Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ СИЛОВЫХ И СКОРОСТНОСИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КРОССФИТ-ТРЕНИРОВКИ'

ОПТИМИЗАЦИЯ СИЛОВЫХ И СКОРОСТНОСИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КРОССФИТ-ТРЕНИРОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
204
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЕЧНЫЙ АППАРАТ / СУСТАВНО-СВЯЗОЧНЫЙ АППАРАТ / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ / СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КРОС-СФИТ-ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зуйков Д. С., Поздняк В. М., Борисов Д. С., Амазян Д. Г.

Специфическая двигательная деятельность в футболе, особенно на современном этапе его развития, характеризуется постоянной сменой интенсивности выполняемых действий. Всё возрастающая динамика при перемещениях игроков, в единоборствах на поле, выполнении технических элементов вменяет тренерам включение в тренировочный процесс всё большее количество средств и методов оптимизации развития мышечного и суставно-связочного аппарата игроков. Целью исследования являлось возможность применения средств кроссфит тренировки, как неспецифического средства, для динамики развития двигательных способностей футболистов. В работе были проведены исследования учебно-тренировочного процесса футболистов на этапе спортивного совершенствования, при использовании средств кроссфит-тренировки. Все эти средства были скомпонованы в тренировочную программу, которая использовалась на протяжении всего подготовительного цикла. По итогам её применения были представлены результаты, отражающие проявление скоростно-силовых, скоростных и специально-силовых способностей футболистов экспериментальной группы, до и после проведения исследования. В результате проведенного эксперимента эффективность разработанной программы по оптимизации силовых и скоростно-силовых способностей футболистов с использованием кроссфит-тренировки была подтверждена и даны рекомендации по ее использованию в тренировочном процессе футболистов на этапе спортивного совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зуйков Д. С., Поздняк В. М., Борисов Д. С., Амазян Д. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF STRENGTH AND SPEED-POWER ABILITIES OFFOOTBALL PLAYERS AT THE STAGE OF SPORTS PERFORMANCE WITH THE USE OF CROSSFIT TRAINING EQUIPMENT

Specific motor activity in football, especially at the present stage of its development, is characterized with the constant change in the intensity of the actions performed. The ever-increasing dynamics in the movement of players, in single combats on the field, in the performance of technical elements imputes the coaches to include in the training process an increasing number of means and methods for optimizing the development of the muscular and articular-ligamentous apparatus of the players. The aim of the study was the possibility of using crossfit training means, as a nonspecific means, for the dynamics of the development of motor abilities of football players. In the work, the study of the educational-training process of football players at the stage of sports improvement, using the means of crossfit training, was carried out. All of these tools were combined into a training program that was used throughout the entire preparatory cycle. According to the results of its application, the results were presented, reflecting the manifestation of the speed-power, speed and special-power abilities of the football players of the experimental group, before and after the study. As a result of the experiment, the effectiveness of the developed program to optimize the strength and speed-strength abilities of football players using crossfit training was confirmed and recommendations were given for its use in the training process of football players at the stage of sports improvement.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ СИЛОВЫХ И СКОРОСТНОСИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КРОССФИТ-ТРЕНИРОВКИ»

REFERENCES

1. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2020) "Physiological and morphological peculiarities of children with Down's syndrome: A brief review", Bali Medical Journal, No.9(1), pp.51-54, D01:10.15562/bmj.v9i1.1099.

2. Medvedev, I.N., Gusev, A.V., Malyshev, A.V., Mikhailova, O.D., Garina, E.V., Petina, E.Sh. and Tagirova, N.Dz. (2020) "Influence of the Experience of Health-Improving Jogging on the Level of Functional Activity of Platelets in Men of the Second Mature Age", Systematic Reviews in Pharmacy, No. 11 (8), pp. 432-438.

3. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A. and Boldov, A.S. "The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss", Bioscience Biotechnology Research Communications, No.13(4), pp. 1842-1846.

4. Medvedev, I.N. (2020), "Problems of human nutritional behavior in modern society", International Journal of Pharmaceutical Research, No. 1, pp. 1357-1365.

5. Yanov, Yu.K., Timchuk, L.E., Kuzovkov, V.E., Simbirtsev, A.S., Demyanov, A.V., Bernato-vich, L.M., Yurchenko, L.V., Mironenko, A.N. and Zudova, S.S. (2012),"Heart rhythm disturbances in patients with congenital sensorineural hearing loss", Russian otorhinolaryngology, No. 3 (58), pp. 203-213.

6. Rumyantseva, E.R., Ovchinnikov, A.V. and Tokmakova, N.Yu. (2017) "Education of coordination abilities of hockey players with hearing impairment in groups of initial specialization", Bulletin of the Tula State University. Physical education, Sport, No. 4, pp. 187-192.

7. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2020) "Parent's motivations on sports participation of their children with Down's syndrome in Russia", Bali Medical Journal, No. 9 (1), pp. 47-50, D0I:10.15562/bmj.v9i1.1111.

8. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Kazakov, D.A., Sibgatulina, F.R., Shulgin, A.M. and Krasnov, R.B. (2020), "Physiological Basis of Rehabilitation for Ulnar Neuritis", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 13(2), pp. 585-590.

9. Karpov, V.Yu. (2003), Management of the educational process at the university with the use of physical culture and sports, Publishing house "VectorBuk", St. Petersburg.

10. Morozov, A.P. (2013), Comprehensive control of physical fitness of highly qualified runners with hearing impairment for short and medium distances, dissertation, Moscow.

11. Myakotnykh, V.V. and Karpov, V.Yu. (2009), "Technology of health improvement of students of a higher educational institution of a tourist profile, taking into account the peculiarities of their professional and educational activities", Bulletin of the Sochi State University of Tourism and Resort Business, No.1 (7), pp. 118-126.

12. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Batrakova, I.A., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Rysa-kova, O.G. (2020) "Physiologically Significant Rehabilitation Measures for Acute Respiratory Viral Infection", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 13(2), pp. 537-542.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.05.2021

УДК 796.332

ОПТИМИЗАЦИЯ СИЛОВЫХ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КРОССФИТ-ТРЕНИРОВКИ

Денис Сергеевич Зуйков, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Владимир Михайлович Поздняк, старший преподаватель, Дмитрий Сергеевич Борисов,

старший преподаватель, Давид Гаврушаевич Амазян, старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университет

Аннотация

Специфическая двигательная деятельность в футболе, особенно на современном этапе его развития, характеризуется постоянной сменой интенсивности выполняемых действий. Всё возрастающая динамика при перемещениях игроков, в единоборствах на поле, выполнении технических элементов вменяет тренерам включение в тренировочный процесс всё большее количество средств

и методов оптимизации развития мышечного и суставно-связочного аппарата игроков. Целью исследования являлось возможность применения средств кроссфит тренировки, как неспецифического средства, для динамики развития двигательных способностей футболистов. В работе были проведены исследования учебно-тренировочного процесса футболистов на этапе спортивного совершенствования, при использовании средств кроссфит-тренировки. Все эти средства были скомпонованы в тренировочную программу, которая использовалась на протяжении всего подготовительного цикла. По итогам её применения были представлены результаты, отражающие проявление скоростно-силовых, скоростных и специально-силовых способностей футболистов экспериментальной группы, до и после проведения исследования. В результате проведенного эксперимента эффективность разработанной программы по оптимизации силовых и скоростно-силовых способностей футболистов с использованием кроссфит-тренировки была подтверждена и даны рекомендации по ее использованию в тренировочном процессе футболистов на этапе спортивного совершенствования.

Ключевые слова: мышечный аппарат, суставно-связочный аппарат, силовые способности футболистов, скоростно-силовые способности футболистов, спортивное совершенствование, крос-сфит-тренировка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p145-153

OPTIMIZATION OF STRENGTH AND SPEED-POWER ABILITIES OF FOOTBALL PLAYERS AT THE STAGE OF SPORTS PERFORMANCE WITH THE USE OF CROSSFIT TRAINING EQUIPMENT

Denis Sergeevich Zuikov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Vladimir Mi-khailovich Pozdnyak, the senior teacher, Dmitry Sergeevich Borisov, the senior teacher, David Gavrushaevich Amazyan, the senior teacher, Volgograd State Technical University

Abstract

Specific motor activity in football, especially at the present stage of its development, is characterized with the constant change in the intensity of the actions performed. The ever-increasing dynamics in the movement of players, in single combats on the field, in the performance of technical elements imputes the coaches to include in the training process an increasing number of means and methods for optimizing the development of the muscular and articular-ligamentous apparatus of the players. The aim of the study was the possibility of using crossfit training means, as a nonspecific means, for the dynamics of the development of motor abilities of football players. In the work, the study of the educational-training process of football players at the stage of sports improvement, using the means of crossfit training, was carried out. All of these tools were combined into a training program that was used throughout the entire preparatory cycle. According to the results of its application, the results were presented, reflecting the manifestation of the speed-power, speed and special-power abilities of the football players of the experimental group, before and after the study. As a result of the experiment, the effectiveness of the developed program to optimize the strength and speed-strength abilities of football players using crossfit training was confirmed and recommendations were given for its use in the training process of football players at the stage of sports improvement.

Keywords: muscular apparatus, articular-ligamentous apparatus, strength abilities of football players, speed-strength abilities of football players, sports improvement, crossfit training.

ВВЕДЕНИЕ

Трендом развития футбола в последние 7-10 лет является значительно возросшие требования к физическим кондициям игроков [3].

Анализируя тренировочную и соревновательную деятельность в современном футболе, следует отметить, что основной её характеристикой является постоянная смена интенсивности выполняемых действий [2]. Специалисты, изучающие движение футболистов в ходе игры, выделяют несколько фаз: неподвижное стояние, ходьба, бег трусцой, бег с обычной скоростью и ускорения. Всё это сочетается с прыжками и изменениями направления движения вплоть до бега приставными шагами и спиной вперёд [4]. За время тренировочного занятия или игры футболист совершает несколько сотен двигательных

действий подобного характера, а смена фаз движения происходит каждые 3-5 секунд. Эта данность предъявляет достаточно серьёзные требования к уровню развития мышечного и суставно-связочного аппарата игроков не только для их кондиционных показателей, но и для профилактики травматизма и скорейшего восстановления [1].

Большинство тренеров и игроков, до определённого времени, в силовых тренировках футболистами, делали акцент на мышцы пояса нижних конечностей. Но так как тело состоит звеньев, и хороший игрок пользуется ими всеми, а не одним или двумя, очень важен так называемый «мышечный баланс» [5]. Специалисты по физической подготовке подчёркивают, что если используется преимущественно одна группа мышц, то отсутствие внимания к другим группам неизбежно приведёт к мышечному дисбалансу. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на качестве движений, состоянии суставно-связочного аппарата, результатом чего становится повышенный травматизм даже в условиях тренировочной работы, не говоря уже о соревновательной деятельности [5].

Не удивительно, что многие российские игроки начинают травмироваться на первом же этапе подготовки к очередному сезону. Дальше вереница травм начинает преследовать игроков от сбора к сбору, и к началу чемпионата России или возможному продолжению игр в европейских клубных турнирах многие российские клубы недосчитываются 5-6 игроков основного состава.

В то же время далеко не каждый отечественный футбольный клуб обладает достаточной материально-технической базой для включения полноценных силовых тренировок в свой процесс подготовки к следующему сезону. В этих условиях тренировки силовой и скоростно-силовой направленности с использованием элементов системы «СгоббШ» являются действенным средством повышения физических кондиций игроков, как с целью повышения результативности их двигательной деятельности, так и профилактики текущего травматизма.

Основная цель кроссфит-тренировки состоит в так называемой «кондиционной» подготовке спортсменов по следующим составляющим: выносливость, работоспособность дыхательной и сердечно-сосудистой системы, мощность, гибкость, скорость, сила, координация, развитие быстроты адаптации к смене нагрузок.

Методической особенностью кроссфит-тренировки является использование многосуставных упражнений и упражнений с весом собственного тела (отжимания, приседания, толчки, рывки или тяги), которые будут выполняться методом «круговой тренировки» с короткими интервалами отдыха. Изолирующие упражнения (работает одна группа мышц и один-два сустава) также применяются, однако базовая программа гораздо эффективнее за счёт более объёмного воздействия на нервно-мышечный, суставно-связочный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение возможности применения средств кроссфит тренировки, как неспецифического средства, для динамики развития специфических двигательных способностей футболистов являлось целью исследования.

Экспериментальная работа, необходимая для достижения поставленной цели, проводилась в течение двух с половиной месяцев. Контрольную группу (КГ) из десяти 17-летних футболистов составили игроки СДЮШОР № 19 «Олимпия» Волгоград, экспериментальную (ЭГ) десять 16-летних игроков - воспитанники «Академия «Ротор» Волгоград.

До начала и после окончания эксперимента было проведено педагогическое тестирование параметров общих и специальных двигательных способностей футболистов обеих групп. Тестирование предполагало определение степени динамики общей и специальной физической подготовленности футболистов экспериментальной группы, по итогам использования разработанной для них программы.

В качестве тестов использовались следующие упражнения:

- бег 60 метров с высокого старта (с), отражающий развитие дистанционной скорости;

- «челночный бег» 10х30 м (с), свидетельствующий о развитии скоростной выносливости;

- десятикратный прыжок с ноги на ногу (м), показывающий уровень развития мощности;

- прыжок в длину с места (см) отражает степень развития скоростно-силовых способностей;

- бег 30 м (с мячом, с) говорит об уровне развития специальной скорости;

- «челночный бег» с мячом 5х30 м (с) указывает на показатель специальной ловкости;

- прыжок в высоту с места (см) свидетельствует о степени развития «взрывной»

силы;

- удар по мячу ногой на дальность (м) отражает показатель специальных силовых способностей.

Педагогический эксперимент. С экспериментальной группой были проведены 50 тренировочных занятий, в которых применялась разработанная нами методика использования средств кроссфит-тренировки.

Возможный прогресс в повышении уровня общефизической подготовленности (ОФП) и специальных двигательных качеств (СФП) у игроков экспериментальной группы и являлся основным критерием её эффективности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты предварительного тестирования показали достоверность различий (Р<0,05) по большинству показателей за исключением прыжка в длину с места (Р>0,05).

Результаты игроков контрольной группы по всем параметрам превосходят экспериментальную (таблица 1). Это объясняется тем, что игроки контрольной группы за три дня до тестирования играли матчи регионального турнира и, соответственно, находились в лучшем физическом и игровом тонусе.

Таблица 1 - Исходный уровень ОФП и СФП игроков контрольной и экспериментальной групп_

Двигательные тесты

ОФП КГ (х±т) ЭГ(х±т) Достоверность различий

бег 60 м (с) 7,8±0,11 8±0,12 Р<0,05

челночный бег 10х30 м (с) 46,9±0,42 47,9±0,43 Р<0,05

десятикратный прыжок с ноги на ногу (м) 27,49±0,4 26,47±0,4 Р<0,05

прыжок в длину с места (см) 278,5±3,8 268±4 Р>0,05

СФП КГ (х±т) ЭГ(х±т) Достоверность различий

бег 30 м (с мячом, с) 4,4±0,14 4,6±0,12 Р<0,05

«челночный бег» с мячом 5х30 м (с) 24,5±0,14 24,9±0,33 Р<0,05

прыжок в высоту с места (см) 68±2,16 65,5±1,82 Р<0,05

удар по мячу ногой на дальность (м) 57,9±1,2 56,6±1,1 Р<0,05

Тренировочный процесс с футболистами экспериментальной группы с применением разработанной программы начался в восстановительно-подводящих микроциклах и был направлен на развития показателей общей выносливости (таблица 2). Тренировочные занятия во втягивающем микроцикле были направлены на развитие силовых способностей с помощью кроссфит тренировок. В целом на этом этапе суммарная нагрузка была относительно невелика, но постепенно происходило повышение веса отягощений (таблица 3.)

Таблица 2 - Средства и параметры тренировочного процесса экспериментальной группы

ЧСС

№ Упражнение (характер, интенсив- Кол-во, Количество в конце Время

дня ность) величина серий работы (уд/мин) отдыха

1, 2 1. ОРУ 10-15' 120-130 1-2'

2. Бег гладкий (умеренно) 400 м 1 2'

3. «Рывок» гири двумя руками 8 кг/12, 10, 8 3 160-170

4. Отжимания от пола 30-40 сек 3 после каж- Между кругами 8

5. Подъем ног в висе 10, 10, 10 3 дого круга минут

6. Бег (максимально) 3 х 100 м 3

3, 4 1. ОРУ 10-15' 120-130 1-2'

2. Бег гладкий (умеренно) 400 м 1 2'

3. Приседания со штангой на плечах 25 кг/15, 30 кг/15, 35 кг/15 160-170

4. Подтягивания на высокой перекла- после каж- Между кругами 7

дине 12, 12, 12 3 дого круга минут

5. Прыжки на опору 30-40 сек 33

6. Бег (максимально) 3 х 100 м

5 1. ОРУ 10-15' 1 120-130 1-2'

2. Бег гладкий 400 м 3 2'

3. «Бёрпи» 30-40 сек 3 160-170

4. «Толчок» штанги 20 кг/15; 25 кг/15; после каж- Между кругами 6

30 кг/15 3 дого круга минут

5. «Рывок» гири двумя руками 8 кг/12,12,10 3

6. Бег (максимально) 3 х 100 м

6 Контрольная тренировочная игра на все поле Восстановительные мероприятия (баня, массаж) Первая неделя Вторая неделя

7. Отдых

Таблица 3 - Средства и параметры тренировочного процесса экспериментальной группы во втягивающих микроциклах тренировки (2 недели)_

ЧСС

№ Упражнение (характер, Кол-во, Количество в конце Время

дня интенсивность) величина серий работы отдыха

(уд/мин)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1, 2 1. ОРУ 10-15' 120-130 1-2'

2. Бег гладкий (умеренно) 400 м 1 2'

3. «Рывок» гири двумя руками 16 кг/12, 10, 8

(умеренно) 3 170-180

4. Отжимания от пола (высокая) 30-40 сек 3 после Между кругами 3

5. Подъемы туловища с отягощением каждого минуты

(высокая) 3 кг/12; 5 кг/12,12 3 круга

6. Бег (максимально) 3 х 100 м 3

3, 4 1. ОРУ 10-15' 120-130 1-2'

2. Бег гладкий (умеренно) 400 м 1 2'

3. Приседания со штангой на плечах 30 кг/12; 35кг/10; 170-180

(умеренно) 40 кг/8 3 после Между кругами 3

4. Подтягивания на высокой каждого минуты

перекладине (высокая) 12, 12, 12 3 круга

5. Прыжки на опору (высокая) 30-40 сек. 3

6. Бег (максимально) 3 х 100 м 3

5 1. ОРУ 10-15' 1 120-130 1-2'

2. Бег гладкий (умеренно) 400 м 3 2'

3. «Бёрпи» (умеренно) 30-40 сек 3

4. «Толчок» штанги (высокая) 25 кг/12; 30 кг/10; 170-180 Между кругами 3

35 кг/8 3 после минуты

5. Прыжки с опоры (умеренно) 30-40 сек. 3 каждого

6. Бег (максимально) 3 х 100 м 3 круга

№ дня Упражнение (характер, интенсивность) Кол-во, величина Количество серий ЧСС в конце работы (уд/мин) Время отдыха

6 Контрольная тренировочная игра на все поле Восстановительные мероприятия (баня, массаж) Первая неделя Вторая неделя

7. Отдых

Развивающий микроцикл характеризовался выполнением достаточно высокой нагрузки, направленной на преимущественное развитие скоростных и скоростно-силовых способностей (таблица 4).

Таблица 4 - Средства и параметры тренировочного процесса экспериментальной группы в развивающих микроциклах тренировки (3 недели)_

ЧСС

№ Упражнение (характер, Кол-во, Количество в конце Время

дня интенсивность) величина серий работы отдыха

(уд/мин)

1, 2 1. ОРУ 10-15' 120-130 1-2'

2. Бег гладкий (умеренно) 400 м 1 2'

3. «Рывок» гири двумя руками 16 кг/12, 12, 12

(высокая) 3

4. Отжимания от пола (умеренно) 40-50 сек 3 170-180 Между кругами 3

5. Подъемы туловища с отягощением 3 кг/12; 5 кг/12,12 после минуты

(высокая) 60 сек 3 каждого

6. Прыжки со скакалкой (высокая) 3 круга

7. Бег (максимально) 3 х 100 м 3

3, 4 1. ОРУ 10-15' 120-130 1-2'

2. Бег гладкий (умеренно) 400 м 1 2'

3. Приседания со штангой на плечах 30 кг/12; 35кг/12;

(высокая) 40 кг/12 3 180-190

4. Подтягивания на высокой перекла- после Между кругами 3

дине (высокая) 12, 12, 12 3 каждого минуты

5. Прыжки на опору (высокая) 30-40 сек. 3 круга

6. Прыжки со скакалкой (высокая) 60 сек 3

7. Бег (максимально) 3 х 100 м 3

5 1. ОРУ 10-15' 1 120-130 1-2'

2. Бег гладкий (умеренно) 400 м 3 2'

3. «Бёрпи» (высокая) 30-40 сек 180-190

4. «Толчок» штанги (умеренно) 25 кг/12; 30 кг/10; 3 после Между кругами 3

35 кг/8 3 каждого минуты

5. Прыжки с опоры (высокая) 30-40 сек. 3 круга

6. Прыжки со скакалкой 60 сек. 3

7. Бег (максимально) 3 х 100 м

6 Контрольная тренировочная игра на Первая неделя

все поле

Восстановительные мероприятия

(баня, массаж) Вторая неделя

7. Отдых

В ударном микроцикле, который характеризуется наиболее высокой суммарной нагрузкой, основной упор делался на развитие скоростной выносливости (таблица 5.). Интенсивность выполнения тренировочных заданий соответствует работе при развитии стартовой скорости, но с более короткими интервалами отдыха. В таблице 6 представлена динамика результатов двигательных качеств футболистов контрольной группы и экспериментальной группы по итогам эксперимента. Исходя из полученных результатов, можно судить о приросте показателей, как в экспериментальной, так и контрольной группах. Прирост всех исследуемых показателей в экспериментальной группе был более значителен, как в сравнении со своими же показателями на предварительном этапе исследований, так и в межгрупповых сравнениях.

Таблица 5 - Средства и параметры тренировочного процесса экспериментальной группы в ударных микроциклах тренировки (3 недели)_

ЧСС

№ Упражнение (характер, Кол-во, Количество в конце Время

дня интенсивность) величина серий работы отдыха

(уд/мин)

1, 2 1. ОРУ 10-15' 120-130 1-2'

2. Бег гладкий (умеренно) 400 м 1 2'

3. «Рывок» гири двумя руками

(высокая) 16 кг/15, 15, 15 3 Между кругами 2

4. Отжимания от пола (максимальная) 40-50 сек 3 170-180 минуты

5. Подъемы туловища с отягощением после

(высокая) 3 кг/12; 5 кг/12,12 3 каждого

6. Прыжки со скакалкой (максимально) 60 сек 3 круга

7. Бег (высокая) 3 х 200 м 3

3, 4 1. ОРУ 10-15' 120-130 1-2'

2. Бег гладкий (умеренно) 400 м 1 2'

3. Приседания со штангой на плечах 30 кг/15; 35кг/15;

(высокая) 40 кг/15 3 180-190 Между кругами 2

4. Подтягивания на высокой после минуты

перекладине (максимальная) 12, 12, 12 3 каждого

5. Прыжки на опору (высокая) 30-40 сек. 3 круга

6. Прыжки со скакалкой 60 сек 3

(максимальная)

7. Бег (высокая) 3 х 200 м 3

5 1. ОРУ 10-15' 1 1-2'

2. Бег гладкий (умеренно) 400 м 3 2'

3. «Бёрпи» (высокая) 30-40 сек 3 120-130

4. «Толчок» штанги (максимальная) 25 кг/15; 30 кг/15;

35 кг/15 3 180-190 Между кругами 2

5. Прыжки с опоры (высокая) 30-40 сек. 3 после минуты

6. Прыжки со скакалкой 60 сек. 3 каждого

(максимальная) круга

7. Бег (высокая) 3 х 200 м 3

6 Контрольная тренировочная игра на Первая неделя

все поле

Восстановительные мероприятия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(баня, массаж) Вторая неделя

7. Отдых

Таблица 6 - Динамика двигательных качеств игроков контрольной и экспериментальной групп по итогам педагогического эксперимента_

Двигательные тесты КГ (х±т) ЭГ (х±т)

ОФП До После Достоверность различий До После Достоверность различий

бег 60 м (с) 7,8±0,11 7,7±0,1 Р<0,05 8±0,12 7,7±0,14 Р<0,05

челночный бег 10х30 м (с) 46,9±0,42 46,1±0,36 Р>0,05 47,9±0,43 46,7±0,70 Р<0,05

десятикратный прыжок с ноги на ногу (м) 27,49±0,4 28,1±0,49 Р<0,05 26,47±0,4 27±0,4 Р<0,05

прыжок в длину с места (см) 278,5±3,8 285,1±3,5 Р<0,05 268±4 278,3±5,8 Р<0,05

СФП КГ (х±т) ЭГ (х±т)

До После Достоверность различий До После Достоверность различий

бег 30 м с мячом (с) 4,4±0,14 4,3±0,1 Р>0,05 4,6±0,12 4,3±0,14 Р<0,05

челночный бег 5х30 м (с мячом, с) 24,5±0,14 23,8±0,17 Р>0,05 24,9±0,33 23,8±0,18 Р>0,05

прыжок в высоту с места (см) 68±2,16 69,9±2,42 Р<0,05 65±1,82 67±2,05 Р<0,05

удар по мячу ногой на дальность(м) 57,9±1,2 59±1,05 Р<0,05 56,6±1,17 58,1±1,18 Р<0,05

Показатели дистанционной скорости в экспериментальной группе улучшились на 3,8% (P<0,05), 1,3% (P<0,05) - у контрольной группы. Параметры скоростной выносливости улучшились на 2,6% (P<0,05), 1,8% (P>0,05) - контрольная группа. Показатели мощности движений в экспериментальной группе возросли на 2,2% (P<0,05), в контрольной - на 2,5% (P<0,05). Результаты прыжка в длину с места (скоростно-силовые способности) улучшились в экспериментальной группе на 3,8% (P<0,05), в контрольной - на 2,3% (P<0,05).

Что касается показателей специальной физической подготовленности, то уровень развития специальной скорости игроков экспериментальной группы повысился на 6,6% (P<0,05), контрольной группы на 2,7% (P>0,05). Динамика развития специальных силовых способностей составляет 2,6% (P<0,05) в экспериментальной группе и 1,8% (P<0,05)

- в контрольной. Показатели развития специальной ловкости и «взрывной» силы в экспериментальной группе также улучшились (4,5% и 3% соответственно), но их динамика не явилась статистически достоверной (P>0,05). Игроки контрольной группы показали возросшие результаты в тестах, характеризующем специальную ловкость (2,7%, при P>0,05) и «взрывную» силу (2,7%, при P<0,05).

ВЫВОДЫ

1. Данные математического анализа результатов использования экспериментальной программы свидетельствуют о возможности использования кроссфит тренировок в качестве неспецифического средства при развитии двигательных способностей футболистов. Статистически достоверные улучшения произошли в шести из восьми исследуемых показателей игроков экспериментальной группы.

2. Необходим рациональный подбор средств тренировки, правильная техника выполнения кроссфит упражнений и оптимальное сочетание нагрузок и отдыха, как в одной тренировке, так и на протяжении всего тренировочного цикла.

3. Для эффективного использования кроссфит тренировок в подготовке футболистов, наиболее действенными будут методы индивидуальных или групповых тренировок (по амплуа игроков или по степени развития отдельных физических качеств). Использование такого подхода даст возможность целенаправленно совершенствовать те физические качества, которые являются «отстающими» на тот или иной момент подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Злыгостев О.В. Эффективность технической подготовки юных футболистов с учетом компонентной структуры развития скоростно-силовых способностей / О.В. Злыгостев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 1. - С. 64-66.

2. Перевозник В.И. Динамика развития скоростных способностей юных футболистов 1214 лет / В.И. Перевозник // Слобожанский научно-спортивный вестник. - 2014. - № 4. - С. 50-53.

3. Антипов А. В. Анализ параметров двигательных действий юных футболистов с учетом их возраста / А.В.Антипов, И.В. Кулишенко // Теория и практика физической культуры. 2016. - № 6

- С. 51-54.

4. Губа В.П. Методология подготовки юных футболистов / В.П. Губа, A. А. Стула. -Москва : Человек, 2015. - 236 с.

5. Стула А. Тестирование и контроль подготовленности футболистов : монография / В. Губа, А. Скрипко, А. Стула. - Москва : Спорт, 2016. - 168 с.

REFERENCES

1. Zlygostev O.V. (2016), "Efficiency of technical training of young soccer players taking into account the component structure of development of speed-force abilities", Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 64-66.

2. Perevoznik, V.I. (2014), "Dynamics of development of the speed abilities of the young soccer players of 12-14 years", Slobozhansky scientific and sports bulletin, No. 4, pp. 50-53.

3. Antipov A.V. and Kulishenko I.V. (2016), "The analysis of parameters of motor actions of young soccer players taking into account their age", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 51-54.

4. Guba, V.P. and Stula A.A. (2015), Methodology of young soccer players preparation, Person, Moscow.

5. Stula A.A and Guba V.P. and Skripko A.D. (2016), Testing and control of footballers readiness, monograph, Sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.05.2021

УДК 796.062

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПОРТЕ

Светлана Ивановна Изаак, доктор педагогических наук, профессор, Российский университет транспорта, г. Москва

Аннотация

Введение. Эффективное решение стратегических задач, направленных на совершенствование отраслевого управления, предполагает применение цифровых технологий. Цель исследования -изучение необходимых условий, обеспечивающих управленческие процессы цифрового преобразования спортивной деятельности. Методы: анализ литературы по проблеме исследования, логико-интуитивные методы, метод системного анализа. Результатами исследования стали направления цифровой трансформации управленческой системы (стратегический аспект). Выводы. Цифровая трансформация управленческой деятельности должна охватывать данные направления, а ее результативность будет зависеть от степени развития ресурсного обеспечения.

Ключевые слова: интеллектуализация, стратегическое управление, цифровизация, цифровая трансформация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p153-156

DIGITALIZATION AND INTELLECTUALIZATION OF STRATEGIC MANAGEMENT IN SPORTS Svetlana Ivanovna Izaak, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian University of

Transport, Moscow

Abstract

Introduction. Effective solution of the strategic tasks aimed at improving the industry management involves the use of digital technologies. The purpose of the research is to study the necessary conditions that ensure the management processes of digital transformation of sports activities. Methods: analysis of the literature on the research problem, logical-intuitive methods, the method of system analysis. The results of the research were the directions of digital transformation of the management system (strategic aspect). Conclusions. Digital transformation of management activities should cover these areas, and its effectiveness will depend on the degree of development of resource provision.

Keywords: intellectualization, strategic management, digitalization, digital transformation.

ВВЕДЕНИЕ

Тема цифровой трансформации управленческой деятельности в последнее время становится все более актуальной как в нашей стране, так и за рубежом. Цифровизация в современном понимании - это процесс внедрения цифровых технологий во все сферы жизни, который помогает выполнять рутинные задачи и принимать решения без вмешательства человека. Развитие этого явления предполагает последовательное, регулярное изменение состояний объекта (будь то человек или группа людей, чья деятельность со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.