Научная статья на тему 'Кроссфит как способ эффективности повышения физической подготовленности студенток вуза'

Кроссфит как способ эффективности повышения физической подготовленности студенток вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
247
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студентки / система упражнений «Кроссфит» / физическая подготовленность / дисциплина «Физическая культура» / female students / system of exercises “Crossfit” / physical readiness / “Physical culture” discipline

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Постольник Юлия Александровна, Мальцев Дмитрий Владимирович, Голова Екатерина Васильевна, Кашенков Юрий Борисович

Физическое воспитание в системе высшей школы включено в учебные планы вузов по всем специальностям как обязательная дисциплина и осуществляется на основе комплексной программы для высших учебных заведений. Дисциплина «Физическая культура» направлена на повышение физических возможностей организма занимающихся. Разнообразие средств физического воспитания позволяет использовать их с целью повышения физической подготовленности студенток, формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, улучшения работоспособности. С целью определения результативности развития физических качеств было проведено исследование с участием студенток гуманитарных факультетов педагогического университета в количестве 30 человек. 15 девушек-студенток составили экспериментальную группу (ЭГ, n=15), в которой в содержание занятий по дисциплине «Физическая культура» была внедрена система упражнений «Кроссфит». Контрольная группа в количестве 15 девушек (КГ, n=15) занималась по программе с использованием средств общей физической подготовки. Материалы. В настоящей статье приводятся данные об эффективности работы по использованию системы упражнений Кроссфит, которая выразилась в повышении физической подготовленности студенток вуза. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности, методы статистической обработки данных. Результаты. Выявлены различия в уровне физической подготовленности студенток экспериментальной и контрольной групп в конце экспериментальной работы. Студентки, занимавшиеся по экспериментальной инновационной методике с включением системы упражнений Кроссфит, достоверно превосходили девушек контрольной группы по всем показателям физической подготовленности в конце эксперимента. Заключение. Современных подход к процессу физического воспитания состоит во внедрении новейшей системы упражнений Кроссфит, которая направлена на развитие всех физических качеств, что отражается в повышении физической подготовленности и оптимизации функциональных возможностей. Преимущество системы упражнений Кроссфит состоит также в возможности использования ее для самостоятельных занятий и активного отдыха студенток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Постольник Юлия Александровна, Мальцев Дмитрий Владимирович, Голова Екатерина Васильевна, Кашенков Юрий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crossfit as the way of physical readiness improvement effectiveness in female students of a higher educational establishment

Physical upbringing in the system of higher education is included into educational plans of higher educational establishments in all specialties as a compulsory discipline and is realized on the basis of a complex program for higher educational establishments. “Physical culture” as a discipline is directed toward physical abilities of an organism improvement. The diversity of physical upbringing means helps to use them in order to improve the level of female studentsphysical readiness, to form motor abilities and skills, develop physical qualities and working capacity. In order to define the effectiveness of physical qualities development we carried out the research among female students of humanitarian faculties of pedagogical University (30 people). 15 female students formed the experimental group (EG, n=15). In the experimental group the content of “Physical culture” lessons included the system of “Crossfit” exercises. The control group included 15 female students (CG, n=15) and studied according to the program using the means of general physical training. Materials. The article presents the results concerning the effectiveness of work connected with the use of Crossfit exercises system. It was demonstrated in female studentsphysical readiness increase. Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical experiment, physical readiness testing, methods of statistical data handling. Results. We revealed the differences in physical readiness level among female students of the experimental and control groups at the end of experimental work. The female students, who trained according to the experimental innovative methodology using the system of Crossfit exercises, significantly exceeded the girls from the control group according to all indices of physical readiness at the end of the experiment. Conclusion. A modern approach to physical upbringing process includes the newest system of Crossfit exercises introduction. It is directed towards all physical qualities development and is reflected in physical readiness increase and functional abilities optimization. The advantage of Crossfit exercises system is in the ability to use it for independent trainings and active rest of female students.

Текст научной работы на тему «Кроссфит как способ эффективности повышения физической подготовленности студенток вуза»

УДК: 796.011 DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-4-55-60

Кроссфит как способ эффективности повышения физической

подготовленности студенток вуза

Постольник ЮА.1*, Мальцев Д.М.1, Голова Е.В.1, Кашенков Ю.Б.2

1 Московский городской педагогический университет

г. Москва, Россия ORCID: 0000-0003-4053-2784, postolnik.julia@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6930-3101, malcevDM@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-7221-8987, golovaea@mgpu.ru

2 Московский психолого-педагогический университет

г. Москва, Россия ORCID: 0000-0003-1048-0725, 9415930@bk.ru

Аннотация: Физическое воспитание в системе высшей школы включено в учебные планы вузов по всем специальностям как обязательная дисциплина и осуществляется на основе комплексной программы для высших учебных заведений. Дисциплина «Физическая культура» направлена на повышение физических возможностей организма занимающихся. Разнообразие средств физического воспитания позволяет использовать их с целью повышения физической подготовленности студенток, формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, улучшения работоспособности. С целью определения результативности развития физических качеств было проведено исследование с участием студенток гуманитарных факультетов педагогического университета в количестве 30 человек. 15 девушек-студенток составили экспериментальную группу (ЭГ, n=15), в которой в содержание занятий по дисциплине «Физическая культура» была внедрена система упражнений «Кроссфит». Контрольная группа в количестве 15 девушек (КГ, n=15) занималась по программе с использованием средств общей физической подготовки. Материалы. В настоящей статье приводятся данные об эффективности работы по использованию системы упражнений Кроссфит, которая выразилась в повышении физической подготовленности студенток вуза. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности, методы статистической обработки данных. Результаты. Выявлены различия в уровне физической подготовленности студенток экспериментальной и контрольной групп в конце экспериментальной работы. Студентки, занимавшиеся по экспериментальной инновационной методике с включением системы упражнений Кроссфит, достоверно превосходили девушек контрольной группы по всем показателям физической подготовленности в конце эксперимента. Заключение. Современных подход к процессу физического воспитания состоит во внедрении новейшей системы упражнений Кроссфит, которая направлена на развитие всех физических качеств, что отражается в повышении физической подготовленности и оптимизации функциональных возможностей. Преимущество системы упражнений Кроссфит состоит также в возможности использования ее для самостоятельных занятий и активного отдыха студенток.

Ключевые слова: студентки, система упражнений «Кроссфит», физическая подготовленность, дисциплина «Физическая культура».

Для цитирования: Постольник Ю.А.*, Мальцев Д.М., Голова Е.В., Кашенков Ю.Б. Кроссфит как способ эффективности повышения физической подготовленности студенток вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(4): 55-60. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-4-55-60

Crossfit as the way of physical readiness improvement effectiveness in female students of a higher educational establishment

Yuliya A. Postolnik1', Dmitriy M. Maltsev1, Ekaterina V. Golova1, Yurij B. Kashenkov2

1 Moscow Municipal Pedagogical University

Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-4053-2784, postolnik.julia@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6930-3101, malcevDM@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-7221-8987, golovaea@mgpu.ru 2Moscow Psychological-Pedagogical University

Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-1048-0725, 9415930@bk.ru

Abstract: Physical upbringing in the system of higher education is included into educational plans of higher educational establishments in all specialties as a compulsory discipline and is realized on the basis of a complex program for higher educational establishments. "Physical culture" as a discipline is directed toward physical abilities of an organism improvement. The diversity of physical upbringing means helps to use them in order to improve the level of female students' physical readiness, to form motor abilities and skills, develop physical qualities and working capacity. In order to define the effectiveness of physical qualities development we carried out the research among female students of humanitarian faculties of pedagogical University (30 people). 15 female students formed the experimental group (EG, n=i5). In the experimental group the content of "Physical culture" lessons included the system of "Crossfit" exercises. The control group included 15 female students (CG, n=i5) and studied according to the program using the means of general physical training. Materials. The article presents the results concerning the effectiveness of work connected with the use of Crossfit exercises system. It was demonstrated in female students' physical readiness increase. Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical experiment, physical readiness testing, methods of statistical data handling. Results. We revealed the differences in physical readiness level among female students of the experimental and control groups at the end of experimental work. The female students, who trained according to the experimental innovative methodology using the system of Crossfit exercises, significantly exceeded the girls from the control group according to all indices of physical readiness at the end of the experiment. Conclusion. A modern approach to physical upbringing process includes the newest system of Crossfit exercises introduction. It is directed towards all physical qualities development and is reflected in physical readiness increase and functional abilities optimization. The advantage of Crossfit exercises system is in the ability to use it for independent trainings and active rest of female students.

Keywords: female students, system of exercises "Crossfit", physical readiness, "Physical culture" discipline.

For citation: Yuliya A. Postolnik*, Dmitriy M. Maltsev, Ekaterina V. Golova, Yurij B. Kashenkov. Crossfit as the way of physical readiness improvement effectiveness in female students of a higher educational establishment. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(4): 55-60. DOI: 10.14526/20704798-2020-15-4-55-60

АКТУАЛЬНОСТЬ

В последние годы появилось огромное количество тренировочных и оздоровительных программ, которые реализуются в области физической культуры и спорта [2]. Среди новых направлений физического воспитания и спорта особое внимание привлекает Кроссфит.

Кроссфит - это система круговых тренировок, выстроенная для развитиявсехфизическихкачествчеловека(сила, ловкость, выносливость, быстрота, гибкость), которые отражают развитие функциональных возможностей, физической подготовленности, общей работоспособности. Физическая нагрузка системы упражнений Кроссфит

базируется на 3 направлениях: кардионагрузка, гимнастика и упражнения с отягощениями. В Кроссфите высокоинтенсивные тренировки максимально нацелены на функциональность, выполнение определённого комплекса упражнений: без учёта времени, на большее количество работы в одно и то же время, сокращение времени на исполнение одной и той же работы. Система упражнений Кроссфит включает работу как с малым инвентарем (гири, гантели), так и с большим силовым оборудованием (штанги, набивные мячи); с собственным весом на брусьях, турниках, кольцах, тумбах (выпрыгивания, выпады); на выносливость (бег, скакалка, гребной тренажер)

[10, 11,12,13].

Вкороткиесрокиэтонаправлениенабрало популярность, так как система упражнений Кроссфита вошла в подготовку спортсменов различной специализации в качестве общей и специальной физической подготовки [4]. А внедрение упражнений Кроссфит и его комплексов в программу физического воспитания является одной из перспективных педагогических идей, которая предполагает совершенствование учебного процесса за счёт использования разнообразных современных средств [5,8], подтвердивших достоверное улучшение в показателях психоэмоционального состояния [1, 6], физической и функциональной подготовленности [3,5], в изменении антропометрических данных [9], в мотивационной готовности к дисциплине [7].

В рабочей гипотезе нами выдвинуто предположение о том, что внедрение упражнений Кроссфит в учебный процесс дисциплины «Физическая культура» студенток вуза позволит рационализировать процесс физического воспитания, который будет комплексносодействоватьукреплениюздоровья, повышению физических и функциональных возможностей систем организма.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие студентки первого курса факультета филологии Московского городского педагогического университета в количестве 30 человек, которые были выбраны методом случайной выборки и разделены на две подгруппы по 15 человек - экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Все девушки прошли медицинский

осмотр, относились к основной медицинской группе здоровья и были допущены к занятиям физической культурой. Идентичность групп подтвердилась показателями физической подготовленности, измерения которых были проведены в начале эксперимента (р > 0,05).

Эксперимент проводился в течение 2018-2019 учебного года в рамках рабочей программы дисциплины «Физическая культура» в разделе «Спортивных игр», в который входили техническая, тактическая подготовка, а также общая физическая подготовка, позволявшая выполнить на высоком уровне нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). На каждом практическом занятии отводилось время на развитие физических качеств. Занятия по дисциплине «Физическая культура» проходили в течение 2 академических часов два раз в неделю.

В контрольной группе упражнения на повышение физической подготовленности проводились средствами общей физической подготовки и методом круговой тренировки.

В основу экспериментальной программы были включены средства фитнес-направления «Кроссфит», которые были направлены на повышение физической подготовленности. Выполнение упражнений Кроссфит

предполагалось в основной части занятия, что составляло до 15 минут выполнения данной нагрузки, каждая группа упражнений могла чередовать от 1 до 3 двигательных действий. Причем каждое первое занятие месяца состояло из группы многоструктурных упражнений, куда относятся кардионагрузки (М):

Вариации комбинации (М):

- прыжки через скоростную скакалку;

- двойные прыжки через скакалку;

- равномерный бег 200 м (400 м; 600 м; 800 м);

- челночный бег 4х9; (зх10; 3х10; 5х10)

В содержание второго занятия в месяце входила группа гимнастических упражнений (G/G):

Вариации комбинации (G/G):

- Упор присев, упор лежа, прыжок вверх / Сгибание и разгибание рук в упоре;

- Подтягивание из виса лежа / Наклоны туловища вниз с тумбы;

- Сгибание и разгибание рук с упора сзади на гимнастической скамейке / Упражнения на кольцах (подъём ног до угла 90);

- Запрыгивание на тумбу / Вис на шведской стенке, перехваты руками (8 метров);

- Поднимание туловища в сед из положении лёжа на спине / Лазанье по наклонной гимнастической скамейке (установленной под углом 20-30°) в упоре присев;

- Поднимание верхнего плечевого пояса в прогиб, из положения лёжа на груди / -Передвижение по гимнастической скамейке лежа на груди подтягиваясь руками (15 метров);

- Поднимание верхнего плечевого пояса в прогиб из положения лёжа на груди / -Передвижение по гимнастической скамейке лежа на груди подтягиваясь руками (15 метров)

Третье занятие предлагало выполнение группы силовых упражнений с отягощением (W/W):

Вариации комбинации (W/W):

- Броски набивного мяча (массой 4 кг) на высоту 2,5-3 метра / Махи гирей;

- Броски набивного мяча в стену (из положения присед, мяч вперед, с последующим

выпрямлением ног и броском мяча в стену вверх) / Взятие грифа на грудь;

- Броски набивного мяча (массой 2 кг) из положения сед, из-за головы (от груди) на

дальность / Выпады с гантелей;

- Степ-шаг на гимнастическую скамейку или другую возвышенность с гантелями /

-Рывок грифа;

- Становая тяга с грифом / Приседание с грифом;

- Толчок грифа / Махи гирей

Четвертое (и пятое, если было в месяце) занятие содержало вариации «триплет», включающие комбинирование 3 и более различных движений, соблюдая структуру (M/G/W), а именно: кардионагрузка / средства, включающие различные действия с собственным весом / упражнения, к которым относятся все виды становых тяг.

Вариации комбинации (М^/^:

- Двойные прыжки / Поднимание туловища в сед из положения лёжа на спине / Степ-шаг на гимнастическую скамейку или другую возвышенность с гантелями;

- Челночный бег / Прыжок через мяч или другую возвышенность / Броски набивного мяча (массой 2 кг) из положения сед, из-за головы на дальность

Ввиду огромного количества упражнений каждого типа предлагалось их комбинировать (M/M, W/W, G/G).

Данная программа предусматривала метод строго регламентированного упражнения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Нами было выявлено, что в обеих группах организация занятий имела традиционную форму. Содержание занятий не отклонялось от основной рабочей программы дисциплины «Физическая культура»; упражнения на повышение физической подготовленности в обеих группах были использованы как дополнение к основным темам обучения.

В конце экспериментальной работы было проведено контрольное тестирование физической подготовленности девушек контрольной и экспериментальной групп. Результативность разработанной методики определялась по изменению уровня развития физических качеств, а именно: скоростно-силовых (прыжки в длину с места, челночный бег, бег на 100 м); силовой выносливости (подъем туловища из положения лежа; сгибание, разгибание рук в упоре), общей выносливости (бег на 2000 м); гибкости (наклон туловища вперед из положения стоя) (таблица).

Таблица - Сравнение средних показателей физической подготовленности студенток контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента

Показатели физической подготовленности Группа Р

Экспериментальная n = 15 Контроль ная n =15

Х ± о Х ± о

Челночный бег зх10 / с 7,9±0,37 8,2±0,61 < 0,05

Бег 2000 м/м 10,4±1б,24 11,0±0,8з < 0,05

Бег 100 м / с 16,4±0,65 17±0,63 < 0,05

Прыжок в длину с места / см 185,6±5,93 171,5±11,6 < 0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре / раз 16,9±2,69 12,2±2,86 < 0,05

Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз / 60 сек. 46,2±2,5 40,4±3,73 < 0,05

Наклон вперед из положения стоя / см 17,6±2,28 15,7±12,72 < 0,05

Из сравнительного анализа полученных результатов физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп можно установить, что во всех проведенных тестах на физическую подготовленность участницы экспериментальной группы показали более высокие результаты, чем девушки из контрольной группы (р<0,05), отрыв в средних показателях экспериментальной группы особенно заметен в упражнениях на силовую выносливость - сгибание и разгибание рук в упоре; скоростно-силовых упражнениях -поднимание туловища из исходного положения лежа на спине; прыжок в длину с места.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенствование процесса

физического воспитания студенток вуза на основе системы упражнений «Кроссфит» позволило создать установку на здоровый образ жизни, разнообразить формы

двигательной активности, овладеть новой системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических качеств и функциональных систем организма, которые отразятся в активной физкультурно-спортивной и социально-профессиональной деятельности. Внедрение современной фитнес-системы Кроссфит предоставило возможность формировать мотивационно-ценностное отношение студенток не только к дисциплине «Физическая культура», но и к развитию массового спорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болдов А.С., Гусев А.В., Карпов В.Ю., Пучкова Н.Г., Кашенков Ю.Б. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018; 9(163): 321-325.

2. Бубенцова Ю.А., Постольник Ю.А., Белоножкина Н.А. Изучение

мотивации студентов к дисциплине «Физическая культура и спорт». Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: сборник статей по материалам Х научно-практической конференции с международным участием. М., МГПУ, ИЕСТ. 2020: 223-226

3. Выприков Д.В. Кроссфит в повышении физической подготовленности студентов. Теория и практика физической культуры. 2017; 3: 16.

4. Ермакова Ю.Н., Осокина Е.А., Тихомиров Ю.В. Применение кроссфит-тренировок у студентов, занимающихся силовым троеборьем на начальном этапе подготовки. Современные проблемы науки и образования. 2016; 3.

5. Зиамбетов, В.Ю., Астраханкина, Ю.С. В.Ю. Зиамбетов, Ю.С. Астраханкина. Кроссфит как способ повышения эффективности физической подготовки студентов вуза. Молодой ученый. 2016; 7: 1061-1063.

6. Постольник Ю.А., Бубенцова Ю.А., Кашенков Ю.Б. Изменение эмоционального состояния студентов на основе модернизации процесса физического воспитания в высшем учебном заведении. Евразийский союз ученых. 2020; 2-1(71): 2629.

7. Постольник Ю.А., Распопова Е.А Совершенствование процесса обучения на основе учета мотивационно-ценностного отношения к физической культуре студенток педагогических вузов. Известия Сочинского государственного университета. 2013; 3(26): 157-160.

8. Разинов Ю.И., Артамонов

В.В. Кроссфит как средство силовой подготовки старших школьников в системе дополнительного образования. Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: сборник статей по материалам Х научно-практической конференции с международным участием. М., МГПУ, ИЕСТ. 2020: 335-338

9. Распопова Е.А. Постольник Ю.А. Повышение физической подготовленности студенток на основе использования инновационного подхода к обучению плаванию в рамках дисциплины «Физическая культура» в педагогическом вузе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 73-79. DOI: 10.14526/2070-4798-2018-13-4-73-79.

10. Kokorev D.A., Vezenitsyn O.V., Vyprikov D.V., Bodrov I.M. Crossfit-based academic physical education model design and content. Theory and Practice of Physical Culture. 2017; 9: 6.

11. Filipa A., Byrnes R., Paterno M.V., Myer G.D., Hewett T.E. Neuromuscular training improves performance on the star excursion balance test in young female athletes. Journal of Orthopaedic and Sports Physical Therapy. 2010; 40: 551558. DOI: 10.2519/ jospt.2010.3325.

12. Kin-Isler A., Kosar S.N. Effect of step aerobics training on anaerobic performance of men and women. Journal of Strength and Conditional Research. 2006; 20: 366-371.

13. King A. Public health: Health risks of physical inactivity similar to smoking. Nature Reviews Cardiology. 2012; 9: 492. DOI: 10.1038/nrcardio.2012.115.

Статья поступила в редакцию: 20.11.2020

Постольник Юлия Александровна - кандидат педагогических наук, доцент; Московский городской педагогический университет, Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, e-mail:postolnikjulia@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мальцев Дмитрий Владимирович - директор школы водных видов спорта МГПУ; Московский городской педагогический университет, Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, e-mail: malcevDM@mgpu.ru

Голова Екатерина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, e-mail: golovaea@mgpu.ru

Кашенков Юрий Борисович - старший преподаватель; Московский психолого-педагогический университет, Россия, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29, e-mail: 9415930@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.