Научная статья на тему 'Плавание как прикладной вид физических упражнений для студенческой молодежи'

Плавание как прикладной вид физических упражнений для студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
673
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНЬЕ / СПОРТ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / БАССЕЙН / РЕКОРД / SWIMMING / SPORT / OLYMPIC GAMES / A POOL RECORD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кублик Д.А., Поборончук Т.Н.

Показана необходимость плавания как прикладного вида физических упражнений, акцентирована физиологичность плавания. Рассмотрено положительное влияние плавания на организм человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWIMMING AS AN APPLIED FORM OF EXERCISE FOR STUDENTS

The necessity of navigation as applied kinds of physiology of swimming. Considered a positive impact of swimming on the human body.

Текст научной работы на тему «Плавание как прикладной вид физических упражнений для студенческой молодежи»

УДК 797.2

ПЛАВАНИЕ КАК ПРИКЛАДНОЙ ВИД ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Д.А. Кублик, Т.Н. Поборончук

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

e-mail: kf.val.i.fk@mail.ru

Показана необходимость плавания как прикладного вида физических упражнений, акцентирована физиологичность плавания. Рассмотрено положительное влияние плавания на организм человека.

Ключевые слова: плаванье, спорт, олимпийские игры, бассейн, рекорд.

SWIMMING AS AN APPLIED FORM OF EXERCISE FOR STUDENTS DA. Kublik, T.N. Poboronchuk

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

e-mail: kf.val.i.fk@mail.ru

The necessity of navigation as applied kinds of physiology of swimming. Considered a positive impact of swimming on the human body.

Keywords: swimming, sport, the Olympic games, a pool record.

Ежегодно на водоемах России погибают тысячи людей из-за того, что люди не умеют держаться на воде, не освоили такой прикладной вид физических упражнений как плавание. Научиться плавать должен каждый человек, чтобы получить дополнительный шанс для выживания в экстремальных условиях, умение плавать важно при изучении военных профессий. Целевая установка при изучении плавания: научиться держаться на воде, научиться плавать, научиться спасать тонущих, научить плавать своих детей.

Положительный эффект от занятий физической культурой возможен лишь тогда, когда двигательный режим, продолжительность, сложность и интенсивность физических упражнений, закаливающих процедур, а также их координационная сложность соответствуют индивидуальным возможностям человека, условиям, в которых он живет и трудится. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении выступают как средство социального становления, активного совершенствования индивидуальных личностных и профессионально-значимых качеств будущих специалистов, как средство достижения ими физического совершенства. Для достижения основной цели физического воспитания студентов - формирования физической культуры личности предусмотрено решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач: понимание роли физической культуры в развитие личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни [1]. Исследования показывают, что здоровье и удовлетворенность им студентов очень низки и имеют тенденцию к дальнейшему снижению с возрастом. Вот почему необходим поиск резервов повышения эффективности как учебных, так и самостоятельных занятий. Такое положение можно объяснить и беспечным отношением к своему здоровью самих студентов. Ценности здоровья и красоты человеческого тела в целостной структуре ценностных ориентаций у них сдвинуты на периферию. Это результат недостаточных знаний и убеждений о роли физической культуры в формировании личности. Вот почему очень необходима, целена-

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

правленная работа всех социально-образовательных структур, особенно дошкольных учреждений и школы, по формированию сознательного отношения к своему здоровью с самого раннего возраста [2]. Внешний вид, телосложение, походка, осанка, жизнерадостность, которые успешно формируются в процессе физического воспитания, служат действенным воспитательным средством. Это относится к специалистам любого профиля, почти каждый, из которых, станет в будущем родителем. Они смогут успешно формировать личность детей, приобщать их к физической культуре, если систематически будут заниматься собственным физическим самовоспитанием [2]. Всем перечисленным задачам максимально отвечает плавание.

Плавание - один из труднейших видов олимпийской программы. Сегодня для достижения выдающегося результата требуется максимальное напряжение физических и духовных. Преподаватель должен обучить студентов умениям и навыкам, необходимыми для дальнейших регулярных занятий плаванием или другими видами спорта. Плавание - уникальный вид физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в России, так и за рубежом. Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда. Эти особенности так же обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью. На занятиях плаванием тело человека находится в горизонтальном положении. Воздействие воды на организм начинается с кожи, поверхность которой, как известно 1,5-2 м2. Кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов. Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энергозатраты. При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание человека на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления. Расход энергии при плавании на различные дистанции зависит от их длины и мощности работы. Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру.

При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением длительности дыхательного цикла, увеличением частоты и минутного объема дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких. Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость. Когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе. В связи, с чем у него повышается обмен вещество для сохранения теплового баланса в организме. Вследствие этого совершенствуются механизмы, обеспечивающие сохранение температурного гомеостаза. И, конечно же, анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм нужно сказать о двигательной деятельности пловца. Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественного мышц рук и плечевого пояса (до 70 %) и ног при плавании брассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц [3].

В плавании основные мышечные группы выполняют динамическую работу и в зависимости от дистанции должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так и в анаэробных условиях. Горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции суставов. Происходят изменения в крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия состав крови фактически достигает нормального уровня. Однако уровень форменных элементов крови при регулярных занятиях повышается длительное время. Подводя итог, следует сказать, что занятия плаванием в виду воздействия на организм, как двигательной деятельности, так и водной среды, приводят к физиологическим изменениям практически во всех органах и системах человека.

Плавание одно из важнейших звеньев в системе закаливания и физического воспитания любого человека. Постоянный контакт с водой закаливает, служит лучшим средством профилактики простудных заболеваний, способствует воспитанию силы воли и физической выносливости

[3]. Во время плавания создаются прекрасные условия для улучшения работы системы органов кровообращения: увеличивается количество кислорода, поглощаемого всеми органами и тканями организма, усиливается венозный отток от ног, сокращаются почти все мышцы тела. Плавание развивает дыхательную и сердечно - сосудистую системы и в значительной степени укрепляет весь организм. Плавание полезно как здоровым, так и больным людям. Здоровые получают прекрасную закалку, улучшают свои физические возможности, а те, кто страдает различными заболеваниями, находят в плавании и водных процедурах прекрасное дозированное лечебное средство. Плавание помогает излечить такие болезни, как неврозы, неврастении, повреждения позвоночника, последствия травм и болезни опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие). При болезнях обмена веществ, бронхиальной астме и хронических воспалительных заболеваниях системы органов дыхания плавание является незаменимым средством оздоровления. Плавание увеличивает общую выносливость организма, повышает иммунитет и общий тонус организма. Плавание способствует закаливанию организма, человек становится меньше подвержен простудным заболеваниям. Во время плавания совершенствуется механизм терморегуляции, улучшаются иммунологические свойства, повышается адаптация к разнообразным условиям внешней среды [3].

В настоящее время самый титулованный спортсмен по-спортивному плаванью - американец Майкл Фелпс. Это единственный в истории спорта 23-кратный олимпийский чемпион (13 раз - на индивидуальных дистанциях, 10- в эстафетах), 26-кратный чемпион мира в 50-метровом бассейне, многократный рекордсмен мира. Абсолютный рекордсмен по количеству наград (28) в истории Олимпийских игр. Спортивное прозвище - «Балтиморская пуля» и «Летающая рыба» (англ. The Baltimore Bullet). Наиболее успешно выступал в плавании вольным стилем и баттерфляем, а также в комплексном плавании.

Плавание очень полезный вид спорта, однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. Плавание оказывает хорошее влияние на здоровье человека и на его физическую подготовку. Нужно заниматься плаванием, потому что оно не только поднимает настроение, но и улучшает общее состояние человека.

Библиографические ссылки

1. Болотин, А.Э. Содержательные и организационные аспекты формирования навыков здорового образа жизни у студентов вузов/ А. Э. Болотин [и др.] (стр.18-20)

2.Карвунис, Ю.А. Формирование общекультурных компетенций на занятиях спортивно-оздоровительным туризмом/ Ю. А. Карвунис, Л. В. Капилевич (стр.89-90)

3.Макаренко, Л.П. Техника спортивного плавания: пособие для тренеров / Л.П. Макаренко.- М.: Всероссийская федерация плавания, 2000.- 136 с.

© КубликД. А., Поборончук Т.Н., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.