Научная статья на тему 'Особенности применения приемов пляжного волейбола в процессе физвоспитания студентов вузов'

Особенности применения приемов пляжного волейбола в процессе физвоспитания студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЛЯЖНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / PHYSICAL EDUCATION / BEACH VOLLEYBALL / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожнов Андрей Александрович, Ефимов Александр Игоревич

Раскрыты особенности применения приемов пляжного волейбола в процессе физического воспитания студентов вузов, а также обоснована актуальность процесса заимствования приемов пляжного волейбола для полноценного и всестороннего развития молодых людей, в соответствии с растущими и постоянно изменяющимися тенденциями развития общества. Опираясь на известные методики, выполнен анализ эффективности внедрения заимствованных приемов в процесс физического развития студентов, представлены статистические данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рожнов Андрей Александрович, Ефимов Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF APPLICATION OF BEACH VOLLEYBALL METHODS IN THE COURSE OF UNIVERSITY STUDENTS’ PHYSICAL EDUCATION

This article describes some peculiarities of application of beach volleyball methods in the course of university students’ physical education. Moreover, it substantiates the urgency of the process of borrowing beach volleyball methods for full and comprehensive development of young people in accordance with growing and continuously changing trends of society’s development. The analysis of efficiency of borrowed methods introduction in the course of students’ physical education was done with the help of known methods. The statistical data were presented.

Текст научной работы на тему «Особенности применения приемов пляжного волейбола в процессе физвоспитания студентов вузов»

Galkin Vyacheslav Aleksandrovich, senior teacher, galkin_w@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow State University of Means of Communication Emperor Nicholas II,

Conick Alexey Alekseevich, candidate of pedagogical Sciences, teacher, axmed-20-06-09@yandex.ru, Russia, Belgorod, Belgorod Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia of I.D. Putilin,

Podskrebysheva Natalya Petrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, axmed-20-06-09@yandex.ru, Russia, Belgorod, Belgorod University of Cooperation, Economy and Right

УДК 796.325

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ ПЛЯЖНОГО ВОЛЕЙБОЛА В ПРОЦЕССЕ ФИЗВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

ВУЗОВ

А.А. Рожнов, А.И. Ефимов

Раскрыты особенности применения приемов пляжного волейбола в процессе физического воспитания студентов вузов, а также обоснована актуальность процесса заимствования приемов пляжного волейбола для полноценного и всестороннего развития молодых людей, в соответствии с растущими и постоянно изменяющимися тенденциями развития общества. Опираясь на известные методики, выполнен анализ эффективности внедрения заимствованных приемов в процесс физического развития студентов, представлены статистические данные.

Ключевые слова: физическое воспитание, пляжный волейбол, здоровый образ

жизни.

Для современного высшего образования характерна всё более возрастающая интенсификация учебного процесса, которая заключается в значительном увеличении объёма научных знаний, которые необходимо усвоить студентам в условиях ограниченности временных ресурсов, согласно действующему федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), что часто может привести к сильнейшим умственным перегрузкам, негативно влияет как на основную деятельность человека, так и на его психосоматическое состояние [1], приводит к чрезмерному перенапряжению адаптационных механизмов организма студентов и, как следствие, к ухудшению их здоровья, которое является важным индикатором трудового, экономического, культурного, оборонного потенциала общества [2].

Для поддержания полноценного состояния здоровья студентов необходимо постоянно проявлять двигательную активность, соблюдать правила рационального и здорового питания, освоить приемы регулярного закаливания, а также правильно отдыхать и исключить вредные привычки.

Под двигательной активностью [3] следует понимать одну из ключевых составляющих здорового образа жизни (ЗОЖ), эффективным средством развития всех систем и органов организма и общей физической подготовленности человека. Двигательная активность во многом способствует снижению числа неблагоприятных внешних влияний на организм человека, а также непосредственно укрепляет здоровье и повышает общественную активность занятых спортивной деятельностью, одним из видов которой является пляжный волейбол.

Пляжный волейбол является относительно новым видом спорта, который пока не занял своего пьедестала в целом ряде наиболее эффективных и привлекательных средств по становлению среди студенчества оздоровительной физической культуры. Однако, для данного вида спортивной деятельности характерно много уникальных преимуществ и достоинств перед иными видами оздоровительной физической культуры [4].

Одним из достоинств пляжного волейбола является то, что занятия могут проводиться, как на открытых площадках, так и в закрытых помещениях, не требуют дорогостоящего оборудования и инвентаря, что немаловажно в сложившейся современной экономической ситуации.

Так же к достоинствам стоит отнести непосредственное проведение занятий на открытом воздухе, где спортивная деятельность, как правило, неразрывно связана с пляжем, водой и солнцем. В пляжном волейболе одновременно сочетаются замедленный темп с высоким динамизмом, то есть остановки, паузы, позволяющие легко дозировать нагрузку с периодами активных двигательных действий [4].

Преимуществами пляжного волейбола следует считать постоянную смену спортивной деятельности, вариативность ситуаций и отдельных условий игры, что предает игре высокую эмоциональность, которая обеспечивает разностороннее благоприятное воздействие, как на организм в целом, так и на отдельные органы и мышцы [4].

Все это возводит рассматриваемый вид спортивной деятельности в разряд универсальных игр, комплексно воздействующих на основные системы и функции организма.

Целью настоящего исследования является рассмотрение особенностей использования приемов пляжного волейбола на занятиях физического воспитания со студентами высших учебных заведений посредством известной методики [4], особенностью которой является целенаправленная комплексная работа по повышению и поддержанию интереса к занятиям пляжным волейболом.

Рациональное и здоровое питание способствует нормальному функционированию, как отдельных органов, так и всего организма; обеспечивает профилактику заболеваний и способствует, в том числе, укреплению здоровья; обеспечивает трудоспособность индивидуума.

Одним из факторов, положительно влияющим на здоровье людей, их работоспособность и высокий иммунитет, является закаливание. Как известно, механизм оздоровительного действия закаливания на субклеточном уровне аналогичен действию тренировок. Эти два процесса как бы дополняют друг друга, усиливая положительное действие на организм. При этом увеличиваются энергетические ресурсы внутриклеточных структур [5].

Одним из важных моментов применения приемов пляжного волейбола в данном исследовании является их использование, как в разминочной, так и в основной и заключительной частях занятия.

В разминочную часть были внедрены упражнения для закрепления правильной техники выхода к свободно летящему мячу для выполнения передачи, а также перемещений от сетки и дальнейших челночных перемещений. Также особое внимание было уделено развитию навыков перемещений с обязательным визуальным контролем соперников и мяча, что необходимо для развития умений переместиться и принять сильные удары, распознавать замысел атакующего и наработать навык своевременного действия для перемещения и обработки обманных ударов, накатов и «подкруток».

В основной части занятия был сделан акцент на развитие способности подающего направлять мяч боковым и лицевой линиям в расчете на создание дополнительных трудностей принимающим, а также на развитие специальной выносливости и агрессивности нападения на фоне усталости. Важным моментом здесь является использование развитие навыков блокирования и перемещения к мячу после приземления для выполнения передачи на удар, и защитных и контратакующих действий, что развивает синхронность взаимодействия в любых игровых ситуациях, отрабатываются тонкости, характерные для каждой пары, совершенствуются обманные действия, ложные оборонительные расположения.

В заключительной части занятия были внедрены элементы пляжного волейбола в игровой форме такие как «три розыгрыша подряд - одно очко», игра «два на два - на выбывание» и «подавай вне сердца» [6].

В ходе проведения занятия в целом, и особенно в заключительной части, тренерские обязанности передавались последовательно каждому студенту для приобретения навыков руководства командой в различных игровых ситуациях, подобно сложившейся в пляжном волейболе тенденции отсутствия тренера на площадке при участии команды в соревнованиях.

Исследование проводилось в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского (КГУ) на кафедре физического воспитания на отделении «Спортивные игры» на протяжении шести семестров в 2014-2016 гг. при проведении занятий для студентов 1-3-го курсов.

В качестве основного источника получения информации было выбрано очное аудиторное анкетирование, которое проводилось по единой анкете. Были опрошены студенты мужского и женского пола в возрасте от 16 до 23 лет.

Определение начальной динамики и уровня физической подготовленности в ходе исследования выполняется посредством использования тестовых методик [7].

В исследовании общий объём выборки был принят 300 респондентов, что удовлетворяет расчетам известных методик [1, 8] при доверительном интервале ±5 %.

Респондентам было предложено ответить на двадцать вопросов, касающихся содержания занятий, целесообразности введения приемов пляжного волейбола в процесс физического воспитания, отношения студентов к изменению структуры занятия, изменения самочувствия студентов от внедрения новых элементов занятий, изменения физического и эмоционального состояния, изменения уровня интереса студентов к занятиям.

Основными итогами обработки результатов исследования являются:

• 85 % респондентов считают, что внедрение приемов пляжного волейбола в процесс физического воспитания положительно влияет на интенсивность распределения физических нагрузок на все группы мышц;

• 70 % респондентов указали, что действительно пляжный волейбол вызывает к себе интерес в процессе проведения занятий по физическому воспитанию;

85 % респондентов ощутили положительное изменение эмоционального и физического состояния при занятиях пляжным волейболом;

• 60 % респондентов отметили необходимость интенсификации заимствования приемов пляжного волейбола в процесс физического воспитания;

• 40 % респондентов согласились с утверждением, что навыки пляжного волейбола позволили достичь определенных успехов и в других командных видах спорта;

• 7 % респондентов готовы отказаться от вредных привычек из-за их несовместимости с высокими физическими нагрузками;

• 3 % респондентов отказались от вредных привычек, в частности от табакокурения.

Внедрение приемов пляжного волейбола в разминочной, основной и заключительной частях занятий положительно повлияло:

• на повышение уровня посещаемости занятий на 8-10%;

• на желание студентов заниматься волейболом вне учебного времени;

на улучшение физического состояние, которое было отмечено при улучшении результатов при сдаче контрольных упражнений по общей

физической подготовке (ОФП) для студентов 1-3-го курсов (1-6-й семестры) КГУ им. К.Э. Циолковского;

• на успешное выполнение зачетных требований для студентов отделения «Спортивные игры» КГУ им. К.Э. Циолковского, которое отразилось на повышении успеваемости на 12-15 % (сокращение академической задолженности) по дисциплине «Физическая культура».

В рамках проведения регионального этапа Фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) в Калужской области в мае 2016 года одной из площадок для проведения комплексного тестирования была выбрана спортивная база КГУ им. К.Э. Циолковского, где студенты, задействованные в настоящем исследовании, прошли соответствующие испытания с достойным результатом.

На базе КГУ им. К.Э. Циолковского функционирует секция «Волейбол», участники которой, благодаря методике заимствования приемов пляжного волейбола, показывают высокие результаты в соревнованиях различного уровня, а, именно, женская сборная команда КГУ по волейболу заняла первое место в первенстве Калужской области среди высших учебных заведений с 2014 по 2016 гг.

Начиная с 2015 г. отмечено увеличение на 15 % количества студентов, желающих заниматься в секции «Волейбол», которая служит тренировочной базой и постоянно обновляющимся резервом волейбольной команды КГУ им. Н.Э. Циолковского.

В целом, проведенное исследование показывает положительные результаты внедрения приемов пляжного волейбола в процесс физического воспитания студентов вузов, которые необходимо развивать, включать их в обучающие программы по физическому воспитанию, что соответствует основным направлениям программы Европейской конфедерации волейбола «Стратегия-2020» по развитию и популяризации волейбола во всех странах континента [9] и «Примерной программе спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивные дисциплины «Волейбол» и «Пляжный волейбол») [10].

Список литературы

1. Зотова О.М., Зотов В.В. Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов // Человек и его здоровье. 2015. № 4. С. 108-115.

2. Здоровье студентов: социологический анализ: монография / отв. ред. И.В. Журавлева. М.: 2012. 252 с.

3. Егорычев А.О., Бутин И.М. Инновационные направления развития массового спорта в вузе // Ярославский педагогический вестник. Т. II. (Психолого-педагогические науки). 2012. № 2. С.137-142.

4. Максимова Е.Н., Смирнов В.Н., Лихачев О.Е. Специфические возможности использования пляжного волейбола в физическом воспитании

студентов вузов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 3. С. 125-129.

5. Закаливание как фактор оздоровления студентов / И.Б. Бициева [и др.] // Современные наукоемкие технологии. 2004. № 6. С. 110-112.

6. Костюкова О.Н., Николенко Р.Н. Семь важных упражнений для успешных занятий пляжным волейболом // Пляжный волейбол. Педагогические, психологически, медико-биологические вопросы теории, методики и практики подготовки спортсменов (Отечественный и зарубежный опыт). 2013. №15. С. 20-27.

7. Губа В.П., Егоров В.Н., Грязева Е.Д. Технология оценки здоровья студентов Центрального Федерального округа Российской Федерации // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С. 29-36.

8. Койчубеков Б.К., Сорокина М.А., Мхитарян К.Э. Определение размера выборки при планировании научного исследования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Медицинские науки. 2014. №4. С. 71-74.

9. Генеральная Ассамблея ЕКВ в Люксембурге. Итоги работы за 12 ноября 2016 года // Volley.ru. Новости. URL: http://www.volley.ru/news/ 14917/ (дата обращения: 10.02.2017).

10. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивные дисциплины «Волейбол» и «Пляжный волейбол») / под общ. ред. Ю.Д. Железняка, В.В. Костюкова, А.В. Чачина. М., 2016. 210 с.

Рожнов Андрей Александрович, старший преподаватель, roznov1976@yandex.ru, Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,

Ефимов Александр Игоревич, спортивный судья, Alexefimov1977@mail.ru, Россия, Москва, Московская Федерация волейбола

PECULIARITIES OF APPLICATION OF BEACH VOLLEYBALL METHODS

IN THE COURSE OF UNIVERSITY STUDENTS' PHYSICAL EDUCATION

A.A. Rozhnov, A.I. Efimov

This article describes some peculiarities of application of beach volleyball methods in the course of university students' physical education. Moreover, it substantiates the urgency of the process of borrowing beach volleyball methods for full and comprehensive development of young people in accordance with growing and continuously changing trends of society's development. The analysis of efficiency of borrowed methods introduction in the course of students' physical education was done with the help of known methods. The statistical data were presented.

Key words: physical education, beach volleyball, healthy lifestyle.

Rozhnov Andrey Aleksandrovich, senior lecturer, roznov1976@yandex.ru, Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky,

Effimov Aleksandr Igorevich, referee, Alexefimov1977@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow Volleyball Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.