4. Корсунова, В.И. Сравнительный анализ практики тестирования темперамента управленцев по Г. Айзенку и А. Белову / В.И. Корсунова // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2016. - № 2. - С. 319-324. - URL : https://vestnik.rsue.ru/doc/vestnik/2(54)2016.pdf (дата обращения: 01.01.2020).
5. Лапин, А.Ю. Прогнозирование спортивных результатов на основе психологических особенностей спортсмена / А.Ю. Лапин, И.В. Бабичев, О.И. Жихарева // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 4. - С. 16-18.
6. Мельников, В.И. Влияние преобладающего типа темперамента студента на его обучаемость и работоспособность / В.И. Мельников // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: модернизация отечественного высшего образования в контексте национальных традиций : материалы XXX Международной научно-методической конференции. - Новосибирск, 2019. - С. 244247.
7. Шиленок, В.В. Методические особенности воспитания устойчивости в системе "стрелок - оружие - мишень" у юных стрелков-пулевиков 13-15 лет с учетом темперамента / В.В. Шиленок // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 1 (69). - С. 94-99.
REFERENCES
1. Afinogenov, T.P. (2018), "Influence of temperament on a shooting perspective", News of the Tula state university. Physical culture. Sport, No. 4, pp. 156-161.
2. Gilyov, A.M., Tukhfatullin, A.N. and Smirnova, S.V. (2019), "Individual psychological characteristics of the athletes - shooters", Modern humanities success, No. 10, pp. 54-59.
3. Kemov, S.A. and Pushina, T.A. (2018), "Influence of temperament on the quality of shooting of cadets of the Academy of Law Management of the Federal Penitentiary Service of Russia", Actual problems of improvement of fire training in the criminal executive system: materials of the scientific and practical seminar held as part of the VII annual open tournament in memory of N.F. Makarov pistol shooting, Ryazan, pp. 43-46.
4. Korsunova, V.I. (2016), "Comparative analysis of the practice of temperament testing of managers on G. Eysenck and A. Belov", Electronic Bulletin of Rostov Social and Economic Institute, No. 2, pp. 319-324, available at: https://vestnik.rsue.ru/doc/vestnik/2(54)2016.pdf.
5. Lapin, A.Yu., Babichev, I.V. and Zhikhareva, O.I. (2016), "Prediction of the results sports based on the psychological features of athlete", Sports science bulletin, No. 4, pp. 16-18.
6. Melnikov, V.I. (2019), "Influence of the prevailing type of temperament of a student on his learning capacity and performance", Actual problems of modernization of higher education: modernization of domestic higher education in the context of national traditions: materials of the XXX International scientific and methodological conference, Novosibirsk, pp. 244-247.
7. Shilenok, V.V. (2020), "Methodical aspects of developing stability of 13-15-year old young rifle and pistol shooting athletes in the system "shooter - gun - target" taking into account the temperament", Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, Vol. 69, No. 1, pp. 94-99.
Контактная информация: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.04.2020
УДК 796.011.3
ДИНАМИКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПЛЯЖНЫМ ФУТБОЛОМ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ
ЗАВЕДЕНИИ
Сергей Михайлович Гаврилов, аспирант, Игорь Юрьевич Шишков, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный тренер России, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Аннотация
На сегодняшний день специалистами отмечается тенденция снижения состояния здоровья, уровня физического состояния студентов высших учебных заведений в связи с их недостаточной двигательной активностью. Реализовывать двигательный потенциал обучающихся целесообразно
посредством занятий физической культурой в программе физического воспитания высших учебных заведений. Пляжные спортивные игры популярны среди студенческой молодежи. Включение их в учебный процесс дисциплины «Физическая культура» помогает адаптироваться студентам к условиям обучения, формирует физическую культуру личности. В занятия со студентами высшего учебного заведения была внедрена программа по физическому воспитанию с использованием средств пляжного футбола. В ходе педагогического эксперимента обучающиеся проходили медико-биологическое тестирование, по результатам которого было выявлено положительное влияние занятий пляжным футболом по разработанной программе физического воспитания на уровень физического состояния студентов высшего учебного заведения.
Ключевые слова: физическое состояние, студенты, физическая культура, пляжный футбол.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p80-85
DYNAMICS OF LEVEL OF PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF BEACH FOOTBALL PRACTICE IN HIGH EDUCATION
INSTITUTION
Sergey Mikhailovich Gavrilov, the post-graduate student, Igor Yuryevich Shishkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, honored coach of Russia, Moscow State Academy
of Physical Culture, Malakhovka
Abstract
Nowadays, the specialists mention the tendency to reduction of health status, level of physical condition of the students in higher education institution in connection with their insufficient motor activity. It is advisable to realize the motor potential of the students through physical training in the physical education program of high education institutions. Beach sports games are popular among the students. Their inclusion in the educational process of the discipline "Physical culture" helps students adapt to the learning environment, it forms the physical culture of the individual. The physical education program using beach football was introduced in classes with students of the high education institution. In the course of the pedagogical experiment, the students underwent medical and biological testing, the results of which revealed the positive impact of beach soccer classes according to the developed program of physical education on the level of physical condition of students of higher education institutions.
Keywords: physical condition, students, physical culture, beach football.
Большое количество исследований свидетельствует о тенденции снижения состояния здоровья, уровня физического состояния студентов высших учебных заведений в процессе адаптации к новым условиям обучения [2, 3, 4, 8, 10]. В связи с высокой загруженностью учебной деятельностью, сокращением времени для активного отдыха у обучающихся отмечается недостаточная двигательная активность, что отрицательно влияет на функционирование всех систем организма. Реализовывать положительный потенциал двигательной активности студентов целесообразно посредством занятий физической культурой в рамках учебного процесса высших учебных заведений. Правильное построение и организация занятий дисциплиной «Физическая культура» способствуют снижению уровня заболеваемости, повышению показателей умственной и физической работоспособности, уровня физического состояния организма обучающихся [1]. Специалисты отмечают популярность пляжных спортивных игр среди студенческой молодежи и их положительное влияние на уровень физического состояния и физической подготовленности обучающихся [5, 6, 7, 9]. В нашем исследовании, проведенном в период с сентября 2018 г. по январь 2020 г., в структуру занятий дисциплины «Физическая культура» со студентами высшего учебного заведения были включены средства пляжного футбола. Эксперимент проводился на базе ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет). В исследовании приняли участие 40 студентов (юноши) 1 курса (на момент начала педагогического эксперимента). Испытуемые были распределены на 2 группы: контрольная (20 человек) и экспериментальная (20 человек). Студенты контрольной группы занимались по рабочей программе дисциплины
«Физическая культура» для студентов всех направлений (программа подготовки бакалавров), разработанной на кафедре «Физическое воспитание» Финансового университета. Выбранный обучающимися элективный курс по дисциплине - «мини-футбол». Студенты экспериментальной группы занимались по разработанной программе дисциплины «Физическая культура», элективный курс - «пляжный футбол». Практические занятия базовой части дисциплины проводились в учебно-спортивном комплексе Финансового университета, вариативной части дисциплины - на специализированной крытой спортивной площадке для игры в пляжный футбол (арендуемая спортивная площадка). Общая трудоемкость занятий дисциплины «Физическая культура» в период проведения исследования составляла 216 академических часов: базовая часть - 72 академических часа, вариативная часть - 144 академических часа. У обучающихся контрольной и экспериментальной групп до начала и по окончанию педагогического эксперимента оценивался уровень физического состояния организма. В ходе исследования использовались методы медико-биологического тестирования: определение индекса массы тела и количества жировых отложений (с помощью прибора «ОМЯОМ ББ 306»), проведение Гарвардского степ-теста, пробы Руфье, пробы Штанге и пробы Генчи. Результаты медико-биологического тестирования представлены в таблицах 1-5.
Таблица 1 - Среднее значение роста, веса, индекса массы тела (ИМТ) и количества жировых отложений (% от общей массы тела) в организме у студентов контрольной и экспериментальной групп_
Показатель Сентябрь 2018 г. Январь 2020 г.
КГ ЭГ КГ ЭГ
Рост, см 176,4±3,15 175,9±2,9 176,7±2,9 176,3±2,64
Вес, кг 75,26±3,65 76,83±4,61 74,03±3,37 74,79±4,01
ИМТ, кг/м2 24,19±0,81 24,83±1,27 23,72±0,71 24,08±1,11
ЖМТ, % 19,81±1,54 20,62±2,09 18,05±1,25 17,93±1,86
Как следует из таблицы, индекс массы тела в процессе исследования снизился в среднем на 1,94%, с 24,19 кг/м2 до 23,72 кг/м2, у студентов контрольной группы и на 3,02%, с 24,83 кг/м2 до 24,08 кг/м2, у обучающихся экспериментальной группы. Количе -ство жировых отложений в организме студентов, занимающихся мини-футболом, снизилось в среднем с 19,81% до 18,05% от общей массы тела (на 1,76%), у обучающихся, занимающихся пляжным футболом, с 20,62% до 17,93% от общей массы тела (на 2,69%).
Таблица 2 - Результаты выполнения Гарвардского степ-теста (ИГСТ) у студентов контрольной и экспериментальной групп_
Месяц, год ИГСТ
КГ ЭГ
Сентябрь 2018 г. 68,9±8,7 63,6±8,6
Январь 2020 г. 73,2±6,7 71,5±7,4
Прирост результата, % 5,87 11,05
Индекс Гарвардского степ-теста, косвенно оценивающий общую физическую работоспособность организма человека, в ходе проведения педагогического эксперимента увеличился в среднем на 5,87%, с 68,9 до 73,2 ед., у студентов контрольной группы и на 11,05%, с 63,6 до 71,5 ед., у обучающихся экспериментальной группы.
Таблица 3 - Результаты выполнения пробы Руфье (ИР) у студентов контрольной и экспериментальной групп_
Месяц, год ИР
КГ ЭГ
Сентябрь 2018 г. 9,96±2,73 10,85±2,86
Январь 2020 г. 8,6±2,3 8,68±2,34
Прирост результата, % 13,65 20
Интерес представляли результаты пробы Руфье (индекс Руфье), которые, по аналогии с Гарвардским степ-тестом, также косвенно оценивали уровень общей физической работоспособности организма. В период проведения исследования данные показатели снизились в среднем на 13,65%, с 9,96 до 8,6 ед., у студентов, занимающихся мини-футболом, и на 20%, с 10,85 до 8,68 ед., у обучающихся, занимающихся пляжным футболом, что говорит об улучшении результатов при выполнении данного теста.
Таблица 4 - Результаты выполнения пробы Генчи (сек) у студентов контрольной и экспериментальной групп_
Месяц, год Проба Генчи, сек
КГ ЭГ
Сентябрь 2018 г. 21,24±0,98 21,79±0,8
Январь 2020 г. 22,26±0,86 23,3±0,8
Прирост результата, % 4,58 6,48
Время задержки дыхания при выполнении пробы Генчи, оценивающей функциональные возможности дыхательной системы, в ходе проведения педагогического эксперимента увеличилось в среднем на 4,58%, с 21,24 сек до 22,26 сек, у студентов контроль -ной группы и на 6,48%, с 21,79 сек до 23,3 сек, у обучающихся экспериментальной группы.
Таблица 5 - Результаты выполнения пробы Штанге (сек) у студентов контрольной и экспериментальной групп_
Месяц, год Проба Штанге, сек
КГ ЭГ
Сентябрь 2018 г. 44,82±2,32 46,3±2,31
Январь 2020 г. 46,67±2,15 49,26±2,11
Прирост результата, % 3,96 6,01
Время задержки дыхания при выполнении пробы Штанге, которая, по аналогии с пробой Генчи, оценивает функциональные возможности дыхательной системы, в процессе исследования увеличилось в среднем на 3,96%, с 44,82 сек до 46,67 сек, у студентов, занимающихся мини-футболом, и на 6,01%, с 46,3 сек до 49,26 сек, у обучающихся, занимающихся пляжным футболом.
Сравнивания результаты выполнения тестов, оценивающих уровень физического состояния студентов, следует отметить, что занятия по дисциплине «Физическая культура» в высшем учебном заведении оказывают положительное влияние на организм обучающихся, проявляющееся в изменении росто-весовых показателей, повышении общей физической работоспособности и функциональных возможностей дыхательной системы, о чем свидетельствует прирост результатов в тестах по окончанию педагогического эксперимента. Результаты тестирования показали, что занятия пляжным футболом по разработанной программе физического воспитания оказывают более эффективное воздействие на уровень физического состояния студентов, что подтверждается большим приростом результатов по всем исследуемым показателям: индекс массы тела (ИМТ) и количество жировых отложений в организме (% от общей массы тела), Гарвардский степ-тест (ИГСТ), проба Руфье (ИР), проба Генчи (сек) и проба Штанге (сек).
ВЫВОДЫ
Впервые в рамки учебного процесса высшего учебного заведения внедрена элективная дисциплина по физической культуре, предусматривающая занятия пляжным футболом в процессе физического воспитания студентов. В процессе исследования с помощью методов медико-биологического тестирования было выявлено положительное влияние занятий пляжным футболом по разработанной программе физического воспитания на уровень физического состояния студентов высшего учебного заведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грузин, В.В. Организационно-педагогические условия формирования вуза и здорового образа жизни / В.В. Грузин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66). - C. 36-40.
2. Давиденко, Д.Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза / Д.Н. Давиденко // Теория и практика физической культуры. -2006. - № 2. - С. 2-6.
3. Повышение эффективности физической подготовки студентов с учетом данных комплексного контроля состояния основных функциональных систем организма / А.Н. Корженевский, Е.И. Корженевская, Л.Ф. Колокатова, А.А. Воробьев // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 4. -С. 59-65.
4. Романченко С.А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культурой : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Романченко Светлана Алексеевна. - Санкт-Петербург, 2006. - 20 с.
5. Маккензи, С. Современные подходы к развитию пляжных игровых видов спорта / С. Маккензи, Т. Кропивницкая, О. Девятаева // Наука в олимпийском спорте. - 2016. - № 1. - С. 77-83.
6. Малышева, А.А. Пляжные спортивные игры как средство рекреации студенческой молодежи / А.А. Малышева, И.Н. Овсянникова // Известия Сочинского государственного университета. - 2013. - № 3 (26). - С. 154-156.
7. Овсянникова, И.Н. Повышение эффективности образовательного процесса в вузе средствами пляжного гандбола / И.Н. Овсянникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 51-54.
8. Пустошило, П.В. Влияние занятий по мини-футболу на физическое и эмоциональное состояние студентов / П.В. Пустошило // Известия Смоленского государственного университета. -2015. - № 3 (31). - С. 425-429.
9. Рожнов, А.А. Особенности применения приемов пляжного волейбола в процессе физ-воспитания студентов ВУЗов / А.А. Рожнов, А.И. Ефимов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 1. - С. 91-96.
10. Соснин, В.П. Особенности состояния здоровья современного студента и способы его коррекции средствами физической культуры / В.П. Соснин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1. - URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=18886 (дата обращения: 01.01.2020).
REFERENCES
1. Gruzin, V.V. (2010), "Organizational and pedagogical conditions for the formation of a university and a healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (66), pp. 36-40.
2. Davidenko, D.N. (2006), "Assessment of the formation of students' physical culture in the educational process of a technical university", "Theory and Practice of Physical Culture", No. 2, pp. 2-6.
3. Korzhenevskiy, A.N., Korzhenevskaya, E.I., Kolokatova A.A. and Vorobev A.A. (2014), "Improving the effectiveness of physical training of students taking into account the data of complex control of the state of the main functional systems of the body", Sports science bulletin, No. 4, pp. 59-65.
4. Romanchenko, S.A. (2006), Correction of the state of health of students in the course of physical training, dissertation, St. Petersburg.
5. Makkenzi, S., Kropivnitskaya T. and Devyataeva O. (2016), "Modern approaches to the development of beach game sports", Science in Olympic Sports, No. 1, pp. 77-83.
6. Malysheva, A.A. and Ovsyannikova, I.N. (2013), "Beach sports as a means of recreation for students", Izvestiya Sochi State University, No. 3 (26), pp. 154-156.
7. Ovsyannikova, I.N. (2008), "Improving the effectiveness of the educational process in a university by means of beach handball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (38), pp. 51-54.
8. Pustoshilo, P.V. (2015), "Influence of mini-football classes on the physical and emotional state of students", News of Smolensk State University, No. 3 (31), pp. 425-429.
9. Rozhnov, A.A. and Efimov, A.I. (2017), "Features of the application of beach volleyball techniques in the process of physical education of university students", Izvestiya Tula State University, No. 1, pp. 91-96.
10. Sosnin, V.P. (2015), "Features of the state of health of a modern student and ways of its correction by means of physical culture", Modern problems of science and education, No. 2, available at:
http://science-education.ru/ru/article/view?id=18886.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.04.2020
УДК 796.418.6
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПЕРВЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ БАТУТИСТОК 11-12 ЛЕТ
Станислав Анатольевич Гаранин, кандидат педагогических наук, доцент, судья всероссийской категории по прыжкам на батуте, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск
Аннотация
В статье анализируется композиционная структура и поэлементный состав первых квалификационных упражнений лучших батутисток России (возрастная группа 11-12 лет). Актуальность и практическая значимость исследования определятся введением новых требований со стороны международной федерации гимнастики (ФИЖ) к выполнению этих комбинаций. Исследование проведено на основе анализа протоколов и видеоматериалов первенства мира по прыжкам на батуте (5-9.12.2019, г. Токио) и первенства России по прыжкам на батуте (16-19.03.2020, r. Раменское), а также эмпирических наблюдений и бесед с ведущими тренерами России. В работе используется Российская система цифровой записи упражнений на батуте (С.А. Гаранин, 2007).
Ключевые слова: батутистка, комбинация, композиционная структура, поэлементный элемент.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p85-88
CONTENTS AND STRUCTURE OF THE FIRST QUALIFICATION COMBINATIONS OF TRAMPOLINES AGED 11-12 YEARS OLD
Stanislav Anatolyevich Garanin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Judge of the All-Russian category of trampolining, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal
University (branch), Ussuriysk
Abstract
The article analyzes the compositional structure and the element composition of the first qualifying combinations of the best trampolines of Russia (age group 11-12 years). The relevance and practical relevance of the study will be determined by the introduction of new requirements from the international gymnastics federation (FIG) for the implementation of these combinations. The study was conducted based on the analysis of the protocols and video materials of the World Trampoline Championship (5-9.12.2019, Tokyo) and the Russian Trampoline Championship (16-19.03.2020, Ramenskoye), as well empirical observations and conversations with leading trainers in Russia.
Keywords: trampoline, combination, compositional structure, element-wise element.
ВВЕДЕНИЕ
Управление интегральной подготовкой батутисток 11-12 лет, требует знания возможностей спортсменок этого возраста. Это обстоятельство и определило актуальность и практическую значимость настоящего исследования.
Объект исследования: выступление спортсменок на первенстве России по прыжкам на батуте (г. Раменское, 16-19 марта 2020 г.).
Предмет исследования: основные параметры выполнения первого квалификационного упражнения (обязательной комбинации) батутистками 11-12 лет.