ФИТНЕС-АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК ВУЗА
A. И. Пьянзин
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Ф ГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» Заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания Доктор педагогических наук Чебоксары
Н. Н. Пьянзина
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Ф( ГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева») Доцент кафедры физического воспитания Кандидат педагогических наук Чебоксары
B. К. Таланцева
Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) ФГБОУ ВПО
«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
(ЧИЭМ (филиал) ФГБОУ ВПО «СПбГПУ»)
Заведующий кафедрой физического воспитания
Кандидат педагогических наук
Чебоксары
FITNESS AEROBICS AS A MEAN OF PHYSICAL EDUCATION FOR UNIVERSITY STUDENTS
A. I. Pyanzin
N. N. Pyanzina
V. K. Talantseva
Ключевые слова: физическое воспитание студентов, фитнес-аэробика, физические качества, координационные способности, функциональная подготовленность.
Аннотация. В настоящее время отмечена необходимость изменения практики физического воспитания студенческой молодежи через создание условий свободного выбора студентами содержания занятий физической культурой. Включение фитнес-аэробики в процесс физического воспитания студенток вуза способствует повышению его эффективности.
Key words: physical education, fitness aerobics, physical skills, coordination, functional conditions.
Summary. Nowadays it is very important to change the practice of students physical education through creating conditions of free choice of their physical activities. The including of fitness-aerobics in the process of physical education helps to grow the effectiveness of studies for students of different faculties.
Введение. Либерализация социокультурных процессов в обществе предопределяет стремление молодежи к отрицанию устоявшихся физкультур-но-спортивных традиций в вузе и формированию новых идентификационных стереотипов различных проявлений двигательной активности, оптимально соответствующих их стилю, образу жизни, социально-психологическому и мор-фофункциональному статусу, особенностям ментальности [5]. В последние годы выполнен ряд работ, посвященных разным аспектам проблемы совершенствования личностно-ориентированного образовательного процесса по предмету «физическая культура». Ученые отмечают необходимость изменения практики физического воспитания студенческой молодежи через создание условий свободного выбора студентами содержания занятий физической культурой.
В настоящее время появляются новые виды физической активности и среди них, такие как степ-аэробика, фитбол-аэробика, фитнес-йога, каланети-ка, стретчинг, аквааэробика. Фитнес является одним из эффективных и привлекательных для студенток систем физических упражнений оздоровительной направленности [1, 2, 3].
Вместе с тем анализ литературы показывает, что проблема развития двигательных и функциональных способностей студенток нефизкультурных специальностей на основе углубленного изучения избранного ими вида физических упражнений является на сегодняшний день малоисследованной.
Таким образом, можно говорить о существовании противоречия между необходимостью развития двигательных и функциональных способностей студенток нефизкультурных специальностей на основе углубленного изучения избранного ими вида спорта и относительной неразработанностью содержательного и технологического обеспечения решения этой задачи, с другой стороны.
Целью исследования явилась оценка эффективности экспериментальной программы по физическому воспитанию для студенток нефизкультурных вузов на основе углубленного изучения фитнес-аэробики.
Методы и организация исследования. Для решения цели применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, математическая статистика.
В эксперименте участвовало три группы испытуемых. Первая контрольная группа (КГ-1) состояла из студенток младших курсов педагогического вуза (п=21), занимающихся физической культурой по стандартной программе, предусмотренной для студентов вузов нефизкультурных специальностей. Вторая контрольная группа (КГ-2) состояла из спортсменок (п=25), занимающихся фитнес-аэробикой более 3-х лет и имеющих квалификацию от II разряда до кандидата в мастера спорта. Экспериментальная группа (ЭГ) состояла из студенток младших курсов педагогического вуза (п=19), занимающихся фитнес-аэробикой 1 раз в неделю по разработанной нами программе, составляющей вариативную часть учебной программы по физическому воспитанию для вузов, и 1 раз в неделю по стандартной программе. Всего в течение учебного года было проведено 36 занятий по фитнес-аэробике. Занятия в КГ-1 и ЭГ проводились 2 раза в неделю по 90 минут.
В начале (сентябрь) и конце педагогического эксперимента (май) было проведено тестирование, позволившее оценить уровни и степень прироста:
- функциональной подготовленности (по результатам функциональных тестов);
- физической подготовленности (по результатам двигательных тестов, включая и тесты на координацию);
- точности регуляции движений (по результатам психомоторных тестов);
- интереса к занятиям фитнес-аэробикой и физической культурой (по
результатам анкетного опроса);
Результаты и их обсуждение.
Для получения информации об эффективности влияния занятий фитнес-аэробикой на организм занимающихся мы провели сравнение результатов ЭГ с базовым «нижним» уровнем, который представлен студентками КГ-1, не занимающимися этим видом физической активности, и с базовым «верхним» уровнем, характерным для регулярно занимающихся фитнес-аэробикой в рамках спортивной секции (КГ-2). Для этого было проведено нормирование результатов тестов ЭГ по шкале ГЦОЛИФК [4] относительно «минимума» (результаты тестов КГ-1, приведенные к 0 баллов) и «максимума» (результаты тестов КГ-2, приведенные к 100 баллам).
Следует отметить, что результаты ЭГ в представленных функциональных тестах оказались внутри диапазона от 0 до 100 баллов. Относительно высокого уровня ЭГ достигла в пробах Генча (88,6 балла) и Штанге (67,2 балла). Исходя из приведенных данных, можно констатировать, что занятия фитнес-аэробикой оказывают достаточно эффективное тренирующее воздействие на функциональную подготовленность занимающихся. Вследствие регулярной специфической деятельности у девушек ЭГ повысилась эффективность функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем, общая работоспособность (индекс Рюффье). В целом прирост по этой группе показателей составил 51,9 балла, что составляет более «половины» от уровня функциональной подготовленности, характерного для спортсменок, занимающихся в спортивной секции регулярно (КГ-2).
Нормирование результатов двигательных тестов ЭГ относительно «минимума-максимума» позволило выявить, что наибольший позитивный рост наблюдается в проявлении скоростно-силовых способностей (74,1 балла), несколько меньший - в проявлении силовой выносливости (59,2 балла) и активной гибкости (43,1 балла). В целом прирост по этой группе показателей составил 58,8 балла, что составляет более «половины» от уровня результатов двига-
тельных тестов, характерного для спортсменок, занимающихся в спортивной секции регулярно (КГ-2).
Нормирование результатов тестов на равновесие в ЭГ относительно «минимума-максимума» позволило выявить, что более существенное приближение к уровню КГ-2 наблюдается в проявлении статического равновесия (51,4 балла), несколько меньшее - в проявлении динамического равновесия (27,3 балла). В целом уровень ЭГ по этой группе показателей составил 39,4 балла.
Для получения информации об эффективности влияния занятий фит-нес-аэробикой на развитие скоростно-силовых и координационных способностей студенток также было проведено сравнение результатов ЭГ с базовым «нижним» (КГ-1) и с базовым «верхним» уровнем (КГ-2). Нормирование результатов тестов ЭГ по шкале ГЦОЛИФК относительно «минимума» и «максимума» показало, что почти все результаты ЭГ оказались внутри диапазона от 0 до 100 баллов, кроме результата в прыжке в длину с места спиной вперед (101,3 балла). В данном тесте ЭГ превосходит даже КГ-2.
Относительно высокие результаты получены в других прыжковых тестах (29,3-40,8 баллов), чуть ниже (12,6 баллов) - в прыжке в длину с места спиной вперед с поворотом на 180°. Исходя из приведенных данных, можно констатировать, что занятия фитнес-аэробикой оказывают достаточно эффективное тренирующее воздействие на развитие скоростно-силовых и координационных способностей занимающихся.
В целом прирост по этой группе показателей составил 40,3 балла. Это означает, что занятия фитнес-аэробикой, проводимые в рамках вариативной части вузовской программы по физическому воспитанию, обеспечивают занимающимся почти «половину» от того уровня скоростно-силовых и координационных способностей, который достигается при регулярных занятиях в спортивной секции.
Нормирование результатов психомоторных тестов в ЭГ относительно
«минимума-максимума» позволило выявить превышение «максимального» уровня КГ-2 в оценке точности восприятия и воспроизведения дозированного темпа движений (ТТош.отн.) - 106,7 балла. Существенное приближение к уровню КГ-2 наблюдается в максимальном темпе движений (95,0 балла), точности регуляции движений по параметрам пространства (83,4 балла) и усилий (72,3 балла), несколько меньшее - в точности регуляции движений по параметру времени (45,3 балла), относительной (43,1 балла) и оптимальной кистевой динамометрии (21,7 балла). Два последних параметра отражают степень активности саморегуляции движений в проявлении силы.
В целом уровень ЭГ по этой группе показателей оказался довольно высок - 80,1 балла, и в большей степени характерен для регулярно занимающихся спортом. Таким образом, под воздействием специфической деятельности у девушек ЭГ повысилась способность к более точному управлению движениями и к выполнению ритмичных движений в более высоком темпе.
Нормирование результатов интереса к занятиям фитнес-аэробикой и физической культурой в ЭГ относительно «минимума-максимума» позволило выявить существенное превышение «максимального» уровня КГ-2 в проявлении интереса к занятиям физической культурой (ИФК) - 185,7 балла. Такой высокий уровень интереса испытуемых ЭГ к занятиям физической культурой является, на наш взгляд, отражением повышенного интереса к занятиям фит-нес-аэробикой, проводимым по экспериментальной программе в рамках занятий физической культурой. В то же время, для представителей КГ-2, активно и регулярно занимающихся спортом, интерес к занятиям избранным видом спорта несравненно выше интереса к занятиям физической культурой в их традиционных формах, что и обусловило сравнительно низкий уровень интереса к занятиям физической культурой в КГ-2.
Существенное приближение ЭГ к уровню КГ-2 наблюдается в эмоциональном (96,3 балла), волевом компонентах (83,1 балла), интересе к занятиям фитнес-аэробикой (77,9 балла), познавательном (67,8 балла) и мотивационном
компонентах (61,5 балла).
В целом уровень ЭГ по этой группе показателей оказался самым высоким из рассматриваемых нами групп показателей - 81,6 балла, и в большей степени характерен для регулярно занимающихся спортом.
Заключение.
Реализация экспериментальной программы обеспечила существенное повышение показателей физической подготовленности, функционального состояния, более качественное усвоение учебного материала, формирование потребности и мотивации студенток к двигательной активности:
Занятия фитнес-аэробикой, проводимые в рамках вариативной части по физическому воспитанию, положительно влияют на уровень развития функциональной подготовленности. Студенки экспериментальной группы по окончании педагогического эксперимента имели достоверно более высокий уровень показателей функциональной подготовленности (ЧСС, проба Штанге и проба Генча).
Под воздействием систематических занятий фитнес-аэробикой в ЭГ выявлена положительная динамика показателей физической подготовленности. По окончании педагогического эксперимента результаты ЭГ являются достоверно более высокими: в группе двигательных тестов (тест 8 циклов, 2-минутный тест, наклон стоя); в группе тестов на равновесие (проба Ромберга, проба Воячека); в группе прыжковых тестов (интегральный показатель координации, прыжок в длину с места без маха и с махом рук, прыжок в длину с места спиной вперед, прыжок в длину с места с поворотом на 180°, прыжок вверх с поворотом, ошибка точности приземления в прыжке вверх с поворотом). Выделены информативные тесты, характеризующие проявление прыжковой координации: интегральный показатель координации, прыжок в длину с места спиной вперед, прыжок в длину с места с поворотом на 180°, прыжок вверх с места с поворотом, прыжок в длину с места без маха руками и прыжок в длину с места с махом руками.
Более высокий уровень проявления координационных способностей в ЭГ связан с улучшением качества управления движениями по параметрам времени, усилий, темпа и пространства. При сравнении результатов в группах после эксперимента в ЭГ наблюдаются меньшие значения относительных ошибок: в точности регуляции усилий, пространства, времени и темпа движений.
Реализация экспериментальной программы обеспечивает повышение интереса к занятиям фитнес-аэробикой и физической культурой в ЭГ, на что указывает достоверно более высокий уровень эмоционального, волевого и познавательного компонентов, интереса к занятиям фитнес-аэробикой, а также физической культурой.
Следует отметить, что по сравнению со спортсменками результаты девушек ЭГ в целом приблизились к уровню ГС: в функциональных тестах 51,9 балла, в двигательных тестах - 58,8 балла, в тестах на равновесие - 39,4 балла, в тестах на прыжковую координацию - 40,3 балла, в психомоторных тестах -80,1 балла, в показателях интереса к физической культуре и спорту - 81,6 балла. В некоторых случаях отмечено превосходство уровня ГС: в прыжке в длину с места спиной вперед - 101,3 балла, относительной ошибке дозированного темпа в теппинг-тесте - 106,7 балла, интересе к занятиям физической культурой - 185,7 балла.
На основе анализа и обобщения результатов проведенного педагогического эксперимента можно заключить, что реализация экспериментальной программы с углубленным изучением фитнес-аэробики в вузе обладает рядом преимуществ, которые позволяют эффективно решать образовательные и воспитательные задачи, способствующие повышению интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, оздоровлению, повышению функциональных и физических кондиций занимающихся, формированию здорового стиля жизни современной молодежи.
Таким образом, занятия фитнес-аэробикой в рамках вариативной части по физическому воспитанию обладают существенным развивающим воздействием на организм занимающихся. Вместе с этим фитнес-аэробика стимулирует повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, и может, наряду с базовыми видами спорта, быть полноценным разделом программы по физическому воспитанию.
Литература
1. Лисицкая, Т. С. Аэробика. Теория и методика : в 2 т. / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. - М. : Федерация аэробики России, 2002. - Т. 1. - 230 с.; Т. 2. -216 с.
2. Лисицкая, Т. С. Организационно-педагогические аспекты развития фитнес-аэробики в России / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева, Б. К. Ивлиев // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : сб. науч. тр. - М., 2003. - Т. 3. - С. 30-31.
3. Назаренко, Л. Д. Тестирование уровня развития ритмичности при занятиях оздоровительной аэробикой / Л. Д. Назаренко, Л. И. Костюнина, Н. В. Красникова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 4. - С. 57-60.
4. Смирнов, Ю. И. Спортивная метрология : учеб. для студентов пед. вузов : / Ю. С. Смирнов, М. И. Полевщиков. - М. : Академия, 2000. - 228 с.
5. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания на основе личностно ориентированного образования / Якимович В.С. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 1. - С. 58-61.
Literature
1. Lisitskaya, T. S. Aerobics. Theory and methods : in 2 v. / T. S. Lisitskaya, L. V. Sidneva. - M. : Aerobics federation of Russia, 2002. - V. 1. - 230 p.; V. 2. - 216 P.
2. Lisitskaya, T. S. Organizational and pedagogical aspects of fitness-aerobics development in Russia / T. S. Lisitskaya, L. V. Sidneva, B. K. Ivliyev // Modern Olympic sport and sport for all : book of articles. - M., 2003. - V. 3. - P. 30-31.
3. Nazarenko, L. D. Testing rhythmic in fitness-aerobics / L. D. Nazarenko, L. I. Kostunina, N. V. Krasnikova // Theory and practice of physical culture. - 2005. -#4. - P. 57-60.
4. Smirnov, U.I. Sport Metrology : a textbook for students of pedagogical institutes / U.I. Smirnov, M.I. Polevshchikov. - M. : Academiya, 2000. - 228 p.
5. Yakymovich, V.S. Designing of system of physical training on basis of personality-focused education / V.S. Yakymovich // Physical culture: upbringing, education and training. - 2002. - № 1. - S. 58-61.