Научная статья на тему 'Влияние различных направлений фитнеса на физическое состояние студенток'

Влияние различных направлений фитнеса на физическое состояние студенток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
244
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИТНЕС / КРОССФИТ / СТРЕТЧИНГ / ТАЙ-БО / STUDENTS / PHYSICAL CONDITION / FITNESS / CROSSFIT / STRETCH FITNESS / TAE BO

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чесно Андрей Витальевич, Кекова Любовь Александровна, Ватраль Ольга Павловна, Минашкин Алексей Александрович, Столов Иван Игоревич

В статье рассматривается проблема низких показателей физического развития и физической подготовленности студенток, обучающихся по программа среднего профессионального образования. Цель исследования экспериментально определить какое влияние на показатели физического развития и физической подготовленности оказывают различные направления фитнеса. В исследовании принимало участие 60 студенток (n = 60), разделенных на четыре группы. Первая группа занималась физической культурой 1 раз в неделю в рамках общеобразовательной программы. Остальные три группы дополнительно два раза в неделю занимались по разливным направлениям фитнеса: «Tae Bo», «Stretch Fitness», «Crossfit». Для оценки физической подготовленности использовался метод контрольных упражнений. Для оценки физического развития использовался аппаратный метод исследования «InBody I-zone», включающий в себя анализатор тела «InBody 370», ростомер «InBody BSM370». Для оценки физического развития определялись следующие показатели: рост, масса тела, индекс массы тела, процент жира в организме. По результатам исследования было определено, что наиболее значимое влияние на показатели физической подготовленности и физического развития оказывает «Crossfit». В этой экспериментальной группе зафиксированы достоверные изменения показателей по всех тестах по физической подготовленности. Также улучшилась показатели физического развития. Уменьшились следующие показатели: масса тела на 8,9%, индекс массы тела на 9,5%, процент жира в организме на 11,5%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чесно Андрей Витальевич, Кекова Любовь Александровна, Ватраль Ольга Павловна, Минашкин Алексей Александрович, Столов Иван Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of various directions of fitness on physical condition of students

The article considers the problem of low indicators of physical development and physical fitness of students studying under the secondary vocational education program. The purpose of the study is to experimentally determine what effect regarding the various fitness indicators of physical development has been shown by the different directions of the fitness. The study involved 60 female students (n = 60), divided into four groups. The first group was engaged in the physical education once a week as part of the general education program. The other three groups were additionally engaged twice a week in various fitness directions: ‘Tae Bo’, ‘Stretch Fitness’, ‘Crossfit’. A test method was used to evaluate the physical fitness. To assess physical development, the ‘InBody I-zone’ hardware research method was used, including the ‘InBody 370’ body analyzer and the ‘InBody BSM370’ stadiometer. To assess physical development, the following indicators were determined: growth, body weight, body mass index, body fat percentage. According to the results of the study, it was determined that the ‘Crossfit’ has the most significant impact on indicators of physical fitness and physical development. In this experimental group, significant changes were recorded in all physical fitness tests. Physical development indicators also improved. The following indicators decreased: body weight by 8.9%, body mass index by 9.5%, body fat percentage by 11.5%.

Текст научной работы на тему «Влияние различных направлений фитнеса на физическое состояние студенток»

УДК 796.011

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФИТНЕСА НА ФИЗИЧЕСКОЕ

СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОК

Андрей Витальевич Чесно, преподаватель, Любовь Александровна Кекова, преподаватель, Ольга Павловна Ватраль, преподаватель, Алексей Александрович

Минашкин, преподаватель, Иван Игоревич Столов, ассистент, Московский городской

педагогический университет

Аннотация

В статье рассматривается проблема низких показателей физического развития и физической подготовленности студенток, обучающихся по программа среднего профессионального образования. Цель исследования - экспериментально определить какое влияние на показатели физического развития и физической подготовленности оказывают различные направления фитнеса. В исследовании принимало участие 60 студенток (n = 60), разделенных на четыре группы. Первая группа занималась физической культурой 1 раз в неделю в рамках общеобразовательной программы. Остальные три группы дополнительно два раза в неделю занимались по разливным направлениям фитнеса: «Tae Bo», «Stretch Fitness», «Crossfit». Для оценки физической подготовленности использовался метод контрольных упражнений. Для оценки физического развития использовался аппаратный метод исследования «InBody I-zone», включающий в себя анализатор тела «InBody 370», ростомер «InBody BSM370». Для оценки физического развития определялись следующие показатели: рост, масса тела, индекс массы тела, процент жира в организме. По результатам исследования было определено, что наиболее значимое влияние на показатели физической подготовленности и физического развития оказывает «Crossfit». В этой экспериментальной группе зафиксированы достоверные изменения показателей по всех тестах по физической подготовленности. Также улучшилась показатели физического развития. Уменьшились следующие показатели: масса тела на 8,9%, индекс массы тела на 9,5%, процент жира в организме на 11,5%.

Ключевые слова: студенты, физическое состояние, фитнес, кроссфит, стретчинг, тай-бо.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p457-461

INFLUENCE OF VARIOUS DIRECTIONS OF FITNESS ON PHYSICAL CONDITION

OF STUDENTS

Andrey Vitalyevich Chesno, the teacher, Lyubov Aleksandrovna Kekova, the teacher, Olga Pavlovna Vatral, the teacher, Aleksey Aleksandrovich Minashkin, the teacher, Ivan Igorevich Stolov, the assistant, Moscow City University

Abstract

The article considers the problem of low indicators of physical development and physical fitness of students studying under the secondary vocational education program. The purpose of the study is to experimentally determine what effect regarding the various fitness indicators of physical development has been shown by the different directions of the fitness. The study involved 60 female students (n = 60), divided into four groups. The first group was engaged in the physical education once a week as part of the general education program. The other three groups were additionally engaged twice a week in various fitness directions: 'Tae Bo', 'Stretch Fitness', 'Crossfit'. A test method was used to evaluate the physical fitness. To assess physical development, the 'InBody I-zone' hardware research method was used, including the 'InBody 370' body analyzer and the 'InBody BSM370' stadiometer. To assess physical development, the following indicators were determined: growth, body weight, body mass index, body fat percentage. According to the results of the study, it was determined that the 'Crossfit' has the most significant impact on indicators of physical fitness and physical development. In this experimental group, significant changes were recorded in all physical fitness tests. Physical development indicators also improved. The following indicators decreased: body weight by 8.9%, body mass index by 9.5%,

body fat percentage by 11.5%.

Keywords: students, physical condition, fitness, crossfit, stretch fitness, Tae Bo.

ВВЕДЕНИЕ

Особенности организации и оптимизации работы физкультурно-оздоровительной работы со студентами имеют научное раскрытие в работах известных авторов [3, 6]. Проблемы состояния здоровья населения и студенческой молодежи, в частности, раскрывают следующие исследователи [1, 4]. Однако, несмотря на существующие научные разработки и методические внедрения в учебный процесс образовательных учреждений, состояние здоровья студентов имеет тенденцию к ухудшению. Это требует проведения дополнительных исследований в этом направлении и применения новейших оздоровительных технологий для студенческой молодежи по научно-обоснованным методическим программам.

Программы общегуманитарного блока учебной дисциплины по физическому воспитанию в рамках среднего профессионального образования предусматривают одно занятие в неделю в размере двух академических часов. По нашему мнению, данное количество часов не обеспечивает достаточную потребность в физической активности, даже полностью здорового человека.

Для оздоровительной тренировки важным критерием является уровень комплексного развития физического состояния, как совокупность взаимосвязанных признаков, характеризующих физическое развитие, и физическую подготовленность, а именно уровень развития двигательных качеств человека [2].

По данным научной литературы [8] студентки, обучающиеся по программам среднего профессионального образования имеют в основном низкие показатели физического развития и физической подготовленности. Это говорит о том, что необходимо повышать уровень физической работоспособности и развития двигательных качеств в целом, а не только конкретного качества. Чтобы добиться гармоничного развития студента.

Поэтому актуальным является поиск оптимальных и современных физкультурно-оздоровительных методик комплексной направленности, которые смогут удовлетворить потребность в физическом развитии всех основных двигательных качеств студенток в рамках дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта в образовательном учреждении.

В настоящее время для улучшения общего уровня физического развития и физической подготовленности используют средства общей физической подготовки и оздоровительной физической культуры. Также используют различные направления фитнеса.

В наших предыдущих работах частично изучались указанные проблемы [5, 7], однако влияние отдельных новейших оздоровительных технологий и количественные результаты эффективности их использования в образовательных учреждениях не исследовались. Поэтому в данной работе делается попытка осуществления оценки влияния на физическое состояние, а именно на физическое развитие и физическую подготовленность студенток одного занятия физической культурой в неделю, и дополнительных занятий по различным направлениям фитнеса в рамках секционных занятий два раза в неделю.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2018 по май 2019 года на базе ГАОУ ВО МГПУ «Института среднего профессионального образования имени К. Д. Ушин -ского». В нем приняли участие 60 девушек без специальной физической подготовки в возрасте от 16 до 18 лет. Для оценки влияния различных направлений фитнеса, в рамках дополнительных занятий, на физическое развитие и физическую подготовленность были сформированы одна контрольная группа (КГ) и три экспериментальные группы (ЭГ).

КГ составили студентки, которые занимались физической культурой только один раз в неделю, в размере двух академических часов, в рамках общеобразовательной программы

среднего профессионального образования. Три ЭГ группы составили студентки, которые дополнительно два раза в неделю посещают секционные занятия по различным направлениям фитнеса, в размере двух академических часов. Первую ЭГ - группа А, были включены студентки, которые занимались по такому направлению фитнеса, как «Tae Bo». Во вторую ЭГ - группа Б, вошли студентки с направления «Stretch Fitness». В третью ЭГ -группа В, с направления «Crossfit».

Во время исследования для диагностики физической подготовленности использовались следующие информативные и надежные тесты: наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке (от уровня скамейки - см), челночный бег 3*10 м (сек), сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью (количество раз), бросок набивного мяча из-за головы из положения сед ноги врозь 1 кг (см), прыжок в длину с места (см), 6-минутный бег (м).

Для оценки физического развития использовался аппаратный метод исследования «InBody I-zone», включающий в себя анализатор тела «InBody 370», ростомер «InBody BSM370», лазерный принтер, для оперативной печати полученных результатов исследования. Во время исследования фиксировались следующие показатели физического развития студенток: рост, масса тела, индекс массы тела (ИМТ), процент жира в организме.

Все полученные результаты тестирования физической подготовленности и физического развития, которые проводились в начале и в конце эксперимента были проанализированы на платформе IBM SPSS Statistics 26.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Перед началом эксперимента было проведено входное тестирование физического развития и физической подготовленности студенток. Оно состояло из тестов, определяющих уровень развития всех основных физических качеств, таких как: гибкость, быстрота, ловкость, сила, выносливость. Достоверность различий между контрольной и экспериментальными группами по всем средним групповым показателям, характеризующим физическое развитие и физическую подготовленность, не обнаружена.

По окончанию исследования в конце учебного года было проведено итоговое тестирование контрольной и экспериментальных группы для определения уровня физического развития и физической подготовленности студенток, обучающихся по программа среднего профессионального образования. Для тестирования использовались те же контрольные показатели и тесты, что и при вводном тестировании для того, чтобы определить уровень достоверности изменений, и какие занятия более эффективны.

Таблица 1 - Динамика показателей физической подготовленности в контрольной группе и в группе А___

Показатели КГ (n = 15) Группа А (n = 15)

сентябрь май сентябрь май

Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке (см) 7,1±3,3 7,6±2,8 6,9±3,1 11,2±2,5

Челночный бег 3 х 10 (м) 9,1±0,2 9,0±0,3 9.0± 0,2 8,8±0,4

Сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью (кол-во раз) 7,6±1,8 6,9±2,3 8,2±2,1 10,8±2,2

Бросок набивного мяча из-за головы из положения сед ноги врозь 1 кг (см) 358,3±40,1 342,1±35,7 361,7±38,5 385,4±30,2

Прыжок в длину с места (см) 159,7±10,1 163,3±9,3 156,8±9,8 174,5±7,6

6-минутный бег (м) 780,9±48,1 793,7±43,9 791,2±46,5 1023,1±30,3

Примечание: подчеркнуты достоверно изменившиеся внутригрупповые показатели.

Анализируя результаты тестирования физической подготовленности (таблица 1) можно сказать о том, что за период учебного года в группе А произошли достоверные приросты показателей только в четырех тестах из шести, а именно в: наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке (62,3%), сгибание и разгибание рук в упоре о

гимнастическую скамью (31,7%), прыжок в длину с места (11,3%), 6-минутный бег (29,3%).

В контрольной группе таких изменений не наблюдалось. Более того, стоит отметить, что по таким тестам как: сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью, бросок набивного мяча из-за головы из положения сед ноги врозь произошло снижение результатов.

Таблица 2 - Динамика показателей физической подготовленности в группе Б и В

Показатели Группа Б (n = 15) Группа В (n = 15)

сентябрь май сентябрь май

Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке (см) 7,2±2,8 14,3±1,9 7,0±2,9 12,1±2,4

Челночный бег 3х10 (м) 9,0±0,3 8,9±0,2 9.2± 0,3 8,6±0,3

Сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью (кол-во раз) 7,9±1,9 8,1±2,2 7,6±2,3 12,3±2,2

Бросок набивного мяча из-за головы из положения сед ноги врозь 1 кг (см) 349,4±38,6 359,2±37,3 355,6±40,4 426,2±29,8

Прыжок в длину с места (см) 162,5±8,3 166,3±10,2 158,9±8,8 177,6±8,1

6-минутный бег (м) 769,3±45,2 775,7±39,5 782,6±44,3 1069,1±35,6

Примечание: подчеркнуты достоверно изменившиеся внутригрупповые показатели.

Анализируя результаты тестирования физической подготовленности в оставшихся группах (таблица 2) можно сделать вывод о том, что за период учебного года в группе Б произошли достоверные приросты показателей только в одном тесте из шести, а именно в: наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке (98,6%). Однако в группе В произошли достоверные приросты показателей по всех тестах: наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке (72,8%), челночный бег 3х10 (6,5%), сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью (61,8%), бросок набивного мяча из-за головы из положения сед ноги врозь 1 кг (20,1%), прыжок в длину с места (11,8%), 6-минутный бег (36,6%).

Таблица 3 - Динамика показателей физического развития в контрольной и в экспериментальных группах____

Группа Рост (см) Масса тела (кг) ИМТ (кг/м2) Жир (%)

До После До После До После До После

КГ 163±1,4 164±1,6 66,4±1,9 67,4±2,5 24,8 24,9 27,1 28,2

Группа А 162±2,7 162±2,5 65,3±2,1 61,3±2,2 24,8 23,2 26,7 24,9

Группа Б 165±1,7 166±1,9 66,7±1,8 65,9±1,6 24,2 23,6 26,5 26,3

Группа В 164±2,5 164±2,1 65,1±2,6 59,1±2,7 24,2 21,9 26,9 23,8

Анализируя показатели физического развития, можно отметить, что показатель процентного содержания жира в организме в группе А снизился на 6,7%, в группе Б на 0,8%, в группе В на 11,5%. А в КГ показатель содержания жира в организме наоборот увеличился на 4,1% (таблиц 3).

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить эффективность применения такого направления фитнеса, как «Сгобб!!!» для улучшения показателей физической подготовленности и физического развития студенток обучающихся в образовательных учреждениях по программа среднего профессионального образования. Можно констатировать, что занятия в группе «Сгобб!!!» благоприятно способствует всестороннему развитию физических качеств занимающихся, уменьшению показателя ИМТ и процентного содержания жира в организме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Образ жизни и здоровье студентов / Н.А. Ермакова, П.И. Мельникова, Н.И. Прохоров, К.Т. Тимошенко, А.А. Матвеев // Гигиена и санитария. - 2016. - № 6 (95). - С. 558-563.

2. Командик, Т.Д. Комплексное развитие двигательных качеств в рамках учебно-тренировочных занятий студентов / Т.Д. Командик, Е.Г. Макарова, Р.Р. Зайнагутдинов // Проблемы формирования единого пространства экономического и социального развития стран СНГ : материалы ежегодной международной научно-практической конференции. - Тюмень, 2015. - С. 223-229.

3. Палаткин, И.В. Организационные аспекты физкультурно-оздоровительной работы со студентами вуза / И.В. Палаткин, А.Р. Иделевич, Н.А. Шмырева // Journal of Siberian Medical Sciences.

- 2016. - № 4. - С. 3.

4. Сайфулина, Н.Ф. Образовательный процесс и здоровье студентов / Н.Ф. Сайфулина // Медицина и экология. - 2015. - № 4 (77). - С. 95-98.

5. Столов, Ив. И. Формирование силовых показателей у школьников 13-15 лет в системе дополнительного образования учебных заведений / Ив. И. Столов, Л. А. Кекова // Шаг в науку : материалы II научно-практической конференции института естествознания и спортивных технологий. -Москва, 2018. - С. 126-130.

6. Украинцева, Ю.А. Физкультурно-оздоровительная работа как компонент мотивации к занятиям физической культурой в вузе / Ю.А. Украинцева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2016. - № 2 (38). - С. 146-150. - URL : https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/043-023.pdf (дата обращения: 01.02.2020).

7. Чесно, А.В. Клубная форма организации занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях / А.В. Чесно // Студенческий спорт: состояние и перспективы развития : материалы II региональной научно-практической конференции. - Сургут, 2019. - С. 68-71.

8. Чесно, А.В. Технология оценки физической подготовленности студентов / А.В. Чесно // Современные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : материалы XVIII международной научно-практической конференции.

- Нижний Новгород, 2019. - С. 83-87.

REFERENCES

1. Ermakov, N.A., Melnikova, P.I., Prokhov, N.I., Timoshenko, K.T. and Matveev, A.A. (2016), "Lifestyle and health of students", Hygiene and sanitation, Vol. 6, pp. 558-563.

2. Komandik, T.D., Makarova, E.G. and Zajnagutdinov, R.R. (2015), "Comprehensive development of motor skills in the framework of training sessions for students", Annual Scientific and Practical Conference "Problems offorming a common space for economic and social development of the CIS countries", Tyumen, pp. 223-229.

3. Palatkin, I.V., Idelevich, A.R. and Shmyreva, N.A. (2016), "Organizational aspects of health and fitness work with students of higher education institution", Journal of Siberian Medical Sciences, Vol. 4, pp. 3.

4. Sajfulina, N.F. (2015), "Educational process and health of students", Medicine and ecology, Vol. 4, pp. 95-98.

5. Stolov, Iv.I. and Kekova, L.A. (2018), "Formation of power indicators for students aged 13-15 in the system of additional education of educational institutions", II Scientific and Practical Conference Institute of natural science and sports technologies "Step into science", Moscow, pp. 126-130.

6. Ukrainceva, Yu.A. (2016), "Physical culture and health-improving work as a component of motivation for physical culture classes at the University", Scientific notes. Electronic journal of Kursk State University, Vol. 2, pp. 146-150, available at: https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/043-023.pdf.

7. Chesno, A.V. (2019), "Club form of organization of physical culture classes and sports in educational institutions", II Regional Scientific and Practical Conference "Student sports: state and prospects of development", Surgut, pp. 68-71.

8. Chesno, A.V. (2019), "Technology for evaluation of physical fitness of students", XVIII International Scientific and Practical Conference "Modern problems of physical education, sports training, health and adaptive physical culture", Nizhny Novgorod, pp. 83-87.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.