Использование вспомогательного оборудования и технических средств при обучении плаванию лиц среднего и зрелого возраста
Шейко Л. В.
Харьковская государственная академия физической культуры
Аннотации:
Неумение плавать нередко приводит к возникновению несчастных случаев на воде. Поэтому важно повысить эффективность процесса обучения плаванию, сократить затрачиваемое на него время. Одним из путей этого является обучение плаванию с использованием вспомогательного оборудования и технических средств. Предложена методика освоения двигательных навыков, которая помогает обучаемым полнее и быстрее проявить свои индивидуальные способности. Использование вспомогательного оборудования и технических средств обучения позволяет быстрее формировать рациональную технику плавания.
Ключевые слова: обучение плаванию, вспомогательное оборудование, технические средства обучения, лица среднего и зрелого возраста.
Шейко Л. В. Використання допоміжного обладнання та технічних засобів у навчанні плаванню людей середнього та зрілого віку. Невміння плавати приводить до виникнення нещасних випадків на воді. Тому важливо підвищити ефективність процесу навчання плаванню, скоротити витрачуваний на нього час. Одним зі шляхів досягнення цього є навчання плаванню з використанням допоміжного обладнання та технічних засобів. Запропоновано методику освоєння рухових навичок, що допомагає повніше і швидше виявити свої індивідуальні здатності. Використання допоміжного устаткування і технічних засобів навчання дозволяє швидше формувати раціональну техніку плавання.
навчання плаванню, допоміжне обладнання, технічні засоби навчання, люди середнього та зрілого віку.
Sheyko L. V. Using of ancillaries and hardware at middle and mature ages persons swimming teaching. The lack of ability to float quite often results in the origin of accidents on water. It is therefore important to promote efficiency of process of teaching swimming, shorten the time expended on him. One of ways of it is teaching swimming with the use of ancillaries and hardware. The procedure of assimilation of impellent skills which helps trained to exhibit the individual capabilities more full and fastly is offered. Use of auxiliaries and means of training allows to make up rational engineering of float faster.
teaching swimming, ancillaries, hardwares of teaching, persons of middle and mature ages.
Введение.
Организованным обучением плаванию в бассейнах страны охватывается небольшое количество людей среднего и зрелого возраста. Поэтому очень важно повысить эффективность процесса обучения плаванию, сократить затрачиваемое на него время. Одним из путей этого может быть обучение плаванию с использованием технических средств и средств срочной информации (приспособлений, устройств, тренажеров, установок), что имеет особенно большое значение для быстрого освоения способом плавания.
Анализ данных плавательной подготовленности населения показал, что большой процент людей не умеет плавать, а это часто приводит к возникновению несчастных случаев на воде. Причем травматизация на воде занимает первое место среди остальных несчастных случаев, связанных со смертельным исходом [12-14]. Поэтому улучшение работы по массовому обучению населения плаванию буде способствовать повышению плавательной подготовленности населения, сокращению числа несчастных случаев на воде [1; 5]. Вместе с тем существующая сеть бассейнов позволяет охватить обучением приблизительно до 10 % людей среднего и зрелого возраста. При этом навыки приобретают лишь около 50-60 % людей достаточно регулярно посещающих занятия в бассейне [2; 15]. Необходимо отметить, что обучение плаванию населения происходит еще в очень продолжительные сроки: каждый период обучения составляет 9-10 месяцев: все это в свою очередь может привести к снижению пропускной способности бассейнов [9; 11].
В практике физического воспитания наряду со стандартным подходом к организации и построению обучения физическим упражнениям широко применяется дифференцированный подход, который позволя-
© Шейко Л. В., 2009
ет в наибольшей степени учитывать индивидуальные особенности занимающихся. Для осуществления такого подхода тренеру по плаванию необходимо комплектовать группы, с учетом выявленных у занимающихся определенных, наиболее значимых для учебного процесса критериев. В их числе такие как: состояние здоровья. индивидуальные особенности физического развития, показатели физической и спортивной подготовленности, мотивированные направленности на занятиях, а также нельзя обойтись без учета исходного уровня плавательной подготовленности [6-8; 10; 12].
Анализ публикаций указывает на необходимость поиска других форм и подходов к обучению плаванию людей среднего и зрелого возраста. Также существует ряд нерешенных вопросов, связанных с построением программ оздоровительной тренировки людей среднего и зрелого возраста.
Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Целью работы является исследование возможности эффективного обучения навыкам плавания спортивными способами лиц среднего и зрелого возраста путем обучения с использованием вспомогательного оборудования и технических средств.
Принцип обучения основывается на подражательной аналитической способности человека к воспроизведению демонстрируемых движений. Эффект обучения основывается на расширении зрительной информации при разучивании, на стереотипной срочной информации двигательных ощущений, возникающих при выполнении движений, а применение вспомогательного оборудования при обучении плаванию содействует ускорению процесса освоения навыков, обеспечению безопасности занимающихся, повышению эмоциональности занятий [3; 4].
2S1
Объект исследования. Объектом исследования стала методика оздоровительной тренировки по плаванию лиц среднего и зрелого возраста.
Предмет исследования. Влияние на освоение спортивных способов плавание вспомогательного оборудования и технических средств обучения на занятиях по оздоровительному плаванию с лицами среднего и зрелого возраста.
Основные задачи исследования:
1. проанализировать литературные данные по обучению на занятиях оздоровительному плаванию;
2. выявить положительный эффект в формировании плавательного навыка в результате применения вспомогательного оборудования и технических средств обучения;
3. разработать рекомендации для инструкторов по плаванию, работающих с группами здоровья.
Методы исследования:
1. анализ и обобщение литературных данных по вопросам оздоровительной тренировки для лиц среднего и зрелого возраста;
2. педагогическое наблюдение;
3. метод тестов.
Результаты исследований.
Исследование эффективности обучения плаванию с использованием вспомогательного оборудования и технических средств обучения проводилось на не умеющих плавать. Испытуемые имели исходную плавательную подготовку (ИПП), равную от 0 до 5 м. Занятия проводились 3 раза в неделю. Из обучаемых были сформированы 4 группы: 2 контрольные по 10 человек и 2 экспериментальные по 10-11 человек. Занятия со всеми группами проводились в бассейне одним преподавателем. Последовательность разучивания способов плавания в контрольных группах: кроль на груди - кроль на спине - брасс - упрощенный вариант техники в способе дельфин (когда руки выполняют гребок в воде способом брасс); в экспериментальных: брасс - кроль на груди - кроль на спине - упрощенный вариант техники в способе дельфин.
Обучение осуществлялось в такой последовательности изучение согласований движений ног с дыхани-
ем, далее - согласование движений рук с дыханием, далее - согласование движений рук и ног с дыханием, совершенствование в технике разучивания движений.
В контрольных группах обучение проходило по традиционной методике, в экспериментальных 0- с помощью вспомогательного оборудования и технических средств обучения, значительную часть этого оборудования составляли поддерживающие средства индивидуального назначения, такие как разнообразные поплавки и круги, плавательные дощечки, а также поддерживающие средства группового использования (плавучие конструкции из соединенных поплавков). Кроме этого при обучении нередко использовалось специальное устройство для страховки обучаемых плаванию - шест.
Перед началом освоения каждого способа проводилась его демонстрация (показывались плакаты, рисунки). Демонстрация сопровождалась пояснениями. С помощью плакатов и рисунков демонстрировались также характерные ошибки, показывались упражнения для их устранения.
Учебный материал был рассчитан на 36 занятий и был распределен следующим образом. Первые два занятия были посвящены проверке исходной плавательной подготовленности и выполнению упражнений для освоения с водой, 12 занятий - отводилось для разучивания способа брасс, 8 занятий - для разучивания способа кроль на груди, 6 - для кроля на спине, 6 занятий - для разучивания упрощенного варианта техники в способе дельфин, 2 последних занятия -для совершенствования разучиваемых способов плавания и для проверки результатов обучения.
Отличительной особенностью экспериментальных групп заключалась в том, что в подготовительной части на первых занятиях по освоению нового способа, включались общеразвивающие, имитационные упражнения (на суше), а более 50 % времени в основной части занятия (в воде) использовались вспомогательные поддерживающие средства.
Условия обучения предусматривали обязательное проведения занятий в глубокой ванне бассейна (на мелком месте или вдоль бортика). Это делалось на
Таблица 1
Сравнительные данные результатов традиционного и обучения с применением вспомогательного оборудования обучения плаванию людей среднего и зрелого возраста
Показатели группа
Контрольные Экспериментальные
Количество обучаемых 20 21
Исходная плавательная подготовленность (ИПП), м 0-5 0-5
Количество проведенных занятий 72 36
Результаты обучения (средние значения) Брасс Метры 3 20
Баллы 2,0 6,0
Кроль на груди Метры 4 15
Баллы 3,0 7,0
Кроль на спине Метры 8 20
Баллы 5,0 8,0
Упрощенный вариант техники в способе дельфин Метры 2 10
баллы 1,0 3,0
Овладели четырьмя способами плавания 18 59
одном - двух последних занятиях при разучивании каждого способа (кроме дельфина) и на последних двух занятиях всего курса обучения.
В результате обучения в экспериментальной группе были достигнуты более высокие показатели, как по величине проплываемой дистанции, так и по технике плавания. Проведенный эксперимент показал преимущество обучения лиц среднего и зрелого возраста с использованием вспомогательного оборудования и технических средств обучения перед традиционными методиками (табл. 1).
Как видно из табл. 1 в контрольных группах средние результаты в способах плавания по метражу не удовлетворительны, оценки за технику низкие (оценка проводилась по 10-бальной шкале). Все это говорит о низкой эффективности методики обучения.
В экспериментальных группах формирование навыков во всех способах плавания шло значительно успешнее. В экспериментальных группах четырьмя способами плавания овладело 59 % занимающихся, а в контрольных только 18 %. Оценки за технику плавания в экспериментальных группах указывают на более успешное овладение обучаемыми рациональными движениями и меньшем времени, затраченном на обучение.
Положительный эффект обучения спортивным способам плавания за более короткий срок стал возможен в результате применения вспомогательных средств обучения.
Повышение эффекта обучения интенсифицировали такие педагогические методы как наглядность, последовательность, доступность, прочность повторения изучаемых движений.
Выводы:
1. Такая методика освоения двигательных навыков помогает обучаемым полнее и быстрее проявить свои индивидуальные способности.
2. Использование вспомогательного оборудования и технических средств обучения позволяет быстрее формировать рациональную технику плавания, что в свою очередь сказывается на величине проплываемых дистанций.
3. Вспомогательное оборудование и технические средства обучения позволяют значительно интенсифицировать процесс обучения, увеличить пропускную способность бассейнов. Это значит, что при тех же экономических затратах можно значительно увеличить охват населения плаванием.
На практике это ведет к повышения плавательной подготовленности населения (что сократит число несчастных случаев на воде).
Все вышеперечисленное позволяет нам рекомендовать эту методику обучения для широкого использования в бассейнах, на водных станциях и в местах, где проводится массовое обучение плаванию.
Перспектива дальнейших исследований заключается в разработке и составлении программ обучения, в которых на ряду с традиционным вспомогательным оборудованием будут использоваться более сложные современные технические средства обучения.
Литература
1. Амосов А. М. Преодоление старости / А. М. Амосов. - М.: ФиС, 1996. - 73 с.
2. Баринов В. М. В мире оздоровительной литературы / В. М. Баринов. - К.: Здоров'я, 1987. - 134 с.
3. Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь - плавание. Первые шаги в спорте / Н. Ж. Булгакова. - М.: Астрель, 2002. - 157 с.
4. Волошин А. И. Дорога к здоровью / А. И. Волошин, Ю. С. Субботин, О. Л.Чикин. - М.: ФиС, 1987. - С. 21-25.
5. Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни /т П. А. Виноградов. - М.: ФиС, 1990. - С. 7-11.
6. Гаврилов Д. Н. Педагогические и организационные особенности двигательного режима людей зрелого и пожилого возраста / Д. Н. Гаврилов // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 4. - С. 44-47.
7. Кардамонова Н. Н. Плавание: лечение и спорт / Н. Н. Кардамонова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 315 с.
8. Краснов И. С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян / И. С. Краснов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 2. - С. 61-63.
9. Макарова Л. И. К вопросу оптимизации учебного процесса по профессионально-прикладной плавательной подготовленности / Л. И. Макарова // Актуальные проблемы физкультурномассовой и спортивной работы в условиях перестройки высшей школы. - Ростов-на-Дону: BOOK, 1989. - С. 78-90.
10. Мендубаева С. Ю. Особенности методики проведения занятий с неумеющими плавать. методические рекомендации по совершенствованию учебного процесса по физическому воспитанию в ВУЗе / С. Ю. Мендубаева // БГОИФК [сост. А. И. Завьялов]. -Минск: BOOK, 1987. - С. 66-67.
11. Муравов И. В. Оздоровительные возможности физической культуры и потребности общества / И. В. Муравов // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 6. - С. 6-8.
12. Пасичниченко В. А. Начальное обучение плаванию: учебное пособие для студентов, преподавателей и тренеров / В. А. Пасич-ниченко. - Минск: БГТУ, 2004. - 116 с.
13. Плавание для ВУЗов: учебник для ВУЗов // [под общ. ред. Ж. Ж. Булгаковой]. - М.: Физкультура и Спорт, 2001. - 400 с.
14. Пономарева В. В. Физическая культура и здоровье / В. В. Пономарева. - М.: ГОУВУНМУ МЗРФ, 2001. - С. 229-240.
15. Рубцов А. Г Группы здоровья / А. Г. Рубцов. - М.: ФиС, 1984. - 181 с.
16. Фирсов З. Оздоровительное плавание для всех / З. Фирсов // Плавание. - М.: ФиС, 1984. - С. 35-42.
Поступила в редакцию 24.09.2009г.
Шейко Лилия Викторовна [email protected]