выполнения всех ударов и поочередного перехода игроков в зону перебежки или вместо биты предложить ракетку для большого тенниса.
2. В случае снижения двигательной активности отдельных игроков в процессе игры в защите, вводить дополнительно требование - запрещено осаливать игроку владеющего мячом первым, необходимо выполнить передачу, можно несколько, и только тогда другой игрок защиты может осаливать.
3. Можно делать смешанные по полу команды путем введения для юношей ограничительного правила - осалить девушку можно только ниже колена.
4. Допускать в команду игроков из специальной медицинской группы с ограничением игровых действий в зависимости от диагноза (например, только для удара битой по мячу, ловли, передач мяча и высекания) для облегчения социальной адаптации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Готовцев, Е. В. Методика обучения предмету «Физическая культура». Школьный спорт. Лапта : учеб. пособие для СПО / Е.В. Готовцев, Г.Н. Германов, И.В. Машошина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 402 с.
2. Машошина И.В. Народная игра лапта как средство рекреативного физического воспитания школьников // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 2 (27). - С. 12-15.
REFERENCES
1. Gotovtsev, E.V., Germanov, G.N. and Mashoshina, I.V. (2018), Methodology of teaching the subject of ''Physical education '', school sport. Lapta: study guide, Yurait Publishing House, Moscow.
2. Mashoshina I.V. (2010), "The folk game lapta as means of recreational physical education of schoolchildren'', Physical education and health, No. 2 (27), pp. 12-15.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.01.2020
УДК 796.011.3
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ И ПРИЛОЖЕНИЙ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Дмитрий Викторович Выприков, доцент, Алекандр Викторович Титовский, доцент, Алексей Борисович Егоров, старший преподаватель, Рустам Ильдарович Заппаров,
старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,
г. Москва
Аннотация
Целью исследования стало изучение влияния мобильных, интерактивных, электронных и других устройств на мотивацию к занятиям физической активностью у студентов. Для изучения вопроса проведены опрос и анкетирование возрастных групп занимающихся физической культурой студентов для выявления целевого интереса в совершенствовании и дальнейшем продвижении подобных средств на занятиях физической культурой в высших учебных заведениях.
Результаты исследования позволили установить, что использование учащимися электронных устройств и приложений во время занятий физической активностью в организации высшего образования развито, но, не достаточно широко. Однако рекомендации по их правильному использованию вызывают интерес у большой части опрошенных, которые выразили уверенность в необходимости их внедрения в образовательный процесс в учебном заведении на занятиях по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту».
Ключевые слова: мобильные устройства, приложения, смартфоны, эффективность, интеграция в учебный процесс.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p63-67
INFLUENCE OF MODERN ELECTRONIC DEVICES AND APPLICATIONS ON STUDENTS' MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION
Dmitry Viktorovich Vyprikov, the senior lecturer, Alexander Viktorovich Titovsky, the senior lecturer, Alexey Borisovich Egorov, the senior teacher, Rustam Ildarovich Zapparov, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Abstract
The aim of the study was to study the influence of the mobile, interactive, electronic and other devices on the motivation for physical activity among the students. To study the issue, the survey and questionnaire were conducted for the age groups of the students engaged in physical culture to identify the target interest in improving and further promoting such tools in physical culture classes in higher education institutions. The results of the study allowed us to establish that the use of the electronic devices and applications by students during physical activity in higher education organizations is developed, but not widely enough. However, recommendations for their correct use are of interest to a large part of respondents who expressed confidence in the need for their introduction into the educational process in an educational institution in the classroom for the discipline "Elective courses in physical culture and sports".
Keywords. mobile devices, applications, smartphones, efficiency, integration into the educational
process.
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация, как правило, считается основной движущей силой успеха любой деятельности. Это заставляет учащегося сосредоточиться на намеченной цели, преданно следовать к ней и целенаправленно достигать успеха. Таким образом, формирование внутренней мотивации у обучающегося является основной задачей преподавателя.
Мобильные устройства и девайсы стали неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека. Интеграция мобильных приложений в образовательный процесс происходит постепенно и не охватывает всех студентов, однако, заметно способствует повышению уровня мотивации учащихся, так как устройство позволяет отслеживать динамику элементарных биологических показателей организма и оперативно производить их корректировку. Цифровизация образования и образовательных ресурсов является прямым результатом быстрого технологического развития в современном мире, а мобильные устройства могут эффективно использоваться не только для продвижения интерактивных навыков, но и для повышения вовлеченности и мотивации во время занятий физической культурой.
Физическая активность - это сложный поведенческий комплекс, на который влияют множество факторов, включая рост и развитие организма в биологическом аспекте, состояние здоровья [5] укрепление социальных связей и рост в корпоративной среде, самостоятельное или групповое развитие физических качеств и способностей [6, 7], высокие уровни нагрузки для достижения максимального спортивного результата [1] и занятия физическими упражнениями на досуге [2] Теория поведенческих изменений использовались в качестве основы для интеграции физической активности в попытке решить проблемы, связанные с принятием и поддержанием физически активного образа жизни. Факторы, влияющие на физическую активность, которые не имеют целенаправленного теоретического обоснования, часто содержат одну или несколько методик изменения поведения.
Наиболее эффективными методами изменения поведения для улучшения результатов физической активности являются:
1. Обучение использованию подсказок, оперативных практик, быстрого вознаграждения, зависящего от усилий или приближения к намеченной деятельности;
2. Оперативный самоконтроль поведенческого исхода;
3. Планирование социальной поддержки и своевременных социальных изменений.
Подобные факторы, включающие эти методы изменения поведения, могут положительно и
эффективно влиять на поведение, связанное с физической активностью.
Мобильные приложения являются привлекательным способом внедрения не только в образовательный процесс, но и в привычную жизнь каждого человека, так как они общедоступны для скачивания и использования через магазины приложений (Apple Store и Google Play для устройств Apple и Android соответственно, а также для устройств на базе операционной системы Microsoft),
стоимость которых обычно невелика. Мобильное приложение является универсальным средством, выступающим в качестве потенциального решения для поддержки и обоснования инициатив изменения пищевого поведения и физической активности. Доступность и быстрота снятия элементарных биологических показателей позволяет оперативно вмешиваться, корректировать и своевременно подсказывать, отслеживать и поощрять выполнение программы поведения. Вместе с контролем функциональных возможностей девайсы обеспечивают интерактивность и социальную связь (в соответствии с наиболее эффективными методами изменения поведения во время двигательной активности). Приложения могут дополнительно влиять на поведение, включая убедительные компоненты дизайна и геймификации. К сожалению, в настоящее время уделяется катастрофически недостаточное внимание различным аспектам проблемы внедрения мобильных образовательных технологий в организацию процесса физического воспитания студентов, использование которых основывается на их личной заинтересованности и вовлеченности. Цель исследования - изучение влияния мобильных, интерактивных, электронных и других устройств на мотивацию к занятиям физической нагрузкой у студентов.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принял участие 71 студент 1-3 курса различных высших учебных заведений (Приложение 1). Для изучения проблемы исследования был проведен опрос и анкетирование студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова возраста 18-21 года, использующих мобильные устройства в повседневной практике. Выявлен целевой интерес в совершенствовании и дальнейшем продвижении подобных средств на занятиях физической культурой в высших учебных заведениях. Полученные результаты обработаны статистически для выявления массива данных.
Во всем мире в среднем 65% взрослых сообщают о том, что владеют смартфоном или иным электронным устройством [3]. В нашем случае не все студенты имеющие мобильные устройства носят девайсы, корректирующие рацион питания, и устанавливают программы для отслеживания своей физической активности, по этой же причине мы не делили студентов по тендерному признаку (Приложение 1). В целях всестороннего изучения данной темы был проведен опрос. Анкетирование проводилось по вопросам эффективности мобильных приложений, их роли в повседневной жизни человека и влияние на мотивацию к изменениям личного поведения, занятиям спортом и работе над собой и своим здоровьем.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследование показало, что опрошенные студенты следят за своим питанием и здоровьем через мобильные приложения (51,4% против 48,6%), что позволяет им наблюдать за динамикой изменений, правильно планировать распорядок дня, питание, физическую активность и полный покой во время сна. Следует отметить, что в современном обществе приложения, отслеживающие пульс, шагомеры и прочие, уже встроены в телефоны более 90% людей [4]. Подобные нововведения разработчики программ рассматривают как неотъемлемую часть жизни образованного общества, они помогают следить за тем, что человек съел и в каком количестве, какое расстояние преодолел за день.
Более 71% опрошенных отмечают эффективность применения подобных мобильных приложений по критерию отслеживания состояния своего здоровья, что определенно подтверждает заинтересованность молодого поколения в поддержании здорового и сбалансированного уровня жизни.
Объектом исследования стала возможность эффективного использования подобных приложений во время занятия спортом не только самостоятельно, но и в рамках групповых занятий физической культурой в стенах университета. Исследование показало, что в данный момент во время занятий в высших учебных заведениях всего 22,9% опрошенных активно используют мобильные приложения на занятиях физической культурой для отслеживания динамики своих биологических показателей с целью контроля влияния нагрузки на организм, работают по самостоятельным программам выполняя определенные целевые установки (рисунок).
Приятно отметить, что 77,1% учащихся уверены, что подобные приложение могли бы стать прекрасным дополнением процесса изучения и прохождения дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Результаты исследования выявили очевидный интерес и осведомленность студентов о возможном положительном влиянии внедрения информационно-коммуникационных технологий с применением мобильных устройств в процесс занятий по физическому воспитанию в образовательных учреждениях высшего образования.
2. Полученные данные подтверждают необходимость интеграции интерактивных способов как элемента составляющей занятий физической культурой, для формирования привычки и усилении мотивации к ведению здорового образа жизни не только в рамках учебного заведения, но и за его пределами.
3. Предложенные нововведения в образовательной программе дисциплины позволят оптимально и эффективно сочетать личностно ориентированное содержание учебного процесса и требования федерального образовательного стандарта, основываясь на отсутствии дополнительных финансовых затрат в процессе приобщения студентов к систематическим занятиям физической активностью и качественном изменении проведения данных занятий на уровне учебного заведения.
Здоровье Nike Training Club Дневник здоровья и питания Samsung Health Water Balance Strava Pacer Paloma Fat Secret Habitica Не пользуюсь
_28_
XU
3D
из
23
□ □
0 5 10 15 20 25 30
Рисунок - Использование студентами приложений на смартфоне для отслеживания состояния здоровья
ЛИТЕРАТУРА
1. Выприков, Д.В. Соотношение средств тренировки юных футболисток в подготовительном периоде с учетом их индивидуальных особенностей / Д.В. Выприков, Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, С.П. Голубничий // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3. - С. 60-62.
2. Высоцкая, Т.П. Активный досуг как механизм оздоровления современной студенческой молодежи / Т.П. Высоцкая, С.П. Голубничий, А.Г. Ростеванов // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2017. - № 4 (20). С. 158-164.
3. Лифанов, А.Д. К вопросу использования мобильных образовательных ресурсов в системе физического воспитания студентов / А. Д. Лифанов, Л.А. Финогентова // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. - С. 43-48.
4. Удовлетворенность процессом физического воспитания студенток в условиях диверсификации физкультурного образования / А.Д. Лифанов, С.В. Деменев, Р.Г. Хуснутдинова, В.Д. Кузь-мичев, С.А. Блохин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 190-194.
5. Титовский, А.В. Технология «Бильярд» как направление физической культуры в условиях снижения состояния здоровья / А.В. Титовский, Д.В. Выприков, И.Н. Моторин // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 5. - С. 155-159.
6. Титовский, А.В. Бильярд как инновационное направление учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» / А.В. Титовский // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 4. - С. 90-96.
7. Титовский, А.В. Учебно-методический комплекс «Бильярд» в учебном процессе по физической культуре экономического университета / А.В. Титовский // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 6. - С. 30-33.
REFERENCES
1. Vyprikov, D.V. Shutova, T.N., Bodrov, I.M. and Golubnichy, S.P. (2019), "Individualized preparatory staged training model for junior female footballers", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 60-62.
2. Vysotskaya, T.P., Golubnichy, S.P. and Rostevanov, A.G. (2017), "Active leisure as a mechanism for improving modern student youth", Bulletin of the Russian University of Economics. G. V. Plek-hanov. Introduction. Path to science, No. 4 (20), pp. 158-164.
3. Lifanov, A.D. and Finogentova, L.A. (2015), "On the use of mobile educational resources in the system of physical education of students", Bulletin of sports science, No. 3, pp. 43-48.
4. Lifanov A.D., Demenev, S.V., Khusnutdinova, R.G., Kuzmichev, V.D. and Blokhin, S.A. (2018), "Satisfaction with the process of physical education of students in the conditions of diversification of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 190-194.
5. Titovsky A.V., Vyprikov, D.V. and Motorin, I.N. (2017), "The Technology of "Billiards" as the direction of physical culture in the conditions of decrease health", Yaroslavl pedagogical Bulletin, No. 5, pp. 155-159.
6. Titovsky, A.V. (2016), "Billiards as an innovative direction of educational process on discipline "Physical culture"", Izvestiya Tula State University. Physical culture. Sport, No. 4, pp. 90-96.
7. Titovsky, A.V. (2017), "Educational and methodical complex "Billiards" in educational process on physical culture University of Economics", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 30-33.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2020
УДК 796.011
ПЛЯЖНЫЙ ФУТБОЛ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Сергей Михайлович Гаврилов, аспирант, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Аннотация
На сегодняшний день наблюдается снижение состояния здоровья, уровня физической подготовленности студентов высших учебных заведений. Занятия дисциплиной «Физическая культура» способствуют повышению двигательной активности студентов, положительно влияют на физическое состояние организма. Пляжные игровые виды спорта являются перспективным направлением рекреационной деятельности учащейся молодежи, а включение их в программу физического воспитания в высшем учебном заведении поможет адаптироваться студентам к условиям обучения, сформирует физическую культуру личности. Занятия пляжным футболом в рамках учебного процесса, по нашим предположениям, повысят интерес к освоению дисциплины «Физическая культура», и как следствие, будут способствовать положительному развитию физической подготовленности студентов.
Ключевые слова: уровень физической подготовленности, студенты, физическая культура, пляжные игровые виды спорта, пляжный футбол.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p67-70
BEACH FOOTBALL AS A MEANS OF PHYSICAL EDUCATION FOR UNIVERSITY
STUDENTS
Sergey Mikhailovich Gavrilov, the post-graduate student, Moscow State Academy of Physical
Culture, Malakhovka
Abstract
Nowadays, we can notice the decline in the condition of health, in the level of physical preparedness of the students of the higher educational institutions. Classes in the discipline "Physical Culture" promote increasing in the motor activity of students, they have a positive effect on the physical condition of the body. Beach game kinds of sports are perspective direction for the recreational activities among the students, and their inclusion in the program of physical education in a higher educational institution will help the students adapt to the learning conditions and form the physical culture of the individual. Classes of beach soccer within the educational process, according to our opinion, will increase interest in mastering the discipline "Physical Culture", and as a result, will contribute to the positive development of the student's physical preparedness.
Keywords: level of physical fitness, students, physical education, beach games, beach football.
Исследования многих авторов свидетельствуют о закономерной тенденции снижения состояния здоровья, физического состояния, общего уровня физического развития и