4. Dobrovolsky, V.K. (1984), Textbook instructor in physical therapy, Physical culture and sport, Moscow.
5. Byvaltsev, V.A., Belykx, E.G., Alekseeva, N.V. and Sorokovikov, V.A. (2013), The use of scales and questionnaires in the evaluation of patients with degenerative lesions of the lumbar spine: methodical recommendations, available at: http://www.mst.ru/products/downloads/byvaltsev.pdf.
6. Reznikov, V.A. and Semenova S., A. (2015), "Programs after work rehabilitation as socially essential factor in increasing the adaptive capacities of persons employed in the labor force", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 123, Vol. 5, pp.150-154.
7. Cherkasov, A.D. (2008), "Way of prevention of osteochondrosis. Part 2. Characteristics of muscle blocks in the spine", Journal Fundamental research, No. 7, pp. 45-50.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.11.2015
УДК 797.21
ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»), г. Москва
Аннотация
В статье представлен теоретический и практический материал по обучению плаванию студентов с использованием инновационных технологий в режиме учебных занятий по физической культуре. Освоение большого количества плавательных движений одновременно всеми способами плавания сначала облегченных, затем спортивных и элементов прикладного плавания позволяет уже на начальном этапе выбрать легче получающийся способ и впоследствии осваивать остальные. Благодаря этому сокращается продолжительность всего периода освоения навыка плавания. Использование инновационных технологий при обучении плаванию студентов способствует формированию у них потребности в здоровом образе жизни, повышению уровня плавательной подготовленности и функциональных возможностей организма.
Ключевые слова: студенты, здоровье, плавание, обучение плаванию, плавательная подготовленность, прикладное плавание.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p193-197
SWIMMING TRAINING WITH APPLICATION OF THE INNOVATIVE
TECHNOLOGIES
Tatiana Evgenievna Simina, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Annotation
The article presents the theoretical and practical material for the swimming training of the students with application of the innovative technologies in physical training. Learning a large number of the swimming movements simultaneously at the early stages - firstly the easy ones with further sports and applied swimming elements - allows determining the preferred swimming style with subsequent learning the rest styles. It shortens the entire period for the development of the swimming skills. Using the innovative technologies in teaching to the swimming contributes to the formation of the need in healthy lifestyle, raising the swimming readiness and capabilities of the body.
Keywords: students, health, swimming, learning to swim, swimming experience, applied swimming elements.
В настоящее время одним из главных направлений молодежной политики в Российской Федерации является формирование у студенческой молодежи ответственного
отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни. Студенты представляют собой основной кадровый резерв нашей страны. Поэтому ведущей задачей высших учебных заведений (вузов) является подготовка физически здоровых специалистов, способных длительное время сохранять работоспособность и активную жизненную позицию.
Вместе с тем, анализ литературных данных показывает, что за время обучения в вузе здоровье студентов не только не улучшается, но и имеет тенденцию к ухудшению и поэтому ежегодно увеличивается их число, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ). В настоящее время число таких студентов составляет 25^45% на первом курсе, а 10^15% являются полностью освобожденными от практических занятий физической культурой [1, 4]. При этом основными формами заболеваний, определяющих отклонения в состоянии здоровья и направление студентов в СМГ являются: болезни опорно-двигательного аппарата (ОДА) и соединительной ткани (главным образом за счет сколиоза), болезни органов зрения и придаточного аппарата глаза (за счет миопии), болезни нервной системы (за счет нейроциркулярной дистонии). Кроме того, выявлена тенденция ухудшения состояния здоровья студентов за период обучения с I по IV курс. Среди студентов IV курса растут показатели заболеваемости за счет болезней сердечно-сосудистой системы (главным образом вегето-сосудистой дистонии), хронических болезней органов пищеварения, болезней органов зрения и ОДА [1, 4].
Вместе с тем организованные занятия физической культурой и спортом могут существенно улучшить как показатели физического развития и функционального состояния различных органов и систем, так и психофизиологические возможности организма.
В этой связи, плавание является уникальным средством физической культуры, обладающим самым малонагрузочным двигательным действием, а также жизнесберегаю-щим навыком. Плавание оказывает мощное закаливающее, гигиеническое, оздоровительное и лечебное воздействие на организм человека [2, 3].
Анализ программ по плаванию, используемых в вузах свидетельствует о том, что занятия, как правило, строятся по традиционной методике с параллельно-последовательным освоением двух сходных по структуре способов кроля на груди и кроля на спине. При этом недостаточно учитываются особенности пола и возраста, интересы, мотивы и потребности студентов, а также индивидуальные особенности и предрасположенности к освоению определенного вида двигательной деятельности. Организация занятий плаванием со студенческой молодежью в режиме учебных занятий с учетом вышеперечисленных особенностей, может существенно повлиять на формирование у них потребности в здоровом образе жизни, на состояние здоровья и предотвратить дальнейшее его ухудшение.
Таким образом, возникает необходимость поиска новых, более эффективных форм целенаправленного подхода в вопросах профилактики и укрепления здоровья студенческой молодежи в ВУЗах средствами плавания.
Целью данной работы являлась разработка и апробация методических подходов при формировании у студентов 1 курса навыка плавания при одновременном освоении всех способов плавания.
Задачи: изучение влияния инновационных методических подходов при обучении плаванию на показатели общей физической подготовленности, специальной плавательной подготовленности, функциональные показатели: частоты сердечных сокращений (ЧСС), жизненной емкости легких (ЖЕЛ).
При проведении анкетирования необходимо было узнать состояние здоровья респондентов, а так же какой вид спорта они считают наиболее полезным для здоровья и как они оценивают уровень плавательной подготовленности и владение элементами прикладного плавания. Было проведено анкетирование 30 юношей 1 курса, выбравших занятия по плаванию. Самым полезным для здоровья видом спорта 80% юношей считают -
плавание, 23% - бег и 10% - занятия лыжным спортом. Выявлено, что 67% опрошенных относятся к основной физкультурной, 27% - к подготовительной и 7% - к специальной медицинской группам. При этом 20% юношей имеют нарушения и отклонения со стороны ОДА, 7% - сердечно-сосудистой системы, еще 7% - зрения и у 3% - дыхательной системы.
Уровень своей плавательной подготовленности студенты оценили следующим образом: 80% студентов отметили, что умеют плавать и проплывают 25 и более метров и только 20% из них владеют элементами прикладного плавания.
Непосредственно перед началом занятий в бассейне со студентами была проведена вводная лекция, в которой был сделан акцент на влияние занятий плаванием на организм человека, оздоровительном его значении, о различных способах плавания, в том числе и прикладного, правилах поведения в бассейне.
Занятия плаванием проводились в бассейне габаритами 25,0*12,5 - 1,8*1,2 м. С каждой группой занятия проводились 2 раза в неделю по 45 минут. В течение одного семестра было проведено 24 занятия.
При обучении использовалась одновременная методика (автор - Т. А. Протченко) [6], которая предусматривает одновременное освоение всех способов плавания сначала по элементам, начиная с движений руками, затем овладение плаванием различными облегченными способами, после чего - всеми спортивными способами в полной координации. Большое количество используемых плавательных движений на начальном периоде обучения позволяет каждому выбрать наиболее удобный для себя способ плавания (избранный способ). Такой подход позволяет существенно сократить время освоения навыка плавания даже студентам с отклонениями в состоянии здоровья.
Наряду с общеразвивающими и специальными плавательными упражнениями, разучиваемыми со студентами сначала на суше, а затем в воде, в занятиях использовалось большое количество дыхательных упражнений, в том числе и после проплывания различных отрезков [7, с. 8]. Это позволяло не допускать перегрузки, переутомления, а способствовало эффективному восстановлению функциональных систем организма. При обучении по данной методике было предусмотрено также освоение студентами элементов прикладного плавания: плавания на боку, брасса на спине, ныряния в длину и глубину, оказания помощи тонущим, транспортировки «уставших» на воде и различных предметов, использования подручных и вспомогательных средств, основ правильного поведения в воде при возникновении различных экстремальных и сложных ситуаций.
Тестирование плавательной подготовленности проводилось на 1-м, 8-м, 16-м, 24-м занятиях. При тестировании на первом занятии было выявлено, что из тех, кто себя отнес к умеющим плавать при начальном анкетировании - 73% плыли кролем на груди, 63% -кролем на спине, 67% - брассом и только 36% - дельфином, 27% - облегченными, неспортивными и другими способами.
Через 8 занятий число не умеющих плавать сократилось более чем в 3 раза: с 20% до 7%. Через 16 занятий число не умеющих сократилось - до 3%, а к 24-му занятию все студенты могли проплывать 25 и более метров. При этом практически все студенты могли плыть различными облегченными, неспортивными и спортивными способами, меняя их на протяжении проплываемой дистанции. Занятия по данной методике позволяли учитывать индивидуальную предрасположенность к выбору способов плавания и последовательности освоения остальных. В группе «умеющих плавать» через 8 занятий - уже 87% овладели плаванием кролем на груди, 77% - кролем на спине, 83% - брассом и 47% -дельфином.
В таблице 1 представлены данные по изменению у студентов показателей плавательной подготовленности. Плавательная подготовленность оценивалась тремя контрольными упражнениями: по скорости проплывания дистанции 50 метров и по количеству проплываемых метров за 6 и за 12 минут [5, с. 230]. К концу семестра у студентов
увеличилась скорость проплывания дистанции 50 м - на 5,6 сек. Также увеличилась длина проплываемой дистанции за 6 минут на 25,5 м и за 12 минут - на 21,3 м.
Таблица 1.
Изменение показателей плавательной подготовленности студентов 1 курса _основной медицинской группы (п=25)_
№ п/п Контрольные упражнения Сентябрь (XX ±а) Декабрь (XX ±G)
1. Плавание 50 м (сек) 46,8±8,9 41,2±7,8
2. Плавание 6 минут (м) 202,3±58,1 227,8±49,7
3. Плавание 12 минут (м) 396,3±83,2 417,6±72,1
На протяжении всех занятий у студентов измерялась ЧСС перед занятием, после подготовительной части, в основной части, после окончания занятия и в восстановительном периоде после занятия. Перед началом занятия в покое ЧСС составляла 66^78 уд/мин., после подготовительной части занятия - 90^96 уд/мин.
В основной части занятия ЧСС не превышала 150^160 уд/мин., а после окончания занятия в течение 2-3 минут снижалась до исходных величин и составляла 72^78 уд/мин. Занятия плаванием положительно повлияли на дыхательную систему. У юношей увеличилась ЖЕЛ на 341 мл (с 3788,8 мл в сентябре до 4130,1 мл в декабре).
Таким образом, использование инновационных технологий при обучении плаванию студентов в системе физического воспитания в ВУЗе способствует не только повышению функциональных возможностей организма, но также и повышению уровня плавательной подготовленности. Все студенты, не умеющие плавать, освоили плавание различными способами: облегченными, спортивными, элементами прикладного плавания, а «не умеющие» могли проплыть 25 и более метров. При этом все студенты справлялись с предлагаемой нагрузкой, о чем свидетельствуют показатели ЧСС как во время занятий, так и в восстановительном периоде после занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеенко, С.Н. Система обучения в области профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни в медицинском вузе : автореферат дис. ... д-ра. мед. наук / Алексеенко С.Н. - М., 2013. - 47 с.
2. Булгакова, Н.Ж. Теория и методика плавания : учебник / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов, Е.А. Распопова ; под ред. Н.Ж. Булгаковой. - 2-е изд. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 320 с.
3. Лечебная гимнастика в бассейне с включением интервальных физических тренировок у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями / Е.М. Стяжкина, В.А. Бадтиева, М.П. Отто, Н.И. Тумель // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2012. - № 10 (106). - С. 45-50.
4. Миронов, С.В. Состояние здоровья российских и иностранных студентов медицинского вуза и пути улучшения их медицинского обслуживания: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Миронов С.В. - М., 2014. - 25 с.
5. Плавание : учебник для вузов / под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.
6. Протченко, Т.А. Программа «Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет» [Электронный ресурс] / Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов. М., 2013 // URL : http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/12/02/programma-obuchenie-plavaniyu-detey-ot-2-do-7-avtory. - Дата обращения 30.10.2015.
7. Симина, Т.Е. Обучение плаванию детей 4-6 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Симина Т.Е. - М., 2010. - 24 с.
REFERENCES
1. Alekseenko, S.N. (2013), The system of training in the field of disease prevention and healthy lifestyles in medical school, dissertation, Moscow.
2. Bulgakova, N.Zh., Popov, O.I. and Raspopova, E.A. (2014), Theory and methodology of swimming: the textbook for students, Publishing center "Academy", Moscow.
3. Styazhkina, E.M., Badtieva, V.A., Otto M.P. and Tumel, N.I, (2012), "Therapeutic exercises in the swimming pool with the interval physical training for patients with cardiovascular diseases", Physiotherapy and Sports Medicine, No. 10 (106), pp. 45-50.
4. Mironov, S.V. (2014), The health status of Russian and foreign medical students and ways to improve their health care, dissertation, Moscow.
5. Ed. Bulgakova, N.Zh. (2001), Swimming: University textbook, Physical Education and Sports, Moscow.
6. Protchenko, T.A. and Semenov, Yu.A. (2013), "Learning to swim from 2 to 7 years", Moscow, available at: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/12/02/programma-obuchenie-plavaniyu-detey-ot-2-do-7-avtory.
7. Simina, T.E. (2010), Swimming training of children 4-6 years old with disorders of the musculoskeletal system, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.12.2015
УДК 796.011
ПРИМЕНЕНИЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСА В КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ
НОРМАТИВОВ ВФСК «ГТО»
Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент,
Олег Владимирович Игнатов, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Константин Геннадьевич Иванов, учитель, МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова», г. Сургут
Аннотация
В статье рассматривается опыт использование онлайн-сервиса Всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса (ГТО) для коррекции физической подготовленности школьников к сдаче норм. На основе онлайн-сервиса разработана автоматизированная программа сопровождения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ГТО) которая позволяет учителю физической культуры управлять образовательным процессом физического воспитания школьников. В работе представлены результаты тестирования у 658 учащихся I и II ступени в выполнении норм ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Ключевые слова: онлайн-сервис ВФСК «ГТО», коррекция физической подготовленности школьников, автоматизированное сопровождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p197-200
ONLINE-SERVICE APPLICATION FOR CORRECTION PROCESS OF DEVIATIONS OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS TO REALIZE THE NORMS OF THE COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE"
Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Alexey Valerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Oleg Vladimirovich Ignatov, the post-graduate student,
Surgut State Pedagogical University, Surgut,
Konstantin Gennadievich Ivanov, the teacher, Gymnasium "Salakhov's Laboratory", Surgut
Annotation
Online-service application in correction process for the deviations of physical fitness of students to realize the norms of the complex "Ready for Labor and Defense" is described in the article. Automatized system for "Ready for Labor and Defense" complex supervision, which lets any teacher to control the pro-