражнения атлетической гимнастики (становая тяга, приседания, упраж. на тренажерах) Р + + + Р С + + + Р + + + С + С + + + +

-гиревой спорт (ГТО, 6-16 кг) - - - Р + + С + + + - С С - - - + + К -

-комплексы кроссфита - Р - + + - - + С - + - + - - - - - - +

-интенсивный WOD комплекс, кросс 3 км (ГТО) - - - Р + + С - Р + С - - + С С - С +- +

-гимнастические упражнения (брусья) Р - С - + С С С - Р - С - Р - С - + + С

Стретчинг, наклон вперед стоя на гимнастической скамье (ГТО) + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Примечания: ОФП - общая физическая подготовленность, ОРУ - общеразвивающие упражнения, Р - разучивание, С - совершенствование, К - контроль, упраж. - упражнения.

Таблица 2 - Тематический план занятий кроссфитом для девушек

Учебный материал (1-2 модуль, сент.-декабрь) Номер недели

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Основы знаний + + + + + + + + + + + + + + + + ++ + + +

ОРУ на месте и в движении, упраж. с собственным весом, упраж. с фитнес оборудованием, аэробика + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ОФП: бег 100м, челночный бег 4x10 м, кросс 1 км (ГТО). - + + К + + + К + + К +

-подъём туловища из положения лёжа на животе (ГТО) - + + + + + + + +

-приседания за 30 с., запрыгивания на платформу 40,50 см. - + + + + + + + + +

-сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, подтягивания на низкой перекладине, упражнение «планка» - + + + + + + +

-подъём туловища из положения лёжа на спине, упражнения на полусфере BOSU, на степ платформе - + + + + + +

-ходьба и бег, прыжки, «берпи», скакалка, стретчинг, наклон вперед стоя на гимнаст. скамье (ГТО) + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Кроссфит -упраж. с собственным весом (ГТО), упраж. с канатами + Р + + С - + С - - Р С - - Р + - + Р +

-«берпи» и его разновидности - + - Р С - - С Р - Р - С - Р - К С - С

-аэробика, кардио тренажеры, скакалка, бег на BOSU, бег Р + Р + + С + + + Р + + + С + С + + С +

-круговая тренировка с упражнениями для ГТО - Р - - С - - - Р - - - С + С - - - -

-гимнастические упраж. с отягощением, гиревой спорт (3-12 кг) - - - Р - - С - - - - С С - - - - - К -К

-атлетическая гимнастика на тренажёрах, с гантелями и гирями - Р С Р С К - С Р - С - С + + К - + - - С

-упраж. на гимнаст. ковриках + + + Р - - С - Р - С + + - С С - С - -

Кроссфит комплекс WOD 5-15 минут, кросс 2 км (ГТО) Р С С - Р + С - Р + С + +- + К

Стретчинг, наклон вперед стоя на гимнастической скамье (ГТО) + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Примечания: см. таблицу 1.

Анализ физической подготовленности студентов показал (таблицы 3, 4), что в результате эксперимента удалось достичь достоверных межгрупповых различий результатов ЭГ над КГ в трех упражнениях, в остальных упражнениях ГТО студенты ЭГ также превосходят КГ (таблица 4).

Таблица 3 - Нормативы ГТО для юношей 18-24 года и девушек 18-29 лет

Упражнения ГТО Пол Бронзовый знак Серебряный знак Золотой знак

1. Бег 3 км (юн.) / 2 км (дев.) (мин. сек.) юн. 14.00 13.30 12.30

дев. 11.35 11.15 10.30

2. Подтягивание из виса на высокой перекладине (юн., раз) / низкой перекл. (дев.) юн. 9 10 13

дев. 10 15 20

Наклон вперед стоя на гимнастической скамье (см) юн. +6 +7 +13

дев. +8 +11 +16

3. Рывок гири 16 кг (юн., раз) / подъем туловища из И.П. лежа на спине (дев., раз) юн. 20 30 40

дев. 34 40 47

4. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа (дев., раз) юн. - - -

дев. 10 12 14

Таблица 4 - Результаты физической подготовленности в эксперименте

Упражнения ГТО Пол КГ(Х±о) ЭГ (X ±о)

2016г. 2018г. 2016г. 2018г.

1 Бег 3 км (юн.) / 2 км (дев.) (мин. сек.) юн. 13,12±0,41 12,47±0,20 13,00±0,46 12,20±0,31**

дев. 11,36±0,42 11,22±0,37 11,45±0,35 11,17±0,28

2. Подтягивание из виса на высокой перекладине (юн, раз) /низкой (дев, раз) юн. 8,2±4,1 12,8±3,9 8,0±3,7 13,3±4,6*

дев. 16,4±6,2 20,2±5,8 15,2±5,0 22,1±4,0*

3. Наклон вперед стоя на гимнаст. скамье (см) юн. 2,2±15,0 3,6±14,8 1,2±16,3 6,1±12,7

дев. 8,6±8,1 13,0±8,9 9,0±10,2 16,3±8,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Рывок гири 16 кг (юн, раз)/подъем туловища лежа на спине (дев, раз) юн. 19,0±6,1 26,6±3,6* 19,2±7,4 30,9±3,5**

дев. 34,4±10,5 49,4±8,8* 34,9±7,8 56,5±9,7**

5. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа (дев., раз) / на брусьях (юн., раз) юн. 16,4±5,8 18,4±6,9 16,0±4,2 23,4±5,1*

дев. 11,0±4,5 16,3±4,8* 10,3±6,4 17,6±5,8*

В начале исследования наблюдаются низкие значения в беге 2 км, в КГ и ЭГ «золотой знак» 0% у девушек. Обращает на себя внимание то, что отсутствуют значения «золотого знака» в упражнении подтягивания из виса на высокой перекладине у юношей как в КГ, так и в ЭГ. При этом 2018 году «золотой знак» в данном упражнении в КГ составил 18%, в ЭГ 35%. Достигнутый результат в ЭГ можно объяснить внедрением кроссфита, включающего не только разновидности подтягиваний, но элементы гиревого спорта, упражнений на ТИХ петлях, на тренажере «гравитрон».

В группе девушек в завершении эксперимента значительно снижается процент «бронзового знака», что обусловлено положительными результатами и преимущественным выполнением «серебряного и золотого знака». Так в ЭГ в 2018 году у девушек ЭГ 0% «бронза» в подтягиваниях на низкой перекладине, против 15% в КГ. В конце исследования зафиксирован рост результатов в упражнении подтягивания на низкой перекладине у девушек, динамика «золото» в ЭГ составила 16,8-78,2%, в КГ 20,9-58,7%.

В упражнении «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» у девушек «золото» изменился в КГ 24,7-45,3%, в ЭГ на 25,4-52,0%. Девушки ЭГ превосходят КГ в «подъеме туловища из исходного положения лежа на спине» (скоростно-силовые качества), динамика «золотого значка» в ЭГ от 0% до 59%, в КГ от 0% до 42%. У юношей бег на 3 км изменение «золото» составило в ЭГ от 20 до 62,4%, в КГ от 17 до 32,5%. По сравнению с девушками показатели юношей выше, так 55% КГ в 2016 году выполнили «серебряный значок», в ЭГ 80%.

Выводы. Внедрение кроссфита позволило улучшить качество выполнения норм ГТО, так у юношей динамика «золота» в беге на 3 км в ЭГ 20-62,4%, в КГ 17-32,5%. В подъеме туловища из исходного положения лежа на спине у девушек динамика «золота» в ЭГ 0-59%, в КГ 0-42%. В 2018 году «бронзовые» результаты значительно сократились и увеличились «золотые», студенты ЭГ превосходят студентов КГ по всем упражнениям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бухарин, В.А. Развитие скоростно-силовой выносливости юношей 10-11-х классов на внеурочных занятиях кроссфитом / В.А. Бухарин, С.С. Кислякова // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. - 2015. - № 1 (3). - С. 38-43.

2. Структура и содержание процесса физической подготовки студентов на основе кроссфита / Д.А. Кокорев, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков, И.М. Бодров // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 9. - С. 19-21.

3. Ревенько, А.И. Использование метода круговой тренировки по системе Сгс^Й на занятиях физической культурой в ДОУ с целью подготовки старших дошкольников к сдаче нормативов ВФСК «ГТО» I ступени / А.И. Ревенько, Л.В. Лагунова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : сборник трудов конференции. - Чебоксары : Интерактив-плюс, 2016. - С. 365-366.

4. Шепелева, М.И. Повышение уровня физической подготовки студентов вузов современными оздоровительными технологиями (на примере программы Crossfit) / М.И. Шепелева, Е.В. Швецова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 255-258.

5. Шутова, Т.Н. Концептуальные основы атлетической гимнастики в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, Д.М. Гаджиев, Р.Р. Пихаев // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Пермь, 2016. - С. 134-138.

6. Сбалансированное питание и оптимизация двигательной активности как факторы здорового образа жизни студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Везеницын, Н.А. Сидоренко // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - М., 2016. - С. 595-600. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=25285236 (дата обращения: 01.01.2019).

REFERENCES

1. Bukharin, V.A. and Kislyakova S.S. (2015), "Development of speed-power endurance of young men of 10-11 classes at extracurricular classes of crossfit", News of Chelyabinsk State University, No1, pp. 38-43.

2. Kokorev, D.A., Vezenitcyn V.O., Veprikov D.V. and Bodrov I.M. (2017), "The structure and content of process of physical training of students on the basis of Crossfit", Theory and practice of physical culture, No.9, pp.19-21.

3. Revenko, A.I and Lagunova L.V. (2016), "The use of the method of training on the crossfit system in physical education preschoolers' in the preparation project "Ready for labor and defense"", Psychology and pedagogy in the twenty-first century: theory, practice and prospects: proceedings of the Conference, Cheboksary, pp. 365-366.

4. Shepeleva, M.I. and Shvetsova E.V. (2016), "Improving the level of physical training of University students with modern health technologies (on the example of the crossfit program)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 133, No 3. pp. 255-258.

5. Shutova, T.N., Gadjiev, D.M. and Pichaev R.R. (2016), "Conceptual foundations of athletic gymnastics in physical education of students", Physical culture, sports, tourism: scientific and practical conference, Perm, pp. 134-138.

6. Shutova, T.N. Bodrov I.M., Vetericyn O.V. and Sidorenko N.A. (2016), "Balanced diet, and optimization of motor activity as factors of healthy lifestyle of students", Humanitarian education in the Economic University: proceedings of IV international scientific-practical Conference the correspondence, Moscow, pp. 595-600, available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25285236.

Контактная информация: Rostevanov.AG@rea.ru

Статья поступила в редакцию 15.01.2019

УДК 376.1

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ ОТРАЖАЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И

СПОРТОМ

Ульяна Сергеевна Рябинина, аспирант, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск

Аннотация

В статье раскрываются проблемы, связанные с формированием положительных мотивов отражающих отношение школьников с нарушением зрения к занятиям физической культурой спортом. На основе изучения мотивов слепых и слабовидящих школьников, установлены особенности, которые необходимо учитывать при разработке методики.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, физические упражнения, мотивы занятий спортом, слепые и слабовидящие школьники, депривация зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.