Научная статья на тему 'Содержание программы занятий фитнесом в процессе физического воспитания обучающихся в гуманитарном вузе'

Содержание программы занятий фитнесом в процессе физического воспитания обучающихся в гуманитарном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА ФИТНЕС / СРЕДСТВА ФИТНЕСА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МОЛОДЕЖЬ / ACADEMIC DISCIPLINE / PHYSICAL CULTURE / FITNESS SYSTEM / FITNESS TOOLS / STUDENTS / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романенко Наталия Ивановна, Кудяшева Альбина Наильевна, Сударь Виктория Валерьевна, Кудяшев Наиль Хасанович

Пассивное отношение обучающихся вуза к практическим занятиям по физической культуре заставляет искать новые пути приобщения их к двигательной активности, предусмотренной учебными планами высшей школы. В качестве выхода из создавшейся ситуации в статье рассматривается внедрение элективного курса по физической культуре и спорту, как средства спортивно-ориентированного физического воспитания и средства развития устойчивого интереса обучающихся к учебным занятиям по физической культуре в гуманитарном вузе. Организация физического воспитания обучающихся регламентируется содержанием основной образовательной программы соответствующего направления и профиля подготовки, и, как правило, включает в себя практический, теоретический и контрольно-измерительный блоки учебных материалов. Статья посвящена разработке программы модуля «Фитнес» по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина), основанной на проведении физической и спортивной подготовки в целях приобретения положительного опыта физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романенко Наталия Ивановна, Кудяшева Альбина Наильевна, Сударь Виктория Валерьевна, Кудяшев Наиль Хасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of the fitness program in the process of physical education of students in the humanities university

The passive attitude of University students to practical classes in physical culture makes us look for new ways to introduce them into the motor activity, provided by the curriculum of higher education. As a way out of this situation, the article considers the introduction of the elective course in physical culture and sports as a means of sports-oriented physical education and a means of developing the steady interest of the students in physical culture classes at the humanitarian University. The organization of physical education of the students is regulated by the content of the main educational program of the corresponding direction and profile of training, and, as a rule, includes the practical, theoretical and control and measurement blocks of the educational materials. The article is devoted to the development of the programs of the "Fitness" module for the discipline " Physical culture and sport "(elective discipline), based on physical and sports training in order to acquire the positive experience in the physical culture and sports activities.

Текст научной работы на тему «Содержание программы занятий фитнесом в процессе физического воспитания обучающихся в гуманитарном вузе»

4. - С. 131-137.

2. Постол, О. Л. Методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств : дис. ... канд. пед. наук / Постол О. Л. - Хабаровск, 2004. - 198 с.

3. Постол, О. Л. Экспериментальное обоснование эффективности программы оздоровления студенток транспортного вуза с использованием восточных оздоровительных практик / О. Л. Постол, О.Н. Панкратова, В.С. Бабина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 361-365.

4. Щадилова, И.С. Комплексный подход к физическому воспитанию студентов на занятиях «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» / И.С. Щадилова, Г.А. Смирнова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 358-362.

REFERENCES

1. Marandykina, O.V. (2019), "Opportunities of non-traditional means of improvement of students", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 4. No. 4, pp. 131-137.

2. Postol, O.L. (2004), Methodology for the improvement of female students in higher education classes in physical education with the use of traditional and non-traditional means, dissertation, Khabarovsk.

3. Postol, O.L., Pankratova, O.N. and Babina, V.S. (2019), "Experimental substantiation of the effectiveness of the health improvement program for transport University students using Eastern health practices", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 177, No.11, pp. 361-365.

4. Shchadilova, I. S. and Smirnova G. A. (2020), "Comprehensive approach to physical education of students in the classes "Physical culture" and "Elective courses in physical culture"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 179, No. 1, pp. 358-362.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.02.2020

УДК 796.011.3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ

Наталия Ивановна Романенко, кандидат педагогических наук, доцент, Альбина Наильевна Кудяшева, кандидат педагогических наук, доцент, Виктория Валерьевна

Сударь, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Наиль Хасанович

Кудяшев, кандидат педагогических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет Набережночелнинский институт

Аннотация

Пассивное отношение обучающихся вуза к практическим занятиям по физической культуре заставляет искать новые пути приобщения их к двигательной активности, предусмотренной учебными планами высшей школы. В качестве выхода из создавшейся ситуации в статье рассматривается внедрение элективного курса по физической культуре и спорту, как средства спортивно-ориентированного физического воспитания и средства развития устойчивого интереса обучающихся к учебным занятиям по физической культуре в гуманитарном вузе. Организация физического воспитания обучающихся регламентируется содержанием основной образовательной программы соответствующего направления и профиля подготовки, и, как правило, включает в себя практический, теоретический и контрольно-измерительный блоки учебных материалов. Статья посвящена разработке программы модуля «Фитнес» по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина), основанной на проведении физической и спортивной подготовки в целях приобретения положительного опыта физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: учебная дисциплина; физическая культура: система фитнес; средства фит-неса; обучающиеся; молодежь.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p324-328

CONTENT OF THE FITNESS PROGRAM IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE HUMANITIES UNIVERSITY Natalia Ivanovna Romanenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Albina Nailyevna Kudyasheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Victoria Val-eryevna Sudar, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban state University of physical culture, sports and tourism, Krasnodar; Nail Khasanovich Kudyashev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kazan (Volga region) Federal University Naberezhnye Chelny (branch)

Abstract

The passive attitude of University students to practical classes in physical culture makes us look for new ways to introduce them into the motor activity, provided by the curriculum of higher education. As a way out of this situation, the article considers the introduction of the elective course in physical culture and sports as a means of sports-oriented physical education and a means of developing the steady interest of the students in physical culture classes at the humanitarian University. The organization of physical education of the students is regulated by the content of the main educational program of the corresponding direction and profile of training, and, as a rule, includes the practical, theoretical and control and measurement blocks of the educational materials. The article is devoted to the development of the programs of the "Fitness" module for the discipline " Physical culture and sport "(elective discipline), based on physical and sports training in order to acquire the positive experience in the physical culture and sports activities.

Keywords: academic discipline, physical culture, fitness system, fitness tools, students, youth.

ВВЕДЕНИЕ

Для современного этапа реформаторских преобразований в России характерен пересмотр ценностных ориентаций социального развития человека, который характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения, и в особенности, молодежи [2].

Актуальность проблемы совершенствования физического состояния молодежи обусловлена тем, что уровень их здоровья, заметно отстает от установленных норм современного общества. В связи с этим возникла объективная необходимость внедрения инновационных технологий в методику преподавания физической культуры в высших учебных заведениях. Задачами освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» в рамках элективного курса являются не только приобретение личного опыта в повышении физических возможностей и формирование установки на здоровый образ жизни, но и понимание социальной значимости прикладной физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В связи с повышением эффективности процесса физического воспитания в КГУФКСТ для студентов гуманитарных направлений подготовки по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина) был включен модуль «Фитнес» объемом в 2 зачетные единицы (72 часа практических занятий). Занятия проводились в фитнес-цен-тре «Фит Лайн» являющимся структурным подразделением вуза. Ведущими специалистами было разработано 4 блока практических занятий по 18 часов каждый с целью повышения уровня физической подготовленности обучающихся с использованием физкультурно-оздоровительных программ из различных направлений фитнеса: аэробного, силового, функционального и психорегулирующего. Каждое занятие проводилось в рамках одного учебного семестра согласно расписанию.

Эффективность различных направлений фитнеса заключается в комплексном воздействии на физические, психические и функциональные системы организма,

профилактику различных заболеваний. Это позволяет рассматривать фитнес как высокоэффективную систему оздоровительных занятий, направленных на улучшение физических кондиций, укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие [1, 3].

Из аэробного направления фитнеса были выбраны классическая аэробика, степ-аэробика и фитбол-аэробика, при освоении которых изучались базовые шаги аэробики, ставилась техника выполнения упражнений, согласовывались движения рук и ног. Доказано, что аэробные упражнения положительно влияют на системы дыхания и кровообращения. Увеличивается капиллярная сеть, просвет и эластичность капилляров, в результате чего снижается периферическое сопротивление кровотоку и уменьшается кровяное давление. Изменения капиллярной сети происходит не только в мышечной ткани, но и в сердечной мышце, головном мозге, печени других органах и тканях, участвующих в обеспечении мышечной работы. Повышается проницаемость стенок кровеносных сосудов для кислорода, питательных веществ, продуктов обмена. Все это создает более благоприятные условия для протекания обменных процессов в тканях.

С помощью аэробного тренинга развивается кардио-респираторная выносливость. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение - ударность музыки 130-136 ак/мин. Занятия с музыкальным сопровождением улучшают психоэмоциональное состояние, так как музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствуют повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Музыка может быть использована и как фактор обучения -движения под музыку легче запоминаются. Интенсивность в аэробике дозировалась по ЧСС от максимального в пределах умеренной и средней зонах мощности (50-70%). Биомеханический эффект классической аэробики соответствует ходьбе со скоростью 5 км/ч (низкая нагрузочность на скелетно-мышечный аппарат). По физиологическому воздействию на организм занимающихся программа по степ-аэробике с музыкальным сопровождением 130 акцентов/мин приравнивается к бегу со скоростью 12 км/час.

В силовом блоке были представлены фитнес-программы глобального и регионального воздействия. В фитнес-программах глобального воздействия выполнялись базовые упражнения на большее количество мышечных групп с использованием внешнего отягощения или веса собственного тела. В региональных - подбирались упражнения на 2-3 мышечные группы, например: бедра, пресс; бедра, ягодицы, пресс; плечевой пояс, спина; нижние конечности, пресс и т.д. В качестве отягощений применялись ленточные и трубчатые амортизаторы с силой сопротивления 4-6 кг, гантели, бодибары, мини штанги. Силовые фитнес-программы проводились поточным и круговым способом.

Функциональный тренинг использовался для развития координации, мышечной силы и выносливости. Принципиальное отличие его в том, что, учитывая теоретические аспекты анатомии человека на практике, этот способ позволяет тренировать не отдельные мышцы, а большое количество мышечных групп одновременно, включая позные мышцы, благодаря которым, тело осуществляет нужную статическую и динамическую работу, удерживая позвоночник в правильном положении, противодействуя силам гравитации. В концепции функционального тренинга человеческое тело рассматривается именно как динамичная, но единая биомеханическая система, предназначенная для синхронного, сбалансированного функционирования. Части тела взаимозависимы, а мышцы пересекаются и переплетаются в различных слоях и под разными углами, обеспечивая скоординированное движение посредством бесконечного разнообразия форм взаимодействия между ними. Программа «функциональный тренинг» тренирует не только крупные «базовые» группы мышц, но также глубокие, так называемые постуральные мышцы. Функциональная тренировка воздействует на схему и работу организма в комплексе, а не только его отдельных частей. Результатом является оптимальное функционирование организма человека [4].

Из психорегулирующего направления были выбраны система Пилатес и фитнес-йога, которые основаны на неразрывной связи тела и сознания. Особенностью ментальных направлений в фитнесе является использование образного мышления, визуализации. Визуальный образ - относительно новая концепция в мире фитнеса, но наиболее эффективная. Использование визуальных образов для привлечения сознания - самый быстрый способ получить доступ к сложной анатомической системе. Применение визуализации в тренировке помогает занимающимся объединить усилия сознания и тела для достижения поставленной задачи, помогает центральной нервной системе включать в работу необходимые мышцы.

В системе Пилатес разучивался базовый/начальный уровень Pilates Matwork и Pilates с использованием малого оборудования (ленточный амортизатор, изотоническое кольцо, ролл цилиндрический). Начальный уровень Пилатес направлен на формирование так называемого «центра силы», в который входят зоны позвоночника, спины, мышц живота, бедер и ягодиц. Целью данного этапа является формирование правильного дыхания, затрагивающего при глубоком вдохе нижние отделы легких. Большинство упражнений связано с тонусом брюшных мышц. Кроме того, начальный уровень Пилатес особое внимание уделяет развитию и повышению гибкости и координации движений, поэтому в основе упражнений зачастую лежат скручивания, раскручивания или скрещивания противоположных сторон тела, балансовые позы. Очень важно на данном этапе сформировать навык «автоматической осанки», который достигается путем постоянного контроля над положением позвоночника, стабилизации лопаток и грудной клетки.

Из традиционной хатха-йоги в систему фитнеса интегрированы асаны, виньясы, а также ряд дыхательных упражнений - пранаям [3]. Основу физических упражнений в йоге составляют асаны - позы или статические положения тела, которые через мышечное напряжение и раздражение мышечных нервов оказывают воздействие на центральную нервную систему, а через нее на работу сердца, органов кровообращения и дыхания. Асаны дают профилактический, терапевтический и психотерапевтический эффект и воздействуют на пищеварительную, сердечно-сосудистую, эндокринную и опорно-двигательную системы [3]. Методика построения асан осуществлялась в соответствии с исходными положениями и выполнялась по принципу «сверху-вниз». Комплекс упражнений начинается с выполнения с менее слабой по развитию части тела. Особое внимание уделяется правильному дыханию, которое согласовывается с движением. Тогда вдох и выдох перестают протекать автоматически и превращаются в сознательный процесс. По рекомендации преподавателя физической культуры, обучающиеся находят такой ритм, при котором дыхание согласуется с движением, приподнимая грудную клетку и вытягивая позвоночный столб. За счет длительности удержания асан, оптимизируется работа опорно-двигательного аппарата. По окончанию внедрения модуля «Фитнес» будет проведена оценка эффективности учебной программы с помощью тестирования показателей развития физических качеств и анкетирования обучающихся указанного гуманитарного вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Романенко, Н.И. Теория и методика избранного вида спорта : учебно-методическое пособие / Н.И. Романенко, О.С. Трофимова, Н.И. Дворкина. - Краснодар : [б. и.], 2017. - 260 с.

2. Сударь, В.В. Исследование динамики показателей физической подготовленности студентов за время обучения в профильном ссузе / В.В. Сударь // Современные технологии физического воспитания и спорта в практике деятельности физкультурно-спортивных организаций : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции 26 апреля 2019 года. - Елец, 2019. - С. 149-152.

3. Филимонова, О.С. Современные физкультурно-оздоровительные технологии : учебно-методическое пособие / О.С. Филимонова, Н.И. Романенко. - Краснодар : Парабеллум, 2015. - 104 с.

4. Educational - Methodical Projects for Students' Intellectual Competences Formation: the Imperative Goal of the Educational Process of the University / A.N. Kudyasheva, A.R. Kutuev, N.V.

Buldakova, N.S. Aleksandrova, A.S. Vaslenko // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Volume 11, Issue 14. - P. 7206-7214.

REFERENCES

1. Romanenko, N.I., Trofimova, O.S. and Dvorkina N.I. (2017), Theory and methodology of the chosen sport, methodical manual, Krasnodar: KGUFKST - 260 p.

2. Sudar, V. V. (2019), "Research of dynamics of indicators of physical fitness of students during training in the specialized SSU", Modern technologies of physical education and sports in the practice of physical culture and sports organizations, collection of scientific papers of the all-Russian scientific and practical conference, Elets, pp. 149-152.

3. Filimonova, O.S. and Romanenko N.I. (2015), Modern physical culture and health technologies, methodical manual, Publishing house Parabellum. Krasnodar.

4. Kudyasheva, A.N., Kutuev, A.R., Buldakova, N.V., Aleksandrova, N.S. and Vaslenko A.S. (2916), "Educational-Methodical Projects for Students' Intellectual Competences Formation: the Imperative Goal of the Educational Process of the University", International Journal of Environmental and Science Education, Volume 11, Issue 14, pp. 7206-7214.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.01.2020

УДК 796.422

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАГРУЗОК БЕГУНИЙ ДЛИННОГО СПРИНТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, Педагогический институт, Иркутский государственный университет; Андрей Владимирович Павличенко, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения

Аннотация

Спортивная подготовка бегунов 200 и 400 метров во многом опосредуется большими тренировочными нагрузками в подготовительном периоде. Моделирование нагрузки в тренировочном режиме является значимым условием тренировочного процесса, обусловленным, с одной стороны стремлением постоянного увеличения нагрузки, с другой - недопустимости перетренированности спортсменов. Предложенный вариант построения тренировочного процесса спринтеров в подготовительном периоде с определением направленности, величины и пиковости нагрузок позволил существенно повысить уровень специальной физической подготовленности легкоатлетов высокой квалификации. Так в конце подготовительного периода на тренировочном сборе средние результаты скоростных, скоростно-силовых и силовых показателей увеличились на 10,4% (р <0,05).

Результаты исследования могут быть использованы в процессе спортивной подготовки легкоатлетов высокой квалификации, специализирующихся в беге на 200 и 400 метров.

Ключевые слова: тренировочные нагрузки, бег на короткое дистанции, подготовительный период, физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p328-332

DIFFERENTIATION OF LOADS IN INDIVIDUAL MICROCYCLES OF THE PREPARATORY PERIOD FOR THE LONG SPRINT RUNNERS

Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk State University, Pedagogical Institute; Andrey Vladimirovich Pavlichenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk state University of Railway Transport

Abstract

The process of sports training of the 200- and 400-meters runners is largely due to large training loads in the preparatory period. Determining the direction and magnitude of the load is a significant factor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.