УДК 796:338.28
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛЯЖНОГО
ВОЛЕЙБОЛА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Елена Николаевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент,
Виктор Николаевич Смирнов, старший преподаватель,
Орловский государственный аграрный университет (ОрёлГАУ),
Олег Евграфович Лихачев, кандидат педагогических наук, профессор,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В статье обсуждаются результаты экспериментального метода тренировки и проведения соревнований по пляжному волейболу с акцентом на формирование и поддержание активного интереса к занятиям этим видом спорта. Основной особенностью экспериментальной методики являлась целенаправленная комплексная работа по повышению и поддержанию интереса к занятиям пляжным волейболом. Полученные результаты показывают высокую эффективность этой методики, которая позволяет не только улучшить физическую подготовку, но и оказывает положительное влияние на успешную адаптацию студентов к процессу обучения в вузе. Студенты, принимавшие участие в опросе отмечали, что для повышения адаптационного потенциала подобных соревнований необходимо в первую очередь значительно повысить интерес общественности вуза к подобным мероприятиям, найти возможности привлечения и активного участия профессорско-преподавательского состава в качестве участников соревнований, то есть «еще более оживить его», «пробудить к деятельности» всех членов коллектива вуза.
Ключевые слова: физическое воспитание, пляжный волейбол, физическая подготовленность, социально-психологическая адаптация к процессу обучения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p125-129
SPECIFIC FEATURES OF USE OF BEACH VOLLEYBALL IN PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER SCHOOLS
Elena Nikolaevna Maksimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Viktor Nikolaevich Smirnov, the senior teacher,
Oryol State Agrarian University,
Oleg Evgrafovich Lihachev, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
The article analizes the results of an experimental method of training and carrying out competitions on beach volleyball with emphasis on formation and maintenance of active interest to occupations by this sport. The main feature of an experimental technique was purposeful complex work on increase and maintenance of interest to occupations by beach volleyball. The received results show high efficiency of this technique, which allows not only improving physical preparation, but also have positive impact on successful adaptation of students to training process in higher education institution. The students who took part in poll noted that for increase of adaptation potential of similar competitions it is necessary to increase considerably first of all interest of the public of higher education institution to similar actions, to find possibilities of attraction and active participation of the faculty as participants of competitions, that is "even more to recover it", "to awaken to activity" all members of staff of higher education institution.
Keyword: physical training, beach volleyball, physical readiness, socially-psychological adaptation to training process.
ВВЕДЕНИЕ
Тенденции современного высшего образования характеризуются интенсификацией учебного процесса, значительным увеличением объёма научной информации, которую
необходимо усвоить, необходимостью выполнения большого объема учебной работы в условиях дефицита времени. Это приводит к сильнейшей умственной перегрузке и гиподинамии, что создает чрезмерное напряжение адаптационных механизмов организма молодых людей и к ухудшению здоровья у значительной части студентов [1, 2].
Известно, что для поддержания здоровья необходимы пять основных условий: регулярная двигательная активность, соблюдение правил рационального питания, закаливание, умение отдыхать и быть счастливым. И, конечно же, отказ от вредных привычек.
Целенаправленная достаточная двигательная активность - одна из важнейших составляющих здорового стиля жизни, эффективное средство развития функциональных систем организма и физической подготовленности человека. Еще древний философ Аристотель отмечал "ничто так не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие". Существует много различных видов спортизированной двигательной активности, занятия которыми способствуют снижению неблагоприятных внешних воздействий на организм человека, укреплению здоровья и повышению его общественной активности.
Пляжный волейбол - относительно новый вид спорта, пока не занял своего достойного места в ряду наиболее привлекательных и эффективных средств оздоровительной физической культуры, фитнеса, хотя имеет много уникальных достоинств и преимуществ перед другими средствами оздоровительной физической культуры [3, 4, 5, 6].
Игры с оздоровительной целью могут проводиться как на открытом воздухе, так и в небольших залах. Для игры не требуется дорогостоящего инвентаря и оборудования. При проведении на открытом воздухе игра неразрывно связана с пляжем, солнцем, водой и другими красотами природы. В пляжном волейболе сочетаются одновременно высокий динамизм и замедленный темп, периоды активных двигательных действий и остановки, паузы, позволяющие легко дозировать нагрузку. Постоянная смена характера деятельности, изменчивость ситуации и условий игры, делают игру высоко эмоциональной, обеспечивающей разностороннее воздействие на организм. Все это делает пляжный волейбол универсальной игрой, комплексно воздействующей на основные функции и системы организма.
Цель исследования: разработать и обосновать инновационную методику использования занятий пляжным волейболом со студентами высших учебных заведений.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что разработка экспериментальной методики занятий пляжным волейболом, основанной на использовании преимущественно игрового и соревновательного методов выполнения упражнений, занятий в целом и специфической организации соревнований, будет способствовать повышенному интересу к подобным занятиям и, как следствие, более высокой физической подготовленности и ускоренной адаптации молодых людей к студенческой жизни в вузе и их социальному развитию.
МЕТОДИКА
Определение уровня и динамики физической подготовленности в ходе эксперимента проводилось с использованием стандартных тестовых методик определения уровня физической подготовленности студентов, рекомендованных программой физического воспитания для высших учебных заведений. Тестирование физической подготовленности дополнялось опросом (анкетированием и интервьюированием студентов-участников эксперимента). Сбор первичной социологической информации в виде специализированного анкетирования рассматриваемой проблемной ситуации проводился на занятиях и соревнованиях пляжным волейболом. Анкетирование проводилось прямое индивидуальное раздаточное. В исследовании приняли участие 83 студента двух факультетов - экономического (экономика и управление на предприятиях АПК) и биотехнологии и ветеринарной медицины (специальность биотехнология) Орловского государственного аграрного университета, на которых обучаются в основном девушки.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Основной особенностью экспериментальной методики являлась целенаправленная комплексная работа по повышению и поддержанию интереса к занятиям пляжным волейболом. Повышенный интерес к занятиям этим видом спорта привел, во-первых, к улучшению посещаемости обязательных занятий физической культурой. Количество пропусков занятий сократилось на 22^28% и, во вторых, к увеличению количества самостоятельных занятий во внеучебное время - за счет участия в соревнованиях по пляжному волейболу, т. к. студенты могли участвовать в подобных играх на учебных занятиях, во внеучебное вечернее время и по выходным дням. Удалось добиться увеличения количества занятий-игр на 56^74% по сравнению с программными требованиями. Этому способствовала разработанная система круглогодичных соревнований по принципу «Накопленные игры и победы», в которых побеждал тот, кто провел наибольшее количество игр и добился определенного количества побед. Итоги подводились за месяц, семестр, учебный год.
Разработанные мероприятия в комплексе позволили добиться положительной динамики физической подготовленности студентов, причем прослеживается четкая ее зависимость от суммарного количества занятий и игр, проведенных студентом в течение года. В результате было зафиксировано статистически значимое улучшение развития быстроты, силовых способностей и выносливости, которое проявилось в положительной динамике показателей в беге на 100 метров, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, поднимании туловища из положения лежа на спине, в прыжках в длину с места, показателях кистевой динамометрии и в беге на 2000 метров. По остальным показателям статистически значимых изменений зафиксировано не было.
В конце учебного года был проведен опрос, в результате которого было выявлено, что больше всего в соревнованиях по пляжному волейболу студентов привлекает новизна вида спорта (51%), интересная борьба (44%) и возможность выиграть приз (26%).
Во время соревнований участники переживают как положительные, так и отрицательные эмоции. Из положительных эмоций студентам присущи интерес (69,5%), радость (39,3%), а из отрицательных - страх (41,1%), вина (32,6%). Ведущим личностным качеством, помогающим спортсменкам добиваться успеха на соревнованиях по пляжному волейболу является целеустремленность (57,7%), решительность (46,1%), самообладание (30,7%), ответственность (30,3%), организованность (15,4%).
Одним из экспериментальных факторов являлось создание условий для формирования навыков самоорганизации и умения взаимодействовать с другими студентами в условиях подготовки и участия в соревнованиях. Роль преподавателя-тренера передавалась одному из студентов - капитану команды, все участники команды совместно участвовали в решении возникающих в процессе соревнований проблем.
В итоге значительное число игроков отметило, что коммуникативные отношения между студентками-участницами соревнований заметно расширились, т.к. появилась возможность и желание общаться с членами других команд (57,7%). Полученные данные о межличностных отношениях внутри команды свидетельствуют о том, что во время игр игроки больше узнают друг друга (40,3%), команда сплачивается и становится более дружным коллективом (58,6%) и что межличностные отношения внутри команды во время соревнований являются для игроков наиболее значимыми.
Участники исследования отмечали, что участие в подобных соревнованиях помогли им, особенно первокурсникам, самоутвердиться, быстрее адаптироваться к учебной среде вуза и установить необходимые контакты со старшекурсниками.
Студенты, принимавшие участие в опросе отмечали, что для повышения адаптационного потенциала подобных соревнований необходимо в первую очередь значительно повысить интерес общественности вуза к подобным мероприятиям, найти возможности привлечения и активного участия профессорско-преподавательского состава в каче-
стве участников соревнований, то есть «еще более оживить его», «пробудить к деятельности» всех членов коллектива вуза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство респондентов рассматривало участие в соревнованиях по пляжному волейболу, как активный отдых или просто, как дополнительный способ общения, своеобразной тусовки. К соревнованиям по пляжному волейболу специально не готовились. Основной целью участия в соревнованиях являлось участие в игре, как самоцель, а место в соревнованиях, возможность получения зачета определялись как второстепенные факторы.
Увеличения двигательной активности студентов удалось добиться за счет их участия в большом количестве игр по пляжному волейболу во внеучебное время. Повышение двигательной активности студентов, сопровождалось статистически значимым улучшением их физической подготовленности.
Акцент на самодеятельную организацию и подготовку команд (без участия преподавателей физической культуры) к соревнованиям по пляжному волейболу создал условия, способствующие развитию у студентов организационных умений, росту ответственности, умению общаться в процессе совместной деятельности. И, как следствие, косвенно, привёл к определенному росту интереса и социальной активности студентов к другим сторонам общественной жизни коллектива вуза.
Роль эмоциональных, интересных, способствующих более активной непосредственной коммуникации студентов различного пола, курсов и в тоже время укрепляющих здоровье игровых средств физического воспитания, несомненно, будет возрастать. Это обусловлено современными тенденциями обучения в высшей школе: снижением общей бытовой и профессиональной (учебной) двигательной активности и сокращением времени досугового общения студентов.
Изменяющиеся экономические условия жизни в стране, своеобразие интересов и потребностей современных молодых людей, сильно отличающихся от интересов и потребностей молодежи прошедшего ХХ века - все это вызывает необходимость постоянного поиска и разработки технологии использования новых и модификации традиционных средств оздоровительной физической культуры с учетом этих реалий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горелов, А. А. К вопросу о необходимости разработки системных механизмов обеспечения студенческой молодежи оптимальными двигательными режимами / А.А. Горелов, В.И. Лях, О.Г. Румба // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 9 (66). - С. 29-34.
2. Грузин, В.В. Организационно-педагогические условия формирования вуза и здорового образа жизни / В.В. Грузин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66). - С. 36-40.
3. Коновалова, М. П. Организация и методика повышения уровня физического статуса студентов гуманитарного вуза на основании использования волейбола : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Коновалова М.П. - Краснодар, 2001. - 25 с.
4. Костюков, В.В. Теория и методика использования спортивных игр при организации физической активности людей разного возраста : автореф. дис. . канд. пед. наук / Костюков В.В. - М., 1993. - 48 с.
5. Костюков, В.В. Научно-технологическая концепция использования спортивных игр при организации физической активности людей разного возраста / В. В. Костюков // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 11. - С. 23-25.
6. Овсянникова, И.Н. Содержание и организация физического воспитания студентов вузов на основе использования средств пляжного гандбола : автореф. дис. .
канд. пед. наук I Овсянникова И.Н. - Краснодар, 200S. - 23 с.
REFERENCES
1. Gorelov, А. А., Ljah's, V.I. and Rumba, O.G. (2010), “To a question on necessity of working out of system mechanisms of maintenance of student's youth optimum impellent modes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.Lesgafta, Vol. бб, No.9, pp. 29-34.
2. Gruzin V.V. (2010), “Century of Century Organizational-pedagogical conditions of formation of high school and a healthy image of life”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.Lesgafta, Vol бб, No.S, pp.36-40.
3. Konovalova, M.P (2001), Organization and a technique of increase of level of the physical status of students of Liberal Arts College based on volleyball use: dissertation, Krasnodar, Russian Federation.
4. Kostyukov, V.V. (1993), Theory and a technique of use of sports at the organization ofphysical activity ofpeople of different age: dissertation, Moscow, Russian Federation
5. Kostyukov, V.V. (1994), “Century of Century the Scientifically-technological concept of use of sports at the organization of physical activity of people of different age”, The Theory and Practice of Physical Education, No. 11, pp. 23-25.
6. Ovsjannikova, I.N. (2001), Maintenance and the organization of physical training of students of high schools based on use of means of beach handball: dissertation, Krasnodar, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2013.
УДК 796.799
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЗЮДОИСТА-ВЕТЕРАНА ЭКСТРАКЛАССА
Валерий Владимирович Меренков, магистрант,
Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент,
Елена Николаевна Карасёва, кандидат педагогических наук, доцент,
Елена Владимировна Карташова, ассистент,
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина)
Аннотация
В наших предыдущих публикациях было показано противоречие, заключающееся, с одной стороны, с всё возрастающей популярностью ветеранского дзюдо, с другой, - с практически полным отсутствием научного обоснования системы спортивной подготовки данной группы спортсменов. В настоящей работе на основании видеоанализа соревновательных поединков самого титулованного дзюдоиста-ветерана России В. Меренкова анализируется его технико-тактическая подготовленность, которая сопоставляется с уровнем других борцов. Данный подход позволил очертить модельные характеристики высококвалифицированных дзюдоистов-ветеранов, наметить пути оптимизации подготовки некоторых единоборцев.
В результате было определено, что, чем выше квалификация спортсмена, тем больше атак в минуту он делает, причём надёжность, результативность и тактическая подготовленность их также повышаются. Отличительными особенностями рассматриваемого нами элитарного борца являются равно-пропорциональное использование основных тактических действий (маневрирование, угроза), преимущественное ведение поединка в атакующем режиме, использование игрового применения единиц техники.
Ключевые слова: элитарный дзюдоист-ветеран, технико-тактические показатели, отличительные особенности.