кина, Т.Г. Шанина // Вестник новых медицинских технологий. - 2007. - № 2. - С. 54-56.
2. Кучма, В.Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации : учебное пособие / В.Р. Кучма. - Москва : Литтерра, 2019. - 176 с.
3. Попов, А.П. Кроссфит как инновационная физкультурно-оздоровительная технология / А.П. Попов, Е.Ю. Резниченко // Наука-2020. - 2018. - № 6. - С. 45-48.
4. Столов, Ив.И. Формирование силовых показателей у школьников 13-15 лет в системе дополнительного образования учебных заведений / Ив.И. Столов, Л.А. Кекова // Шаг в науку : материалы II научно-практической конференции института естествознания и спортивных технологий. - Москва, 2018. - С. 126-130.
5. Состояние здоровья современных (обзор литературы) / Е.П. Тимофеева, Т.В. Карцева, Т.И. Рябиченко, Г.А. Скосырева // Медицина и образование в Сибири. - 2016. - № 4. - С. 5.
6. Хомяков, К.Г. Роль кроссфита в оптимизации развития физических качеств молодежи / К.Г. Хомяков // Инновационная наука. - 2016. - № 12. - С. 117-118.
7. Чесно, А.В. Клубная форма организации занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях / А.В. Чесно // Студенческий спорт: состояние и перспективы развития : материалы II региональной научно-практической конференции. - Сургут, 2019. - С. 68-71.
8. Чесно, А.В. Технология оценки физической подготовленности студентов / А.В. Чесно // Современные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : материалы ХУШ международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2019. - С. 83-87.
REFERENCES
1. Vorobyova, E.A., Kocherova, O.Yu., Pykhtina, L.A., Filkina, O.M. and Shanina, T.G. (2007), "Features of disease and physical development of teenagers of 15-17 years with various puberty's rates", Journal of new medical technologies, No. 2, pp. 54-56.
2. Kuchma, V.R. (2019), Physical development of children and adolescents of the Russian Federation. Textbook, Litterra, Moscow.
3. Popov, A.P. and Reznichenko, E.Yu. (2016), "Crossfit as innovative physical education-improving technology", Science-2020, No. 6, pp. 45-48.
4. Stolov, Iv.I. and Kekova, L.A. (2018), "Formation of power indicators for students aged 13-15 in the system of additional education of educational institutions", II Scientific and Practical Conference Institute of natural science and sports technologies "Step into science", Moscow, pp. 126-130.
5. Timofeeva, E.P., Kartseva, T.V., Riabichenko, T.I. and Skosyreva, G.A. (2016), "Current health trends in contemporary adolescents", Journal of Siberian Medical Sciences, No. 4, pp. 5.
6. Khomiakov, K.G. (2016) "The role of crossfit in optimizing the development of physical qualities of young people", Innovative science, No. 12, pp. 117-118.
7. Chesno, A.V. (2019), "Club form of organization of physical culture classes and sports in educational institutions", II Regional Scientific and Practical Conference "Student sports: state and prospects of development", Surgut, pp. 68-71.
8. Chesno, A.V. (2019), "Technology for evaluation of physical fitness of students", ХУШ International Scientific and Practical Conference "Modern problems of physical education, sports training, health and adaptive physical culture", Nizhny Novgorod, pp. 83-87.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.03.2020
УДК 796.011.3
ФИТНЕС-КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Марина Геннадьевна Шаргина, кандидат биологических наук, доцент, Марина Николаевна Артамонова, старший преподаватель, Тамара Сергеевна Кланюк, старший преподаватель, Тюменский индустриальный университет
Аннотация
В статье поставлена цель - определить роль фитнес-культуры в социализации общества, а именно, ее воздействие на студенческую молодежь. Выявлены функции физической культуры, ока-
зывающие существенное воздействие на студента и благоприятствующие его дальнейшей социализации и интеграции в обществе. Установлена значимость физической культуры в удовлетворении потребности студентов в физической активности и создании условий для оптимального студенческого досуга, реализации их адаптации к изменяющимся жизненным условиям и в рациональном использовании свободного времени, помощи в подготовке студентов к общественной жизни и объединению студентов в группы для совместной деятельности.
Ключевые слова: фитнес-культура, социализация, здоровый дух, тренировка, способности, здоровье, студент.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p481-484
FITNESS CULTURE AS A TOOL FOR STUDENTS' SOCIALIZATION
Marina Gennadyevna Shargina, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Marina Nikolaevna Artamonova, the senior teacher, Tamara Sergeevna Clanyuk, the senior teacher,
Tyumen Industrial University
Abstract
The article aims to determine the role of fitness culture in socialization of society, namely, its impact on students. The functions of physical culture that have a significant impact on the student and favor their further socialization and integration in society are identified. The importance of physical culture in meeting the needs of students for physical activity and creating conditions for optimal student leisure, implementing their adaptation to changing living conditions and rational use of free time, helping to prepare students for social life and uniting students in groups for joint activities is established.
Keywords: fitness culture, socialization, healthy spirit, training, abilities, health, student.
Фитнес-культура - это явление социокультурное. Ее основу составляют социальные потребности людей. Главное место в социализации любого человека занимает стремление к реализации своих потребностей. Это стремление осуществимо через деятельность. Человек, используя фитнес-тренировки, осуществляет свое дальнейшее развитие в области физической культуры. Если у него не все получается гладко, то появляется потребность в дальнейшем продвижении и самосовершенствовании. Это вызывает чувство удовлетворенности, так необходимое человеку [5].
Социальная жизнь людей развивает общественные потребности. Поэтому, целью физической культуры является, прежде всего, желание общества воспитать студентов, здоровых душой и телом, развитие гармоничной личности и здоровый образ жизни студенческой молодежи. Физическая культура, являясь неотъемлемой частью социума, имеет и свои социально-экономические факторы [3]. Она воздействует на экономическую сферу жизни общества - на физические качества будущей рабочей силы в лице студенческой молодежи.
Занятия фитнесом действуют на студентов разносторонне и многообразно. В основе всех занятий лежит предметная основа. Ее образует специально организованная двигательная деятельность, цель которой состоит в развитии физических способностей студентов, усваивании важных физических движений, повышении работоспособности и поддержании здоровья.
Физические тренировки обусловливают генетические способности, присущие каждому человеку. Но они и совершенствуются, благодаря воспитанию, взаимодействию и условиям окружающего мира. Если их использовать правильно, то происходит благотворное воздействие на все органы человека [1]. Помимо этого, они создают условия для развития всех физических факторов, таких как сила, выносливость, быстрота и ловкость, помогают восстановлению при ослаблении организма вследствие травм.
Повышение физической активности в результате систематических занятий, является одним из важнейших факторов, служащих для повышения умственной активности и восстановления работоспособности студентов после проделанной, во время занятий, ра-
боты. Это связано с развитием общей выносливости и, как следствие, улучшение самочувствия и укрепление здоровья.
Таким образом, фитнес-культура влияет на улучшение физической формы студентов, восстановление после умственной работы, помогает адаптироваться к нагрузке и гармонизирует интеллект студента. Недаром говорят - «в здоровом теле - здоровый дух». В этом изречении наглядно прослеживается связь духовного и физического состояния человека. Эта связь говорит о том, что фитнес-культура является неотъемлемой частью социализации студента в окружающем его мире и пространстве [2].
Фитнес-культура стимулирует студентов к объединению в группы в зависимости от интересов и совместной деятельности. Это могут быть, например, силовые или кар-дио- направления. Она способствует укреплению опыта подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, но, кроме этого, помогает ему повысить свой моральный и нравственный уровень развития [4]. Фитнес-культура, так же, является неотъемлемой частью студенческого досуга, дает ощущение радостного подъема, освобождает от умственной усталости, гармонизирует психическое состояние. Помимо этого, благодаря фитнес-культуре, студент начинает более грамотно распоряжаться свободным временем и более рационально распределять рабочее время.
Можно сказать, что фитнес-культура как инструмент социального воздействия на студентов, выполняет следующие функции:
1. Создание условий для занятий физической культурой;
2. Удовлетворение потребностей студентов в физической активности;
3. Организация студенческого досуга, как для снижения умственного напряжения, так и для профилактики укрепления организма;
4. Подготовка студентов к социальному взаимодействию в обществе;
5. Формирование духовности и моральных устоев личности студента.
Результат в достижении этих функций зависит не только от созданных условий, но
и от социальной позиции процесса воспитания. А это уже реализуется при участии и воздействии педагогов [1]. Таким образом, понятно, что фитнес-культура во всех областях социализации студента проявляет свое оздоровительное, воспитательной и духовное воздействие.
Фитнес-культура, являясь инструментом социализации, внедряется во все составляющие физической культуры. Ее средствами являются физические упражнения и систематические тренировки при наличии благоприятных условий. С другой стороны, фитнес-культура пронизывает и повседневную жизнь студента как атрибут активного отдыха. Из вышесказанного можно сделать выводы, что фитнес-культура:
1. Способствует подготовке студентов к общественной жизни;
2. Реализует потребность подрастающего поколения в социализации и интеграции;
3. Способствует объединению студентов в группы для совместной деятельности;
4. Реализует их адаптацию к изменяющимся жизненным условиям и к рациональному использованию свободного времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каменская, В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебник для вузов / В.Г. Каменская, И. Е. Мельникова. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 264 с.
2. Рогожин, М.Ф. Фитнес, идеальное здоровье / М.Ф. Рогожин. - Москва : РИПОЛ классик, 1999. - 340 с.
3. Стекачева, О.П. Всё о фитнесе / О.П. Стрекачев. - Москва : Столица-принт, 2003. - 240 с.
4. Солодков, А.С. Физиология человека : учебник / А.С. Солодков. Е.Б. Сологуб. - Москва : Советский спорт, 2012. - 618 с.
5. Сметанкин, А. А. Адаптивный уровень / А. А. Сметанкин. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 160 с.
REFERENCES
1. Kamenskaya, V. and Melnikova, I., (2013), Age-related anatomy, physiology and hygiene: textbook for universities, Peter, St Petersburg.
2. Rogozhin, M. (1999), Fitness, ideal health, RIPOLL classic, Moscow.
3. Stekacheva, O. (2003), All about fitness, Stolitsa-print, Moscow.
4. Solodkov, A. and Sologub E., (2012), Human Physiology: textbook, Soviet sport, Moscow.
5. Smetankin, A. (2004), Adaptive level, Peter, St Petersburg. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.03.2020
УДК 796.422.12
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА БЕГУНИЙ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДАХ
Дмитрий Александрович Шатунов, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Владиславович Мостяков, преподаватель, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань; Раиль Хадиярович Бекмансуров, старший преподаватель, Елабужский институт Казанского федерального университета
Аннотация
Проведен анализ показателей компонентного состава тела бегуний на короткие дистанции. Выявлены показатели жировой и мышечной массы тела, показатели соответствующих компонентов отдельных частей тела в подготовительном и соревновательном периоде, отслежены изменения компонентного состава тела за время подготовки к основным соревнованиям. Основным методом исследования является изучение показателей компонентного состава тела бегуний на короткие дистанции при помощи весов-анализаторов состава тела - Танита МС-780МА. В исследовании приняли участие квалифицированные бегуньи на короткие дистанции. Выявлены изменения показателей жировой и мышечной массы тела, что говорит о наличии адаптационных реакций на тренировочные нагрузки. В выводах приводятся некоторые рекомендации по коррекции физической подготовки бегуний на короткие дистанции.
Ключевые слова: адаптация к физическим нагрузкам, компонентный состав тела, бег на короткие дистанции, легкоатлеты, коррекция физической подготовки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p484-487
COMPARATIVE ANALYSIS OF BODY COMPOSITION COMPONENTS OF FEMALE RUNNERS FOR SHORT DISTANCE IN THE PREPARATORY AND
COMPETITIVE PERIODS
Dmitry Alexandrovich Shatunov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Vladislavovich Mostyakov, the teacher, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan; Rail Кhadiyarovich Bekmansurov, the senior teacher, Elabuga Institute
of Kazan Federal University
Abstract
The analysis of indicators of the component composition of the body of short-distance runners is carried out. There were revealed indicators of body fat and muscle mass, indicators of the corresponding components of individual parts of the body in the preparatory and competitive period, and tracked changes in the component composition of the body during the preparation for the main competitions. The main method of research is to study the indicators of the component composition of the body of short-distance runners using body composition scales - Tanita MS-780MA. Qualified short-distance runners took part in the study. Changes in body fat and muscle mass indicators were revealed, which indicates the presence of