УДК 378.037.1:796.4
СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИТНЕС-АЭРОБИКИ
SPORTS ORIENTED PHYSICAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS BY MEANS OF FITNESS AEROBICS
А. И. Пьянзин A. I. Pyanzin
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В настоящее время отмечена необходимость изменения практики физического воспитания студенческой молодежи через создание условий свободного выбора студентами содержания занятий физической культурой. Включение фитнес-аэробики в процесс физического воспитания будущих учителей способствует повышению его эффективности. В статье представлена учебная программа по физическому воспитанию на основе углубленного изучения фитнес-аэробики.
Abstract. Nowadays it is very important to change the practice of students’ physical education through creating conditions of free choice of their physical activities. Including fitness aerobics in the process of physical education of future teachers contributes to the increase in its effectiveness. The article presents the curriculum on physical training on the basis of thorough study of fitness aerobics.
Ключевые слова: спортивно ориентированное физическое воспитание, будущие учителя, фитнес-аэробика.
Keywords: sports oriented physical education, future teachers, fitness aerobics.
Актуальность исследуемой проблемы. Социально-экономические условия жизни современного общества характеризуются значительным повышением требований к состоянию здоровья будущих учителей, их подготовленности к предстоящей профессиональной деятельности и высокому темпу жизни. Наряду с этим высокие информационные и эмоциональные нагрузки и в то же время низкий уровень культуры здорового образа жизни - неумение эффективно организовывать свой труд и отдых, самостоятельные занятия физической культурой и спортом, многочасовое пребывание перед экранами компьютеров и телевизоров - вызывают синдромы «ранней и хронической усталости» и снижают двигательный потенциал обучающихся.
В настоящее время ученые отмечают необходимость изменения практики физического воспитания студенческой молодежи через создание условий свободного выбора студентами содержания занятий физической культурой [1], [6]. Л. И. Лубышева считает, что суть физического воспитания должна сводиться к формированию физи-
ческой культуры личности, требованию от учебного процесса отказа от авторитарных методов и обращения к личности студента, его интересам и потребностям в сфере телесного (физического) и духовного совершенствования [6]. Г. Л. Драндров подчеркивает, что одной из существенных особенностей предмета «Физическая культура» является то, что обучающиеся могут достичь высокого уровня физической культуры через усвоение различного по содержанию физкультурного образования: спортивных игр, единоборств, легкой атлетики (при условии обязательного усвоения базового компонента содержания) [2].
Одним из перспективных направлений модернизации системы физического воспитания является реализация личностно ориентированного подхода в физкультурном образовании студентов, который предусматривает учет индивидуального своеобразия физкультурно-спортивных интересов и способностей каждого студента в области физической культуры. Это способствует формированию мотивации к двигательной активности, оптимизации уровня здоровья, а также повышению общей и специальной физической подготовленности. Физкультурно-спортивные и оздоровительные технологии личностно ориентированного содержания, применяемые в учебном процессе, не менее, а зачастую и более эффективны, чем традиционно сложившаяся система физического воспитания в вузе.
Одним из важнейших условий возникновения и развития интереса к определенному виду деятельности является соответствие его содержания индивидуальному своеобразию склонностей и задатков развивающейся личности. Реализация этого условия выступает одной из основных предпосылок успешного решения задачи формирования у личности интереса к занятиям физическими упражнениями, наиболее полно отвечающими ее природе.
Дифференциация содержания физкультурного образования в вузе с учетом интересов и способностей личности каждого обучающегося является одним из главных условий реализации его гуманистической направленности. В связи с этим возникает необходимость пересмотра обязательного содержательного минимума, представленного в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования нефизкультурных специальностей.
В последнее время появляются новые виды физической активности, такие как степ-аэробика, фитбол-аэробика, фитнес-йога, каланетика, стретчинг, аквааэробика. Фитнес является одной из эффективных и привлекательных для студенток систем физических упражнений оздоровительной направленности [3], [4], [5], [7].
Вместе с тем проблема совершенствования физического воспитания студентов на основе фитнес-аэробики является на сегодняшний день малоисследованной.
Включение вариативного компонента в программу по физическому воспитанию на основе фитнес-аэробики позволит не только повысить уровень развития физических качеств, но и сформировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой.
Цель нашего исследования заключается в разработке и научном обосновании содержания спортивно ориентированного физического воспитания будущих учителей средствами фитнес-аэробики.
Материал и методика исследований. Материалом исследования явились труды ученых, посвященные рассматриваемой проблеме. Использовались такие методы, как теоретический анализ и синтез, сравнительно-сопоставительные методы. Представленная учебная программа была апробирована в педагогическом эксперименте.
Результаты исследований и их обсуждение. Фитнес-аэробику как средство физического воспитания отличает:
1) аэробная направленность физических упражнений (система упражнений циклического и ациклического характера, стимулирующих работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, направленных на развитие аэробных возможностей энергообеспечения двигательной активности и связанных с достижением баланса между потребностями организма в кислороде и его доставкой);
2) сложность координационной структуры упражнений (различные виды ходьбы, бега, подскоки и прыжки, махи ногами, приседания, выпады в сочетании с движениями рук, поворотами на месте и передвижениями со сменой направления);
3) групповой характер упражнений (упражнения выполняются, как правило, в группе; они синхронизированы во времени, но допускают асинхронные перемещения отдельных исполнителей в пространстве);
4) выполнение упражнений под ритмичное музыкальное сопровождение (хореографически упорядоченные гимнастические и танцевальные упражнения, выполняемые под музыку поточным или серийно-поточным методом).
Занятия фитнес-аэробикой имеют существенный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, проявляющийся в повышении уровня развития физических качеств и функциональной подготовленности, а также способствуют удовлетворению личных потребностей в области физической культуры и спорта. Благодаря фитнес-аэробике можно дифференцировать процесс физического воспитания.
Новизна учебной программы по физическому воспитанию на основе углубленного изучения фитнес-аэробики заключается в следующем.
Целью обучения студенток вуза в образовательной области «Физическая культура» выступает формирование физической культуры личности как ее интегральной характеристики, обусловливающей готовность к активному творческому присвоению ценностей современной физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, развития и совершенствования физических качеств, умений и навыков, успешности будущей профессиональной деятельности.
Формирование физической культуры личности обеспечивается через решение системы взаимосвязанных задач, таких как: формирование осознанного и действенного интереса к занятиям фитнес-аэробикой; вооружение знаниями, необходимыми для творческого управления своей физкультурно-спортивной деятельностью, в том числе и в области фитнес-аэробики; вооружение на уровне умений способами физкультурноспортивной деятельности, в том числе и в области фитнес-аэробики, с учетом своих потребностей, способностей и конкретных условий; сохранение и укрепление здоровья; развитие физических качеств; совершенствование функциональной подготовленности организма.
В соответствии со спецификой сформулированных в учебной программе задач физического воспитания в содержании программного материала выделены два взаимосвязанных компонента: базовый и вариативный.
Базовый компонент соответствует требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в аспекте реализации дисциплины «Физическая культура». Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого студента. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление профессиональной деятельности по избранной специальности.
Вариативный (дифференцированный) компонент обусловлен необходимостью учета индивидуального своеобразия физкультурно-спортивных интересов и склонностей студентов, в том числе и к занятиям фитнес-аэробикой.
В учебной программе предусматривается недельная учебная нагрузка по физической культуре на первом и втором курсах в объеме 4 часов, на третьем и четвертом -в объеме 2 часов; из них 2 часа в рамках базового и 2 часа в рамках вариативного компонентов рабочей учебной программы по физическому воспитанию.
Содержание экспериментальной части программы по физическому воспитанию на основе углубленного изучения фитнес-аэробики составили следующие разделы подготовки: хореографическая, техническая, общая физическая, специальная физическая, теоретическая.
За период педагогического эксперимента наибольшая часть времени была отведена хореографической подготовке - 46,3 %. Чуть меньше времени было отведено технической подготовке - 28,7 %. На общефизическую и специальную физическую подготовку было затрачено 8,6 и 10,7 % от общего времени соответственно.
Экспериментальная часть программы условно разделена на два этапа: этап начальной и этап углубленной подготовки. Время каждого этапа подобрано в зависимости от целей и задач педагогического эксперимента. Программа построена таким образом, чтобы занимающиеся постепенно привыкали к непрерывной нагрузке и в дальнейшем выдерживали ее без особого напряжения.
Этапу начальной подготовки было отведено 25,0 % от общего числа занятий, остальные 75,0 % занятий проводились в рамках этапа углубленной подготовки.
Этап начальной подготовки предполагает освоение техники базовых шагов и их разновидностей и повышение уровня развития общей физической подготовленности для освоения практического материала на последующих занятиях.
Основу хореографической подготовки на данном этапе составили следующие средства: упражнения у станка и на середине зала, общеразвивающая подготовка, направленные на формирование аэробной школы движений, танцевальные движения.
Основу общей физической подготовки составили физические упражнения, направленные на развитие всех физических качеств. Большая часть времени общефизической подготовки была направлена на развитие гибкости - 31,6 % и силовых качеств -
23.7 %. Чуть меньше было отведено времени развитию координационных качеств -
16.8 %, выносливости - 15,8 %, скоростной и скоростно-силовой подготовке - в совокупности 12,1 %.
Этап углубленной подготовки предполагает совершенствование техники базовых шагов и их разновидностей, освоение элементов пяти уровней выполнения упражнений, использование более разнообразных средств хореографической подготовки, совершенствование специальной физической подготовленности.
Хореографическая подготовка на этапе углубленной подготовки была более разнообразной, чем на этапе начальной подготовки. На нее было отведено времени больше, чем на другие разделы подготовки - 34,2 %.
Техническая подготовка на данном этапе предполагала, в первую очередь, совершенствование техники базовых шагов (69,6 %), а также освоение техники выполнения элементов остальных уровней (высокие прыжки (7,1 %), движения в положении стоя (6,7 %), движения с изменением положения туловища по отношению к полу (3,8 %), движения, выполняемые на полу (12,3 %)).
Несмотря на то, что арсенал средств технической подготовки на этапе углубленной подготовки был богаче, чем на этапе начальной подготовки, все же времени на техническую подготовку было отведено меньше - всего 22,6 %.
Основу хореографической подготовки составили базовая хореография, средства выразительности, связующие движения. Группу средств выразительности составили: танцевальные движения, прыжки оформления, движения руками, головой, туловищем, акцентные точки, переходы. Средствам выразительности было уделено относительно меньше времени, чем базовой хореографии (14,8 %). Но этот компонент не менее важен в фитнес-аэробике.
Обучению связующим движениям и их совершенствованию было отведено 9,6 % времени хореографической подготовки.
Общей физической подготовке было уделено меньше времени, чем остальным разделам подготовки - 3,7 %.
Большую часть общефизической подготовки заняли упражнения на гибкость -58,5 %, которые обычно проводятся в заключительной части занятия. Скоростносиловая подготовка, развитие выносливости и двигательно-координационных качеств составили примерно 11,2 % от общего времени. Силовая подготовка заняла 7,9 %.
Специальная физическая подготовка заняла 14,2 % времени этапа углубленной подготовки. Средства для данного вида подготовки также подбирались с учетом задач технической и хореографической подготовки. Если большая часть основной части занятия была низкоинтенсивной, например, когда разучивались соединения базовых шагов, то меньшую часть мы уделили упражнениям высокой интенсивности, в особенности упражнениям на выносливость.
Большая часть времени специальной физической подготовки была отведена развитию координации - 25,7 %. Примерно одинаковую часть этой подготовки заняли упражнения на развитие выносливости и силы - 23,2 и 22,9 % соответственно. Остальную часть заняли упражнения на развитие гибкости - 14,8 % и скоростно-силовой подготовки - 13,4 %.
Теоретическая подготовка идет параллельно с технической, хореографической, общей и специальной физической подготовкой и проводится на всем протяжении педагогического эксперимента.
Предлагаемая структура экспериментальной программы обусловила ее высокую эффективность, что подтверждается преимуществом студенток экспериментальной группы над контрольной по ряду показателей, таких как:
• деятельность кардиореспираторной системы организма (снижение частоты сердечных сокращений и увеличение времени задержки дыхания на вдохе и выдохе; снижение индекса Рюффье);
• физическая подготовленность;
• координационные способности (статическое и динамическое равновесие и прыжковая координация);
• качество управления движениями по параметрам времени, усилий, темпа и пространства;
• интерес к занятиям фитнес-аэробикой и физической культурой в целом и его компонентов - мотивационного, волевого, эмоционального и познавательного.
Резюме. Занятия фитнес-аэробикой в рамках вариативной части по физическому воспитанию обладают существенным развивающим воздействием на организм занимающихся. Вместе с этим фитнес-аэробика стимулирует повышение интереса к занятиям физическими упражнениями и может, наряду с базовыми видами спорта, быть полноценным разделом программы по физическому воспитанию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быховская, И. М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) / И. М. Быховская. - М. : Физкультура, образование и наука, 1997. -209 с.
2. Драндров, Г. Л. Противоречия традиционной системы физического воспитания школьников и пути их разрешения / Г. Л. Драндров, Н. Н. Кисапов, В. Т. Никоноров // Образование и саморазвитие. -Казань : Центр инновационных технологий. - 2007. - № 2. - С. 145-151.
3. Лисицкая, Т. С. Аэробика. Теория и методика : в 2 т. Т. 1 / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. - М. : Федерация аэробики России, 2002. - 230 с.
4. Лисицкая, Т. С. Аэробика. Теория и методика : в 2 т. Т. 2 / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. - М. : Федерация аэробики России, 2002. - 216 с.
5. Лисицкая, Т. С. Организационно-педагогические аспекты развития фитнес-аэробики в России / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева, Б. К. Ивлиев // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : сб. науч. тр. - М., 2003. - Т. 3. - С. 30-31.
6. Лубышева, Л. И. К концепции физкультурного образования студентов / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 5-6. - С. 15-18.
7. Назаренко, Л. Д. Развитие равновесия у занимающихся оздоровительной аэробикой / Л. Д. Назаренко, Е. В. Лошенко. - Ульяновск : УлГТУ, 2005. - 126 с.