4. Romankevich A.V. Model' formirovaniya pravovogo soznaniya studencheskoj molodezhi pedagogicheskih universitetov. Duhovnist' osobistosti: metodologiya, teoriya i praktika zbirniknaukovih prac'. Vyp. № 3 (56). Lugansk: Izd-vo VNU im. V. Dalya, 2013:137 - 146.
5. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskoj molodezhi: Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.
6. Fabrikov M.S. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya pravovoj kul'tury starsheklassnikov: monografiya. Vladimir: Izd-vo VlGU, 2017.
7. Il'chenko O.A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razrabotki i primeneniya setevyh kursov v uchebnom processe: Na primere podgotovki specialistov s vysshim obrazovaniem. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.
8. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya. Available at: http://www.vokabula.rf/slovari/pedagogicheskij-slovar7interes
9. Pedagogicheskijslovar'. Available at: http://www.vokabula.rf/slovari/pedagogicheskij-slovar7interes
10. Shatalova N.P., Tomilin A.N. O nekotoryh innovacionnyh formah organizacii samostoyatel'noj deyatel'nosti studentov pri konstruktivnom obuchenii. Politematicheskij setevoj 'elektronnyj nauchnyjzhurnalKubanskogo agrarnogo universiteta. 2015; 113 (09). Available at: http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Статья поступила в редакцию 25.04.19
УДК 796 7012.68
Gershun G.S., senior teacher, Moscow State University of Technology and Management n.a. K.G. Razumovsky (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Lakhtin A.Y., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State University of Technology and Management n.a. K.G. Razumovsky (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Vakulenko A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State University of Technology and Management n.a. K.G. Razumovsky (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Gulyaev A.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Moscow State University of Technology and Management n.a. K.G. Razumovsky (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF FORMATION OF THE COMPLEX OF EXERCISES FOR TEACHING SWIMMING TO PEOPLE FROM 46 TO 60 YEARS OF AGE. The paper is based on the experience of practical work with groups of people aged 45 to 60 years and summarizes the guidelines for the formation of a set of exercises for the initial mastery of swimming skills. It considers breathing exercises, the use of ancillaries in the swimming teaching and also provides general guidelines for swim trainings for people aged between 45 to 60 years with no prior swimming experience. The major bulk of scientific and practical research is dedicated to the issues of swimming in childhood and adolescence, and it makes the problem of adult learning complex and relevant.
Key words: swimming, swimming training, development of swimming, mature age, scientific and practical research, hydro-rehabilitation, water sports.
Г.С. Гершун, ст. преп., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: [email protected]
А.Ю. Лахтин, канд. пед. наук, доц., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: [email protected]
А.Н. Вакуленко, канд. пед. наук, доц., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: [email protected]
А.А. Гуляев, канд. филос. наук, доц., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: andrey. [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ В ВОЗРАСТЕ ОТ 45 ДО 60 ЛЕТ
Настоящее исследование, основанное на опыте практической работы с группами обучающихся в возрасте от 45 до 60 лет, обобщает методические рекомендации по формированию комплекса упражнений для начального овладения навыками плавания. В данной статье рассматриваются дыхательные упражнения, использование вспомогательных средств на занятиях, а также даются общие методические рекомендации по занятиям с людьми не умеющими плавать, в возрасте от 45 до 60 лет. И если вопросам плавания в детском и подростковом возрасте посвящены отдельные научно-практические исследования, то проблема обучения взрослых остается сложной и малоизученной.
Ключевые слова: плавание, методика обучения плаванию, развитие плавания, зрелый возраст, научно-практические исследования, гидрореабилитация, водные виды спорта.
Плавание - один из важнейших двигательных навыков человека. Кроме самостоятельного значения как спортивная дисциплина, плавание является неотъемлемой частью гидрореабилитационных, оздоровительных программ, а также основой водных видов спорта (синхронное плавание, водное поло, прыжки в воду). Помимо этого входит в состав комплексных дисциплин, таких как триатлон, акватлон, квадратлон, современное пятиборье и других. Важным является и прикладное значение плавания: для преодоления водных преград, спасения утопающих, транспортировки предметов.
Умение плавать является социально значимым, так как от него зависит безопасность людей на водоемах и водных объектах. По статистике ежегодно во всем мире от утопления погибает более 300 тысяч человек. Из них более тысячи человек - в России [1; 2; 3]. В связи с этим, несомненно, актуальным и важным является обучение данному жизненно важному навыку как можно более широких слоев населения.
Несмотря на большое количество школ, спортивных клубов и других организаций, проводящих обучение плаванию, вопрос методического обеспечения до сих пор не решён. В настоящее время проблема качественной учебно-методической литературы остается актуальной. И если вопросам плавания в детском и подростковом возрасте посвящены отдельные научно-практические исследования, то проблема обучения взрослых остаётся сложной и малоизученной.
В то же время есть ряд существенных отличий в методике преподавания, а также возрастные и психологические особенности, которые должен учитывать тренер, работающий с людьми зрелого возраста.
Под умением плавать в бытовом смысле обычно подразумевается возможность безопорно держаться на воде, при этом владение технически верными
навыками какого-либо стиля плавания (кроль, брасс, баттерфляй) не является обязательным. Стихийное овладение навыком плавания отличается хаотичностью движений, их низкой эффективностью.
Умение плавать, как и большинство других моторных навыков, хорошо воспитывается в детском возрасте (от 6 до 14 лет), однако, исследователи отмечают, что навыки плавания могут успешно формироваться и в более старшем возрасте [4].
Наиболее успешно обучение плаванию происходит у тех людей, которые уже умеют держаться на воде. Изначальная сложность заключается в том, чтобы обучить их правильной технике движений, правильному дыханию, координации, однако путём многократных повторений упражнений под руководством и постоянным наблюдением тренера, осваивается техника, позволяющая более экономично расходовать силы и более эффективно использовать мышечные усилия для движения тела в воде. В результате регулярных занятий, такая плавательная техника вытесняет первоначальные хаотичные движения, освоенные в результате стихийного обучения плаванию.
Гораздо сложнее проходит обучение плаванию у тех, кто не владеет умением безопорно держаться на воде. С одной стороны, таким людям проще поставить правильную технику плавания изначально, но с другой стороны очень часто тренер при подготовке обучающихся зрелого возраста сталкивается со страхами, неуверенностью, боязнью водной стихии. Весьма распространенной причиной, по которой человек не овладел навыками плавания в юном возрасте, является психологическая травма, вызванная страхом утопления в результате пережитого личного или наблюдаемого опыта захлебывания в воде, вдыхания воды, неумелого обучения.
Многие современные методики обучения включают не только физическую подготовку, но и психологическую работу, позволяющую преодолеть страх перед водой.
Настоящее исследование, основанное на опыте практической работы с группами обучающихся в возрасте от 45 до 60 лет, обобщает методические рекомендации по формированию комплекса упражнений для начального овладения навыками плавания. Данный комплекс ориентирован именно на обучающихся зрелого возраста, ранее не умевших держаться на воде.
Особенность обучения людей, не освоивших плавание до зрелого возраста по причине наличия психологических барьеров, страха утопления и подобных, состоит в том, что нельзя начинать обучение с базовых упражнений, подразумевающих погружение под воду, так как именно это вызывает скованность движений, мышечное напряжение и является стрессом для человека, пытающегося освоить плавание.
Для того чтобы преодолеть изначальную боязнь водной стихии, требуется постепенное приучение к нахождению в воде. Такие упражнения как «поплавок», «звездочка», с которых начинают обучение плаванию в детском и юношеском возрасте, могут быть сложны для выполнения зрелыми людьми, так как требуют расслабления мышц и частичного погружения под воду, а также определённой гибкости, которая может отсутствовать у людей пожилого возраста. Для преодоления стресса целесообразно начинать обучение с дыхательных упражнений.
Дыхательные упражнения помогают расслабить мышцы, снять напряжение, отвлечь от мысли о предстоящем погружении в воду Они позволяют человеку сосредоточиться на вдохах и выдохах и тем самым ощутить способность контролировать свои движения и дыхание при погружении, что в свою очередь избавляет от страха захлебывания.
Дыхание человека может осуществляться как непроизвольно, благодаря работе рефлекторных механизмов, так и в результате волевых импульсов, способных создать тренирующий эффект за счет совершенствования работы дыхательной системы [5].
Использование дыхательных упражнений наряду с аутотренингом позволяет управлять психологическим состоянием. Отдельные исследования утверждают, что благодаря правильной технике дыхания можно вплотную подойти к тому, чтобы управлять работой всех систем и органов, влиять на процессы, происходящие в организме, помогают укрепить здоровье, а также повысить устойчивость к стрессовым ситуациям [6].
Базовыми дыхательными упражнениями, способствующими освоению водной стихии, являются контролируемые вдохи и выдохи. При этом вдох осуществляется ртом над водой, выдох - носом и ртом в воду. Поскольку давление воды на грудную клетку сильнее, чем давление воздуха, работа дыхательных мышц в воде происходит интенсивнее, чем на суше. Для того чтобы сила выдоха была больше, необходимо давать такие упражнения как «звучащий выдох», на данном этапе требуется научить занимающихся именно контролируемым выдо-
Библиографический список
хам. Такие упражнения необходимо давать в начале и конце каждой тренировки, повторяя их после выполнения каждого плавательного упражнения, с целью закрепить эффект и добиться автоматического выполнения уже в процессе плавания.
Помимо этого, дыхание в воде при плавании практически любым стилем отличается не только большей силой, но и большей скоростью. От пловца требуется быстрее вдохнуть воздух и быстрее его выдохнуть. Этот навык также требует тренировки. Контроль над дыханием в процессе плавания важен ещё и потому, что вдохи и выдохи должны синхронизироваться с поворотами туловища и головы, работой рук. Поэтому большое значение имеют также упражнения на координацию, выполняемые как на суше, так и в воде.
Примером подобных упражнений могут быть упражнения, сочетающие попеременную работу ног и рук (при этом руки выполнят движения в технике брасс, а ноги - кроль) с правильным дыханием и подъёмом головы.
Для обучения плаванию людей зрелого возраста, не умеющих держаться на воде, важным является использование вспомогательных средств обучения, позволяющих поддерживать положение тела в воде. Это пояса, плавательные доски, различные удерживающие приспособления. Помимо этого можно использовать приспособления, облегчающие плавание, такие как ласты. Эффективность использования подобных вспомогательных средств не вызывает сомнения, и по результатам исследований ускоряет обучение плаванию в группах лиц среднего и зрелого возраста более чем на 40% [7].
Упражнения с вспомогательными средствами должны выстраиваться таким образом, чтобы приучить не умеющего плавать человека к ощущению безопасности водной стихии. Первоначально можно использовать несколько средств одновременно, например, пояс, плавательную доску и ласты. Постепенно в процессе приобретения уверенности обучающимся, убирать вспомогательные средства. Целесообразно постепенно отказываться от тех средств, которые позволяют удерживаться на воде (пояса, доски), но при этом оставлять те, которые облегчают плавание. Например, использование коротких ласт показывает хорошие результаты, поскольку дает возможность обучающимся преодолевать большие дистанции, что важно для лиц среднего и пожилого возраста, так как они уступают лицам молодого возраста по таким показателям как сила и выносливость.
Важным с точки зрения психологического комфорта для обучающихся является постоянное присутствие тренера или инструктора, наблюдающего за тренировочным процессом, а также медицинского работника, поскольку люди в зрелом и пожилом возрасте зачастую имеют проблемы со здоровьем. У 60% лиц зрелого возраста выявляются нарушения опорно-двигательного аппарата, у 3040% - повышение артериального давления, 30 - 50% имеют избыточную массу тела, и 15-20% страдают заболеваниями суставов [8].
Плавание позволяет в значительной мере улучшить здоровье указанной группе населения, а присутствие медицинского работника во время тренировок повышает психологический комфорт обучающихся.
1. Информационный бюллетень ВОЗ 2018 г. Available at: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/drowning
2. Коротун В.Н., Наумова НА Эпидемиология утоплений в Пермском крае (1998 - 2007 гг.). ПЭМ. 2008; 30-2: 16 - 18.
3. Щербакова Е.М. Россия: предварительные демографические итоги 2017 года (часть II). Демоскоп Weekly. 2017; 761 - 762. http://demoscope.ru/weekly/2018/0759/ barom01.php
4. Aгаджанян НА Проблемы адаптации и учение о здоровье. НА Aгаджанян, P.M. Баевский, A.n. Берсенева; Рос. ун-т дружбы народов. Москва: Изд-во РУДН, 2006.
5. Aндрианов A.K. Инновационные методы дифференциации спортивного обучения плаванию студентов в вузах. Социально-экономические явления и процессы. 2012; 1: 255 - 259.
6. Бурлаков A.IO., Вакуленко A.K, Гладенкова В.П. Специализированные дыхательные комплексы в процессе занятий девушек 16-18 лет видами аэробики, синтезированными с восточными боевыми искусствами. ВестникАГТУ. 2007; 1: 190 - 194.
7. Бурханов A.^ Физическая культура как важный фактор формирования здоровья нации. Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и социально-культурного сервиса: материалы международной научно-практической конференции. Набережные Челны, 2015: 49 - 51.
8. Шейко Л.В. Использование вспомогательного оборудования и технических средств при обучении плаванию лиц среднего и зрелого возраста. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009; 10: 281 - 283.
References
1. Informacionnyj byulleten' VOZ 2018 g. Available at: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/drowning
2. Korotun V.N., Naumova N.A. 'Epidemiologiya utoplenij v Permskom krae (1998 - 2007 gg.). P'EM. 2008; 30-2: 16 - 18.
3. Scherbakova E.M. Rossiya: predvaritel'nye demograficheskie itogi 2017 goda (chast' II). Demoskop Weekly. 2017; 761 - 762. http://demoscope.ru/weekly/2018/0759/ barom01.php
4. Agadzhanyan N.A. Problemy adaptacii i uchenie o zdorov'e. N.A. Agadzhanyan, R.M. Baevskij, A.P. Berseneva; Ros. un-t druzhby narodov. Moskva: Izd-vo RUDN, 2006.
5. Andrianov A.K. Innovacionnye metody differencial sportivnogo obucheniya plavaniyu studentov v vuzah. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya i processy. 2012; 1: 255 - 259.
6. Burlakov A.Yu., Vakulenko A.N., Gladenkova V.P. Specializirovannye dyhatel'nye kompleksy v processe zanyatij devushek 16-18 let vidami a'erobiki, sintezirovannymi s vostochnymi boevymi iskusstvami. VestnikAGTU. 2007; 1: 190 - 194.
7. Burhanov A.I. Fizicheskaya kul'tura kak vazhnyj faktor formirovaniya zdorov'ya nacii. Sovremennye problemy iperspektivy razvitiya fizicheskoj kul'tury, sporta, turizma i social'no-kul'turnogo servisa: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Naberezhnye Chelny, 2015: 49 - 51.
8. Shejko L.V. Ispol'zovanie vspomogatel'nogo oborudovaniya i tehnicheskih sredstv pri obuchenii plavaniyu lic srednego i zrelogo vozrasta. Pedagogika, psihologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. 2009; 10: 281 - 283.
Статья поступила в редакцию 29.04.19