Научная статья на тему 'Результаты выполнения старшеклассниками контрольных испытаний v ступени комплекса ГТО'

Результаты выполнения старшеклассниками контрольных испытаний v ступени комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
377
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / HIGH SCHOOL STUDENTS / V СТУПЕНЬ КОМПЛЕКСА ГТО / V STAGE OF GTO COMPLEX / КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / CONTROL TESTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Костюков Владимир Васильевич, Костюкова Ольга Николаевна, Римави Атта И. А.

Проанализированы итоги сдачи нормативов V ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) юношами 16-17 лет. Представлены наиболее «проблемные» физические качества и двигательные способности, которые старшеклассникам необходимо развивать в первую очередь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Костюков Владимир Васильевич, Костюкова Ольга Николаевна, Римави Атта И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF HIGH SCHOOL STUDENTS CONTROL TESTS OF VSTAGE OF GTO COMPELEX

The results of the delivery of the standards of the 5th stage of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Work and Defense" (TRP) are being analyzed by boys aged 16-17. The most "problematic"physical qualities and motor abilities are presented, which senior pupils need to develop in the first place.

Текст научной работы на тему «Результаты выполнения старшеклассниками контрольных испытаний v ступени комплекса ГТО»

Дедловская Марина Владимировна, канд. пед. наук, bmv300904@yandex.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Беликова Елена Викторовна, старший преподаватель, e. belikowa. 2012@ yandex.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет

OUTDOOR GAMES IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN PRIMARY SCHOOL AS THE FACTOR OF FORMATION OF MOTIVATION TO EMPLOYMENTS

I.A. Zolotukhina, M. V. Dedlovskaya, E. V. Belikovа

The concepts of game, game activity, and mobile games are revealed. The anatomical-physiological and age features of children for mobile games are presented, taking into account the selection of games. Examples of mobile games for pupils of grades 1-4 in physical education classes in elementary school are given. The influence of mobile games on schoolchildren's activity has been studied. Established in the course of experimental work, that the introduction of outdoor games in the learning process has a positive effect on the performance and attendance of schoolchildren.

Key words: outdoor games, play activities, play, physical culture, Junior schoolchildren.

Zolotukhin Inna Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, zolotuxina1979@rambler.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University,

Dedlovskaya Marina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, bmv300904@yandex.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Belikova Elena Viktorovna, senior lecturer, e. belikowa. 2012@ yandex.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University

УДК 796.01:373.103.71

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ КОНТРОЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ V СТУПЕНИ КОМПЛЕКСА ГТО

В.В. Костюков, О.Н. Костюкова, А.И.А. Римави

Проанализированы итоги сдачи нормативов V ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) юношами 16-17 лет. Представлены наиболее «проблемные» физические качества и двигательные способности, которые старшеклассникам необходимо развивать в первую очередь.

Ключевые слова: старшеклассники, V ступень комплекса ГТО, контрольные испытания.

С 2014 года в нашей стране введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), охватывающий все слои населения в возрасте от шести до семидесяти лет

и старше. Возрождение ВФСК ГТО обусловлено необходимостью придания государственного импульса в вопросах совершенствования процессов физического воспитания населения России, укрепления их здоровья, повышения уровня физических кондиций и трудоспособности [2, 3].

Для юношей 16-17 лет, которые заканчивают среднюю школу и готовятся вступить во взрослую жизнь, успешное выполнение контрольных нормативов V ступени комплекса ГТО является свидетельством их конкурентоспособности и перспективности в производственных и общественных делах. Кроме того, юношам, поступающим в высшие учебные заведения и имеющим золотой знак ГТО, могут начисляться дополнительные баллы [1, 10].

Вместе с тем, результаты сдачи контрольных испытаний комплекса ГТО различными группами населения, свидетельствуют о том, что они далеки от идеальных и необходимы целенаправленные усилия для улучшения сложившейся ситуации [6, 8, 9, 11].

В связи с изложенным выше цель исследования - проанализировать результаты выполнения юношами 16-17 лет контрольных нормативов V ступени комплекса ГТО для выявления «проблемных» физических качеств и двигательных способностей, которые требуют повышенного внимания для развития в процессе занятий физической культурой и спортом.

Методы и организация исследования. Педагогическому тестированию подверглась группа юношей 16-17 лет, учащихся старших классов МБОУ СОШ № 35 и 36 города Краснодара в количестве 25 чел. Сдача норм V ступени комплекса ГТО проходила в центре тестирования г. Краснодара в мае 2017 года, юноши выполняли 9 тестирующих процедур: 4 обязательных - бег на 100 м (с), подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз), бег на 3 км (мин, с) и наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи (см), а также 5 по выбору - прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см), поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин), метание спортивного снаряда весом 700 г (м), плавание на 50 м (мин, с) и стрельба из электронного оружия с опорой локтей о стойку (очки) [4]. Экспресс-оценка уровня физического здоровья обследуемых проводилась по методике Г.Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко [7]. Статический анализ полученных цифровых массивов обрабатывался с использованием стандартных методик [5].

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты сдачи старшеклассниками комплекса ГТО приведены в таблице.

Результаты выполнения контрольных испытаний (обязательных и по выбору) V ступени комплекса ГТО юношами 16-17 лет (п = 25 чел.)

№ п/п Результаты Тесты, двигательные способности Золотой знак Серебряный знак Бронзовый знак Не выполнили норматив

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

1 Бег на 100 м, с (скоростные способности) 7 28,0 8 32,0 4 16,0 6 24,0

2 Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз (силовые способности) 6 24,0 10 40,0 4 16,0 5 20,0

3 Бег на 3 км, мин, с (выносливость) 7 28,0 7 28,0 5 20,0 6 24,0

4 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи, см (гибкость) 5 20,0 11 44,0 1 4,0 8 32,0

5 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см (скоростно-силовые способности) 5 20,0 12 48,0 2 8,0 5 20,0

6 Поднимание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз за 1 мин (скоростно-силовые способности) 6 24,0 6 24,0 9 36,0 4 16,0

7 Метание спортивного снаряда весом 700 г, м (скоростно-силовые способности) 1 4,0 7 28,0 10 40,0 7 28,0

8 Стрельба из электронного оружия с опорой локтей о стойку, очки 8 32,0 - - 11 44,0 11 44,0

9 Плавание на 50 м, мин, с 3 12,0 - - - - - -

Результат в беге на 100 м, характеризующий скоростные способности обследуемых, оказался равен в среднем по группе 14,1±1,1 с. При этом лучший результат составил 12,18 с, а худший - 16,20 с. Норму золотого знака отличия выполнили 7 чел. или 28,0 % от числа обследуемых, серебряного и бронзового - 8 (32,0 %) и 4 (16,0 %) чел. соответственно. Количество юношей, не выполнивших данный норматив комплекса ГТО, составило 6 чел. или 24,0 % от всей группы.

При выполнении подтягиваний из виса на высокой перекладине (норматив, характеризующий степень развития силовых способностей) были показаны следующие результаты: среднегрупповое значение оказалось равно 10,8±3,9 раз при большом индивидуальном разбросе - от 4-х (худший показатель) до 23-х (лучший показатель) раз. На золотой знак

смогли подтянуться 6 юношей, что составляет 4,0 % от всей группы, количество подтягиваний, необходимых для получения серебряного или бронзового знаков выполнили 10 и 4 чел. или 40,0 и 16,0 % соответственно. Количество обследуемых, которые не смогли выполнить данный норматив, составило 5 чел. или 20 % от всей группы сдающих.

Выполнение норматива бег на 3 км, который характеризует развитие выносливости у юношей 16-17 лет (V ступень комплекса ГТО), принесло следующие результаты: лучший показатель оказался равен 12 мин, 8 с, худший - 16 мин, 48 с, средний по группе - 14 мин, 10 с ± 1 мин, 30 с. Из группы в 25 чел. 7 юношей (28,0 % от общего числа обследуемых) выполнили это испытание на золотой знак, 7 чел. (28,0 %) на серебряный и 5 учащихся (20,0 %) - на бронзовый. Шесть юношей (24,0 %) не смогли успешно выполнить этот тест.

Выполнение юношами наклонов вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке, характеризующих их гибкость, позволили выявить лучший (16 см) и худший (3 см) результаты, а также определить их среднегрупповое значение - 9,4±4,2 см этого параметра.

На золотой знак этот норматив V ступени комплекса ГТО выполнили 5 чел. (20,0 %), на серебряный - 11 чел. (44,0 %), на бронзовый - 1 чел. (4,0 %), не смогли успешно преодолеть это испытание 8 юношей (32,0 %).

Колебания доли юношей, успешно выполнявших контрольные нормативы на бронзовый знак ГТО, отмечены в диапазоне от 4,0 % (1 чел.) в наклонах вперёд, до 44,0 % (11 чел.) в стрельбе из электронного оружия. В среднем по всем выполняемым испытанием он оказался равен 21,8 %. Парциальный вклад группы юношей 16-17 лет, которые не смогли успешно выполнить отдельные испытания, колеблется от 16,0 % (4 чел.) при серийных подниманиях туловища из положения лёжа на спине за 1 мин, до 44,0 % (11 чел.) при стрельбе. Среднее значение этого показателя по всему массиву из 9 критериев составило 26,0 %.

Если анализировать результаты выполнения обязательных испытаний, то особое внимание юношам 16-17 лет необходимо обратить на развитие гибкости, выносливости и скоростных способностей. Итоги выполнения дополнительных испытаний добавляют в эту «проблемную триаду» скоростно-силовые способности, связанные с выполнением махово-ударных двигательных действий (метание спортивного снаряда 700 г), которые неудачно выполнили семь юношей (28, 0% от всей группы).

Групповые значения показателей, по которым определялся уровень физического здоровья старшеклассников, оказались следующими.

Рост юношей в группе колебался в диапазоне от 167 до 186 см, масса тела от 56,3 до 72,7 кг, в среднем равняясь 174,4±5,7 см и 62,8±4,5 кг соответственно.

Величины жизненной ёмкости лёгких в группе обследуемых имеют минимальное значение в 3,2 л, максимальное - 4,6 л, среднее - 3,8±0,56 л.

Динамометрия сильнейшей кисти в среднем по группе юношей равна 38,8±6,3 кг при полярных значениях от 34 (минимум) до 45 кг (максимум).

Вариативность значений систолического артериального давления у юношей зафиксировано в диапазоне от 90 до 125 мм рт.ст. при общегрупповой средней, составляющей 114,7±8,1 мм рт.ст. Аналогичные изменения значений частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое составляет 60 уд/мин (минимальное), 80 уд/мин (максимальное) и 68,2±6,2 уд/мин (среднегрупповое), ЧСС после нагрузки - 120, 140 и 129,4±6,3 уд/мин соответственно.

Время восстановления ЧСС до исходных значений после выполнения нагрузки (20 приседаний за 30 с) составляло от 1 мин, 28 с до 3 мин, 20 с, при среднегрупповом значении равном 1 мин, 58 с±36 с.

Экспресс-оценка уровня физического здоровья у юношей 16-17 лет, участвовавших в обследовании показала, что он колеблется от трех (низкий) до 14 баллов (выше среднего), в среднем по группе из 25 чел. составляя 8,8±3,1 балла (ниже среднего).

Парциальный вклад различных уровней физического здоровья в группе юношей 16-17 лет отражен на рисунке.

I - низкии;

ниже среднего;

уровни физического здоровья

- средний; □

выше среднего

Соотношение уровней физического здоровья в группе юношей 16-17 лет

Из рисунка видно, что 3 чел. в группе (12,0 %) имеют низкий уровень физического здоровья, 13 чел. (52,0 %) - ниже среднего, 7 чел. (28,0 %) - средний и 2 чел. - выше среднего. Юношей с высоким уровнем этого критерия в группе обследуемых не выявлено.

Количество юношей, имеющих низкий и ниже среднего уровни физического здоровья (16 чел.), почти в 1,7 раза превышает число обследуемых (9 чел.), имеющих средний и выше среднего уровни этого показателя.

Заключение. Анализ результатов проведенного исследования позволил установить, что юноши 16-17 лет (группа из 25 чел.), старшеклассники МБОУ СОШ № 35 и 36 г. Краснодара, в основном успешно сдают нормативы V ступени комплекса ГТО. Результаты на золотой знак показывают от 4 до 32 % от числа сдававших, серебряный -от 24 до 48 %, бронзовый - от 4 до 40 %.

Вместе с тем, показатель не прошедших испытания колеблется от 16 до 44 %. Вряд ли можно считать положительным то, что на золотой знак ГТО, нормативы выполнило менее одной пятой части обследуемых (19,1 %), а доля не выполнивших составляет 26,0 %.

Оставляющие желать лучшего результаты сдачи старше -классниками контрольных нормативов V ступени комплекса ГТО, обусловлены также не совсем удовлетворительным уровнем их физического здоровья, который оказался в среднем по группе равным 8,8±3,1 балла, что означает «ниже среднего». Парциальный вклад группы юношей, имеющих такие уровни физического здоровья как низкий (12,0 %) и ниже среднего (52,0 %), составляют 64,0 %, в то время как доля более благополучных для этой группы уровней здоровья, таких как средний (28,0 %) и выше среднего (8,0 %), составляет немногим более одной трети обследуемых - 36,0 %.

Таким образом, необходимо повышать двигательную активность юношей 16-17 лет, уровень их физического здоровья на основе регулярных занятий физкультурой и спортом для того, чтобы при последующем тестировании увеличить число «золотых» лауреатов комплекса ГТО в 1,5-2 раза, соответственно уменьшив количество старшеклассников, сдавших испытания неудачно.

Список литературы

1. Бариев М.М., Юсупов Р.А., Ермолаев В.М. Становление и развитие комплекса ГТО в СССР и современной России // Теория и практика физической культуры. 2016. №2. С. 94-96.

2. Виноградов П.А., Царик А.В., Окуньков Ю.В. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) -путь к здоровью и физическому совершенству. М.: Спорт, 2016. 234 с.

3. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и метод. материалы / под общ. ред. В.Л. Мутко. М.: Советский спорт, 2014. 60 с.

4. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и метод. материалы / под общ. ред.

B.Л. Мутко. М.: Спорт, 2016. 208 с.

5. Денисова Л.В., Хмельницкая И.В., Харченко Л.А. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: учеб. пособие для вузов. Киев: Олимп. лит-ра, 2008. 127 с.

6. Жораева О.П., Королев В.Г. Нормативы комплекса ГТО VI ступени и физическая подготовленность студентов-юношей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. №1. С. 61-63.

7. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2004. 192 с.

8. Перова Е.И. Опыт апробации и внедрения комплекса ГТО в различных регионах Российской Федерации // Физическая культура в школе. 2015. №7. С.47-55.

9. Приоритеты детей школьного возраста при формировании программы испытаний комплекса ГТО / С.П. Аршинник [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. №5. С. 7-12.

10. Спирин В.К. Методика подготовки школьников к сдаче нормативов комплекса ГТО // Физическая культура в школе. 2015. №6.

C. 24-29.

11. Фурсов А.В., Синявский Н.И., Дмитриева Е.В. Физическая подготовленность учащихся V ступени по обязательным нормативам комплекса ГТО // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. №5. С. 175-179.

Костюков Владимир Васильевич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, sport-igry@mail.ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Костюкова Ольга Николаевна, канд. пед. наук, доц., sport-igry@mail.ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Римави Атта И. А., аспирант, sport-igry@mail. ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

THE RESULTS OF HIGH SCHOOL STUDENTS CONTROL TESTS OF VSTAGE OF GTO COMPELEX

V. V. Kostyukov, O.N. Kostyukova, A.E.A. Rimavi

The results of the delivery of the standards of the 5th stage of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Work and Defense" (TRP) are being analyzed by boys aged 16-17. The most "problematic"physical qualities and motor abilities are presented, which senior pupils need to develop in the first place.

Key words: high school students, V stage of GTO complex, control tests.

Kostyukov Vladimir Vasilyevich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of department, sport-igry@mail. ru, Russia, Krasnodar, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism,

Kostyukova Olga Nicolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, sport-igry@mail. ru, Russia, Krasnodar, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism,

Rimavi Atta E.A., postgraduate, sport-igry@mail.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism

УДК 796.382.2

БИЛЬЯРД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

О.В. Мамонова

Предложена экспериментальная программа развития координационных способностей на основе средств бильярда у студентов с особыми образовательными потребностями отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих нарушение зрения. Выявлены особенности обучения технико-тактических действий и коррекционной направленности. Представлены показатели координационных способностей в бильярдном зале, доказывающие эффективность программы.

Ключевые слова: студенты с особыми образовательными потребностями, специальная медицинская группа, физическое самовоспитание, бильярд, координационные способности.

Современное улучшение условий жизни студентов с особыми образовательными потребностями, как одной из самых социальных категорий населения, их адаптация и интеграция в общество входят в число государственных задач [4]. Студенты с особыми образовательными потребностями (ООП), отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (Б) имеются различные патологии. Специалисты свидетельствуют о том, что поток студентов с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и психическим развитием увеличивается [2].

У студентов потеря зрения приводит к нарушению развития памяти, ограничивает возможности мышления, отражается на поведении в виде замкнутости, неуверенности, боли в глазах, быстрой усталости глаз, огромное желание отвлекаться во время пары (лекции) на «физкультминутку». Потеря зрения может произойти на одном или обоих глазах, может быть потеряно всё поле зрение или его часть. Всё это сопровождается поражением вестибулярного аппарата, что негативно отражается на двигательной сфере студента. Характерными проявлениями является нарушение точности движения, статического равновесия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.