УДК: 796.012.1
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
расширенного двигательного режима в физическом воспитании иностранных студенток
Доктор медицинских наук, профессор М.М. Колокольцев Аспирантка Р.А. Амбарцумян Е.А. Власов
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, Иркутск
EFFICIENCY OF EXTENDED MOTOR MODE IN PHYSICAL EDUCATION OF FEMALE FOREIGN STUDENTS M.M. Kolokol'tsev, professor, Dr.Med.
R.A. Ambartsumyan, postgraduate student E.A. Vlasov
National Research Irkutsk State Technical University, Irkutsk Key words: students, foreign, physical culture, physical development, physical fitness.
Training of foreign students in Russian universities is an important component of foreign economic and policy activity of the country of national significance, which is fixed in the adopted in the country «Concept of export of educational services in 2011-2020».
The purpose of the study was to enhance physical fitness and health functional indicators of foreign female students of technical university of the Baikal region conducted using the innovative extended motor mode. Physical education classes, conducted according to the curriculum for higher educational institutions in the discipline «Physical Education», do not provide the proper growth of motor qualities of foreign female students.
Foreign girls engaged in physical education using the extended motor mode are significantly ahead of their peers involved in the regular program regarding functional characteristics (heart rate, test with 20 squats, post-exercise recovery time of HR, hand-held dyna-mometry, breath tests, adaptive capacity, endurance ratio), as well as characteristics of motor qualities. Given the detected features of motor qualities and physical development in foreign female students further development and correction of technologies of their physical education is required using individually differentiated education both in university classes, and at controlled self-study (additional physical education classes, section training in specific sports, sports and recreational events, hiking, etc.). Exercises to enhance identified lagging components of physical fitness should be used in physical education classes.
Ключевые слова: иностранные студенты, физическая, культура, физическое, развитие, физическая, подготовленность.
Введение. Подготовка иностранных студентов в вузах РФ - важная составляющая внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности страны, имеющаяся государственную значимость, что закреплено в принятой в стране «Концепции экспорта образовательных услуг в 2011-2020 годах» [4].
Вместе с тем в литературе, касающейся Сибирского региона рассматриваются вопросы только физического развития иностранных студентов [1-3]. Нет работ по их физической подготовленности, в связи с чем изучение их физического здоровья и адаптации к обучению в вузах Прибайкалья представляет определенный научный интерес.
Цель исследования - повышение уровня физической подготовленности и функциональных показателей здоровья у зарубежных студенток, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья, проведенное путем использования инновационно расширенного двигательного режима.
Методика и организация исследования. В сентябре 2012 г. организована экспериментальная группа (ЭГ) из 54 иностранных студенток, которым был предложен расширенный двигательный режим. Он включал в себя кроме занятий физической культурой по учебной программе дополнительную групповую физкультурную деятельность 2 ч в неделю в спортивном зале. Она проводилась в форме физических упражнений, направленных на коррекцию выявленных у них отстающих двигательных качеств, а также спортивных игр (преимущественно баскетбола). Выбор игровых технологий обусловлен тем, что использование подвижных и спортивных игр обеспечивает активизацию самостоятельной работы студентов, взаимообучение, самоконтроль и взаимоконтроль, организацию различных форм взаимопомощи [8], что важно для зарубежных обучающихся. Содержание ежедневных самостоятельных «домашних» занятий каждого студента определялось также с учетом отстающих двигательных качеств путем индивидуального подбора физических упражнений продолжительностью не менее 15 и не более 30 мин, которые проводились в домашних условиях в утреннее, дневное или вечернее время.
Перед началом самостоятельных занятий студентки овладевали определенным объемом теоретических знаний
и практических умений выполнения физических упражнений, знакомились с основами дозирования физических нагрузок, навыками самоконтроля за своим физическим состоянием. Студенткам предлагалось обязательное ведение дневника самоконтроля за своим самочувствием. Иностранные студентки принимали участие в спортивно-массовых мероприятиях факультета, курса, учебных групп и вуза. Контрольная группа (КГ) из 53 зарубежных студенток посещала занятия по физической культуре в микстнациональных группах 2 раза в неделю. Их двигательный режим, предусмотренный требованиями ГОС второго поколения - преимущественно общефизическая подготовка (ОФП) с использованием упражнений, направленных на воспитание основных двигательных способностей.
Наблюдение в КГ и в ЭГ включало: соматометрические исследования (рост, вес, окружность грудной клетки - ОГК), фи-зиометрические (динамометрия силы мышц кистей рук), а также функциональные тесты: дыхательные пробы Штанге и Генче, нагрузку с 20 приседаниями (проба Мартине-Кушелевского). Кардиореспираторную систему оценивали по характеристике частоты сердечных сокращений (ЧСС) и коэффициента выносливости (КВ), уровень адаптации - по значению адаптационного показателя (АП), который рассчитывали по методу Р. М. Баевского в модификации А. П. Берсеневой (1987) [2]. Для оценки основных двигательных качеств студенток использовались тесты, разработанные ВНИИФКом [9]: челночный бег 10 раз х 5 м; бег с ходу на 20 м; подъем туловища из положения лежа, колич. раз за 30 с; вис; прыжок в длину с места; наклон вперед сидя и бег на 1000 м [5, 6].
Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования (2011/2012 учебный год) было установлено, что антропометрические параметры (длина, масса тела и ОГК), ряд функциональных показателей (сила мышц кистей рук, дыхательные пробы) в результатах тестов на быстроту и выносливость у российских студенток выше, чем у их сверстниц из зарубежных стран. Такие двигательные качества, как скоростная выносливость и ловкость, сила мышц верхнего плечевого пояса и мышц - сгибателей туловища, у студенток из стран Центральной Азии, как и у российских, достоверно выше, чем у их сверстниц из стран Юго-Восточной Азии. Однако у последних значения показателей в тестах на гибкость оказались выше, чем у российских студенток и девушек из Центральной Азии. Динамическая сила мышц нижних конечностей у девушек из стран Юго-Восточной Азии примерно одинакова с российскими и достоверно выше, чем у студенток Центральной Азии.
Положительная динамика физической подготовленности к концу учебного года зарегистрирована у славянских девушек в 5 из 7 двигательных тестов, у представительниц из Центральной Азии - в 2 тестах и у студенток из Юго-Восточной Азии -в 1 из 7 тестов. Это свидетельствует о том, что учебные занятия по физическому воспитанию не обеспечивают в полной мере прироста двигательных качеств у зарубежных студенток.
С учетом слабой подготовленности зарубежных студенток, их недостаточных функциональных резервов была организована ЭГ, которая в течение учебного года занималась физической культурой с использованием инновационно расширенного двигательного режима.
В начале эксперимента данные физического развития и физической подготовленности иностранных девушек в КГ и в ЭГ достоверно не различались. В конце наблюдения (май 2013 г.) у студенток обеих групп антропометрические характеристики не претерпели значительных изменений, однако произошли более выраженные изменения в функциональных показателях. Особенно это относится к характеристикам у них состояния сердечно-сосудистой системы.
Так, в ЭГ к концу наблюдения установлено достоверное (р<0,05) урежение ЧСС «до нагрузки» на 9,7 % (по сравнению
с началом наблюдения), а время восстановления пульса после нагрузки сократилось в 1,27 раза, что может свидетельствовать о повышении устойчивости сердечно-сосудистой системы и её адаптации к физическим нагрузкам. В КГ такие изменения достоверно не выражены (р>0,05). В ЭГ регистрируется достоверное (р<0,05) снижение значений коэффициента выносливости с 27,1±1,5 до19,6±0,9 усл. ед., т. е. в 1,38 раза, что также может свидетельствовать о повышении тренированности сердечно-сосудистой системы у иностранных девушек. В начале эксперимента установлено, что в обеих группах регистрировалось напряжение механизмов адаптации, о чем свидетельствуют высокие значение адаптационного потенциала (выше 2,6 усл. ед.). К концу наблюдения только в ЭГ отмечается его уменьшение в 1,5 раза (до 2,2±0,3 усл. ед.), что можно расценивать как удовлетворительную адаптацию студенток к физическим нагрузкам.
В ЭГ к концу наблюдения обнаружены достоверные положительные изменения в 5 из 7 тестов (челночный бег, бег с ходу 20 м, вис, подъём туловища и гибкость). В тесте «Челночный бег» время прохождения дистанции сократилось с 19,9±0,02 до 19,2±0,05 с (р<0,05), т. е. на 3,6 %, а в тесте на быстроту (бег с ходу на 20 м) - с 3,71±0,2 до 3,52±0,1 с (р<0,05), т. е. на 5,4 %. Более выраженные позитивные изменения в ЭГ обнаружены в характеристиках использования силовых тестов. Так, сила мышц верхних конечностей у иностранных девушек (тест «Вис») достоверно возросла к концу эксперимента с 7,6±0,8 до 12,3±1,1 с, т. е. на 61,8 %, а в тесте «Подъем туловища» - на 20,5 % (с 18,5±1,2 до 22,3±1,3 раза).
Гибкость у иностранных девушек ЭГ возросла с 15,0±1,2 до 18,3±1,4 см (на 22 %), не отмечено достоверного улучшения результатов в тестах, характеризующих общую выносливость и динамическую силу мышц нижних конечностей. Это может быть связано с недостаточным использованием физических нагрузок аэробного характера (бег на длинные дистанции) и упражнений, направленных на развитие мышц нижних конечностей в процессе занятий физической культурой. В КГ к концу эксперимента зафиксировано достоверное улучшение результатов лишь в одном тесте (висе) - с 7,3±0,6 д о 8,8±0,8 с (на 20,5 %). Выводы
• Учебные занятия по физическому воспитанию, проводимые согласно учебной программе для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура», не обеспечивают в полной мере прироста двигательных качеств у иностранных студенток.
• Иностранные девушки, занимающиеся физической культурой с использованием расширенного двигательного режима, значительно превосходят своих сверстниц, занимающихся по обычной программе по функциональным показателям (ЧСС, проба с 20 приседаниями, время восстановления ЧСС после нагрузки, динамометрия кистей рук, дыхательные тесты, адаптационный потенциал, коэффициент выносливости), а также по характеристикам двигательных качеств.
• С учетом выявленных особенностей двигательных качеств и физического развития у иностранных студенток необходимы дальнейшая разработка и коррекция технологий их физического воспитания с использованием индивидуально- дифференцированного обучения как на занятиях в вузе, так и при управляемом самостоятельном обучении (дополнительные занятия физической культурой, секционное обучение по видам спорта, физкультурно-оздоровительные мероприятия, туристические походы и др.). На занятиях по физической культуре необходимо использование упражнений, направленных на улучшение выявленных отстающих компонентов физической подготовленности.
№ 6 • 2014 Июнь | Juпe
19
Литература
Амбарцумян Р.А. Физическое развитие иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья / Р.А. Амбарцумян, М.М. Колокольцев // Вестник ИрГТУ. - 2013. - № 2. - С. 216-220.
Баевский P.M. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала / P.M. Баевский, А.П. Берсенева, В.К. Вакулин и др. // Здравоохранение Российской Федерации. - 1987. - № 8. - С. 6-10. Витковская М.И. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России / М.И Витковская., И.В. Троцук // Вестник РУДН. - 2005. - № 6-7. - С. 267-283.
Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. (далее Концепция) [Internet].URL http://do.gendocs.ru/docs/index-167527.html (дата обращения: 23.01.2014).
Королинская С.В. Некоторые проблемы адаптации иностранных студентов английского отделения НФаУ / С.В. Королинская // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 4. - С. 48-51. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах «Паспорт здоровья»: монография / Под ред. В.Ю. Лебединского. - Иркутск: ИрГТУ, 2008. - 268 с.
Соловьев В.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: автореф. дис. ... докт. пед. наук / В.Н. Соловьев. -Ижевск, 2003. - 46 с.
ТопчиеваА.А. Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сб. науч. статей. Вып. 4 / Чуваш. гос. пед. ун-т; под ред. Г.Л. Драндрова. - Чебоксары: ЧГПУ, 2013. - С. 416-419. Тяпин А.Н. Физкультурный паспорт / А.Н. Тяпин, Ю.П. Пузырь, Л.А.Захаров [и др.] // Методическое руководство по тест-программе. - М., 1998. - 25 с.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
References
1. Ambartsumyan, R.A. Physical development of foreign students enrolled of technical university of the Baikal region / R.A. Ambartsumyan, M.M. Kolokol'tsev // Vestnik IrGTU. - 2013. - № 2. - P. 216-220. Baevsky, R.M. Estimation of effectiveness of preventive measures based on the measurement of adaptive capacity / R.M. Baevsky, A.P. Berseneva, V.K. Vakulin et al. // Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. - 1987. - № 8. - P. 6-10. (In Russian)
2. Vitkovskaya, M.I. Adaptation of foreign students to living and studying in Russia / M.I. Vitkovskaya, I.V. Trotsuk // Vestnik RUDN. - 2005. - № 6-7. - P. 267-283. (In Russian)
3. The concept of export of educational services of the Russian Federation for the period 2011-2020 (hereinafter Concept) [Internet].URL http:// do.gendocs.ru/docs/index-167527.html (access date: 23.01.2014).
4. Korolinskaya, S.V. Some problems of adaptation of foreign students of the English language department NPhU / S.V. Korolinskaya // Fizicheskoe vospitanie studentov. - 2011. - № 4. - P. 48-51. (In Russian)
5. Health monitoring of university educational process "Health Passport": monograph / Ed. by V.Yu. Lebedinskiy. - Irkutsk: IrSTU, 2008. - 268 P.
6. Solov'ev, V.N. Adaptation of students to the higher school educational process: abstract of doctoral thesis (Hab. / V.N. Solov'ev. - Izhevsk, 2003. - 46 P. (In Russian)
7. Topchieva, A.A. Actual problems of physical culture and sport: collected papers. Iss. 4 / ChSPU, 2013. - P. 416-419. (In Russian)
8. Tyapin, A.N. Sports passport / A.N. Tyapin, Yu.P. Puzyr', L.A. Zakharov [et al.] // Study guide on the test program. - Moscow, 1998. - 25 P. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 24.03.2014 г.
УДК: 376.35
СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ КОРРЕШИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Аспирант Д.А. Шатунов
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань
Ключевые слова: коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания, учащиеся среднего школьного возраста с нарушением слуха.
Введение. Согласно статистике последних лет наблюдается неуклонный рост заболеваемости органов слуха. При этом проблема сенсо-невральной тугоухости актуальна не только для взрослого и пожилого населении планеты: более 360 млн человек на Земле страдают от нарушения слуха, из которых 32 млн - дети в возрасте до 15 лет [1].
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать программу физического воспитания учащихся среднего школьного возраста с нарушением слуха.
Результаты исследования и их обсуждение. В рамках констатирующего педагогического эксперимента нами доказано значительное отставание учащихся среднего школьного возраста с нарушением слуха от здоровых школьников в показателях физического здоровья и физической подготовленности; у них выявлен повышенный уровень тревожности.
С учетом выявленных особенностей физического здоровья, физической подготовленности, тревожности нами разработана экспериментальная, коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания учащихся среднего школьного возраста с нарушением слуха, имеющая комплексный характер и состоящая из следующих блоков.
Корригирующая легкая атлетика. С целью развития координационных способностей и быстроты мы использовали в легкоатлетических упражнениях ограничители движений (набивные мячи, низкие барьеры, поролоновые прямоугольники и т. д.), а также ходьбу, бег и прыжки через ограничители.
С целью развития быстроты и скоростно-силовых способностей мы использовали в легкоатлетических средствах сенсорные технологии (старты, прыжки и метания с применением сенсорных технологий). Главное условие, которое необходимо соблюдать при выполнении упражнений, - максимальное проявление быстроты и силы в ответ на световой сигнал лампочки, которая встроена в стартовые колодки или расположена в непосредственной близости от занимающегося.
Кроме того, работа над отстающими показателями координационных способностей, быстроты и кинестетических ощущений велась посредством коррекционно-оздоровительных подвижных игр, эстафет с мя-
чом и технических элементов баскетбола. По нашему мнению, средства данного блока способствуют комплексной коррекции отстающих показателей у школьников с нарушением слуха, а также положительно воздействуют на психику подростка, формируя его личностные качества.
Нивелирование показателей гибкости мы осуществляли элементами стретчинга, поскольку упражнения данного блока выполняются медленно, что удобно для слабослышащих школьников.
Для улучшения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также силовых способностей мы применяли виды аэробики: элементы фитбол-аэробики и хай-импект степ-аэробики.
С помощью физических упражнений данного блока реализуется один из главных принципов программы - принцип развития остаточного слухового восприятия.
Развитие дыхательной системы осуществлялось посредством дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и унифицированной настольной игры (настольного футбола).
Унифицированные настольные игры (настольный футбол) представляют собой личные, парные, а также командные состязания, где игроки посредством максимальных выдохов пытаются сдуть теннисный шарик на сторону противника и закатить его в ворота.
Уровень тревожности мы снижали элементами психогимнастики М.И. Чистяковой, которые направлены на нормализацию психоэмоционального состояния, способствуют проявлению положительных качеств личности, а также объединяют детей в коллектив.
Вывод. В рамках опытно-экспериментальной работы по внедрению вышепредставленной коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания в учебный процесс коррекционной школы доказана ее эффективность: за период эксперимента произошли достоверные изменения показателей физического здоровья, физической подготовленности, снизился уровень тревожности у школьников с нарушением слуха.
Литература
1. Сайт Всемирной организации здравоохранения / Глухота и нарушения слуха URL:http: // www.w^ю.mt/topics/deafness/ш/f(дата обращения 31.03.2014)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 17.04.2014 г.