Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛЯЖНОМУ РЕГБИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛЯЖНОМУ РЕГБИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПЛЯЖНОЕ РЕГБИ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдулаев Эльдар Камильевич, Блинова Алёна Владимировна, Пустуев Александр Анатольевич, Алексеев Марк Вячеславович

Уровень здоровья и физическая работоспособность у лиц студенческого возраста с каждым годом имеет тенденцию снижаться, что отражено в исследованиях различных авторов. Одной из ключевых проблем является недостаточная физическая активность. Правильная организация практических занятий и повышение интереса к ним за счёт использования новых форм физической культуры и спорта может являться решением данной проблемы в высшем учебном заведении. Целью исследования, представленного в данной статье, является определение влияния занятий по пляжному регби на физическую работоспособность студентов. Исследование было проведено в 2022 году на базе Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова. В педагогическом эксперименте приняли участие сорок студентов, которые были разделены на две однородные группы. Контрольная группа занималась по обычной программе в рамках элективной дисциплины по физической культуре и спорту. В экспериментальной группе во время занятий применялись средства пляжного регби. В ходе эксперимента были использованы специальные тесты, которые определяют уровень физической работоспособности: проба Штанге, проба Генчи, тест Руфье-Диксона, Гарвардский степ-тест. Тестирования были проведены в начале и в конце исследования. По результатам педагогического эксперимента в двух группах были зафиксированы улучшения показателей по всем тестам, но результаты испытуемых экспериментальной группы оказались выше, чем у занимающихся в контрольной группе. Использование в рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту занятий по пляжному регби является эффективным и может быть применено на практике в рамках высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абдулаев Эльдар Камильевич, Блинова Алёна Владимировна, Пустуев Александр Анатольевич, Алексеев Марк Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF BEACH RUGBY CLASSES ON STUDENTS' PERFORMANCE

The level of health and physical performance of students tends to decrease every year, which is reflected in the studies of various authors. One of the key problems is insufficient physical activity. Proper organization of practical classes and increasing interest in them through the use of new forms of physical culture and sports can be a solution to this problem in a higher educational institution. The purpose of the study presented in this article is to determine the impact of beach rugby classes on the physical performance of students. The study was conducted in 2022 on the basis of the Baltic State Technical University named after D.F. Ustinov. Forty students took part in the pedagogical experiment and were divided into two homogeneous groups. The control group was engaged in the usual program within the elective discipline of physical culture and sports. In the experimental group, beach rugby tools were used during classes. During the experiment, special tests were used that determine the level of physical performance: the Stange test, the Genchi test, the Rufier-Dixon test, the Harvard step test. Testing was carried out at the beginning and at the end of the study. According to the results of the pedagogical experiment in two groups, improvements in performance in all tests were recorded, but the results of the subjects of the experimental group were higher than those of those in the control group. The use of beach rugby classes within the elective disciplines in physical culture and sports is effective and can be applied in practice within a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛЯЖНОМУ РЕГБИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ»

Педагогические науки

УДК 796.333

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛЯЖНОМУ РЕГБИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

СТУДЕНТОВ

Эльдар Камильевич Абдулаев, преподаватель, Алёна Владимировна Блинова, старший преподаватель, Александр Анатольевич Пустуев, старший преподаватель, Марк Вячеславович Алексеев, преподаватель, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербург

Аннотация

Уровень здоровья и физическая работоспособность у лиц студенческого возраста с каждым годом имеет тенденцию снижаться, что отражено в исследованиях различных авторов. Одной из ключевых проблем является недостаточная физическая активность. Правильная организация практических занятий и повышение интереса к ним за счёт использования новых форм физической культуры и спорта может являться решением данной проблемы в высшем учебном заведении. Целью исследования, представленного в данной статье, является определение влияния занятий по пляжному регби на физическую работоспособность студентов. Исследование было проведено в 2022 году на базе Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова. В педагогическом эксперименте приняли участие сорок студентов, которые были разделены на две однородные группы. Контрольная группа занималась по обычной программе в рамках элективной дисциплины по физической культуре и спорту. В экспериментальной группе во время занятий применялись средства пляжного регби. В ходе эксперимента были использованы специальные тесты, которые определяют уровень физической работоспособности: проба Штанге, проба Генчи, тест Руфье-Диксона, Гарвардский степ-тест. Тестирования были проведены в начале и в конце исследования. По результатам педагогического эксперимента в двух группах были зафиксированы улучшения показателей по всем тестам, но результаты испытуемых экспериментальной группы оказались выше, чем у занимающихся в контрольной группе. Использование в рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту занятий по пляжному регби является эффективным и может быть применено на практике в рамках высшего учебного заведения.

Ключевые слова: физическая работоспособность, пляжное регби, студенты, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p3-6

IMPACT OF BEACH RUGBY CLASSES ON STUDENTS' PERFORMANCE

Eldar Kamilievich Abdulaev, the teacher, Alena Vladimirovna Blinova, the senior teacher, Alexander Anatolyevich Pustuev, the senior teacher, Mark Vyacheslavovich Alekseev, the

teacher, Baltic State Technical University named after D.F. Ustinov, St. Petersburg

Abstract

The level of health and physical performance of students tends to decrease every year, which is reflected in the studies of various authors. One of the key problems is insufficient physical activity. Proper organization of practical classes and increasing interest in them through the use of new forms of physical culture and sports can be a solution to this problem in a higher educational institution. The purpose of the study presented in this article is to determine the impact of beach rugby classes on the physical performance of students. The study was conducted in 2022 on the basis of the Baltic State Technical University named after D.F. Ustinov. Forty students took part in the pedagogical experiment and were divided into two homogeneous groups. The control group was engaged in the usual program within the elective discipline of physical culture and sports. In the experimental group, beach rugby tools were used during classes. During the experiment, special tests were used that determine the level of physical performance: the

Stange test, the Genchi test, the Rufier-Dixon test, the Harvard step test. Testing was carried out at the beginning and at the end of the study. According to the results of the pedagogical experiment in two groups, improvements in performance in all tests were recorded, but the results of the subjects of the experimental group were higher than those of those in the control group. The use of beach rugby classes within the elective disciplines in physical culture and sports is effective and can be applied in practice within a higher educational institution.

Keywords: physical performance, beach rugby, students, physical education.

В настоящее время многие исследователи в своих трудах указывают на уже устоявшеюся тенденцию снижения общего уровня здоровья и физической работоспособности у людей студенческого возраста [1, 5, 6]. Определяющим фактором такой тенденции является недостаточная физическая активность, вследствие повышения учебной нагрузки и уменьшения времени для организации занятий физической культурой и спортом.

На сегодняшний день в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по программам бакалавриата и специалитета указано, что такие программы должны обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту. В условиях обучения в высшем учебном заведении в очной форме для успешной реализации двигательного потенциала целесообразно использовать занятия в рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту. В свою очередь участились случаи, когда организации реализуют данные дисциплины не в рамках аудиторных практических занятий, а в форме самостоятельной работы студентов, что негативно сказывается на физическом здоровье обучающихся. Правильная организация практических занятий по физической культуре будет способствовать укреплению здоровья занимающихся, повышению физической подготовленности, следовательно, и улучшению показателей физической работоспособности.

Для повышения эффективности и интереса к занятиям следует применять такие формы физической активности, которые являются интересными для лиц студенческого возраста. Так, например, специалисты отмечают возросшую популярность различных пляжных видов спорта: пляжный волейбол, пляжный футбол, пляжный теннис, пляжный гандбол, пляжное регби [1, 2, 3, 4].

Цель исследования: определить влияние занятий по пляжному регби на физическую работоспособность студентов высшего учебного заведения.

В исследовании, которое было проведено в период с февраля по май в 2022 году, приняли участие студенты БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербург. В рамках педагогического эксперимента, организованного в ходе исследования, были сформированы две группы испытуемых (контрольная и экспериментальная) по двадцать человек. Испытуемые контрольной группы занимались по обычной программе дисциплины «Элективный курс по физической культуре и спорту» в отделении «Общая физическая подготовка». Экспериментальная группа занималась по специально разработанной программе с использованием средств пляжного регби в рамках дисциплины «Элективный курс по физической культуре и спорту». Для оценки уровня физической работоспособности использовались следующие тесты: проба Штанге, проба Генчи, тест Руфье-Диксона, Гарвардский степ-тест. Начальное исследование было проведено на второй неделе февраля, а конечное на последней неделе в мае. Результаты представлены в таблице.

Проба Штанге и проба Генчи оценивают функциональные возможности дыхательной системы, а именно степень устойчивости организма к недостатку кислорода. Оба теста определяют время задержки дыхания, но разница заключается в том, что проба Штанге выполняется на вдохе, а проба Генчи на выдохе. Результаты данных тестов в двух группах на этапе начального исследования находились на одном уровне (Р>0,05), что свидетельствует об их однородности. После проведения педагогического эксперимента наблюдается прирост результатов, но наибольшие значения были достигнуты в группе,

которая занималась пляжным регби (Р<0,05).

Таблица - Результаты педагогического эксперимента

Тест КГ (n=20), x±Sx ЭГ (n=20), x±Sx P

Проба Штанге До 43,2±3,11 43,1±4,12 Р>0,05

После 44,4±4,62 49,8±5,21 Р<0,05

P Р>0,05 Р<0,05

Проба Генчи До 21,2±2,19 20,7±2,68 Р>0,05

После 22,1±2,17 24,2±3,22 Р<0,05

P Р>0,05 Р<0,05

Тест Руфье-Диксона До 9,65±0,94 9,87±1,18 Р>0,05

После 9,42±0,79 7,72±0,89 Р<0,05

P Р>0,05 Р<0,05

Гарвардский степ-тест До 66,4±5,27 67,1±6,21 Р>0,05

После 69,7±5,85 75,4±7,06 Р<0,05

P Р>0,05 Р<0,05

Примечание: P - достоверность различий, КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа.

Гарвардский степ-тест и тест Руфье-Диксона относятся к нагрузочным тестам и прежде всего демонстрируют степень развития функциональных возможностей сердечнососудистой системы организма человека, следовательно, они косвенно оценивают физическую работоспособность. Результаты до педагогического эксперимента в двух группах находись на одном уровне и статистически значимых различий не наблюдалось (Р>0,05). По результатам конечного исследования наблюдаются более значительные улучшения физической работоспособности у испытуемых в экспериментальной группе (Р<0,05).

Полученные в ходе тестирования результаты указывают на улучшения показателей физической работоспособности у испытуемых в двух группах, следовательно, занятия по дисциплине «Элективный курс по физической культуре и спорту» оказывают положительное влияние на здоровье обучающихся. Но показатели прироста результата у студентов в экспериментальной группе оказались выше, что говорит о большей эффективности занятий по пляжному регби в рамках высшего учебного заведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилов С.М. Динамика уровня физического состояния студентов в процессе занятий пляжным футболом в высшем учебном заведении / С.М. Гаврилов, И.Ю. Шишков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 80-85.

2. Давыдова Е.Ю. Условия развития пляжных спортивных дисциплин в России (на примере пляжного тенниса) / Е.Ю. Давыдова // Культура физическая и здоровье. - 2021. - № 4 (80). - С. 142-146.

3. Маккензи С. Современные подходы к развитию пляжных игровых видов спорта / С. Маккензи, Т. Кропивницкая, О. Девятаева // Наука в олимпийском спорте. - 2016. - № 1. - С. 77-83.

4. Рожнов, А.А. Особенности применения приемов пляжного волейбола в процессе физ-воспитания студентов ВУЗов / А.А. Рожнов, А.И. Ефимов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 1. - С. 91-96.

5. Соловьев М.М. Влияние онлайн-занятий по физической культуре на работоспособность студентов в условиях самоизоляции / М.М. Соловьев, Р.Г. Тихонов, М.В. Купреев, П.Б. Святченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 348-351.

6. Соснин В.П. Особенности состояния здоровья современного студента и способы его коррекции средствами физической культуры / В.П. Соснин // Современные проблемы науки и образования. - 2015.- № 2-1. - URL: URL: https://science-education.ra/ru/article/view?id=18886 (дата обращения: 21.12.2022)..

REFERENCES

1. Gavrilov, S.M. and Shishkov, I.Yu. (2020), "Dynamics of the level of physical condition of students in the process of practicing beach soccer at a higher educational institution", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 80-85.

5

2. Davydova, E.Yu. (2021), "Conditions for the development of beach sports disciplines in Russia (on the example of beach tennis)", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 4, pp. 142-146.

3. Makkenzi, S., Kropivnitskaya, T. and Devyataeva, O. (2016), "Modern approaches to the development of beach game sports", Science in Olympic Sports, No. 1, pp. 77-83.

4. Rozhnov, A.A. and Efimov, A.I. (2017), "Features of the application of beach volleyball techniques in the process of physical education of university students", Izvestiya Tula State University, No. 1, pp. 91-96.

5. Solovev, M.M. (2020), "Impact of online physical education classes on student physical performance in self-isolation", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 188, No. 10, pp. 348-351.

6. Sosnin, V.P. (2015), "Features of the state of health of a modern student and ways of its correction by means of physical culture", Modern problems of science and education, No. 2-1, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18886 (date accessed: 21.12.2022).

Контактная информация: abdulaev_ek@voenmeh.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ I-IV КУРСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА И

ПОЛА

Анна Николаевна Аксенова, кандидат педагогических наук, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Новокузнецк, Наталья Викторовна Перегудова, старший преподаватель, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк

Аннотация

Вопрос мотивации к активной двигательной деятельности у современной молодежи остается актуальным с каждым годом. В данной статье рассматривается вопрос формирования мотивации у студентов на основе выявления их отношения к занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни. Проведенный анкетный опрос и тестирование физической подготовленности студентов выявил неоднородный результат в зависимости от возраста (курса обучения) и пола студентов. На основании полученных результатов сделаны выводы и разработаны рекомендации. Практическая значимость проведенного исследования состоит в следующем: формирование мотивации и повышение значимости занятий физической культурой и спортом возможно на основании расширения видов двигательной активности и видов спорта в зависимости от индивидуальных предпочтений студентов; за счет проведения массовых спортивных мероприятий и привлечения студентов в различные активные досуговые виды отдыха. Сделан вывод, что для формирования мотивации учебный процесс занятий по физической культуре и спорту необходимо строить с учетом индивидуального уровня физической подготовленности, возраста, состояния здоровья и ген-дерных особенностей студентов.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, студенты, мотивация, физическая подготовленность, здоровый образ жизни.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p6-12

FORMATION OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES OF THE I-IV YEAR STUDENTS DEPENDING ON THE AGE AND

GENDER

Anna Nikolaevna Aksenova, the candidate ofpedagogical sciences, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk; Natalia Viktorovna Peregudova, the senior teacher, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, No-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.