Научная статья на тему 'Модельные характеристики физической подготовленности квалифицированных спортсменов в фитнес-аэробике'

Модельные характеристики физической подготовленности квалифицированных спортсменов в фитнес-аэробике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1458
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-АЭРОБИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / AEROBIC FITNESS / PHYSICAL FITNESS / COMPETITIVE ACTIVITY / THE MODEL FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штода Марина Леонидовна, Миронов Дмитрий Леонидович

Представлены содержание и модельные показатели соревновательной деятельности в фитнес-аэробике, обоснованы основные направления проектирования и реализации процесса физической подготовки в данном виде спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL CHARACTERISTICS OF PHYSICAL TRAINING OF SKILLED ATHLETES IN FITNESS AEROBICS

Presents the content and model performance of competitive activity in the fitness and aerobics, the basic directions of the design and implementation of the process of physical training in the sport.

Текст научной работы на тему «Модельные характеристики физической подготовленности квалифицированных спортсменов в фитнес-аэробике»

УДК 796.011.1

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ

М.Л. Штода, Д.Л. Миронов

Представлены содержание и модельные показатели соревновательной деятельности в фитнес-аэробике, обоснованы основные направления проектирования и реализации процесса физической подготовки в данном виде спорта.

Ключевые слова: фитнес-аэробика, физическая подготовленность,

соревновательная деятельность, модельные характеристики.

Зародившись как эффективная и доступная физкультурнооздоровительная система, аэробика в настоящее время стала одним из видов спорта, имеющим свои строгие правила и систему соревнований. В 2006 г. произошло окончательное официальное признание фитнес-аэробики как вида спорта. В то же время положительный момент возникновения и утверждения нового вида спорта породил и определенные проблемы.

Если оздоровительная составляющая системы фитнеса достаточно хорошо научно обоснована, то научно-методическое обеспечение учебнотренировочного процесса занимающихся в рамках существующих спортивных направлений аэробики является актуальной проблемой. Таким образом, в настоящее время можно констатировать наличие определенного противоречия между потребностью в научном обосновании построения тренировочного процесса в данном виде спорта и недостаточной разработанностью этой проблемы. По существу, можно сказать, что теория несколько отстает от практики. И это является достаточно характерной особенностью зарождения и становления новых видов спорта.

Фитнес-аэробика - это командный, сложнокоординационный вид спорта, состоящий из гимнастических и танцевальных элементов. Соревнования проводятся в трех дисциплинах: аэробика, степ-аэробика, хип-хоп аэробика. В фитнес-аэробике выполняемые движения и упражнения подразделяются на определенные уровни. Первый уровень -высокие прыжки; второй - high impact (например: бег, подскоки, jumping Jack, высокие махи, chasse и т. д.); третий - все движения в положении стоя (например: повороты, быстрые переходы и т. д.); четвертый - все движения с изменением положения туловища по отношению к полу (например: выпады, наклоны и т. д.); пятый - все движения, выполняемые в партере (например: выпады, наклоны и т. д.) [1, 5].

Основанием для постановки задачи определения содержания и структуры соревновательной деятельности в фитнес-аэробике послужило

известное положение о том, что вышеуказанные показатели являются определяющими при организации тренировочного процесса и всей системы подготовки спортсменов.

Для решения этой задачи нами использовался метод педагогического наблюдения и анализа видеоматериалов. Были просмотрены выступления высококвалифицированных команд по фитнес-аэробике на соревнованиях всероссийского уровня. Определялось среднее количество выполняемых командами разрешенных элементов в ходе исполнения соревновательной комбинации в номинации «Аэробика». Исследовалась типовая последовательность исполнения разрешенных правилами отдельных элементов, а также композиций. Были получены следующие данные (таблица).

Модельные характеристики соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в аэробике (n=21)

Разрешенные элементы Количество элементов в соревновательной комбинации, М±т

1. Прыжки высокие (прыжок в шпагат; прыжок «щучкой»; прыжок «казак» и др.) (1 уровень) 5±0,35

2. Различные прыжки средней высоты (прыжок вверх, согнув ноги; прыжок вверх с поворотом на 360 °; прыжок вверх с малым разведением ног и др.) (2 уровень) 6±0,55

3. Амплитудные махи левой (2 уровень) 6±0,35

4. Амплитудные махи правой (2 уровень) 8±0,55

5. Уходы в партер (в сед упор сзади, в упор лежа, в упор присев и др.) (5 уровень) 5±0,35

6. Построения (Fomation) (3 уровень) 12±1,05

7. Перестроения (Swaps) (3 уровень) 29±2,10

При исследовании структуры соревновательных комбинаций различных команд не было выявлено практически ни одного совпадения в последовательности исполнения разрешенных элементов. Команды используют движения из аэробики высокой нагрузки (high impect), выстроенные в творчески составленные композиции. Можно лишь отметить определенную тенденцию унификации начала исполнения композиции и ее концовки. Как правило, все команды начинают выступление с построения какой-либо пирамиды или статического рисунка. Заканчивается же композиция резким «обрывом» программы. Все это иллюстрирует многообразие способов достижения результата и творческий подход в решении соревновательных задач ведущими командами. Таким образом, несмотря на использование стандартного набора разрешенных, но не обязательных элементов, каждая команда

максимально стремится подчеркнуть свою индивидуальность и сильные стороны подготовленности [3].

Согласно Л.П. Матвееву, который делит все виды спорта на 5 групп, большинство основных видов спорта представляют собой высокоактивную двигательную деятельность, достижения в которой в решающей мере производны от физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей спортсмена.

Финтес-аэробика, особенно в исполнении спортсменов высокого класса, несомненно, является разновидностью такой деятельности. Данное положение определяет ведущую роль физической подготовки во всей структуре и содержании как соревновательного, так и тренировочного процесса в этом виде спорта. Однако, следует учесть, что в фитнес-аэробике границы между средствами общей и специальной физической подготовки в какой-то мере условны, так как в соревновательные комбинации включены элементы общеразвивающего характера, такие, как беговые движения, отжимания, подскоки и прыжки. Следует также помнить, что каждому уровню владения любым техническим приемом всегда должен соответствовать определенный уровень развития необходимых двигательных качеств.

Анализ результатов опроса и анкетирования ряда специалистов по фитнес-аэробике (п=21) позволяет в обобщенном виде представить их взгляды на проблему физической подготовки в данном виде спорта.

Практически все специалисты отмечают очень важную специфическую особенность фитнес-аэробики: движения здесь, с одной стороны, должны быть выразительными и грациозными, а с другой -сильными и мощными [4]. Такое сочетание характерно только для спортивной и фитнес-аэробики, ни спортивным танцам, ни художественной гимнастике, ни акробатическому рок-н-роллу такое не присуще. Здесь некоторые специалисты отмечают схожесть фитнес-аэробики и борьбы, где также прослеживается своеобразное сочетание этих на первый взгляд несовместимых качеств - пластичности и силы.

Из силовых способностей большинство выделяет скоростносиловые («взрывные») способности.

Эксперты, характеризуя влияние уровня развития гибкости на успешность соревновательной деятельности в фитнес-аэробике, не склонны его преувеличивать. Это связано с тем, что правилами запрещены гимнастические и акробатические движения, связанные с различного рода прогибами и переразгибаниями. Кроме того, эксперты считают, что гибкость, если она необходима для качественного выполнения каких-то отдельных элементов композиции, должна проявляться только в одной плоскости (то есть быть только плоскостной).

Практически все специалисты отмечают большое значение выносливости для успешной тренировочно-соревновательной деятельности в фитнес-аэробике. При этом наиболее опытные и квалифицированные из них считают, что на начальных этапах подготовки необходима базовая (аэробная) выносливость, а на более высоком уровне подготовленности (для высококвалифицированных спортсменов) важна уже специальная выносливость (то есть умение выдерживать в течение всего времени выступления необходимый темп и ритм движений). Учитывая высокий темп выполнения современных комбинаций и механизмы энергообеспечения мышечной деятельности в процессе соревнований, этот вид спорта, считают Т.С. Лисицкая и Л.В. Сиднева, правильнее было бы назвать «фитнес-анаэробика» [1, 4]. Ведущие тренеры, отмечая большое значение специальной выносливости, считают, что без достаточной степени ее развития нельзя следовать правилу: в каждом выступлении работать с полной самоотдачей (команда не может соревноваться вполсилы, в любом выступлении она должна работать по максимуму). Именно поэтому отмечается важность специальной выносливости аэробно-анаэробной направленности.

Несколько меньшее значение, в сравнении с силовыми способностями и выносливостью, многие из опрошенных специалистов уделяют такому качеству, как быстрота, хотя и считают, что это качество очень важно для спортсменов, занимающихся фитнес-аэробикой. В то же время большинство специалистов не могут достаточно четко определить, какое из проявлений качества быстроты наиболее важно для спортсменов. Подавляющая часть опрошенных считают важными все проявления быстроты (и быстроту реагирования на сигнал, и скорость одиночного движения, и темп). Таким образом, признается важность комплексного воспитания данного качества.

Практически все специалисты отмечают наиболее тесную взаимосвязь технической (а многие и общей) подготовленности спортсменов в фитнес-аэробике с их координационными способностями (пространственной ориентацией, временной ориентацией, пространственно-временной ориентацией, способностью к статическому и динамическому равновесию, способностью к быстрой перестройке своих движений в кратчайший промежуток времени). В частности, были предложения провести анализ техники движений в фитнес-аэробике на предмет выявления в ней каждой конкретной координационной способности, а также предложения, связанные с ранжированием этих способностей. В дальнейшем рекомендовалось подбирать отдельные упражнения, совершенствующие ту или иную координационную способность, а также количественно определять степень развития каждой из этих способностей. Практически все ведущие специалисты отмечают не только важность и неисследованность (даже на интуитивной основе)

проблемы выявления наиболее значимых координационных способностей, но и считают, что сделать это будет достаточно сложно.

Исходя из вышеизложенного мы считаем, что одной из приоритетных задач при создании методического обеспечения

тренировочного процесса в данном виде спорта является исследование структуры физической подготовленности высококвалифицированных спортсменов и создание модельных характеристик различных ее сторон. Такие модельные показатели можно будет использовать при проектировании и реализации процесса физической подготовки команд различного класса.

Список литературы

1. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Фитнес-аэробика: метод. пособие. М.: Федерация аэробики России, 2003. 89 с.

2. Назаренко Л.Д., Костюнина Л.И. Формирование ритмичности коллективных действий у занимающихся оздоровительной аэробикой // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 1. С. 50-52.

3. Правила соревнований по фитнес-аэробике 2008-2009 /

Международная федерация спорта, аэробики и фитнеса (FISAF), Федерация фитнес-аэробики России; под общ. ред. М.Ю. Ростовцевой; пер. с англ. С.В.. Михеевой. М.: FISAF, Федерация фитнес-аэробики России, 2008. 29 с.

4. Сиднева Л.В. Шимонин А.И. Технология оценки специальной работоспособности высококвалифицированных спортсменок фитнес-аэробики // XII Межд. науч. конгресс «Современный Олимпийский и Паралимпийский спорт и спорт для всех». М., 2008. Т. 1. С. 212-213.

5. Фитнес-аэробика: примерная программа спортивной подготовки для системы дополнительного образования детей, занимающихся в ДЮСШ, СДЮШОР / авторы-составители: И.В. Слуцкер, Л.В. Сиднева, Г.А. Зайцева и М.В. Сахарова. М.: Федеральное агентство по физ. культ. и спорту, Федерация аэробики России, 2007. 53 с.

Штода Марина Леонидовна, кандидат педагогических наук, вице-президент, shtomale@yandex.ru, Россия, г. Москва, Федерация фитнес-аэробики России,

Миронов Дмитрий Леонидович, кандидат педагогических наук, доц., доцент, dl_mironov@mail.ru, Россия, г. Тула, Тульский государственный университет

MODEL CHARACTERISTICS OF PHYSICAL TRAINING OF SKILLED ATHLETES IN

FITNESS AEROBICS

M.L. Shtoda, D.L. Mironov

Presents the content and model performance of competitive activity in the fitness and aerobics, the basic directions of the design and implementation of the process of physical training in the sport.

Keywords: aerobic fitness, physical fitness, competitive activity, the model features.

Shtoda Marina Leonidovna, the candidate of pedagogical sciences, vice-president of the Russian fitness-aerobics Federation, Russia. Moscow, the Federation of fitness-aerobics,

Mironov Dmitrii Leonidovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor, Russia, Tula, Tula state university

Получено 12.02.2013 г.

УДК 796.038

МЕТОДИКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО СПОНСОРСКОМУ УЧАСТИЮ

В.В. Щеглов

При подготовке специалистов по физической культуре и спорту большое значение имеет знание и умелое использование современных методов спортивного менеджмента и маркетинга, системного подхода при анализе проблем и принятии решений.

Ключевые слова: спонсорство, спонсор, спонсорство в спорте, критерии, объекты, велосипедный спорт, системный анализ, матрица исходов, стратегии.

Спонсорская деятельность является одной из составных частей маркетинга и одним из возможных источников финансирования физкультурно-спортивной организации. Спонсорство является сегодня одним из ключевых элементов маркетинговой политики в спорте многих стран. Доходы, получаемые от спонсорских контрактов, зачастую играют важную роль в обеспечении деятельности спортивных организаций, клубов, команд и отдельных спортсменов. Причем доля спонсорских вкладов в спорт значительно отличается в разных странах и зависит во многом от социально-экономических условий, вида спорта, его развития или уровня проводимого спортивного мероприятия [3].

Чтобы понять, что такое спортивное спонсорство, следует, прежде всего, уяснить такие понятия, как «спонсор», «спонсорство», «меценатство». Общепринятого определения спонсорства не существует. «Краткий оксфордский словарь» определяет спонсора как «лицо, заключающее сделку от имени другого лица», а также как «поручителя», «гаранта». «Толковый оксфордский словарь» дает следующее определение: «лицо, берущее на себя ответственность за другого». Карманный словарь английского языка издательства «Пингвин» гласит:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.