Научная статья на тему 'Пляжный футбол как средство физического воспитания студентов высшего учебного заведения'

Пляжный футбол как средство физического воспитания студентов высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЛЯЖНЫЕ ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ПЛЯЖНЫЙ ФУТБОЛ / LEVEL OF PHYSICAL FITNESS / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / BEACH GAMES / BEACH FOOTBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилов Сергей Михайлович

На сегодняшний день наблюдается снижение состояния здоровья, уровня физической подготовленности студентов высших учебных заведений. Занятия дисциплиной «Физическая культура» способствуют повышению двигательной активности студентов, положительно влияют на физическое состояние организма. Пляжные игровые виды спорта являются перспективным направлением рекреационной деятельности учащейся молодежи, а включение их в программу физического воспитания в высшем учебном заведении поможет адаптироваться студентам к условиям обучения, сформирует физическую культуру личности. Занятия пляжным футболом в рамках учебного процесса, по нашим предположениям, повысят интерес к освоению дисциплины «Физическая культура», и как следствие, будут способствовать положительному развитию физической подготовленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилов Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Beach football as a means of physical education for university students

Nowadays, we can notice the decline in the condition of health, in the level of physical preparedness of the students of the higher educational institutions. Classes in the discipline "Physical Culture" promote increasing in the motor activity of students, they have a positive effect on the physical condition of the body. Beach game kinds of sports are perspective direction for the recreational activities among the students, and their inclusion in the program of physical education in a higher educational institution will help the students adapt to the learning conditions and form the physical culture of the individual. Classes of beach soccer within the educational process, according to our opinion, will increase interest in mastering the discipline "Physical Culture", and as a result, will contribute to the positive development of the student's physical preparedness.

Текст научной работы на тему «Пляжный футбол как средство физического воспитания студентов высшего учебного заведения»

4. Lifanov A.D., Demenev, S.V., Khusnutdinova, R.G., Kuzmichev, V.D. and Blokhin, S.A. (2018), "Satisfaction with the process of physical education of students in the conditions of diversification of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 190-194.

5. Titovsky A.V., Vyprikov, D.V. and Motorin, I.N. (2017), "The Technology of "Billiards" as the direction of physical culture in the conditions of decrease health", Yaroslavl pedagogical Bulletin, No. 5, pp. 155-159.

6. Titovsky, A.V. (2016), "Billiards as an innovative direction of educational process on discipline "Physical culture"", Izvestiya Tula State University. Physical culture. Sport, No. 4, pp. 90-96.

7. Titovsky, A.V. (2017), "Educational and methodical complex "Billiards" in educational process on physical culture University of Economics", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 30-33.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.01.2020

УДК 796.011

ПЛЯЖНЫЙ ФУТБОЛ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Сергей Михайлович Гаврилов, аспирант, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

На сегодняшний день наблюдается снижение состояния здоровья, уровня физической подготовленности студентов высших учебных заведений. Занятия дисциплиной «Физическая культура» способствуют повышению двигательной активности студентов, положительно влияют на физическое состояние организма. Пляжные игровые виды спорта являются перспективным направлением рекреационной деятельности учащейся молодежи, а включение их в программу физического воспитания в высшем учебном заведении поможет адаптироваться студентам к условиям обучения, сформирует физическую культуру личности. Занятия пляжным футболом в рамках учебного процесса, по нашим предположениям, повысят интерес к освоению дисциплины «Физическая культура», и как следствие, будут способствовать положительному развитию физической подготовленности студентов.

Ключевые слова: уровень физической подготовленности, студенты, физическая культура, пляжные игровые виды спорта, пляжный футбол.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p67-70

BEACH FOOTBALL AS A MEANS OF PHYSICAL EDUCATION FOR UNIVERSITY

STUDENTS

Sergey Mikhailovich Gavrilov, the post-graduate student, Moscow State Academy of Physical

Culture, Malakhovka

Abstract

Nowadays, we can notice the decline in the condition of health, in the level of physical preparedness of the students of the higher educational institutions. Classes in the discipline "Physical Culture" promote increasing in the motor activity of students, they have a positive effect on the physical condition of the body. Beach game kinds of sports are perspective direction for the recreational activities among the students, and their inclusion in the program of physical education in a higher educational institution will help the students adapt to the learning conditions and form the physical culture of the individual. Classes of beach soccer within the educational process, according to our opinion, will increase interest in mastering the discipline "Physical Culture", and as a result, will contribute to the positive development of the student's physical preparedness.

Keywords: level of physical fitness, students, physical education, beach games, beach football.

Исследования многих авторов свидетельствуют о закономерной тенденции снижения состояния здоровья, физического состояния, общего уровня физического развития и

физической подготовленности студентов высших учебных заведений. Одной из основных причин такого положения является их недостаточная двигательная активность [3, 5, 12]. Процесс адаптации студентов к новым условиям обучения, резкое сокращение времени для активного отдыха, высокая загруженность учебной деятельностью, - все это снижает эффективность учебного процесса в высшем учебном заведении. Реализовывать положительный потенциал двигательной активности студентов целесообразно посредством занятий физической культурой в программе физического воспитания высших учебных заведений. При правильном построении и организации занятий дисциплиной «Физическая культура» снижается уровень заболеваемости, повышаются показатели умственной и физической работоспособности, а также показатели физического развития и физической подготовленности организма студентов [1, 2]. В высших учебных заведениях с 2014 года в рамках базовой части программ бакалавриата со студентами проводятся «Элективные дисциплины (модули) по физической культуре», предусматривающие различные варианты организации занятий по физической культуре, в которых используются средства отдельных видов спорта. Пляжные спортивные игры являются перспективным направлением рекреационной деятельности студенческой молодежи, а включение их в программу физического воспитания в высших учебных заведениях помогает студентам адаптироваться к условиям обучения, формирует физическую культуру личности, повышает уровень общей физической подготовленности [7]. На сегодняшний день уже имеются программы по дисциплине «Физическая культура» с использованием средств пляжных спортивных игр, таких как пляжный волейбол, пляжный гандбол [8, 10, 11]. Авторы указывают на необходимость включения элементов пляжных игровых видов спорта в программы по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений, отмечая повышение посещаемости студентами занятий по физической культуре, улучшение физического состояния и функциональных показателей занимающихся, которое было определено по результатам сдачи контрольных нормативов по общей физической подготовке. Пляжный футбол - относительно молодой вид спорта, появившийся в результате трансформации классического футбола [6]. Пляжный футбол считается одним из самых зрелищных видов спорта, он доступен любому контингенту занимающихся, что является одним из факторов его популяризации во всем мире. Стоит отметить, что трансформация пляжного футбола в самостоятельный вид спорта уже длительное время проходит на фоне отсутствия должной обоснованной научно-методологической базы. Весьма ограничен круг научных публикаций в журналах, методических пособий, издается незначительное количество учебников для физкультурных высших учебных заведений и заведений среднего профессионального образования. Исходя из описанного выше, можно сделать вывод, что существует определенное противоречие, в основе которого, с одной стороны, лежит актуализация эволюции малых и автономных разновидностей футбола, и, с другой стороны, отсутствие научно-методологического обоснования этого процесса [4, 9]. Цель нашего исследования - разработать и экспериментально доказать эффективность программы занятий пляжным футболом как составной части дисциплины «Физическая культура» в процессе физического воспитания студентов высших учебных заведений. Предполагается, что использование средств пляжного футбола в процессе физического воспитания студентов высших учебных заведений будет положительно влиять на показатели их физического развития и уровень функциональной подготовленности. Занятия по разработанной программе повысят интерес студентов к освоению дисциплины «Физическая культура» в высшем учебном заведении. Исследование проводилось на базе ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (арендуемая спортивная площадка) в период с 01 сентября 2018 г. по 31 января 2020 г. В эксперименте принимают участие 20 студентов 1 курса (на момент начала педагогического эксперимента). В рамках исследования студенты проходили медико-биологическое и педагогическое тестирование, включающее в себя: определение индекса массы тела, индекса Гарвардского степ-теста, индекса Руфье (проба Руфье), оценку функциональных

возможностей дыхательного центра (проба Генчи, проба Штанге), сдачу нормативов комплекса ГТО. В ходе эксперимента студенты проходили анкетирование с целью выявления уровня интереса к занятиям физической культурой по разработанной программе. По окончанию исследования проведена статистическая обработка результатов и анализ полученных данных.

ВЫВОДЫ

Впервые в процесс физического воспитания в высшем учебном заведении в рамках программ бакалавриата введена элективная дисциплина по физической культуре, предусматривающая организацию занятий по физической культуре с использованием средств пляжного футбола. В рамках исследования определен уровень функциональной подготовленности студентов и выявлен уровень интереса к занятиям физической культурой по разработанной программе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горелов, А.А. К вопросу о необходимости разработки системных механизмов обеспечения студенческой молодежи оптимальными двигательными режимами / А.А. Горелов, В.И. Лях, О.Г. Румба // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). - C. 29-34.

2. Грузин, В.В. Организационно-педагогические условия формирования вуза и здорового образа жизни / В.В. Грузин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66).

- C. 36-40.

3. Давиденко, Д.Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза / Д.Н. Давиденко // Теория и практика физической культуры. - 2006.

- № 2. - С. 2-6.

4. Перспективы методологии разработки проблемы автономных разновидностей футбола / А.П. Золотарев, Р.З. Гакаме, А.В. Лексаков, С.А. Российский // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 7. - С. 28-30.

5. Костюченко, В.Ф. Функциональные возможности студентов и их динамика в процессе обучения в вузе / В.Ф. Костюченко, Е.В. Радовицкая // Здоровье для всех: научно-практический журнал. - 2011. - № 1. - С. 51-55.

6. Маккензи, С. Современные подходы к развитию пляжных игровых видов спорта / С. Маккензи, Т. Кропивницкая, О. Девятаева // Наука в олимпийском спорте. - 2016. - № 1. - С. 77-83.

7. Малышева, А.А. Пляжные спортивные игры как средство рекреации студенческой молодежи / А.А. Малышева, И.Н. Овсянникова // Известия Сочинского государственного университета. -2013. - № 3 (26). - С. 154-156.

8. Овсянникова, И.Н. Повышение эффективности образовательного процесса в вузе средствами пляжного гандбола / И.Н. Овсянникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2008. - № 4 (38) - С. 51-54.

9. Черкасов, О. Пляжный футбол: знакомимся, обучаемся, играем / О. Черкасов. - Краснодар : [б. и.], 2014. - 288. с.

10. Рожнов, А.А. Особенности применения приемов пляжного волейбола в процессе физвос-питания студентов вузов / А.А. Рожнов, А.И. Ефимов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 1. - С. 91-96.

11. Специфика методики занятий модифицированным пляжным волейболом со студентками-первокурсницами аграрного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Смирнов Виктор Николаевич. - Смоленск, 2013. - 24 с.

12. Ильинич, В.И. Физическая культура студента : учебник / В. И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2000 - 448 с.

REFERENCES

1. Gorelov, A.A., Lyakh, V.I. and Rumba, O.G. (2010), "To the question of the need to develop systemic mechanisms for providing students with optimal motor modes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (67), pp. 29-34.

2. Gruzin, V.V. (2010), "Organizational and pedagogical conditions for the formation of a university and a healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (66), pp. 36-40.

3. Davidenko, D.N. (2006), "Assessment of the formation of students' physical culture in the educational process of a technical university", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 2-6.

4. Zolotarev, A.P., Gakame, A.P., Leksakov, A.V. and Rossiyskiy, S.A. (2009), "Prospects for the methodology of developing the problem of autonomous varieties of football", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 28-30.

5. Kostyuchenko, V.F. and Radovitskaya, E.V. (2011), "Functional capabilities of students and their dynamics in the process of learning at a university", Health for All: Scientific and Practical Journal, No. 1, pp. 51-55.

6. Mackenzie, S., Kropivnitskaya, T. and Devyataeva, O. (2016), "Modern approaches to the development of beach game sports", Science in Olympic Sports, No. 1, pp. 77-83.

7. Malysheva, A.A. and Ovsyannikova, I.N. (2013), "Beach sports as a means of recreation for students", Izvestiya Sochi State University, No. 3 (26), pp. 154-156.

8. Ovsyannikova, I.N. (2008), "Improving the effectiveness of the educational process in a university by means of beach handball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (38), pp. 5154.

9. Cherkasov, O. (2014), Beach soccer: get acquainted, learn, play, Krasnodar.

10. Rozhnov, A.A. and Efimov, A.I. (2017), "Features of the application of beach volleyball techniques in the process of physical education of university students", Izvestiya Tula State University, No. 1, pp. 91-96.

11. Smirnov, V.N. (2013), Specifics of the methodology for practicing modified beach volleyball with first-year students of an agricultural university, dissertation, Smolensk.

12. Ilyinich, V.I. (2000), Physical culture of the student, Gardariki, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.12.2019

УДК 796.011.3

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ МОТИВАЦИИ

ДОСТИЖЕНИЯ

Елена Владимировна Гавришова, кандидат педагогических наук, Белгородский

институт развития образования; Александр Сергеевич Грачев, кандидат педагогических наук, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова; Андрей Александрович Третьяков, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина

Аннотация

В работе проводится анализ эффективности применения программ самостоятельных занятий студентов с различным типом мотивации достижения, а также поиск механизма удаленного взаимодействия с помощью информационно-коммуникативных технологий. Для этого в период с сентября по ноябрь 2019 г. был проведен эксперимент, в котором приняло участие 194 студента Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, Белгородского государственного национального исследовательского университета и Белгородского юридического института МВД РФ им. И. Д. Путилина. Участникам на выбор были предложены три программы самостоятельных тренировок: «Красота и здоровье», «Дельфин» и «Беги за другом». Результаты свидетельствуют о достоверном увеличении силового индекса у занимающихся в группе «Красота и здоровье»; жизненного индекса, индекса Робинсона и «Времени восстановления после 20 приседаний» в группе «Дельфин»; силового индекса, индекса Робинсона, «Времени восстановления после 20 приседаний» и общей выносливости в группе «Беги за другом». Во всех группах наблюдалось улучшение показателя уровня соматического здоровья. Проведенное исследование свидетельствует об эффективности предложенных программ самостоятельных тренировок для студентов с различным типом мотивации.

Ключевые слова: студенты, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, физическое развитие, информационно-коммуникативные технологии, самостоятельные занятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.