Научная статья на тему 'Роль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения'

Роль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2884
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ПЛАВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / RECREATIONAL EVENTS / HEALTH / SWIMMING / CHILDREN OF PRE-SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Виниченко Светлана Николаевна, Перевощикова Нина Константиновна, Дракина Светлана Альбертовна, Черных Наталья Степановна

Обзор посвящен влиянию плавания на формирование здоровья детей. Описаны история и виды плавания. Изложены особенности занятий в воде. Представлено влияние физических упражнений в воде на совершенствование функции различных систем и органов с учетом анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста. Показана эффективность оздоровительного плавания в дошкольных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Виниченко Светлана Николаевна, Перевощикова Нина Константиновна, Дракина Светлана Альбертовна, Черных Наталья Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SWIMMING IN THE RECREATIONAL ACTIVITIES OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The review deals with the impact of navigation on the formation of children's health. The history and types of sailing described. Peculiarities of lessons in the water are stated. The effect of exercise in the water to improve the function of various organs and systems, taking into account the anatomical and physiological characteristics of children of preschool age. The effectiveness of improving swimming in preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «Роль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения»

ОБЗОРЫ НАУЧНОЙ литературы

Статья поступила в редакцию 3.07.2015 г.

Виниченко С.Н., Перевощикова Н.К., Дракина С.А., Черных Н.С.

Кемеровская государственная медицинская академия,

г. Кемерово

РОЛЬ ПЛАВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Обзор посвящен влиянию плавания на формирование здоровья детей. Описаны история и виды плавания. Изложены особенности занятий в воде. Представлено влияние физических упражнений в воде на совершенствование функции различных систем и органов с учетом анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста. Показана эффективность оздоровительного плавания в дошкольных образовательных учреждениях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оздоровительные мероприятия; здоровье; плавание; дети дошкольного возраста.

Vinichenko S.N., Perevoshchikova N.K., Drakina S.A., Chernyh N.S.

Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo

THE ROLE OF SWIMMING IN THE RECREATIONAL ACTIVITIES OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The review deals with the impact of navigation on the formation of children's health. The history and types of sailing described. Peculiarities of lessons in the water are stated. The effect of exercise in the water to improve the function of various organs and systems, taking into account the anatomical and physiological characteristics of children of preschool age. The effectiveness of improving swimming in preschool educational institutions.

KEY WORDS: recreational events; health; swimming; children of pre-school age.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема здоровья подрастающего поколения. С каждым годом наблюдается рост заболеваемости, снижение уровня физического развития и физической подготовленности детей к школе [2]. Отмечается тенденция снижения здоровья детей дошкольного возраста [4, 35]. Основой в решении этих проблем являются оздоровительные мероприятия, направленные на предупреждение возникновения патологии, уменьшение кратности заболеваний, снижение уровня тревожности детей, налаживание взаимодействия с родителями в целях воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни [8, 22, 46].

Оптимальной базой для организации оздоровительной работы являются дошкольные учреждения. Несмотря на значительное разнообразие подходов к решению задачи оздоровления дошкольников [23, 36, 39], все они дополняют и углубляют теорию воспитания детей дошкольного возраста, объясняют необходимость комплексной оценки индивидуального уровня здоровья, адекватного подбора средств и методов оздоровительных мероприятий.

Развитие двигательных способностей оптимизирует физическое и умственное развитие, приводит к улучшению состояния здоровья детей [19, 34, 47]. Большими потенциальными возможностями укрепления здоровья располагает плавание [11, 41]. Умение плавать относится к жизненно необходимым навыкам, сочетающим в себе возможность гармоничного

Корреспонденцию адресовать:

ВИНИЧЕНКО Светлана Николаевна, 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22а, ГБОУ ВПО КемГМА Минздрава России. Тел.: +7-904-375-97-60.

E-mail: sveta_day@mail.ru

развития, выраженную оздоровительную направленность и эмоциональную привлекательность водной среды [6]. Являясь одним из важнейших средств физического развития, плавание входит в программу физического воспитания детей дошкольных учреждений [1, 18, 22].

Со времени своего появления на Земле человек всегда был связан с водой. Именно в долинах больших рек — Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ и Янцзы, Инда и Ганга — зародилась человеческая цивилизация. Вода имела огромное значение в жизни первобытных людей, что послужило причиной обожествления этой стихии [7, 12]. Культ воды существовал практически у всех народов. Одним из главных олимпийских богов, владыкой морей у древних греков был Посейдон, много позднее (III век до н.э.) у древних римлян он стал отождествляться с Нептуном. Огромное значение воды в жизни людей требовало приспособления к этой необычной среде. Поэтому плавание — жизненно важный навык, связанный с освоением в водной среде и умением передвигаться в ней. Умение плавать порой становилось решающим во время войн, особенно во время морских сражений [26]. В свое время древние греки были большими энтузиастами плавания. Философ Платон заявлял, что люди, не умеющие плавать, не образованны.

В наши дни это не так категорично. Но, без сомнения, плаванье — жизненно необходимое умение, которому нужно учиться с детства, незаменимое с точки зрения здоровья [30]. Древнеиндийские философы выделили 10 преимуществ, которые дает человеку плавание: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Еще на заре цивилизации люди знали о целебных свойствах воды. Все религии предписывали необходимость «очищения те-

№3(62) 2015 <ыН?гь и^пя вс7|узбассе

РОЛЬ ПЛАВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ __________ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ла» и совершения омовений. Слово «гигиена» греческого происхождения и означает — «здоровый». В Древней Греции и Древнем Риме существовал культ Гигиеи — богини здоровья. Римляне лечились водой от всех болезней.

С давних времен многими народами использовалось закаливающее действие воды. Широко известен русский обычай купания в проруби. Мысль о необходимости массового обучения плаванию появилась еще в XVIII веке. Уже в начале XIX века плавание изучалось в военных учебных заведениях многих европейских стран. Кроме того, стали появляться различные общества и кружки любителей плавания. Первая школа любителей плавания была основана в 1785 г. в Париже. В России первая школа плавания открылась в 1827 г. на Неве. В 1892 г. были построен первый крытый бассейн [7, 12].

Плавание широко представлено во всех звеньях системы физического воспитания, охватывая все возрастные категории населения. В современном мире вода используется в физиотерапии для лечения многих заболеваний. Сравнительно недавно, около 30 лет назад, воду стали рассматривать как альтернативное терапевтическое средство и разрабатывать на его основе реабилитационные курсы [31]. В настоящее время в плавании сформировались следующие основные направления: массовое обучение плаванию как жизненно необходимому навыку, спортивное плавание и водные виды спорта, профессионально-прикладное плавание, оздоровительно-реабилитационное плавание, фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка, зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде [6]. Знание особенностей основных направлений развития плавания позволяет правильно понять специфику данного вида физических упражнений, оценить современное состояние плавания и эффективнее использовать опыт прошлых лет [24, 27].

Плавание — способность (или умение) человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений. Оздоровительное плавание — использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных, профилактических, гигиенических, закаливающих, восстановительных, тонизирующих и других целях, имеющих оздоровительную направленность. Физические упражнения в воде дают ощущения, совершенно отличные от таковых на суше. Это связано с уникальными свойствами воды, оказывающими влияние на организм человека. Эти воздействия направ-

лены на функциональное состояние органов и систем, а также на движения самого тела, облегчают физические упражнения и усиливают лечебный эффект [3, 38]. На земле во время занятий на организм человека действует сила тяготения (гравитации). В воде воздействие гравитации резко ослабевает, к тому же сама вода действует на тело и, чем глубже, тем более выражено действие воды и меньше действие гравитации.

Закон выталкивающих сил был открыт Архимедом [31]. Выталкивание порождает замечательное чувство невесомости и плавучести. При погружении в воду до уровня пояса гравитационное притяжение сокращается на 50 %, до уровня груди — до 80 %. Соответственно, возрастает подъемная выталкивающая сила. Уникальная опора телу в виде выталкивающей силы воды смягчает травматичность физических упражнений, увеличивается подвижность и гибкость суставов. При частичном погружении попытки движения встречают выраженное сопротивление, что требует от мышц большего усилия и, тем самым, способствует увеличению мышечной силы и выносливости [9, 33, 42].

Существуют три типа сопротивления воды: лобовое, вихревое и вязкое. Во время занятий тело подвергается всем типам сопротивления одновременно [18]. При погружении тела в воду его окружает среда, которая оказывает постоянное и многомерное сопротивление каждому его движению, которое в 12 раз превосходит сопротивление воздуха и требует от тела в 3 раза больше усилий, чем на суше. При каждом движении затрачивается больше мышечных усилий и энергии для преодоления этого сопротивления, создается необходимая нагрузка на мышечную и сердечно-сосудистую системы, что способствует сжиганию калорий (контроль веса) [29]. Вихревое сопротивление возникает, когда тело или часть его движется под водой. Вихревые потоки (турбулентность) затрудняют передвижение и сохранение равновесия. Это требует от занимающихся сильнее напрягать мышцы брюшного пресса и совершать более энергичные движения, чтобы сохранить равновесие и продвигаться вперед.

Все жидкости обладают вязкостью или тягучестью. Чем больше вязкость, тем больше сопротивление движениям. Вязкость воды зависит от температуры ее и от температуры окружающего воздуха. Это сопротивление имеет наименьшее значение, так как все программы обычно выполняются в теплой воде [17].

Вода оказывает давление на все тело, как только оно погружается в воду, пропорционально глубине

Сведения об авторах:

ВИНИЧЕНКО Светлана Николаевна, врач-педиатр, аспирант, кафедра поликлинической педиатрии, ГБОУ ВПО КемГМА Минздрава России, г. Кемерово, Россия. E-mail: sveta_day@mail.ru

ПЕРЕВОЩИКОВА Нина Константиновна, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой поликлинической педиатрии, ГБОУ ВПО КемГМА Минздрава России, г. Кемерово, Россия. E-mail: nkp42@mail.ru

ДРАКИНА Светлана Альбертовна, канд. мед. наук, ассистент, кафедра поликлинической педиатрии, ГБОУ ВПО КемГМА Минздрава России, г. Кемерово, Россия. E-mail: sdrakina@yandex.ru

ЧЕРНЫХ Наталья Степановна, канд. мед. наук, доцент, кафедра поликлинической педиатрии, ГБОУ ВПО КемГМА Минздрава России, г. Кемерово, Россия. E-mail: nastep@mail.ru

с/$(ръ и^ггя в^^узбассе

№3(62) 2015

РОЛЬ ПЛАВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ___________

погружения [7]. Чем глубже погружение, тем сильнее гидростатическое давление. Это давление вызывает ощущение сдавленности вокруг тела, похожее на давящую повязку. Оно помогает мышцам расслабиться, ощутить легкость и свежесть после выхода из воды. Гидростатическое давление улучшает циркуляцию крови по телу. Во время занятий в воде кровообращение более равномерное, чем на суше. Почки работают более активно из-за отсутствия перераспределения кровотока между органами и работающими мышцами. Влияние гидростатического давления на сердечно-сосудистую систему заключается в увеличении минутного объема крови и минутного объема сердца, снижении частоты сердечных сокращений. Общее периферическое сосудистое сопротивление не увеличивается, а иногда и снижается [13].

Погружение в воду оказывает, как правило, охлаждающий эффект. В воде тело охлаждается приблизительно в 4 раза быстрее, чем на воздухе. Скорость, с которой тело будет терять тепло, зависит от температуры воды, воздуха и количества естественного тепла, вырабатываемого жиром и мышцами. В воде менее активно происходит потоотделение. Необходимо постоянное движение, чтобы поддерживать комфортную температуру во время занятий, особенно в прохладной воде [25]. Вода, раздражающая весь комплекс рецепторов тела, воздействует на нервный центр и тонизирует нервную систему. Появляется ощущение бодрости и повышается работоспособность. Стимулируется развитие дыхательных мышц, при форсированном выдохе в воду увеличивается жизненная емкость легких, вырабатывается правильный ритм дыхания [38]. В воде повышается частота дыхания и частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических сосудов, активизируется обмен веществ в организме, что способствует оптимизации соотношения в теле активной (мышечной) и пассивной (жировой) ткани [24, 30, 36]. Энергозатраты при выполнении физических упражнений в воде превышают более чем в 2 раза энергозатраты при выполнении таких же упражнений на воздухе. Поэтому плавание является предпочтительным средством оздоровления у детей с избыточной массой тела [29].

Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22-24 % массы тела (у взрослого — 40 %). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека большим содержанием воды, меньшим — белковых и неорганических веществ, что объясняет их более низкую механическую прочность. Мы-

шечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит инервационный аппарат мышечной системы [10]. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении — удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам [33, 40]. Ребенок совершает плавательные движения при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны. Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.

Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка — мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца, близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также

Information about authors:

VINICHENKO Svetlana Nikolaevna, a pediatrician, postgraduate student, department of polyclinic pediatrics, Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo, Russia. E-mail: sveta_day@mail.ru

PEREVOSHCHIKOVA Nina Konstantinovna, doctor of medical sciences, professor, head of department of polyclinic pediatrics, Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo, Russia. E-mail: nkp89@mail.ru

DRAKINA Svetlana Albertovna, candidate of med. sciences, assistant of department of polyclinic pediatrics, Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo, Russia. E-mail: sdrakina@yandex.ru

CHERNICH Natalia Stepanovna, candidate of medical sciences, docent, department of polyclinic pediatrics, Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo, Russia. E-mail: nastep@mail.ru

№3(62) 2015 с/^ть h^Stm вс7|узбассе

ОБЗОРЫ НАУЧНОЙ литературы

оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. Циклические движения, давление воды на подкожно-венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и состояние гидростатической невесомости способствуют притоку крови к сердцу и существенно облегчают его работу. Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры при функциональных заболеваниях сердечно-сосудистой системы [25].

Особенности органов дыхания у детей (узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов) обуславливают облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствуют возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях [20]. У детей, систематически занимающихся плаванием, лучше развита дыхательная мускулатура, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких [21, 37]. Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников, жизненная емкость легких возрастает [11, 43].

Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования — позвоночник мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию [14]. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим, плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство [5, 45]. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности, нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более чем 40-50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым, создаются благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей — тазового пояса. Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и незакончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подверга-

ется деформации [10]. Развитие плоскостопия может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы [5]. В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений осанки детей (сколиозов, кифозов), а также тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича [3, 12]. Систематические занятия плаванием положительно влияют на рост детей. Объяснить это можно тем, что в воде позвоночник ребенка частично разгружается от давления массы тела, что способствует росту тела в длину [28], формируется правильная осанка, укрепляется опорнодвигательный аппарат и развивается координация движений.

Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка. Уже в 2-

2,5 года общая картина строения головного мозга у детей мало отличается от строения такового у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают способностью фиксировать и удерживать вновь установленные приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений [10, 24]. До 6 лет у ребенка в деятельности ЦНС процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим, обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. В дошкольном возрасте происходит активное овладение речью, поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение. Наиболее благоприятное время для обучения плаванию — 6-7 лет, именно в этот период у детей происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков, появляется способность управлять своей умственной и двигательной активностью [1, 12]. Однако у дошкольников наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители [13]. Систематические занятия плаванием повышают силу и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, ребенок становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение, быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке. В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка на-

с/$(ръ и^ггя в^^узбассе

№3(62) 2015

РОЛЬ ПЛАВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ____________

выков ритмических движении происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников и, тем самым, совершенствованию деятельности всех систем детского организма [15].

Дети до 7 лет быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому в обучении плаванию дошкольников допустимы кратковременные нагрузки с частыми перерывами. Больше утомляет детей однообразная деятельность, требующая точности движений [18], поэтому обучение в воде строится на основе подвижных игр. Эмоциональная насыщенность игры позволяет ребенку активно двигаться в воде, яркая образность подвижных игр помогает освоить наиболее трудные упражнения [5]. В ряде исследований показана особая роль движений в плавании и игр в воде для развития познавательных процессов, критического мышления, восприятия, воображения [6, 13], оптимизирует развитие умственной работоспособности и реализацию творческих потенциалов личности [41]. Улучшение эмоционального фона, настроения способствует укреплению психологического здоровья детей [36, 49, 50].

Плавание — универсальное средство закаливания. Теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям [17]. Замечено, что если у «плавающих» малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения [21].

В процессе занятий плаванием дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим,

эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным [19]. Гигиеническая значимость плавания заключается в улучшении кожного дыхания, активизации деятельности различных внутренних органов [26, 48].

Многие авторы относят плавание к спортивно-педагогической дисциплине в подготовке детей к школьному обучению [20, 30, 39]. В то же время, большинство существующих методик обучения плаванию призваны решать задачи не только освоения плавательных навыков, но и оздоровления, гармонического физического и психического развития детей. Для повышения эффективности методик и обеспечения наибольшего оздоровительного эффекта необходима система комплексной оценки индивидуального уровня здоровья детей, физического развития и функционального состояния, плавательной подготовленности [1, 18, 22, 42, 44]. Наибольший эффект укрепления здоровья достигается при систематических занятиях, базирующихся на последовательности применения средств начального обучения плаванию, общей физической подготовки с учетом индивидуальных особенностей занимающихся [32, 41, 43].

Таким образом, оздоровительное плавание — это оптимизация состояния уровня здоровья, профилактика заболеваний, повышение качества жизни. Дети, которые регулярно занимаются плаванием, выше ростом, меньше подвержены простудным заболеваниям. У них тренируются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, возрастает жизненная емкость легких, гибкость и мышечная сила, повышается выносливость, снижается возбудимость и раздражительность, улучшается сон и аппетит. Своевременная оценка состояния здоровья детей, функциональных возможностей организма облегчает составление и реализацию индивидуальных и групповых профилактических программ, включающих оздоровительное плавание в работу ДОУ.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Агаджанова, С.Н. Оздоровление детей в дошкольных образовательных учреждениях /С.Н. Агаджанова, В.И. Смирнова //Педиатрия. - 2012. - № 1. - С. 8-11.

2. Анисимова, А.В. Современные проблемы формирования здоровья детей и подростков /А.В. Анисимова, Н.К. Перевощикова //Мать и Дитя в Кузбассе. - 2013. - № 2. - С. 8-14.

3. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека /В.К. Бальсевич. - М.: Изд-во Теория и практика физ. культуры, 2000. - 275 с.

4. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации /А.А. Баранов //Педиатрия. - 2012. - № 3. - С. 9-14.

5. Болотов, Д.Д. Применение гидрокинезотерапии в реабилитации больных с травмами опорно-двигательного аппарата /Д.Д. Болотов //Вестник восстановительной медицины. - 2014. - № 3. - С. 75-79.

6. Булгакова, Н.Ж. Игры на воде и под водой /Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 60 с.

7. Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студентов /Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Academia, 2005. - 432 с.

8. Викулов, А.Д. Занятие плаванием и интеллект дошкольников /А.Д. Викулов, Б.А. Орлов //Современные образовательные направления в физической культуре: сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - С. 191-192.

9. Волосникова, Т.В. Физическая культура в системе управления оздоровлением дошкольников в экологических условиях мегаполиса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 /Т.В. Волосникова. - СПб., 2011. - 44 с.

10. Воронцов, И.М. Пропедевтика детских болезней /И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: Фолиант, 2009. -1008 с.

11. Гайгрсоки, Г.В. Подводное «плавание» - как метод лечения двигательных расстройств у детей при перинатальном поражении центральной нервной системы /Г.В. Гайгрсоки //Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2001. - С. 140.

12. Гидрокинезотерапия: учеб.-метод. пособие /В.В. Ежов, Л.В. Ежова, Ю.И. Андрияшек, Т.Т. Замша. - Киев, 2005. - 156 с.

13. Гидротерапия: роль погружения в воду и физиологических упражнений в ней /А.Т. Быков, Т.Н. Маляренко, В.П. Терентьев и др. //Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2009. - № 1. - С. 39-42.

14. Калб, Т.Л. Проблемы нарушений осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции /Т.Л. Калб //Вестник новых медицинских технологий. - 2001. - № 4. - С. 62-64.

15. Каменская, В.Г. Сенсомоторная интеграция как маркер интеллектуального развития /В.Г. Каменская //Природные факторы и социальные условия успешности обучения: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - СПб.: САГА, 2005. - 280 с.

16. Каплина, С.П. О реабилитации детей с ПЭП /С.П. Каплина //Российский педиатрический журнал. - 2001. - № 1. - С. 18-21.

№3(62) 2015 с/^ть и^пя вс7|узбассе

ОБЗОРЫ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ■

17. Капранова, Е.И. Закаливание детей раннего возраста /Е.И. Капранова. - М.: Моск. мед. академия им. И.М. Сеченова, 2004. - 20 с.

18. Карташова, Н.М. Системные реакции биологических динамических систем на внешние воздействия: автореф. дис. ... д-ра биол. наук: 05.13.01 /Н.М. Карташова. - Тула, 2005. - 31 с.

19. Киселев, С.Ю. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста /С.Ю. Киселев, В.И. Лупандин, И.Е. Ткачук //Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 38-44.

20. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: учеб. пособие /В.А. Лисовский, С.П. Евсеев, В.Ю. Го-лофеевский, А.Н. Мироненко; под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 320 с.

21. Комшина, О.С. Эффективность применения ритмопластической гимнастики и гидрокинезотерапии для детей 3-4 лет с ослабленным здоровьем /О.С. Комшина //Социальная политика и социология. - 2013. - Т. 1, № 4. - С. 129-135.

22. Крученок, О.И. Оздоровление детей специальной медицинской группы с заболеваниями органов дыхания /О.И. Крученок, Р.И. Сабитова //Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Пермь, 2014. - С. 171-174.

23. Кучма, В.Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: сб. матер. /В.Р. Кучма; под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучма. - М., 2013. - Вып. VI. - 192 с.

24. Лечебная физическая культура: справочник /под ред. В.А. Епифанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2001. - С. 447-472.

25. Маханова, Н.Ю. Эффективность гидротермотерапии у детей с перинатальными поражениями нервной системы /Н.Ю. Маханова, И.М. Сутулина //Мать и Дитя в Кузбассе. - 2007. - № 3. - С. 11-15.

26. Москунов, Д.Ф. Гидрореабилитация /Д.Ф. Москунов //Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2001. - С. 112-115.

27. Мохнач, Н.Н. Валеология: конспект лекций /Н.Н. Мохнач. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 256 с.

28. Нагаева, Е.В. Рост как критерий здоровья ребенка /Е.В. Нагаева //Педиатрия. - 2009. - № 3. - С. 58-62.

29. Нетребко, О.К. Ожирение у детей: истоки проблемы и поиски решений /О.К. Нетребко //Педиатрия. - 2011. - № 6. - С. 104-113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Петряев, А.В. Плавание /А.В. Петряев, И.В. Клешнев //Исследования, тренировка, гидрореабилитация: матер. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2003 - С. 312.

31. Плавание: учебник для вузов /под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.

32. Раннее выявление детей дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья: науч. издание /В.И. Коба, Г.В. Кобылянская, И.В. Григорьева, С.Е. Кальмова //Актуальные вопросы охраны материнства и детства: матер. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию Дет. гор. больницы № 5 и 10-летию Обл. перинат. центра. - Кемерово, 2005. - С. 47-48.

33. Скиндер, Л.А. Физическая реабилитация детей с нарушением осанки и сколиозом: учеб.-метод. пособие /Л.А. Скиндер. - Брест: БрГУ, 2012. - 210 с.

34. Таран, И.В. Изменение показателей оценки основных двигательных функций у детей с церебральным параличом спастической формы методом гидрокинезотерапии /И.В. Таран //Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - № 16. - С. 48-52.

35. Тюмасева, З.И. Оздоровление детей России как инновационная педагогическая деятельность (в сфере дошкольного образования) /З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Е.Г. Кушнина. - Челябинск, 2012. - 299 с.

36. Физическая реабилитация /под общ. ред. С.Н. Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С. 195-229.

37. Шмарева, Е.А. Психологическое сопровождение творческого развития младших школьников средствами оздоровительного плавания: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.07 /Е.А. Шмарева. - Н. Новгород, 2011. - 28 с.

38. Ящук, А.В. Патогенетическое обоснование кинезотерапии на этапе долговременной реабилитации детей с бронхиальной астмой /А.В. Ящук, С.Н. Ежов, Т.А. Гвозденко //Бюллетень физиологии и патологии дыхания. - 2014. - № 54. - С. 42-47.

39. Amabile, Т.М. Creativity under the gun /Т.М. Amabile, C.N. Hadley, S.J. Kramer //Harvard Bus. Rev. - 2002. - V. 80, N 2. - P. 52-61.

40. Apanasenko, G. Experimental substantiating quantitative estimation of physical health level /G. Apanasenko //CESS Magazine. - 2000. -V. 6. - P. 17-19.

41. Barry, R. Hydrotherapy /R. Barry //Physical medicine & rehabilitation. Principles and practice /ed. J.A. DeLisa. - Philadelphia, 2005. - V. 1, Ch. 40. - P. 401-416.

42. Bruce, T. Childcare and education /T. Bruce, C. Meggit. - 3rd ed. - London; Hodder; Stoughton, 2002. - 123 p.

43. Byun, W. Correlates of objectively measured sedentary behavior in US preschool children /W. Byun, M. Dowda, R.R. Pate //Pediatrics. - 2011. -V. 128, N 5. - P. 937-945.

44. David, M. Aerobic exercise and creative potential: immediate and residual effects /M. David //Creativity Res. J. - 2005. - V. 17, N 2, 3. -P. 257-264.

45. Davies, M. Movement and dance in early childhood /M. Davies. - London: Sage, 2003. - 245 p.

46. Feasibility of measuring lung function in preschool children /W. Nystad, S.O. Samuelsen, P. Nafstad et al. //Thorax. - 2002. - V. 57, N 12. -P. 1021-1027.

47. Greek Integrated Curriculum Educational Preschool Program (GICEPP) (2002). - URL: www.pi-schools.gr/programs/depps (date accessed: 20.10.2005).

48. Health Survey for England - 2012 Leeds /The Health and Social Care Information Centre; 2013. - URL: www.hscic.gov.uk/pubs/hse2012 (date accessed: 25.04.2015).

49. Independent associations of physical activity and cardiorespiratory fitness with metabolic risk factors in children: the European youth heart study /U. Ekelund, S.A. Anderssen, K. Froberg et al. //Diabetologia. - 2007. - V. 50, N 9. - P. 1832-1840.

50. McCoy, J.M. The potential role of the physical environment in fostering creativity /J.M. McCoy, G.W. Evans //Creativity Res. J. - 2002. -V. 14. - P. 305-316.

с/$(ръ и^ггя в^^узбассе

№3(62) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.