УДК 378.172:796.034 ББК 75.1
DOI 10.47475/2500-0365-2022-17113
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ КРОССФИТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
Ю. А. Постольник1, Е. С. Куманцова2, Н. С. Купцова1, Т. С. Корженевская1
1 Московский городской педагогический университет. Москва, Россия 2 Московский государственный технический университет гражданской авиации. Москва, Россия
В статье рассматривается технология применения системы упражнений «кроссфит» в элективной дисциплине «Физическая культура и спорт» по курсу «Волейбол». Для экспериментальной программы было разработано особое содержание занятий, которое распределилось на недельное выполнение конкретной нагрузки с использованием различных вариаций упражнений кроссфита. Благодаря полученным результатам подтвердилась эффективность использования системы упражнений кроссфита в рамках учебной элективной дисциплины «Физическая культура и спорт» в показателях физический подготовленности экспериментальной группы в сравнении с классической системой общей физической подготовки, используемой контрольной группе.
Ключевые слова: студентки, система упражнений Кроссфит, дисциплина «Физическая культура и спорт», физическая подготовленность.
Введение. В настоящее время в практику физического воспитания, фитнес-индустрии и массового спорта внедрены различные средства, как с нестандартным инвентарем (пластмассовые бутылки наполненные водой, сэндбэги, волболы, скоростные скакалки и др.), так и со стандартным инвентарём (фит-болы, мед-болы, эспандеры, степ-платформы, гимнастические палки, набивные мячи, гантели, диски, скакалки разной длины, резинки и др.) [1. С. 223; 4. С. 174].
Авторы данных исследований отмечали, что физические нагрузки с различными видами инвентаря позволяют добиваться более высоких показателей физической, функциональной подготовленности и улучшения общего состояния [7. С. 128; 9. С. 125]. Глобальный прогресс в данной сфере достигается путём создания новых нетрадиционных средств двигательной активности и систем оздоровления [5. С. 90; 8. С. 5]. К одной из которых можно отнести стремительно набирающую популярность дисциплину, называемую «CrossFit» (функциональное многоборье). Её определяют, как систему подготовки, направленную на развитие всех физических качеств — выносливости, силы, скорости, гибкости и координации [6. С. 55].
В основу кроссфита положен интервальный и круговой методы тренировки, средствами легкая атлетика, тяжелая атлетика, гимнастика пауэрлиф-тинг и бодибилдинг. Программа кроссфита классифицируются на три группы: упражнения с отя-
гощением; упражнения по работе с собственным весом (гимнастика); упражнения для развития выносливости сердечной мышцы (плавание, бег на короткие и длинные дистанции, упражнения на гребном тренажере и др.) [10. С. 477].
Главная особенность упражнений предлагаемых кроссфита заключается в задействовании максимально возможного количества групп мышц одновременно. Тренировки в структуре этой системы улучшают работу костно-мышечного аппарата, сердца, сосудов, дыхательной и других систем организма [3. С. 350].
Актуальность. Одним из важнейших направлений в системе образования является физическая культура. Вопрос о развитии этой сферы стоит крайне остро, т. к. новое время диктует новые условия. Многие средства и методы считавшиеся базовыми, на сегодняшний день, стали неактуальными, а инновации в области физического воспитания по причине недостаточной разработанности содержательного компонента и эффективности подходов дисциплины «Физическая культура и спорт» не представляются возможным.
Проблема. В результате обучающиеся высшей школы постепенно теряют интерес к дисциплине «Физическая культура и спорт», что приводит к снижению уровня физической подготовленности и ухудшению общих показателей состояния здоровья
Целью данного исследования явилась эффективность система упражнений кроссфита,
которая внедрена в процесс физического воспитания у студенток первого курса.
В рабочей гипотезе нами сделано предположение о том, что внедрение в элективную дисциплину «Физическая культура и спорт» для студенток систему упражнений кроссфита, позволит оптимизировать процесс физического воспитания, который повысит интерес к новому направлению, улучшит физическую, функциональную подготовленность, а также проявится осознанная и обоснованная мотивация к предмету.
Материалы и методы исследования. В качестве методов исследования были применены: анализ литературных источников, соответствующих теме исследования; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
В исследовании приняли участие студентки первого курса Московского городского педагогического университета, различных факультетов: социологии, психологии, английского и немецкого языка, начальных классов, истории; п = 40 человек, и разделенные на две подгруппы, п = 20. Идентичность групп, была подтверждена медицинским заключением о наличии основной медицинской группы здоровья у всех участниц эксперимента и показателями физической подготовленности, которые были проведены до начало эксперимента р > 0,05.
Эксперимент проходил в 2018—2019 учебном году, в течение 8 месяцев, в рамках рабочей программы элективной дисциплины «Физическая культура и спорт» по курсу «Волейбол», которая составлена с требованиями ФГОС ВО. В обеих группах занятия проходили согласно учебному расписанию 1 раз в неделю по два академических часа.
Экспериментальная программа предполагала выполнение системы упражнений кроссфита в заключение основной части занятия. Подготовительная часть была направлена на согревание: общеразвивающий и подводящий комплекс упражнений, который подводил к решению задач в основной части занятия. Основная часть занятий была посвящена освоению содержания занятий, согласно рабочей программе «Элективная Физическая культура и спорт» по курсу «Волейбол». В заключительную часть урока входили упражнения на: подвижность суставов, гибкость, расслабление, а также входили средства нейро-бики [2. С. 101].
Экспериментальная программа была представлена на основе фитнес-направления «кроссфит»,
но не отклонялась от общепринятой рабочей программы, в нее входило разнообразии физических упражнений с новейшими приемами и вариациями. Для занятий этой группы было разработано особое содержание, которое распределилось на недельное выполнение конкретной нагрузки, а именно:
Первое занятие в месяце предлагало группу многоструктурных упражнений (М) , куда входили только кардио нагрузки;
Второе занятие в месяце — было комбинированное и состояло из группы гимнастических упражнений (О) и упражнений с отягощением — «куплеты»;
Третье и четвертое месячное занятие — содержало вариации «триплет» и «чиппер» включающие комбинирование 3-х и более различных движений, соблюдая структуру (MGW), а именно, длительный бег, упражнения, включающие различные движения с собственным весом и двигательные действия, к которым относятся все виды становых тяг. Ввиду огромного количества упражнений каждого типа, предлагалось комбинировать (MM, WW, СО) (табл. 1).
В процесс занятий был положен метод строгой регламентации упражнений, предусматривающий предписанную программу, точное дозирование нагрузок и их динамическое варьирование по ходу выполнения, четкое нормирование места и длительность интервалов отдыха, а также управление воздействиями нагрузок. Вся экспериментальная программа Кроссфит соответствовала уровню подготовленности обучающихся и была сосредоточена на формирование двигательных умений и навыков; развитие физических качеств, которое отразилось на повышении функциональных возможностей организма девушек первокурсниц и обеспечило высокий уровень работоспособности (табл. 2).
Из сравнительного анализа полученных результатов физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп можно установить, что во всех проведенных тестах на физическую подготовленность участницы экспериментальной группы показали более высокие результаты, чем девушки из контрольной группы (р < 0,05), особенно отрыв в средних показателях экспериментальной группы замечен в упражнениях на силовую выносливость — сгибание и разгибание рук в упоре; скоростно-силовых упражнениях — поднимании туловища из исходного положения, лежа на спине; прыжок в длину с места.
Благодаря инновационной технологии данной системы упражнений, ожидание повышения
Таблица I
Упражнения и комплексы системы Кроссфит
План на месяц Вариации упражнений и комплексы
Понедельный план Упражнения и комплексы
Занятия 1. Кардио (М): Double-Unders (М) — двойные прыжки на скоростной скакалке / Shuttle Run(M) — челночный бег Running (М) — равномерный бег, спринтерские дистанции (200 м,400 м, 800 м); Jumping Jack (М) — прыжки, ноги шире плеч и одновременно, хлопок руками над головой; High Knees Running (М) — бег с высоким подниманием бедра
Занятия 2. «Куплеты» — комбинированы гимнастические упражнения с собственным весом / силовые упражнения с отягощением (GW): Комплекс (GW) Box jump(G) —запрыгивание на гимнастическую скамейку или другую возвышенность / Wall ball(W) — броски мяча на высоту 2,5—3м. в стену (из положения присед мяч перед грудью с последующим выпрямлением ног и броском мяча вверх в стену) Комплекс (GW) Air Squat(G) — воздушные приседания/приседания без отягощения / Kettlebell swing(W) — махи гирей; Push-ups(G) — сгибание и разгибание рук в упоре лежа / Ball slams (W) — броски медицинского мяча в пол; Burpee(G) — упор присев — упор лежа — положение лежа — подъем на бедра — перенос веса тела на колени — упор присев — прыжок вверх с хлопком руками за головой / Dumbbell Box Step Over (W) — степ-шаг на гимнастическую скамейку или другую возвышенность с гантелями; Push-up(G) — подтягивание из виса лежа / Overhead Dumbbell Squat(W) — приседания с гантелей над головой; Комплекс (WW) Dumbbell Dead Lift (W) — становая тяга с гантелями; Dumbbell Clean(W) — взятие гантели на грудь; Dumbbell Snatch(W) — рывок гантели; Dumbbell Jerk(W) — толчок гантелей
Занятия 3, 4. «Триплеты» — комбинировано три движения (MGW): Комплекс (MGW) Running(M) —спринтерский бег 200 м. / Burpee Medicine Ball Over (G) — бeрпи через медицинский мяч / Goblet squat (W) —приседания с отягощением перед собой / Dumbbell lunges forward (W) — глубокие выпады с отягощением Комплекс (MGW) Running(M) — спринтерский бег 400 м. /Over Head Plate Lunges (W) — выпады с блином над головой / Sit up(G) — подъемы корпуса из положения лежа на спине с согнутыми ногами с последующим поднятием корпуса и касанием пола или пальцев ног перед собой / Planka(G) — статическое удержание.
Таблица 2
Сравнение средних показателей физической подготовленности девушек контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента
Показатели физической подготовленности Группа Р
Экспериментальная n = 20 Контрольная n = 20
Х ± о Х ± о
Челночный бег 3x10, с 7,9 ± 0,37 8,2 ± 0,61 < 0,05
Бег 2000 м., м 10,4 ± 16,24 11,0 ± 0,83 < 0,05
Бег 100 м., с 16,4 ± 0,65 17 ± 0,63 < 0,05
Прыжок в длину с места, см 185,6 ± 5,93 171,5 ± 11,67 < 0,05
Сгибание и разгибание рук в упоре, раз 16,9 ± 2,69 12,2 ± 2,86 < 0,05
Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз / 1 мин 46,2 ± 2,5 40,4 ± 3,73 < 0,05
Наклон вперед, из положения стоя, см 17,6 ± 2,28 15,7 ± 12,72 < 0,05
интереса к дисциплине «Физическая культура и спорт» у первокурсниц явилось оправданным, помимо этого система предполагала развитие физических качеств, повышение уровня физической подготовленности, улучшение психоэмоционального состояния и в целом укрепление здоровья учащихся. При систематических занятиях упражнениями программы «кроссфит» у студенток наблюдалось увеличение мотивации к физкультур-но-спортивной деятельности, что, однозначно, способствует повышению уровня знаний о современных подходах к организации физической подготовленности и укреплению навыков самостоятельной физической тренировки.
Заключение. Совершенствование процесса физического воспитания на основе кроссфита не только мотивируют личность развивать свои физические качества, двигательные умения и навыки, но и подталкивают её на удовлетворение совокупности важнейших общественно и социально важных потребностей человека, а именно: стремление к развитию, познанию и общению; накопление положительных эмоций, качественно влияющих как на общее физическое состояние в целом, так и на мотивацию к дальнейшему развитию; достижение конкретных целей, в процессе которого немаловажными факторами выступают развитые волевые, нравственные и эстетические черты личности. Одним из положительных последствий всего вышеперечисленного можно выделить существенное повышение уровня физической подготовленности; вовлечение к развитию массового, студенческого спорта в стране.
Модель физических упражнений программы кроссфит может быть рекомендована к занятиям физической культуры, не только девушкам в высших учебных заведениях, но и юношам, и всем обучающимся в средних профессиональных учреждений.
Список литературы
1. Бубенцова, Ю. А. Изучение мотивации студентов к дисциплине «физическая культура и спорт» / Ю. А. Бубенцова, Ю. А. Постольник, Н. А. Белоножкина // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : сборник статей по материалам X научно-практической конференции с международным участием, Москва, 14—15 мая 2020 года. — М., 2020. — С. 223—226.
2. Бубенцова, Ю. А. Фитнес-йога в системе физического воспитания студентов вузов / Ю. А. Бубенцова, Ю. А. Постольник. — М., 2021. — 112 с.
3. Галимова, А. Г. Кроссфит как направление совершенствования процесса физического воспитания в образовательных организациях / А. Г. Галимова, М. Д. Иванова // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. — 2019. — № 2(2). — С. 350—356.
4. Мальцев, Д. В. Инновационная технология в процессе занятий элективной физической культурой по курсу «плавания» в вузе / Д. В. Мальцев, Ю. А. Бубенцова // Шаг в науку : Материалы IV научно-практической конференции молодых ученых (II всероссийской), Москва, 18 декабря 2020 года. — М., 2020. — С. 174—178.
5. Новикова, I. В. Кроссфит — система общей физической подготовки студентов / I. В. Новикова // News of Science and Education. — 2017. — Vol. 4, no. 6. — Pp. 089—092.
6. Постольник, Ю. А. Кроссфит как способ эффективности повышения физической подготовленности студенток вуза / Ю. А. Постольник, Д. М. Мальцев, Е. В. Голова, Ю. Б. Кашенков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2020. — Т. 15, № 4. — С. 55-60.
7. Постольник, Ю. А. Мотивационно-цен-ностные ориентиры, определяющие отношение студентов к занятиям физической культурой / Ю. А. Постольник, Е. А. Распопова // Известия Сочинского государственного университета. — 2013. — № 1-1(23). — С. 114—117.
8. Постольник, Ю. А. Формирование профессиональных компетенций студенток на занятиях плаванием средствами водных видов спорта: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Постольник. — М., 2015. — 22 с.
9. Распопова, Е. А. Сравнительная характеристика доминирующих мотивов, побуждающих студентов различных вузов к занятиям физической культурой / Е. А. Распопова, Ю. А. Постольник // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2018. — Т. 13, № 1. — С. 125—132.
10. Чесно, А. В. Влияние кроссфита на показатели физического состояния студентов / А. В. Чес-но, Л. А. Кекова, О. П. Ватраль // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2020. — № 3(181). — С. 477—480.
Поступила в редакцию 07 ноября 2021 г.
Для цитирования: Постольник, Ю. А. Технология применения средств Кроссита для повышения уровня физической подготовленности обучающихся в вузе / Ю. А. Постольник, Е. С. Куманцова, Н. С. Купцова, Т. С. Корженевская // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 1. — С. 81—87.
Сведения об авторах
Постольник Юлия Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптологии и спортивной подготовки института естествознания и спортивных технологий. Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. ORCID ID: 0000-0003-4053-2784. Elibrary ID: 775964. E-mail: postolnik.julia@ yandex.ru
Куманцова Елизавета Сергеевна — старший преподаватель, общеуниверситетской кафедры физического воспитания. Московский государственный технический университет гражданской авиации. Москва, Россия. ORCID ID: 0000-0003-0619-7986. Elibrary ID: 776142. E-mail: [email protected]
Купцова Наталия Сергеевна — ассистент кафедры адаптологии и спортивной подготовки института естествознания и спортивных технологий. Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. ORCID ID: 0000-0002-5177-751X. Elibrary ID: 1060577. E-mail: [email protected]
Корженевская Татьяна Сергеевна — ассистент кафедры адаптологии и спортивной подготовки института естествознания и спортивных технологий. Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. ORCID ID: 0000-0003-0085-4201. E-mail: [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2022, vol. 7, no. 1, pp. 81—87.
Technology of using crossfit tools to increase the level of physical fitness of students at the university
Postolnik Yu.A.1,Kumancova E.S.2, Kuptsova N.S.3, Korzhenevskaya T.S.4
1 3' 4 Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia
1 [email protected] 3 [email protected]
2 Moscow State Technical University of Civil Aviation, Moscow, Russia. [email protected]
The article discusses the technology of using the Crossfit exercise system in the elective discipline "Physical Culture and Sports" in the course "Volleyball". For the experimental program, a special content of classes was developed, which was distributed over a week's performance of a specific load using various variations of Crossfit exercises. Thanks to the results obtained, the effectiveness of using the Crossfit exercise system within the framework of the elective discipline "Physical Culture and Sports" in terms of physical fitness of the experimental group was confirmed in comparison with the classical system of general physical training used by the control group.
Relevance. Currently, one of the most important areas in the education system is physical culture. The question of the development of this sphere is extremely acute, because the new time dictates new conditions. Many tools and methods that were considered basic, today, have become irrelevant, and innovations in the field of physical education due to insufficient development of the content component and the effectiveness of approaches of the discipline "Physical Culture and Sport" are not possible.
Problem. As a result, students of higher education gradually lose interest in the discipline "Physical Culture and sports", which leads to a decrease in the level of physical fitness and deterioration of overall health indicators The purpose of this study was the effectiveness of the Crossfit exercise system, which is introduced into the process of physical education in first-year students.
Materials methods. The following research methods were used: analysis of literary sources corresponding to the research topic; pedagogical observation; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics.
Results and discussions. From a comparative analysis of the results of the physical fitness of the control and experimental groups, it can be established that in all the tests conducted for physical fitness, the participants of the experimental group showed higher results than the girls from the control group (p<0.05). Thanks to the innovative technology of this exercise system, the expectation of increasing interest in the discipline "Physical Culture and Sports" among first-year
students was justified, in addition, the system assumed the development of physical qualities, increasing the level of functional readiness and, in general, strengthening the health of students.
Conclusions. The improvement of the process of physical education based on the introduction of modern means of Crossfit, allowed us to highlight a significant increase in the level of physical fitness; involvement in the development of mass sports, as well as student sports in the country.
Keywords: female students; Crossfit exercise system; discipline "Physical culture and sports"; physical fitness.
References
1. Bubentsova Yu.A., Postolnik Yu.A., Belonozhki-na N.A. Izuchenie motivatsii studentov k distsipline «fizicheskaya kultura i sport» [Studying students' motivation for the discipline "physical culture and sport"]. Innovatsionnyie tehnologii v sporte ifiziches-kom vospitanii podrastayuschego pokoleniya : cborn-ik statey po materialam X nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem, Moskva, 14—15 maya 2020 goda [Innovative technologies in sports and physical education of the younger generation: a collection of articles based on the materials of the X scientific and practical conference with international participation, Moscow, May 14—15, 2020]. Moscow, 2020. Pp. 223—226. (In Russ.).
2. Bubentsova Yu.A., Postolnik Yu.A. Fitnes-yoga v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentov vuzov [Fitness yoga in the system of physical education of university students]. Moscow, 2021. 112 p. (In Russ.).
3. Galimova A.G., Ivanova M.D. Krossfit kak napravlenie sovershenstvovaniya protsessa fizichesk-ogo vospitaniya v obrazovatelnyih organizatsiyah [Crossfit as a direction for improving the process of physical education in educational organizations]. Nauchnyiy daydzhest Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii [Scientific Digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2019, no. 2(2) pp. 350—356. (In Russ.).
4. Maltsev D.V., Bubentsova Yu.A. Innovatsion-naya tehnologiya v protsesse zanyatiy elektivnoy fizicheskoy kulturoy po kursu «plavaniya» v vuze [Innovative technology in the process of elective physical education classes on the course of "swimming" at the university]. Shag v nauku : Materialyi IV nauchno-prakticheskoy konferentsii molodyih uchenyih (II vserossiyskoy), Moskva, 18 dekabrya 2020 goda [Step into science : Materials of the IV Scientific and Practical Conference of Young Scientists (II All-Russian), Moscow, December 18, 2020]. Moscow, 2020. Pp. 174—178. (In Russ.).
5. Novikova I.V. Krossfit — sistema obschey fizicheskoy podgotovki studentov [Crossfit — a system of General physical training of students]. News
of Science and Education [News of Science and Education], 2017, vol. 4, no. 6, pp. 89—92. (In Russ.).
6. Postolnik Yu.A., Maltsev D.M., Golova E.V., Kashenkov Yu.B. Krossfit kak sposob effektivnosti povyisheniya fizicheskoy podgotovlennosti studentok vuza [Crossfit as a way of increasing the efficiency of physical fitness of students of the University]. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemyi fizicheskoy kulturyi i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2020, vol. 15, no. 4, pp. 55—60. (In Russ.).
7. Postolnik Yu.A., Raspopova E.A. Motivat-sionno-tsennostnyie orientiryi, opredelyayuschie otnoshenie studentov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy [Motivational and value orientations that determine the attitude of students to physical education]. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo uni-versiteta [News of Sochi State University], 2013, no. 1-1 (23), pp. 114—117. (In Russ.).
8. Postolnik Yu.A. Formirovanie professionalnyih kompetentsiy studentok na zanyatiyah plavaniem sredstvami vodnyih vidov sporta [Formation of professional competencies of female students in swimming classes by means of water sports]. Abstract of thesis. Moscow, 2015. 22 p. (In Russ.).
9. Raspopova E.A., Postolnik Yu.A. Sravnitelnaya harakteristika dominiruyuschih motivov, pobuzhda-yuschih studentov razlichnyih vuzov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy [Comparative characteristics of the dominant motives that encourage students of various universities to engage in physical culture]. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemyi fizicheskoy kulturyi i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2018, vol. 13, no. 1, pp. 125—132. (In Russ.).
10. Chesno A.V., Kekova L.A., Vatral O.P. Vliya-nie krossfita na pokazateli fizicheskogo sostoyaniya studentov [The influence of crossfit on the indicators of the physical condition of students]. Uchenyie za-piski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P. F. Lesgaft University], 2020, no. 3(181), pp. 477—480. (In Russ.).
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/