Научная статья на тему 'ТЭГ-РЕГБИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ТЭГ-РЕГБИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ТЭГ-РЕГБИ / СТУДЕНТЫ / РЕГБИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреенко Татьяна Александровна, Череп Зоя Петровна, Хомутова Елена Васильевна, Попов Александр Петрович, Павленко Елена Павловна

Введение - рассматривается цель внедрения тег-регби в учебный процесс по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях. Целью исследования - являлось экспериментальное обоснование эффективности применения тэг-регби на занятиях по физической культуре и спорту в вузе неспортивного профиля. Методика и организация исследования. Организация исследования была поэтапной. На первом этапе изучалась научно-методическая литература по вопросам физического воспитания студенческой молодежи. На втором этапе был проведён основной педагогический эксперимент. На третьем этапе полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики с целью выявления влияния экспериментальной методики на уровень физической подготовленности студентов. Результаты исследования и их обсуждение - предложенная нами методика показала положительную динамику развития физических качеств, средствами и методами тэг-регби, что позволяет констатировать положительный эффект данного эксперимента, о чем свидетельствует достоверность результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреенко Татьяна Александровна, Череп Зоя Петровна, Хомутова Елена Васильевна, Попов Александр Петрович, Павленко Елена Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAG-RUGBY AS A PROMISING DIRECTION OF PHYSICAL EDUCATION OF YOUNG STUDENTS IN A NON-SPECIALIZED HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Introduction-the purpose of introducing tag rugby into the educational process of physical culture and sports in educational institutions is considered. The purpose of the study was an experimental substantiation of the effectiveness of the use of tag rugby in physical culture and sports classes at a non - sporting university. Methodology and organization of the study. The study was organized in stages. At the first stage, the scientific and methodological literature on physical education of students was studied. At the second stage, the main pedagogical experiment was conducted. At the third stage, the obtained data were processed using mathematical statistics methods in order to identify the influence of the experimental methodology on the level of physical fitness of students. The results of the study and their discussion - the methodology proposed by us showed a positive dynamics of the development of physical qualities, by means and methods of tag rugby, which allows us to state the positive effect of this experiment, as evidenced by the reliability of the results of the study.

Текст научной работы на тему «ТЭГ-РЕГБИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

школ высшего спортивного мастерства / О.А. Ильин. - Москва : Советский Спорт 2005. - 72с.

11. Слэтер Ф. Гонки «Оптимистов»: / Ф. Слэтер. - Москва : Аякс-Пресс, 2014. - 96 с.

12. Деянова А.В. Парусный спорт. Методика начального обучения в классе яхт «Оптимист» / А.В. Деянова. - Москва : ВФПС, 2013. - 104 с.

REFERENCES

1. Akimenko, V. I. (2018), The Art of Winning - Strategy, Tactics and Technique in Monotype Fleet Races (Introduction to Olympic Sailing), monograph, Diton, St. Petersburg.

2. Gemp, K.P. (2008), The Tale of the White Sea, Fund for support of economic development of the CIS countries, Moscow.

3. Shestakov, I. (1858), "Old thoughts on a new business", Marine collection, Vol. XXXIII, No. 2, Part III, pp. 82-89.

4. Ustryalov, N.G. (1865), On the navigators and midshipmen of Peter the Great 1707-1716, Type. Imp. Acad. sciences, St. Petersburg.

5. Putyatin E.F. (1859), "Considerations about the structure of maritime education in Russia on a new basis", Marine collection, Vol. XLIV, No. 11, Part III, pp. 37-39.

6. Soleil, D.R. (1881), "Review of systems of maritime education in foreign states", Marine collection,, No. 12, pp. 112-118.

7. Fleet Renewal League (1910), Peter the Great - Founder of Water Sports in Russia, Economic typographic lithography, St. Petersburg.

8. Bridge, A.G. (1899), History of the Russian fleet during the reign of the Peter the Great by a contemporary Englishman, London.

9. Ash, G. V. (1895), A guide for sailing enthusiasts, publisher G.V. Ash, St. Petersburg.

10. Ilyin O.A. (2005), Sailing. Sample programs of sports training for children and youth sports schools, specialized children and youth schools of the Olympic reserve and schools of higher sports skills, Soviet Sport, Moscow.

11. Slater, F. (2014), Race "Optimists", textbook, Ayaks-Press, Moscow.

12. Deyanova, A.V. (2013), Sailing. Methodology of initial training in the yacht class "Optimist", VFPS, Moscow.

Контактная информация: sail470@bk.ru

Статья поступила в редакцию 23.07.2021

УДК 796.333

ТЭГ-РЕГБИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Татьяна Александровна Андреенко, кандидат педагогических наук, доцент, Зоя Петровна Череп, старший преподаватель, Елена Васильевна Хомутова, старший преподаватель, Александр Петрович Попов, старший преподаватель, Елена Павловна Павленко, старший преподаватель, Елена Валерьевна Серженко, старший преподаватель, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Аннотация

Введение - рассматривается цель внедрения тег-регби в учебный процесс по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях. Целью исследования - являлось экспериментальное обоснование эффективности применения тэг-регби на занятиях по физической культуре и спорту в вузе неспортивного профиля. Методика и организация исследования. Организация исследования была поэтапной. На первом этапе изучалась научно-методическая литература по вопросам физического воспитания студенческой молодежи. На втором этапе был проведён основной педагогический эксперимент. На третьем этапе полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики с целью выявления влияния экспериментальной методики на уровень физической подготовленности студентов. Результаты исследования и их обсуждение - предложенная нами методика показала положительную динамику развития физических качеств, средствами и

методами тэг-регби, что позволяет констатировать положительный эффект данного эксперимента, о чем свидетельствует достоверность результатов исследования.

Ключевые слова: физическая культура, образовательный процесс по физической культуре, тэг-регби, студенты, регби.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p10-13

TAG-RUGBY AS A PROMISING DIRECTION OF PHYSICAL EDUCATION OF

YOUNG STUDENTS IN A NON-SPECIALIZED HIGHER EDUCATIONAL

INSTITUTION

Tatyana Alexandrovna Andreenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Zoya Petrovna Cherep, the senior teacher, Elena Vasilyevna Khomutova, the senior teacher, Alexandr Petrovich Popov, the senior teacher, Elena Pavlovna Pavlenko, the senior teacher, Elena Valerievna Serzhenko, the senior teacher, Volgograd State Social and Pedagogical University

Abstract

Introduction-the purpose of introducing tag rugby into the educational process of physical culture and sports in educational institutions is considered. The purpose of the study was an experimental substantiation of the effectiveness of the use of tag rugby in physical culture and sports classes at a non - sporting university. Methodology and organization of the study. The study was organized in stages. At the first stage, the scientific and methodological literature on physical education of students was studied. At the second stage, the main pedagogical experiment was conducted. At the third stage, the obtained data were processed using mathematical statistics methods in order to identify the influence of the experimental methodology on the level of physical fitness of students. The results of the study and their discussion - the methodology proposed by us showed a positive dynamics of the development of physical qualities, by means and methods of tag rugby, which allows us to state the positive effect of this experiment, as evidenced by the reliability of the results of the study.

Keywords: physical culture, the educational process of physical culture, tag rugby, students, rugby.

ВВЕДЕНИЕ

Регби - широко распространенная в странах Европы и других континентов спортивная игра. Большое количество приверженцев ее появилось в нашей стране. Особенно популярен этот вид спорта среди студенчества. Регби сочетает динамичность с глубиной тактических замыслов и атлетизмом. Игра представляет собой синтез таких популярных видов спорта, как легкая атлетика, борьба, баскетбол, футбол и даже акробатика. А.В. Луначарский придавал большое значение регби как средству воспитания бойцовских качеств у молодежи.

В последние несколько лет тэг-регби завоевывает в Российской Федерации огромную известность из-за простоты и доступности. Тэг-регби - это эмоциональная и очень интересная разновидность регби, которая подходит как для мужчин, так и для женщин всех возрастных категорий и физических возможностей. В данной игре нет прямого контакта с противником, что делает игру максимально безопасной и менее травматичной. Главная особенность тэг-регби от регби, что он бесконтактный, и в игре используется вспомогательный спортивный инвентарь - тэг (две ленты на липучках) [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В настоящее время более 100 студентов занимаются тэг-регби на занятиях по физической культуре и спорту в вузе. Тренировки проводятся на открытом воздухе, на университетском стадионе. Учебная группа отделения регби обычно насчитывается до 20 занимающихся, с которыми работает один преподаватель. Освоение разделов техники и тактики контролируется зачетными нормативами, разработанными на кафедре физиче-

ской культуры [2].

Для обоснования эффективности педагогического эксперимента, студенты, принимающие участие в исследовании, были протестированы на предмет их физической подготовленности. Уровень физической подготовленности выявлялся при помощи тестов, характеризующих уровень развития силовых, скоростных и координационных способностей [1].

Уровень физической подготовленности поднялся после четырех месяцев занятий и стал соответствовать высокому уровню развития в отличие от начального уровня, который соответствовал среднему. Так, показатели скоростно-силовых (прыжок в длину с места) качеств увеличились на 13,5%. Так же статистически увеличились результаты челночного бега (при Р< 0, 01).

Значительные изменения произошли в показателях при выполнении поднимания туловища из положения, лежа - прирост показателей в группе составил - 11,2%. Так гибкость, определяемая при помощи выполнения наклона вперёд, результат группы составил 8,0 см, что соответствует серебряному знаку комплекса ГТО VI ступени (возрастная категория 18-29 лет). Результат челночного бега, определяющего уровень сформированности координационных способностей, так же достоверно соответствует возрастной норме уровень выносливости студентов. Также нами проведено исследование в форме анкетирования среди студентов первого курса университета ВГСПУ г. Волгоград. В нем приняли участие 286 студентов.

В результате анкетного исследования было выявлено, что традиционные занятия по физической культуре и спорту не удовлетворяют большинство студентов - 75%, не совсем удовлетворяют - 20%, и только 5% ответили, что им все нравится. Учитывая это, 85% опрошенных изъявили желание заниматься с использованием нетрадиционных средств физического воспитания. В соответствии с вышеизложенным, мы также спросили у студентов, до поступления в вуз, знали ли студенты об игре «Тэг-регби». Большинство ответили, что слышали про «Регби», а вот о новом направлении нет. Таким образом, основными причинами падения интереса к занятиям физической культурой и спортом являются однообразие (50%), нехватка инвентаря и также студенты затруднились ответить на данный вопрос.

В Волгограде впервые 15 февраля 2020 года прошли соревнования по тэг-регби среди вузов. Среди студентов волгоградских вузов лучшими оказались игроки из ВГСПУ. А всего в соревнованиях приняли участие шесть студенческих команд. Участие в соревнованиях обеспечило дальнейший приток студентов в сборные команды института.

ВЫВОДЫ

Таким образом, исходя из опыта нашей работы, возможна организация курса по тэг-регби в условиях вуза даже при наличии уменьшенного регбийного поля. Для более полного анализа воздействия тэг-регби, на организм занимающихся необходимо исследовать динамику физического состояния в процессе двухгодичных занятии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреенко Т.А. Динамика показателей физической подготовленности студентов на учебных занятиях по физической культуре и спорту / Т.А. Андреенко, Л.И. Чуфарова, Е.П. Павленко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - № 8 (151). - С. 73-77.

2. Элективные дисциплины по физической культуре и спорту как мотивационно-ценностный компонент на занятиях студентов в вузе / И.Ю. Головинова, Т.А. Андреенко, М.Ю. Савельев, Л.М. Лукьянова, М.Н. Нестерова, Е.В. Теселкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-4. - С. 156-163.

3. Нестерова, М.Н. Тэг-регби как перспективное направление физического воспитания учащейся молодежи / М.Н. Нестерова, Е.Е. Светличная, Н.В. Глуханюк // Наука-2020. - 2019. - № 8

(33). - С. 165-168.

REFERENCES

1. Andreenko, T.A., Chufarova, L.I. and Pavlenko, E.P. (2020), "Dynamics of indicators of physical fitness of students at training sessions in physical culture and sports", Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, No 8 (151), pp 73-77.

2. Golovinova, I.Yu, Andreenko, T.A., Saveliev, M.Y., Lukyanov, L.M., Nesterov, M.N. and Teselkina, E.V. (2017), "Elective subjects of physical culture and sports as the motivational-value component in the training of students in higher education", Problems of modern pedagogical education, No. 554, pp. 156-163.

3. Nesterova, M.N., Svetlichnaya E.E. and Glukhanyuk N.V. (2019), "Tag-Rugby as a perspective direction of physical education of students", Science-2020, No. 8 (33), pp. 165-168.

Контактная информация: tan4ik-82@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.06.2021

УДК 796.894

ДИНАМИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРИФА ШТАНГИ В ЖИМЕ ЛЕЖА У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПАУЭРЛИФТЕРОВ

Владимир Викторович Анцыперов, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Николаевна Власова, кандидат педагогических наук, доцент, Павел Александрович

Сычов, старший преподаватель, Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград

Аннотация

Введение. Достижение высоких результатов в пауэрлифтинге достигается эффективной техникой выполнения упражнений, основывающейся на объективных биомеханических параметрах. Целью исследования являлось выявление техники жима штанги лежа на основе анализа перемещения грифа при выполнении упражнения. В исследовании применялись методы: анализ научно-методической литературы, метод теоретического анализа и обобщения информации, педагогические наблюдения, математическая статистика. Исследование заключалось в изучении и анализе динамики перемещения снаряда спортсменами-пауэрлифтерами и расчете кинематических показателей при построении траектории движения центра торца грифа штанги. В статье представлены результаты изучения кинематических характеристик движения грифа штанги в жиме лежа у квалифицированных пауэрлифтеров. Получены пространственные характеристики, указывающие на отсутствие экономичного перемещения снаряда в данном упражнении. Установлено, что чем больше отклонение штанги от вертикали, тем менее экономично данное движение и спортсмену труднее поднимать большие веса. Выводы. Для повышения результативности жима лежа следует уменьшать модуль перемещения штанги за счет перемещения штанги по вертикали, так как большой угол перемещения грифа штанги приводит к увеличению механической работы при подъеме штанги от груди.

Ключевые слова: жим лежа, штанга, кинематические характеристики, пауэрлифтинг. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p13-17

DYNAMICS OF MOVEMENT OF THE BAR IN THE BENCH PRESS FOR QUALIFIED POWERLIFTERS

Vladimir Viktorovich Antsyperov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Tatyana Ni-

kolaevna Vlasova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Aleksandro-vich Sychov, the senior teacher, Volgograd State Agrarian University

Abstract

Introduction. Getting high results in powerlifting is achieved with the effective exercise technique based on the objective biomechanical parameters. The aim of the study was to identify the bench press

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.