Научная статья на тему 'Оптимизация работы тренеров-инстукторов кроссфита с использованием принципов спортивной педагогики и физического воспитания'

Оптимизация работы тренеров-инстукторов кроссфита с использованием принципов спортивной педагогики и физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
356
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аэробная нагрузка / выполнение / инструктор / кроссфит / нагрузка / принципы физического воспитания / спортсмены / тренировки / упражнения / физическое развитие / aerobic load / performance / instructor / crossfit / load / principles of physical education / athletes / training / exercises / physical development

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — A B. Усачева

В статье рассматриваются результаты исследования работы тренеров кроссфитцентров городов Сургут и Ставрополь, выявлены основные недостатки, сформированы рекомендации по оптимизации тренировочного процесса. Результаты наблюдения позволили сделать выводы о том, что необходимо оптимизировать процессы организации и планирования тренировок в зависимости от уровня подготовленности занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — A B. Усачева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE WORK OF TRAINERS-CROSS-TRAIN INSTRUCTORS USING THE PRINCIPLES OF SPORTS PEDAGOGY AND PHYSICAL EDUCATION

The article discusses the results of a study of coaches' crossfit centers in the cities of Surgut and Stavropol, the basic shortcomings, recommendations on optimization of the training process. The results of observations allowed to conclude that it is necessary to optimize the processes of the organization and planning of training, depending on the level of preparedness of the student.

Текст научной работы на тему «Оптимизация работы тренеров-инстукторов кроссфита с использованием принципов спортивной педагогики и физического воспитания»

YAK 796.015 ББК K75.15

A.B. УСАЧЕВА

A.V. USACHEVA

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТРЕНЕРОВ-ИНСТУКТОРОВ КРОССФИТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИНЦИПОВ СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

OPTIMIZATION OF THE WORK OF TRAINERS-CROSS-TRAIN INSTRUCTORS USING THE PRINCIPLES OF SPORTS PEDAGOGY AND PHYSICAL EDUCATION

В статье рассматриваются результаты исследования работы тренеров кроссфит-центров городов Сургут и Ставрополь, выявлены основные недостатки, сформированы рекомендации по оптимизации тренировочного процесса. Результаты наблюдения позволили сделать выводы о том, что необходимо оптимизировать процессы организации и планирования тренировок в зависимости от уровня подготовленности занимающихся.

The article discusses the results of a study of coaches' crossfit centers in the cities of Surgut and Stavropol, the basic shortcomings, recommendations on optimization of the training process. The results of observations allowed to conclude that it is necessary to optimize the processes of the organization and planning of training, depending on the level of preparedness of the student.

Ключевые слова: аэробная нагрузка, выполнение, инструктор, кроссфит, нагрузка, принципы физического воспитания, спортсмены, тренировки, упражнения, физическое развитие.

Key words: aerobic load, performance, instructor, crossfit, load, principles of physical education, athletes, training, exercises, physical development.

Кроссфит является относительно новым спортивным направлением, представляющим собой разновидность силового многоборья, особенностью которого является значительная интенсивность, цикличность, а также разнообразие предлагаемых нагрузок. Несмотря на существующие исследования в данной области, до сих пор отсутствуют точные данные о влиянии занятий кроссфитом на организм занимающихся. Недостаточно также работ, посвященных анализу особенностей организации тренировочного процесса, его направленности на достижение спортивных результатов с учетом индивидуального уровня тренированности и состояния здоровья спортсменов.

В последние десятилетия отмечается активное возрастание интереса к силовым видам спорта, возникновение разнообразия вариантов силовых тренировок, имеющих своей целью развитие либо всех групп мышц (например, бодибилдинг), либо отдельных (пауэрлифтинг, армреслинг). Силовые тренировки предполагают использование сопротивлений, увеличение мышечной силы за счет введения упражнений с постепенным увеличением веса поднимаемых тяжестей, применения различных упражнений и оборудования в зависимости от направленности развития приоритетной группы мышц [5].

Отдельное место в ряду силовых тренингов сегодня занимает кросс-фит, представляющий собой относительно новое направление комплексной физической подготовки, характерной особенностью которого является высокая интенсивность тренировок с циклическим чередованием упражнений и минимальными перерывами между ними. Кроссфит позволяет у тренирующихся людей практически одновременно развивать выносливость, физическую силу, скоростные показатели, гибкость и другие характеристики. Для развития такого широкого спектра физических качеств в программах заня-

тий кроссфитом обычно комбинируются спринтерские забеги; гребля с использованием тренажеров; прыжки на скакалке или с препятствиями; поднимания штанги, гири, гантелей; гимнастические упражнения на кольцах и многое другое. Как правило, занятия кроссфитом предполагают наличие необходимого инвентаря - тяжелоатлетических штанг, перекладин, гирь разного веса, гантелей, скакалок и т.д. [6].

Само содержание кроссфита как спортивного направления некоторым образом возвращает занимающихся к истокам физической подготовки, когда она являлась главным средством подготовки к военной службе [3]. Истоки программы кроссфита начинаются с 80-х годов прошлого столетия, когда в США бывший гимнаст, а затем тренер Грег Глассман определил основные положения тренировочных методик высокоинтенсивного, многофункционального тренинга, который и получил название «CrossFit». Программа, благодаря своей эффективности и направленности на практическое применение, в скором времени привлекла пристальное внимание различных военных и полицейских ведомств сначала в США, а затем и по всему миру.

На сегодняшний день для занятий по программам кроссфита оборудовано свыше 5 000 залов по всему миру. Данный вид тренировок используется для подготовки личного состава пожарных департаментов, силовых структур, правоохранительных органов. Проводятся соревнования различного уровня, осуществляется подготовка сертифицированных инструкторов по данному направлению физкультурно-спортивной деятельности.

В настоящее время кроссфит получает все большую популярность, интерес к нему возрастает как у исследователей, занимающихся изучением особенностей влияния кроссфита на различные системы организма, так и у тренеров-инструкторов и самих спортсменов.

Следует отметить, что с самого начала своего возникновения кросс-фит являлся практически полной противоположностью традиционному фит-несу: его основная цель - развитие физической подготовленности, под которой в кроссфите понимается увеличение работоспособности в диапазоне задач за определенный временной период. Широкое распространение данного направления связано с тем, что оно создает условия для роста как спортивных результатов, так общей силовой и физической подготовки. Физическая подготовленность в кроссфите рассматривается в контексте нескольких моделей [6]. Первая - необходимость развития всех физических качеств без уклона в развитие одного какого-то из них. В кроссфите физические качества диверсифицированы до 10 и включают такие составляющие, как работоспособность кардио-респираторной системы, сила, гибкость, выносливость, мощность, быстрота, координация, баланс, точность, маневренность [5]. Вторая модель связана с энергообеспечением двигательной деятельности и констатирует, что гармоничное физическое развитие предполагает высокий уровень тренированности всех жизненно важных систем организма. Третья модель заключается в развитии готовности к выполнению любой возможной двигательной задачи произвольной длительности, интенсивности и с любым двигательным составом, включая марафонские забеги или поднятие отягощения предельного веса.

Рекомендуемыми методами тренировок в кроссфите являются «круговой метод», включающий повторения в темповом режиме и метод интервальной тренировки. Данные методы включают интенсивную работу, направленную на развитие скоростно-силовых возможностей, силовой выносливости, взрывной силы. Концепция тренировок высокой интенсивности не является новой, однако ее сочетаемость с различными видами нагрузки делает ее отличной от других, в том числе и олимпийских видов спорта. Следует особо отметить, что за рубежом только сертифицированные залы и тренеры имеют право готовить спортсменов по программе кроссфита. В данном виде силового тренинга используются комплексы упражнений, имеются готовые комбинированные тренировки - Fran, Kalsu, Linda, Wittman, разработанные

для подготовленных спортсменов [5]. Существуют также и облегченные варианты, например, комплекс Cindy, состоящий из пяти подтягиваний, десяти отжиманий, пятнадцати приседаний (эти три упражнения входят в один подход). Для начинающих спортсменов длительность тренировки составляет 20 минут, и норматив выполнения должен регулироваться самим спортсменом, при этом важным условием правильности выполнения является отсутствие интервалов отдыха между подходами.

Учитывая новизну данного спортивного направления, в настоящее время наблюдается ограниченное количество исследований, посвященных различным аспектам организации тренировочного процесса в кроссфите. Отсутствует также единое мнение и относительно особенностей влияния этих занятий на организм спортсменов, степени опасности риска получения травм и развития различных патологий.

Цель данного исследования заключалась в изучении особенностей организации тренировочного процесса во время занятий кроссфитом. Исследования проводились на базе тренировочных центров по кроссфиту в городах Сургут и Ставрополье. Осуществлено посещение 52 занятий, в ходе которых проводилось наблюдение за выполняемыми спортсменами комплексами упражнений, особенностями организации тренировочного процесса, осуществлялся хронометраж предъявляемых нагрузок с фиксацией результатов наблюдения в отчетных бланках. Также через наблюдение, интервьюирование и письменное анкетирование осуществлялся анализ работы 18 тренеров-инструкторов.

По результатам исследования были определены показатели распределения нагрузки в процессе тренировок кроссфитом (табл. 1).

Таблица 1

Хронометраж выполнения отдельных упражнений в процессе тренировок по системе кроссфита

Вид нагрузки Среднее время выполнения Доля упражнения в общем объёме

нагрузки, мин нагрузок, %

Становая тяга штанги 8 13,34

Взятие штанги на грудь 7 11,67

Отжимания 5 8,33

Работа с гирей (мах, т.д.) 5 8,33

Приседание с утяжелениями (гирей, штангой или гантелями) 4 6,67

Подтягивания 4 6,67

Запрыгивание на платформу 7 11,67

Приседания без утяжелений на скорость 3 5,0

Прыжки на скакалке 3 5,0

Гребля 5 8,33

Бег 2 3,33

Прочие (разминка, заминка и т.д.) 7 11,67

Итого 60 100,01

Результаты наблюдений за процессом тренировок в зале показывают, что в основном в предлагаемых комплексах упражнений преобладают упражнения силовой направленности (от 6,7 до 15% в структуре общего времени тренировок) и незначительная доля упражнений направлена на развитие общефизических качеств: запрыгивание на платформу, прыжки на скакалке и бег. Полученные данные являются свидетельством того, что тренеры программ кроссфита уделяют недостаточно времени упражнениям, направленным на развитие общефизической и аэробной выносливости. Вместе с тем

именно эти критерии формируют состояние сердечно-сосудистой системы и других жизненно важных систем организма, что в целом и является показателем положительного влияния тренировок на организм спортсменов.

Результаты интервьюирования и анкетирования тренеров-инструкторов по используемым методам и особенностям организации работы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анализа особенностей организации занятий кроссфитом

Элементы организации занятий Количество ответов, %

1. Использование в работе принципов спортивной педагогики и физического воспитания 11

2. Планирование занятие 56

3. Документальная фиксация результатов занимающихся 39

- постоянная 11

- периодическая 28

4. Применение дифференцированного подхода в зависимости от физической подготовленности спортсменов 100

- по аэробной составляющей -

- по скоростно-силовой составляющей 100

Результаты интервьюирования позволили сделать следующие выводы.

Из 18 тренеров-инструкторов двое (11%) стараются применять принципы спортивной педагогики и реализовать их практически, особенно в части адаптационных возможностей организма.

Планируют работу только 56% опрошенных, документально фиксируют результаты постоянно - 11%, периодически - 28% опрошенных тренеров-инструкторов.

Все инструкторы применяют дифференцированный подход, однако, в их понимании, он заключается исключительно в индивидуальном дозировании силовой нагрузки, аэробная адаптация организма в учет практически не принимается.

Таким образом, в результате исследования выявлено, что большинство тренеров не учитывают возможность функционального перенапряжения организма как результата избытка силовых нагрузок. Усугубляет данное обстоятельство тот факт, что при присутствующем дефиците аэробной нагрузки недостаточно эффективна и приспособительная реакция на занятия кросс-фитом в целом, особенно по отношению к новичкам, что в дальнейшем может оказать влияние на функциональное состояние спортсмена.

Безусловно, основная направленность кроссфита как спортивной дисциплины - развитие силовых способностей, именно поэтому и соответствующее направление подготовки спортсменов является приоритетным. Вместе с тем нельзя преуменьшать значимость и необходимость присутствия нагрузок на кардиореспираторную и сердечно-сосудистую системы. Таким образом, практически во всех комплексах упражнений обязательно должны включаться и упражнения аэробной направленности, прежде всего, в силу необходимости развития приспособительных механизмов как сердечно-сосудистой, так и кардиореспираторной системы. К сожалению, эта необходимость, как показывает практика, либо игнорируется тренерами, либо используются не в полной мере.

По нашему мнению, комплекс упражнений кроссфитом для спортсменов, занимающихся в условиях спортивных залов, должен быть построен с учетом педагогических принципов и принципов воспитания физической культуры и спортивной тренировки: системности (всестороннего единства тренировочного процесса), преемственности, подразумевающего постепен-

ное повышение нагрузок для систем организма, доступности и индивидуализации тренировок, цикличности и т.д. [1, 2]. Занятия должны быть организованы в динамическом режиме и включать всестороннюю физическую подготовку и функциональное развитие организма. Кроме того, важным аспектом работы тренеров должно стать планирование нагрузок и учет ответной реакции организма занимающихся.

По рекомендациям ряда авторов [2, 4], представляется целесообразным в работе тренеров планирование тренировок по трем вариантам построения нагрузок.

На начальном этапе тренировок для «новичков» нагрузка должна предлагаться без учета времени выполнения с целью вхождения организма в оптимальный ритм тренировки. Каждое упражнение выполняется от начала до конца, и только после этого начинается выполнение другого. Количество раз в одном упражнении, выполняемых сразу и без отдыха, можно разбить на несколько подходов. Например, 25 подтягиваний: на 15-10-5 и т.д., в зависимости от физической подготовленности.

В дальнейшем следует постепенно вносить изменения в организацию тренировок - выполнение упражнений без дробления, после чего можно увеличивать нагрузку или переходить к более сложному варианту выполнения.

Дозирование нагрузки на начальном этапе должно осуществляться по правилу обратно пропорциональной зависимости: чем больше упражнений в задании, тем меньше кругов необходимо выполнить, и наоборот: меньше упражнений - большее количество кругов.

Для спортсменов, имеющих средний уровень адаптации к предъявляемой нагрузке, уже стоит учитывать минимально возможное время выполнения упражнения, то есть заданные упражнения выполняются за минимальное время. Количество раз в одном подходе выполняется по желаемому выбору и физическим возможностям спортсмена. После чего осуществляется переход к другому упражнению и т.д. Например, задано выполнить всего: 50 берпи, 50 сит-ап, 50 отжиманий. За один раз можно выполнить 15 берпи, 20 сит-ап и 25 отжиманий. Далее спортсмен начинает сначала и так делает, пока не будет выполнено общее количество в упражнении. В дальнейшем надо стремиться к выполнению упражнений полностью, после чего можно увеличивать количество раз или менять упражнение. Нагрузка для спортсменов среднего уровня подготовленности должна дозироваться с учетом используемых упражнений и их очередности: в подготовительной и заключительной части меньше, чем в основной.

Для хорошо подготовленных спортсменов необходимо построение нагрузки с учетом фактора времени, то есть полное включение скоростно-силовых качеств.

В работе тренеров кроссфита нередко отмечается ряд недостатков, таких как отсутствие планирования в работе, игнорирование принципов обучения и физического воспитания. Важным методическим упущением является сведение к минимуму упражнений аэробной направленности, что может негативно сказаться как на общей работоспособности, так и на физической, особенно для новичков. Малая доля упражнений аэробной направленности негативно влияет также и на адаптационные возможности новичков, что может негативно сказаться на состояние сердечно-сосудистой системы.

С учетом выявленных недостатков, рекомендуется:

1. Планирование и организацию тренировок проводить с учетом общепедагогических и воспитательных принципов системности, преемственности, постепенности, вариативности, цикличности и т.д.

2. Систематически проводить планирование тренировок и контроль результатов.

3. Разрабатывать дифференцированные программы для спортсменов начального, среднего и профессионального уровней.

4. В программах, составленных для спортсменов начального курса, максимально использовать упражнения аэробной направленности для формирования адаптационных возможностей кардиореспираторной и сердечнососудистой систем.

5. При сформировавшихся адаптационных возможностях организма у занимающихся среднего уровня подготовленности рекомендуется включать в работу упражнения на время, и только для опытных спортсменов необходимо составлять тренировки скоростно-силовой направленности.

Эти рекомендации помогут снизить риск получения травм, адаптировать организм к нагрузкам и повысить мотивацию занимающихся в целом.

Литература

1. Багнетова, Е.А. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности [Текст] : учеб. пособие / Е.А. Багнетова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. -268 с.

2. Багнетова, Е.А. Общая и специальная гигиена [Текст] / Е.А. Багнетова. -Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 268 с.

3. Глубокий, В.А. Кроссфит в физической подготовке студентов, курсантов, сотрудников СИБЮИ ФСКН России [Текст] / В.А. Глубокий // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. - 2014. - С. 85.

4. Ермакова, Ю.Н. Применение кроссфит-тренировок у студентов, занимающихся силовым троеборьем на начальном этапе подготовки [Текст] / Ю.Н. Ермакова, Е.А. Осокина, Ю.В. Тихомиров // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал. - 2016. - № 3. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24617 (дата обращения: 23.11.2017).

5. Ефремова, Н.Г. Современные направления силового тренинга [Текст] / Н.Г. Ефремова, П.В. Солопов // Физическая культура, спорт и здоровье. -2014. - № 24. - С. 89-94.

6. Glassman, G. What is fitness [Text] // CrossFit Journal. - 2002. - Т. 1. - №3. -С. 1-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.