Научная статья на тему 'Влияние средств аквааэробики на формирование двигательного навыка плавания у девушек 18-20 лет'

Влияние средств аквааэробики на формирование двигательного навыка плавания у девушек 18-20 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
950
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
двигательный навык / методика обучения / плавание / аквааэробика / a moving skill / methods of teaching / Swimming / aquaaerobic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нижник Г. Н.

Исследовалось влияние средств аквааэробики на процесс формирования двигательного навыка плавания у студенток. Установлено, что специально отобранные упражнения аквааэробики способствуют формированию двигательного навыка плавания и ускоряют его процесс, а также являются эффективным средством снятия психо-эмоциональной напряжённости у не умеющих плавать в период начального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нижник Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is based on the analyses of aquaaerobic influence on student swimming skills formation. It shows that special set of exercises leads to swimming skills formation and develops it. It helps to overcome first starters emotional tension when start swimming.

Текст научной работы на тему «Влияние средств аквааэробики на формирование двигательного навыка плавания у девушек 18-20 лет»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ АКВААЭРОБИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА ПЛАВАНИЯ У ДЕВУШЕК 18-20 ЛЕТ

Г.Н. Нижник1

Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина

Исследовалось влияние средств аквааэробики на процесс формирования двигательного навыка плавания у студенток. Установлено, что специально отобранные упражнения аквааэробики способствуют формированию двигательного навыка плавания и ускоряют его процесс, а также являются эффективным средством снятия психо-эмоциональной напряжённости у не умеющих плавать в период начального обучения.

Ключевые слова: двигательный навык, методика обучения, плавание, аквааэробика.

Influence of water aerobics exercises on swimming skills in girls at the age of 1820. The article is based on the analysis of water aerobics influence on student swimming skills formation. It shows that special set of exercises leads to swimming skills formation and develops it. It helps to overcome first starters emotional tension when starting swimming.

Key words: motor skill, teaching methods, swimming, water aerobics.

Умение плавать - это жизненно необходимый навык, несмотря на это около 30-40% как детского, так и взрослого населения не умеют плавать [9,18]. Большинство учебных заведений с переходом на новые экономические условия не включают в программу по физическому воспитанию плавание из-за высокой арендной платы и отсутствия своей спортивной базы. Оценка уровня плавательной подготовленности студентов I курса ЕГУ им. И.А. Бунина показала, что 30% студентов не владеют навыком плавания, из них 23% составляют девушки. В последнее время большой популярностью среди женского населения пользуется новая форма физической активности в воде, такая как аквааэробика [1,3,11,12,13], главное преимущество которой заключается в возможности вовлечения в занятия людей различного возраста и уровня подготовленности, а также это прекрасное средство снятия психо-эмоцинального напряжения. Многие специалисты в области плавания [2,7,16,17,20] отмечают, что при обучении взрослого населения в основном возникают трудности психологического плана. Введение в практику новых форм организации занятий по обучению плаванию девушек, используя аквааэробику, как средство снятия психо-эмоционального напряжения, позволит повысить эффективность процесса формирования двигательного навыка плавания. В связи с этим целью исследования являлась разработка и экспериментальное обоснование методики начального обучения плаванию девушек 18-20 лет с использованием аквааэробики.

В исследовании приняли участие 40 девушек - студенток ЕГУ им. И.А. Бунина, не умеющих плавать, которые были разделены на две группы: контрольную и

Контакты:1 НижникГ.Н. - E-mail: [email protected]

экспериментальную по 20 человек в каждой группе. Курс обучения составлял 10 уроков по 45 минут каждый при двухразовых занятиях в неделю. Контрольная группа занималась по традиционной методике [4,5,8] , экспериментальная группа занималась по разработанной методике с использованием аквааэробики.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тестирование плавательной подготовленности осуществлялась на основе следующих данных:

- время, затраченное на проплывание дистанции - Т (с);

- длина проплываемой дистанции - Ь (м);

- оценка техники плавания (баллы);

- скорость плавания на дистанции - V (м/с);

- длина «шага плавания»- расстояние, проплываемое за один цикл движений - 8(м);

- время удержания на плаву с помощью водно-опорных навыков - I (с);

- тест на координацию при плавании кролем на спине (количество ошибок).

Диагностику психических состояний оценивали на основании цветового теста М. Люшера [19], который измеряет неосознаваемые и перманентные изменения в нервно-психической энергетике, работоспособности и психо-эмоциональной адекватности. В нашей работе мы использовали два показателя цветовых предпочтений: суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО), который интегрально отражает уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, присущий испытуемому и вегетативный коэффициент (ВК), характеризующий доминирование симпатического или парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и отражающий степень мотивации занимающихся к активной деятельности.

Для оценки эмоциональных состояний занимающихся использовалась [14] методика САН, которая позволяет оценить состояние по трем аспектам: эмоциональному (самочувствие), физиологическому (активность) и поведенческому (настроение), а также по их взаимосвязи и опросник Спилбергера-Ханина для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ).

Для статического анализа результатов исследования использовали и- критерий Манна-Уитни, Т- критерий Вилкоксона и ^критерий Стьюдента. Статистический анализ полученных результатов проводился с использованием программы STATISTICA v.6.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Влияние занятий по обучению плаванию на психо-эмоциональное состояние девушек

Результаты исследования психо-эмоционального состояния девушек представлены в таблице 1. Использование аквааэробики в процессе начального обучения плаванию было направлено в первую очередь на снижение психоэмоциональной напряженности.

В экспериментальной группе произошло снижение уровня психоэмоциональной напряжённости, о чём свидетельствуют показатели эмоционального состояния девушек.

Таблица 1

Показатели психо-эмоционального состояния девушек в процессе занятий (баллы)

Показатели До занятий После занятий р

Экспериментальная группа

СО 17,9±1,23 14,2±1,31 □ 0,05

ВК 1,41±0,29 1,39±0,19 >0,05

СТ 48,55±4,57 40,18±3,16 □ 0,05

Самочувствие 4,82±1,25 7,27±0,65 ** □ 0,05

Активность 4,55±0,52 6,91±0,70 *** □ 0,05

Настроение 4,91±1,14 8,09±0,70 *** □ 0,05

Контрольная группа

СО 19,5±1,21 16,3±1,34 >0,05

ВК 1,12±0,17 0,98±0,26 >0,05

СТ 50,18±5,02 46,55±3,36 >0,05

Самочувствие 4,73±1,27 5,91±0,83 □ 0,05

Активность 4,63±0,67 5,36±0,51 □ 0,05

Настроение 5,09±1,45 6,09±0,83 □ 0,05

Примечание: различия между показателями экспериментальной и контрольной группами статистически достоверны ** (рО 0,01) *** (рО 0,001)

Показатель СО интегрально отражает уровень непродуктивной нервнопсихической напряженности, присущий испытуемому. Эта напряженность заключается в неумеренно завышенном расходовании нервно-психических ресурсов при столь же неумеренно низком коэффициенте полезного действия. Чем больше величина СО, тем в большей мере силы человека расходуются на поддержание собственной психической целостности, на борьбу с внутри личностными проблемами, на волевое преодоление усталости в ущерб достижению субъективно значимых целей. В обеих группах наблюдалось снижение СО после занятий, это в первую очередь свидетельствует о том, что занятия в водной среде способствуют снижению нервно-психической напряженности и благоприятно воздействуют на нервную систему человека, но в экспериментальной группе эти изменения более ярко выражены ф <0,05). Выраженная непродуктивная нервно-психическая напряжённость после занятий наблюдалась у 12% девушек контрольной группы, что свидетельствует о наличии состояния дискомфорта у занимающихся. В экспериментальной группе после занятий наблюдалось комфортное состояние у всех обучающихся.

В значениях ВК в процессе занятий у девушек произошло незначительное снижение. В экспериментальной группе значения ВК находились в зоне оптимальной мобилизации физических и психологических ресурсов, что отражает установку на активную деятельность. В контрольной группе значение ВК^ 1 после занятий свидетельствует о преобладании у девушек установки на покой, отдых и мобилизацию собственных усилий.

Результаты исследования ситуативной тревожности до начала занятий выявили повышенный уровень в обеих группах. В экспериментальной группе в процессе занятий произошло снижение уровня тревожности на 16.9% (р<0,05), а в контрольной группе изменения были не значительные 4,5% (р>0,05). Отсюда следует, что использование аквааэробики способствовало снижению уровня тревожности в процессе обучения плаванию, проявлением которой является наличие водобоязни и других негативных реакций у занимающихся.

Улучшение показателей эмоциональных состояний девушек произошло в обеих группах, что можно объяснить благоприятным воздействием водной среды на организм занимающихся, но в тоже время в экспериментальной группе они значительно выше. Сравнительный анализ между группами выявил, что после занятий у девушек экспериментальной группы показатели самочувствия повысились на 2,45 балла (р<0,01), активности на 2,36 балла (р<0,001), настроения на 3,18 балла (р<0,001).

Формирование навыка плавания способом плавания кроль на спине

у девушек

В результате 10 часовой программы обучения все девушки экспериментальной группы освоили способ плавания кроль на спине, а в контрольной группе 10 % девушек не смогли преодолеть зачётную дистанцию.

Результаты оценки плавательной подготовленности девушек представлены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка плавательной подготовленности девушек

Показатели Группа Р

экспериментальная контрольная

Плавательная подготовленность

L кроль на спине, м 40,91±3,63 38,97±3,60 >0,05

Т кроль на спине 25 м, с 42,01±1,85 46,87±1,51 <0,05

V кроль на спине, м /с 0,60±0,01 0,53±0,02 <0,001

S кроль на спине, м 1,12±0,02 0,98±0,03 <0,001

Оценка техники плавания, баллы 4,37±0,14 3,57±0,11 <0,01

Тест на координацию, количество ошибок 1,46±0,27 3,28±0,53 <0,01

t удержания на плаву, с 20,6±1,63 11,7±1,87 <0,01

Существенным фактором при начальном обучении плаванию являются координационные способности, которые оказывают наибольшее влияние на формирование техники плавания. Выполнение разнообразных упражнений аквааэробики, в процессе занятий в экспериментальной группе способствовало улучшению координационных способностей (р<0,01) занимающихся в водной среде, тем самым содействовало формированию так называемого «чувства воды» в плавании. При выполнении теста на координацию девушки экспериментальной группы допускали в среднем 1-2, а в контрольной группе 2-4 ошибки (р<0,01).

Способность удержания на плаву за счёт умения нахождения упора о воду значительно выше в экспериментальной группе. Время удержания на плаву в экспериментальной группе почти в два раза больше (р<0,01), чем у девушек контрольной группы.

Исходя из выше сказанного, следует, что девушки экспериментальной группы имеют более высокий уровень подготовленности к освоению двигательного навыка плавания.

Не смотря на то, что по длине проплываемой дистанции нет достоверных различий, но девушки экспериментальной группы значительно лучше освоили технику плавания кролем на спине о чём свидетельствуют результаты времени про-плывания контрольной дистанции (р<0,05) и в оценке техники плавания (р<0,01).

О более качественном освоении плавания кролем на спине в экспериментальной группе свидетельствуют кинематические характеристики техники, а именно скорость плавания (р<0,001) и длина «шага» пловца (р<0,001). На начальном этапе обучения технике плавания скорость продвижения в большей степени зависит от эффективности рабочих движений, то есть от величины «шага» пловца, формирование которого обусловлено рациональным выполнением гребковых движений, необходимым комплексом физических качеств и положения тела в воде. Разнообразие упражнений аквааэробики, включенных в экспериментальную программу, с целью повышения координационных возможностей занимающихся и овладением водно-опорных навыков способствовало формированию более эффективного выполнения гребка, что отразилось на увеличении скорости плавания и длины «шага».

ВЫВОДЫ

1. Экспериментально обоснована эффективность разработанной методики начального обучения плаванию девушек 18-20 лет, на основе использования аквааэробики, их рационального сочетания с плавательными упражнениями, создающей благоприятные условия для приобретения навыка плавания. Целенаправленное использование аквааэробики повышает уровень подготовленности к освоению навыка, что приводит к более качественному освоению техники плавания.

2. Результаты исследования показали, что аквааэробика является эффективным средством снятия психо-эмоционального напряжения при начальном обучении плаванию девушек, о чём свидетельствуют достоверное снижение в экспериментальной группе суммарного отклонения, уровня ситуативной тревожности и улучшение показателей самочувствия, активности, настроения. Использование аквааэробики способствует снижению уровня нервно-психической напряжённости, тем самым ускоряет процесс формирования двигательного навыка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аквааэробика / авт.-сост. Е.Н. Яных, В.А. Захаркина. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. - 127 с.

2. Безотечество К.И. Обучение плаванию студентов, страдающих водобоязнью: Методические разработки в помощь преподавателям физ. воспитания вузов.

- Томск, 1983. - 6 с.

3. Безотечество К.И. Гидроаэробика: учебно-метод. комплекс/ Безотечество Константин Игоревич. - Томск. Изд-во ТГПУ. 2009. - 59 с.

4. Булгакова Н.Ж. Плавание: пособие для инструктора-общественника. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 160 с.

5. Викулов А.Д. Плавание: учеб. пособие для вузов / Викулов Александр Демьянович. - М.: Владос-пресс, 2003. - 368 с

6. Волков Д. А. Обучение плаванию студентов: учеб. пособие для студ. всех специальностей. / Д.А. Волков, В.В. Нуцубидзе; М-во образования и науки Рос. Фед., Фед.агенство по образованию. - М.: Моск. гос. ун-т печати, 2009. - 185 с.

7. Высоцкий Ю.М. Повышение эффективности плавательной подготовки студентов средствами психорегуляции двигательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.М Высоцкий. - Л., 1986. - 16 с.

8. Ганчар, И.Л. Технология обучения плаванию : учебное пособие для вузов / Ганчар Иван Лазаревич. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 271 с.

9. Егоров Г.И. Оптимизация методики обучения плаванию по программе физического воспитания в вузах: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.И. Егоров.-М., 1980. - 18 с.

10. Кохан Т.А. Применение гидроаробики в физ. воспитании студентов технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Н. Кохан. - Омск, 2001 - 181с.

11. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2т. // Частные методики. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - С. 101 -107

12. Лоуренс, Д. И. Аквааэробика. Упражнения в воде / пер. с англ. А Озерова.

- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 256 с.

13. Меньшуткина Т.Г. Теория и методика оздоровительного плавания женщин разного возраста: автореф. дис... докт. пед. наук / Меньшуткина Тамара Геннадьевна; СПбГАфК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб, 2000. - 47 с.

14. Методы психо-диагностики в спорте: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. / В. Л. Марищук и др. - М.: Просвещение, 1984. - 191 с.

15. Непочатых М.Г. Теория и методика обучения плаванию студентов высших учебных заведений: Учебно-методическое пособие / М.Г. Непочатых [и др.]: Федер. агенство по образованию, Гос. образ. учрежд. высш. професс. образ. « Санкт-Петербур. гос. ун-т экономики и финансов». - СПб, Санкт-Петербур. гос. ун-т экономики и финансов, 2009. - 69 с.

16. Паравян Г.А. Методика обучения плаванию новичков, страдающих водобоязнью // Плавание. - М.: Физкультура и спорт, - 1980. - Вып. 2. - С. 23-25.

17. Погребной А.И. О некоторых принципах обучения плаванию.// Теория и практика физической культуры. - 1999. - №3. - с. 59-63.

18. Турчанинов С.Ю. Плавание - жизненно необходимый навык: автореф. дис. ... канд. пед. / С.Ю. Турчанинов; Ярослав. гос. пед. института им. К.Д. Ушинского. - Ярославль, 2005. - 22 с.

19. Филимоненко Ю. И. Цветовой тест Люшера: Модификация «Попарные сравнения»: метод. руководство. / Ю. И. Филимоненко. СПбГУ. - СПб. - 1983. -48 с.

20. Шувалов Ю.Н. Влияние свойств темперамента на эффективность обучения плаванию студентов вузов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю.В. Шувалов. - Л., 1988. - 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.