Научная статья на тему 'Развитие силовых способностей студенток средствами фитнеса в системе дополнительного образования'

Развитие силовых способностей студенток средствами фитнеса в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИТНЕС / STUDENTS / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / POWER ABILITIES / GENERAL PHYSICAL TRAINING / FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кекова Любовь Александровна, Столов Игорь Иванович, Столов Иван Игоревич, Чесно Андрей Витальевич, Ватраль Ольга Павловна

В статье рассматривается эффективность целенаправленного развития силовых способностей студенток при занятиях в секции общей физической подготовки средствами фитнеса, обучающихся по программам среднего профессионального образования. В качестве средств развития силовых способностей предлагается включить в тренировочные занятия 2 раза в неделю в течение 6 месяцев упражнения, отягощенные весом собственного тела (статические и динамические), упражнения с весом внешних предметов и упражнения со специальным фитнес-инвентарем и оборудованием (петли TRX, степ-платформа, полусфера «BOSU», фитбол, многофункциональная рама) c использованием метода круговой тренировки. Цель исследования экспериментально определить эффективность разработанной методики развития силовых способностей. В исследовании принимало участие 70 студенток (n = 70), разделенных на две группы. Первая группа занималась в секции по общей физической подготовке 2 раза в неделю с применением традиционных средств развития силовых способностей. Вторая группа занималась по специально разработанной методике с использованием нетрадиционных средств фитнеса для развития силовых способностей. По результатам исследования определен положительный эффект, выражающийся в достоверно более высоком приросте результатов в контрольных тестах по оценке силовых способностей в экспериментальной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кекова Любовь Александровна, Столов Игорь Иванович, Столов Иван Игоревич, Чесно Андрей Витальевич, Ватраль Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of power abilities at students by means of fitness in the system of additional education

The article considers the effectiveness of purposeful development of power abilities of students in classes of the general physical training by means of fitness, who are enrolled in programs of the secondary vocational education. As a means of developing strength abilities, it is proposed to include in training sessions the exercises burdened with the weight of own body 2 times a week for 6 months (static and dynamic), exercises with the weight of external objects and exercises with special fitness equipment and equipment (TRX loops, step platform, BOSU, fitball, multi-functional power frame) under the method of circular training. The purpose of the study is to experimentally determine the effectiveness of the developed method of developing power abilities. The study involved 70 female students (n = 70) divided into two groups. The first group was engaged in the general physical training sessions 2 times a week using traditional means of developing strength abilities. The second group was engaged in a specially developed method using non-traditional means of fitness for the development of strength abilities. According to the results of the study, a positive effect was determined, which is expressed in a significantly higher increase in results in control tests for evaluating power abilities in the experimental group.

Текст научной работы на тему «Развитие силовых способностей студенток средствами фитнеса в системе дополнительного образования»

педагогики в развитии общества : сборник статей Международной научно-практической конференции (11 февраля 2015 г, г. Уфа). - Уфа : Аэтерна, 2015. - С. 62-67.

6. Романова, И.Г. Функциональные пробы в физиологии человека : учебно-методическое пособие / Н.Г. Романова. - Тамбов : [б. и.], 2003. - 66 с.

7. Park W, Y. Handbook of Milk of Non-Bovine Mammals / Young Park W. - Newark, DE : John Wiley and Sons Limited, 2006. - 183 p.

REFERENCES

1. Boyko, V.P. (1954), Questions of medical control over physical education, Medgiz, Moscow.

2. Vodovatov, F.F. (1991), "Automation of measurements of weighting indicators and functional tests in determining the assessment of physical fitness of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 5. pp. 49-51.

3. Gurkin, V.A. and Dokuchaeva, G.N. (2004), The health of the heart and blood vessels: a selection of dietary supplements according to blood group, Neva, SP. Petersburg.

4. Dokuchaeva, G.N. (2006), The health of women and men, NC Enas, Moscow.

5. Karelina, N.N. and Shelegin, I.V. (2015), "Assessment of the quality of development of the program for physical education of higher professional education", The role ofpsychology and pedagogy in the development of society: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Aeterna, Ufa, pp. 62-67.

6. Romanova, I.G. (2003), Functional tests in human physiology, manual, Tambov.

7. Young W. Park and George F.W. Haenlein. (2006), Handbook ofMilk of Non-Bovine Mammals, John Wiley and Sons Limited, Newark, DE, USA.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.02.2020

УДК 796.012.11

РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Любовь Александровна Кекова, преподаватель, Игорь Иванович Столов, кандидат педагогических наук, доцент, Иван Игоревич Столов, ассистент, Андрей Витальевич Чесно, преподаватель, Ольга Павловна Ватраль, преподаватель, Московский городской

педагогический университет

Аннотация

В статье рассматривается эффективность целенаправленного развития силовых способностей студенток при занятиях в секции общей физической подготовки средствами фитнеса, обучающихся по программам среднего профессионального образования. В качестве средств развития силовых способностей предлагается включить в тренировочные занятия 2 раза в неделю в течение 6 месяцев упражнения, отягощенные весом собственного тела (статические и динамические), упражнения с весом внешних предметов и упражнения со специальным фитнес-инвентарем и оборудованием (петли TRX, степ-платформа, полусфера «BOSU», фитбол, многофункциональная рама) c использованием метода круговой тренировки. Цель исследования - экспериментально определить эффективность разработанной методики развития силовых способностей. В исследовании принимало участие 70 студенток (n = 70), разделенных на две группы. Первая группа занималась в секции по общей физической подготовке 2 раза в неделю с применением традиционных средств развития силовых способностей. Вторая группа занималась по специально разработанной методике с использованием нетрадиционных средств фитнеса для развития силовых способностей. По результатам исследования определен положительный эффект, выражающийся в достоверно более высоком приросте результатов в контрольных тестах по оценке силовых способностей в экспериментальной группе.

Ключевые слова: студенты, среднее профессиональное образование, силовые способности, общая физическая подготовка, фитнес.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p148-152

DEVELOPMENT OF POWER ABILITIES AT STUDENTS BY MEANS OF FITNESS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Liubov Aleksandrovna Kekova, the teacher, Igor Ivanovich Stolov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Ivan Igorevich Stolov, the assistant, Andrey Vitalyevich Chesno,

the teacher, Olga Pavlovna Vatral, the lecturer, Moscow City University

Abstract

The article considers the effectiveness of purposeful development of power abilities of students in classes of the general physical training by means of fitness, who are enrolled in programs of the secondary vocational education. As a means of developing strength abilities, it is proposed to include in training sessions the exercises burdened with the weight of own body 2 times a week for 6 months (static and dynamic), exercises with the weight of external objects and exercises with special fitness equipment and equipment (TRX loops, step platform, BOSU, fitball, multi-functional power frame) under the method of circular training. The purpose of the study is to experimentally determine the effectiveness of the developed method of developing power abilities. The study involved 70 female students (n = 70) divided into two groups. The first group was engaged in the general physical training sessions 2 times a week using traditional means of developing strength abilities. The second group was engaged in a specially developed method using non-traditional means of fitness for the development of strength abilities. According to the results of the study, a positive effect was determined, which is expressed in a significantly higher increase in results in control tests for evaluating power abilities in the experimental group.

Keywords: students, secondary professional education, power abilities, general physical training,

fitness.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в теории и практике физического воспитания наиболее остро стоит проблема совершенствования физической подготовленности обучающихся [2, 4]. Данная проблема выходит на первые места в системе физического воспитания студентов это связано с тем, что в процессе приобретения профессии испытываются значительные эмоциональные, интеллектуальные, стрессовые и прочие нагрузки [1, 8]. Дефицит двигательной активности особенно негативно сказывается на состоянии здоровья девушек. Поэтому необходимо особо тщательно уделять внимание комплексному физическому развитию, в том числе силовой подготовленности студенток.

Больше количество научно-методических рекомендаций по оптимизации процесса физического воспитания в системе среднего профессионального образования направлены на изучение функциональных изменений, происходящих в организме при использовании нетрадиционных форм проведения учебных занятий [3, 9]. Но развитию силовых способностей как одному из наиболее существенных элементов двигательной подготовки в процессе физического воспитания уделяется недостаточно внимания.

Силовые способности являются качественной стороной двигательной деятельности, которая отражает уровень физической подготовленности [5, 7]. При их целенаправленном развитии решается ряд задач физического, эстетического, интеллектуального совершенствования человека.

По данным научных исследований [7, 8] развитие силовых способностей, при учете физиологических особенностей женского организма, способствует улучшению общего состояния физического и психического здоровья, увеличению мышечной массы, развитию специальной выносливости укреплению мышечного каркаса, суставов и связок, развитию силы отдельных групп мышц, а также улучшению композиции телосложения.

Государственные программы по физическому воспитанию в рамках среднего профессионального образования предусматривают разностороннюю физическую подготовку и достижение оптимального уровня комплексного развития двигательных качеств. Но объем силовой нагрузки на занятиях ограничен, в связи с вариативными разделами

программы. К тому же на дисциплину «физическая культура» выделяется одно занятие в неделю в размере двух академических часов. По нашему мнению, данное количество часов не обеспечивает достаточную физическую нагрузку для развития силовых способностей, в связи с этим наше исследование направленно на изучение развития силовых способностей в рамках секционных занятий.

Следовательно, актуальным является поиск оптимальных и современных физкультурно-оздоровительных методик силовой направленности, в рамках дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта в образовательном учреждении.

В наших предыдущих работах частично изучались указанные проблемы [1, 2, 6, 7], однако влияние отдельных новейших оздоровительных технологий на развитие силовых способностей студенток и количественные результаты эффективности их использования в образовательных учреждениях не исследовались. Поэтому в данной работе делается попытка осуществления оценки влияния средств фитнеса на развитие силовых способностей девушек в условиях дополнительного образования.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился с января 2019 по июнь 2019 года на базе ГАОУ ВО МГПУ «Институт среднего профессионального образования имени К. Д. Ушин-ского». В нем приняли участие 70 девушек без специальной физической подготовки в возрасте от 16 до 18 лет.

Для оценки влияния секционных занятий на физическое развитие и физическую подготовленность были сформированы контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ).

КГ составили студентки, которые занимались в секции по общей физической подготовке с применением традиционных средств физического воспитания. ЭГ группу составили студентки, которые занимались в секции по общей физической подготовке по специально разработанной нами методике развития силовых способностей с применением нетрадиционных средств фитнеса. В качестве средств развития силовых способностей в экспериментальной группе предлагалось включить в тренировочные занятия 2 раза в неделю в течение 6 месяцев упражнения, отягощенные весом собственного тела (статические и динамические), упражнения с весом внешних предметов и упражнения со специальным фитнес-инвентарем и оборудованием (петли TRX, степ-платформа, полусфера «BOSU», фитбол, многофункциональная силовая рама) с использованием метода круговой тренировки.

В начале и по окончанию исследования для определения уровня развития силовых способностей в экспериментальной и контрольной группах было проведено контрольное тестирование. Для оценки силовых способностей нами были подобраны следующие информативные и надежные тесты: сгибание и разгибание рук в упоре на гимнастической скамейке (количество раз), прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см), прыжки со скакалкой (количество раз за 1 минуту), подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз), поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту), вис на перекладине (максимальный результат в секундах).

Все полученные результаты тестирования, которые проводились в начале и в конце эксперимента были проанализированы на платформе IBM SPSS Statistics 26.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На начальном этапе педагогического эксперимента для получения достоверных данных об эффективности нашей методики, было проведено входное тестирование силовых способностей студенток. Оно состояло из тестов, определяющих уровень развития силовых способностей (собственно силовых и их соединения с другими физическими

способностями). При сравнении двух групп было определено, что достоверности различий в развитие силовых способностей не обнаружено.

По окончанию исследования в конце учебного года было проведено итоговое тестирование контрольной и экспериментальных группы для определения уровня развития собственно силовых способностей и их соединения с другими физическими способностями, обучающихся по программа среднего профессионального образования. Для тестирования использовались те же контрольные показатели тесты, что и при входном тестировании для того, чтобы определить уровень достоверности изменений, и эффективность подобранной нами методики.

Таблица 1 - Динамика показателей физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах___

Контрольные тесты КГ (n = 35) ЭГ (n = 35)

январь июнь январь июнь

Прыжки со скакалкой (кол-во раз за 1 мин) 115±3,2 113,3±0,6 113,6±2,2 126,4±8,4

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз) 11±0,5 12,1± 1,21 12,0± 0,5 13,8±2,56

Сгибание и разгибание рук в упоре на гимнастическую скамейку (кол-во раз) 11,5±0,6 12,4±0,8 11,0±0,6 14,5±3,2

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин) 30,2±0,9 30,7±0,2 32±0,8 33,4±1,6

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 171,7±5,3 172,8±1,1 167,7±5,2 174,5±9,6

Вис на перекладине (макс. результат в сек.) 46,7±1,2 45,1±0,9 49,8±1,5 56,2±4,65

Примечание: подчеркнуты достоверно изменившиеся внутригрупповые показатели.

Анализируя результаты тестирования силовых способностей занимающихся (таблица 1) можно сказать о том, что за шесть месяцев в экспериментальной группе произошли достоверные приросты показателей в пяти тестах из шести, а именно в: прыжках со скакалкой (11,2%), сгибание и разгибание рук в упоре на гимнастической скамейке (24,4%), прыжок в длину с места толчком двумя ногами (11,2%), подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (13,1%), вис на перекладине (12%). В контрольной группе таких изменений не наблюдалось. Более того, стоит отметить, что по таким тестам как: прыжки со скакалкой, вис на перекладине произошло снижение показателей.

ВЫВОДЫ

Таким образом, педагогический эксперимент показал эффективность предложенной методики целенаправленного развития силовых способностей средствами фитнеса в системе дополнительного образования. Результаты тестирования уровня силовой подготовленности в экспериментальной группе по предложенной нами методике оказались достаточно высокими. Использование в секционной деятельности различных направлений силового фитнеса, дает значительный прирост в развитии силовых способностей девушек (p <0,05). Средние результаты в экспериментальной группе выросли от 11,2 до 24,4%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кекова, Л. А. Использование фитнес-технологий в педагогическом колледже / Л. А. Кекова // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы IX всероссийской научно-практической конференции. - Москва, 2019. - С. 94-96.

2. Кекова, Л.А. Развитие скоростно-силовых качеств у юношей 15-17 лет с использованием системы кроссфит / Л.А. Кекова // Шаг в науку : материалы научно-практической конференции института физической культуры и спорта. - Москва, 2017. - С. 80-84.

3. Кужелева, М.С. Развитие мышц-стабилизаторов у девушек 18-25 лет, занимающихся силовым фитнесом / М.С. Кужелева, О.В. Ильичева, Я.В. Сираковская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 163-167.

4. Палаткин, И.В. Организационные аспекты физкультурно-оздоровительной работы со студентами вуза / И.В. Палаткин, А.Р. Иделевич, Н.А. Шмырева // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2016. - № 4. - С. 3.

5. Столов, И.И. Диалектика техники физических упражнений / И.И. Столов, Ив. И. Столов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : материалы XXVII международной научно-практической конференции. - Коломна, 2018. - С. 517-524.

6. Столов, И.И. К вопросу воспитания быстроты юных спортсменов / И.И. Столов, Ив. И. Столов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : материалы XXIX международной научно-практической конференции. - Коломна, 2019. - С. 307-310.

7. Столов, Ив. И. Формирование силовых показателей у школьников 13-15 лет в системе дополнительного образования учебных заведений / Ив. И. Столов, Л. А. Кекова // Шаг в науку : материалы II научно-практической конференции института естествознания и спортивных технологий. -Москва, 2018. - С. 126-130.

8. Чесно, А.В. Клубная форма организации занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях / А.В. Чесно // Студенческий спорт: состояние и перспективы развития : материалы II региональной научно-практической конференции. - Сургут, 2019. - С. 68-71.

9. Чесно, А.В. Технология оценки физической подготовленности студентов / А.В. Чесно // Современные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : материалы ХУШ международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2019. - С. 83-87.

REFERENCES

1. Kekova, L.A. (2019), "Application fitness technologies in a teacher training College ", IXRussian scientific and practical conference "Innovative technologies in sports and physical education of the younger generation", Moscow, pp. 94-96.

2. Kekova, L.A. (2017), "Development of speed and power skills in young men aged 15-17 using the crossfit system", Scientific and Practical Conference Institute of physical education and sports "Step into science", Moscow, pp. 80-84.

3. Kuzheleva, M.S. (2018), "Development of muscles-stabilizers of girls aged 18-25 years doing power fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), pp. 163-167.

4. Palatkin, I.V., Idelevich A.R. and Shmyreva N.A. (2016), "Organizational aspects of health and fitness work with students of higher education institution", Journal of Siberian Medical Sciences, Vol. 4, pp. 3.

5. Stolov, I.I. and Stolov, Iv. I. (2018), "Dialectics of exercise techniques", XXVII International scientific and practical conference "People, health, physical education and sports in a changing world", Kolomna, pp. 517-524.

6. Stolov, I.I. and Stolov, Iv.I. (2019), "On the issue of educating the speed of young athletes", XXIX International scientific and practical conference "People, health, physical education and sports in a changing world", Kolomna, pp. 307-310.

7. Stolov, Iv.I. and Kekova, L.A. (2018), "Formation of power indicators for students aged 13-15 in the system of additional education of educational institutions", II Scientific and Practical Conference Institute of natural science and sports technologies "Step into science", Moscow, pp. 126-130.

8. Chesno, A.V. (2019), "Club form of organization of physical culture classes and sports in educational institutions", II Regional Scientific and Practical Conference "Student sports: state and prospects of development", Surgut, pp. 68-71.

9. Chesno, A.V. (2019), "Technology for evaluation of physical fitness of students", ХVIII International Scientific and Practical Conference "Modern problems of physical education, sports training, health and adaptive physical culture", Nizhny Novgorod, pp. 83-87.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.02.2020

УДК 797.21

ДИАГНОСТИКО-МОДЕЛИРУЮЩИЙ ПРИНЦИП КАК УСЛОВИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В ПЛАВАНИИ ДЛЯ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НА ПРИМЕРЕ СПОРТСМЕНОВ КЛАССА S-7) Евгения Александровна Киселева, научный сотрудник, Александра Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.