No.3, pp.102-106.
3. Ed. Kulyutkin, Yu.N. and Sukhobskaya, G.S. (1981), Modeling of pedagogical situations: problems of the solution of quality and efficiency of all-pedagogical training of the teacher, Pedagogics, Moscow.
4. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Gusev, A.V., Kalinin, A.D. and Sibgatulina, F.R. (2017), "Training of teachers of physical culture in system of remote education of bachelors on the example of discipline "The theory and a swimming technique"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.152, No.10, pp.216-221.
5. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Voevodina, T.M., Sharagin, V.I. and Shakirov, M.R. (2018), "Applied physical culture as the swimming abilities formation reserve for bachelors-teachers of sports higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.155, No.1, pp.196-200.
6. Savelieva, O. Yu. (2009), "Ways to increase of professional and pedagogical readiness of future physical culture teachers of (on the example of teaching of a subject matter "Swimming")", Messenger of the Sochi state university of tourism and resort business, No.1, pp. 127-133.
7. Savelieva, O. Yu. (2010), Swimming: Independent occupations. Manual for students of physical culture faculties, Publishing house of Moscow state pedagogical university, Moscow.
8. Savelieva, O. Yu. (2015), "Independent educational activity of students in process discipline studying "The theory and a swimming technique"", Innovative technologies in sports and physical training of younger generation: materials V science and practice conference with international participation, Moscow, pp.137-141.
9. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Voevodina, T.M. and Lapina, M.N. (2017), "Modern technologies at teaching physical culture bachelor to educating in swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No.4, pp.187-192.
Контактная информация: vu2014@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.04.2018
УДК 796.034.2
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ В ДЕТСКИХ
АБОНЕМЕНТНЫХ ГРУППАХ
Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет г. Москва; Наталья Михайловна Лапина, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара;
Лариса Васильевна Бокова, старший преподаватель, Ирина Викторовна Назарова, доцент, Российский государственный университет правосудия, г. Москва
Аннотация
В статье представлен опыт использования индивидуального подхода при групповом обучении плаванию младших школьников, посещающих занятия в абонементных группах физкультурно-оздоровительного комплекса. Качественно сформированные плавательные умения и высокая моторная плотность занятий в экспериментальных группах подтверждают целесообразность изначального определения склонностей детей к освоению наиболее доступного способа плавания и формирования внутри учебной группы мини-групп для детей, проявивших склонности к плаванию кролем или брассом; использования доступных плавательных упражнений, различных игровых заданий, многократного выполнения ритмичных выдохов в воду и отказа от поддерживающих средств на начальном этапе обучения.
Ключевые слова: групповое обучение плаванию, доступный способ плавания, индивидуальный подход, школьники.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 7П18. — № 4 (158).
INDIVIDUALIZATION OF TRAINING PROCESS IN SWIMMING AT CHILDREN'S
GROUPS (BY SUBSCRIPTION)
Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Olga Yurievna Savelieva, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University, Moscow; Natalia Mikhailovna Lapina, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Samara State University of Social Science and Education, Samara; Larisa Vasilevna Bokova, the senior teacher, Irina Viktorovna Naza-rova, the senior lecturer, Russian State University of Justice, Moscow
Annotation
The experience of individual approach application at elementary schooler's group training in swimming (sports and health-improving complex subscription groups) presented at the article. Qualitatively created swimming abilities and high motor density of occupations in experimental groups confirm expediency of initial determination of tendencies among the children to development of the most available way of swimming and formation in frames of the educational group of mini-groups for the children who have shown tendencies to swimming with a crawl or breast stroke, use of available swimming exercises, various game tasks, repeated performance of rhythmical exhalations in water and refusal of supporting means at the initial stage of training.
Keywords: group training at swimming, easy way of swimming, individual approach, elementary schoolers.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в учебных заведениях дополнительного образования, фитнес-клубах, физкультурно-оздоровительных комплексах (ФОК), а также на уроках плавания в общеобразовательных школах доминирует параллельно-последовательная методика обучения плаванию, реализуемая посредством раздельно-целостного метода [5, 6, 7, 8]. Вместе с тем, на сегодняшний день существует ряд авторских методик, применяемых в учебном процессе и позволяющих на практике достигнуть весьма высоких результатов [1, 3, 6, 7, 9].
Вопрос эффективности обучения плаванию детей младшего школьного возраста весьма актуален, поскольку владение плавательными умениями для каждого ребенка является жизненно необходимым [1, 2, 4, 5, 7, 8]. Младший школьный возраст характеризуется не только гетерохронностью созревания соматических и функциональных систем, но и неравномерным развитием двигательных качеств, нестабильностью психоэмоционального состояния. В связи с этим при обучении плаванию возникает необходимость применения дифференцированного подхода при формировании двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей, уровня плавательной и физической подготовленности [1, 3, 5, 7, 8]. Поскольку при массовом обучении школьников плаванию одной из задач является подготовка их к выполнению требований современного комплекса ГТО, то целесообразным будет поиск резервных средств и методов оптимизации учебного процесса для каждого индивида внутри учебной группы.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе изучения литературных источников и интернет-ресурсов по теме исследования была выдвинута научная гипотеза и разработана программа педагогического эксперимента. Мы предположили, что определение индивидуальных заданий в группе младших школьников с учетом плавательной подготовленности и предрасположенности каждого ребенка, отказ от поддерживающих средств на начальном этапе обучения, использование различных игровых заданий [1, 2, 4, 8] будут способствовать повышению качества формирования плавательных умений и увеличению показателя моторной плотности занятий.
Педагогический эксперимент проводился в течение учебного года в бассейне физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) г. Москвы. Методом случайной выборки были набраны четыре опытные группы: две экспериментальные (ЭГ) и две контрольные
(КГ); в каждую группу входило по десять школьников 7-8 лет, не умеющих плавать, но безбоязненно входивших в воду. Занятия проводились 2 раза в неделю по 45 минут.
В КГ обучение проводилось по общепринятой параллельно-последовательной методике раздельно-целостным методом с применением неподвижной и подвижной опоры, поддерживающих средств и согласно рабочей программе ФОК; основным методом проведения занятий являлся поточный.
На занятиях в ЭГ упражнения в опорном положении и поддерживающие средства не применялись, изначально учитывалась индивидуальная предрасположенность детей к освоению конкретного способа плавания, активно использовался игровой материал [1, 2, 3, 4, 8]. При проведении занятий варьировались методы организации детей: основными были групповой метод - создание мини-групп внутри учебной группы с учетом плавательной предрасположенности школьников и индивидуальный метод; оба метода применялись на фоне фронтальной и поточной организации детей. С целью повышения интереса к занятиям младшим школьникам дифференцированно предлагались посильные упражнения, зачастую в игровой форме, а также индивидуальные задания для снижения времени бездеятельности и повышения моторной плотность занятия.
В конце эксперимента было проведено тестирование плавательной подготовленности детей ЭГ и КГ, результаты которого были обработаны методами математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯМ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Основной задачей начального этапа обучения в экспериментальных группах было формирование у детей базовых плавательных умений: выполнение многократных ритмичных выдохов в воду, освоение скольжений, ознакомление с характерным для плавания удержанием гребущих плоскостей, определение и освоение наиболее доступного спортивного способа плавания и на его базе освоение других, индивидуально наиболее сложных [1, 3, 8]. Основным методическим приемом являлось изучение каждого последующего упражнения на базе качественного освоения предыдущего. Учебные упражнения начального этапа были дифференцированы согласно плавательной подготовленности детей; для каждого упражнения были предложены варианты низкой, средней высокой сложности и интенсивности. Детям предлагались упражнения одной направленности, но вариативные по доступности, что позволяло поддерживать интерес к учебному процессу, поскольку посильные упражнения выполнялись с интересом и не вызывали отрицательных эмоций в виду отсутствия неудач. После выполнения общего основного упражнения детям предлагались персональные задания для повышения уровня индивидуальной плавательной подготовленности и ликвидации двигательных пауз, что позволяло повысить моторную плотность и не допустить переохлаждения.
В ходе эксперимента показатели моторной плотности учебных занятий в обеих группах фактически соответствовали оптимальным значениям и колебались в пределах 43,0-62,8% (КГ) и 54,6-73,3% (ЭГ); на учебно-тренировочных занятиях моторная плотность в ЭГ значительно превышала аналогичный показатель в КГ (75,4-87,5% и 52,263,4%, соответственно). На наш взгляд, это можно объяснить тем, что дети ЭГ получая дифференцированные задания, выполняли их самостоятельно, не дожидаясь своих товарищей по контрольной группе.
По уровню освоения программного материала и выполнения программных требований ФОКа (допустимый диапазон 25,0-75,0%), дети КГ вплотную приблизились к верхнему допустимому уровню - 74,6%, а ЭГ значительно его превысили - 85,3%. Полученные данные свидетельствуют о достаточно хорошем качестве плавательной подготовленности школьников четырех опытных групп. Однако по всем показателям плавательной подготовленности были определены достоверные различия в пользу детей ЭГ (р<0,05). Особенно впечатляющими были различия в объеме безостановочно проплываемой дистанции
без вспомогательных средств любым доступным способом: ЭГ - 147,0±22,5 м, КГ -87,5±35,0 м (р <0,001). Большинство детей ЭГ - 70,0% (14 человек) преодолели дистанцию кролем на груди, 25,0% (5 человек) - брассом, 5,0% (1 ребенок) - руки брассом, ноги, как при плавании на боку («кривой брасс»). В КГ все дети начали заплыв кролем на груди, но только один из них (5,0%) закончил дистанцию этим же способом, остальные 45,0% (9 человек), примерно, в середине дистанции перешли к плаванию на спине, и 50,0% (10 детей) закончили заплыв «по-своему» с дыханием поверх воды. Считаем, что в КГ затянувшийся этап выполнения упражнений в воде в опорном положении и с поддерживающими средствами усложнил естественный переход к безопорному положению, характерному для плавания, и, по сравнению с ЭГ, затормозил процесс обучения в целом. К тому же в КГ целенаправленное выполнение выдохов в воду было лишь на этапе ознакомления с водой, в дальнейшем выдохи выполнялись формально и только после напоминания тренером. Все дети КГ без исключения параллельно-последовательно осваивали только два способа плавания: кроль на груди и кроль на спине, т.е. учебный материал предлагался им без учета индивидуальной плавательной предрасположенности. Обучение в ЭГ, как указывалось выше, исключало применение поддерживающих средств, игровая форма преподнесения материала способствовала ускорению освоения безопорного положения; изначально каждый ребенок осваивал тот способ плавания, к которому проявил большую предрасположенность; многократные ритмичные выдохи в воду заполняли большинство пауз между заданиями и выполнялись детьми как естественное завершение каждого заплыва. Необходимо подчеркнуть, что все дети без исключения выполнили требования комплекса ГТО по плаванию II ступени (для школьников 9-10 лет) на золотой значок - 50 м без учета времени (2017 г.), что подтверждает своевременность пересмотра нормативов комплекса в сторону усложнения и внедрения их в практику в 2018 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тестирование плавательной предрасположенности в начале учебного процесса позволило организовать внутри абонементных детских групп мини-группы с учетом склонностей младших школьников к освоению кроля на груди или брасса и в дальнейшем осуществлять обучение в этих двух направлениях. Доступные, исходя из направленности обучения в каждой мини-группе, и индивидуально предложенные детям-кролистам и детям-брассистам плавательные упражнения; включение в содержание урока простейшего игрового материала, изученного на этапе освоения с водой; выполнение по завершении любой плавательной дистанции многократных ритмичных выдохов в воду способствовало получению достоверно положительных результатов при оценке плавательной подготовленности младших школьников, прошедших обучение в ФОКе в группах, сформированных на основе учета плавательной предрасположенности детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев, В.С. Подготовительные упражнения для обучения плаванию младших школьников / В.С. Васильев, О.Ю. Савельева // Физическая культура в школе. - 1988. - № 12. - С. 12-15.
2. Игры и развлечение на воде : учеб. пособие / В.Ю. Карпов, В.Ю. Давыдов, О.Ю. Савельева, Н.М. Лапина ; Сочинский гос. ун-т. - Сочи : [б.и.], 2012. - 100 с.
3. Исследование индивидуальной предрасположенности школьников к освоению техники плавания на этапе освоения водой / О.Ю. Савельев, В.Ю. Карпов, А.В. Романова, Е.Д. Бакулина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 237-242.
4. Карпов, В.Ю. Игровой метод обучению плаванию детей 8-9 лет на этапе начальной подготовки / В.Ю. Карпов, И.В. Зворыкин, В.А. Ляшенко // Наука и образование в XXI веке : сб. науч. тр. по материалам Международной науч.-практ. конф. - М. : ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 106-109.
5. Карпов, В.Ю. Плавание: исторический обзор : учебно-методическое пособие / В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева ; Самарский гос. пед. ун-т - Самара : Издательство СамГПУ, 2002. - 168 с.
6. Особенности обеспечения учебного процесса по плаванию с детьми старшего дошкольного возраста в ДЮСШ и фитнес-клубах / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Р.В.
Козьяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 211-217.
7. Ретроспективный анализ основных программных документов по обучению плаванию учащихся общеобразовательных школ современной России / О.Ю. Савельева, Т.М Воеводина, В.Ю. Карпов, Е.Д. Бакулина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 144-150.
8. Савельева, О.Ю. Основы начального обучения плаванию : учебное пособие / О.Ю. Савельева. - М. : Изд-во Мос. гос. пед. ун-та, 2012. - 180 с.
9. Савельева, О.Ю. Спецкурс «Авторские методики обучения плаванию» как средство расширения профессионально-педагогического кругозора студентов физкультурного вуза // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы IV научно-практической конференции с международным участием / Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта. - М., 2014. - С. 364-367.
REFERENCES
1. Vasiliev, V.S. and Savelieva, O.Yu. (1988), "Preparatory exercises for teaching the swimming of younger schoolchildren", Physical culture at school, No.12, pp.12-15.
2. Karpov, V.Yu., Davydov, V.Yu., Savelieva, O.Yu. and Lapina, N.M. (2012), Water games and recreations: Tutorial, publishing center SSU, Sochi
3. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Romanova, A.V. and Bakulina, E.D. (2016), "The study of the individual predisposition of schoolchildren to the development of swimming techniques at the stage of water development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No.4, pp. 237-242
4. Karpov, V.Yu., Zvorykin, I.V. and Lyashenko, V.A. (2015), "Game method swimming training of children 8-9 years old at the stage of initial training ", Science and education in XXI century, Materials of the International scientific and practical Conference, "AR-Consult" Ltd., pp.106-109.
5. Karpov, V.Yu. and Savelieva, O.Yu. (2002), Swimming: the historical review: Tutorial, publishing house SSPU, Samara
6. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R. and Kozyakov, R.V. (2017), "Providing features of educational process in swimming with preschool age children at the youth sport schools and fitness clubs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 211-217
7. Savelieva, O.Yu., Voevodina, T.M., Karpov, V.Yu. and Bakulina, E.D. (2016), "The retrospective analysis of the main program documents of swimming classes for pupils of comprehensive schools in modern Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 140, No.10, pp. 144-149.
8. Savelieva, O.Yu. (2012), The basics of initial training in swimming: training manual, publishing house MSPU, Moscow.
9. Savelyeva, O. Yu. (2014), "Special course: "Author's techniques of training in swimming" as an extender of a professional and pedagogical outlook of students of sports higher education institution", "Innovative technologies in sports and physical training of younger generation" Materials of IV-th scientific and practical conference with the international participation. Moscow City Pedagogical University, Teacher training college of physical culture and sport, Moscow, pp. 364-367.
Контактная информация: vu2014@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.03.2018
УДК 796.011.3
УЧЕТ СОМАТОТИПОВ СТУДЕНТОВ ПРИ ТРЕНИРОВКЕ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Владимир Николаевич Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Павлович Демеш, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
Санкт-Петербург
Аннотация
Общее уменьшение физических нагрузок в структуре деятельности человека, сокращение объема мускульного труда привело к увеличению контингента лиц с детренированностью сердечнососудистой системы. Как следствие - пониженная физическая работоспособность и недостаточное