Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ГИДРОАЭРОБИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ГИДРОАЭРОБИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ / ГИДРОАЭРОБИКА / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ПЛАВАНИЕ» / ДИСЦИПЛИНА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Постольник Ю. А., Мальцев Д. В., Куманцова Е. С., Белоножкина Н. А.

В настоящей статье определены основные мотивы студентов к освоению курса «плавание» дисциплины Физическая культура и спорт, изучены причины опровержения выбора студентами электива по плаванию. В системе физического воспитания высшей школыгидроаэробика,относитсяксовременнымвидамдвигательнойактивностистудентов. Установлено, что упражнения гидроаэробики, являются эффективным средством снятия психо-эмоционального напряжения, что положительно отражается на начальном этапе обучения плаванию и способствует ускоренному формированию плавательных умений и навыков. Материалы . В настоящей статье приводятся данные эффективности работы по использованию упражнений гидроаэробики на начальном этапе обучения плаванию, которые отразились в росте средних самооценок психо-эмоционального состояния и повышение плавательной подготовленности студентов вуза. Методы исследования . Анализ и обобщение научной литературы, анкетирование и опрос, педагогический эксперимент, тестирование плавательной подготовленности, методы статистической обработки данных. Результаты . Выявлены различия в экспериментальной группе в уровне плавательной подготовленности и психо-эмоционального состояния в конце экспериментальной работы. Студенты, занимавшиеся по экспериментальной инновационной методике с включением упражнений гидроаэробики на этапе начального обучения плавания, достоверно превосходили занимавшихся молодых людей контрольной группы в показателях: плавательной подготовленности, средней самооценки психо-эмоционального состояния в конце эксперимента. Заключение . Современных подход к процессу физического воспитания состоит во внедрение новейших упражнений гидроаэробики, которые направлены на ускоренное формирование плавательных умений и навыков, что отражает повышение плавательной подготовленности и оптимизации функциональных возможностей, а также снятие психо-эмоционального напряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Постольник Ю. А., Мальцев Д. В., Куманцова Е. С., Белоножкина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF HYDROAEROBICS MEANS USE AT THE INITIAL STAGE OF TEACHING SWIMMING

The article defines the main motives of students to master “Swimming” course in “Physical culture and sport” discipline. We studied the reasons for refutation of a swimming elective choice by students. In the system of physical upbringing at a high school hydroaerobics belongs to modern kinds of students’ motor activity. It was stated that the exercises in hydroaerobics are an effective means of psycho-emotional tension avoidance. It has a positive influence on the initial stage of teaching swimming and provides intensive swimming skills and abilities formation. Materials . The article presents the results concerning the effectiveness of hydroaerobics exercises use at the initial stage of teaching swimming. They were reflected in the average self- estimations of psycho-emotional state increase and students’ swimming readiness improvement. Research methods. Information sources analysis and summarizing, questionnaire survey and interview, pedagogical experiment, swimming readiness testing, methods of statistical data handling. Results . We revealed the differences in the experimental group in the level of swimming readiness and psycho-emotional state at the end of the experimental work. Students, who trained according to the experimental innovative methodology with hydroaerobics exercises inclusion at the stage of initial teaching swimming, validly excelled young people from the control group in swimming readiness indices, the average self-estimation of psycho-emotional state at the end of the experiment. Conclusion . Present approach to the process of physical upbringing is in new hydroaerobics exercises introduction. They are directed toward intensive swimming skills and abilities formation. It reflects swimming readiness increase and functional abilities optimization and also psycho-emotional tension avoidance.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ГИДРОАЭРОБИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ»

УДК 797.21 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-57-61

Эффективность использования средств гидроаэробики на начальном

этапе обучения плаванию

Постольник ЮА.'*, Мальцев Д.В.1, Куманцова Е.С.2, Белоножкина Н.А.1

'Московский городской педагогический университет г. Москва, Россия 'ORCID: 0000-0003-4053-2784, [email protected]

2ORCID: 0000-0002-6930-3101, [email protected] 4ORCID: 0000-0002-2005-8942,natali [email protected]

Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации. Москва, Россия 3ORCID: 0000-0003-0619-7986, [email protected]

Аннотация: В настоящей статье определены основные мотивы студентов к освоению курса «плавание» дисциплины Физическая культура и спорт, изучены причины опровержения выбора студентами электива по плаванию. В системе физического воспитания высшей школыгидроаэробика,относитсяксовременнымвидамдвигательнойактивностистудентов. Установлено, что упражнения гидроаэробики, являются эффективным средством снятия психо-эмоционального напряжения, что положительно отражается на начальном этапе обучения плаванию и способствует ускоренному формированию плавательных умений и навыков. Материалы. В настоящей статье приводятся данные эффективности работы по использованию упражнений гидроаэробики на начальном этапе обучения плаванию, которые отразились в росте средних самооценок психо-эмоционального состояния и повышение плавательной подготовленности студентов вуза. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, анкетирование и опрос, педагогический эксперимент, тестирование плавательной подготовленности, методы статистической обработки данных. Результаты. Выявлены различия в экспериментальной группе в уровне плавательной подготовленности и психо-эмоционального состояния в конце экспериментальной работы. Студенты, занимавшиеся по экспериментальной инновационной методике с включением упражнений гидроаэробики на этапе начального обучения плавания, достоверно превосходили занимавшихся молодых людей контрольной группы в показателях: плавательной подготовленности, средней самооценки психо-эмоционального состояния в конце эксперимента. Заключение. Современных подход к процессу физического воспитания состоит во внедрение новейших упражнений гидроаэробики, которые направлены на ускоренное формирование плавательных умений и навыков, что отражает повышение плавательной подготовленности и оптимизации функциональных возможностей, а также снятие психо-эмоционального напряжения. Ключевые слова: студенты, обучение плаванию, гидроаэробика, элективный курс «плавание», дисциплина «Физическая культура и спорт»

Для цитирования: Постольник Ю.А.*, Мальцев Д.В., Куманцова Е.С., Белоножкина Н.А.

«Эффективность использования средств гидроаэробики на начальном этапе обучения плаванию»

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.

2021; 16(3): 57-61. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-57-61.

Effectiveness of hydroaerobics means use at the initial stage of teaching

swimming

Yuliya A. Postolnik'*, Dmitriy V. Maltsev', Elizaveta S. Kumantsova2, Nataliya A.

Belonozhkina'

'Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia Moscow State Technical University of Civil Aviation, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-4053-2784, [email protected]*

ORCID: 0000-0002-6930-3101, [email protected] ORCID: 0000-0003-0619-7986, [email protected] ORCID: 0000-0002-2005-8942,natali [email protected]

Abstract: The article defines the main motives of students to master "Swimming" course in "Physical culture and sport" discipline. We studied the reasons for refutation of a swimming elective choice by students. In the system of physical upbringing at a high school hydroaerobics belongs to modern kinds of students' motor activity. It was stated that the exercises in hydroaerobics are an effective means of psycho-emotional tension avoidance. It has a positive influence on the initial stage of teaching swimming and provides intensive swimming skills and abilities formation. Materials. The article presents the results concerning the effectiveness of hydroaerobics exercises use at the initial stage of teaching swimming. They were reflected in the average self-estimations of psycho-emotional state increase and students' swimming readiness improvement. Research methods. Information sources analysis and summarizing, questionnaire survey and interview, pedagogical experiment, swimming readiness testing, methods of statistical data handling. Results. We revealed the differences in the experimental group in the level of swimming readiness and psycho-emotional state at the end of the experimental work. Students, who trained according to the experimental innovative methodology with hydroaerobics exercises inclusion at the stage of initial teaching swimming, validly excelled young people from the control group in swimming readiness indices, the average self-estimation of psycho-emotional state at the end of the experiment. Conclusion. Present approach to the process of physical upbringing is in new hydroaerobics exercises introduction. They are directed toward intensive swimming skills and abilities formation. It reflects swimming readiness increase and functional abilities optimization and also psycho-emotional tension avoidance.

Keywords: students, teaching swimming, hydroaerobics, "Swimming" elective course, "Physical culture and sport" discipline.

For citation: Yuliya A. Postolnik*, Dmitriy V. Maltsev, Elizaveta S. Kumantsova, Nataliya A. Belonozhkina.

"Effectiveness of hydroaerobics means use at the initial stage of teaching swimming". Russian Journal of

Physical Education and Sport. 2021; 16(3): 57-61. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-57-61.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы значительно возрос интерес студентов к средствам и методам укрепления психофизической подготовки, профилактике заболеваний, развитию жизненно необходимых умений и навыков. Ведущая роль в решении данных проблем отводится физическим упражнениям. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций в жизнедеятельности и в профессионально-прикладной подготовке ставят плавание на одно из первых мест на занятиях физической культурой [5, 7]. Влияние плавания на организм человека предельно благотворно и разнообразно, ему присуще оздоровительно-гигиеническое и прикладное значение. Плавание отличает от всех видов физической активности двумя факторами: особая среда -вода, и горизонтальное положение человека во время двигательного действия. Плавание считается идеальным видом физических упражнений [4, 9, 10,12,13].

Однако, по мнению студенческой молодежи, есть обратная сторона суждений,

по данным проведенного опроса 2021-2022 учебного года из 3000 студентов 2 и 3 курсов Московского городского педагогического университета, всего 480 обучающихся (16%) избрали курс «плавание» для освоения элективной дисциплины «Физическая культура и спорт». Основные мотивы выбора, студенты назвали: желание научится хорошо плавать и правильно дышать во время плавания - 253 чел. (52,7%); симпатию к плаванию, и считают этот вид для себя самым оптимальным средством двигательной активности - 165 чел. (34,3%); спортивное совершенствование навыков в плавании для достижения наивысших спортивных результатов (эти студенты ранее занимались в ДЮСШ) - 32 чел. (6,6%); 30 чел. (6,2%) - назвали свой выбор - случайным (по совету друга (подруги) или за компанию.)

Причинами низкого количества желающих посещать электив «плавание», по мнению 250 студентов, (которые не выбрали курс «Плавание»), были выявлены: низкий уровень плавательной подготовленности - 62 чел. (24,8%); простудные заболевания после бассейна - 45 чел. (18%); испытывают неприязнь

к плаванию - 37 чел. (14,8%); аллергические реакции на химический состав используемый для очистки воды в бассейне - 34 чел. (13,6%); неудобное территориальное расположение бассейна университета - 24 чел. (9,6%); 24 чел. (9,6%) - считают, что физические упражнения в зале эффективнее, чем в воде; не умение плавать - 18 чел. (7,2%); страдание водобоязнью - 4 чел. (1,6%).

Для того, чтобы поддержать интерес и сформировать потребность к плаванию, как жизненно необходимому навыку и форме двигательной активности, необходимо поиск инновационных форм, средств, методов, подходов особенно на начальном этапе обучения плаванию студентов.

Гидроаэробика - это система физических упражнений и комплексов в воде. Занятия гидроаэробикой позволяют формировать двигательный плавательный навык,

способствуют развитию силы, выносливости, координации, гибкости, повышают физическую и функциональную подготовленность, улучшают психо-эмоциональное состояние [1, 3, 6].

В системе физического воспитания высшей школы, гидроаэробика относится к современным видам двигательной активности студентов в элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» [2,

11].

Цель исследования - показать Таблица 1 - Применение средств гидроаэробики в

эффективность использования упражнений гидроаэробики на начальном этапе обучения плаванию студентов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В основном педагогическом эксперименте приняло участие 12 девушек и 10 юношей в возрасте от 18 до 23 лет, которые были разделены на две группы экспериментальную и контрольную, по 11 человек в каждой. Все участники были здоровы, исходный уровень плавательной подготовленности оценивался, как «плавающие своим способом». Занятия проходили 1 раз в неделю по 45 минут - вода, 45 минут - зал, на протяжении 4 месяцев. Результаты исследования были обработаны методами математической статистики и рассчитаны X, о и достоверность различий средних величин по Манна Уитни (и).

В течение осеннего учебного семестра контрольная группа занималась по традиционной методике обучения плаванию [2], а экспериментальная группа осваивала плавательный навык по разработанной нами технологии с включением средств гидроаэробики в подготовительной и заключительной части занятий. Основная часть урока была посвящена изучению технике плавания способом «кроль на груди», «кроль на спине», «брасс».

процессе занятий

Часть урока Применяемые средства

Подготовительная часть Комплексы для мышц нижних конечностей - шаговые, беговые, прыжковые, маховые, ударные, плавательные упражнения Комплексы на мышцы рук и плечевого пояса: сгибание-разгибание, отведение-приведение, повороты, наклоны, скручивания, маховые, ударные, круговые вращения, имитационные плавательные движения

Основная часть «кроль на груди», «кроль на спине», «брасс»

Заключительная часть Комплексы упражнений на расслабление, развитие подвижности суставов, аква-йога

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Для оценки эффективности

использования упражнений гидроаэробики в процессе начального обучения плаванию девушек и юношей использовались следующие

методики: методика САН - для выявления влияния выполнения упражнений на психоэмоциональную состояние и 12-минутный тест К. Купера, (1989) - для оценки плавательной подготовленности.

Таблица 2 - Изменение показателей эмоционального состояния девушек в процессе занятий (баллы)

Группы Эмоциональное состояние До занятия После занятия Прирост и

X ± о X ± о

ЭГ самочувствие 6,73 ± 0,66 8,6±0,21 1,8 <0,05

активность 5,53±0,67 7,9±0,49 2,39 <0,05

настроение 6,37±0,67 8,82±0,21 2,45 <0,05

КГ самочувствие 6,95±0,64 7,91±0,48 0,95 >0,05

активность 5,94±0,68 6,94±0,43 1 >0,05

настроение 6,42±0,63 7,55±0,48 1,07 >0,05

Средние данные самооценки эмоционального состояния девушек и юношей, после занятий в экспериментальной и контрольной группе свидетельствуют (таблица 1), о более существенных сдвигах эмоционального состояния занимающихся экспериментальной группы, по сравнению с контрольной.

Сравнение результатов плавательной подготовленности 12-минутным тестом К.Купера показало, что девушки экспериментальной группы за 12 минут преодолели расстояние в среднем 367±38,49 метра, а контрольной 312±17,26 метра.

Сравнение результатов в плавании показало, что девушки экспериментальной группы проплыли в среднем на 55 метров больше, чем контрольной. Юноши экспериментальной группы проплыли в данном тесте на 68 метров больше, чем их конкуренты КГ.

Широкий инструментарий воздействия упражнений гидроаэробики явился

эффективным средством для ускоренного обучения и совершенствования плавательных умений и навыков, а также средством укрепления общего здоровья. Обучение плаванию с использованием средств гидроаэробики превзошел методику обучения плавательного навыка традиционным методом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенствование процесса

физического воспитания студентов вуза на основе современных средств гидроаэробики на начальном этапе обучения плаванию позволило создать установку на здоровый образ жизни, расширить двигательный кругозор, овладеть новой системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических качеств и функциональных систем организма, которые отразятся в активной физкультурно-спортивной и профессионально-прикладной деятельности. Внедрение инновационных упражнений гидроаэробики в формировании начального плавательного навыка создало предпосылки к мотивационно-ценностному отношению студентов не только к дисциплине «Физическая культура и спорт», но и к развитию массового плавания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баламутова Н.М., Бабаджанян В.В. Гидроаэробика как средство для улучшения физического состояния студенток. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2013; 3: 3-6.

2. Безотечество К.И., Савенко Д.В., Зайцев А.Н. Гидроаэробика как средство обучения плаванию студенток нефизкультурных факультетов. В сборнике: Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. 2015: 5-7.

3. Бубенцова Ю.А., Постольник Ю. А. Влияние занятий аквааэробикой на психоэмоциональное состояние студенток в процессе начального обучения плаванию. Международный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2020; S2(26): 6369.

4. Калинина Е.В. Структура индивидуализации педагогического процесса на занятиях гидроаэробикой. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2006;21: 2529.

5. Мальцев Д.В., Бубенцова Ю.А. Инновационная технология в процессе занятий элективной физической культурой по курсу «плавания» в вузе. В сборнике: Шаг в науку. Материалы IV научно-практической конференции молодых ученых (II всероссийской). 2020: 174-178.

6. Постольник Ю.А., Распопова Е.А. Влияние разнообразных упражнений водных видов спорта на психо-эмоциональное состояние студенток занимающихся плаванием на занятиях физической культуры в вузе. В сборнике: Актуальные вопросы профессиональной подготовки высококвалифицированных спортсменов различного возраста. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2013: 257-259.

7. Постольник Ю.А., Распопова Е.А. Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения плаванию студенток педагогического вуза. В сборнике: Педагогические технологии совершенствования образования в спортивных вузах. Материалы Всероссийской научно-практической конференции; Форум "Физическая культура и спорт: наука, образование, практика". 2016: 103-107.

8. Распопова Е.А., Постольник Ю.А. Инновационный подход к начальному обучению плаванию на основе использования упражнений аквааэробики. В сборнике: Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения. Сборник статей по материалам XI научно-практической конференции с международным участием. Москва. 2021: 239-242.

9. Распопова Е.А., Постольник Ю.А. Повышение физической подготовленности студенток на основе использования инновационного подхода к обучению плаванию в рамках дисциплины "физическая культура" в педагогическом вузе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 73-79.

10. Распопова Е.А., Постольник Ю.А. Формирование навыка плавания у студенток педагогического вуза на основе использования разнообразных средств водных видов спорта. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013;6: 44-47.

11. Шумова Е.А. Развитие гибкости средствами гидроаэробики в вузе. В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшегообразования.Сборник материалов II международной научно-практической конференции. 2019: 123-126.

12. Light R.L., Lemonie Y. A case study on children's reasons for joining and remaining in a French swimming club. Asian Journal of Exercise and Sport Science. 2010; 7(1): 27-33.

13. McNeill M.C., Wang J.C.K. Psychological profiles of elite school sports players in Singapore. Psychology of sport and Exercise. 2005; 6(1): 117128. DOI: 10.1017/S113874160000216X.

Статья поступила в редакцию: 15.07.2021

Постольник Юлия Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, e-mail: [email protected]

Мальцев Дмитрий Владимирович - директор Школы Водных видов спорта, Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд дом 4, e-mail: [email protected]

Куманцова Елизавета Сергеевна - старший преподаватель, Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации, Россия, г. Москва, Кронштадтский бул., дом 20, e-mail: [email protected]

Белоножкина Наталия Александровна - старший преподаватель, Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, e-mail:natali [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.