Научная статья на тему 'Техническая подготовка с учетом целевых установок многолетней тренировки юных спортсменов в мини-футболе'

Техническая подготовка с учетом целевых установок многолетней тренировки юных спортсменов в мини-футболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мини-футбол (футзал) / юные спортсмены / многолетняя тренировка / игровые действия / техническая подготовка / средства и методы тренировки / futsal / junior footballers / long-term training / playing actions / technical fitness / training methods and tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Плешаков

Цель исследования – экспериментально обосновать и оценить эффективность комплексного применения средств и методов технической подготовки с учетом целевых установок многолетней тренировки юных спортсменов в мини-футболе. Методика и организация исследования. В изучении приняли участие спортсмены 7-9 лет (n=36 человек), занимающиеся мини-футболом (футзалом). Объем, содержание и направленность процесса технической подготовки во время педагогического эксперимента планировались на основе целевых установок многолетней тренировки юных спортсменов. Решение задач обучения с меньшими затратами времени и усилий обеспечивалось за счет систематизации изучаемого материала и определения рациональной последовательности обучения технике. Обучение технике проводилось с помощью специальных упражнений, направленных на овладение множеством простых технических приемов и широким арсеналом двигательных навыков на основе повторного метода выполнения двигательного задания. Результаты исследования и выводы. Комплексное применение средств и методов технической подготовки с учетом целевых установок многолетней тренировки юных спортсменов в мини-футболе способствует созданию «школы движений», что обеспечивает спортсмену эффективное участие в игровом процессе. Представленная методика достаточно универсальна и может быть внедрена в занятия с юными спортсменами, специализирующимися в мини-футболе (футзале), как наиболее эффективный подход в начальном обучении спортсменов основам игровых видов спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TRAINING GOAL BASED TE CHNICAL TRAINING MODEL IN LONG-TERM BEGINNER FUTSAL TRAINING SYSTEM FOR 7-9 YEAR -OLDS

Objective of the study was to test by experiment a new futsal technical training system with its goals in the long-term training process. Methods and structure of the study. The new futsal technical training system testing experiment was run at Sergiev Posad Sports School in the Moscow Oblast in 2018 to 2021. We sampled for the three-year experiment the 7-9-year-old (n=36) futsal players. The futsal technical training system was customized in the training times, content and priorities as dictated by the long-term training mission and goals. The technical training was designed on a timeand cost-efficient basis by the training material being well systematized and staged to facilitate prudent sequencing of the individual technical progress. Every technical skill was mastered and excelled by special exercises so that to work out every technical element on a versatile basis, with reasonable repetitions of every motor action. Results and conclusion. On the whole, the progress was the highest in the non-lead leg and both-legs ball control skills tests. An intergroup progress analysis found the poor progress in the both-legs test in the Control Group being probably due to the backlogs and inefficiencies in the non-lead leg ball control skills training service. The new combined futsal technical training model complementary to the longterm training process was tested beneficial as it facilitates progress in the ‘movement schooling’ process with a special focus on the relevant technical fitness and competitive progress elements. The new futsal technical training model analyzed herein is designed on a reasonably customizable basis and, hence, may be recommended for application in the beginner futsal trainings and other team sports basics training systems.

Текст научной работы на тему «Техническая подготовка с учетом целевых установок многолетней тренировки юных спортсменов в мини-футболе»

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА С УЧЕТОМ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В МИНИ-ФУТБОЛЕ

УДК/UDC 796.015

Поступила в редакцию 25.10.2021 г.

А.А. Плешаков1

1Московский политехнический университет, Москва

NEW TRAINING GOAL BASED TECHNiCAL TRAINING MODEL iN LONG-TERM BEGiNNER FUTSAL TRAINING SYSTEM FOR 7-9 YEAR-OLDS

A.A. Pleshakov1

1 Moscow Polytechnic University, Moscow

Информация для связи с автором: a.a.pleshakov@mospolytech.ru

Аннотация

Abstract

Цель исследования - экспериментально обосновать и оценить эффективность комплексного применения средств и методов технической подготовки с учетом целевых установок многолетней тренировки юных спортсменов в мини-футболе.

Методика и организация исследования. В изучении приняли участие спортсмены 7-9 лет (п=36 человек), занимающиеся мини-футболом (футзалом). Объем, содержание и направленность процесса технической подготовки во время педагогического эксперимента планировались на основе целевых установок многолетней тренировки юных спортсменов. Решение задач обучения с меньшими затратами времени и усилий обеспечивалось за счет систематизации изучаемого материала и определения рациональной последовательности обучения технике. Обучение технике проводилось с помощью специальных упражнений, направленных на овладение множеством простых технических приемов и широким арсеналом двигательных навыков на основе повторного метода выполнения двигательного задания. Результаты исследования и выводы. Комплексное применение средств и методов технической подготовки с учетом целевых установок многолетней тренировки юных спортсменов в мини-футболе способствует созданию «школы движений», что обеспечивает спортсмену эффективное участие в игровом процессе. Представленная методика достаточно универсальна и может быть внедрена в занятия с юными спортсменами, специализирующимися в мини-футболе (футзале), как наиболее эффективный подход в начальном обучении спортсменов основам игровых видов спорта.

Ключевые слова: мини-футбол (футзал), юные спортсмены, многолетняя тренировка, игровые действия, техническая подготовка, средства и методы тренировки.

Objective of the study was to test by experiment a new futsal technical training system with its goals in the long-term training process. Methods and structure of the study. The new futsal technical training system testing experiment was run at Sergiev Posad Sports School in the Moscow Oblast in 2018 to 2021. We sampled for the three-year experiment the 7-9-year-old (n=36) futsal players. The futsal technical training system was customized in the training times, content and priorities as dictated by the long-term training mission and goals. The technical training was designed on a time- and cost-efficient basis by the training material being well systematized and staged to facilitate prudent sequencing of the individual technical progress. Every technical skill was mastered and excelled by special exercises so that to work out every technical element on a versatile basis, with reasonable repetitions of every motor action.

Results and conclusion. On the whole, the progress was the highest in the non-lead leg and both-legs ball control skills tests. An intergroup progress analysis found the poor progress in the both-legs test in the Control Group being probably due to the backlogs and inefficiencies in the non-lead leg ball control skills training service.

The new combined futsal technical training model complementary to the long-term training process was tested beneficial as it facilitates progress in the 'movement schooling' process with a special focus on the relevant technical fitness and competitive progress elements. The new futsal technical training model analyzed herein is designed on a reasonably customizable basis and, hence, may be recommended for application in the beginner futsal trainings and other team sports basics training systems.

Keywords: futsal, junior footballers, long-term training, playing actions, technical fitness, training methods and tools.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Стремительный рост спортивных результатов и уровня подготовленности, спортсменов, специализирующихся в мини-футболе (футзале) требует постоянного совершенствования начального обучения техническим элементам игры на этапах многолетней подготовки [2, 6]. Необходимо разрабатывать новые средства и методы технической подготовки юных спортсменов, которые обеспечивают повышение эффективности тренировочного и соревновательного процесса [1, 3].

Достижение высоких показателей результативности игровых действий в мини-футболе во многом определяется

технической подготовленностью игрока, база которой закладывается на начальном этапе подготовки [5]. Овладение рациональной и эффективной техникой, по мнению разных авторов [4], обуславливается многими факторами: развитием способности юного спортсмена координировать свои движения, формированием точности движений, уровнем развития основных и специальных физических качеств, способностью усваивать изучаемый материал. Для обеспечения этого процесса требуется постоянный поиск эффективных средств и методов подготовки, комплексное применение

20

http://www.teoriya.ru

№!• 2022 Январь | Yanuary

которых определяется целевыми установками многолетней тренировки юных спортсменов в мини-футболе.

Цель исследования - экспериментально обосновать и оценить эффективность комплексного применения средств и методов технической подготовки с учетом целевых установок многолетней тренировки юных спортсменов в мини-футболе.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе МБУ «Спортивная школа «Сергиев Посад» Сергиево-Посадского городского округа Московской области в период с 2018 по 2021 гг. В исследовании приняли участие спортсмены 7-9 лет (п=36 человек), занимающиеся мини-футболом (футзалом). Объем, содержание и направленность процесса технической подготовки во время педагогического эксперимента планировались на основе целевых установок многолетней тренировки юных спортсменов. Решение задач обучения с меньшими затратами времени и усилий обеспечивалось за счет систематизации изучаемого материала и определения рациональной последовательности обучения технике. Обучение технике проводилось с помощью специальных упражнений, направленных на овладение множеством простых технических приемов и широким арсеналом двигательных навыков на основе повторного метода выполнения двигательного задания.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование технической подготовленности юных футболистов проводилось на основании анализа динамики результатов в ведении мяча удобной и неудобной ногой, индекса технической подготовленности и жонглировании в течение трехлетнего педагогического эксперимента дважды в год (см. таблицу).

В результате проведения тренировочных занятий наблюдалось повышение технической подготовленности, причем уже через шесть месяцев тренировок по различным методикам юные футболисты экспериментальной (ЭГ) группы показали достоверно более высокие результаты в ведении неудобной ногой, (р<0,05), а через год - в ведении мяча удобной ногой (р<0,01). В дальнейшем наблюдалось увеличение разрыва в результатах тестирования, о чем свидетельствует повышение критерия Стьюдента, который по окончании эксперимента составлял 8,485 и 8,929 для ведения мяча удобной и неудобной ногами, соответственно. В течение трехлетнего эксперимента относительный прирост времени ведения

Показатели технической подготовленности юных спортсменов в мини

мяча удобной и неудобной ногами в контрольной группе (КГ) составлял 44,7 и 55,5 %, в ЭГ - 74,5 и 98,5 %, соответственно.

В ходе тренировочного процесса наблюдался рост ИТП, однако, через шесть месяцев тренировок юные спортсмены ЭГ достоверно опережали своих сверстников из КГ на уровне значимости 0,05. В дальнейшем разрыв между индексами технической подготовленности у детей КГ и ЭГ продолжал увеличиваться, и по окончании эксперимента различия достигли уровня значимости 0,001. Значение ИТП у юных спортсменов КГ увеличилось на 8,6 % в абсолютном выражении и на 19 % - в относительном. Прирост ИТП у юных футболистов ЭГ составил 24,9 % в абсолютном выражении и на 25 % - в относительном.

Анализ индивидуальных значений индекса технической подготовленности показал, что до эксперимента диапазон значений составлял в КГ 55-96 %, в ЭГ - 57-90 %. По окончании эксперимента значения ИТП в КГ находились в пределах 66-94 %, в ЭГ - 90-112 % (см. рисунок).

Результаты тестирования свидетельствуют о том, что после занятий юные футболисты ЭГ показали достоверно более высокие результаты в жонглировании удобной (р<0,01), неудобной (р<0,001) и двумя ногами (р<0,05). Разрыв между юными спортсменами КГ и ЭГ увеличивался, и по окончании третьего года эксперимента юные спортсмены ЭГ показали достоверно более высокие результаты во всех видах жонглирования на уровне значимости 0,001.

жонгл.у/н жонгл.н/н 20м у/н 20м н/н ИТП

|пкг иэг |

Относительный прирост показателей технической подготовленности юных спортсменов в мини-футболе КГ и ЭГ

-футболе контрольной и экспериментальной групп

Тесты № тестирования КГ M±m ЭГ M±m t р

Ведение 20 м удобной ногой, с 1 21,6 ± 0,8 22,1 ± 0,9 0,415 >0,05

2 19,3 ± 0,9 17,8 ± 0,6 1,387 >0,05

3 16,4 ± 0,6 13,8 ± 0,5 3,329 <0,01

4 14,8 ± 0,4 11,4 ± 0,6 4,715 <0,001

5 14,2 ± 0,4 10,3 ± 0,4 6,894 <0,001

6 13,7 ± 0,3 10,1 ± 0,3 8,485 <0,001

Ведение 20 м неудобной ногой, с 1 30,4 ± 1,5 30,6 ± 1,4 0,097 >0,05

2 25,7 ± 1,2 21,5 ± 1,1 2,580 <0,05

3 19,8 ± 1,2 14,4 ± 1,0 3,457 <0,01

4 19,0 ± 0,6 12,4 ± 0,4 9,153 <0,001

5 18,0 ± 0,7 11,2 ± 0,4 8,434 <0,001

6 17,2±0,7 10,4 ±0,3 8,929 <0,001

Индекс технической подготовленности 1 71,1± 2,1 72,2 ±2,5 0,337 >0,05

2 75,1± 2,3 82,8 ±2,8 2,125 <0,05

3 82,8 ±3,4 95,8 ±2,4 3,124 <0,01

4 77,9 ±3,2 91,9 ±2,2 3,605 <0,001

5 78,9 ±3,1 92,0 ±2,5 3,289 <0,01

6 79,7 ±3,0 97,1 ±2,6 4,358 <0,001

№1 • 2022 Январь | Yaпuary

http://www.teoriya.ru

21

Относительный прирост результатов в жонглировании удобной, неудобной и двумя ногами составил в КГ 18,6; 7,4 и 11,0 %, соответственно. В ЭГ прирост результатов в тех же тестах составил 26,4; 15,3 и 27,7 %%, соответственно.

Таким образом, максимальные различия отмечены в результатах жонглирования неудобной ногой и двумя ногами. Сопоставление величин прироста показателей у юных спортсменов КГ и ЭГ позволяет предположить, что невысокий прирост результатов жонглирования двумя ногами у детей контрольной группы обусловлен недостаточной степенью владения мячом неудобной ногой.

Вывод. Комплексное применение средств и методов технической подготовки с учетом целевых установок многолетней тренировки юных спортсменов в мини-футболе способствует созданию «школы движений», что обеспечивает спортсмену эффективное участие в игровом процессе. Представленная методика достаточно универсальна и может быть внедрена в занятия с юными спортсменами, специализирующимися в мини-футболе (футзале), как наиболее эффективный подход в начальном обучении спортсменов основам игровых видов спорта.

Литература

1. Алиев Э.Г. Мини-футбол (футзал): учебник / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2012. - 554 с.

2. Андреев С.Н. Мини-футбол (футзал): примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, В.С. Левин. - М.: Советский спорт, 2010. - 120 с.

3. Губа В.П. Теория и методика мини-футбола (футзала): учебное пособие / В.П. Губа. - М.: Спорт, 2016. - 200 с.

4. Иванов О.Н. Современная технология начальной подготовки спортивного резерва в футболе и мини-футболе / О.Н. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 11(189). - С. 189-197.

5. Маевский К.В. Методика интегральной подготовки юных спортсменов специализирующихся в мини-футболе (футзале) с акцентом на развитие функции внимания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / К.В. Маевский. - Волгоград, 2012. - 159 с.

6. Хрусталёв Г.А. Обучаем мини-футболу / Г.А. Хрусталёв, В.П. Губа // Физическая культура в школе. - 2013. - № 8. - С. 41-47.

References

1. Aliev E.G., Andreev S.N., Guba V.P. Mini-futbol (futzal) [Futsal]. Textbook. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2012. 554 p.

2. Andreev S.N., Aliev E.G., Levin V.S. Mini-futbol (futzal) [Futsal]. Sample program of sports training for youth sports school and Olympic Reserve sports schools. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2010. 120 p.

3. Guba V.P. Teoriya i metodika mini-futbola (futzala) [Theory and methodology of futsal]. Study guide. Moscow: Sport publ., 2016. 200 p.

4. Ivanov O.N. Sovremennaya tehnologiya nachalnoy podgotovki sport-ivnogo rezerva v futbole i mini-futbole [Modern technology of beginner sports reserve training in football and futsal]. Uchenye zapiski uni-versiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 11(189). pp. 189-197.

5. Mayevskiy K.V. Metodika integralnoy podgotovki yunykh sports-menov spetsializiruyushchikhsya v mini-futbole (futzale) s aktsentom na razvitie funktsii vnimaniya [integrated training method for junior futsal players with focus on development of attention function]. PhD diss.: 13.00.04. Volgograd, 2012. 159 p.

6. Khrustalev G.A., Guba V.P. Obuchaem mini-futbolu [We teach futsal]. Fizicheskaya kultura v shkole. 2013. No. 8. pp. 41-47.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

КОМПЛЕКС ТЕСТОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАСТОВ

Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Дарданова1 И.А. Щербаков1

Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

УДК/UDC 796.413

Ключевые слова: спортивная гимнастика, координационные способности, тестовые задания.

Введение. В спортивной гимнастике тренеры широко используют тесты, рекомендованные Федеральным стандартом спортивной подготовки, среди которых представлены задания на определение быстроты, силы, гибкости, выносливости и нет ни одного теста, который напрямую рекомендован для определения координационных способностей.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать комплекс тестовых заданий для оценки координационных способностей гимнастов на этапах многолетней спортивной подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика и организация исследования. Разработан основной комплекс тестовых заданий, определяющих кинес-тетико-дифференцировочные способности, способность сохранять статическое и динамическое равновесие и ориентацию в пространстве, обладающие высокой надежностью (0,56<г<0,90) и информативностью (0,69<г<0,93). Для контроля результатов тренировочной деятельности предложен вспомогательный комплекс координационных тестов, обладающий средней информативностью и надежностью. В эксперименте приняли участие 173 гимнаста различной квалификации. На всех этапах подготовки группа 1 формировалась изначально из лиц с достоверно более высоким уровнем координационной подготовленности, чем в группе 2.

Результаты исследования и их обсуждение. Групповой эксперимент подтвердил эффективность разработанных комплексов координационных тестов, которая выразилась

COORDiNATiON ABiLITiES RATING TESTS FOR GYMNASTS

PhD, Associate Professor N.A. Dardanova1 I.A. Shcherbakov1

1Smolensk State University of Sports, Smolensk

Поступила в редакцию 17.11.2021 г.

в достоверных межгрупповых отличиях показателей гимнастов на различных этапах многолетнего тренировочного процесса: на этапе начальной подготовки в прыжке с вращением на 90°, ходьбе по прямой 5 м с закрытыми глазами, тестовом задании «Аист» и интегральном показателе КП (р>0,01); на тренировочном этапе - в прыжке с вращением на 90° и на 180° (р>0,05), пробе Ромберга, поворотах вращением вокруг опорной ноги на узкой части гимнастической скамейки и интегральном показателе КП (р>0,01); на этапе спортивного совершенствования - в прыжке с вращением на 90° и на 180° (р>0,05), тестовом задании «Фламинго», поворотах прыжком на 360° на узкой части гимнастической скамейки и ходьбе по прямой 10 м с закрытыми глазами (р>0,01); на этапе высшего спортивного мастерства - в прыжке с вращением на 90°, прыжке с вращением на максимальное количество градусов (р>0,05), тестовом задании «Фламинго», поворотах вращением вокруг опорной ноги на узкой части гимнастической скамейки (р>0,01).

Выводы. Разработанные и апробированные тестовые задания при их внедрении в многолетнюю спортивную подготовку гимнастов позволят наиболее объективно производить отбор в группы на этапах многолетней спортивной подготовки, так как способствуют эффективному прогнозированию успешной спортивной деятельности в спортивной гимнастике.

Литература

1. Ботяев В.Л. Отбор и прогнозирование в спорте на основе показателей развития координационных способностей: монография. Сургут: СГПУ, 2011. - 214 с.

Информация для связи с автором: nat-dardanova@yandex.ru

22

http://www.teoriya.ru

№!• 2022 Январь | Yanuary

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.