Научная статья на тему 'Роль учебных занятий в формировании мотивации у студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом'

Роль учебных занятий в формировании мотивации у студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ / MOTIVATION / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / TRAINING / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Елена Юрьевна, Стадник Елена Григорьевна, Симина Татьяна Евгеньевна, Рогозина Анастасия Николаевна

В настоящее время незначительная часть населения Российской Федерации (10%) активно занимается физкультурой и спортом, и около 50% в целом безразличны к названным видам социальной активности. Студенчество является одной из социальных групп, которая отражает общие тенденции общественной жизни, в том числе, и в сфере физкультурой культуры и спорта. В связи с низким уровнем физической подготовленности, студенты являются наиболее уязвимой категорией населения. Они в наибольшей степени подвержены стрессовым и психоэмоциональным перегрузкам, вызванным высокими требованиями к освоению учебных программ вузов. В статье исследуется влияние учебных занятий на формирование внутренней потребности студента заниматься физической культурой и спортом в целях укрепления своего здоровья, являющегося необходимым фундаментом для осуществления успешной интеллектуальной деятельности. Проведен анализ точек зрения отечественных исследователей по вопросам мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов. Обобщены результаты социологических исследований студентов по выявлению аспектов мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Сделаны авторские выводы по итогам исследования и даны предложения по формированию мотивации занятий физической культурой и спортом.Currently, a small part of the population of the Russian Federation (10%) is actively involved in physical education and sports, and about 50% are generally indifferent to these types of social activity. Students are one of those social groups that reflect the general trends of public life, including in the field of physical culture and sports. Due to low physical fitness, students are the most vulnerable category, subject to emotional overload caused by high requirements for mastering the content of educational programs of the University. The article examines the impact of training sessions on the formation of the student's internal need to engage in physical culture and sports in order to strengthen their health, which is a necessary Foundation for successful intellectual activity. The analysis of the points of view of domestic researchers on the motivation of physical culture and sports of students is carried out. The results of sociological research of students to identify aspects of motivation for sports are summarized. The author's conclusions based on the results of the research are made and suggestions are given on the formation of motivation for physical culture and sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль учебных занятий в формировании мотивации у студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом»

dosaafsergejmaevsdachabitobyazatelnoj-191038 (дата обращения: 22.04.2020).

12. Сайт Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». - URL : https://www.gto.ru/ (дата обращения: 24.04.2020).

13. Пичугина, Е. Россия вышла на 4-е место по количеству страдающих ожирением жителей / Екатерина Пичугина // Московский комсомолец. - 2015. - 15 июня - URL : https://www.mk.ru/social/2015/06/15/rossiya-vyshla-na-4e-mesto-po-kolichestvu-stradayushhikh-ozhireniem-zhiteley.html (дата обращения: 22.04.2020).

REFERENCES

1. Blinkov. S.N. (2017), "On the readiness of students to meet the requirements of the All-Russian physical culture and sports complex GTO", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 102-104.

2. Biktuganov, Yu.I. and Vikhreva, A.G. (2014), "The Importance of preparing and passing the standards of the all-Russian sports complex "Ready for work and defense" (GTO) in the implementation of the program of the Sverdlovsk region "Training of youth for military service in the Sverdlovsk region until 2020", Pedagogical education in Russia, No. 9, pp. 10-14.

3. Volynkina, A.V. and Shemyatikhin, V.A. (2014), "Model of GTO implementation in higher education: introduction of incentives", Pedagogical education in Russia, No. 9, pp. 22-25.

4. Doglist, P.Ya., Kolpakov, E.M., Romanova, E.V. and Nazarov, S.A. (2015), "The Role and importance of TRP in modern society", Human health, theory and methodology of physical culture and sport, No. 1, pp. 11-24.

5. Kodaneva, L.N. (2019), "Dynamics of the state of health of students engaged in sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 66.

6. Decree of the Government of the Russian Federation of 11.06.2014 No. 540 (ed. from 29.11.2018) "On approval of the Regulations on the all-Russian sports complex "Ready for work and defense" (GTO)", available at: https://base.garant.ru/70675222/.

7. Rusinova, M.P. and Yugova, E.A. (2019), "Problems of attracting the adult population to meet the standards of the WFSK GTO", Pedagogical education in Russia, No. 4, pp. 158-162.

8. Sadykova, S. V. and Kuzmin, A.A. (2017), "The Role and significance of TRP in the formation of motivation for physical culture and sports among schoolchildren", Modern problems of science and education. No. 6, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27308.

9. Simina, T.E., Logacheva, V.V., Vedishcheva, T.A. and Kachalova, T.A. (2019), "Popularization of the all-Russian sports complex "Ready for work and defense" in the system of physical education of students at the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. No. 8 (174), pp. 206-209.

10. Yugova E.A. (2015), "Introduction of the TRP system as a factor in the development of health saving competence", Pedagogical education in Russia, No. 1, pp. 100-103.

11. Maev S. (2013), "Delivery of TRP standards should be mandatory", Vechernaya Moskva, April 8, available at URL: http://www.vm.ru/news/2013/04/08/glava-dosaafsergejmaevsdachabitobyazatelnoj-191038 (accessed: 04/22/2020).

12. Website of the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense", available at: https://www.gto.ru/.

13. Pichugina, Catherine (2015), "Russia took the 4th place in the number of obese residents", Moskovsky Komsomolets, June 15, available at: https://www.mk.ru/social/2015/06/15/rossiya-vyshla-na-4e-mesto-po-kolichestvu-stradayushhikh-ozhireniem-zhiteley.html.

Контактная информация: alenka.sy@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.04.2020

УДК 796.011.3

РОЛЬ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И

СПОРТОМ

Елена Юрьевна Сысоева, старший преподаватель, Елена Григорьевна Стадник, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г.

Москва, Россия; Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Государственный университет управления, г. Москва; Анастасия Николаевна Рогозина, старший преподаватель, Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма имени

Ю.А. Сенкевича, г. Москва

Аннотация

В настоящее время незначительная часть населения Российской Федерации (10%) активно занимается физкультурой и спортом, и около 50% в целом безразличны к названным видам социальной активности. Студенчество является одной из социальных групп, которая отражает общие тенденции общественной жизни, в том числе, и в сфере физкультурой культуры и спорта. В связи с низким уровнем физической подготовленности, студенты являются наиболее уязвимой категорией населения. Они в наибольшей степени подвержены стрессовым и психоэмоциональным перегрузкам, вызванным высокими требованиями к освоению учебных программ вузов. В статье исследуется влияние учебных занятий на формирование внутренней потребности студента заниматься физической культурой и спортом в целях укрепления своего здоровья, являющегося необходимым фундаментом для осуществления успешной интеллектуальной деятельности. Проведен анализ точек зрения отечественных исследователей по вопросам мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов. Обобщены результаты социологических исследований студентов по выявлению аспектов мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Сделаны авторские выводы по итогам исследования и даны предложения по формированию мотивации занятий физической культурой и спортом.

Ключевые слова: мотивация, студенты, физическая культура, учебные занятия, исследования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p434-441

ROLE OF EDUCATIONAL LESSONS IN FORMING MOTIVATION AT STUDENTS TO INDIVIDUAL LESSONS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Elena Yurievna Sysoeva, the senior teacher, Elena Grigoryevna Stadnik, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Tatiana Evgenyevna Simina, the candidate ofpedagogical Sciences, Plekhanov Russian University of Economics, State University of Management, Moscow; Anastasia Nikolaevna Rogozina, the senior teacher, Moscow State Institute of Physical Culture, Sports and Tourism named after Yu.A. Senkevich" Moscow

Abstract

Currently, a small part of the population of the Russian Federation (10%) is actively involved in physical education and sports, and about 50% are generally indifferent to these types of social activity. Students are one of those social groups that reflect the general trends of public life, including in the field of physical culture and sports. Due to low physical fitness, students are the most vulnerable category, subject to emotional overload caused by high requirements for mastering the content of educational programs of the University. The article examines the impact of training sessions on the formation of the student's internal need to engage in physical culture and sports in order to strengthen their health, which is a necessary Foundation for successful intellectual activity. The analysis of the points of view of domestic researchers on the motivation of physical culture and sports of students is carried out. The results of sociological research of students to identify aspects of motivation for sports are summarized. The author's conclusions based on the results of the research are made and suggestions are given on the formation of motivation for physical culture and sports.

Keywords: motivation, students, physical education, training, research.

ВВЕДЕНИЕ

Современные реалии развития постиндустриального общества с активным доминированием информационных составляющих привели к резкому сокращению объема физических нагрузок у населения, что отразилось на уровне физической подготовленности

граждан и на общем состоянии здоровья нации. Высокие требования при поступлении в высшие учебные заведения отодвигают у школьников и их родителей на второй план заботу о физическом воспитании, выдвигая при этом на первый план интеллектуальное развитие, так как, только высокие баллы, полученные при сдаче «единого государственного экзамена - ЕГЭ» будут учтены при поступлении.

В последнее десятилетие усилия, предпринимаемые государственными структурами [9, 10], успешно реализуются в федеральном комплексе мер по развитию физической культуры и спорта. Это проявляется в развитии массовой физической культуры и спорта, а также материально-технической базы спортивных объектов и их модернизации. К основным приоритетам социальной и экономической политики государства отнесено формирование стандартов здорового образа жизни и повышение ее качества, которые невозможны без систематических занятий физической культурой и спортом, особенно у такой социальной группой как студенческая молодежь.

Анализ специальной литературы, показал, что в настоящее время в России наблюдается устойчивая тенденция снижения показателей состояния здоровья студенческой молодежи [1]. Только четверть от общего числа студентов занимается спортом, избыточную массу тела имеют 12-15%, ряд патологий, затрудняющих занятия физической культурой, диагностируется у более, чем 65% учащихся. Вместе с тем, отсутствие у студентов желания заниматься физической культурой и спортом является одной из основных причин как неудовлетворительного состояния их здоровья, так и упущения возможности приращения знаний по учебным дисциплинам, формирующим у них профессиональные компетенции [2, 5, 7].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При проведении данного исследования были выбраны общенаучные и специальные методы: метод системного анализа, метод экспертных оценок, анализ научных источников по проблемам физической культуры и спорта, социологические опросы.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере физической культуры и спорта, научные публикации, электронный контент российских интернет-порталов, социологические опросы студентов.

В социологических опросах приняли участие 380 студентов, обучающихся на первом и третьем курсах ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» (217 студентов первого курса и 163 студента третьего курса).

Проведённое исследование проходило поэтапно. На первом этапе были проанализированы нормативные правовые акты федерального уровня, способствующие созданию условий для занятий физической культурой и спортом. В ходе второго этапа исследования важное внимание было уделено анализу, имеющих место, точек зрения отечественных ученых на мотивы занятий физической культурой и спортом студентов высших учебных заведений. Учитывая выявленные особенности и опираясь на ранее проведенные исследования экспертов, в ходе третьего этапа были проведены социологические опросы студентов, направленные на выявление факторов мотивации, способствующих формированию внутренней убежденности к занятиям физической культурой и спортом. И на заключительном этапе, на основе проведенного исследования, были сделаны обобщающие выводы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ содержания Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» показал, что в нашей стране предпринимаются конкретные шаги по развитию спорта и физической

культуры. Успешно проведенные спортивные соревнования мирового уровня (зимняя Олимпиада в г. Сочи (2014 г.) [3], чемпионат мира по футболу (2018 г.), студенческие Универсиады, ряд чемпионатов мира по отдельным видам спорта) являются свидетельством развития спортивной инфраструктуры и высоких организаторских способностей страны. При этом наблюдается приоритетное отношение к спорту высших достижений в то время, как система организации массового спорта, особенно на уровне школ и учебных заведений среднего и высшего образования, оставляет желать лучшего.

Мониторинг научных исследований отечественных ученых позволил выявить ряд особенностей мотивации студентов для занятий физической культурой и спортом. Так, Сафарова Н.А и Прокопенко Л.А. (2019) при рассмотрении результатов мониторинга состояния физической подготовленности студентов, проведенного в отечественных вузах, отмечают, что мотивация к занятиям физической культурой и спортом у юношей и девушек имеет свои особенности: у девушек ярко выражено стремление иметь красивую фигуру, у юношей доминируют приоритеты развития физической силы [7].

Российскими учеными в своих исследованиях подчеркивается, что на протяжении двух десятков лет остается нерешенной проблема приобщения молодых людей к здоровому образу жизни путем осознания его значения в жизни человека, приверженности студентов к активной физической деятельности, формирования спортивных ценностных ориентаций в структуре личности студента. Важно выполнять не только требования спортивных нормативов в ходе практических занятий по дисциплинам физической культуры, предусмотренных учебными программами, но и самостоятельно использовать спортивные формы занятий при повседневной жизни и деятельности для поддержания высокой степени работоспособности в повседневной жизни [4, 5].

Основной целью исследования экспертов явилось структурирование и проведение классификации мотивов студентов неспортивного профиля к занятиям по физической культуре с целью разработки инновационных форм и методов их обучения [8]. В ходе проведенного исследования выявлена специфическая особенность, которая заключается в необходимости развивать мотивацию к занятиям физической культурой и спортом у студентов неспортивных вузов, в отличие от студентов, обучающихся в спортивных вузах. В процессе учебных занятий по физической культуре студенты неспортивных вузов хотят не только сдавать установленные нормативы, но и приобретать знания по методике организации самостоятельных занятий по физической культуре, закреплять спортивные умения и навыки.

Для того чтобы сохранить и укрепить здоровье студентов необходимо создать положительную мотивацию к физической активности, особенно оздоровительной направленности [2]. Одной из задач преподавателя по физической культуре является формирование у студентов в процессе учебной деятельности мотивации к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Знание является базой для формирования потребности. Благодаря информации о значении какого-либо рода деятельности для человека, образуется потребность в данной деятельности, в частности, в двигательной активности. Именно поэтому существует зависимость между информированностью студентов о воздействии физических упражнений на организм, состояние здоровья, работоспособность и их мотивацией к занятиям физической культурой. В процессе занятий физическими упражнениями приобретаются теоретические знания, и практический опыт, расширяющий кругозор занимающегося в области физической культуры и потребности в ней.

Арсенал таких потребностей разнообразен: это потребность в движениях и физических нагрузках, в общении и проведении времени среди единомышленников, в эмоционально-психологической разрядке, а также в познании и в физическом совершенствовании. Приобретение и осмысление знаний по практическим аспектам спорта помогает формировать устойчивую психофизическую уверенность, применять средства и методы физической культуры для восстановления своих духовных сил в ходе напряженного

учебного процесса.

Таким образом, отечественные исследователи считают, что создание мотивации к занятиям физическими упражнениями - это не одномоментный, а многошаговый процесс, включающий в себя элементарные гигиенические знания и навыки (в юношеском возрасте), а также глубокие психофизиологические знания теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.

Количество исследований в области физической культуры и спорта не прекращаются, а закономерно возрастают, поскольку спорт и здоровье нации являются приоритетными направлениями социальной и экономической политики государства, важным политическим фактором [6]. Также имеет место потребность оптимизировать организационную составляющую проведения занятий по физической культуре в высших учебных заведениях, посредством изучения мнений и предпочтений студентов.

Проведенные социологические исследования позволили выявить следующие аспекты.

Первый. Выявлено, что у 85,3% студентов первого курса ведущим мотивом посещения занятий по физической культуре выступает необходимость получения зачета по дисциплине, являющейся обязательной. Вместе с тем, благодаря учебным занятиям по физической культуре, участию в спортивных соревнованиях и физкультурно-массовых мероприятиях («Плехановский кросс», «Кубок ректора по футболу», «Плехановская лыжня», «Турнир по баскетболу», «Турнир по настольному теннису» и пр.) в течении последующих двух лет, около 25,8% студентов приходят к осознанию важности и необходимости занятий физической культурой и спортом, так как в ходе этого времени значительно повышается их работоспособность и физическая выносливость, а также приобретаются необходимые социальные качества - умение работать в одной команде, лидерские качества, ответственность за общий результат.

Второй. Анализ результатов социологического опроса студентов первого и третьего курсов университета показал, что в процессе занятий по физической культуре в течение двухлетнего периода около 25-30% студентов приобщаются к регулярным занятиям физической культурой. Эти данные свидетельствуют о важной роли учебных занятий по учебным дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в оздоровлении студентов и формировании у них в дальнейшем мотивации к постоянным и систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Третий. Приоритетами студентов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова в области физической культуры и спорта являются: занятия фитнесом и атлетической гимнастикой. Популярны спортивные соревнования, а также игровые виды спорта. При этом 68,6% студентов первого курса и 58,9% студентов третьего курса выразили позитивное отношение к занятиям физической культурой и спортом в условиях университета.

Четвертый. Выявлен тот факт, что студенты первого курса, на начальном этапе обучения в основном не имеют достаточной мотивации для занятий физической культурой и спортом. При этом 37,3% студентов отметили, что испытывают трудности в освоении учебной программы и выполнении установленных нормативов по дисциплинам физической культуры и элективным дисциплинам по физической культуре.

Пятый. Выявлена необходимость формирования мотивационных факторов у будущих студентов еще на школьной скамье. К их числу следовало бы отнести: увеличение поощрительных баллов за успешную сдачу нормативов ВФСК «ГТО» при поступлении в вуз, а также учет спортивных достижений не только при поступлении в спортивные вузы, но и приравнять победы на спортивных соревнованиях к достижениям участников всероссийской олимпиады школьников, победа в которой в настоящее время является главным условием для досрочного зачисления в вуз.

Шестое. Необходимость комплексного решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач в процессе учебных занятий по физической культуре в вузе. В данном контексте учебные дисциплины «Физическая культура» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» включают в себя обучение как практическим навыкам, так и теоретическим знаниям. Это актуально, поскольку без теоретических знаний, сформированных на предыдущем этапе обучения, студент не может полностью овладеть компетенциями, предусмотренными стандартом высшего профессионального образования. Более того, знание предметов «Физическая культура» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» являются в значительной степени междисциплинарными и общекультурными.

ВЫВОДЫ

Таким образом, следует отметить, что, несмотря на усилия государственных структур, предпринимаемых по решению проблемы организации массового спорта в высших учебных заведениях, мотивация у студентов к занятиям по физической культуре остается на низком уровне. Проведенный анализ отношения студентов различных российских вузов к занятиям физической культурой и спортом в целом показал, что студенты позитивно относятся к необходимости заниматься физической культурой и спортом. Основными мотивами для занятий физической культурой и спортом являются: здоровый образ жизни, желание привлекательно выглядеть, поддержание своего физического и функционального состояния и сдача установленных нормативов по дисциплинам физической культуры в целях получения «зачета».

Анализ научной литературы позволил выявить то обстоятельство, что активный интерес к занятиям физической культурой возникает в результате внутренней мотивации. Внутренняя мотивация взаимосвязана с чувством удовлетворения от самого процесса занятий физическими упражнениями. Помимо этого, внутренняя мотивация образуется, когда занимающийся получает удовлетворение как от самого процесса занятия, так и от характера взаимоотношений с преподавателем и другими занимающимися.

Для повышения мотивации студентов к регулярным самостоятельным занятиям спортом необходимо предоставить достаточный объем информации о методах использования средств физической культуры при формировании личностных качеств, способствующих дальнейшему профессиональному росту и возможности найти свое место в жизни. Повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом позволит показ социальной значимости физической культуры, как для общества в целом, так и для отдельной личности.

На современном этапе развития необходимо эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс студентов, который будет способствовать разностороннему физическому развитию, и обеспечивать оптимальный уровень работоспособности, психологической устойчивости и здоровья. Физическое воспитание в вузе должно быть систематизировано и направлено на формирование у молодежи убежденных взглядов на здоровый образ жизни, базирующийся на регулярной физической активности, занятиях спортом не только во время учебы в вузе, но и на протяжении всей жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова, И.Н. Эффективность урочных занятий по физической культуре в экономическом университете / И.Н. Антонова, Т.Н. Шутова, А.В. Носова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 14-18.

2. Исследование внешних и внутренних психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в вузе / А.С. Болдов, А.В. Гусев, К.Б. Илькевич, В.И. Шарагин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 275-281.

3. Ефремова, Н.Г. Значение Олимпийских игр в Сочи 2014 для развития и пропаганды спорта и туризма в России / Н.Г. Ефремова, С.Б. Маврина, П.В. Солопов // Физическая культура,

спорт и здоровье. - 2014. - № 23. - С. 82-86.

4. Ефремова, Н.Г. Тенденции развития студенческого спорта в РЭУ им. Г. В. Плеханова / Н.Г. Ефремова // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2018. - № 32-1. - С. 32-36.

5. Ефремова, Н.Г. Изучение особенностей мотивации к процессу физического воспитания в системе высшего образования / Н.Г. Ефремова, С.Б. Маврина // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей победителей Международной научно-практической конференции (Пенза, 25 января 2017 г.) / под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - Пенза, 2017. - С. 121-125.

6. Ефремова, Н.Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов / Н.Г. Ефремова, И.Н. Антонова, С.Б. Маврина // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы VI Международной научно-практической интернет-конференции (Москва, 20 октября - 30 ноября 2017 г.). - Москва : Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2018. - С. 119-122. - URL : https://www.rea.ru/ru/conference/eheu/SiteAssets/Pages/conference-papers/Статья%20Ефремова%20Н.Г.%20от%2010.11.pdf (дата обращения: 01.01.2020).

7. Сафарова, Н.А. Анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой (на примере вузов России) / Н.А. Сафарова, Л.А. Прокопенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 387-392.

8. Структура мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом у студентов высших учебных заведений неспортивного профиля / Л.Е. Пантюхина, А.С. Махов, А.П. Матвеев, Ж.Ю. Чайка // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 20-212.

9. О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» : постановление Правительства РФ от 21.01.2015 N 30 (ред. от

18.06.2019) // Гарант : [сайт]. - URL : https://base.garant.ru/70852372/ (дата обращения: 14.03.2020).

10. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р // Кон-сультантПлюс : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/ (дата обращения:

15.03.2020).

REFERENCES

1. Antonova, I.N., Shutova, T.N. and Nosova, A.V. (2019), "The effectiveness of physical education lesson at the University of Economics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 4 (170), pp. 14-18.

2. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Ilkevich, K. B. and Sharagin, V.I. (2017), "The study of external and internal psychological reasons for the lack of motivation of students to physical education classes at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pp. 275-281.

3. Efremova, N.G., Mavrina, S.B. and Solopov, P.V. (2014), "The importance of the Sochi 2014 Olympic Games for the development and promotion of sports and tourism in Russia", Physical culture, sport and health, No. 23, pp. 82-86.

4. Efremova, N.G. (2018), "Trends in the development of student sports in REU them. G.V. Plekhanova", Physical culture, sport and health, No. 32-1, pp. 32-36.

5. Efremova, N.G. and Mavrina, S.B. (2017), "Studying the features of motivation for the process of physical education in the system of higher education", "Education and pedagogical sciences in the XXI century: topical issues, achievements and innovations", A collection of articles by the winners of the International Scientific and Practical Conference, Science and Education, Penza, pp. 121-125.

6. Efremova, N.G. Antonova, I.N. and Mavrina, S.B. (2018), "The influence of physical exercises on the mental activity of students", Humanitarian education at an economic university. Materials of the VI International Scientific and Practical Internet Conference, Moscow, pp. 119-122, available at: https://www.rea.ru/ru/conference/eheu/SiteAssets/Pages/conference-papers/Статья%20Ефремова%20Н.Г.%20от%2010.11.pdf.

7. Safarova, N.A. and Prokopenko, L.A. (2019), "Analysis of students' motivation for physical education (for example, Russian universities)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 11 (177), pp. 387-392.

8. Pantyukhina, L.E., Makhov, A.S., Matveev, A.P. and Chayka Zh.Yu. (2015), "The structure of motivation for physical exercises and sports among students of higher educational institutions of nonsports profile", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (125). pp. 206-212.

9. Government of the Russian Federation (2019), Decree of the 21.01.2015 N 30 (as amended on 18.06.2019) "On the federal target program "Development of physical culture and sports in the Russian

Federation for 2016-2020", available at: https://base.garant.ru/70852372/.

10. Government of the Russian Federation (2009), Order of the 07.08.2009 N 1101-r "On approval of the Strategy for the development ofphysical education and sports in the Russian Federation for the period until 2020", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/.

Контактная информация: besputa3@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2020

УДК 796.07

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ОСНОВ САМБО В

ПРОГРАММУ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ БОРТПРОВОДНИКОВ

Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва

Аннотация

Введение. В настоящее время, как в России, так и в мире существует проблема противодействия неадекватному поведению отдельных пассажиров на борту воздушного судна. Цель исследования - выявить необходимый минимум технико-тактических действий самбо для применения бортпроводниками в чрезвычайных ситуациях и проверить эффективность его усвоения в процессе прохождения курса подготовки. В исследовании применялись следующие методы: анализ литературных и интернет ресурсов, анкетный опрос, хронометрирование, моделирование, педагогический эксперимент, экспертная оценка, статистическая обработка материалов исследования. Исследование проводилось на базе учебно-тренировочного центра №21 ОАО «Внуково» в 2018 году. В анкетном опросе приняло участие 27 стюардесс. В педагогическом эксперименте было задействовано 24 бортпроводника, 18 из которых вошли в экспериментальную группу. В качестве контрольного теста была предложена учебно-диагностическая задача в форме тактического этюда, имеющего профессиональную направленность «Обездвижить». Результаты исследования и их обсуждение. Экспериментальная группа улучшила контрольный показатель - время выполнения задания «Обездвижить» в процессе педагогического эксперимента в среднем на 59% (с 19,23 до 7,87 сек). Дисперсионный анализ показал, что общая вариация результатов (сумма квадратов отклонений от общей средней) на 94,1% определяется влиянием тренировки. Выводы. Выявлен необходимый объём технико-тактических действий самбо для нейтрализации нарушителей на борту самолета для включения в программу подготовки бортпроводников. Эффективность спецкурса по основам самбо для подготовки бортпроводников подтвердилась существенными положительными сдвигами в контрольных упражнениях в ходе педагогического эксперимента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: самбо, бортпроводник, неадекватное поведение, пассажир, безопасность, система подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p441-445

THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS OF INCLUSION BASES OF SAMBO IN THE PROGRAM OF TRAINING AND ADVANCED TRAINING OF FLIGHT

ATTENDANTS

Sergey Evgenyevich Tabakov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

At present, both in Russia and in the world, there is a problem of counteracting the inappropriate behavior of individual passengers on board an aircraft. The aim of the study is to identify the necessary minimum technical and tactical actions of Sambo for use by flight attendants in emergency situations and to check its effectiveness in mastering the course. The following methods were used in the study: analysis of literary and Internet resources, questionnaire sur-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.