УДК 796.077.5
ДИСЦИПЛИНА «ПЛАВАНИЕ» В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет г. Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Алексей Александрович Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент,
Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Шуя; Алексей Михайлович Гладких, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ; Анатолий Иванович Зайцев, кандидат педагогических наук, профессор, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Аннотация
В советском государстве ведущее значение придавалось педагогическому образованию, в том числе подготовке педагогических кадров - педагогов по физической культуре. В статье авторами выполнен анализ учебных программ педагогических вузов советского периода, по дисциплине «Плавание», направленных на подготовку будущих учителей физического воспитания средней школы.
Ключевые слова: учебные программы, учитель физической культуры, педагогические вузы, плавание, методика обучения.
SWIMMING DISCIPLINE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION SYSTEM AT
SOVIET PERIOD
Olga Yurievna Savelieva, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University, Moscow; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Alexey Alexandrovich Mikhailov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Shuya branch of Ivanovo State University, Shuya; Alexey Mikhailovich Gladkikh, professor, honored worker of physical culture of the Russian Federation; Anatoly Ivanovich Zaitsev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State University of Land Management, Moscow
Annotation
In the Soviet state, the leading significance was attached to the pedagogical education, including preparation of the pedagogical staff - physical culture teachers. In article, the authors made the analysis of the training programs of pedagogical higher education institutions of the Soviet period for the discipline "Swimming", purposed at the future teachers of physical training at higher school preparation.
Keywords: training programs, teacher of physical culture, pedagogical higher education institutions, swimming, training technique.
ВВЕДЕНИЕ
В 90-х годах прошлого века - это начало перестройки образования в целом, а также годами создававшегося, апробированного опыта функционирования системы высшего физкультурного образования. Изменение сроков подготовки специалистов по физической культуре в высшей школе, ориентация на зарубежный опыт, разработка государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, получение вузами права корректировки учебных планов и разработки, собственных внутривузовских учебных документов, повсеместное внедрение в учебный процесс современных, инновационных технологий привело к новому витку модернизации и адаптации учебного процесса к современным условиям и требованиям [1, 4, 9]. Изменения, происходящие в системе современной подготовки бакалавров-педагогов физической культуры, стали возможны благодаря накопленному опыту советского периода. Опыт советского педагогического образования не может быть утерян, поскольку в нем заложена целевая направленность,
структура и содержание многих учебных дисциплин и, в частности, «Теории и методики плавания», являющихся базовыми в подготовке педагога физической культуры [3, 8].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для подготовки квалифицированных учителей физической культуры общеобразовательной школы в 1946 году в Московском областном педагогическом институте им. Н.К. Крупской (МОПИ), ныне Московский государственный областной университет (МГОУ) был открыт первый в стране факультет физического воспитания. С его открытием возникла необходимость разработки новых программных документов для педагогических вузов, поскольку специфика подготовки будущих учителей физической воспитания средней школы должна была ориентирована на методику обучения физическим упражнениям всех детей и подростков без исключения, в отличие от подготовки тренеров к работе с одаренными детьми, а программы физкультурных вузов изначально нацелены на подготовку выпускников к обеспечению учебно-тренировочного процесса с одаренными детьми и подготовку спортсменов высокой квалификации [3, 8].
Все учебные программы социалистического периода развития и становления высшей школы по спортивно-педагогической дисциплине (СПД) «Плавание» для педагогических вузов были разработаны на факультете физического воспитания МОПИ им. Н. К. Крупской и были ориентированы на требования советского школьного образования [3, 6, 8]. Первая программа, вышедшая в 1958 году и все последующие, до 1983 год включительно были подготовлены кандидатом педагогических наук, доцентом, деканом факультета (1961 - 1982 гг.) Б.Н. Никитским.
В программе «Плавание» для факультетов физического воспитания 1958 года был учтён опыт работы и содержание аналогичных документов для детских и молодежных спортивных школ плавания. Учебный материал в количестве 170 часов был рассчитан на два первых курса обучения: лекции - 20 часов, семинарские занятия - 8 часов, практические занятия - 120 часов, обзорно-методические занятия (ОМЗ) - 14 часов, учебная практика - 8 часов; на самостоятельную работу студентов количество часов не регламентировалось.
Лекционный курс состоял из семи основополагающих блоков: введение; исторический обзор развития плавания в СССР; общие теоретические основы техники спортивного и прикладного плавания; основы методики обучения и тренировки пловцов; особенности работы по плаванию с детьми школьного возраста; организация, планирование и учет учебно-тренировочной работы по плаванию; организация и проведение соревнований.
Практический раздел предусматривал изучение техники спортивных способов плавания и методики преподавания упражнений для формирования плавательных умений и навыков, выполняемых на суше и в воде. На I курсе студенты изучали подготовительные упражнения для освоения с водой, технику спортивных способов плавания - кроль на груди, кроль на спине, брасс, стартов и поворотов; на II курсе - технику плавания дельфином и прикладное плавание. На обоих курсах программой предусматривался материал для спортивного совершенствования; в раздел игр и развлечений в воде были введены элементы фигурного (синхронного) плавания.
Семинарские занятия посвящались анализу вариантов техники спортивного плавания; обоснованию упражнений, применяемых для обучения плаванию; составлению схем спортивной тренировки; ознакомлению с правилами оформления документации для проведения соревнований, обеспечения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, в пионерском лагере.
Тематика ОМЗ, основной задачей которых являлось обобщение и систематизация учебного материала, была посвящена изучению содержания программ по плаванию для пионерских лагерей, общеобразовательных и специализированных детских спортивных школ; анализу техники плавания выдающихся спортсменов. Учебная практика планировалась на каждом курсе по 4 часа. На первом курсе студенты анализировали технику,
определяли существенные ошибки, учились подавать команды, организовывать занимающихся, проводить отдельные упражнения с сокурсниками; на втором - выявляли и исправляли основные недостатки в технике плавания; составляли конспекты и проводили зачетные уроки на группе сокурсников по программам школы и пионерского лагеря.
К профессионально-педагогической подготовленности студентов предъявлялись следующие требования: I курс - владение техникой плавания изученными способами (по 50 м), умения выполнять старты и повороты; преодоление дистанции 400 м избранным способом; выполнение прыжка в воду головой вперед с высоты 3 м; II курс - владение техникой плавания дельфином и на боку (по 50 м); преодоление дистанции 100 м на результат; ныряние в глубину 4 м и длину 25 м (мужчины), 12 м (женщины); освобождение от захватов тонущего и его транспортировка (25 м); владение приемами реанимации пострадавшего на воде; выполнение всех требований учебной практики и теоретический отчет на экзамене.
В 1961 году изменился учебный план: изучение СПД «Плавание» продлевалось на третий курс, это вызвало необходимость обновления учебной программы. Общий объем часов почти не изменился - 178 часов, лишь вдвое увеличилось количество семинарских занятий - 16 часов; ОМЗ и учебная практика вошли в состав практических занятий.
В новой программе была расширена «Объяснительная записка»: для студентов-пловцов добавлено проведение практикума по спортивному совершенствованию, подготовка и защита курсовой работ по методике преподавания плавания. Тематика ОМЗ стала более ориентирована на среднюю школу: акцентировалось внимание на методике начального обучения, особенностях вводно-подготовительной части урока, организации и проведении подвижных игр. Появилась «непрерывная учебная практика», проведение которой планировалось в заключительной части каждого практического занятия по 10 - 20 минут; на III курс были логично перенесены зачетные уроки; судейство соревнований предполагалось осуществлять во внеурочное время.
В программе 1961 года были откорректированы требования к профессионально-педагогической подготовленности: введен устный зачет по дисциплине и обязательное выполнение домашних заданий (содержание в программе не раскрыто); усложнился норматив по транспортировке - 50 м, прыжок в воду головой вперед был заменен прыжком вниз ногами с высоты 5 м. В 1967 году под общей редакцией Б.Н. Никитского вышел в свет первый учебник «Плавание» для факультетов физического воспитания педвузов. В главе «Курс плавания на факультетах физического воспитания» были даны рекомендации преподавателям по преподнесению учебного материала студентам, рациональной организации и проведению учебных занятий. В частности, указывалось на обязательное включение уроков плавания в содержание педагогической практики на III и IV курсах: по 4 часа на проведение и анализ уроков; это определялось как неотъемлемое условие аттестации студентов за педагогическую практику в целом.
В 1968 году вышла в свет новая программа с новым названием «Плавание с методикой преподавания», согласно новому учебному плану, изучение дисциплины вновь планировалось на первых двух курсах, был сохранен прежний объем часов, и лишь на два часа за счет практических занятий увеличено время на семинарские занятия. Основными нововведениями были: изучение техники и методики преподавания облегченных способов плавания; изъятие фигурного плавания; изменение последовательности освоения спортивных способов плавания: I курс - кроль на груди, кроль на спине и дельфин; II курс - брасс и на боку. Применение облегченных способов плавания в учебном процессе с детьми вызвали разногласия среди отечественных специалистов, однако и сегодня эти способы плавания находят, как своих приверженцев, так и противников. Требования к плавательной подготовленности студентов остались прежними, но увеличила дистанция объемного плавания до 1000 м, что повысило прикладную направленность практического курса дисциплины.
Следующие две программы 1978 и 1983 годов: Плавание с методикой преподавания для факультетов физического воспитания - М.: Просвещение. 1978. - С. 5-8 и Плавание с методикой преподавания для специальности № 2114 - «Физическое воспитание» - М.: Просвещение. 1983. - С. 3-24, отличались от документа 1968 года весьма незначительным обновлением раздела «Введение» и некоторыми другими небольшими изменениями, например, из тематики ОМЗ был исключен анализ техники способа плавания дельфин. В соответствии с новыми учебными планами распределение учебного материала было откорректировано по годам обучения: в 1978 году дисциплина планировалась на первых двух курсах из расчета 190 часов, а 1983 году из расчета 186 часов.
Основными достоинствами всех указанных программных документов является четкая систематизация и логическая последовательность тематики лекционного материала; серьезная разработка вопросов техники и методики обучения с ориентацией на массовое обучение плаванию; планирование в ходе практических занятий непрерывной учебной практики; включение уроков плавания в содержание педагогической практики на III и IV курсах; введение специального материала для студентов-пловцов; предоставление кафедрам самостоятельности в определении зачетных требований по практическому курсу дисциплины. Однако основное внимание в программах было сосредоточено на подготовке студентов к выполнению практических зачетных нормативов, что явно недостаточно для качественной профессионально-педагогической подготовленности будущих учителей.
В 1987 году вышла новая программа «Плавание и методика преподавания», подготовленная кандидатом педагогических наук, заведующим кафедрой спорта, доцентом В.С. Васильевым и старшим преподавателем О.Ю. Савельевой. Авторы предприняли попытку модернизировать ранее вышедшие программы, усилив методическую направленность документа. При разработке программы они учли пожелания и рекомендации, полученные в результате анкетирования преподавателей плавания 24 вузов Советского Союза и учителей физической культуры 96 общеобразовательных школ города Москвы.
Министерство народного образования в 1987 году для изучения СПД «Плавание и методика преподавания» (специальность 2114 - «Физическое воспитание») выделило 160 часов, из которых 20 отводились на лекционный курс; 118 на практические занятия, 14 часов на ОМЗ и 8 часов на семинарские занятия. Изучение дисциплины было рассчитано на I - V семестры.
В лекционном курсе новой программы основное внимание было уделено характерным особенностям плавания как физического упражнения и вида спорта, излагались современные научно-теоретические основы техники, и аргументировалась её вариативность. Впервые в новом разделе «Основы преподавания плавания» скрупулезно рассматривалась педагогика плавания, определялась специфика урока плавания, анализировались нетрадиционные подходы к формированию плавательных умений и навыков с учетом плавательной предрасположенности обучаемых. Некоторые вопросы лекционного курса, имевшие место в предыдущих программах, были исключены, например, тема «Основы техники прикладного плавания» была перенесена в практический курс; тема «Планирование и учет работы по плаванию с детьми» распределена в виде логичных вкраплений в другие темы и разделы курса. Облегченные способы плавания были полностью изъяты из программы, поскольку не оправдали поставленных перед ними задач.
В содержание практического курса были внесены инновационные системы подготовительных адаптационных тестирующих упражнений и подготовительных упражнений для изучения спортивных способов плавания, опирающиеся на характерные особенности плавания как физического упражнения и вида спорта и позволяющие определять способ плавания для начального изучения с учетом предрасположенностей учеников [7]. Приводился алгоритм обучения плаванию без применения какой-либо опоры, на основе «естественного метода» обучения. В ходе I курса планировалось освоение техники спортивного плавания, на II курсе - прикладного. Практические занятия на III курсе были в основном
направлены на индивидуальное спортивное совершенствование. Требования к плавательной подготовленности в принципе соответствовали требованиям программы 1983 года, исключая преодоление дистанции 100 м на результат, которое было изъято из-за сложности обеспечения качественной подготовки.
Учебную практику авторы планировали в ходе каждого практического занятия, как его органичную часть; студентам предлагались различные педагогические задачи, моделирующие всевозможные ситуации урока. Подчеркивалась необходимость усложнения содержания непрерывной учебной практики, исходя из уровня подготовленности студентов. Проведение итоговой учебной практики авторы считали целесообразным осуществлять на детских контингентах [2, 3, 5, 6, 8].
Программа 1989 года, подготовленная теми же авторами в соответствии с новым учебным планом по специальности 03.03. - «Физическая культура» была рассчитана на четыре семестра первых двух курсов. Почасовой фонд остался неизменным. В программе были восстановлены семинарские занятия и включен перечень заданий для самостоятельной учебной деятельности студентов: конспектирование содержания практических занятий; выполнение методических домашних заданий; совершенствование плавательной подготовленности в каникулярное время. В целом значительных изменений содержание учебного материала не претерпело. Однако необходимо отметить, что из лекционного курса был изъят материал, посвящённый вопросам тренировки пловцов, поскольку он во многом повторял аналогичный раздел дисциплины «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки»; высвободившиеся часы были перенесены в раздел «Основы обучения плаванию», тем самым усилив методическую направленность программы.
Явным преимуществом последних двух программ, завершивших социалистический этап высшего педагогического физкультурного образования, было усиление методической направленности курса дисциплины в целом; смещение акцента в подготовке студента с выполнения практических нормативов на подготовку думающего педагога-технолога; создание условий для раскрытия творческого потенциала обучаемых; приближение учебной деятельности к реалиям массового обучения плаванию [2, 5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные шаги высшего российского образования высшей школы по направлению к зарубежной структуре, содержанию и обеспечению учебного процесса, не могут перечеркнуть результатов поиска оптимального содержания и форм изучения спортивных дисциплин практической направленности, содержание которых ведущие специалисты прошлого века изложили в общегосударственных программах и единых для всей страны учебниках. В современных программах по дисциплине «Теория и методика плавания» сохраняются традиции, и преемственность программ советского периода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булгакова, Н.Ж. Формирование профессиональной компетенции учителя физической культуры при изучении дисциплины «Плавание» / Н.Ж. Булгакова, Е.А. Распопова, О.Ю. Савельева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 2. - С. 31-34.
2. Карпов, В.Ю. Поиски резерва учебной практики по спортивно-педагогической дисциплине «Плавание» / В.Ю. Карпов // Проблемы физического воспитания и спорта : материалы II научно-практической конференции. - М., 2001. - С. 138-143.
3. Карпов, В.Ю. Плавание: исторический обзор : учебно-методическое пособие / В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева ; Самарский гос. пед. ун-т. - Самара : Издательство СГПУ, 2002. - 168 с.
4. Карпов, В.Ю. Теоретические предпосылки формирования профессиональной компетентности / В.Ю. Карпов, Н.М. Лапина // Физическая культура и спорт в современной системе образования : материалы юбилейной V научно-практической конференции. - Самара, 2004. - С. 191-197.
5. Место и значение учебной практики в подготовке студентов факультетов физической культуры к предстоящей педагогической деятельности (на примере плавания) / В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева, Ф.Р. Сибгатулина, Т.Ю. Федорова // Ученые записки университета им. П.Ф.
Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 102-106.
6. Плавание в программных документах советской общеобразовательной школы / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, Н.М. Лапина, О.Б. Парамонова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 165-171.
7. Савельева, О.Ю. Основы начального обучения плаванию : учебное пособие / О.Ю. Савельева ; Московский. гор. пед. ун-т - М. : Изд-во МТ1ГУ, 2012. - 168 с.
8. Савельева, О.Ю. История возникновения и развития плавания : учебное пособие : в 2 ч. Ч. 2 / О.Ю. Савельева ; Московский. гор. пед. ун-т - М. : Изд-во МТПУ, 2016. - 140 с.
9. Токарева, Е.А. Пути повышения качества подготовки специалистов спортивного профиля / Е.А. Токарева, В.Ю. Карпов // Физическая культура и спорт в инклюзивном образовании детей и учащейся молодежи : материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции. - М., 2016. - С. 167-171.
REFERENCES
1. Bulgakova, N.Zh., Raspopova, E.A. and Savelieva, O.Yu. (2010), "Formation of the professional competence of the teacher of physical culture when studying the discipline "Swimming"", Physical culture: education, education, training, No 2, pp. 31-33.
2. Karpov, V.Yu. (2001), "Searching the reserve of educational practice for pedagogical and sport discipline "Swimming", Problems of physical training and sports: materials II of scientific and practical conference, Moscow, pp.138-143.
3. Karpov, V.Yu. and Savelieva, O.Yu. (2002), Swimming: the historical review: tutorial, publishing house SSPU, Samara.
4. Karpov, V.Yu. and Lapina, N.M. (2004), "Theoretical prerequisites of formation of professional competence", Physical culture and sport in a modern education system. Materials of anniversary V scientific and practical conference, Samara, pp.191-197.
5. Karpov, V.Yu., Savelieva, O.Yu., Sibgatulina, F.R. and Fedorova, T.Yu. (2017), "Importance value of educational practice in preparation for upcoming pedagogical activity for students of physical culture faculties (on the example of swimming)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.145, No.3, pp.102-106.
6. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Lapina, N.M. and Paramonova, O.B. (2016), "The swimming discipline at the program documents of the soviet secondary school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No.9, pp.165-171.
7. Savelieva, O.Yu. (2012), Basics of elementary swimming training, tutorial, Publishing house of Moscow state pedagogical university, Moscow.
8. Savelieva, O.Yu. (2016), The history of the emergence and development of swimming: tutorial, part No.2, publishing house Moscow State Pedagogical University, Moscow.
9. Tokareva, E.A. and Karpov, V.Yu. (2016), "Ways to improve the quality of training specialists in sports profile", Physical culture and sport in inclusive education of children and student youth: materials of all-Russian students scientific and practical conference, Moscow, pp. 167-171.
Контактная информация: vu2014@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.04.2018
УДК 796.015.527.4
СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА КАК НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЙ РАЗДЕЛ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Виталий Федорович Скотников, кандидат педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой, Василий Борисович Соловьев, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
Рассматривается трехкомпонентная модель скоростно-силовой подготовки, включающая в себя силовой, собственно скоростно-силовой и скоростной компоненты. Данный подход к структуре