Научная статья на тему 'Влияние кроссфита на показатели физического состояния студентов'

Влияние кроссфита на показатели физического состояния студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
295
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КРОССФИТ / STUDENTS / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL FITNESS / CROSSFIT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чесно Андрей Витальевич, Кекова Любовь Александровна, Ватраль Ольга Павловна

В статье представлен опыт работы со студентами, обучающимися по программам среднего профессионального образования и поиск путей повышения заинтересованности в занятиях физическим воспитанием, улучшения показателей физического развития и физической подготовленности. Цель исследования определение эффективности влияния тренировочной системы «Crossfit» на уровень показателей физического развития и физической подготовленности юношей 16-17 лет, обучающихся по программе среднего профессионального образования. В исследовании принимало участие 36 студентов (n = 36), разделенных на две группы. Контрольная группа занималась физической культурой 3 академических часа в неделю, в рамках образовательной программы среднего профессионального образования. Экспериментальная группа дополнительно два раза в неделю посещала секционные занятия по «Crossfit». Для диагностики физической подготовленности применялись 8 тестов. Для оценки физического развития использовался аппаратный метод исследования «InBody I-zone», включающий в себя анализатор тела «InBody 370», ростомер «InBody BSM370». Для оценки физического развития определялись следующие показатели: рост, масса тела, индекс массы тела, процент жира в организме. По окончанию исследования в экспериментальной группе зафиксированы достоверные изменения показателей во всех тестах по физической подготовленности. В экспериментальной группе уменьшились следующие показатели: масса тела на 2,7%, индекс массы тела на 2,5%, процент жира в организме на 5,5%. Однако, в контрольной группе не было зафиксировано достоверных изменений показателей, характеризующих физическую подготовленность. И в контрольной группе увеличились показатели физического развития: масса тела на 1,8%, индекс массы тела на 1,3%, процент жира в организме на 2,1%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чесно Андрей Витальевич, Кекова Любовь Александровна, Ватраль Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of crossfit on indicators of physical condition of students..

The article presents the experience of working with students enrolled in secondary vocational education programs and the search for ways to increase interest in physical education classes, improve indicators of physical development and physical fitness. The purpose of the study is to determine the effectiveness of the influence of the training system “Crossfit” on the level of indicators of physical development and physical fitness of young men 16-17 years old who are enrolled in the secondary vocational education program. The study involved 36 students (n = 36) divided into two groups. The control group was engaged in physical education for 3 academic hours a week, as part of the educational program of secondary vocational education. The experimental group additionally attended «Crossfit» sectional sessions twice a week. Were used 8 tests to diagnose physical fitness. To assess physical development, the “InBody I-zone” hardware research method was used, including the “InBody 370” body analyzer and the “InBody BSM370” stadiometer. To assess physical development, the following indicators were determined: growth, body weight, body mass index, body fat percentage. At the end of the study, the experimental group recorded significant changes in indicators in all tests of physical fitness. In the experimental group, the following indicators decreased: body weight by 2.7%, body mass index by 2.5%, and body fat percentage by 5.5%. In the control group, there were no significant changes in indicators that characterize physical fitness. In the control group, physical development indicators increased: body weight by 1.8%, body mass index by 1.3%, and body fat percentage by 2.1%.

Текст научной работы на тему «Влияние кроссфита на показатели физического состояния студентов»

3. Исследование результативности выполнения нормативов ВФСК ГТО I-VI ступени как фактора, определяющего физическую подготовленность детей, подростков и студенческой молодежи Российской Федерации / Э.А. Зюрин, Н.В. Масягина, В.А. Куренцов, Е.Н. Бобкова // Вестник спортивной науки. - 2017. - № 5. - С. 43-47.

4. Приказ Министерства спорта РФ от 12 февраля 2019 года № 90 «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). - URL : http://docs.cntd.ru/document/552443274 (дата обращения: 20.01.2020).

5. Черкасов, В.В. Физическая подготовленность школьников младших классов к выполнению нормативов комплекса ГТО / В.В. Черкасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 387-390.

REFERENCES

1. Berezina, L.A., Nemytov, D.N. and Vavilov, V.V. (2019), "Optimization of the motor activity of students of 5th grades to fulfill the regulatory requirements of the VFSK GTO", Pedagogical-psychological and biomedical problems ofphysical education and sport, Vol. 14, No. 1, pp. 141-146.

2. Boldyrev, I.I., Stebletsov, E.A. and Egorshina, E.A. (2019), "Monitoring motivation of teenagers' attitude to the realization of the GTO", Kultura fizicheskaya i zdorovie, No. 2, pp. 149-151.

3. Zyurin, E.A., Masyagina, N.V., Kurentsov, V.A. and Bobkova, E.N. (2017), "The study of the effectiveness of fulfilling the standards of the All-Union State Pedagogical Committee of the TRP I-VI level as a factor determining the physical fitness of children, teenagers and students of the Russian Federation", Bulletin of sports science, No. 5, pp. 43-47.

4. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation dated February 12, 2019 No. 90 "On approval of state requirements of the All Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense (GTO) ", available at: http://docs.cntd.ru/document/552443274 (accessed: 20/02/2020).

5. Cherkasov, V. V. "Physical training of primary school student to meet Russian civil defense standards" (2019), Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 387-390.

Контактная информация: wladmir30@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 06.03.2020

УДК 796.011

ВЛИЯНИЕ КРОССФИТА НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

СТУДЕНТОВ

Андрей Витальевич Чесно, преподаватель, Любовь Александровна Кекова, преподаватель, Ольга Павловна Ватраль, преподаватель, Московский городской педагогический

университет

Аннотация

В статье представлен опыт работы со студентами, обучающимися по программам среднего профессионального образования и поиск путей повышения заинтересованности в занятиях физическим воспитанием, улучшения показателей физического развития и физической подготовленности. Цель исследования - определение эффективности влияния тренировочной системы «Crossfit» на уровень показателей физического развития и физической подготовленности юношей 16-17 лет, обучающихся по программе среднего профессионального образования. В исследовании принимало участие 36 студентов (n = 36), разделенных на две группы. Контрольная группа занималась физической культурой 3 академических часа в неделю, в рамках образовательной программы среднего профессионального образования. Экспериментальная группа дополнительно два раза в неделю посещала секционные занятия по «Crossfit». Для диагностики физической подготовленности применялись 8 тестов. Для оценки физического развития использовался аппаратный метод исследования «InBody I-zone», включающий в себя анализатор тела «InBody 370», ростомер «InBody BSM370». Для оценки физического развития определялись следующие показатели: рост, масса тела, индекс массы тела, процент жира в организме. По окончанию исследования в экспериментальной группе зафиксированы достоверные изменения показателей во всех тестах по физической подготовленности. В экспериментальной группе уменьшились следующие показатели: масса тела на 2,7%, индекс

массы тела на 2,5%, процент жира в организме на 5,5%. Однако, в контрольной группе не было зафиксировано достоверных изменений показателей, характеризующих физическую подготовленность. И в контрольной группе увеличились показатели физического развития: масса тела на 1,8%, индекс массы тела на 1,3%, процент жира в организме на 2,1%.

Ключевые слова: студенты, физическое развитие, физическая подготовленность, кроссфит.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p477-481

INFLUENCE OF CROSSFIT ON INDICATORS OF PHYSICAL CONDITION OF

STUDENTS

Andrey Vitalyevich Chesno, the teacher, Lyubov Aleksandrovna Kekova, the teacher, Olga Pavlovna Vatral, the teacher, Moscow City University

Abstract

The article presents the experience of working with students enrolled in secondary vocational education programs and the search for ways to increase interest in physical education classes, improve indicators of physical development and physical fitness. The purpose of the study is to determine the effectiveness of the influence of the training system "Crossfit" on the level of indicators of physical development and physical fitness of young men 16-17 years old who are enrolled in the secondary vocational education program. The study involved 36 students (n = 36) divided into two groups. The control group was engaged in physical education for 3 academic hours a week, as part of the educational program of secondary vocational education. The experimental group additionally attended «Crossfit» sectional sessions twice a week. Were used 8 tests to diagnose physical fitness. To assess physical development, the "InBody I-zone" hardware research method was used, including the "InBody 370" body analyzer and the "InBody BSM370" stadiometer. To assess physical development, the following indicators were determined: growth, body weight, body mass index, body fat percentage. At the end of the study, the experimental group recorded significant changes in indicators in all tests of physical fitness. In the experimental group, the following indicators decreased: body weight by 2.7%, body mass index by 2.5%, and body fat percentage by 5.5%. In the control group, there were no significant changes in indicators that characterize physical fitness. In the control group, physical development indicators increased: body weight by 1.8%, body mass index by 1.3%, and body fat percentage by 2.1%.

Keywords: students, physical development, physical fitness, crossfit.

ВВЕДЕНИЕ

По данным научных исследований [2, 5, 8], в Российской Федерации не менее 60% обучающихся образовательных учреждений имеют нарушения в состоянии здоровья, только 14% обучающихся в возрасте 15-17 лет считаются полностью здоровыми. Свыше 40% допризывной молодежи не соответствует требованиям, которые предъявляет армейская служба, в том числе и в, части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Восемьдесят пять процентов граждан, из них 45% детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.

Возрастной период 15-17 лет - это период заключительного этапа постепенного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. В этом периоде завершается физическое развитие организма, почти заканчивается процесс природного совершенствования двигательных функций, упорядочивается соотношение силы различных мышечных групп. Специалисты считают этот возраст чрезвычайно благоприятным периодом для направленного влияния на совершенствование физических способностей, функциональное развитие и улучшение работоспособности [1].

Поэтому крайне необходимо искать новые сочетания средств и методов физического воспитания, которые бы повысили интерес к систематическим занятиям физической культурой, а также внедрять более эффективные методики физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях, для улучшения их показателей физического состояния, а именно физического развития и физической подготовленности. На сегодняшний день большую популярность в молодежной среде приобретает система функци-

онального тренинга - «Crossfit», которая предлагается фитнес индустрией. Поэтому одним из средств, повышения показателей физического состояния студенческой молодежи, может являться современное направление фитнеса - «Crossfit». Основа тренировочной системы «Crossfit» состоит из базовых многофункциональных упражнений, взятых из тяжелой атлетики и гимнастики: жимы, рывки, подъемы, приседания, упражнения с собственным весом и со свободными весами. Для того чтобы эта система обрела организованную структуру, так же были включены аэробные упражнения: бег, прыжки со скакалкой и прочие. При этом данная система тренировок может рассматриваться и с позиции самостоятельного вида спорта, где соперничество с занимающимися спортсменами, дает дополнительную мотивацию для тренировок на пределе возможностей, тем самым повышая результативность и эффективность занятий [3, 6].

В наших предыдущих работах частично изучались указанные проблемы [4, 7], однако влияние средств «Crossfit» на физическое состояние студентов, и количественные результаты эффективности их использования в образовательных учреждениях не исследовались. Поэтому целью нашего исследования стало определение эффективности влияния тренировочной системы «Crossfit» на уровень показателей физического развития и физической подготовленности юношей 16-17 лет, обучающихся по программе среднего профессионального образования.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился с октября 2018 по июнь 2019 года на базе ГАОУ ВО МГПУ «Института среднего профессионального образования имени К. Д. Ушинского». В нем приняли участие 36 юношей без специальной физической подготовки в возрасте от 16 до 17 лет. Для оценки влияния средств «Crossfit» на показатели физического состояния студентов, а именно, на физическое развитие и физическую подготовленность нами были сформированы контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ). КГ составили студенты, которые занимались физической культурой только 3 академических часа в неделю, в рамках образовательной программы среднего профессионального образования. ЭГ составили студенты, которые дополнительно два раза в неделю, в размере двух академических часов, посещают секционные занятия по разработанной нами программе, включающей различные средства «Crossfit». Разработанная нами программа включала следующие виды тренировочных занятий: «As Many Reps/Rounds As Possible», «Every Min of the Min», «Rounds», «Chipper», «Tabata».

Для диагностики показателей физической подготовленности использовался метод контрольных упражнений (тестов). Использовались следующие надежные и информативные тесты: сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 сек (кол-во раз), сгибание и разгибание рук в висе на перекладине (кол-во раз), прыжки через скакалку за 1 мин (кол-во раз), прыжок в длину с места (см), метание спортивного снаряда весом 700 г (м), подъем туловища из положения лежа на спине за 1 мин (кол-во раз), бег 60 м (с), 6-минутный бег (м). Для обследования показателей физического развития, а именно роста, массы тела, индекса массы тела (ИМТ), процента жира в организме, использовался аппаратный метод исследования «InBody I-zone», включающий в себя анализатор тела «InBody 370», ростомер «InBody BSM370». В последствии все полученные результаты исследования были проанализированы на платформе «IBM SPSS Statistics 26».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале эксперимента тестирование физической подготовленности было проведено в контрольной и экспериментальной группе. Результаты предварительного тестирования, приведенные ниже, свидетельствуют об отсутствии достоверных различий по всем средним показателям, характеризирующим физическую подготовленность студентов. Однако, по результатам итогового тестирования нами были обнаружены достоверные изме-

нения всех показателей в ЭГ. В КГ достоверных изменений не было обнаружено (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика показателей физической подготовленности в контрольной и экспе-

Показатели КГ (п = 18) ЭГ (п = 18)

октябрь июнь октябрь июнь

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 сек (кол-во раз) 15,8±2,3 16,1±3,1 15,6±2,1 24,2±2,5

Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине (кол-во раз) 6,1±1,5 5,9±1,7 6,2±1,7 11,8±2,1

Прыжки через скакалку за 1 мин (кол-во раз) 117,6±6,8 116,5±5,9 115,2±8,7 140,8±6,2

Прыжок в длину с места (см) 193,3±15,1 194,6±14,5 190,8±14,7 212,4±12,9

Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) 26,8±3,6 26,3±5,3 27,2±4,8 34,5±5,6

Подъем туловища из положения лежа на спине за 1 мин (кол-во раз) 35,9±3,1 37,1±3,9 36,2±4,2 49,1±3,8

бег 60 м (с) 9,5±0,2 9,4±0,3 9,6±0,2 8,4±0,2

6-минутный бег (м) 1066±50 1081±42 1072±46 1353±48

Примечание: подчеркнуты достоверно изменившиеся внутригрупповые показатели.

Анализируя результаты тестирования физической подготовленности (таблица 1) можно сказать, что за 9 месяцев эксперимента в ЭГ произошли достоверные приросты показателей во всех восьми тестах. А именно: сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 сек (55,1%), сгибание и разгибание рук в висе на перекладине (27,1%), прыжки через скакалку за 1 мин (22,2%), прыжок в длину с места (11,3%), метание спортивного снаряда весом 700 г (26,8%), подъем туловища из положения лежа на спине за 1 мин (35,6%), бег 60 м (12,5%), 6-минутный бег (26,2%). В контрольной группе не было зафиксировано достоверных изменений. Также в начале и в конце эксперимента мы диагностировали показатели физического развития в КГ и ЭГ. Результаты исследования приведены ниже (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика показателей физического развития в контрольной и в экспериментальной группе_

Группа Рост (см) Масса тела (кг) ИМТ (кг/м2) Жир (%)

до после до после до после до после

КГ 172±2,1 173±2,3 73,6±2,1 74,9±2,5 24,7 25,0 22,1 24,2

ЭГ 173±2,7 173±2,6 72,7±2,1 70,8±2,2 24,3 23,7 22,4 16,9

Анализируя показатели физического развития, можно отметить, что показатель ИМТ в ЭГ снизился на 2,5%, а в КГ наоборот увеличился на 1,3%. А показатель процентного содержания жира в организме в ЭГ снизился на 5,5%, а в КГ показатель содержания жира в организме увеличился на 2,1% (таблица 2).

ВЫВОДЫ

Изучив и проанализировав научно-методическую литературу по проблеме исследования, можно отметить, что «Сгозбй!» вызывает большой интерес юношей, также данная тренировочная система выступает одним из мотивирующих факторов к занятиям физической культурой и спортом у студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Разработанная и внедренная нами программа, включающая средства «СгоббШ», направленная на улучшение показателей физической подготовленности и физического развития доказала свою эффективность и способствовала улучшению показателей, занимающихся экспериментальной группы. Это проверено с помощью контрольных показателей, тестов, и математико-статистическим анализом, а именно достоверными различиями показателей физического состояния студентов в начале и в конце эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Особенности заболеваемости и физического развития подростков 15-17 лет с различными темпами полового созревания / Е.А. Воробьева, О.Ю. Кочерова, Л.А. Пыхтина, О.М. Филь-

кина, Т.Г. Шанина // Вестник новых медицинских технологий. - 2007. - № 2. - С. 54-56.

2. Кучма, В.Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации : учебное пособие / В.Р. Кучма. - Москва : Литтерра, 2019. - 176 c.

3. Попов, А.П. Кроссфит как инновационная физкультурно-оздоровительная технология / А.П. Попов, Е.Ю. Резниченко // Наука-2020. - 2018. - № 6. - С. 45-48.

4. Столов, Ив.И. Формирование силовых показателей у школьников 13-15 лет в системе дополнительного образования учебных заведений / Ив.И. Столов, Л.А. Кекова // Шаг в науку : материалы II научно-практической конференции института естествознания и спортивных технологий. - Москва, 2018. - С. 126-130.

5. Состояние здоровья современных (обзор литературы) / Е.П. Тимофеева, Т.В. Карцева, Т.И. Рябиченко, Г.А. Скосырева // Медицина и образование в Сибири. - 2016. - № 4. - С. 5.

6. Хомяков, К.Г. Роль кроссфита в оптимизации развития физических качеств молодежи / К.Г. Хомяков // Инновационная наука. - 2016. - № 12. - С. 117-118.

7. Чесно, А.В. Клубная форма организации занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях / А.В. Чесно // Студенческий спорт: состояние и перспективы развития : материалы II региональной научно-практической конференции. - Сургут, 2019. - С. 68-71.

8. Чесно, А.В. Технология оценки физической подготовленности студентов / А.В. Чесно // Современные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : материалы ХУШ международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2019. - С. 83-87.

REFERENCES

1. Vorobyova, E.A., Kocherova, O.Yu., Pykhtina, L.A., Filkina, O.M. and Shanina, T.G. (2007), "Features of disease and physical development of teenagers of 15-17 years with various puberty's rates", Journal of new medical technologies, No. 2, pp. 54-56.

2. Kuchma, V.R. (2019), Physical development of children and adolescents of the Russian Federation. Textbook, Litterra, Moscow.

3. Popov, A.P. and Reznichenko, E.Yu. (2016), "Crossfit as innovative physical education-improving technology", Science-2020, No. 6, pp. 45-48.

4. Stolov, Iv.I. and Kekova, L.A. (2018), "Formation of power indicators for students aged 13-15 in the system of additional education of educational institutions", II Scientific and Practical Conference Institute of natural science and sports technologies "Step into science", Moscow, pp. 126-130.

5. Timofeeva, E.P., Kartseva, T.V., Riabichenko, T.I. and Skosyreva, G.A. (2016), "Current health trends in contemporary adolescents", Journal of Siberian Medical Sciences, No. 4, pp. 5.

6. Khomiakov, K.G. (2016) "The role of crossfit in optimizing the development of physical qualities of young people", Innovative science, No. 12, pp. 117-118.

7. Chesno, A.V. (2019), "Club form of organization of physical culture classes and sports in educational institutions", II Regional Scientific and Practical Conference "Student sports: state and prospects of development", Surgut, pp. 68-71.

8. Chesno, A.V. (2019), "Technology for evaluation of physical fitness of students", ХУШ International Scientific and Practical Conference "Modern problems of physical education, sports training, health and adaptive physical culture", Nizhny Novgorod, pp. 83-87.

Контактная информация: andrey.chesno@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2020

УДК 796.011.3

ФИТНЕС-КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Марина Геннадьевна Шаргина, кандидат биологических наук, доцент, Марина Николаевна Артамонова, старший преподаватель, Тамара Сергеевна Кланюк, старший преподаватель, Тюменский индустриальный университет

Аннотация

В статье поставлена цель - определить роль фитнес-культуры в социализации общества, а именно, ее воздействие на студенческую молодежь. Выявлены функции физической культуры, ока-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.