Научная статья на тему 'Повышение физической подготовленности студенток вуза художественно-творческой направленности на основе избирательного применения фитнес-технологий'

Повышение физической подготовленности студенток вуза художественно-творческой направленности на основе избирательного применения фитнес-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК / ФИТНЕС / ТЕХНОЛОГИЯ / PHYSICAL TRAINING / TESTING OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS / FITNESS / TECHNOLOGY / ZAVKAF58@MAIL.RU

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кивихарью Инна Владимировна

Одной из задач физического воспитания в вузе является повышение физической подготовленности студентов. Приоритетную роль в работе специалистов в области физической культуры занимает эффективный подбор средств, форм и методов двигательной активности, целью которого является улучшение физического состояния, повышения уровня мотивации студенческой молодежи к занятия спортом, формирование здорового образа жизни. Фитнес в полной мере отвечает государственной политике в сфере физического воспитания студенческой молодежи и предусматривает создание условий для удовлетворения потребностей в области физической культуры, спорта и профилактики заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of physical fitness of arts sciences course students based on selective application of fitness techniques

Increasing physical fitness of students is one of physical training's goals in the university. Priority in physical training specialists work is given to efficient selection of means, forms and methods of physical activity, which purpose is improvement of physical condition, increasing of students' motivation for sport activities, building-up a healthy lifestyle. Fitness fully meets the needs of government policies in the field of students' physical education and provides for the creation of conditions for satisfaction of needs in the field of physical training, sports and disease prevention.

Текст научной работы на тему «Повышение физической подготовленности студенток вуза художественно-творческой направленности на основе избирательного применения фитнес-технологий»

УДК 796.011.3

ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ВУЗА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ

Инна Владимировна Кивихарью, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Одной из задач физического воспитания в вузе является повышение физической подготовленности студентов. Приоритетную роль в работе специалистов в области физической культуры занимает эффективный подбор средств, форм и методов двигательной активности, целью которого является улучшение физического состояния, повышения уровня мотивации студенческой молодежи к занятия спортом, формирование здорового образа жизни. Фитнес в полной мере отвечает государственной политике в сфере физического воспитания студенческой молодежи и предусматривает создание условий для удовлетворения потребностей в области физической культуры, спорта и профилактики заболеваний.

Ключевые слова: физическое воспитание, тестирование физических качеств студенток, фитнес, технология.

INCREASE OF PHYSICAL FITNESS OF ARTS SCIENCES COURSE STUDENTS BASED ON SELECTIVE APPLICATION OF FITNESS TECHNIQUES Inna Vladimirovna Kiviharyu, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Increasing physical fitness of students is one of physical training's goals in the university. Priority in physical training specialists work is given to efficient selection of means, forms and methods of physical activity, which purpose is improvement of physical condition, increasing of students' motivation for sport activities, building-up a healthy lifestyle. Fitness fully meets the needs of government policies in the field of students' physical education and provides for the creation of conditions for satisfaction of needs in the field of physical training, sports and disease prevention.

Keywords: physical training, testing of physical qualities of students, fitness, technology.

ВВЕДЕНИЕ

Одна из проблем современного мира - хронический дефицит двигательной активности. Все это ведет к снижению уровня физического здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи [1].

Предмет «Физическая культура» в вузе представлен в многообразных, связанных и дополняющих друг друга формах. Процесс физического воспитания студентов направлен на подготовку гармонично развитых высококвалифицированных специалистов [2].

Кафедра физической культуры Высшей школы народных искусств (Академия) разрабатывает учебные программы по этому предмету, отличительной особенностью которых является попытка решения оздоровительной задачи занятий через создание системы контроля физического здоровья студентов, учета интересов студентов при выборе средств физического воспитания и формированию у них навыков самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, а также грамотного отношения к укреплению здоровья средствами физической культуры. Арсенал средств, используемых на занятиях по физической культуре достаточно широк. При этом в последнее время активно используются различные виды оздоровительной гимнастики.

Девушкам вуза художественно-творческой направленности наиболее интересны виды физической активности, развивающие координацию, гибкость, пластику движений,

а также упражнения, направленные развитие силы и общей выносливости.

В соответствии с государственным образовательным стандартом по физической культуре появляется возможность включения отдельных элективных курсов по выбору. Одним из средств двигательной активности привлекательной для девушек являются занятия с и использованием фитнес-технологий. Поэтому необходимо дальнейшее изучение и научное обоснования эффективности применения элементов фитнесса в физической культуре студенток вузов художественно-творческой направленности.

Необходимость поиска эффективных и оптимальных с точки зрения адекватности нагрузки занятий для повышения физической подготовленности студенток вуза художественно-творческой направленности в условиях спортивного клуба, а также фитнес тестирования на различных этапах тренировки связана с актуальностью данной работы.

Современная теория и методика физической культуры использует новые термины «инновационные технологии», «фитнес-технологии» и др [4].

По мнению Сайкиной Е.Г, фитнес-технологии можно определить как совокупность научных способов, шагов, приёмов, сформированных в определённый алгоритм действий [4].

Современные фитнес программы требуют индивидуального подхода к тренирующемуся человеку. Нагрузка должна быть адекватна физическому состоянию и уровню физической подготовленности [5].

МЕТОДИКА

Эксперимент по избирательному применению фитнес-технологий на занятиях со студентками в рамках спортивного клуба проходил на базе Высшей школы народных искусств (Академия), Санкт-Петербург.

До проведения эксперимента все испытуемые прошли анкетный опрос После обработки данных анкеты получены следующие результаты: 45% опрошенных указали, что хотели бы улучшить свои силовые способности, 30% отметили, что хотели бы стать более гибкими, 20% - выносливыми и лишь 5% - улучшить координацию и баланс; на вопрос какова цель занятий физической культурой 60% опрошенных указали поддержание текущей физической формы, 20% - улучшение состояния здоровья и совершенствование физической формы, 10% - расслабиться и снять стресс; 35% опрошенных хотели бы заниматься в формате учебного занятия, 65% хотят попробовать что-то новое; Посещать занятия 60% респондентов готовы 3 раза в неделю, 30% - 2 раза в неделю, 10% - 1 раз.

Из важных физических качеств, по мнению опрашиваемых, преобладают силовые способности и гибкость. Одной из важнейших целей посещения занятий является поддержание хорошей физической формы.

Было проведено предварительное фитнес тестирование физической подготовленности участвующих в эксперименте студенток вуза художественно-творческой направленности. Уровень развития физических качеств в обеих группах находится на низком уровне. Такое качество как координация, больше остальных отклонено от нормы и оценено как «неудовлетворительно». Это можно объяснить тем, что развитию и поддержанию данных функциональных способностей уделяется очень мало внимания, судя по предварительному опросу.

Результат теста на силовую выносливость различных мышечных групп также показал низкие результаты. Причиной пониженной силовой выносливости является специфика обучения в вузе художественно-творческой направленности и преобладания малоподвижной рабочей позы, так как учебно-производственному процессу в вузе художественно-творческой направленности присущ гиподинамический режим, который имеет тенденцию увеличения в период практических занятий [3]. По результатам анкетирования силовые способности хотят улучшить почти половина респондентов.

При тестировании общей выносливости получены невысокие показатели. Девушки в опросе указали, что занимаются аэробной нагрузкой не так часто, как необходимо. 30%

вообще не занимаются, 60% выполняют раз в неделю и 10% - 2 раза в неделю.

Показатели веса тела у большинства в пределах нормы, исходя из их возраста и роста. Девушек с превышающим норму весом (ожирением) в группе испытуемых нет.

Исходя из полученных данных, можно определить, что у испытуемых обеих групп показатели силовой и общей выносливости, координации и гибкости ниже нормы. Ориентируясь на эти результаты, мы добавили в содержание программы экспериментальной группы упражнения с использованием нестабильных поверхностей, упражнение на улучшение эластичности связочного аппарата, увеличения силы крупных мышечных групп туловища и конечностей, а также на развитие общей выносливости.

На основе предварительных исследований была разработана экспериментальная программа тренировок с избирательным применением фитнес-технологий для повышения физической подготовленности студенток вуза художественно-творческой направленности в рамках спортивного клуба.

Программа тренировок экспериментальной группы рассчитана на семестр по 3 тренировки в недельном микроцикле и содержит 3 мезоцикла: подготовительный, базовый и переходный. Длительность тренировки 60 минут. Структура занятия урока классическая -3 части: подготовительная, основная и заключительная. Используются разогревающие многосуставные упражнения на все группы мышц, упражнения глобального воздействия, направленные на развитие ловкости, выносливости, координации, а также силовых способностей, расслабляющих упражнений, дыхательной гимнастики, улучшение гибкости.

На первой тренировке подготовительного цикла проводится контрольное тестирование.

В базовом мезоцикле используются разогревающие многосуставные упражнения на все группы мышц, упражнения, направленные на развитие способностей к ориентированию в пространстве, координации, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движения. Включены упражнения, направленные на развитие координационных, скоростных, силовых способностей, а также гибкости и выносливости, улучшения психоэмоционального состояния занимающегося. Используются силовые и спринтерские упражнения, упражнения с использованием нестабильных поверхностей (ВоБи, фитбол). Обязательный контроль интенсивности по показаниям ЧСС занимающихся. ЧСС в основной части урока должна быть на уровне анаэробного порога (85% от максимальной ЧСС: 160 уд/мин.). Тренировочная нагрузка на уровне анаэробного порога должна чуть превышать 85% от максимальной ЧСС. Такой уровень ЧСС поддерживался в течение 20 секунд на первых двух неделях базового мезоцикла, с 3-4 неделю подход составлял 30 секунд, 5 и 6 недели - 40 секунд, с 7 по 8 неделю включительно 50 секунд и заключительные три тренировки - 1 минута. Отдых активного вида до снижения ЧСС до уровня 70% от максимальной ЧСС (130 уд/мин.). Количество рабочих подходов от 8 до 16. На последней тренировке базового цикла производится контрольное тестирование. Для решения поставленных задач использовался равномерный, круговой, повторный и переменный методы. В заключительной части используются упражнения на расслабление, гибкость, дыхательная гимнастика. Переход от активной мышечной деятельности к обычному двигательному режиму.

В основной части переходного мезоцикла в основной части используется кар-диотренажер, ЧСС 60-80% от максимального (от аэробного до анаэробного порога) - от 114-152 уд/мин). Заключительная часть 20 минут включает в себя упражнения на развитие гибкости (стретчинг) с использованием нестабильных поверхностей (ВоБи, фитбол).

Контрольная группа занималась по групповым программам с использованием отягощения и без них. Тренировочная программа состояла из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной: использовались разогревающие многосуставные движения на все основные мышечные группы, упражнений на расслабление, развитие гибкости, дыхательные упражнения, применялись равномерный и повторный метод, использовались

отягощения, а также работа без них. ЧСС в основной части занятия 55-70% от макс ЧСС (105-135 уд/мин), то есть при низкоинтенсивной аэробной работе 3 раза в неделю.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После трех месяцев занятий в контрольной и экспериментальной группах было повторно проведено тестирование с помощью теста экспресс-контроля для определения влияния экспериментальной программы на физическую подготовленность и развитие двигательных качеств у студенток вуза художественно-творческой направленности.

После эксперимента результаты всех показателей (быстрота реакции, скоростно-си-ловые способности, силовая выносливость ног и туловища, силовая выносливость рук, общая выносливость, координация (проба Ромберга) в обеих группах улучшились. Но программа, построенная и скорректированная по результатам тестирования, развила координационные способности и физическую подготовленность гораздо лучше.

После проведенного эксперимента результаты тестирования уровня физической подготовленности в контрольной группе улучшились. Показатели физического состояния 70% занимающихся перешли на более высокий уровень. Среднего уровня достигло 50% испытуемых, 50% - выше среднего. В экспериментальной группе 90% испытуемых достигли более высокого уровня. 30% показали результаты, соответствующие среднему уровню, а 70% - выше.

После эксперимента в контрольной группе 4 показателя из 6 улучшились и изменения статистически достоверны при Р <0,05 (гибкость, силовой выносливости мышц ног и туловища, общая выносливость, быстрота реакции). Изменения таких показателей как ско-ростно-силовые способности и силовая выносливость мышц рук, и координация оказались статистически недостоверны.

По результатам тестирования в экспериментальной группе все показатели физического состояния группе стали лучше со статистической достоверностью при Р<0,05. Особенно заметные улучшения произошли в показателях общей выносливости, координации, силовой выносливости разных групп мышц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предварительное тестирование студенток вуза художественно-творческой направленности в рамках спортивно клуба с целью определения физической подготовленности является обязательное условием для успешной, безопасной и эффективной тренировочной деятельности.

Исследования показали, что методика, основанная на применении интенсивной тренировки с использованием нестабильных поверхностей, повышает уровень физической подготовленности у студенток, в среднем на, 20%.

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что занятия, основанные на данных предварительного тестирования с избирательным применением фитнес-техно-логий в рамках спортивного клуба, являются эффективным средством повышения физической подготовленности и гармоничного физического развития студенток вуза художественно-творческой направленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинков, С.Н. Анализ мониторинга физической подготовленности студентов в период учебного года / С.Н. Блинков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 6. - С. 60-62.

2. Богданова, Т.В. Совершенствование физической подготовленности студенток технического вуза средствами аэробики / Т.В. Богданова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 34-38.

3. Кивихарью, И.В. Средства профессионально-прикладной физической подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства / И.В. Кивихарью, Р.Н. Терехина, Е.Н. Крючек //

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 34-39.

4. Сайкина, Е.Г. Фитнес технологии: понятие, разработка и специфические особенности / Е.Г. Сайкина, Г.Н. Пономарев // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 12. - С.4.

5. Топышев, О.П. Антропометрические показатели женщин, посещающих фитнес клуб / О.П. Топышев, О.И. Плаксина // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 12. - С. 59.

REFERENCES

1. Blinkov, S.N. (2015), "The analysis of monitoring of physical fitness of students during academic year", Physical culture: education, education, training, No. 6, pp. 60-62.

2. Bogdanova, T.V. (2012), "Improvement of physical readiness of students of technical college by means of aerobics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.m91, No. 9, pp. 34-38.

3. Kiviharyu, I.V., Terekhina, R.N. and Kryuchek, E.S. (2010), "Means of professionally applied physical preparation of decorative applied art experts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 34-39.

4. Saykina, E.G. and Ponomarev, G.N. (2012), "Fitness technologies: concept, design and specific features", Fundamental studies, No. 12, pp. 4.

5. Topyshev, O.P. and Plaksina, O.I. (2005), "Anthropometric indicators of women visiting fitness club", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 59.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.09.2018

УДК 796.01:004

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА

Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Лада Владимировна Морозова, доцент,

Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, доцент, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены объекты информации в спортивной индустрии, проанализированы каналы возможной информационной утечки, несущие ущерб спортивной карьере спортсмена, материальные издержки профессиональным клубам, федерациям, спортивным ассоциациям, фармацевтическим компаниям, и компаниям, производящим спортивные товары и оборудование. Авторами статьи предложен ряд мероприятий по защите и конфиденциальности информации.

Ключевые слова: утечка информации; безопасность; технологии; менеджмент; субъект; федерация; спортсмены; антидопинговое агентство; конфиденциальность; хакеры.

INFORMATION SECURITY IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS

Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lada Vladimirovna Morozova, the senior lecturer, Pavel Konstantinovich Kuznetsov, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, North-West Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg

Annotation

The article considers the objects of information in the sports industry, it analyzes the channels of possible information leakage, causing damage to the sports career of the athlete, the material costs of professional clubs, federations, sports associations, pharmaceutical companies, and companies that produce sports goods and equipment. The authors propose a number of measures to protect the confidentiality of information.

Keywords: information leakage, security, technology, management, subject, Federation, athletes, anti-doping Agency, privacy, hackers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.