Научная статья на тему 'Концепция формирования рекреационной физической культуры в экономическом вузе'

Концепция формирования рекреационной физической культуры в экономическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / INTEGRATED METHODOLOGICAL APPROACH / РЕКРЕАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА / STUDENTS' RECREATIONAL PHYSICAL CULTURE / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ / RECREATION ZONES / МОДЕЛЬ / MODEL / SELF-TRAINING / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондраков Г.Б., Андрющенко Л.Б., Безвесельная З.В., Подоруев Ю.В.

В работе авторы рассмотрели понятие «Рекреационная физическая культура студента» как вид физической культуры, направленный на использование видов спорта в упрощенных формах, современных двигательных и оздоровительных систем для восстановления психоэмоционального состояния студента на основе принципов активного отдыха и «довосстановления» физиологически необходимой еженедельной нормы двигательной нагрузки студента на основе принципов спортивной тренировки и участия в спортивно-массовых мероприятиях. На основании вышеизложенного разработана функциональная модель рекреационной физической культуры студента. Компонентами модели стали: мотивационный направлен на увеличение количества самостоятельных занятий в рекреационных зонах университета в свободное от учебной деятельности время; участие в массовых спортивных мероприятиях; использование популярных информационных приложений для самодиагностики физического состояния в спорте. Когнитивный (знаниевый) направлен на формирование у студентов знаний средств, методов и организационных форм самостоятельных занятий в рекреационных зонах на основе мастер-классов по видам спорта, современным двигательным и оздоровительным системам; функциональный направлен на развитие двигательных умений и навыков в мини-видах спорта (мини-настольный теннис, мини-футбол, пляжный волейбол, пляжный футбол, пляжный гандбол, дартс, бильярд, армрестлинг, оздоровительный бег, скандинавская ходьба, фитнес, воркаут, скейтбординг, сноубординг, лыжи, коньки и др.); рефлексивный направлен на самооценку готовности студента к познанию (ГП), самосовершенствованию (ГСС) и саморазвитию (ГСР) в сфере рекреационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондраков Г.Б., Андрющенко Л.Б., Безвесельная З.В., Подоруев Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования рекреационной физической культуры в экономическом вузе»

концепция формирования рекреационном физической культуры в экономическом вузе

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 16.06.2016 г.

Информация для связи с автором: kgb-sport@mail.ru

Г.Б. Кондраков1

Доктор педагогических наук, профессор Л.Б. Андрющенко1 Кандидат философских наук, доцент З.В. Безвесельная1 Кандидат педагогических наук Ю.В. Подоруев1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

RECREATIONAL PHYSICAL CULTURE FORMATION CONCEPT FOR ECONOMIC UNIVERSITY

G.B. Kondrakov1

Professor, Dr.Hab. L.B. Andryushchenko1

Associate Professor, Dr.Sc.Pf. Z.V. Bezvesel'naya1 PhD Yu.V. Podoruev1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Аннотация

В работе авторы рассмотрели понятие «Рекреационная физическая культура студента» как вид физической культуры, направленный на использование видов спорта в упрощенных формах, современных двигательных и оздоровительных систем для восстановления психоэмоционального состояния студента на основе принципов активного отдыха и «довосстановления» физиологически необходимой еженедельной нормы двигательной нагрузки студента на основе принципов спортивной тренировки и участия в спортивно-массовых мероприятиях. На основании вышеизложенного разработана функциональная модель рекреационной физической культуры студента. Компонентами модели стали: мотивационный - направлен на увеличение количества самостоятельных занятий в рекреационных зонах университета в свободное от учебной деятельности время; участие в массовых спортивных мероприятиях; использование популярных информационных приложений для самодиагностики физического состояния в спорте. Когнитивный (знаниевый) - направлен на формирование у студентов знаний средств, методов и организационных форм самостоятельных занятий в рекреационных зонах на основе мастер-классов по видам спорта, современным двигательным и оздоровительным системам; функциональный - направлен на развитие двигательных умений и навыков в мини-видах спорта (мини-настольный теннис, мини-футбол, пляжный волейбол, пляжный футбол, пляжный гандбол, дартс, бильярд, армрестлинг, оздоровительный бег, скандинавская ходьба, фитнес, воркаут, скейтбординг, сноубординг, лыжи, коньки и др.); рефлексивный - направлен на самооценку готовности студента к познанию (ГП), самосовершенствованию (ГСС) и саморазвитию (ГСР) в сфере рекреационной деятельности.

Ключевые слова: целостный методологический подход, рекреационная физическая культура студента, рекреационные зоны, модель, самостоятельные занятия.

Annotation

The study considers students' recreational physical culture as the form of physical culture designed to employ a variety of simplified/ adapted sport disciplines, modern motor activity and health improvement systems to: help recreate the mental and emotional capacities of students in the educational process with an emphasis on the concepts of the students' active recreation and due fulfilment of the physiologically necessary weekly activity norms based on the relevant sport training and mass sporting systems. Based on the above concepts, the study offered a newly developed functional model of recreational physical culture for university students including the following components: motivational component to encourage self-reliant training activity at the university recreation/ sport facilities in the off-class time; increase participation in the mass sport events; and help apply the popular information systems for the athletic physical fitness self-rating; cognitive/ knowledge component designed to help the students accumulate the knowledge of methods, tools and basic forms of self-reliant recreational activity based on master-classes in the vocational sport disciplines, modern motor activity and health improvement systems; functional component geared to develop the key motor skills and qualities in a variety of mini-sports including mini table tennis, futsal, beach volleyball, beach football; and darts, billiards, arm-wrestling, health jogging, Nordic walking, fitness, workouts, skateboarding, snowboarding, skiing, skating etc.; and the reflexive component focused on the students' cognitive ability, self-improvement and self-development abilities self-rating in the recreation activity domain.

Keywords: integrated methodological approach, students' recreational physical culture, recreation zones, model, self-training.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Необходимость разработки теоретических и организационно-методических аспектов формирования рекреационной физической культуры у студентов в экономическом вузе предопределяется рядом противоречий. В том числе: социальным заказом общества на специалиста, обладающего общекультурными компетенциями управления

своим физическим и психическим здоровьем средствами физической культуры и несовершенством системы их формирования в процессе профессионального обучения, что выражается в росте заболеваемости сердечно-сосудистой системы (преобладание вегетососудистой дистонии по гипертоническому типу), опорно-двигательного аппарата (ско-

22

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2016 Сентябрь | September

лиозы и плоскостопия), дыхательной системы, заболеваний глаз (миопии средней и высокой степени), нервной системы (синдромы психоэмоциональной неустойчивости, неуверенности, неадекватной самооценки, достаточно низкими показателями психической работоспособности) и потребностью педагогической теории и практики в повышении уровня готовности студентов к рекреационным занятиям в процессе обучения в экономическом вузе. Теоретическая и практическая значимость выделенных противоречий и необходимость их разрешения нашли своё отражение в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», концепции «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», приказах «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне"» (ГТО) и поручениях Президента Российской Федерации о развитии студенческого спорта, здоровьесбережении всех категорий граждан России, в том числе и студенческой молодежи, как важного государствообразующего фактора.

На основе современных достижений теории и методики физического воспитания в образовательных организациях высшего образования формирование физической культуры личности имеет несколько взаимосвязанных направлений: базовая физической культуры студента; спортивная культура студента; оздоровительная физическая культура студента; профессионально-прикладная физическая культура студента и рекреационная физическая культура студента. По каждому направлению имеются фундаментальные и прикладные работы. В частности, пути и способы совершенствования физического воспитания в высших учебных заведениях представлены в исследованиях Л. Б. Андрющенко (2002, 2003, 2006), В. К. Бальсевича (1997, 2004), В. А. Греховодова (2006), В. И. Григорьева (1998), Л. С. Дворкина, О. Ю. Давыдова (2006), В. И. Ильинича (2006), Л. И. Лубышевой (2004), П. К. Лысов (2001), Р. Р. Магомедова (2008), С. Н. Пожидаева (2006), Л. В. Рубцова (2006), Г. М. Соловьева (2004), С. И. Филимоновой (2004). Однако в них недостаточно разработаны модели организации учебного процесса в вузе на основе использования рекреационных занятий.

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и апробирование модели организации рекреационной физической культуры студентов экономического университета.

Методика и организация исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в период с 2014 по 2016 г. на базе Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

Теоретико-методологической основой исследования явились работы авторов, раскрывающих целостный подход как методологию научного исследования, который в единстве, целостности рассматривает процессы развития личности студента и условий, обеспечивающих это развитие, и основан на интеграции современных методологических подходов: личностного, системного, деятельностного, синергетического, культурологического, компетентностного; формирование физической культуры личности (В. К. Бальсевич, В. А. Понамар-чук, Л. И. Лубышева, А. П. Матвеев, В. И. Столяров, И. М. Бы-ховская, Ю. М. Николаев, Ю. Ф. Курамшин); физическую рекреацию как структурный компонент физической культуры, направленный на природосообразное структурирование свободного времени с использованием физических упражнений, как физкультурная деятельность игрового характера, связанная с развлечением и восстановлением духовных и физических сил, укреплением здоровья (Г. Л. Виноградов, В. М. Выдрин, Л. П. Матвеев, Н. И. Пономарев, Л. И. Лубышева, А. В. Лотоненко, Ю. Е. Рыжкин). В своей работе мы рассматриваем понятие «Рекреационная физическая культура

студента» как вид физической культуры, направленный на использование видов спорта в упрощенных формах, современных двигательных и оздоровительных систем для восстановления психоэмоционального состояния студента на основе принципов активного отдыха и «довосстановления» физиологически необходимой еженедельной нормы двигательной нагрузки студента на основе принципов спортивной тренировки и участия в спортивно-массовых мероприятиях.

На основании вышеизложенного разработана функциональная модель рекреационной физической культуры студента. Компонентами модели стали: мотивационный - направлен на увеличение количества самостоятельных занятий в рекреационных зонах университета в свободное от учебы время; участие в массовых спортивных мероприятиях; использование популярных информационных приложений для самодиагностики физического состояния в спорте, когнитивный (зна-ниевый) - направлен на формирование у студентов знаний средств, методов и организационных форм самостоятельных занятий в рекреационных зонах, на основе мастер-классов по видам спорта, современным двигательным и оздоровительным системам; функциональный - направлен на развитие двигательных умений и навыков в мини-видах спорта (мини-настольный теннис, мини-футбол, пляжный волейбол, пляжный футбол, пляжный гандбол, дартс, бильярд, армрестлинг, оздоровительный бег, скандинавская ходьба, фитнес, воркаут, скейтбординг, сноубординг, лыжи, коньки и др.); рефлексивный - направлен на самооценку готовности студента к познанию (ГП), самосовершенствованию (ГСС) и саморазвитию (ГСР) в сфере рекреационной деятельности.

Для реализации модели рекреационной физической культуры созданы рекреационные зоны - это специально выделяемая территория, на которой расположены учебные корпуса, спортивные объекты, общежития университета, санаторий-профилакторий (студенческий городок), предназначенная для организации мест для активного спортивного отдыха. Природно-рекреационная зона университета - это территория спортивно-оздоровительного лагеря в г. Анапа.

Результаты исследования и их обсуждение. Эффективность авторской модели проверена в реальном учебном процессе университета. Анализ результатов предварительных исследований позволил выявить показатели, которые находятся на «низком» уровне и являются сдерживающими факторами процесса саморазвития студентов в сфере рекреационной физической культуры: посещаемость рекреационных зон -17,0 %; участие в массовых соревнованиях в рекреационных зонах - 3,8 %; участие в научно-исследовательской работе -1,0 0%; сформированные у студентов знания относительно занятий в рекреационных зонах - 29,0 %; сформированная готовность к саморазвитию в сфере рекреационной физической культуры - 32,5 %. Учитывая «слабые места», мы разработали и внедрили проект «Студенческая наука»; реализовали на базе университета Всероссийский проект «Кадровый резерв студенческого спорта»; разработали мастер-классы по современным двигательным и оздоровительным системам, популярным в студенческой среде молодежных видам спорта; усилили лекционный курс лекциями: «Рекреационная физическая культура студента», «Формирование профессионально важных для экономистов физических и психических качеств личности» и «Самоконтроль физического здоровья на основе популярных информационных технологий в спорте»; искусственно создали «дефицит» занятий в рекреационных зонах путем введения квот; обеспечили широкую гласность спортивных и оздоровительных мероприятий.

В результате внедрения авторской модели мы получили существенный позитивный эффект только в 2015/2016 учебном году, а в 2014/2015 учебном году мы апробировали вы-

№ 9 • 2016 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

шеуказанные мероприятия. В результате анализа объективных показателей установлены статистически достоверные изменения контролируемых показателей.

Уровень сформированного мотивационного компонента. Посещение рекреационных зон возросло на 58,0 %; участие в соревнованиях - на 36,7 %; участие в научно-исследовательской работе выросло в 6 раз, охват составил более 150 студентов. Сформированный уровень когнитивного компонента. Более 40,0 % студентов активно участвовали в мастер-классах, которые проводили высококвалифицированные преподаватели и известные спортсмены.

Уровень сформированного функционального компонента. Психофизиологическое состояние студентов оценивалось при помощи компьютерной программы «ОКО» - Оперативный Контроль Оператора (А. В. Виноградов и соавт., 1994). Контролировались следующие показатели. По тесту «САН» -самочувствие, активность, настроение, желание работать (норма > 2) - проведен мониторинг в процессе обучения, в результате получены следующие данные, которые свидетельствуют о том, что юноши и девушки характеризуются «высоким» уровнем активности - 4,8 балла; настроения -3,8 балла; «выше среднего» уровнем самочувствия - 3,4 балла и желанием работать - 5,0 балла. Следовательно, по тесту «САН» у студентов отмечены положительные показатели. По тесту Люшера уровень ситуативной тревожности - 4,8 балла; эмоционального стресса - 9,1; психического утомления -6,4; психического напряжения - 9,2; тревоги - 5,5, что находится в пределах нормы. Измерения по тесту «РДО» показали следующее: количество точных реакций - 68,0; количество запаздывающих реакций - 8,8; количество преждевременных реакций - 7,1. Результаты по тесту «Диагностика функционального состояния ЦНС»: среднее время реакции - 0,51; модальное время реакции - 0,32; максимальная частота -27,4; устойчивость реакции - 0,4; уровень функциональных возможностей - 3,0; функциональное состояние ЦНС - 5,1. Готовность ЦНС к оперативной деятельности явно выражена.

Уровень сформированного рефлексивного компонента. Анализ рефлексивной позиции показал, что 70,5 % студентов, активно участвующих в программе внедрения рекреационной физической культуры, желают контролировать свое функциональное состояние, узнавать о себе и могут совершенствоваться в сфере рекреационной физической культуры, и только 20,5 % не желают менять свою позицию в отношении физического саморазвития. Результаты анкетирования позволили выявить сформированный уровень готовности студентов к саморазвитию (ГС): 14,5 % студентов находятся на «высоком» уровне; 25,4 % - на уровне «выше среднего»; 29,6 % - на «среднем»; 11,4 % - на уровне «ниже среднего» и 16,8 % - на «низком». Следовательно, только 28,2 % студентов находятся на уровне «ниже среднего» и «низком», что свидетельствует о достаточно высоком уровне организации рекреационной физической культуры в вузе.

Вывод. В ходе исследования была разработана функциональная модель рекреационной физической культуры студента. В результате ее внедрения авторской получен существенный позитивный эффект.

Использованная литература

1. Аверясова Ю.О. Формирование имиджа здоровья средствами массовой информации / Ю.О. Аверясова, Е.Л. Панова // Современные проблемы формирования и укрепления здоровья // Сб. науч. статей Междунар. науч.-практ. конф. Брест, 24-26 октября 2013 года. - Брест: Изд-во «Альтернатива», 2013. - С. 173-175.

2. Андрющенко Л.Б. Педагогическая система формирования физической культуры студенческой молодежи: монография / Л.Б. Андрющенко. - Волгоград: Изд.-во «Нива». - Волгоград, 2006. - 176 с.

3. Андрющенко Л.Б. Формирование пространства физической культуры в системе профессиональной подготовки студентов:

монография / Л.Б. Андрющенко, Т.Д. Алиев, Ю.О. Аверясова. -М.: Изд-во ТР-принт, 2015. - 170 с.

4. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Выдрин // Культура физическая и здоровье. - 2004. - № 2. - С. 18-21.

5. Зайцев В.П. Рекреация: проблема, понятийная методология, воспитание и образование студентов / В.П. Зайцев, С.И. Крамской, С.В. Манучарян // Культура физическая и здоровье. - 2007. - № 2 (12). - С. 22-25.

6. Калинкин Л.А. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества / Л.А. Калинкин, В.В. Матов // Теория и практика физ. культуры. - 1990. - № 1. - С. 8-11.

7. Кондраков Г.Б. Профессионально-личностное развитие специалистов по физической культуре и спорту в период модернизации высшего образования / Г.Б. Кондраков, Ю.О. Аверясова, С.Ю. Витько // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 3. - С. 73-75.

8. Лотоненко А.В. Физическая рекреация для здоровья человека и восстановления работоспособности спортсменов / А.В. Лотоненко, В.В. Трунин, А.В. Козлов, Г.Р. Гостев и др. // Культура физическая и здоровье. - 2005. - № 2 (4). - С. 7-10.

9. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

10. Рыжкин Ю.Е. Социально-психологические основы физической рекреации / Ю.Е. Рыжкин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. -Вып. 30. - Т. 8.

11. Фурманов А.Г. Оздоровительно-рекреативная физическая культура: учеб. пособие / А.Г. Фурманов, В.Ю. Соколов, Л.Н. Кривцун-Левшина, В.П. Кривцун. - Минск: УМУ ФВ, 1994. - 518 с.

References

1. Averyasova J.O. Formirovanie imidzha zdorovya sredstvami massovoy informatsii (Formation of health image through media) / J.O. Averyasova, E.L. Panova // Sovremennyie problemyi formirovaniya i ukrepleniya zdorovya // Sb. nauch. statey Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Modern issues of formation and promotion of health" // Col. scientific articles of Intern. res-pract. conf.) Brest, 24-26 oktyabrya 2013 goda. Al'ternativa. - Brest, 2013. - P. 173-175.

2. Andryushchenko L.B. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya fizicheskoy kulturyi studencheskoy molodezhi: monografiya (Pedagogical system of formation of students' physical culture: monograph) / L.B. Andryushchenko. - Volgograd: Niva, 2006. - 176 p.

3. Andryuschenko L.B. Formirovanie prostranstva fizicheskoy kulturyi v sisteme professionalnoy podgotovki studentov: monografiya (Formation of physical education space in students' vocational training system: monograph) / L.B. Andryushchenko, T.D. Aliev, J.O. Averyasova. - Moscow: TR-print, 2015. - 170 p.

4. Vydrin V.M. Fizicheskaya rekreatsiya - vid fizicheskoy kultury (Physical recreation - type of physical education) / V.M. Vydrin // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2004. - № 2. - P. 18-21.

5. Zaytsev V.P. Rekreatsiya: problema, ponyatiynaya metodologiya, vospitanie i obrazovanie studentov (Recreation: problem, conceptual methodology, training and education of students) / V.P. Zaytsev, S.I. Kramskoy, S.V. Manucharyan // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. -2007. - № 2 (12). - P. 22-25.

6. Kalinkin L.A., Matov V.V. Fizkulturno-rekreatsionnaya strategiya razvitiya sovremennogo obschestva (Sports recreational strategy of development of modern society) / L.A. Kalinkin, V.V. Matov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1990. - № 1. - P. 8-11.

7. Kondrakov G.B. Professionalno-lichnostnoe razvitie spetsialistov po fizicheskoy kulture i sportu v period modernizatsii vyisshego obrazovaniya (Professional-personaldevelopmentof physicaleducation and sport specialists during modernization of higher education) / G.B. Kondrakov, J.O. Averyasova, S.Yu. Vitko // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury i sporta. - 2016. - № 3. - P. 73-75.

8. Lotonenko A.V. Fizicheskaya rekreatsiya dlya zdorovya cheloveka i vosstanovleniya rabotosposobnosti sportsmenov (Physical recreation for human health and athletes' performance resoration) / A.V. Lotonenko, V.V. Trunin, A.V. Kozlov, G.R. Gostev et al. // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2005. - № 2 (4). - P. 7-10.

9. Lubysheva L.I. Kontseptsiya formirovaniya fizicheskoy kulturyi cheloveka (Man's physical culture formation concept) / L.I. Lubysheva. - Moscow: GTsOLIFK, 1992. - 120 p.

10. RyzhkinYu.E. Sotsialno-psihologicheskie osnovyi fizicheskoy rekreatsii (Socio-psychological grounds of physical recreation) / Yu.E. Ryzhkin // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena (Bulleten of Herzen Russian State Pedagogical University). - 2007. - Is. 30. - V. 8.

11. Furmanov A.G. Ozdorovitelno-rekreativnaya fizicheskaya kultura: ucheb. posobie (Health and recreational physical culture: study guide) / A.G. Furmanov, V.Yu. Sokolov, L.N. Krivtsun-Levshina, V.P. Krivtsun. - Minsk: UMU FV, 1994. - 518 p.

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2016 Сентябрь | September

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.