УДК 796.01 ББК 75.116.5 Р 63
A.А. Рожнов
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского; E-mail: roznov1976@ yandex.ru
Н.И. Добейко
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики физического воспитания Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского; E-mail: [email protected]
B.А. Федоров
Ассистент кафедры М1-КФ Национального исследовательского университета Калужского филиала Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана; E-mail: [email protected]
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК 1-ГО КУРСА ВУЗОВ НА ОСНОВЕ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
ТЕХНОЛОГИИ
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена исследованию состояния физической подготовленности и физического развития на основе изменения мотивации к занятиям физической культурой. В рамках исследования была разработана и апробирована спортивно-ориентированная технология на основе проблемно-ситуативного обучения, индивидуально-ориентированной системе мониторинга, кейс-технологии, «тьютерского сопровождения» и заимствовании элементов классического и пляжного волейбола, а также проведен эксперимент по изучению её эффективности. Ключевые слова: спортивно-ориентированная технология.
A.A. Rozhnov
Senior teacher of Department of Physical Training, the Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky; E-mail: [email protected]
N.I. Dobeyko
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, the Head of Department of the Theory and Technique of Physical Training, the Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky; E-mail: [email protected]
V.A. Fedorov
Assistant Lecturer of M1-KF Department of the National Research University of the Kaluga Branch of N.E. Bauman Moscow State Technical University; E-mail: [email protected]
CREATION OF PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF THE FIRST-YEAR FEMALE STUDENTS ON THE BASIS OF THE SPORTS-ORIENTED TECHNOLOGY
Abstract. The paper is devoted to the study of the state of physical preparedness and physical development on the basis of a change of physical
training motivation. Within the framework of the research, a sports-oriented technology basing on problem-situational training, individual-oriented monitoring system, case technology, "tutoring" and borrowing elements of classical and beach volleyball was developed and tested. Also an experiment was conducted to study its effectiveness.
Keywords: Sports-oriented technology.
Современная концепция высшего образования, современные требования к процессу физического воспитания учащейся молодежи обусловливают необходимость разработки новых технологий обучения, новых принципов планирования учебного процесса, а также новых форм контроля и оценки физической подготовленности, функционального состояния и физического развития студентов. Одним из ключевых аспектов таких инноваций в физическом воспитании является повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой и их активное вовлечение в процесс физического воспитания на основе самоопределения и самоориентации в сфере физической культуры и спорта [1, 2].
Вместе с тем в физическом воспитании студенческой молодежи назрел ряд проблем, решение которых будет способствовать его совершенствованию, повышению его эффективности и в конечном итоге его реализации согласно требованиям современного общества. Одной из основных проблем является отсутствие современного универсального педагогического инструментария, позволяющего осуществлять оценку и оперативное получение полной и объективной информации о физической подготовленности и состоянии здоровья студентов. Это существенно ограничивает возможности эффективного управления процессом физического воспитания, определения необходимых мер коррекции учебного процесса, предупреждения и нивелирования неблагоприятных воздействий [3]. В рамках настоящего исследования данную проблему предлагается решить с помощью внедрения в процесс физического
воспитания студентов оперативной индивидуально-ориентированной системы мониторинга. Известно, что такой подход относится к основным элементам организации педагогического процесса с использованием личностно-ориентированных технологий [4, 5].
В ходе подготовительного этапа эксперимента (2015/16 уч. г.г.) у 96 студенток, поступивших в Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (далее КГУ), были определены основные мотивы, являющиеся препятствующими занятиям физической культурой. Большинство студенток в качестве основной причины для посещения занятий физической культурой рассматривают мнение своих подруг и возможность общения с ними во время занятий, а пропускают занятия из-за собственной лени, и только треть опрошенных связывают желание посещать занятия с улучшением внешнего вида и состояния здоровья. Исследование показало, что 70% студенток при самооценке своего состояния здоровья и физподготовленности имеют завышенный уровень. Проведённое тестирование выявило, что показатели имеют уровень ниже среднего и не соответствуют нормативам программы КгУ по физическому воспитанию. Также отмечен факт ухудшения физической подготовленности и физического состояния к концу учебного года, что выражается в увеличении массы тела и снижении жизненного и силового индексов.
Выше перечисленные факты привели к необходимости провести поиск методов и подходов к проведению занятий, а также использование эффективных форм контроля и
самоконтроля физического развития студентов при освоении ими технических приёмов для обеспечения повышения качества процесса обучения. Поэтому возникла необходимость разработки спортивно-ориентированной технологии физического воспитания студентов, основанной на объединении проблемно-ситуативного обучения волейболу при помощи «кейс-технологии», заимствования элементов пляжного и классического волейбола, индивидуально-ориентированной системы мониторинга и «тьютерско-го сопровождения».
В физической культуре «метод кейсов» может быть применен как в теоретической, так и в практической части [6]. Этот метод объединяет в себе ряд преимуществ, необходимых для эффективного применения разрабатываемой спортивно-ориентированной технологии. Среди них следует выделить создание условий для концентрации на практической работе, умении использовать различные игровые ситуации, взаимодействие в команде, применение нестандартных и творческих решений, а также уверенность на соревнованиях и в тренировках.
Разработка спортивно-
ориентированной технологии проводилась с учетом положительного опыта исследования [7], проведенного в КгУ, по внедрению приёмов пляжного волейбола и была дополнена заимствованиями из классического волейбола. При разработке новой спортивно-ориентированной технологии за основу были приняты: расстановка игроков на площадке, ограничения в передаче мяча сопернику сверху, обманные движения, тренировочные упражнения, система проведения соревнований и регламент матча и т.д., описанные в таблице 1.
Особое внимание было уделено универсальности игроков, большей зоне ответственности на игровом поле, а также адаптации правил
для повышения мотивации к занятиям спортом студентов, которые имеют низкий уровень физической подготовки, что будет ими воспринято как современное и модное направление в развитии спорта и как элемент молодёжной культуры активного отдыха в летний период.
Анализ литературных источников [8-10] показал, что индивидуально-ориентированная система мониторинга относится к основным элементам организации педагогического процесса с использованием личностно-ориенти-рованных технологий. Результаты экспериментальной апробации эффективности технологии мониторинга позволяют сделать вывод, что ее применение обеспечивает наряду с более существенным приростом физических кондиций и функциональной подготовленности повышение мотивации к занятиям физической культурой [11].
«Тьютерское сопровождение» является особым типом педагогического сопровождения, в ходе которого обучающийся выполняет образовательное действие, а преподаватель создаёт условия для его осуществления и осмысления [12]. Настоящее исследование показывает, что преподаватель должен координировать познавательный процесс, подбирать и адаптировать учебный материал, корректировать содержание обучения, разрабатывать индивидуальный план развития студента, а также консультировать, руководить и обеспечивать учебными материалами. Педагогическое взаимодействие рассматривается в контексте личностно-ориентированного обучения, в процессе которого важно предоставить каждому студенту, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании в процессе занятий физической культурой [13].
Для проведения основного этапа эксперимента (2016/17 уч. гг.) были
Таблица 1
Реализация заимствований в экспериментальной спортивно-ориентированной технологии
Элементы заимствования Требования правил классического волейбола Требования правил пляжного волейбола Приоритет выбора заимствований Эффект применения
Класс-ий волейбол Пляжный волейбол
Расстановка игроков на площадке Регламентирована правилами Согласно очередности подачи + Облегчает обучение игре
Количество игроков на площадке 6 2 + Увеличивает двигательную активность всех игроков
Ограничения в передаче мяча сопернику «сверху» В любом направлении Перпендикулярно сетке + Быстрое освоение передачи снизу, располагает к игре через сетку
Обманные движения, «скидки» Мягкое взаимодействие мяча и пальцев Чёткий короткий контакт с ладонью + Увеличивает продолжительность «розыгрыша» из-за высокой траектории полета мяча
Тренировочные упражнения Использование «уже надоевших» из средней школы Новые упражнения + Новизна вызывает интерес и поднимает мотивацию студентов
Система проведения соревнований Круговая система, Олимпийская система, по подгруппам Система до двух поражений + Увеличивает игровое время для проигравшей команды (не выбывает сразу после первого проигрыша)
Регламент матча 5 партий до трёх побед 3 партии до двух побед + Повышает интенсивность соревнований и тренировок
Мяч MIKASA MVA200 (300) MIKASA vls300 beach champ + Повышает эффект при отработке «силовой подачи»
Игровая площадка 9 на 18 8 на 16 + Повышает двигательную активность из-за больших размеров
Покрытие площадки твёрдое мягкое + Способствует развитию техники перемещения и разбега
Таблица 2
Уровень показателей физического развития и функционального состояния
Показатели Время проведения Эксперим-ая группа (n=18) Контрольная группа (n=18) t
Длина тела (см) сентябрь 163,0+ 2 164,0+ 1,5 0,40
май 163,0± 1,8 164,0+ 0,8 0,51
Масса тела (кг) сентябрь 57,3± 1,4 57,8+ 1,6 0,24
май 56,2+ 0,6 59,4+ 1,1 2,55*
Артериал. давление в покое, (мм рт.ст.) систол. сентябрь 116,5+ 3,3 116,0+ 3,5 0,10
май 115,4+ 4,0 118,0+ 4,5 0,43
диастол. сентябрь 71,0+ 2,3 71,3+ 2,2 0,09
май 72,0+ 3,6 76,0+ 5,5 0,61
ЧСС в покое (уд/мин) сентябрь 72,0+ 3,0 73,0+ 3,2 0,23
май 73,6+ 2,2 74,0+ 2,8 0,11
ЖЕЛ (мл) сентябрь 3100,0+ 33,0 3110,0+ 36,0 0,20
май 3210,0+ 28,0 3100,0+ 25,0 2,93*
Окружность грудной клетки (см) сентябрь 86,0+ 1,3 87,4+ 2,0 1,07
май 89,6+ 1,8 88,2+ 3,5 0,36
Жировая масса (%) сентябрь 27,5+ 0,8 27,2+ 1,2 0,21
май 25,5+ 0,4 27,4+ 0,5 2,97*
Примечание: Критическое значение Ркритерия Стьюдента = 2.032, при уровне значимости а = 0,05. * — значимые различия
Таблица 3
Уровень показателей физической подготовленности
Показатели Экспериментальная группа (n=18) Контрольная группа (n=18) Время проведения t
Х+т баллы Х=т баллы
Прыжок в длину с места, см 164± 3 2-3 163± 3 1-3 сентябрь 0,24
176± 5 3 162± 3 1-3 май 2,4*
Сгибание рук, в упоре лёжа, количество раз 12±2 2-3 13±2 2-3 сентябрь 0,35
22±4 4-5 12±2 2-3 май 2,24*
Наклон вперёд из положения стоя, см 13±2 2-3 14±2 2-4 сентябрь 0,35
16±4 3-4 12±2 2-3 май 0,89
Тест Купера (12 минутный бег), в км 1,65±0,5 2-3 1,60±0,2 2-3 сентябрь 0,09
2,10±0,5 3-4 1,60±0,3 2-3 май 0,86
Челночный бег (3 по 10 м), сек 11±0,7 2-3 11,2±0,5 1-2 сентябрь 0,23
10,1±0,3 3-4 11,1±0,3 1-2 май 2,36*
Приседания за 1 мин., количество раз 20±4 1 21±4 1 сентябрь 0,18
38±5 2-3 20±2 1 май 3,34***7*
Примечание: Критическое значение Ркритерия Стьюдента = 2.032, при уровне значимости а = 0,05. * - значимые различия
сформированы две опытные группы из числа студенток, обучающихся на отделении «спортивные игры» основной медицинской группы. Первая - экспериментальная группа (ЭГ) из 16 студенток, занимающихся по спортивно-ориентированной технологии, вторая - контрольная (КГ) из 16 студенток, занимающиеся в соответствии с учебной программой физического воспитания КГУ. На этом этапе было произведё-но сравнение и анализ результатов у студенток ЭГ и КГ в рамках эксперимента, а также была проведена оценка эффективности разработанной спортивно-ориентированной технологии, результаты которой представлены в таблице 2 и 3.
Эксперимент позволил установить, что внедрение спортивно-ориентированной технологии,
основанной на сопряжении классического и пляжного волейбола, с использованием элементов проблемно-ситуативного обучения посредством «кейс-метода» с учетом индивидуально-ориентированной системы мониторинга и «тьютер-ского сопровождения», оказывает положительное воздействие на процесс обучения студентов.
Это выражается в оптимизации физической нагрузки. Экспериментальная группа достигла лучших результатов по сравнению с контрольной группой, а именно масса тела снизилась до 54,5±1,0 кг; произошло увеличение жизненной емкости легких до 3210±28 мл. Физическая подготовленность студенток выразилась в увеличении показателей быстроты, выносливости, силы мышц рук и ног. Контрольная же группа не показала значимых изменений физической
подготовленности. Полученные данные характеризуют эффективность исследуемой технологии, которая обеспечивает улучшение физической подготовленности и развития.
Проведение игровых занятий по разработанной технологии повышает мотивацию студентов к занятиям физической культурой в целом. У студентов наблюдается повышение двигательной активности и формируется привычка к регулярным занятиям физической культурой, что приводит к повышению уровня их физического развития и физической подготовленности. Использование «кейс-метода» позволяет студенту быстрее принимать решение как в стандартных ситуациях в тренировочном процессе, так и более сложных игровых, возникающих в соревнованиях, что трудно было добиться, используя обычный подход к проведению занятий.
Целью созданной спортивно-ориентированной технологии не является подготовка студентов как спортсменов-волейболистов, а заимствования из классического и пляжного волейбола являются основой для повышения стимула к занятиям физической культурой студенческой молодежи. Главная идея использования новых спортивно-ориентированных технологий заключается в приобщении студентов к здоровому образу жизни, систематическим занятиям физической культурой и спортом и отказу от вредных привычек, что соответствует утверждённому Правительством РФ паспорту приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни», срок реализации которого 2017-2025 гг.
Примечания:
1. Скобликова Т.В. Физическое воспитание как компонент целостной системы воспитания в вузе: Состояние, проблемы, перспективы развития // Педагогическое образование и наука. 2013. №4. С. 18-25.
2. Тынянкин О.А., Мастеров А.Г. Организационно-педагогические условия реализации технологии формирования оптимальной структуры физической подготовленности будущих спортивных менеджеров на основе
дифференцированного мониторинга физического состояния // Современные проблемы науки и образования. 2014. №1. С. 56-58.
3. Соколов А.С. Управление физической подготовкой студентов на основе системы автоматизированного динамического контроля: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2008. 186 с.
4. Губанищева А.А., Мастеров А.Г. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов - будущих менеджеров индустрии туризма в процессе профессионально-прикладной физической подготовки // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2014. № 1. С. 84-87.
5. Мастеров А.Г., Тынянкин О.А., Галиуллин В.В. Совершенствование подготовки будущих спортивных менеджеров на основе применения эргогенических средств и дифференцированного мониторинга физического состояния // Вестник Евразийской академии административных наук. 2012. № 4. С. 140-149.
6. Ханевская Г.В. Кейс-стади как вид современных педагогических технологий в физической культуре // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 5. C. 210-212.
7. Рожнов А.А. Ефимов А.И. Особенности применения приёмов пляжного волейбола в процессе физвоспитания студентов вузов // Вестник ТулГУ. 2017. №1. С. 91-95.
8. Мастеров А.Г. Тынянкин О.А. Формирование оптимальной структуры физической подготовленности у студентов - будущих спортивных менеджеров на основе дифференцированного мониторинга физического состояния // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2013. № 2. С. 9-16.
9. Машошина И.В., Готовцев Е.В., Романова Ю.В. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 1. С. 40-45.
10. Попова Г.П., Размерова Г.А., Ремчукова И.Б. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование. Волгоград: Учитель, 2014. 128 с.
11. Пушкарская Ю.А., Алексанянц Г.Д. Повышение эффективности процесса физического воспитания у студентов вуза на основе мениторинга физической подготовленности и функционального состояния // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-1. С. 165165; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10800 (дата обращения: 15.11.2017).
12. Романова О.В. Функции преподавателя и студента в информационной образовательной среде вуза // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1006-1011.
13. Никеев Н.В. Особенности организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях физической культурой в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2006. 190 с.
References:
1. Skoblikova T.V. Physical education as a component of an integral system of education in the university: state, problems, development prospects // Pedagogical education and science. 2013. No. 4. P. 18-25.
2. Tynyankin O.A., Masterov A.G. Organizational and pedagogical conditions for the implementation of technology for the formation of the optimal structure of physical fitness for future sports managers on the basis of differential monitoring of the physical state // Modern problems of science and education. 2014. No. 1. P. 56-58.
3. Sokolov A.S. Management of physical training of students on the basis of the system of the automated dynamic control: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Krasnodar, 2008. 186 pp.
4. Gubanishcheva A.A., Masterov A.G. Formation of professional work readiness of students-future managers of tourism industry in the course of professionalapplied physical training // Physical education and sports training. 2014. No.1. P. 84-87.
5. Masterov A.G., Tynyankin O.A., Galiullin V.V. Optimization of preparation process of students-sports managers on the basis of ergogenic means application and differential monitoring of physical condition // Bulletin of the Eurasian Academy of Administrative Sciences. 2012. No. 4. P. 140-149.
6. Khanevskaya G.V. Case-study as a kind of modern pedagogical technologies in physical culture // International scientific journal of "The Symbol of Science". 2016. No. 5. P. 210-212.
7. Rozhnov A.A., Efimov A.I. Peculiarities of application of beach volleyball methods in the course of university students' physical education // Bulletin of Tula State University. 2017. No. 1. P. 91-95.
8. Masterov A.G., Tynyankin O.A. Formation of optimum structure of physical readiness of students-future sports managers on the basis of the differentiated monitoring of physical condition // Physical education and sport training. 2013. No. 2. P. 9-16.
9. Mashoshina I.V., Gotovtsev E.V., Romanova Yu.V. Monitoring of the state of health and physical readiness of students as a methodology for analyzing and evaluating the productivity of the process of physical education // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2012. No. 1. P. 40-45.
10. Popova G.P., Razmerova G.A., Remchukova I.B. Monitoring of the educational process quality: principles, analysis, planning. Volgograd: Uchitel, 2014. 128 pp.
11. Pushkarskaya Yu.A., Aleksanyants G.D. Increase of the effectiveness of the process of physical education of university students based on the monitoring of physical fitness and functional state // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. No. 12-1. P. 165-165; URL: https://applied-research. ru/en/article/view?id=10800 (date of access: November 15, 2017).
12. Romanova O.V. Functions of the teacher and student in the information of the educational environment of the university // The news of PSPU of V.G. Be-linsky. 2012. No. 28. 1006-1011.
13. Nikeev N.V. Peculiarities of the organization of pedagogical interaction of the teacher and students at physical education classes at the university: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Barnaul, 2006. 190.