СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ГОДИЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПЛЯЖНОМ ВОЛЕЙБОЛЕ
Аспирант В. В. Смирнов
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого 161
Цель работы - изучить особенности подготовки спортсменов в пляжном волейболе на основе анализа структуры и содержания их годичной тренировки.
Педагогическое наблюдение и анализ тренировочно-соревновательного процесса, определение уровня подготовленности спортсменов производились с октября 2006 года по сентябрь 2007 года.
под наблюдением находились 10 спортсменов пляжного волейбола в возрасте от 17 до 22 лет. Рост спортсменов колебался от 184 до 197 см, вес - от 74,3 до 91,3 кг, спортивная квалификация -1 разряд и кандидат в мастера спорта.
Анализ полученных результатов свидетельствует о существующих неиспользуемых резервах повышения эффективности годичного цикла подготовки спортсменов в пляжном волейболе.
Ключевые слова: пляжный волейбол, квалифицированные спортсмены, годичный тренировочный цикл, структура и содержание периодов и этапов подготовки.
Введение. В настоящее время наблюдается активное развитие пляжного волейбола в России, Европе и мире: расширяется календарь всероссийских и международных соревнований (сателлиты, челленджеры, этапы российского, европейского и мирового туров, первенства и чемпионаты, турниры большого шлема и т. д.), растет зрелищность игры и повышается мастерство спортсменов, пляжный волейбол закрепился в программе летних Олимпийских игр [7, 10, 13, 14, 16 и др.].
Однако темпы его развития сдерживаются из-за недостаточной разработанности теории и методики подготовки волейболистов в различные периоды спортивной карьеры и, в частности, в годичных тренировочных циклах.
Цель работы - изучить особенности подготовки спортсменов в пляжном волейболе на основе анализа структуры и содержания их годичной тренировки.
Методика. Исследования проводились с октября 2006 года по сентябрь 2007 года на базе кафедры теории и методики спортивных игр Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Под наблюдением находились команды спортсменов общей численностью 10 человек. Возраст спортсменов от 17 до 20 лет, стаж занятий от 3 до 6 лет, уровень спортивной квалификации - 1 разряд - кандидат в мастера спорта.
Фиксация и последующий анализ технико-тактических действий, выполняемых спортсменами в процессе тренировок и соревнований, осуществлялись по методикам, разработанным Т. В. Царевской, А. А. Левкиной; S. Humberg, A. Papageogiu [8, 12, 15], в модификации В. В. Костюкова [5].
Содержание отдельных тренировок, а также недельных, месячных и годичных циклов подготовки изучалось на основании результатов хронометрирования выполняемых упражнений, пауз отдыха, количества повторений и интенсивности применяемых средств и методов.
Определение частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений осуществлялось пальпатор-но, а также с помощью кардиомониторов фирмы Polar, типа А-1, позволяющих в любой момент времени измерять частоту пульса с точностью электрокардиограммы [11].
Все тренировочные и соревновательные средства разделялись по таким признакам, как специализиро-ванность, направленность, координационная сложность и величина [1].
Выполнение тестирующих процедур осуществлялось с целью определения уровня развития специальных качеств и динамики значений рассматриваемых параметров на разных этапах годичного цикла подготовки спортсменов, занимающихся пляжным волейболом.
Определялись результаты прыжка вверх с места, одинарного и тройного прыжка в длину с места, время пробегания 81,7 метра с изменением направления движения («Елочка») на площадке пляжного волейбола,
18
№4 • 2009
результаты метания набивного мяча весом 3 кг из-за головы двумя руками стоя.
Уровень технической подготовленности и его изменения в течение годичной тренировки определялись по результатам выполнения пяти тестирующих процедур: вторая передача мяча на точность из зоны 2 в зону 4, подача мяча на точность в прыжке, прием мяча с подачи, прямой нападающий удар из зоны 4 (2), блокирование из зоны 4 (2) по диагонали.
Использованные контрольные испытания широко апробированы и метрологически проверены [2, 3, 4, 9].
Уровень игровой подготовленности спортсменов пляжного волейбола определялся по методике балльной оценки, разработанной В. В. Костюковым [6] и позволяющей сравнить представителей различных стилей и способов ведения игры.
Полученные в процессе исследований показатели подвергались математической обработке по общеизвестным методикам [2, 4] с целью расчета средней арифметической величины, стандартного отклонения, ошибки средней арифметической, дисперсии и коэффициента вариации.
Оценка различий статистических характеристик проводилась с помощью критерия Стьюдента. Был принят 5% уровень значимости как обеспечивающий необходимую точность сравнений.
Результаты и их обсуждение. Годичный цикл подготовки спортсменов пляжного волейбола в спортивном сезоне 2006-2007 года начался 19 ноября 2006 года и закончился 18 ноября 2007 года.
За это время спортсмены провели 379 тренировок и, кроме того, в течение 63 дней участвовали в соревнованиях.
Средняя продолжительность одной тренировки составила 2,49 часа (149,4 минуты), время занятий за 1 день - 3,01 часа (180,6 минуты).
Содержание тренировочных и соревновательных нагрузок, выполняемых спортсменами на различных этапах и в периодах годичной подготовки, представлено в таблице.
Общее время тренировок, соревнований и активного отдыха за годичный цикл подготовки составило 1099,4 часа. В период общей физической подготовки, продолжавшийся 85 дней, спортсмены провели 106 тренировок средней продолжительностью 2,05 часа каждая, среднее время занятий за один день составило 2,56 часа, соревнований в это время не было.
В период специальной физической подготовки, продолжавшейся 56 дней, было проведено 82 тренировки, средняя продолжительность которых по сравнению с периодом общей физической подготовки почти не изменилась (2,14 часа), а среднее время занятий за один день возросло до 3,13 часа.
В предсоревновательном периоде, который длился 35 дней, было проведено 60 тренировок, и 3 дня спортсмены участвовали в соревнованиях. Средняя продолжительность тренировки выросла до 2,46 часа, время занятий за один день увеличилось до 4,42 часа.
Самый продолжительный из периодов подготовки -соревновательный, длился 147 дней. За это время спортсмены провели 115 тренировок и 60 дней участвовали в соревнованиях. Средняя продолжительность тренировки составила 2,89 часа, время занятий за день - 3,44 часа.
Завершал годичный цикл подготовки переходный период, продолжавшийся 42 дня, - с 8 октября по 18 ноября 2007 года. За это время было проведено всего 16 тренировок общей продолжительностью 26,3 часа. Таким образом, средняя продолжительность тренировки сократилась до 1,64 часа, а среднее время занятий - до 0,63 часа в день. Спортсмены в основном отдыхали, залечивали травмы, восстанавливали силы, иногда играли в баскетбол, футбол, плавали в бассейне.
Анализ содержания занятий, выполненный по спе-циализированности, направленности, координационной сложности и величине, позволил выделить 30 основных групп тренировочных упражнений и в каждой из них по нескольку вариантов, существенно расширяющих спектр используемых в пляжном волейболе двигательных действий.
Выделенные разновидности упражнений охватывают все элементы игры, давая возможность тренерам целенаправленно готовить спортсменов к участию в турнирах.
В годичной динамике нагрузок различной специа-лизированности, направленности, координационной сложности и величины следует отметить постепенные, незначительные (4-5% в месяц) изменения парциального вклада отдельных видов и разновидностей выполняемых упражнений в общем спектре двигательных действий. Исключение составляет предсоревнователь-ный период, в котором изменения доли отдельных видов нагрузок в общем спектре тренировочных средств более выражены и достигают 15-16% в месяц.
Анализ результатов выполнения тестов, характеризующих различные стороны подготовленности спортсменов пляжного волейбола, свидетельствует о различной степени положительных изменений рассматриваемых параметров.
Из пяти тестов общей и специальной физической подготовленности в четырех зафиксировано (на отдельных этапах) достоверное улучшение результатов - t=2,24-2,34; Р<0,05. В двух тестах (прыжок в длину с места и бег 20 м) изменения результатов в течение годичной подготовки недостоверны - t=0,34-2,16; Р>0,05.
Однонаправленная палитра изменений отмечается при анализе результатов выполнения тестов, характеризующих уровень технической, а также игровой подготовленности спортсменов. В двух тестах из пяти (подача на точность в прыжке и прямой нападающий удар) в течение спортивного сезона зафиксировано достоверное улучшение результатов - t=2,26-2,29; Р<0,05. Изменения результатов выполнения передач мяча, подач и блокирования, а также значений коэффициента игровой подготовленности статистически не достоверны - t=0,54-2,19; Р>0,05.
Таблица
Содержание этапов и периодов годичной подготовки спортсменов пляжного волейбола
№ О
■о
№ п/п Периоды подготовки Упражнения, ОФП 19.11-11.02 2006-2007 СФП 12.02-08.04 2007 Предсоревно-вательный 09.04-13.05 2007 Соревновательный 14.05-07.10 2007 Переходный 08.10-18.11 2007 Всего 19.11-18.11 2006-2007
показатели час % час % час % час % час % час %
1 Специализированные 131 60,2 105,7 60,3 118,7 76,7 453,6 86,3 - - 809 74,2
2 Неспециализированные 86,6 39,8 69,5 39,7 36,2 23,3 72 13,7 26,3 100 290,4 25,8
3 Аэробной направленности 130,7 60,1 98,4 56,2 81,3 52,5 246 46,8 21 80 577,4 52,3
4 Аэробно-анаэробные 86,3 39,7 72 41,1 67,6 43,7 257 48,9 5,3 20 488,2 44,6
5 Анаэробной направленности 0,6 0,2 4,8 2,7 5,8 3,8 22,6 4,3 - - 33,8 3,1
6 Малой координационной сложности 85,3 39,2 48,8 27,8 28,9 18,7 65,1 12,4 12,3 46,6 240,4 21,7
7 Средней координационной сложности 18,7 8,6 30,1 17,2 27,6 17,8 48,9 9,3 7 26,7 132,3 11,7
8 Повышенной координационной сложности 113,6 52,2 96,4 55 98,2 63,5 411,6 78,3 7 26,7 726,7 66,6
9 Малой нагрузочной величины 79 36,3 65,8 37,5 49,8 32,3 123 23,4 14 53,4 331,6 30,1
10 Средней нагрузочной величины 79 36,3 67,7 38,7 58,3 37,6 217,1 41,3 8,8 33,3 430,9 39,3
11 Большой нагрузочной величины 59,6 27,4 41,7 23,8 46,6 30,1 185,5 35,3 3,5 13,3 336,9 30,6
12 Общее время занятий (час) 217,6 100 175,2 100 154,7 100 525,6 100 26,3 100 1099,4 100
13 Количество дней 85 100 56 100 35 100 147 100 42 100 365 100
14 Количество тренировок 106 100 82 100 60 100 115 100 16 100 379 100
15 Количество дней соревнований - - - - 3 100 60 100 - - 63 100
16 Средняя продолжительность тренировки (час) 2,05 100 2,14 100 2,46 100 3 100 1,64 100 2,49 100
17 Время занятий за 1 день (час) 2,56 100 3,13 100 4,42 100 3,56 100 0,63 100 3,01 100
2 № Ч О
За *
Ш п э О
■о
09 X
о
Т5 О
■о
о
09
о о
<3
Таким образом, анализ структуры и содержания годичного цикла подготовки участников исследования позволяет утверждать, что он в основном соответствует требованиям, предъявляемым к спортсменам 2-3 года подготовки в группах спортивного совершенствования специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва.
Вместе с тем обнаружен ряд недостатков, снижающих эффективность годичной подготовки спортсменов в пляжном волейболе.
Обращает на себя внимание небольшое количество упражнений анаэробной направленности (всего три разновидности), которое в 4-5 раз меньше, чем в группах нагрузок аэробной и смешанной аэробно-анаэробной направленности.
Косвенным подтверждением отмеченного недостатка построения годичной тренировки является также превышение на 20-30% доли упражнений малой координационной сложности, вклада упражнений средней и повышенной координационной сложности в общем арсенале тренировочных средств.
К основным недостаткам организации и построения годичной подготовки, выявленным при анализе динамики выполняемых нагрузок, можно отнести:
а) малый объем упражнений анаэробной направленности;
б) небольшие ежемесячные изменения вклада упражнений аэробной и смешанной аэробно-анаэробной направленности;
в) излишне продолжительный и монотонный соревновательный период подготовки.
Вклад упражнений анаэробной направленности, составляющий от 0,2 до 3% от общего времени занятий, почти не заметен, находится на уровне следовых вкладов и, на наш взгляд, мало влияет на развитие соответствующих механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. Для получения заметного улучшения функциональных возможностей волейболистов долю нагрузок анаэробной направленности в общем спектре тренирующих воздействий целесообразно увеличить в 1,5-2 раза.
Ежемесячные изменения доли нагрузок аэробной и смешанной направленности в объеме 4-5% в соревновательном и специально-подготовительном периодах занятий недостаточны и требуют коррекции в сторону увеличения или уменьшения, в зависимости от решаемых задач.
В соревновательном периоде, длящемся около 5 месяцев, очень трудно поддерживать высокий уровень различных сторон подготовленности. Целесообразно разделить его на 2-3 части с разной направленностью тренировочно-соревновательного процесса.
Проведенное наблюдение, стенографирование и анализ результатов, характеризующих особенности соревновательного объема, разносторонности и эффективности техники команд разной спортивной квалификации, позволили выявить отличия в уровне игровой подготовленности участников чемпионатов
Краснодарского края, России и мира. Так, команды, участвующие в чемпионате Краснодарского края, уступают в эффективности технико-тактических действий командам-участницам чемпионата России на 5%, а те, в свою очередь, имеют меньшие значения этого параметра на 5,8% по отношению к командам-участницам чемпионата мира.
Очевиден факт, что уровень технико-тактической подготовленности участников чемпионатов Краснодарского края и России, зачастую не удовлетворяет повышенным требованиям к универсальности игровой подготовки спортсменов высокой квалификации, которые должны уметь хорошо подавать и принимать мяч, выполнять передачи и нападающие удары, блокировать и играть в защите с высокой эффективностью.
Отмеченное отставание в уровне подготовленности российских мастеров пляжного волейбола от мировых стандартов свидетельствует о необходимости обратить самое пристальное внимание на планирование тренировочного процесса и наполнение его эффективным содержанием на уровне макро-, мезо- и микроциклов тренировки.
Заключение. Изучение особенностей организации и содержания годичной подготовки спортсменов в пляжном волейболе позволило прояснить несколько важных моментов.
Годичный процесс подготовки спортсменов, имеющих квалификацию на уровне 1 разряда - кандидата в мастера спорта в пляжном волейболе, имеет традиционную структуру и содержание и соответствует требованиям, предъявляемым к юношам, занимающимся второй или третий год в группах спортивного совершенствования СДЮСШОР.
Проведенная классификация средств подготовки по специализированности, направленности, координационной сложности и величине позволила выделить 30 основных групп тренировочных упражнений, имеющих ряд вариантов выполнения, а также установить основные диспропорции в их соотношениях.
Анализ динамики выполняемых нагрузок свидетельствует о том, что при общей сбалансированности используемых средств подготовки целесообразно увеличить объем применяемых нагрузок анаэробной направленности, сделать более выраженными ежемесячные изменения вклада аэробных и смешанных нагрузок, особенно в соревновательном периоде.
Изучение характера изменения уровня различных сторон подготовленности спортсменов позволило установить небольшое количество достоверного улучшения результатов выполнения тестов, а также тотальное снижение темпов прироста значений изучаемых показателей в соревновательном периоде, вызванное его продолжительностью и неэффективным соотношением выполняемых нагрузок.
Выявленное отсутствие достоверного повышения уровня игровой подготовленности участников исследования в процессе годичной подготовки, а также заметное их отставание от участников финала чемпи-
оната России в эффективности выполнения технико-тактических действий в соревновательной обстановке, подтверждают необходимость разработки более эффективного годичного тренировочного цикла, позволяющего учесть и устранить отмеченные выше недостатки и результативно использовать имеющиеся резервы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айрапетьянц, Л. Р., Годик, М. А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). - Т.: Изд-во им. Ибн Сины, 1991. - 136 с.
2. Губа, В. П., Шестаков, М. П., Бубнов, И. Б., Бори-сенков, М. П. Изменения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учебное пособие для вузов физической культуры. - 2-е издание. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.
3. Железняк, Ю. Д., Айрапетьянц, Л. Р. Массовый волейбол. - Т.: 1994. - 144 с.
4. Коренберг, В. Б. Спортивная метрология: словарь-справочник: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 340 с.
5. Костюков, В. В. Количественные критерии мастерства в пляжном волейболе. - Physical education and sport. - Quarterly volume 46, Supplement №1, Part 2, June 2002. - Sixth International Scientific Congress Modern Olympic Sport and Sport for All. Warsaw, June 6-9, 2002. - P. 143-144.
6. Костюков, В. В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика): учебн. пособие. - М.: Советский спорт, 2005. - 156 с.
7. Костюков, В. В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика): пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. -Краснодар, 2007. - 266 с.
8. Левкина, А. А., Костюков, В. В. Методика определения эффективности технико-тактических действий спортсменок в пляжном волейболе // Тезисы XXVIII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России (январь - март 2001 г.). - Краснодар, 2001. - С. 3-4.
9. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 272 с.
10. Папагеоргиу, А., Хёмберг, С. Пляжный волейбол: руководство. - М.: Терра-Спорт, 2004. - 328 с.
11. Райн, Д. Немного о фитнесе и снижении веса. -М.: М Фитнесс, 2002. - 24 с.
12. Царевская, Т. В., Костюков, В. В. Модельные характеристики подготовленности игроков-профессионалов в пляжном волейболе // Тезисы XXIV конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. - Краснодар, 1997. - 96 с.
13. Beijing 2008. - Official Spectator Guide. - Beijing, 2008. - 128 p.
14. European Championship Final 2004. - Timmendorfer Strand, 2004. - 28 p.
15. Humberg S., Papageorgiu A. - Hand buch fur Beach-volleyball (technik, taktik, training) 2, uberarb. Nenaufl. -Aacher: Meyer und Meyer, Verlag, 1997. - 341 p.
16. Swatch FIVB 2007 World Championships. - Gstaad eisbahnreal. - Official program. - Gstaad, 2007. - 54 p.
STRUCTURE AND CONTENT OF A YEAR TRAINING CYCLE FOR ATHLETES SPECIALIZING IN BEACH VOLLEYBALL
V. Smirnov, Post-Graduate,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 3500015, g. Krasnodar, ul. Budennogo, 161
The aim of the paper is to study peculiarities of training athletes in beach volleyball. It should be done on the basis of the analysis of structure and content of their year training.
Pedagogical observation and the analysis of the training competitive process, the definition of the level of athletes' preparedness were held from October, 2006 to September, 2007.
10 beach volleyball players aged 17-22 were examined. Athletes' height changed from 184 to 197 sm, their
weight changed from 74,3 to 91,3 kg sports qualification included athletes of the 1st grade and a candidate to sports master.
The analysis of the results received testifies to the existing reserves which were not used before. These reserves are connected with the increase of a year cycle of athletes training in beach volleyball.
Key words: beach volleyball, qualified athletes, a year training cycle, structure and content of periods and stages of preparedness.
22
№4 • 2009