Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ МИНИ-ФУТБОЛОМ НА КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ МИНИ-ФУТБОЛОМ НА КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
интеллектуальные нарушения / координационные способности минифутбол / дети / младший школьный возраст / intellectual disabilities / coordination abilities / mini-football / children / primary school age

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богданов И.А., Стеценко Н.В.

В настоящее время интеллектуальные нарушения становятся предметом множества исследований. В статье представлена экспериментальная методика для повышения уровня развития координационных способностей детей с интеллектуальными нарушениями средствами мини-футбола. В ходе исследования были проанализированы процедуры и методы физической культуры и определены направления коррекционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PLAYING MINI FOOTBALL ON CHILDREN'S COORDINATION ABILITIES WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Currently, intellectual disabilities are the subject of many studies. The article presents an experimental technique for increasing the level of development of coordination abilities of children with intellectual disabilities using mini-football. During the study, procedures and methods of physical education were analyzed and directions for correctional activities were determined.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ МИНИ-ФУТБОЛОМ НА КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

УДК 796 Богданов И.А., Стеценко Н.В.

Богданов И.А.

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Казань, Россия)

Стеценко Н.В.

к.п.н.

Волгоградская государственная академия физической культуры

(г. Волгоград, Россия)

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ МИНИ-ФУТБОЛОМ НА КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация: в настоящее время интеллектуальные нарушения становятся предметом множества исследований. В статье представлена экспериментальная методика для повышения уровня развития координационных способностей детей с интеллектуальными нарушениями средствами мини-футбола. В ходе исследования были проанализированы процедуры и методы физической культуры и определены направления коррекционной деятельности.

Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, координационные способности мини-футбол, дети, младший школьный возраст.

Введение: Умственная отсталость - одно из самых распространенных заболеваний человека. Такие специалисты как М.С. Певзнер, Б.И. Лубовский, Я.К. Шифф и др., изучающие этот вид нарушения развития, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние задержки психического развития,

2057

клинически характеризующееся разнообразными физическими, психическими, интеллектуальными и эмоциональными симптомами.

Рекомендации ВОЗ предупреждают, что образование должно быть организовано в соответствии с физическими, медицинскими и функциональными возможностями, имеющимися у детей-инвалидов. Это имеет большое значение для детей с нарушениями интеллекта. О.П. Гаврилушкина и А.А. Егорова отмечают, что даже когда дети проявляют интерес к манипулированию предметами и игровой деятельности, у них отмечается низкая степень самостоятельности в игровой деятельности, однообразные и нескоординированные движения, неспособность четко различать и соблюдать правила игры, незрелое развитие социального сознания и социальных понятий, коммуникативных инструментов, отмечается недостаток творчества и воображения, недостаток воображения. Все это негативно влияет на приобретение опыта двигательной игры, что, в свою очередь, снижает мотивацию ребенка к обучению играм с мячом. Однако в то же время выполнение заданий в игре повышает продуктивность детей с нарушениями интеллекта.

Считается, что игра с мячом играет коррекционную и образовательную роль, стимулируя когнитивные процессы (внимание, восприятие, воображение), развитие зрительно-моторной координации и продуктивность детей в различных видах деятельности, включая взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Поэтому существует необходимость исследовать и оценить навыки детей детей с интеллектуальными нарушениями у младших школьников в процессе игры в мини-футбол.

Цель исследования: оценить влияние разработанной методики занятий мини-футболом на развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по мини-футболу.

2058

Предмет исследования: методика развития координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями на учебно-тренировочных занятиях по мини-футболу.

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, контрольные испытания, педагогический эксперимент, математическая статистика.

Результаты исследования. В основу разработки методики развития координационных способностей были положены результаты анализа и обобщения научно-методической литературы по проблеме исследования.

При разработке методики развития координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями учитывались общие принципы дидактики: сознательности, активности, наглядности, доступности, постепенности, последовательности и индивидуализации.

Целью применения методики выступает повышение уровня развития координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.

Выполнение упражнений, направленных на развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями осуществлялся следующими основными методами: 1) стандартно-повторного выполнения упражнения, 2) вариативного выполнения упражнения, 3) игровым методом.

Метод стандартно-повторного упражнения использовался в начале применения методики при освоении комплексов упражнений.

Метод вариативного упражнения применялся после усвоения комплексов упражнений, когда возникла необходимость повышения координационной сложности упражнений, путем изменения способа выполнения и преобразования условий самих движений.

В рамках игрового метода проводились подвижные игры.

В течение эксперимента в ЭГ проводились тренировочные занятия по мини-футболу с включением разработанных нами комплексов упражнений и игровых

2059

заданий, направленных на развитие различных видов координационных способностей. В КГ занятия строились по традиционной методике без акцента на координацию.

При разработке комплексов учитывались психофизические особенности детей 11-13 лет с нарушениями интеллекта: сниженная способность к приему и переработке информации, нарушения памяти и внимания, недостаточная сформированность понятий и представлений, трудности понимания словесных инструкций и объяснений [16]. В связи с этим в экспериментальной методике широко использовались наглядные методы обучения (показ упражнений, графические изображения, видеоматериалы), методы активизации сознания при освоении движений (двигательные установки, образные сравнения, анализ ошибок), игровой и соревновательный методы, эффект новизны и неожиданности заданий. Упражнения подбирались доступные по сложности, эмоционально насыщенные, требующие концентрации внимания.

Обучающая часть методики состоит из 6 блоков упражнений:

1. Упражнения на развитие способности к дифференцированию различных параметров движений.

2. Упражнения на развитие способности к ориентированию в пространстве.

3. Упражнения на развитие способности к равновесию.

4. Упражнения на развитие способности к согласованию движений.

5. Упражнения на развитие способности к перестроению двигательных действий.

6. Подвижные игры и игровые задания.

По окончании эксперимента было проведено повторное тестирование испытуемых обеих групп для оценки динамики показателей координационных способностей (Таблица 1).

2060

Таблица 1. Динамика показателей координационных способностей у детей 11-13 лет с нарушениями интеллекта в ходе эксперимента (M±m).

Тесты Группы Этапы эксперимента Прирост, % Р

Начало Конец

Ведение мяча 30 м (с) КГ 7,6±0,3 6,9±0,2 9,2 <0,05

ЭГ 7,4±0,4 5,9±0,3 20,3 <0,01

Удары по воротам на точность(кол-во) КГ 1,1±0,2 2,0±0,3 81,8 <0,05

ЭГ 1,2±0,3 3,5±0,4 191,7 <0,01

Жонглирование мячом (кол-во) КГ 4,1±0,4 6,1±0,5 48,8 <0,05

ЭГ 4,3±0,5 9,7±0,8 125,6 <0,01

Бег с ведением мяча (с) КГ 8,7±0,3 8,1±0,2 6,9 >0,05

ЭГ 8,5±0,4 6,7±0,3 21,2 <0,01

Слаломный бег с мячом (с) КГ 14,2±0,6 13,0±0,4 8,5 >0,05

ЭГ 14,0±0,5 11,2±0,4 20 <0,01

Полоса препятствий с мячом (с) КГ 21,8±1,1 19,5±0,7 10,6 >0,05

ЭГ 21,5±0,9 16,4±0,6 23,7 <0,01

Примечание: М - среднее арифметическое значение, т - стандартная ошибка среднего, р - достоверность различий между началом и концом эксперимента.

В ходе эксперимента положительная динамика показателей координационных тестов отмечалась как в КГ, так и в ЭГ, однако выраженность изменений и их достоверность были различны. В КГ статистически значимое улучшение результатов (р<0,05) произошло лишь в трех тестах из шести: «Ведение мяча 30 м», «Удары по воротам на точность» и «Жонглирование мячом». Прирост в остальных тестах был менее выражен и недостоверен (р>0,05).

Напротив, в ЭГ наблюдалось достоверное улучшение показателей по всем шести тестам (р<0,01), причем темпы прироста в большинстве случаев в 2-3 раза превышали таковые у детей КГ. Так, в тесте «Ведение мяча 30 м» результат в ЭГ улучшился на 20,3%, в то время как в КГ - лишь на 9,2%. В тесте «Удары по воротам на точность» прирост в ЭГ составил 191,7% против 81,8% в КГ. Количество набиваний мяча при жонглировании в ЭГ возросло на 125,6%, в КГ - на 48,8%.

2061

Значительная положительная динамика координационных способностей у испытуемых ЭГ была обеспечена, на наш взгляд, комплексным воздействием экспериментальной методики на компоненты координации посредством систематического использования на тренировках специальных упражнений и игровых заданий с мячом. Дополнительными факторами эффективности методики явились учет психофизических особенностей детей с нарушениями интеллекта, адекватный подбор средств и методов педагогического воздействия, постепенное повышение координационной сложности упражнений, эмоциональная насыщенность занятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ванюшкин, В.А. Исследование развития координационных способностей и психических функций у детей с легкой степенью умственной отсталости / В.А. Ванюшкин;

1. И.А. Третьякова // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 2. -С. 40-44.

2. Волошина, Л.Н. Готовность старших дошкольников с задержкой психического развития к освоению игр с мячом / Л.Н. Волошина, К.Е. Панасенко // Перспективы науки и образования. - 2022. - № 6 (60). - С. 304-318;

3. Гаврилушкина, О.П. Игровая деятельность дошкольников при интеллектуальных расстройствах / О.П. Гаврилушкина, А.А. Егорова // Психологическая наука и образование. - 2007. - Том 12. - № 5. - С.152-158;

4. Дробышева, С.А. Методика развития координационных способностей школьников 12-13 лет с нарушением интеллекта / С.А. Дробышева, А.И. Дивинская, И.Ю. Рукавишникова // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения: сборник материалов Всероссийской с международным

2062

участием научнопрактической конференции (Волгоград, 21-22 октября 2020 г.). -Том 1. - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2020. - С.131-137;

5. Карасев, Е.С. Начальная подготовка молодых людей с умеренной умственной отсталостью в мини-футболе / Е.С. Карасев, Л.В. Шапкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1(95). - С. 61-68;

6. Киринцева, Л.Ю. Влияние игры с мячом на координационные способности старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями / Л.Ю. Киринцева, Ю.Ю. Алексина // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. -2011. - № 8. - С. 70-74;

7. Максимова, С.Ю. Модель музыкально-двигательного адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, Н.А. Фомина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 1. - С. 63-65;

8. Shenkelberd M.A., Brown and Russell R. Pate Preschool Environmental Influences on Physical Activity in Children with Disabilities / Michaela A. Shenkelberd, Kerry L. Mciver, William H. // Medicine and Science in Sports and Exercise. - 2020. - Is. 52 (12). - P. 2682-2689;

9. Sterman J. Outdoor play decision-making by families, schools, and local government for children with disabilities / J. Sterman // Scandinavian Journal of Occupational Therapy. - 2019. - Is. 26 (7). - P. 484-495;

10. Tafuri, D. Development of cognitive, creative and relational skills in the child through the game / D. Ta2furi, F. Perrotta, A. D'Andria // Acta Medica Mediterranea. -2019. - V. 35(6). - Р. 2993-2997

2063

Bogdanov I.A., Stetsenko N. V.

Bogdanov I.A.

Volga State University physical culture, sports and tourism

(Kazan, Russia)

Stetsenko N.V.

Volgograd State Academy of Physical Culture (Volgograd, Russia)

INFLUENCE OF PLAYING MINI FOOTBALL ON CHILDREN'S COORDINATION ABILITIES WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Abstract: currently, intellectual disabilities are the subject of many studies. The article presents an experimental technique for increasing the level of development of coordination abilities of children with intellectual disabilities using mini-football. During the study, procedures and methods of physical education were analyzed and directions for correctional activities were determined.

Keywords: intellectual disabilities, coordination abilities, mini-football, children, primary school age.

2064

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.