Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА / СПЕЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анисимов Максим Петрович, Зюзьгина Татьяна Александровна

Цель исследования заключается в разработке, научном обосновании и апробации методики организации физического воспитания учащихся высших учебных заведений, состояние здоровья которых требует иного, избирательного подхода к выбору средств, учитывающих их особенности. Показано, что предложенная методика, реализованная в рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту ориентированная на использование оздоровительной ходьбы как основного средства позволила повысить уровень физической работоспособности, работоспособности дыхательной системы и адаптации сердечно - сосудистой системы к физической нагрузке. В качестве методов исследования использовались: анализ и обобщение литературы, тестирование, педагогический эксперимент, обработка результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анисимов Максим Петрович, Зюзьгина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF RECREATIONAL WALKING AS A MEANS OFPHYSICAL EDUCATION IN PRACTICAL ACTIVITIES WITH STUDENTS WITH POOR HEALTH

The aim of the study is to develop, scientifically substantiate and test the methodology for the organization of physical education of students of higher educational institutions whose state of health requires the different, selective approach to the choice of means that take into account their characteristics. It has been shown that the proposed technique, implemented within the framework of elective disciplines in physical culture and sports, focused on the use of recreational walking as the main means, made it possible to increase the level of physical performance, the functioning of the respiratory system and the adaptation of the cardiovascular system to physical activity. As research methods, the following were used: analysis and synthesis of literature, testing, pedagogical experiment, processing of results.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ»

4. Gonell A.C. Relationship between the Y-balance test scores and soft tissue injury incidence in a soccer team / A.C. Gonel, J.A.P. Romero, L.M. Soler // Sports Phys Therapy. - 2015. - № 10. - Р. 955966.

5. Fuller,C.W. Consensus statement on injury definitions and data collection procedures in studies of football (soccer) injuries / Fuller C.W, Ekstrand J., Junge A. / British Journal of Sports Medicine. -2006. - № 40. - Р. 193-201.

6. Hu Neuromuscular training for sports injury prevention: a systematic review / Zech A., Pfeifer K., Hansel F, Vogt L., Banzer // British Journal of Sports Medicine. - 2011. - № 45(1). - Р. 75-76.

7. Jibi, P. Effectiveness of technical training vs. proprioceptive training to prevent recurrence of ankle sprains in Volleyball players - comparative study / P. Jibi // International Journal of Medical and Exercise Science. - 2016. - № 2 (з) - Р. 187-204.

8. Nam, H. The effects of exercising on an unstable surface on the gait and balance ability of normal adults / Nam H., Cha H., Kim M. // Journal of Physical Therapy Science. - 2016. № 28. - Р. 21022104.

9. Efficacy of the Star Excursion Balance Tests in Detecting Reach Deficits in Subjects With Chronic Ankle Instability / Olmsted L.C., Carcia C.R, Hertel J, Shultz SJ. // Journal of Athletic Training. -2002. - № 37. - Р. 501-506.

REFERENCES

1. Ilicheva, O.V. and Sirakovskaya, Ya.V. (2019), "Methodology for the development of proprioceptive sensitivity of equestrian athletes aged 13-15 years at the training stage", Uchenye zapiski universi-teta im. P.F. Lesgafta, No.3 (169), pp. 119-125.

2. Popov, S.N., Haidari M., Gershburg M.I. (2013), "Proprioceptive and plyometric exercises in the rehabilitation of athletes after reconstruction of the anterior cruciate ligament", Doctor.RU, No, 10 (88), pp. 31-36.

3. Sirakovskaya Y.V. and, Ilicheva O.V. (2017), Development of coordination abilities in middle school students on the basis of improving the functions of sensory systems, monograph, Malakhovka,

4. Gonell, A.C., Romero, J.A.P. and Soler, L.M. (2015), "Relationship between the Y - balance test scores and soft tissue injury incidence in a soccer team", Sports Phys Therapy, Np. 10, pp. 955-966.

5. Fuller, C.W., Ekstrand, J. and Junge A. (2006), "Consensus statement on injury definitions and data collection procedures in studies of football (soccer) injuries", British Journal of Sports Medicine, Np. 40, pp. 193-201.

6. Hubscher, M., Zech, A., Pfeifer, K., Hansel, F. and Vogt, L. (2011), "Neuromuscular training for sports injury prevention: a systematic review", British Journal of Sports Medicine, No. 45(1), pp. 7576.

7. Jibi, P. (2016), "Effectiveness of technical training vs. proprioceptive training to prevent recurrence of ankle sprains in Volleyball players - A comparative study", International Journal of Medical and Exercise Science, No. 2 (3), pp. 187-204.

8. Nam, H., Nam, H., Cha, H. and Kim, M. (2016), "The effects of exercising on an unstable surface on the gait and balance ability of normal adults", Journal of Physical Therapy Science, No. 28, pp. 2102-2104.

9. Olmsted, L.C., Olmsted, L.C., Carcia, C.R, Hertel, J. and Shultz, SJ. (2002), "Efficacy of the Star Excursion Balance Tests in Detecting Reach Deficits in Subjects With Chronic Ankle Instability", Journal of Athletic Training, No.37, pp. 501-506.

Контактная информация: ilichovao@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2022

УДК 796.011.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Максим Петрович Анисимов, кандидат педагогических наук, Татьяна Александровна Зюзьгина, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный аграрный

университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Цель исследования заключается в разработке, научном обосновании и апробации методики организации физического воспитания учащихся высших учебных заведений, состояние здоровья которых требует иного, избирательного подхода к выбору средств, учитывающих их особенности. Показано, что предложенная методика, реализованная в рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту ориентированная на использование оздоровительной ходьбы как основного средства позволила повысить уровень физической работоспособности, работоспособности дыхательной системы и адаптации сердечно - сосудистой системы к физической нагрузке. В качестве методов исследования использовались: анализ и обобщение литературы, тестирование, педагогический эксперимент, обработка результатов.

Ключевые слова: оздоровительная ходьба, специально-медицинская группа, функциональное состояние, здоровье.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p25-29

EFFECTIVENESS OF RECREATIONAL WALKING AS A MEANS OF PHYSICAL EDUCATION IN PRACTICAL ACTIVITIES WITH STUDENTS WITH POOR

HEALTH

Maxim Petrovich Anisimov, the candidate of pedagogical sciences, Tatiana Alexandrina

Zyuzgina, the senior teacher, St. Petersburg State Agrarian University, St. Petersburg

Abstract

The aim of the study is to develop, scientifically substantiate and test the methodology for the organization of physical education of students of higher educational institutions whose state of health requires the different, selective approach to the choice of means that take into account their characteristics. It has been shown that the proposed technique, implemented within the framework of elective disciplines in physical culture and sports, focused on the use of recreational walking as the main means, made it possible to increase the level of physical performance, the functioning of the respiratory system and the adaptation of the cardiovascular system to physical activity. As research methods, the following were used: analysis and synthesis of literature, testing, pedagogical experiment, processing of results.

Keywords: wellness walking, special medical group, functional state, health.

ВВЕДЕНИЕ

Специалистами установлено, что циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме, являются общедоступными по ряду признаков и характеризуются оздоровительным эффектом [3, 4]. Основываясь на многочисленных результатах исследований в области здоровья человека можно выделить прямую его зависимость от уровня физической активности. Кроме того, известно, что двигательная активность является тем средством, которое наилучшим образом и положительно оказывает воздействие на все функциональные системы и органы человеческого организма, тем самым активизируя все его биологические процессы. Двигательная активность студента, развитие культуры движений их выполнения являются неотъемлемой частью формирования здорового образа жизни [2, 6, 8].

Не которые авторы в своих исследованиях говорят о том, что среди учащихся вузов по разным причинам занятия физическими упражнениями, особенно в рамках учебных занятий воспринимаются негативно, объясняя, тем, что эти занятия отнимают у них силы и не дают сосредоточиться на подготовке к другим учебным занятиям [2].

В связи с этим у учащихся с ослабленным здоровьем формируется низкий уровень мотивации и отрицательное отношение к систематическим занятиям физическими

упражнениями - это становиться ярко выраженной проблемой, что требует от преподавателей поиска наиболее эффективных средств воздействия на организм студентов данной категории. Как показывает анализ научно методической литературы, ряд авторов утверждают, что систематические циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме, обладают выраженным эффектом и рекомендуются для повышения уровня здоровья у занимающихся, которые имеют ряд хронических заболеваний. Подчеркивая при этом то, что оздоровительная ходьба, в частности на открытом воздухе обладает простотой использования, дозированием нагрузки и тем самым является общедоступной во всем разнообразии циклических упражнений [1, 4, 7].

Это в свою очередь и определяет актуальность выбранного исследования о пользе ходьбы как универсального средства для оздоровления всего организма. Многие известные специалисты утверждают, что ходьба - это самый прямой путь к нашему человеческому естеству и ходьба наиболее доступное упражнение для любого человека, которое оказывает положительное воздействие на функции организма.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, в нем участвовали 25 студентов обучающихся по основной профессиональной образовательной программе направления подготовки бакалавра «Агрономия», но на основании медицинского осмотра отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) и имеющие ограничения в сдаче контрольных нормативов по дисциплине физическая культура. В начале эксперимента было проведено тестирование с использованием методов для определения физической работоспособности и оценки сердечно - сосудистой системы и ее адаптации к физической нагрузке на основе пробы Руфье, оценки состояния дыхательной системы проб Штанге и Генчи.

Разработанная и предложенная методика, включающая оздоровительную ходьбу как основное средство физического воспитания студентов, имеющих ряд ограничений по медицинским показателям, была внедрена в систему учебно-практических занятий, проводившихся в соответствии с учебным планом по основной профессиональной образовательной программе направления подготовки бакалавра «Агрономия», предусматривающего занятия в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» объёмом 4 часа в неделю. Данная методика использовалась на занятиях у обучающихся в течение осеннего семестра (сентябрь - январь).

Первый месяц занятий являлся своего рода подготовительным периодом, предусматривающим выполнение общеразвивающих физических упражнений равномерным методом, с акцентом на развитие общей выносливости. Оздоровительная ходьба в этот период составляла 20-25 минут и интенсивностью, не превышающей порога частоты сердечных сокращений 120 уд/мин. Занимающимся было рекомендовано при выполнении данных упражнений акцентировать внимание и контролировать равномерность дыхания, работу рук, положение рук и плечевого пояса. В качестве разминки студентам предлагалось выполнение следующих упражнений в ходьбе: ходьба с переменным изменением ширины шага, с правой ноги короткий шаг, а с левой - большой и на оборот; ходьба короткими быстрыми шагами; ходьба энергичным с крестным шагом поочередно левым и правым боком; ходьба выпадами и ходьба перекатом с пятки на носок. Во время основной части занятия студенты занимались оздоровительной ходьбой, выполняя упражнения с интенсивностью в пределах оптимальной частоты сердечных сокращением с чередованием работы и активного отдыха, 5 минут работы и 3 минуты отдыха. При завершении подготовительного периода объём и интенсивность физической нагрузки корректировались, на последующих занятиях оздоровительной ходьбой студентам предлагалось выполнять упражнения с чередованием скорости движения, с увеличением продолжительности

упражнения в основной части занятия в соотношении 10 минут работы и 5 мнут активного отдыха, с повышением общей продолжительности оздоровительной ходьбы в рамках одного занятия до 40-45 минут.

В конце семестра было проведено повторное тестирование функциональных систем организма студентов, участвующих в эксперименте.

Полученные результаты в процессе апробации методики практических занятий со студентами, отнесенных по результатам медицинского контроля к специальной медицинской группе представлены в таблице.

Таблица - Динамика показателей физиологического уровня функционального состояния организма студентов экспериментальной группы_

Показатели Статистические данные (Ыст.=25) Р

До эксперимента После эксперимента

М±т М±т

Проба Руфье Диксона 29,2±0,66 33,1±0,65 Р<0,05

Проба Штанге (сек) 34,1±0,9 43,8±1,0 Р<0,05

Проба Генчи (сек) 11,4±0,7 16,1±0,8 Р<0,05

Данные, показанные в таблице, позволяют говорить о положительной динамике показателей физиологического уровня функционального состояния организма студентов, занимающихся с использованием предложенной методики. Анализируя значения показателей до эксперимента и после эксперимента, мы видим, что во всех тестовых пробах есть положительные изменения. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности оздоровительной ходьбы как средства физического воспитания учащихся вузов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация разработанной методики в ходе педагогического эксперимента позволила студентам СМГ достоверно добиться выраженного повышения уровня работоспособности, улучшения общего самочувствия, улучшения функционального состояния сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы. Что в свою очередь подчеркивает степень эффективности оздоровительной ходьбы в процессе физического воспитания студентов вуза как здоровьесберегающего фактора в образовательной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балышева Н.В. Укрепление здоровья студенток, имеющих нарушения сердечнососудистой системы, средствами дозированной оздоровительной ходьбы и бега : дис. ... канд. пед. наук / Балышева Наталья Владимировна. - Белгород, 2010. - 234 с.

2. Горелов А.А. К вопросу об использовании самостоятельной физической тренировки в образовательном пространстве современного вуза / А.А. Горелов, В. Л. Кондаков, А.Н. Усатов // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 1. - С. 3-4.

3. Пальвинская Л.В. Динамика физической подготовленности студенток с функциональными нарушениями сердечно-сосудистой системы после использования методики применения ста-тодинамических нагрузок с дифференцированным их дозированием / Л.В. Пальвинская // Международная научно-практическая конференция по проблемам физической культуры и спорта государств - участников Содружества Независимых Государств : в 4 ч./ Белорус. гос. ун-т физ. культу-ры. - Минск : БГУФК, 2012.- Ч. 3. - С. 389-391.

4. Мазепа С.В. Исследование физической работоспособности студенток первого курса Гомельского государственного медицинского университета с использованием пробы Руфье / С.В. Мазепа, С.А. Ломако, В.С. Кульбеда // Международная научно-практическая конференция по проблемам физической культуры и спорта государств - участников Содружества Независимых Государств : в 4 ч./ Белорус. гос. ун-т физ. культу-ры. - Минск : БГУФК, 2012.- Ч. 3. - С. 94-95.

5. Румба О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп : дис. ... д-ра пед. наук / Румба Ольга Геннадьевна. - Санкт-Петербург, 2012. - 472 с.

6. Колясов Р.Р. Прикладная физическая культура и спорт в вузе / Р.Р. Колясов, В.Н. Колясо-ва, О.А. Корнев // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и

адаптивной физической культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Казань, 2016. - С. 537-540.

7. Стафеева А.В. Методика применения оздоровительной ходьбы на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе со студентами с хроническими заболеваниями / А.В. Стафеева, Е. Л. Григорьева, А.Н. Гусев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2018. - Т. 7, № 1 (22). - С. 213-215.

8. Юсупов Ш.Р. Роль и место физической культуры и спорта в региональном опыте формирования «человеческого капитала» (на примере Республики Татарстан) / Ш.Р. Юсупов, Е.В. Фролова, Р.Р. Колясов // Культура физическая и здоровье. - 2017. - Т. 62, № 2. - С. 96-100.

REFERENCES

1. Balysheva, N.V. (2010), Strengthening the health of students with cardiovascular disorders by means of dosed recreational walking and running, dissertation, Belgorod.

2. Gorelov, A.A., Kondakov, V.L. and Usatov, A.N. (2013), "On the use of independent physical training in the educational space of a modern university", Physical education of students, No. 1, pp 3-4.

3. Palvinskaya L.V. (2012), "Dynamics of physical fitness of students with functional disorders of the cardiovascular system after using the technique of applying statodynamic loads with their differentiated dosing", International Scientific and Practical Conference on Physical Culture and Sports of the Member States of the Commonwealth of Independent States, Belarusian. State un-t physical. cult-ra., Minsk, pp 388-391.

4. Mazepa S.V., Lomako S.A., Kulbeda V.S. (2012) "Research of physical efficiency of students of the first course of the Gomel state medical university with test use Rufier", International academic and research conference on problems of physical culture and sport of the State Parties of the Commonwealth of Independent States, Belarusian. State un-t physical. cult-ra, Minsk, pp 94-95.

5. Rumba, O.G. (2012), System ofpedagogical regulation of motor activity of students of special medical groups, dissertation, St. Petersburg.

6. Kolyasov, R.R., Kolyasova, O.A. and Kornev, V.N. (2016), "Applied physical culture and sports at the university", Problems and prospects ofphysical education, sports training and adaptive physical culture: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, pp. 537-540.

7. Stafeeva A.V., Grigoryeva E.L. and Gusev A.N. (2018), "The methodology of applying wellness walking in physical education classes in a special medical group with students with chronic diseases", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 7, No. 1(22), pp. 213-215.

8. Yusupov, Sh. R., Frolova, E.V. and Kolyasov, R.R. (2017), "The role and place of physical culture and sports in the regional experience of the formation of "human capital" (on the example of the Republic of Tatarstan )", Culture physical and health, Vol. 62, No. 2, pp. 96-100.

Контактная информация: bysido2006@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.04.2022

УДК 796.41

ВЛИЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИЙ СПОРТИВНО-ГИМНАСТИЧЕСКИХ ШОУ ПРОГРАММ НА ИХ ЗРЕЛИЩНОСТЬ

Евгений Евгеньевич Биндусов, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Екатерина Александровна Янкина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Евгений Николаевич Крикун, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой, Московская государственная академия физической культуры Московская область, Малаховка

Аннотация

Вопросы зрелищности в технико-эстетических видах спорта являются весьма актуальными, т.к. это показатель во многом определяет результат выступлений. Однако, эта тема непроста, потому что оценка зрелищности носит крайне субъективный характер. В теории «художественных» видов спорта определен широкий ряд характеристик, раскрывающих зрелищность упражнений. Гипо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.