Научная статья на тему 'Методика подготовки старшеклассников к сдаче норм комплекса ГТО с использованием средств пляжного волейбола'

Методика подготовки старшеклассников к сдаче норм комплекса ГТО с использованием средств пляжного волейбола Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
892
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / КОМПЛЕКС ГТО / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / ПЛЯЖНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ / SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS / RLD COMPLEX / PREPARATION METHODOLOGY / CONTROL STANDARDS / BEACH VOLLEYBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Римави А. И. А., Решетняк М. В., Костюков В. В., Костюкова О. Н.

В статье приводятся результаты проведенного исследования по разработке и определению эффективности методики подготовки юношей 16-17-ти лет к сдаче контрольных нормативов V ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Рассматриваются структура и содержание семикомпонентной методики подготовки от определения уровня результативности выполнения контрольных испытаний, выявления наиболее проблемных нормативов, подбора средств пляжного волейбола для развития «отстающих» физических качеств и двигательных способностей, разработки и реализации плана двухмесячных тренировок до определения итогового уровня освоения тестирующих процедур. Основу 48-часового плана занятий пляжным волейболом составляют три системообразующих вида подготовки (общая и специальная физическая, а также игровая), вобравших в себя две трети общего объема тренировочного времени. Занятия пляжным волейболом по разработанной методике в течение восьми недель приводят к существенному улучшению результатов выполнения батареи из 9-ти тестов (4 обязательных и 5 по выбору), а по трем из них бег на 3 км, характеризующий развитие выносливости, прыжок в длину и метание спортивного снаряда 700 г, характеризующих скоростно-силовые способности старшеклассников, отмечены статистически достоверные (t=2,21-3,00, P<0,05) положительные изменения. Выявлены существенные улучшения физических кондиций юношей: среднегрупповой уровень физического здоровья обследуемых увеличился за время тренировок с 8,0 балла («ниже среднего») до 10,1 балла («средний»), а число лауреатов золотого знака ГТО в группе выросло более чем в 2 раза до 34,1 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Римави А. И. А., Решетняк М. В., Костюков В. В., Костюкова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION METHODOLOGY OF SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS FOR PASSING THE STANDARDS OF THE "READY FOR THE LABOUR AND DEFENCE" COMPLEX USING THE MEANS OF BEACH VOLLEYBALL

The article presents the results of the undertaken research concerning the development and estimation of the preparation methodology efficiency of 16-17-year-old youth for passing the control standards of stage V of AllRussian physical-sports complex «Ready for Labour and Defence» (RLD). The article describes the structure and the content of the seven-part preparation methodology starting from the determination of the result level of the execution of control testing, discovering the most problematic standards, choosing the means of beach volleyball for the development of the «lagging» physical qualities and motor abilities, the development and implementation of the plan of 2-months trainings ending with the estimation of the final learning level of testing procedures. The main part of the 48-hour-plan of practicing beach volleyball is dedicated to the three system-forming kinds of training (general physical, special physical and game training) which take two third of all the training time. Practicing beach volleyball by the use of the developed methodology for eight weeks has led to the significant increase of the execution results of the series containing 9 tests (4 obligatory and 5 optional), where three of them are run (3 km), characterizing the development of physical endurance, long jump and throwing equipment (700 g), characterizing senior high school students’ speed and strength abilities. The statistically reliable positive changes have been registered (t=2,21-3,00, P<0,05). The considerable improvement of physical state of youth has been revealed: the middle group level of physical health has increased during trainings from 8,0 points («below the average») to 10,1 points («average»), and the contribution of the laureates of the golden RLD badge in the group has increased more than 2 times to 34,1%.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки старшеклассников к сдаче норм комплекса ГТО с использованием средств пляжного волейбола»

УДК: 796.325+373.103.71

методика подготовки старшеклассников к сдаче

норм комплекса гто с использованием средств

пляжного волейбола

A.И.А. Римави, аспирант,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, М.В. Решетняк, магистрант,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар,

B.В. Костюков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, О.Н. Костюкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных игр, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].

В статье приводятся результаты проведенного исследования по разработке и определению эффективности методики подготовки юношей 16-17-ти лет к сдаче контрольных нормативов V ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Рассматриваются структура и содержание семикомпо-нентной методики подготовки от определения уровня результативности выполнения контрольных испытаний, выявления наиболее проблемных нормативов, подбора средств пляжного волейбола для развития «отстающих» физических качеств и двигательных способностей, разработки и реализации плана двухмесячных тренировок до определения итогового уровня освоения тестирующих процедур.

Основу 48-часового плана занятий пляжным волейболом составляют три системообразующих вида подготовки (общая и специальная физическая, а также игровая), вобравших в себя две трети общего объема тренировочного времени. Занятия пляжным волейболом по разработанной методике в течение восьми недель приводят к существенному улучшению результатов выполнения батареи из 9-ти тестов (4 - обязательных и 5 - по выбору), а по трем из них - бег на 3 км, характеризующий развитие выносливости, прыжок в длину и метание спор-

тивного снаряда 700 г, характеризующих скоростно-силовые способности старшеклассников, отмечены статистически достоверные ^=2,21-3,00, Р<0,05) положительные изменения.

Выявлены существенные улучшения физических кондиций юношей: среднегрупповой уровень физического здоровья обследуемых увеличился за время тренировок с 8,0 балла («ниже среднего») до 10,1 балла («средний»), а число лауреатов золотого знака ГТО в группе выросло более чем в 2 раза - до 34,1 %.

Ключевые слова: старшеклассники, комплекс ГТО, методика подготовки, контрольные нормативы, пляжный волейбол.

Для цитирования: Римави А.И.А., Решетняк М.В., Костюков В.В., Костюкова О.Н. Методика подготовки старшеклассников к сдаче норм комплекса ГТО с использованием средств пляжного волейбола // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 3. - С. 9-15.

For citation: Rimavi A., Reshetnyak M., Kostyukov V., Kostyukova O. Preparation methodology of senior high school students for passing the standards of the «ready for the labour and defence» complex using the means of beach volleyball. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 2, pp. 9-15 (in Russian).

Актуальность. Развитие комплекса ГТО в нашей стране подтолкнуло многочисленных представителей различных слоев населения к активным занятиям физической культурой и спортом, к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья и повышению физических кондиций, что, безусловно, положительно повлияло на оживление спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с населением [3, 4, 5].

Вместе с тем в процессе реализации программ по развитию и повсеместному внедрению комплекса ГТО в процессы физического воспитания населения вскрылись различные недостатки и недоработки, касающиеся нормативной, методической и организационной сторон осуществления этого масштабного проекта [1, 7, 11].

Одной из причин необходимости активизации дальнейшего развития комплекса ГТО в нашей стране является далекая от идеальной результативность выполнения контрольных испытаний различными группами населения в разных муниципальных образованиях, субъектах и регионах Российской Федерации [2, 9, 10].

Ощущается необходимость в разработке эффективных методик подготовки к сдаче контрольных нормативов различных ступеней комплекса ГТО, используя для этих целей тренировки по различным видам спорта, пользующимся популярностью у различных групп населения.

Цель настоящей статьи - обосновать методику подготовку юношей 16-17-ти лет к выполнению испытаний V ступени комплекса ГТО, используя для этого занятия пляжным волейболом.

Методы и организация исследований.

Документы и методические материалы, регламентирующие деятельность органов управления физической культурой и спортом, физкультурно-спортивных организаций по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) подвергались контент-анализу. При сдаче норм V ступени комплекса ГТО юношами 16-17-ти лет выполнялись 9 тестирующих процедур: обязательные - бег на 100 м (скоростные возможности), подтягивания из виса на перекладине (сила), бег на 3 км (выносливость), наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке (гибкость), по выбору - прыжок в длину с места толчком двумя ногами, поднимание туловища из положения лежа на спине, метание спортивного снаряда весом 700 г (все скоростно-силовые возможности), плавание на 50 м и стрельба из электронного оружия с опорой локтей о стойку (прикладные навыки) [3]. Уровень физического здоровья определялся по методике Апанасенко Г.Л. и Науменко Р.Г. [6]. Статистическая обработка результатов тестирований осуществлялась по стандартным методикам [8].

Результаты исследования и их обсуждение.

Для применения средств пляжного волейбола с целью повышения качества подготовки юношей 16-17-ти лет к выполнению испытаний V ступени комплекса ГТО

была разработана специальная методика, увеличивающая возможность осуществления в тренировочном процессе подбора узконаправленных упражнений и их сочетаний, обусловленных необходимостью активного развития того или иного физического качества или двигательной способности старшеклассников, лимитирующих успешность выполнения проблемного теста или группы тестов (рисунок).

Разработанная методика предусматривает определение состояния проблемы, то есть выявление исходного уровня результатов выполнения старшеклассниками испытаний V ступени комплекса ГТО.

Анализ результатов сдачи нормативов дает возможность определить сильные и слабые стороны подготовленности юношей, выявить, какие физические качества и двигательные способности им нужно целеустремленно развивать для того, чтобы через 2 месяца целенаправленных тренировок успешно пройти повторное тестирование и получить какой-либо знак отличия или добиться более высокого (серебряного или золотого).

Итоги анализа сдачи нормативов дают возможность наметить конкретную цель дальнейших действий и сформулировать задачи, которые предстоит решать в тренировочном процессе. При наличии одного «проблемного» норматива, последующий план подготовки фокусируется на целенаправленном развитии того физического качества или двигательной способности, которое этот тест характеризует. Однако зачастую старшеклассники хуже, чем необходимо, выполняют несколько конкретных испытаний, что обусловливает разработку содержания и такой последовательности тренировочных средств, выполнение которой обеспечивает получение в итоге необходимого совокупного положительного тренировочного эффекта.

После выявления информации о том, что и в какой последовательности нужно улучшать, осуществляется подбор тренировочных заданий из арсенала средств спортивной подготовки в пляжном волейболе, имеющих схожую с тестами двигательную структуру или адекватную выполняемым испытаниям ответную реакцию организма по частоте сердечных сокращений.

В дальнейшем разрабатывается план занятий пляжным волейболом, ориентированный на качественную подготовку юношей 16-17-ти лет к успешной сдаче контрольных нормативных комплексов ГТО. Весь этап специальной подготовки, в соответствии с закономерностями приобретения, поддержания и временной утраты спортивной формы делится на мезоциклы, которые в свою очередь состоят из микроциклов и отдельных тренировок. В соответствии с разработанным планом подготовки составляются конспекты отдельных тренировочных занятий и происходит их реализация.

Анализ результатов повторной сдачи нормативов комплекса ГТО, осуществленный по завершению этапа специальной подготовки, позволяет определить - в какой степени удалось достигнуть намеченной цели и решить поставленные задачи.

Учитывая тот факт, что при среднем уровне физи-

Исходный уровень результатов выполнения юношами 16-17-ти лет нормативов V ступени комплекса ГТО

i

Выявление наиболее проблемного или группы проблемных контрольных испытаний, отрицательно влияющих на возможности получения старшеклассниками знаков отличия комплекса ГТО

i

Определение цели, задач и последовательности их достижения и решения для развития «отстающих» физических качеств и двигательных способностей юношей 16-17-ти лет, необходимых для успешного

тестирования

i

Подбор средств пляжного волейбола, наиболее соответствующих достижению намеченной цели и решению поставленных задач

i

Разработка плана занятий пляжным волейболом (продолжительность процесса подготовки, объем и интенсивность отдельных тренировок, последовательность решения поставленных задач по развитию «отстающих» физических качеств и двигательных способностей

старшеклассников

i

Г"

Реализация разработанного плана занятий пляжным волейболом с его коррекцией при необходимости

i

Итоговый уровень результатов сдачи старшеклассниками нормативов V

ступени комплекса ГТО

Рисунок. Структура и содержание методики подготовки юношей 16-17-ти лет к сдаче норм комплекса ГТО в

процессе занятий пляжным волейболом

ческих кондиций юношей 16-17-ти лет существенных улучшений результатов выполнения контрольных испытаний V ступени комплекса ГТО можно ожидать через 6-8 недель целенаправленных тренировок, было решено разрабатывать двух-месячный план их занятий пляжным волейболом.

Частота занятий пляжным волейболом старшеклассников составляла 4 раза в неделю по 1,5 часа, то есть еженедельно 6 часов. Таким образом, общий объем занятий пляжным волейболом за 8 недель составил 48 часов.

Основу примерного плана занятий пляжным волейболом составили три системообразующих вида подготовки - общая и специальная физическая, а также игровая, на каждую из которых выделено по 12 часов, что составляет три четверти общего тренировочного времени.

Содержание общей и специальной физической подготовки составили упражнения без мяча, развивающие физические кондиции, необходимые для успешного выполнения тестирующих процедур, характеризующих выносливость, силовые, скоростные и скоростно-

Таблица

Динамика выполнения контрольных испытаний V ступени комплекса ГТО юношами 16-17-ти лет (п=15 чел.) (экспериментальная группа) - начальное (30-31.08.2017 г.)

и итоговое (1-2.10.2017 г.) тестирования

№ п/п """"""""""—Результаты Контрольные испытания ' — Тестирования ч. Р

начальное (М±т) итоговое (М±т)

1 Бег на 100 м (с) 13,9 ± 0,7 13,5 ± 0,8 1,90 >0,05

2 Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 10,3 ± 2,4 11,9 ± 2,2 1,90 >0,05

3 Бег на 3 км (мин, с) 13,8 ± 1,4 13,2 ± 1,3 2,22 <0,05

4 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи, см) 8,6 ± 2,9 10,5 ± 2,9 1,83 >0,05

5 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 208,9 ± 11,5 222,1 ± 12,5 3,00 <0,05

6 Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз в 1 мин) 37,7 ± 8,1 40,8 ± 9,1 0,99 >0,05

7 Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) 30,3 ± 6,7 35,30 ± 5,56 2,21 <0,05

8 Плавание на 50 м (мин, с) 42,0 ± 2,4 40,8 ± 2,6 1,30 >0,05

9 Стрельба из электронного оружия с опорой локтей о стойку (очки) 20,3 ± 4,8 23,2 ± 6,3 1,44 >0,05

силовые способности, гибкость, а также упражнения с мячом, схожие по двигательной структуре с некоторыми тестами (например, метание спортивного снаряда 700 г и выполнение нападающего удара или подачи мяча, вызывающие идентичную ответную реакцию организма).

Одна четверть общего времени занятий пляжным волейболом (12 часов) была отдана технической, тактической и теоретической подготовке, а также контролю за уровнем подготовленности старшеклассников.

Объем теоретического раздела составил один час, или 2,0% от общей продолжительности занятий. В его содержание вошли сведения о результатах сдачи нормативов комплекса ГТО, информация о проблемных тестах и физических способностях, их характеризующих, данные об ответной реакции организма на выполнение контрольных испытаний, о возможностях использования тренировок по пляжному волейболу для улучшения подготовленности и получения знаков отличия.

Содержание контрольного раздела объемом 2 часа (4,2%) составило выполнение в начале и в конце тренировочного этапа отдельных испытаний (как правило, проблемных) V ступени комплекса ГТО и контрольных тестов из подготовки спортсменов пляжного волейбола.

Результаты статистической обработки среднегруп-повых значений итогов выполнения контрольных испытаний V ступени комплекса ГТО старшеклассниками экспериментальной группы, зафиксированных до и после двухмесячных занятий пляжным волейболом, приведены в таблице.

По всей батарее из девяти тестов зафиксировано заметное улучшение результатов их выполнения, выразившееся в значениях критерия Стьюдента от 0,99 (поднимание туловища) до 1,90 (бег на 100 м и подтягивание из виса).

По трем показателям из девяти (бег на 3 км, прыжок в длину с места и метание спортивного снаряда) выявлено достоверное улучшение результатов выполнения (1 = 2,21-3,00, Р<0,05), свидетельствующее о хорошей эффективности разработанной технологии восьминедельной подготовки юношей 16-17-ти лет к улучшению показателей сдачи контрольных испытаний V ступени комплекса ГТО по 48-часовой программе занятий пляжным волейболом.

Среднегрупповой уровень физического здоровья юношей 16-17-ти лет перед специальной подготовкой к сдаче норм V ступени комплекса ГТО составил 8,0 балла, что означает «ниже среднего», а через два месяца тренировок по пляжному волейболу повысился до 10,1 балла, что оценивается как «средний».

Повышение уровня физического здоровья в экспериментальной группе более чем на 2 балла за восемь тренировочных недель свидетельствует об эффективности разработанной методики подготовки юношей 16-17-ти лет к улучшению результатов сдачи нормативных испытаний V ступени комплекса ГТО на основе занятий пляжным волейболом.

Заключение. Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что использование разработанной и экспериментально проверенной методики подготовки старшеклассников к

сдаче норм V ступени комплекса ГТО, используя средства пляжного волейбола, расширяет возможности совершенствования процесса физического воспитания юношей 16-17-ти лет, позволяет существенно повысить уровень их физических кондиций и укрепить здоровье.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аршинник С.П. Приоритеты детей школьного возраста при формировании программы испытаний комплекса ГТО / С.П. Аршинник, О.Н. Костюкова, П.И. Тес-ля, В.И. Тхорев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5. - С. 7-12.

2. Бариев М.М. Становление и развитие комплекса ГТО в СССР и современной России / М.М. Бариев, Р.А. Юсупов, В.М. Ермолаев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 94-96.

3. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): Документы и методические материалы / Под общей редакцией В.Л. Мутко. - М.: Советский спорт, 2014. - 60 с.

4. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): Документы и методические материалы / Под общей редакцией В.Л. Мутко: Министерство спорта Российской Федерации. - 2-е изд. с измен. и дополн. - М.: Спорт, 2016. - 208 с.

5. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) - путь к здоровью и физическому совершенству / П.А. Виноградов, А.В. Царик, Ю.В. Окуньков. - М.: Спорт, 2016. - 234 с.

6. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б.Х. Ланда. - М.: Советский спорт, 2004. - 192 с.

7. Наговицын Р.С. Программа подготовки к сдаче норм Всероссийского комплекса «ГТО» на основе мобильного обучения / Р.С. Наговицын, И.В. Владыкина, С.Ю. Сенатор // Теория и практика физической культуры, 2015. - №1. - С. 46-48.

8. Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта: учебник для вузов / В.Г. Никитушкин. - М.: Советский спорт, 2013. - 280 с.

9. Патрина М.В. Возрождение современного комплекса ГТО на основе полиатлона / М.В. Патрина, А.В. Сычев, Г.И. Дерябина // Физическая культура и здоровье. -2015. - № 1. - С. 9-13.

10. Перова Е.И. Опыт апробации и внедрения комплекса ГТО в различных регионах Россиийской Федерации / Е.И Перова // Физическая культура в школе. - 2015. -№7. - С. 47-55.

11. Спирин В.К. Нормативная база Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в качестве условия обоснования технологии подготовки и организации сдачи норм ГТО / В.К. Спирин, В.А. Багина, А.А. Степанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - №1. - С. 2-6.

12. Фурсов А.В. Физическая подготовленность учащихся V ступени по обязательным нормативам комплекса ГТО / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский, Е.В. Дмитриева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5. - С. 175-179.

preparation methodology of senior high school students for passing the standards of the «ready for the labour and defence» complex using the means of beach volleyball

A. Rimavi, Postgraduate student, M. Reshetnyak, Master's degree student,

V. Kostyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Methodology of Sport Games Department,

O. Kostyukova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methodology of Sport Games Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, 161, Budennogo str.,

email: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article presents the results of the undertaken research concerning the development and estimation of the preparation methodology efficiency of 16-17-year-old youth for passing the control standards of stage V of All-Russian physical-sports complex «Ready for Labour and Defence» (RLD). The article describes the structure and the content of the seven-part preparation methodology starting from the determination of the result level of the execution of control testing, discovering the most problematic standards, choosing the means of beach volleyball for the development of the «lagging» physical qualities and motor abilities, the development and implementation of the plan of 2-months - trainings ending with the estimation of the final learning level of testing procedures. The main part of the 48-hour-plan of practicing beach volleyball is dedicated to the three system-forming kinds of training (general physical, special physical and game training) which take two third of all the training time. Practicing beach volleyball by the use of the developed methodology for eight weeks has led to the significant increase of the execution results of the series containing 9 tests (4 - obligatory and 5 - optional), where three of them are run (3 km), characterizing the development of physical endurance, long jump and throwing equipment (700 g), characterizing senior high school students' speed and strength abilities. The statistically reliable positive changes have been registered (t=2,21-3,00, P<0,05).

The considerable improvement of physical state of youth has been revealed: the middle group level of physical health has increased during trainings from 8,0 points («below the average») to 10,1 points («average»), and the contribution of the laureates of the golden RLD badge in the group has increased more than 2 times - to 34,1%.

Keywords: senior high school students, RLD complex, preparation methodology, control standards, beach volleyball.

References:

1. Arshinnik S.P. Priorities of children of pre-school age when forming a program of GTO complex training Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft], 2017, no 5, pp. 7-12. (in Russian).

2. Bariev M.M. Forming and development of GTO complex in USSR in modern Russia Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical education], 2016, no 2, pp. 94-96 (in Russian).

3. All - Russia physical - sport complex "Ready for labour and defence" (GTO): Documents and methodological materials / Under the editorship of V.L. Mutko. - Moscow: Sovetskij sport [Soviet sport], 2014. - 60 p. (in Russian).

4. All - Russian physical - sport complex "Ready for labour and deference " (GTO): Documents and methodological materials / Under the editotorship of V. L. Mutko: The ministry of sport of the Russian Federation. - second issue with changes and additional marks - Moscow: Sport [Sport], 2016. - 208 p. (in Russian).

5. All - Russian physical - sport "Ready for labour and defence "( GTO) - The way to heath to and physical perfection / P.A. Vinogradov, A.V.Tsarik, Yu.V. Okunkov. Moscow: Sport [Sport], 2016. - 234 p. (in Russian).

6. Landa B.Kh. Metodika kompleksnoj ocenki fizicheskogo razvitiya i fizicheskojpodgotovlennosti [Methods of complex estimation of physical development and physical preparation]. Moscow, Soviet sport, 2004. - 192 p.

7. Nagovitsin R.S., Vladikina I.V, Senator S.Yu The program of preparation to the passing of the standards of All -Russian complex "GTO", based on the mobile study Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical education], 2015, no 1, pp. 46-48 (in Russian).

8. Nikituskin V.G. Osnovy nauchno-metodicheskoj deyatel'nosti v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta [The basics of scientific - methodological activity in the field of physical education and sport]. Moscow, Soviet spot, 2013 - 280 p.

9. Patrina M.V. Renaissance of modern complex GTO in different regions of the Russian Federation // E. I. Petrova // Physical education at school, 2015 - №7. - P. 47 - 55.

10. Perova E.I. Experience of testing and implementation of

TRP complex in different regions of the Russian Federation. Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical education at school], 2015, no. 7, pp. 47-55.

11. Sprin V.K., Bagina V.K., Stepanov A.A. Normative base of the All - Russian physical - sport complex as a condition of explanation of the preparation technology and organization of passind GTO standards. Fizicheskaya kul'tura i zdorov'e [Physical education: upbringing, education, traning], 2015 , no 1, pp. 2-6 (in Russian).

12. Fursov A.V., Sinyaskaya N.I., Dmitrieva E.V. Phusical preparation of the pupils of V stage on obhgatory standards of GTO complex. Uchenyezapiski universiteta im. P.F. Les-gafta [Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft], 2017, no 5, pp. 175-179. (in Russian).

Поступила / Received 15.06.2018 Принята в печать / Accepted 13.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.