Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 15–16 ЛЕТ'

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 15–16 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
864
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
футбол / футболисты 15–16 лет / скоростно-силовые способности / подготовительный период / программа / football / footballers aged 15–16 / speed-strength abilities / preparatory period / program

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дзоциева Екатерина Таймуразовна, Парфенова Татьяна Анатольевна, Межнина Татьяна Олеговна

Разработана и экспериментально проверена программа скоростно-силовой подготовки футболистов в подготовительном периоде. Выявлены исходные показатели развития скоростно-силовых способностей футболистов 15–16 лет и оценена их динамика в процессе эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дзоциева Екатерина Таймуразовна, Парфенова Татьяна Анатольевна, Межнина Татьяна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPEED-POWER ABILITIES IN FOOTBALL PLAYERS 15-16 YEARS OLD

The program of speed-strength training of football players in the preparatory period has been developed and experimentally tested. The initial indicators of the development of speed-power abilities of 15–16 year old football players were revealed and their dynamics was traced during the experiment.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 15–16 ЛЕТ»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

УДК 796.332 10.24412/2305-8404-2021-5-96-105

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ФУТБОЛИСТОВ 15–16 ЛЕТ

Е.Т. Дзоциева, П.А. Парфенов, Т.О. Межнина

Разработана и экспериментально проверена программа скоростно-силовой

подготовки футболистов в подготовительном периоде. Выявлены исходные показа-

тели развития скоростно-силовых способностей футболистов 15–16 лет и оценена их

динамика в процессе эксперимента.

Ключевые слова: футбол, футболисты 15–16 лет, скоростно-силовые способ-

ности, подготовительный период, программа.

DEVELOPMENT OF SPEED-POWER Дзоциева Екатерина Таймуразовна, асси-

ABILITIES IN FOOTBALL PLAYERS стент, deta210@yandex.ru, Россия, Тюмень, Тюменский

15-16 YEARS OLD индустриальный университет,

Парфенова Татьяна Анатольевна, старший

Dzotcieva E.T., assistant, deta210@yandex. преподаватель, klevan1964@icloud.com, Россия, Тюмень,

ru, Russia, Tyumen, Tyumen Industrial Тюменский индустриальный университет,

University, Межнина Татьяна Олеговна, преподаватель,

Parfenova T.A., older teacher, klevan1964@ tiu_run@mail.ru, Россия, Тюмень, Тюменский индустри-

icloud.com, Russia, Tyumen, Tyumen Indus- альный университет

trial University,

Mezhnina T.O., teacher, tiu_run@mail.ru,

Russia, Tyumen, Tyumen Industrial Univer- Достижение высоких спортивных

sity результатов в современном футболе не-

The program of speed-strength training of возможно без качественной подготовки

football players in the preparatory period has юного резерва. Успех команды определя-

been developed and experimentally tested. ется множеством факторов, основными

The initial indicators of the development of

speed-power abilities of 15–16 year old foot- из которых являются: технико-тактиче-

ball players were revealed and their dynamics ская, психологическая (большую роль

was traced during the experiment.

играет сплоченность команды) и физиче-

Key words: football, footballers aged 15–16, ская подготовка спортсмена [1–4].

speed-strength abilities, preparatory period, Одними из самых значимых и ве-

program. дущих средств в тренировке юных фут-

болистов являются упражнения скоростно-силовой направленности, кото-

рые применяются на всех этапах годичного цикла учебно-тренировочных

занятий. Несмотря на это, изучение научно-методической литературы и

обобщение опыта спортивной подготовки юных футболистов в возрасте

15–16 лет свидетельствует о нерешенных вопросах управления их скоро-

стно-силовой подготовкой (как общей, так и специальной). По мнению

многих опытных специалистов футбола (В.В. Понедельник, Н.П. Симонян

и др.), возраст 15–16 лет является наиболее оптимальным для развития

данных способностей [3].

Наибольшее количество работ посвящены развитию скоростно-

силовых способностей у взрослых футболистов, при этом результаты дан-

96

2

Спорт [Sport]

ных исследований и разработанные рекомендации носят общий характер,

не учитывают особенности и различия юношеского и взрослого организма

спортсменов. В связи с этим возникают следующие противоречия между:

– сложившимися представлениями о необходимости и эффективно-

сти учета сенситивных периодов развития скоростно-силовых способно-

стей и отсутствием методик развития данного качества с учетом особенно-

стей юных футболистов;

– необходимостью развития скоростно-силовых способностей

юных спортсменов и неэффективностью существующих практик.

К тому же у специалистов данной области существуют некоторые

разногласия, а именно: одни считают, что скоростно-силовая подготовка

юных футболистов должна включать только упражнения с мячом, другие

же, наоборот, считают, что часть работы должна обязательно проводиться

без мяча (Н.Х. Кагазежева, Э.А. Кубеков, Э.Л. Можаев) [6–9].

В связи с теоретической и практической значимостью проблемы

развития скоростно-силовых способностей юных футболистов, а также

значимостью разрешения выявленных противоречий можно утверждать об

актуальности данного исследования.

Цель исследования – выявить исходные показатели развития скоро-

стно-силовых способностей футболистов 15–16 лет, а также на основе ана-

лиза научно-методической литературы и определения наиболее эффектив-

ных средств скоростно-силовой направленности разработать и экспери-

ментально проверить программу скоростно-силовой подготовки для под-

готовительного периода.

Контрольные испытания включали:

1) бросок набивного мяча массой 1 кг из положения сед ноги врозь,

двумя руками прогибом назад;

2) прыжок в длину с места толчком двумя ногами;

3) прыжок вверх с места толчком двумя ногами (высота подскока

по Абалакову);

4) бег на 30 м с ведением мяча.

С помощью методов математической статистики была произведена

обработка материалов исследования с помощью программы Microsoft

Excel.

Эффективность разработанной программы оценивалась по темпу

прироста (W%), в соответствии с методикой оценки скоростно-силовых

показателей спортсменов по С. Броуди.

Исследование проводилось в течение 2019–2020 гг. на базе факуль-

тета физической культуры Тюменского государственного университета,

автономной некоммерческой организации «Футбол–хоккей», футбольного

клуба «Тюмень» (стадион «Геолог»). С 1 по 10 марта 2020 г. было прове-

дено тестирование скоростно-силовых способностей и проведен анализ ре-

зультатов контрольных испытаний футболистов – юношей 15–16 лет, вхо-

97

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

дящих в состав ФК «Тюмень». В исследовании приняло участие 10 спорт-

сменов, имеющих I разряд и разряд КМС. На основе анализа и обобщения

полученных данных была составлена программа скоростно-силовой подго-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

товки футболистов в подготовительном периоде и разработаны практиче-

ские рекомендации по ее применению.

Результаты тестирования скоростно-силовых способностей фут-

болистов 15–16 лет, входящих в состав ФК «Тюмень», представлены в

табл. 1.

Таблица 1

Результаты тестирования скоростно-силовых способностей

футболистов 15–16 лет

Тесты

№ Прыжок вверх

Бросок набивного Прыжок в длину Бег на 30 м

п/п с места (по

мяча 1 кг, м с места, см с ведением мяча, с

Абалакову), см

1 13,25 237 37 4,91

2 14,60 240 43 4,75

3 13,45 235 42 5,10

4 12,75 220 35 5,17

5 16,25 257 47 4,85

6 14,15 232 43 5,15

7 13,85 234 36 5,15

8 12,00 228 35 5,28

9 15,35 248 43 4,85

10 14,75 245 39 4,78

Среднее 14,04 237,6 40 5,0

Данные из табл. 1 по первым трем контрольным испытаниям можно

сравнить с нормативами общей и специальной физической подготовки

футболистов для зачисления и перевода в группы на этапе высшего

спортивного мастерства, так как футболисты, проходившие тестирование,

претендуют на попадание в данную группу (сейчас футболисты относятся

к группе совершенствования спортивного мастерства).

В качестве основных педагогических принципов разработки про-

граммы скоростно-силовой подготовки футболистов рассматривались:

 принцип систематичности и непрерывности тренировочного про-

цесса (предполагает обеспечение положительного эффекта тренировочных

занятий, исключение неоправданных перерывов между ними и сведение к

минимуму регресса тренированности);

 принцип цикличности тренировочного процесса (предполагает

повторение упражнений для закрепления техники выполнения, а также

способствует при необходимости повышению объема и интенсивности и

98

4

Спорт [Sport]

реализации контроля за динамикой результатов в конкретных упражне-

ниях);

 принцип единства общей и специальной подготовки (предпола-

гает включение в программу упражнений с мячом, моделирующих техни-

ческие приемы на соревнованиях, и упражнений без мяча, развивающих

общую физическую подготовку).

Опираясь на полученные результаты тестирования скоростно-сило-

вых способностей футболистов, опроса тренеров, а также педагогические

принципы, разработали программу скоростно-силовой подготовки футбо-

листов 15–16 лет, адаптированную под условия карантина. В табл. 2 пред-

ставлены комплексы, которые следовало выполнять 3 раза в неделю в те-

чение марта и июня.

Таблица 2

Программа скоростно-силовой подготовки футболистов 15–16 лет

(март – июнь 2020 г.)

Содержание тренировочного занятия Дополнительные задания в течение дня

Комплексы упражнений для выполнения в домашних условиях (март – май 2020 г.)

Разминка: 7–10 мин (суставная гимна- 1. Подъем ног к перекладине – 3 подхода

стика + прыжки на скакалке – 4 подхода по 12–15 раз, отдых между подходами –

по 80–100 раз). 30–60 с.

Основная часть (отдых между подходами 2. Подтягивание узким хватом – 3–4 под-

– 40–50 с, между упражнениями – хода на 80 % от макс., отдых 60–70 с.

1–1,5 мин): 3. Подтягивание широким хватом, руки

1) разножка – 4 подхода по 30 с; шире плеч – по 3–4 подхода на 80 % от

2) запрыгивания (на тумбу, лавочку, макс., отдых между подходами – 60–70 с.

стул) – 4 подхода по 17–20 раз;

3). запрыгивания на возвышенность (на

тумбу, лавочку, стул) толчком одной

ноги, приземление на две – 4 подхода по

15 раз;

4). ускорение на 95–100 % от макс. по ле-

стнице (лестничная клетка в подъезде,

15–20 ступенек) – 5 подходов с макси-

мальной скоростью, отдых 50–60 с

Разминка: 7–10 мин (суставная гимна- 1. Подтягивание обратным хватом (снизу,

стика + прыжки на скакалке – 4 подхода руки на ширине плеч) медленно с фикса-

по 80–100 раз). цией в верхней точке – 3–4 подхода на

Основная часть (отдых между упражне- 80 % от макс.

ниями – 30 с, между кругами – 2–2,5 мин, 2. Подтягивание средним хватом, мед-

4–5 круга): ленно с фиксацией (в верхней точке – до

1) бег в упоре; касания подбородок перекладины, в

2) «скалолаз»; нижней – руки полностью выпрямлены) –

3) перемещения в упоре лежа с отжима- 2–4 подхода на 80 % от макс., отдых –

нием; 60–70 с

4) прыжки в бок в упоре лежа;

5) «слайды» вперед-назад в планке

99

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

Продолжение табл. 2

Содержание тренировочного занятия Дополнительные задания в течение дня

Разминка: 7–10 мин (суставная гимна- 1. Боковая планка с касанием ноги рукой.

стика + 4 подхода – бег с высоким под- 2. Подъем туловища из положения лежа.

ниманием бедра 30 с + ускорение 10 с). 3. Подъем прямых ног в висе на перекла-

Основная часть (выполнение упражнений дине (или из и.п. лежа).

с максимальной частотой 15 с, отдых ме- 4. Планка на одной ноге и одной руке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жду подходами – 40–50 с, между упраж- Выполнять каждое упражнение по 60 с,

нениями – 1–1,5 мин): отдых – 20 с, 3–4 серии

1) на полу – забегания за линию и об-

ратно;

2) запрыгивания и спрыгивания (высота

20–30 см).

Технические приемы:

1) отработка резкого ухода с места с ос-

тановкой мяча внешней ногой (два пред-

мета на расстоянии двух-трех шагов);

2) удар о стенку «щекой», сначала пра-

вой ногой, затем левой;

3) удар о стенку «щекой» чередуя ноги

Разминка: 7–10 мин (суставная гимна- 1. Подтягивание узким хватом – 3–4 под-

стика + прыжки на скакалке – 4 подхода хода на 80 % от макс., отдых – 60–70 с.

по 80–100 раз). 2. Подтягивание широким хватом – 3–

Основная часть (отдых между упражне- 4 подхода на 80 % от макс., отдых между

ниями – 30 с, между кругами – 2–2,5 мин, подходами – 60–70 с

4–5 круга):

1) переход из планки в упор лежа;

2) выпрыгивания из полного приседа;

3) отжимания с хлопком;

4) присед на одной ноге – «стульчик»;

5) боковая планка с касанием колена лок-

тем

Комплексы упражнений для выполнения на открытом воздухе

– парк, площадка (май – июнь 2020 г.)

Каждое упражнение выполнять по 4 подхода с отдыхом 60 с, между упражнениями

отдых – 1,5–2 мин:

– выпрыгивания из полного приседа – «лягушка» – 8 раз с последующим ускорением

25–30 м;

– многоскоки (прыжки с ноги на ногу) – 25–30 м;

– упражнение «блоха» (выпрыгивания вверх-вперед на одной ноге из положения

упор сидя на одной ноге с подтягиванием колена к груди) – 15–20 м;

– ускорения – 25–30 м.

Дополнительно:

– подъем ног к перекладине – 3 подхода по 12–15 раз, отдых между подходами

30–60 с;

– подтягивания широким хватом – 3–4 подхода на 80 % от макс., отдых между под-

ходами – 60–70 с

100

6

Спорт [Sport]

Окончание табл. 2

Содержание тренировочного занятия Дополнительные задания в течение дня

Во время разминки обязательно выполнять 5–6 упражнений для формирования на-

выка контроля мяча – по 4 подхода 10–15 м с отдыхом 50–60 с, между упражнениями

отдых – 1,5–2 мин:

– ведение мяча одной ногой в одно касание;

– ведение мяча одной ногой в два касания;

– ведение мяча с «наступанием» на него;

– бег с ускорением с мячом и последующим ударом по воротам.

Дополнительно выполнять комплекс упражнений преимущественно на развитие

мышц брюшного пресса, рук и спины (статодинамика) – каждое упражнение по 60 с,

отдых – 20 с, 3–4 серии:

1) боковая планка с касанием ноги рукой;

2) «слайды» вперед-назад в планке;

3) подъем прямых ног в висе на перекладине (или из и.п. лежа);

4) обратная планка с поочередным подниманием одной ноги

Каждое упражнение выполнять по 6 подходов с отдыхом 50–60 с, между упражне-

ниями отдых – 1,5–2 мин:

– прыжки через скакалку – 4 подхода по 15 с (максимальное количество раз);

– стартовые рывки из разных положений;

– челночный бег 3×10 м.

Дополнительно:

– подъем ног к перекладине – 3 подхода по 12–15 раз, отдых между подходами –

30–60 с;

– подтягивание обратным хватом – по 3-4 подхода на 80 % от макс., отдых между

подходами – 60–70 с

Каждое упражнение выполнять по 4 подхода по 25–30 м с отдыхом 60 с, между уп-

ражнениями отдых – 1,5–2 мин:

– прыжки в длину с места;

– тройной прыжок;

– упражнение «блоха» (выпрыгивания вверх-вперед на одной ноге из положения

упор сидя на одной ноге с подтягиванием колена к груди) – 15–20 м;

– ускорения по 25–30 м.

Дополнительно:

– подтягивание средним хватом с задержкой в верхней точке на 3 с – 3–4 подхода на

80 % от макс., отдых – 60–70 с

В программу скоростно-силовой подготовки футболистов 15–16 лет

были включены дополнительные задания для выполнения в течение дня,

что поспособствовало развитию трудолюбия, ответственности и дисцип-

линированности у спортсменов.

Кроме того, в программу скоростно-силовой подготовки спортсме-

нов были включены следующие упражнения:

– только силового характера (упражнения с отягощением собствен-

ной массы тела, выполняемые в статическом, динамическом и статодина-

мическом режимах с преимущественным использованием интервального и

кругового методов);

101

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

– только скоростного характера (ускорения, в том числе из разных

положений);

– скоростно-силовой направленности (элементы специально-бего-

вых упражнений, различные прыжковые упражнения, упражнения, выпол-

няемые максимальное количество раз за короткий промежуток времени);

– специально-подготовительные с мячом, для отработки техники

контроля и ведения мяча, развития не только скоростных и скоростно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

силовых способностей, но и координационных.

Для оценки динамики показателей скоростно-силовой подготовки

спортсменов после применения программы было проведено повторное

тестирование, результаты которого представлены в табл. 3 и 4.

Таблица 3

Результаты повторного тестирования скоростно-силовых

способностей футболистов 15–16 лет

Тесты

№ Прыжок вверх

п/п Бросок набивного Прыжок в длину Бег на 30 м

с места (по

мяча 1 кг, м с места, см с ведением мяча, с

Абалакову), см

1 14,35 254 41 4,83

2 15,84 247 45 4,70

3 14,52 240 43 5,01

4 13,95 229 38 5,05

5 16,89 262 50 4,85

6 15,76 245 48 5,03

7 14,59 246 39 4,89

8 13,65 241 38 5,07

9 16,74 251 43 4,27

10 15,39 252 45 4,63

Среднее 15,2 246,7 43 4,8

Таблица 4

Динамика показателей скоростно-силовых способностей

до и после применения программы скоростно-силовой подготовки

футболистов 15–16 лет

Первое Повторное

Прирост,

Тесты тестирование тестирование

(среднее) (среднее) %

Бросок набивного мяча 1 кг, м 14,04 15,2 8

Прыжок в длину с места, см 237,6 246,7 3,7

Прыжок вверх с места (по Абалакову), см 40 43 7,2

Бег на 30 м с ведением мяча, с 5,0 4,8 4

102

8

Спорт [Sport]

Сравнительный анализ прироста показателей скоростно-силовой

подготовки футболистов 15–16 лет, входящих в состав ФК «Тюмень»,

показывал (см. табл. 4), что во всех тестах наблюдается прирост результа-

тов:

– «бросок набивного мяча 1 кг» – в среднем по группе в первом тес-

тировании составлял 14,04 м, во втором – 15,2 м (прирост – 8 %);

– «прыжок в длину с места» – средний результат по группе в пер-

вом тестировании составлял 237,6 см, во втором – 246,7 см (прирост –

3,7 %);

– «прыжок вверх с места» – средний результат по группе в первом

тестировании составлял 40 см, во втором – 43 см (прирост – 7,2 %);

– «бег на 30 м с ведением мяча» – средний результат по группе в

первом тестировании составлял 5,0 с, во втором – 4,8 с (прирост – 4,0 %).

Полученные данные подтверждают эффективность авторской про-

граммы в условиях карантина. Разработанные тренировочные комплексы

могут быть использованы в процессе физической подготовки футболистов

различной квалификации с учетом возрастных и индивидуальных особен-

ностей, в практике тренеров и специалистов для моделирования трениро-

вочной деятельности в условиях подготовительного периода, направлен-

ного на повышение результативности выступления в соревновательном

сезоне.

Заключение. На основе анализа результатов тестирования спорт-

сменов было установлено, что, несмотря на то, что все упражнения были

направлены на повышение уровня развития скоростно-силовых способно-

стей, футболисты справились с испытаниями неодинаково. Так, если в

прыжках вверх по Абалакову спортсмены показали хороший результат, то

с прыжками в длину с места футболисты не справились (если сравнивать

их результаты с нормативами общей физической подготовки для зачисле-

ния и перевода в группы на этапе высшего спортивного мастерства). Дан-

ный факт говорит о большом разнообразии двигательных действий скоро-

стно-силовой направленности в футболе. Поэтому для оптимизации трени-

ровочного процесса футболистов требуется разработать комплекс с более

обширным списком упражнений для контроля за данными способностями,

а также для оценки динамики результатов.

Разработанная программа скоростно-силовой подготовки футболи-

стов в подготовительном периоде, базирующаяся на ряде педагогических

принципов, была адаптирована под условия карантина и включала упраж-

нения общефизической и специально-физической направленности, а также

дополнительные задания для выполнения спортсменами в течение дня на

протяжении длительного времени как в домашних условиях, так и на от-

крытом воздухе.

103

9

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

Список литературы

1. Акамов В.В., Низамеев Д.Ф. Динамика скоростно-силовой подго-

товленности юных футболистов различных соматотипов // Евсевьевские

чтения. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта

в педагогическом вузе: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ.

конф. с элемент. науч. школы для молодых ученых. Саранск: Изд-во

МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2016. С. 121–126.

2. Бердникова А.Н., Мохов А.А., Захарова А.В. Исследование ско-

ростно-силовых способностей футболистов высокой квалификации // Уче-

ные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 12 (154). 2017. С. 27–

33.

3. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI века. Научные ос-

новы и построение тренировки: монография. М.: Спорт, 2016. 464 с.

4. Кагазежева Н.Х., Коломийцева Н.С., Петрова Т.Г. Методика по-

строения учебно-тренировочного процесса футболистов в подготовитель-

ном этапе подготовки // Молодежь – Науке – IX: развитие сферы туризма,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гостеприимства и спорта в контексте повышения уровня и качества жизни

населения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студ., аспирант. и моло-

дых ученых / отв. ред. С.В. Гриненко. Сочи: Изд-во СГУ, 2018. С. 156–159.

5. Козлов Я.Е., Толстых Д.С., Толстых С.К. Структура тренировоч-

ных нагрузок квалифицированных футболистов в годичном цикле // Игро-

вые виды спорта: актуальные вопросы теории и практики: сб. науч. статей

1-й Междунар. науч.-практ. конференции, посв. памяти ректора ВГИФК

В.И. Сысоева. Воронеж: Научная книга, 2018. С. 110–119 с.

6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском

спорте: общая теория и ее практические приложения: учебник: в. 2 т. М.:

Советский спорт, 2015. 1432 с.

7. Спринчак В.Д., Михайлов А.Ю. Методика технико-тактической

подготовки футболистов 16–17 лет // Наука-2020. 2019. № 9 (34). С. 40–44.

8. Шашков К.А. Интегративная программа физической и техниче-

ской подготовки команды в мини-футбол // Известия Тульского государст-

венного университета. Гуманитарные науки. 2014. Вып. 2. С. 153–160.

9. Шеметов Д.А., Костюнина Л.И. Обоснование методических под-

ходов к развитию скоростно-силовых качеств у футболистов 15–17 лет //

Проблемы физиологии, физической культуры и спорта: сб. материалов

Междунар. науч.-практ. конф. Ульяновск: Изд-во УГПУ, 2015. С. 357–362.

References

1. Akamov V.V., Nizameev D.F. Dinamika skorostno-silovoj podgotovlennosti

yunyh futbolistov razlichnyh somatotipov [Dynamics of speed-power readiness of young

football players of various somatotypes] // Evsevievskie readings. Training of specialists in

104

10

Спорт [Sport]

the field of physical culture and sports in a pedagogical university: collection of articles.

scientific. tr. based on materials from Mezhdunar. scientific-practical conf. with element.

scientific. schools for young scientists. Saransk: Publishing house of Moscow State

Pedagogical Institute im. M.E. Evsevieva, 2016. P. 121–126.

2. Berdnikova A.N., Mohov A.A., Zaharova A.V. Issledovanie skorostno-silovyh

sposobnostej futbolistov vysokoj kvalifikacii [Research of high-speed-strength abilities of

highly qualified football players] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta

[Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. No. 12 (154). 2017. P. 27–33.

3. Issurin V.B. Podgotovka sportsmenov XXI veka. Nauchnye osnovy i postroenie

trenirovki [Training of athletes of the XXI century. Scientific foundations and construction of

training]: monograph. M.: Sport, 2016. 464 p.

4. Kagazezheva N.H., Kolomijceva N.S., Petrova T.G. Metodika postroeniya

uchebno-trenirovochnogo processa futbolistov v podgotovitel'nom etape podgotovki

[Methods of constructing the educational and training process of football players in the

preparatory stage of preparation] // Youth – Science – IX: development of tourism, hospitality

and sports in the context of increasing the level and quality of life of the population: materials

of the All-Russian. scientific-practical conf. student, postgraduate student. and young

scientists / otv. ed. S.V. Grinenko. Sochi: SSU Publishing House, 2018. P. 156–159.

5. Kozlov Ya.E., Tolstyh D.S., Tolstyh S.K. Struktura trenirovochnyh nagruzok kva-

lificirovannyh futbolistov v godichnom cikle [The structure of training loads of qualified

football players in the annual cycle] // Game kinds of sports: topical issues of theory and

practice: collection of articles. scientific. articles of the 1st Intern. scientific-practical

conferences dedicated. in memory of the rector of VGIFK V.I. Sysoeva. Voronezh: Scientific

book, 2018. P. 110–119.

6. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte: obshchaya

teoriya i ee prakticheskie prilozheniya [The system of training athletes in Olympic sports:

general theory and its practical applications]: textbook: 2 t. M.: Soviet sport, 2015. 1432 p.

7. Sprinchak V.D., Mihajlov A.Yu. Metodika tekhniko-takticheskoj podgotovki fut-

bolistov 16–17 let [Technique of technical and tactical training of football players aged 16–

17] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2019. No. 9 (34). P. 40–44.

8. Shashkov K.A. Integrativnaya programma fizicheskoj i tekhnicheskoj podgotovki

komandy v mini-futbol [An integrative program of physical and technical training of a team

in mini-football] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki

[Bulletin of the Tula State University. Humanitarian sciences]. 2014. Issue 2. P. 153–160.

9. Shemetov D.A., Kostyunina L.I. Obosnovanie metodicheskih podhodov k razvi-

tiyu skorostno-silovyh kachestv u futbolistov 15–17 let [Substantiation of methodological

approaches to the development of speed-strength qualities among 15–17-year-old football

players] // collection of articles. materials Intern. scientific-practical conf. Ulyanovsk: UGPU

Publishing House, 2015. P. 357–362.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.