Научная статья на тему 'Исследование индивидуальной предрасположенности школьников к освоению техники плавания на этапе освоения с водой'

Исследование индивидуальной предрасположенности школьников к освоению техники плавания на этапе освоения с водой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / СПОСОБ ПЛАВАНИЯ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ / ШКОЛЬНИКИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ / КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Ольга Юрьевна, Карпов Владимир Юрьевич, Романова Анжела Валерьевна, Бакулина Елена Дмитриевна

Определение на начальных этапах обучения предрасположенности школьников к освоению наиболее доступного способа плавания и последующая индивидуализация учебного процесса позволяют в довольно короткие сроки подготовить детей к выполнению требований современного комплекса ГТО. Приведенные в статье данные свидетельствуют о целесообразности тестирования плавательной предрасположенности на начальных этапах обучения школьников плаванию и дифференцировании учебного процесса с учетом координационных склонностей обучаемых и комфортности удержания тела в исходном положении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Ольга Юрьевна, Карпов Владимир Юрьевич, Романова Анжела Валерьевна, Бакулина Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of individual predisposition of school students to mastering of technique of swimming at the water development stage

Definition at the initial stages of training of predisposition of school students to development of the most available way of swimming and the subsequent individualization of the educational process allow to prepare within quite short terms the children for implementation of the requirements of the modern «GTO complex». The data provided in the article confirm expediency of testing of swimming predisposition at the initial stages of training of the school students in swimming and differentiation of the educational process taking into account the coordination tendencies of the trainees and comfort of the body keeping in the starting position.

Текст научной работы на тему «Исследование индивидуальной предрасположенности школьников к освоению техники плавания на этапе освоения с водой»

4. Русаков, А.А. Основы теории спорта : учебное пособие / А. А. Русаков ; ВосточноСибирская государственная академия образования Иркут. гос. пед. ун-та. - Иркутск : [б.и.], 2013. -142 с.

5. Русаков, А.А. Силовой атлетизм в структуре физического воспитания педагогического вуза / А.А. Русаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 201-205.

6. Русаков, А.А. Моделирование тренировочного процесса в учреждениях дополнительного образования / А.А. Русаков А.А., В.Р. Кузекевич. - Иркутск : Аспринт, 2016. -112 с.

REFERENCES

1. Pruzhinina, M.V., Kishinsky, A.A. and Pruzhinin K.N. (2013), Personality-Oriented Education in Physical Education at Various Stages of Continuous Formation: monograph, "RGUFKSMiT", Irkutsk.

2. Kuzekevich V.R. (2006), Diagnostics ofphysical culture of the identity of the school student: manual, publishing house "IGPU", Irkutsk.

3. Kuzekevich V.R. (2008), Tag and tag for all. Organization and technique of carrying out: manual, publishing house "IGPU", Irkutsk.

4. Rusakov, A.A. (2013), Bases of sport theory: Study guide, East-Siberian State Academy of Education ISPU, Irkutsk.

5. Rusakov, A.A. (2016), "Power athleticism in the structure of physical education of a Pedagogical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 201-205.

6. Rusakov, A.A. and Kusekevich V.R. (2016), Modeling of the training process in institutions of additional education: Study guide, "Asprint", Irkutsk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.04.2016

УДК 796.011

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ОСВОЕНИЮ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ НА ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ

С ВОДОЙ

Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических

наук, профессор, Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Елена Дмитриевна Бакулина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация

Определение на начальных этапах обучения предрасположенности школьников к освоению наиболее доступного способа плавания и последующая индивидуализация учебного процесса позволяют в довольно короткие сроки подготовить детей к выполнению требований современного комплекса ГТО. Приведенные в статье данные свидетельствуют о целесообразности тестирования плавательной предрасположенности на начальных этапах обучения школьников плаванию и дифференцировании учебного процесса с учетом координационных склонностей обучаемых и комфортности удержания тела в исходном положении.

Ключевые слова: плавание, способ плавания, начальный этап обучения, школьники, индивидуальная предрасположенность, координация движений.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p237-242

RESEARCH OF INDIVIDUAL PREDISPOSITION OF SCHOOL STUDENTS TO MASTERING OF TECHNIQUE OF SWIMMING AT THE WATER DEVELOPMENT

STAGE

Olga Yurievna Savelyeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow City Pedagogical University; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Angela Valeryevna Romanova, candidate of psychological sciences, senior lecturer, Elena Dmitrievna Bakulina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian

State Social University, Moscow

Annotation

Definition at the initial stages of training of predisposition of school students to development of the most available way of swimming and the subsequent individualization of the educational process allow to prepare within quite short terms the children for implementation of the requirements of the modern «GTO - complex». The data provided in the article confirm expediency of testing of swimming predisposition at the initial stages of training of the school students in swimming and differentiation of the educational process taking into account the coordination tendencies of the trainees and comfort of the body keeping in the starting position.

Keywords: swimming, way of swimming, initial stage of training, school students, individual predisposition, coordination of movements.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема определения наиболее простого для изучения способа плавания впервые была затронута в ленинградском институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта в середине 20-х годов XX века. Под руководством Н.А. Бутовича был разработан, внедрен в практику и опубликован комплексный метод обучения: параллельно изучались три спортивных способа - кроль на груди, брасс и плавание на спине; в результате опробования всех вариантов техники обучаемый выбирал для себя самый простой и продолжал его совершенствование. Через 40 лет, в середине 60-х годов Н.А. Бутович с соавторами вновь указал на необходимость ориентации системы массового обучения плаванию на индивидуальные особенности занимающихся. Авторы рекомендовали учитывать интересы учеников, комфортность удержания положения тела на спине или груди; определять предрасположенности к одновременным или попеременным движениям ногами; параллельно с основным способом осваивать какой-либо другой [5].

Первая в современной России «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», вышедшая в свет в 1996 году, предоставила учителю свободу определения способа плавания для первоначального освоения, исходя из особенностей каждого ученика. Однако часовая стоимость раздела «Плавание» не была предусмотрена, а содержание учебного материала сводилось к перечню объемных тем без изложения средств обучения [5].

В 2004 году был принят Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (ФГСО). Обучение плаванию вошло в стандарты, разработанные для начальной, основной и средней (полной) школы на базовом уровне и для средней (полной) школы на профильном уровне. В стандарте указано на необходимость учета состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности учащихся, т.е. акцентировано внимание на обеспечении индивидуального подхода. Однако приведенная в стандартах регламентация последовательности изучения способов плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс, на боку, противоречит указанным требованиям. К сожалению, ни в одном из документов плавательная подготовленность школьников никоим образом не оценивалась, но с введением нового комплекса ГТО, в июне 2015 года в стандарты были внесены изменения: требования комплекса стали критериями оценки подготовленности

школьников по физической культуре.

В 2006 году Правительство РФ приняло постановление «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в российской Федерации на 20062015 годы», где вновь акцентировалось внимание на необходимости предложения эффективной системы физического воспитания на основе учета особенностей развития школьников [7]. Однако до сего дня в школах приоритет остается за параллельно-последовательной методикой: параллельное изучение схожих по технике способов плавания: вначале - кроля на спине и на груди, затем - дельфина и брасса [1, 2, 3]. Данная строго регламентированная последовательность противоречит современным государственным программным документам, ориентированным на дифференцирование учебного процесса в школе.

Приверженцы «субъект-субъектных» отношений при обучении плаванию изначально исходят из плавательной предрасположенности каждого ученика, поскольку в основу ставится индивидуальный подход, выбор и преподнесение учебного материала, следуя от простого к сложному, от известного к неизвестному [4, 6, 7]. Изучение «неудобной» плавательной координации приводит к затягиванию учебного процесса и негативным реакциям со стороны учеников, поскольку обучающиеся вынуждены подчиняться существующим приоритетам, когда не методика обучения подбирается, с учетом особенностей ученика, а ученик приспосабливается к имеющимся наработкам. К вопросу определения наиболее простого для каждого ученика способа плавания для начального изучения специалисты возвращаются постоянно, но алгоритм остается прежним, аналогичным комплексному методу: следует опробовать все варианты техники и выбрать «свой».

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Многолетний опыт обучения плаванию, накопленный на кафедре спорта Московского государственного областного университета, кафедре теории и методики базовых видов физического воспитания Московского городского педагогического университета, кафедре физической культуры и оздоровительных технологий Российского государственного социального университета позволил предложить и апробировать упражнения, позволяющие на этапе освоения с водой, распознать плавательные способности у не умеющих и слабо плавающих детей и взрослых. Рассмотрим наиболее важные упражнения, помогающие преподавателям и каждому обучаемому определить доступность плавания в удобном положении; выявить индивидуальную предрасположенность к удержанию стоп, согласно конкретной технике плавания, и к освоению попеременных или одновременных плавательных движений. Все упражнения изучаются на глубине не выше уровня груди.

Упражнение «Прыжки на пятках» выполняются на месте или с продвижением спиной вперед, удерживая стопы развёрнутыми в стороны и взятыми на себя, опора о дно только пятками - «клюшкой». «Прыжки на пятках» знакомят обучаемых с положением стоп, характерным для гребка ногами брассом, позволяют определить комфортность фиксации этого положения.

Упражнение «Столбики» представляет собой падения на грудь, спину, на бок на задержанном вдохе для выбора удобного положения тела при плавании. После опробования всех вариантов «Столбиков» ставится задача продемонстрировать и запомнить удобный вариант сохранения позы.

Упражнения «Ныряния на дальность» являются координационным тестом, позволяющим определить координационные предпочтения по характеру непроизвольных движений ногами. Нередко наблюдается так называемый «кривой брасс»: удержание стоп, как при плавании на боку, причём, например, если правая стопа взята на себя - «клюшка», а левая расслаблена - «плавник», то в дальнейшем с большой вероятностью ученику удобнее будет плавать на левом боку и дышать в кроле на груди под правую руку. Дети,

демонстрирующие «кривой брасс», предрасположены к освоению и брасса, и кроля на груди. Если в дальнейшем предпочтение отдается брассу, то происходит это из-за более простой техникой дыхания, хотя в начале освоения возникают трудности с поворотом расслабленной стопы в необходимое положение. При выборе кроля на груди, как способа для начального изучения, довольно часто возникают трудности также в движении ногами, поскольку обучаемые демонстрируют технику, схожую с треджен-стилем.

Упражнения «Сижу на стуле» помимо основной задачи - формирование индивидуального положения гребущей плоскости, позволяют продолжить выявление склонности к плаванию брассом или её отсутствие:

- И.П. стоя на дне в полуприседе, плечи находятся под водой, перед грудью выполняется сведение и разведение согнутых в локтевых суставах рук, по траектории, напоминающей горизонтально или вертикально растянутую восьмерку. Повышая интенсивность движения, следует приподнять ноги и удерживаться в безопорном положении «Сижу на стуле». Не прекращая выполнения «восьмерок», лечь на спину, «лежу в кресле-качалке», приподнять к поверхности голени, показав стопы над водой, и продемонстрировать положение стоп «клюшкой», через 3-5 секунд, расслабить стопы - «плавник», далее чередовать положения стоп.

- то же, но смену положений стоп выполнить с закрытыми глазами и проверить совпадение мышечных ощущений с действительностью. Определить доступность и комфортность удержания стоп в конкретном положении.

- то же, лечь на спину и продвигаться, выполняя у бедер горизонтально растянутые «восьмерки», добавив движения ногами по заданию: «Лягушка» или «Барабанные палочки», определить наиболее доступное движение.

Упражнение «Скольжения» позволяет определить наиболее удобное исходное положение для плавания; выявить предпочтение вариантам удержания стоп и плавательных движений ногами, выполняемых при остановке тела.

Определив приоритеты, отданные учениками конкретному положению тела, стоп, попеременному или одновременному характеру движений, обучение целесообразно продолжить по подгруппам, сформированным с учетом плавательной предрасположенности или без деления на подгруппы, но с обязательной индивидуализацией учебного материала.

Исследование было проведено на детских группах в бассейне «Сатурн» города Ра-менское Московской области, в тестировании приняли участие 103 школьника начальных классов 8-9 лет, не умеющие плавать, но безбоязненно погружающиеся в воду. По результатам тестирования школьники были поделены на три группы: экспериментальная группа (ЭГ) - 30 человек, изъявивших желание пройти обучение плаванию по экспериментальной методике. Проведено 9 занятий по обучению наиболее доступному способу плавания. Проводилось одно занятие в неделю продолжительностью 45 минут, обязательным условием было выполнение упражнений на дыхание в виде домашних заданий; две контрольные группы (КГ) - 73 человека занимались обучением плаванию по общепринятой параллельно-последовательной методике, кроль на груди и кроль на спине. Занятия так же проводились один раз в неделю по 45 минут. Результаты проведенного тестирования представлены в таблице 1.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исходя из полученных данных, выявлено, что упражнение «Прыжки на пятках» недостаточно дает информации о комфортности удержания стоп «клюшкой» в брассе и, в основном, может быть применено для осознания специфических мышечных ощущений, возникающих при заданном положении стоп. Упражнение «Ныряние на дальность» смогли выполнить только 94 школьника, поскольку не все смогли проплыть под водой. При проведении тестирования не было возможности обучить детей данному умению, од-

нако результаты, полученные в ходе ныряний, оказались весьма близкими к результатам упражнений «Сижу на стуле» и «Скольжения» - определение координационной предрасположенности по движениям ног, показатели по последним двум тестам совпали полностью. Для некоторых детей упражнение «Сижу на стуле» из-за сложности выполнения проводилось позже, в процессе обучения. При определении исходного положения пловца в упражнениях «Столбики» и «Скольжения» некоторые дети аргументировали выбор положения на спине возможностью выполнять дыхательные движения, а выбор положения на боку мотивировался необычностью данного положения тела и интересом. Дети, выбравшие положение на боку, демонстрировали вариативные движения ногами: попеременные «кролевые», одновременные, как в брассе и «кривой брасс», при котором одна стопа взята на себя и развернута наружу, а другая расслаблена.

Таблица 1

Результаты тестирования плавательной предрасположенности школьников

начальных классов г. Раменское Московской области

Упражнения и задачи п Успешность выполнения

Кол-во человек %

«Прыжки на пятках» (выявление склонности к удержанию стоп «клюшкой») 103 75 72,8

«Столбики» (выбор исходного положения) на груди 103 73 70,9

на спине 20 19,4

на боку 10 9,7

«Ныряния на дальность» (определение координационной предрасположенности по движениям ног) кролем 94 55 58,5

брассом 15 16,0

на боку 24 25,5

«Сижу на стуле» (выявление склонности к удержанию стоп «клюшкой» и определение координационной предрасположенности по движениям ног) кролем 103 59 57,3

брассом 20 19,4

на боку 24 23,3

«Скольжения» выбор исходного положения на груди 103 83 80,6

на спине 14 13,6

на боку 6 5,8

выявление склонности к удержанию стоп «клюшкой» и определение координационной предрасположенности по движениям ног кролем 59 57,3

брассом 20 19,4

на боку 24 23,3

Контрольные педагогические испытания осуществлялись на первых трех занятиях из двенадцати. Для некоторых детей упражнение «Сижу на стуле» из-за сложности выполнения проводилось позже, в процессе обучения. В конце девятинедельного курса обучения все школьники экспериментальной группы (100%) проплыли доступным способом 25 м, т.е. выполнили программные требования и норматив комплекса ГТО, соответствующий возрасту. В контрольной группе только 6 детей (8,2%), склонных к плаванию кролем на груди, справились с нормативом, дистанцию 25 м кролем на спине преодолели 28 человек (38,4%), что в общей сложности составило 46,6%.

Поскольку возраст детей в ЭГ и КГ был 8-9 лет, а требования ступеней современного комплекса ГТО ориентированы на возрастные группы 6-8 и 9-10 лет, то мы в своей деятельности ориентировались на усредненный критерий - «серебряный» значок для девятилетних - плавание 25 м без учета времени. На «золотой» значок школьники 8 лет должны проплыть 15 м доступным способом, а дети 9 лет - 50 м.

Сравнив обе выборки по ф-критерию Фишера, сопоставив доли детей из каждой группы, выполнившие требования комплекса ГТО по плаванию, мы получили показатель ф эмп. = 7,56, что определяет достоверность различий в пользу ЭГ (р<0,01).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенные данные свидетельствуют о целесообразности тестирования плавательной предрасположенности на начальных этапах обучения школьников плаванию и дифференцировании учебного процесса с учетом координационных склонностей обучаемых и комфортности удержания тела в исходном положении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев, В.С. Подготовительные упражнения для обучения плаванию младших школьников / В.С. Васильев, О.Ю. Савельева // Физическая культура в школе. - 1988. - № 12. - С. 12-15.

2. Игры и развлечения на воде : учебное пособие / В.Ю. Карпов, В.Ю. Давыдов, О.Ю. Савельева, Н.М. Лапина ; Сочинский гос. ун-т. - Сочи : [б.и.], 2012. - 100 с.

3. Карпов, В.Ю. Игровой метод обучению плаванию детей 8-9 лет на этапе начальной подготовки / В.Ю. Карпов, И.В. Зворыкин, В.А. Ляшенко // Наука и образование в XXI веке : сб. науч. тр. по материалам Международ. науч.-практ. конф. - М. : ООО "АР-Консалт", 2015. - С. 106109.

4. Карпов, В.Ю. Психолого-педагогический подход при обучении плаванию студенческой молодежи / В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева, О.Б. Парамонова // VIII Международная научно-практическая конференция "Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее". - Уфа : Аэтерна, 2016. - С. 100-102.

5. Карпов, В.Ю. Плавание: исторический обзор : учебно-методическое пособие / В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева. - Самара : Изд-во Самарск. гос. пед. ун-та, 2002. - 168 с.

6. Савельева, О.Ю. Индивидуализация программного материала по физическому воспитанию студентов (на примере плавания) / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Проблемы физического воспитания и спорта в вузе». - Самара, 2000. - С. 35-37.

7. Савельева, О.Ю. Обучение плаванию студентов физкультурного вуза на основе определения их плавательной предрасположенности / О.Ю. Савельева // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение : материалы Всерос. научно-практич. конф. с Международ. участием. - Пермь, 2014. - С. 285-289.

REFERENCES

1. Vasilyev, V.S. and Savelyeva, O.Yu. (1988), "Preparatory exercises for training in swimming of younger school students", Physical culture at school, No. 12, pp. 12-15.

2. Karpov. V. Yu., Davydov, V.Yu., Savelyeva, O.Yu. and Lapina, N.M. (2012), Games and entertainments on water: manual, Sochi State University, Sochi.

3. Karpov, V.Yu., Zvorykin, I.V. and Liashengko, V.A. (2015), "Game method to training in swimming of children of 8-9 years at a stage of initial preparation", Science and education in the 21st century. International science and practice conference, LLC AR-Consult, Moscow, pp. 106-109.

4. Karpov, V.Yu., Savelyeva, O.Yu. and Paramonova, O.B. (2016), "Psychological-pedagogical approach when training in swimming of student's youth", Innovative science: last, real, future. International scientific and practical conference, Aeterna, Ufa, pp. 100-102.

5. Karpov, V.Yu. and Savelyeva, O.Yu. (2002), Swimming: Historical review: Educational and methodical grant, SamSPU, Samara.

6. Savelyeva, O.Yu. and Karpov, V.Yu. (2000), "Individualization of program material on physical training of students (on the example of swimming)", Materials of the interuniversity scientific and practical conference "Problems of Physical Training and Sport in Higher Education Institution ", Samara, pp. 35-37.

7. Savelyeva, O.Yu. (2014), "Training in swimming of students of sports higher education institution on the basis of determination of their swimming predisposition", Physical culture, sport, tourism: scientific and methodical maintenance. Materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation, Perm, pp. 285-289.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.04.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.